санкций ЕС. В настоящий момент из-за наложенных санкций были полностью отключены от системы SWIFT крупнейшие банки РФ, а именно ВТБ, Сбербанк, Совкомбанк, Россельхозбанк, Открытие и т.д. Те банки, которые не отключены от системы SWIFT все равно находятся под санкциями (Уралсиб, Т-Банк) [4,2].
Для решения этой проблемы в 2019 году началась разработка единой платежной системы BRICS Pay. Она предназначена для использования на территории стран-участниц и объединяет их национальные платежные системы. Благодаря BRICS Pay конвертация в доллары через американские банки станет ненужной, так как платежи будут осуществляться с использованием национальных валют стран БРИКС.
Система BRICS Pay поспособствует сокращению зависимости от международных платежных систем, таких как SWIFT, Visa и Mastercard. Планируется, что полноценная работа BRICS Pay начнется с 2025 года.
В заключении можно отметить, что миграционная политика Китая успешно применяется для привлечения высококвалифицированных специалистов, стимулирования экономического роста и укрепления позиций страны на мировом рынке труда. Опыт КНР показывает, что грамотная миграционная политика может способствовать развитию экономики и решению проблем, связанных с демографией и занятостью населения. Применение китайского опыта в миграционной политике может быть полезным для формирования и реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, направленной на решение внутренних проблем и обеспечение устойчивого экономического развития страны.
Источники:
1. Маглинова, Т. Г. Современное положение международной трудовой миграции / Т. Г. Маглинова // Вестник Академии знаний. -2020. - № 38(3). - С. 157-161.
2. Маглинова, Т. Г. Международная миграция и современные тенденции / Т. Г. Маглинова // Вестник ИМСИТ. - 2021. - N° 3(87). -С. 25-28.
3. Амбарцумов С.С. Тенденции миграционной политики России // Вестник магистратуры. 2022. №10-2 (133). [Электронный ресурс].
- URL: https://cyberlOTinka.ru/article/n/tendentsii-migratsionnoy-politiki-rossii (дата обращения: 24.08.2024).
4. Михалева О.М., Кашникова В. В. Современная миграционная политика России // Экономика. Социология. Право. 2024. №1 (33). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-migratsionnaya-politika-rossii-1 (дата обращения: 23.08.2024).
5. Тао Лунцзе Особенности миграционной политики Китая в сфере образования // Science Time. 2023. №4 (111). [Электронный ресурс].
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-migratsionnoy-politiki-kitaya-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 23.08.2024).
6. Чанхай Лун, Коробеев А.И. Особенности миграционной политики современного Китая // Журнал российского права. 2010. №9 (165). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-migratsionnoy-politiki-sovremennogo-kitaya (дата обращения: 31.08.2024).
7. Министерство внутренних дел РФ [Электронный ресурс]. - URL: llttps://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracюnnaya (дата обращения: 20.08.2024).
8. Национальное бюро статистики КНР [Электронный ресурс]. - URL: https://www.stats.gov.cn/ (дата обращения: 25.08.2024).
EDN: YPNSHN
М.В. Маканникова - к.с.-х.н, доцент, заведующий кафедрой геодезии и землеустройства, Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия, [email protected],
M.V. Makannikova - candidate of agricultural sciences, associate professor, Head of the Department of Geodesy and Land Management, Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia;
Н.В. Бельмач - к.с.-х.н, доцент кафедры геодезии и землеустройства, Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия, [email protected],
N.V. Belmach - candidate of agricultural sciences, associate professor of the Department of Geodesy and Land Management, Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia;
Л.А Лапшакова - к.с.-х.н, доцент кафедры геодезии и землеустройства, Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия, [email protected],
L.A Lapshakova - candidate of agricultural sciences, associate professor of the Department of Geodesy and Land Management, Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ THE MAIN ASPECTS OF THE INTEGRATED DEVELOPMENT OF RESIDENTIAL DEVELOPMENT
Аннотация. В статье рассматриваются основы комплексного развития территории муниципального образования, представлена концепция пространственного развития г. Благовещенск. Целью исследования является рассмотрение особенностей комплексного развития территории и разработка мероприятий на примере одного из кварталов МО г. Благовещенск. Объектом исследования является территория кадастрового квартала 28:01:010178 города Благовещенск Амурской области. Предмет исследования - особенности комплексного развития территории по инициативе правообладателя. Также дана общая характеристика муниципального образования город Благовещенск, проанализирована его существующая планировочная структура. Представлен разработанный проект комплексного развития территории на примере земельного участка 28:01:010178:380. Проектом предложено строительство двух многоэтажных домов с благоустройством территории, что позволяет обеспечить комфортные условия для проживания населения. Представлены результаты эффективности проектных решений по благоустройству зоны отдыха с обустройством парковочных мест и озеленением территории.
Abstract. The article discusses the basics of the integrated development of the territory of the municipality, presents the concept of spatial development of Blagoveshchensk. The purpose of the study is to consider the features of the integrated development of the territory and the development of measures on the example of one of the quarters of the Blagoveshchensk municipal district. The object of the study is the territory of the cadastral quarter 28:01:010178 of the city of Blagoveshchensk, Amur region. The subject of the study is the features of the integrated development of the territory on the initiative of the copyright holder. The general characteristics of the municipal formation of the city of Blagoveshchensk are also given, and its existing planning structure is analyzed. The developed project of integrated development of the territory is presented on the example of a land plot 28:01:010178:380. The project proposes the construction of two multi-storey buildings with landscaping, which allows for comfortable living conditions for the population. The results of the effectiveness of design solutions for the improvement of the recreation area with the arrangement of parking spaces and landscaping of the territory are presented.
Ключевые слова: комплексное развитие территории, нормы градостроительного проектирования, инфраструктура, благоустройство территории, капитальные вложения.
Keywords: comprehensive development of the territory, norms of urban planning, infrastructure, landscaping, capital investments.
Введение
В современном мире комплексное развитие территории (КРТ) заключается в подходе, который учитывает все факторы развития выбранной территории, включая экономические, социальные, экологические и инфраструктурные аспекты. Комплексный подход предусматривает создание сбалансированной системы, в которой экономическое развитие не наносит вред социальному благополучию и экологической безопасности. Для оценки и понимания процесса комплексного развития территории возникает необходимость изучения не только нормативно-правовых актов, но и научной литературы, в которой анализируется различные методы, проблемы и подходы [1-4]. Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 №474 для укрепления устойчивого развития РФ, поддержания её культурных и экономических основ, ключевыми задачами являются рост численности граждан, улучшение их благосостояния и создание благоприятных условий для жизни. С учетом высоких потребностей для решения данных задач был разработан механизм комплексного развития территории, как инструмент, обновления территории занятыми устаревшими и аварийными зданиями, развития и эффективного использования территории, обеспечения комфортной и безопасной среды для населения [5].
Необходимость появления в законодательных актах, института комплексного развития территории обусловлена тем, что на протяжении многих лет большое количество городов России столкнулись с проблемами точечной застройки, которой не характерны обеспечения соответствующей территории социальной инфраструктурой.
Комплексное развитие территории сегодня актуально, прежде всего, потому что на протяжении многих десятилетий велась комплексная застройка на новых неосвоенных территориях, в то время как существующая застройка приходила в негодность и ветшала. Поэтому внедрение института комплексного развития территорий в 2020 году позволяет развивать и модернизировать уже существующую застройку.
Целью исследования является рассмотрение особенностей комплексного развития территории и разработка мероприятий на примере одного из кварталов МО г. Благовещенск.
Объектом исследования является территория кадастрового квартала 28:01:010178 города Благовещенск Амурской области. В процессе исследования были использованы следующие методы: экономической и балльной оценки, расчетно-аналитический, нормативный, сравнительный, метод анализа и иные методы.
Результаты и обсуждение
По данным представленными в Стандарте комплексного развития территории городских территорий, имеющих неблагоприятную среду - 82 %, что негативно влияет на повседневную жизнь граждан. 64 % жителей сталкиваются с нехваткой объектов общественно-деловой инфраструктуры в пределах пешеходной доступности. Комплексное развитие территорий выступает одним из ключевых направлений градостроительного развития регионов России [6].
Правовое регулирование комплексного развития территории обеспечивается Градостроительным кодексом Российской Федерации. В рамках этого документа выделяются основные модели: по инициативе правообладателя и по решению органа исполнительной власти. При первой модели реализации проекта принятие решения органа исполнительной власти не требуется. Такое решение может быть инициировано как одним правообладателем, так и несколькими. Во втором случае между правообладателями в обязательном порядке заключается соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий реализации проекта [1, 7].
МО г. Благовещенск является крупным культурно -деловым городом Дальнего Востока. Имеет особое географическое положение, расположен на границе с Китаем. Общая площадь города 321 квадратный километр. В границы города входят шесть территориальных единиц: с. Белогорье; п. Мухинка; с. Плодопитомник; ж/д станция Белогорье и Призейский; с. Садовое. Согласно данным Росстата на 01.01.2024 года численность населения города Благовещенска составляет 245244 человека.
Ведущую роль в формировании экономического потенциала составляют такие отрасли как промышленность, торговля, связь, строительство и транспорт. На территории города зарегистрировано 9910 предприятий и 7981 индивидуальных предпринимателей. Туристическая инфраструктура представлена 11 объектами культурного наследия, 10 из них федерального значения, 101 регионального, 86 памятников архитектуры, 21 памятник истории.
Жилой фонд представлен в основном многоквартирными домами. На одного жителя в среднем приходится 25,2 кв.м жилья.
Благовещенск - один из крупнейших на Дальнем Востоке центр образования и науки и обладает большим кадровым и интеллектуальным потенциалом. Город в полной мере обеспечен объектами социального обслуживания. Однако развитием города и привлечением населения остро встает вопрос развития не только жилого фонда, но и возведения новых социальных объектов и улучшения транспортного обслуживания населения.
Территория города Благовещенска представлена следующими функциональными зонами: жилая зона; общественно-деловая зона; зона сельскохозяйственного использования; зона рекреационного использования; производственные зоны; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; зоны специального назначения; зоны режимных территорий; зона акваторий. В настоящее время территорию города можно разделить на несколько частей: центр, большой центр, ближняя окраина, дальняя окраина. Каждая часть города застраивалась в разное время. Город имеет разнообразную застройку, включающую в себя: деревянные и кирпичные здания, сохранившиеся со времен основания города, на сегодняшний день многие из этих построек включены в реестр объектов памятников архитектуры на территории города; в центральной части города преобладают административные зда-
ния: судебные учреждения, здания правительства, финансовые учреждения и различные ведомства. Жилые кварталы характеризуются как старыми многоэтажками, так и современными высотками, а также частными домами. Распределены по городу и объекты социальной сферы: торговые центры, учебные заведения, медицинские объекты, а также религиозные объекты, объекты спорта и развлечения.
Если рассматривать причины необходимости КРТ города Благовещенска, то можно выделить следующие:
1. Физическое истощение и морально изношенные застройки, и инфраструктуры. Благовещенск является одним из немолодых городов на Дальнем Востоке, вследствие чего многие коммуникации, дороги, жилые и социальные объекты устарели и требуют реновации, капитального обновления.
2. Экономическое развитие. В последнее десятилетие город столкнулся с экономическими трудностями. Комплексное освоение поможет разнообразить экономику и привлечь население и инвестиции.
3. Демографические изменения. Естественный отток населения можно предотвратить созданием привлекательных, безопасных и благоприятных условий для проживания населения. Привлечение молодых специалистов разной сферы, что позволит развить город и привлечь население.
4. Потребность населения. Развитие территории необходимо для улучшения благоприятного климата и качества жизни населения, создание новых рабочих мест, повышение уровня образования и доступность медицинских услуг.
5. Конкурентность соседних регионов. КРТ может повысить конкурентоспособность Благовещенска в регионе и осуществить социально-экономическое развитие в условиях конкуренции между городами.
6. Неэффективное использование территории.
Еще одна немаловажная причина использовать механизм КРТ для развития города Благовещенска, это распространенная манера точечной застройки. Одной из основных проблем такой застройки является несоответствие строений окружающей застройке города, неравномерная нагрузка на существующую транспортную и коммунальную инфраструктуру. Также точечная застройка приводит к потере места зеленых и общественных пространств.
Главная пространственная проблема на сегодняшний день в городе Благовещенске, это то, что он разделен на две части железнодорожными путями. И основная часть коммерческих и социальных объектов сосредоточены в центральной части города. Что создает сложности в перемещении [8]. Поэтому необходимость развития малообеспеченных районов социальными объектами, возрастает. Центральная часть города нуждается в реновации.
Таким образом, основная задача развития города - это развитие исторического центра и большого центра, где будет формироваться территория туризма, рекреации и услуги. Для этого потребуется расширить туристский каркас вдоль реки Амур, гармонизировать и сбалансировать застройку в едином архитектурном стиле, ликвидировав разрывы и визуально неблагоприятные участки.
Основная задача комплексного развития города Благовещенска является повышение уровня и качества жизни населения и развитие всех сфер жизнедеятельности города. Механизм комплексного развития направлен на уменьшение ветхих и аварийных зданий. Увеличений объема строительства жилого фонда и развитие социальной и культурной инфраструктуры города.
В качестве основного направления комплексного развития предусматривается реновация существующей застройки, освоение территории центральной части города занятой застройкой индивидуального жилищного строительства.
Проектируемая нами территория состоит из земельного участка с кадастровым номером 28:01:010178:380, который имеет площадь 12232 м2. Она расположена в центральной части города на пересечении улиц Северная и 50 лет Октября (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема размещения земельного участка 28:01:010178:380 в границах МО г. Благовещенск
Улица 50 лет Октября одна из магистральных улиц города. Территория примыкает к самой активной части города, где расположены административные, торговые и другие общественные здания. Проектируемая территория находится в пешеходной доступности от главных достопримечательностей для населения и туристов. Такие как, набережная реки Амур, исторический центр города, крупные спортивные и развлекательные пространства.
На данный момент, земельный участок не застроен и является пустырем. Зеленые насаждения представлены в виде древесной растительности и располагаются вдоль основной магистральной улицы. Более активное озеленение приходится на территорию вдоль реки Бурхановка, но этот участок не облагорожен. Ближайшие озелененные общественные пространства, такие как парк Мира и сквер у Амурского областного дома творчества, находятся в шаговой доступности от развивающейся территории.
В 178 квартале отсутствует социальная инфраструктура, но при этом находятся в шаговой доступности: детский сад МАДОУ «ДС .№5 г. Благовещенска» в 917 метрах; общеобразовательная организация МБОУ «Школа №27 г. Благовещенска» в 500 метрах; детская поликлиника №3 ГАУЗ АО «Детская ГКБ»; поликлиника ГАУЗ АО «ГП №1», ГАУЗ АО «ГП №4». В сфере дополнительного образования услуги оказывает МБУДО «Центральная детская школа искусств им. М.Ф. Кнауф-Каминской». В соседнем квартале находится МАОУ ДО «ДЮСШ №3 г. Благовещенска», которая оказывает услуги в сфере физической культуры и спорта. Спортивный клуб «Олимп», находящийся в шаговой доступности от проектируемого квартала, удовлетворяет потребностям населения в сфере физической культуры. Рядом расположены несколько торговых центров таких как «Максимум», <«^», «Мега», «Три Кита», ТЦ Большой и Малый «Хуафу».
Инженерное обеспечение тепло-водоснабжения, канализация проходят по ул.50 лет Октября и ул. Октябрьской. Централизованное теплоснабжение осуществляется от сетей Благовещенской ТЭЦ. Электроснабжение жилой и общественно-деловой застройки осуществляется от ТП 10/0,4 кВ, расположенной в границах квартала. Текущее техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким износом сетей, а также длительной эксплуатацией без проведения капитального ремонта, что приводит к частым авариям на сетях.
Транспортное обслуживание отвечает потребностям населения. Основные транспортные связи осуществляются по магистральным улицам, по которым также осуществляется сообщение общественного транспорта. Планируемая к развитию территория обеспечена транспортным сообщением со всеми частями города.
При определении границ территории нами было учтено существующее землепользование, планировочная организация территории, наличие транспортной и инженерной инфраструктуры, техническое состояние объектов капитального строительства, приоритеты развития городской застройки. Выбор территории и определение ее границ напрямую связано с ее расположением на одной из главных магистралей, в тесной связи с историческим и общественно деловым центром города. Такое положение, а также активное строительство, происходящее на территории за последние пять лет свидетельствует о первостепенной важности преобразования этого района. Выбранный земельный участок имеет огромный потенциал, как продолжение развития жилой застройки центральной части города.
Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе «Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска Амурской области». Земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-3), с кодом вида по классификатору - 2.6. Жилые дома, предназначенные для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенные на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий; объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроено-пристроенных помещениях многоквартирного дома, если площадь таких помещений не составляет более 15 % от общей площади квартир. Предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом для данной зоны в статье 19.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска [9].
В рамках проекта предложен план, который позволит разместить многоэтажную жилую застройку на на выбранной территории (рисунок 2).
В границах проектируемой территории нами разработан проект строительства двух многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями. Такой тип застройки требует укрепления планировочных элементов для обеспечения соответствия нормативам площади дворовых пространств, парковочных мест и внутриквар-тального озеленения, исключения сквозных транспортных связей через жилую застройку, размещения объектов общественной инфраструктуры.
Основой принятых архитектурно-композиционных решений, определяющих внешний облик фасадов проектируемого здания многоквартирного жилого дома, служат конструктивные и объемно-планировочные решения окружающей застройки.
Вдоль улицы 50 лет Октября предлагается размещение помещений коммерческого назначения на первом этаже жилых зданий. Это обеспечит функциональное разнообразие территории, пешеходную доступность объектов, возможность включения мест приложения труда в структуру жилой застройки, сокращение необходимости перемещения по городу для жителей, и как следствие положительно повлияет на качество жизни.
Проектом предлагается поэтапное строительство объектов. Первый этап - Блок А многоквартирного дома предусматривает разделение на два этапа (первый этап две блок секции, второй этап одна секция). Третий этап предполагает строительство Блока Б. Общая площадь квартир 18700,7 м2 согласно требованиям нормативам градостроительного проектирования площадь на одного человека 30 м2, поэтому планируемая численность населения на проектируемой территории составит 623 человека.
Рисунок 2 - Схема эскиза застройки земельного участка с кадастровым номером 28:01:010178:380
Учреждения культурно-бытового обслуживания на территории проектируемого квартала отсутствуют. Для жилой застройки расчетная вместимость социальных объектов составляет: детские дошкольные учреждения - 39 мест; общеобразовательные школы - 74 места.
Отвод ливневых стоков планируется по проездам благодаря планировки вертикальной организации рельефа к дождеприёмным колодцам, через проектируемую ливневую, с восточной стороны блока А в существующий колодец ливневой канализации по ул. 50 лет Октября.
При проектировании застройки земельного участка определена возможность технологического присоединения к уже существующим системам коммунальной инфраструктуры.
Транспортное обслуживание проектируемых домов отвечает потребностям населения и осуществляется по улично-дорожной сети города.
Расчет потребности в парковочных местах выполнен в соответствии с «Номами градостроительного проектирования муниципального образования города Благовещенска» [10]. Проектом предусмотрена гостевые автостоянки для личного автотранспорта. Количество парковок по проекту составляет 192, из них 154 места приходится для мест постоянного хранения автомобилей с максимально допустимым уровнем пешеходной доступности 800 м., 38 - для гостевых стоянок (0,2 % от общего количества парковочных мест) допустимый уровень пешеходной доступности 50 м. Для встроенных нежилых помещений (РЭУ) с ориентировочной площадью 505,6 м2, требуется 8 гостевых автостоянок.
Территория проектирования полностью находится в границах зон с особыми условиями использования территории - зона затопления, зона подтопления. Использование земельных участков и объектов капитального строительства, архитектурно строительное проектирование, строительство осуществляется при условии проведения инженерной защиты территории.
Предварительно проектом для понижения уровня грунтовых вод в зоне застройки предполагается использовать трубчатые дренажи.
Проектом предусмотрено благоустройство территории согласно нормативам градостроительного проектирования, г. Благовещенска. Озеленение дворовой территории площадью 2546,1 м2 принято в соответствии с требованиями нормативных документов. Представляет собой устройство газонов, площадью 1633,1 м2 с посевом многолетних трав и посадкой деревьев. В площадь озеленения включены площадки для игр детей и площадка отдыха взрослого населения, площадью 315 м2. При устройстве асфальтобетонного покрытия проезда используется проницаемое покрытие - экопарковка из бетонной газонной плитки, площадью 598 м2 в объеме 20 % от нормируемых показателей.
Площадку отдыха, спортивную площадку и детскую площадку планируется разместить на одном земельном массиве, поэтому важно качественно и грамотно производить монтаж всех малых архитектурных форм. Установление архитектурных форм для разных возвратных групп устанавливаются раздельно. На территории предлагается размещение следующих малых архитектурных форм: детская площадка (игровые комплексы, карусель, песочница, качалка-балансир); спортивная площадка (воркаут комплек, спортивный комплекс); площадка отдыха (лавочки с навесом, урны) (рисунок 3).
Важно учитывать присутствие на площадке солнечных и затемненных мест, поэтому проектом предусмотрена высадка лиственницы сибирской на территории газона, который разделяет площадку отдыха от парковки.
Рисунок 3 - Схема благоустройства детской площадки на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010178:380
Капитальные вложения на благоустройство территории запроектированного участка 28:01:010178:380 составляют 33270194, 74 руб. В каждый пункт работ заложен процент на оплату труда, эксплуатацию маши и перевозка материалов. Так как реализация проекта идет по инициативе правообладателя, благоустройство территории реализуется за счет его собственных средств в рамках мероприятий комплексного развития территории. Часть средств можно возместить благодаря мерам поддержки Правительства Амурской области [11]. Выполнение мероприятий, предложенных проектом, позволит создать комфортную среду для проживания, повысит доступность сервисов, что повысит уровень жизни населения.
Заключение
Изменение законодательства, направленное на становление института комплексного развития территории, на сегодняшний день является актуальным вопросом, так как механизм комплексного развития территорий направлен на сокращение числа ветхих и аварийных зданий, увеличение объема строительства жилых домов и, соответственно, повышению конкуренции на рынке жилищного строительства. Реализация программы комплексного развития территорий жилой и многофункциональной застройки призвана обеспечить высокое качество жизни горожан и его сохранение в течение длительного времени. Источники:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023)// Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/(дата обращения: 31.07.2024).
2. Постановление Правительства Амурской области от 01.07.2021 N° 422 (ред. от 27.07.2023) «О комплексном развитии территорий в Амурской области» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/574791473 (дата обращения 31.07.2024).
3. Авдохина А. С. Мастер-план как инструмент комплексного развития территории: основные проблемы и перспективы реализации мастер-плана в современных городах. В 2-х частях, Санкт-Петербург, 18 января 2023 года / Отв. редактор О.В. Кублицкая. Том Часть 2. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. - С. 34-37.
4. Друева А. А. Комплексное развитие территории: правовые условия обеспечения / А. А. Друева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2022. - № 12(100). - С. 82-90.
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N»474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/documen1/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 31.07.2024).
6. Официальный сайт Институт территориального планирования «Град» [Электронный ресурс]. - URL:https://itpgrad.ru/ about/contacts / (дата обращения: 31.07.2024).
7. Шардаков И. Н. Пределы участия органов публичной власти в реализации комплексного развития территории по инициативе правообладателей / И. Н. Шардаков // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 6(222). - С. 147-150.
8. Маканникова М. В. Основные направления пространственного развития территории городского округа Благовещенск / М. В. Ма-канникова // Актуальные вопросы рационального использования земельных ресурсов, геодезии и природопользования : Сборник трудов всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной памяти профессора кафедры землеустройства и кадастров Казанского ГАУ Шакирова Азата Шаеховича, Казань, 29 марта 2023 года. - Казань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный аграрный университет, 2024. - С. 40-45.
9. Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска [Электронный ресурс]. - URL: https://admblag.ru/citybuild/informatsionnoe-obespechenie/pravila-zemlepolzovaniya-i-zas1royki/ (ред. от 06.06.2024) (дата обращения возмещение: 31.07.2024).
10. Постановление администрации города Благовещенска от 29.12.2021N5551 (с изм. от 13.01.2022 №78) «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования города Благовещенска» [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/578101188 (дата обращения: 31.07.2024).
11. Постановление Правительства Амурской области от 20.05.2021 № 313 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на части затрат на технологическое присоединение объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» [Электронный ресурс]. - URL: https://mstroy28.amurobl.ru/upload/iblock/77d/77da06341ed11984dae703cf23d024fe.pdf (дата обращения: 31.07.2024).