Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интеллектуальные обучающие системы / компьютерные обучающие системы / информационные технологии / электронный учебник / Intelligent training systems / computer training systems / information technology / electronic textbook

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Воробьева Инесса Анатольевна

В статье рассмотрены основные аспекты эволюции электронных обучающих систем в образовательном процессе вуза, представлен опыт разработки программных средств обучения от электронного учебника до интеллектуальных обучающих систем. Также в статье рассмотрены технологические компоненты представления и контроля учебной информации и процесс их эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC ASPECTS OF THE EVOLUTION OF ELECTRONIC LEARNING SYSTEMS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The article discusses the main aspects of the evolution of e-learning systems in the educational process of the university, presents the experience of developing software teaching aids from an electronic textbook to intelligent learning systems. The article also discusses the technological components of the presentation and control of educational information and the process of their evolution.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

DOI 10.24412/2541-9056-2021-4-52-60 УДК 378.016

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

И.А. Воробьева

Статья поступила в редакцию 8 октября 2021 г.

В статье рассмотрены основные аспекты эволюции электронных обучающих систем в образовательном процессе вуза, представлен опыт разработки программных средств обучения от электронного учебника до интеллектуальных обучающих систем. Также в статье рассмотрены технологические компоненты представления и контроля учебной информации и процесс их эволюции.

Ключевые слова: Интеллектуальные обучающие системы, компьютерные обучающие системы, информационные технологии, электронный учебник.

BASIC ASPECTS OF THE EVOLUTION OF ELECTRONIC LEARNING SYSTEMS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

I.A. Vorobeva

The article discusses the main aspects of the evolution of e-learning systems in the educational process of the university, presents the experience of developing software teaching aids from an electronic textbook to intelligent learning systems. The article also discusses the technological components of the presentation and control of educational information and the process of their evolution.

Key words: Intelligent training systems, computer training systems, information technology, electronic textbook.

Развитие и усложнение возможностей компьютерных программных систем различного назначения создаёт условия для совершенствования электронных средств обучения, различающихся собственными уровнями сложности. В связи с этим разрабатываются

различные типы компьютерных обучающих систем, позволяющих реализовы-вать педагогические задачи по получению знаний, выработке умений и навыков, осуществлению контроля усвоения полученной информации.

В связи с этим встаёт необходимость в рассмотрении опыта разработки программных средств обучения как в нашей стране, так и за рубежом. Как нами было замечено, во многих исследованиях отмечается, что потребность в качественно новых электронных учебно-

методических средствах возрастает по мере совершенствования информационных технологий. Поэтому развитие сферы компьютерных обучающих систем вызывает проблемы технического и организационного характера, требующие совершенствования выполняемых функций и процессов, содержащих в себе элементы данных и взаимосвязи между ними.

Многие аспекты использования интеллектуальных обучающих систем рассматривались в работах учёных различных областей педагогики, психологии, информационных технологий. Современные исследования направлены на изучение возможностей интеллектуальных обучающих систем в дистанционном образовании, описывают структуру и технологию построения ИОС, рассматривают возможности ИОС при обучении студентов различных сфер деятельности [2, 3, 9, 11].

Во многих зарубежных исследованиях интеллектуальные системы обучения изучаются с точки зрения поддержки интерактивного обучения при работе со студентами [13, 14, 17, 18, 20, 21].

В большинстве литературных источниках электронные обучающие системы рассматриваются как возможность использования онлайн-материалов за пределами учебного заведения. В статье авторов Cemile Serce Fatma, Nur Alpaslan

Ferda, C. Lakhmi представлена адаптивная интеллектуальная обучающая система, обеспечивающая мониторинг процесса обучения учащегося в соответствии с его профилем, описывается пример использования данной системы [15].

Авторы Xu Dongming, Wang Huaiqing, Wang Minhong показывают концептуальную модель персонализированных виртуальных учебных сред, являющихся одной из быстроразвивающихся областей исследования и разработки образовательных технологий [16]. Ими подчеркивается важность концептуального моделирования персонализированных виртуальных сред, способствующих раннему выявлению и исправлению ошибок в разработке системы. Также ими описывается эксперимент по изучению достижений в обучении в разрабатываемой виртуальной обучающей среде.

В работе авторов H. Mona Mahmoud, H. Sanaa Abo El-Hamayed рассматривается интеллектуальная обучающая система для обучения грамматике арабского языка, которая состоит из тренировочного модуля, модуля выбора вопросов, экспертного модуля, моделя студента и графического пользовательского интерфейса [19]. В работе описывается конкретная система, реализующая технологию интерактивного обучения, основанную на использовании концепции естественного языка.

Stellan Ohlsson указывает на возможность использования различных гадже-тов при обучении [21]. Проводимые им исследования показывают расширение области применения обучающих программ в мобильных приложениях, что

повышает продуктивность деятельности студентов.

Таким образом, большинство публикаций посвящено описанию конкретных работающих интеллектуальных информационных систем и технологии взаимодействия пользователя с рассматриваемой системой.

Рассмотрим технологические компоненты представления и контроля учебной информации и процесс их эволюции:

- электронные учебники;

- автоматизированные обучающие системы;

- мультимедиа-технологии;

- технологии дистанционного обучения;

- интеллектуальные обучающие системы.

История создания электронных учебников начинается с 1945 года, когда Ва-навар Буш предложил разрабатывать устройства для хранения и обработки информации, книг, сообщений для персонального пользования. С развитием гипертекстовых технологий в 1968 году, основателем которых был Тед Нельсон, идея электронных книг получила своё развитие. Однако до их производства было далеко. В этом же году студент Алан Кай разработал портативный интерактивный компьютер. Далее, в 1981 году, под предводительством Теда Нельсона была создана группа Xanadu, которая начала разработку «подключённой литературы» и в 1984 году появились первые журналы с художественными произведениями. И только в 1998 году электронные учебники приняли привычный вид.

1990-2000 годы, характеризующиеся политикой изменения в системе образования, требовали от учебных учреждений нахождения путей реформирования процесса обучения за счёт внедрения цифровых технологий и впоследствии систем дистанционного обучения. В связи с этим требовался поиск путей создания качественно новой учебной базы, использующей возможности компьютерных технологий.

Разработка электронных учебников основывается на использовании гипертекстового представления информации, обеспечивает эргономические требования, предъявляемые к представлению учебной информации, автоматизирует и интенсифицирует педагогический труд [1].

По определению Е.Ю. Смоковой, «электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел на уровне знаний и умений» [8].

Согласно определению А.П. Платонова и В.А. Седнева, «электронный учебник - основное электронно-учебное издание, созданное на высоком методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины ГОС, специальности или направления» [7].

Н.В. Кононец определяет электронный учебник как «универсальное гипермедийное средство интерактивного обучения, включающее в себя содержание обучения одной дисциплины (или разных учебных дисциплин), представленное в компактной форме гипертек-

стовой среды и предназначенное для использования в учебном процессе» [4].

Существует ещё множество определений понятия «электронный учебник», однако во всех определениях можно выделить основные моменты, например, что он является электронным изданием, содержит в себе учебно-методический комплекс, основывающийся на технологии гипермедиа, и позволяет каждому обучающемуся осуществить процесс обучения самостоятельно.

По мнению П. Монастырева и Е. Але-ничева, основными технологическими этапами проектирования и создания электронных учебников являются:

1. Стадия теоретического проектирования:

1) аналитический этап, содержащий в себе идею разработки учебника, информационную модель дисциплины или её раздела, определение содержания учебника, формулирование дидактических задач и целей обучения;

2) стратегический этап, в котором даётся общий план разрабатываемого электронного учебника.

2. Стадия практической реализации:

1) технолого-конструкционный этап, на котором осуществляется определение круга разработчиков электронного учебника, разработка программного продукта, внесение изменений при тестировании;

2) внедренческий этап, где осуществляется апробация готового учебника;

3) контрольно-диагностический этап, на котором происходит оценка электронного учебника с точки зрения возможности применения его в учебном процессе;

4) прогностический этап, необходимый для анализа обратной связи и совершенствования содержания электронного учебника и возможности решения его дидактических задач [6].

С точки зрения А.П. Платонова и В.А. Седнева, принципами разработки электронных учебников являются:

принцип модульности, предполагающий разбиение учебного материала на логически сформированном модуле;

принцип полноты, где модели содержат в себе все элементы учебного материала, необходимого для полного усвоения;

принцип наглядности, когда модель содержит в себе достаточное количество наглядного материала, необходимого для запоминания учебного материала;

принцип ветвления, где в каждом модуле содержатся гипертекстовые ссылки, облегчающие переход с одного логического блока к другому;

принцип регулирования, когда обучающийся имеет возможность самостоятельного выбора изучаемого модуля или тестирующего материала;

принцип адаптивности, позволяющий выбрать сложность учебного материала и возможность перехода от одного учебного модуля к другому;

принцип компьютерной поддержки, предоставляющий возможность обучающемуся использовать возможности компьютерных программ для проведения расчётов, доступа к справочным материалам;

принцип собираемости, при котором электронные учебники должны иметь возможность сборки с возможностью

структурирования учебного материала [7].

А.П. Платонов и В.А. Седнев этапами разработки электронных учебников считают:

«Первый этап - отбор источников.

Второй этап - заключение договоров с авторами отобранных источников о праве их на переработку.

Третий этап - разработка оглавления и перечня понятий.

Четвёртый этап - формирование модулей.

Пятый этап - реализация гипертекста в электронной форме.

Шестой этап - разработка контролирующей части электронного издания.

Седьмой этап - отбор материала для мультимедийного воплощения.

Восьмой этап - разработка звукового сопровождения.

Девятый этап - подготовка материала для визуализации.

Десятый этап - электронная визуализация модулей».

Далее А.П. Платонов и В.А. Седнев предлагают этапы подготовки к использованию электронных учебников:

«Первый этап - тестирование, где проверяется работоспособность разработанного программного средства.

Второй этап - разработка инструкции по эксплуатации.

Третий этап - разработка методического обеспечения» [7].

Положительными сторонами электронных учебников можно считать облегчение понимания изучаемого учебного материала за счет удобной навигации, создание иллюстративного материала для визуального понимания преподава-

емой информации, возможность внесения изменений в учебный материал.

Отрицательными сторонами использования электронных учебников является особенность восприятия информации с экрана, что может вызвать утомляемость органов зрения, необходимость иметь соответствующие технические средства, что в тот период в большинстве случаев вызывало проблему. Также разрабатываемые электронные учебники имели ряд недостатков:

- недостаточный учёт психолого-педагогических требований;

- отсутствие учёта индивидуальных особенностей обучающихся, профессиональной направленности их обучения;

- недостаточная междисциплинарная связь учебного материала.

Стихийность процесса интенсивного создания электронных учебников заключался в первую очередь в отсутствии специалистов различных областей деятельности, например, педагогов, психологов, эргономистов и т.д.

Отрицательной стороной разработки электронных учебников того времени была необходимость учитывать, что они являются только вспомогательным инструментом, которые дополняют процесс обучения, но заменить преподавателя не в состоянии.

Следующим этапом развития электронных средств обучения в учебном процессе является разработка автоматизированных обучающих программ.

В отличие от электронных учебников, которые можно рассматривать как электронную копию бумажного учебника, но со структурированным содержанием на основе гипертекстовых технологий, автоматизированные обучающие системы

Т.Д. УогоЬеуа

представляют собой систему, имеющую возможность самостоятельного управления учебным процессом.

По классификации Г.М. Цибульского, Е.И. Герасимовой, В.В. Ерошина, автоматизированные обучающие системы можно подразделить:

1. На автоматизированную обучающую систему (АОС) с линейной моделью обучения. Учебная информация предоставляется последовательно, с блоковой проверкой получаемых знаний.

2. Автоматизированную обучающую систему (АОС) с разветвлённой моделью обучения. Обучающемуся предлагается самостоятельный выбор определённого блока учебного материала с возможностью выбора уровня сложности теоретического материала и тестовых заданий.

3. Автоматизированную обучающую систему (АОС) с адаптацией по форме изложения. Обучающемуся предлагается форма изложения учебного материала, удобная для конкретного пользователя: текстовая, графическая, видео и другие.

4. Автоматизированную обучающую систему (АОС) с адаптацией по логике изложения. Обучающиеся имеют возможность выбрать логику излагаемого материала, основанную на сопоставлении преподавателя и обучающегося соответствующей предметной области.

5. Мультиагентную автоматизированную обучающую систему (АОС) с адаптацией по объекту и целям обучения. Коллектив агентов для каждого пользователя выбирает ту информацию для восприятия, которая соответствует его целям обучения [12].

А.В Мельников, П.Л. Цытович на основе анализа автоматизированных обучающих систем предложили подразделить их на АОС без обратной связи (разомкнутые) и АОС с обратной связью (замкнутые). В разомкнутых системах от обучающихся не требуется проверки получаемых знаний, и вследствие этого коррекции представления учебного материала не происходит. Такие системы можно подразделить на презентационные и тестирующие. В замкнутых обучающих системах ответы на поставленные перед обучающимися вопросы позволяют скорректировать траекторию предоставления информации. Такие системы подразделяются на имитационные и тестирующе-обучающие [5].

Т.В. Тулупова предлагает дополнить данную градацию, подразделив тести-рующе-обучающие системы на подсистемы с игровыми элементами и без них, объединив их в блок консультирующие (диагностирующие). Второй блок систем с обратной связью автор описывает как управляющие (сопровождающие), включающие в себя имитационные и комплексные системы [10].

Этапами автоматизированного проектирования АОС, по мнению Т.В. Тулупо-вой, являются:

- формулировка целей и ограничений;

- структурный синтез модели;

- параметрический синтез модели;

- синтез оптимального управления;

- проектирование ОС согласно алгоритму;

- реализация обучения;

- коррекция проектирования.

Опыт использования нами электронных обучающих систем в образовательном процессе показал, что наиболее эффективным является необходимость разработки качественно новых учебно-методических средств за счет совершенствования информационных технологий и учета современных тенденций развития выполняемых функций и процессов в области разработки интеллектуальных обучающих систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведённый эксперимент показал, что вид образовательной деятельности, где осуществляется комбинированное использование традиционных форм обучения и современных электронных обучающих систем, опирающихся на новые разработки в области программных средств, имеет неограниченные воз-

можности для привлечения обучающихся к образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Рассмотренные нами тенденции в разработке автоматизированных обучающих систем предъявляют требования к качеству разрабатываемых программных средств, повышению эффективности компьютерных обучающих программ, уменьшению сроков их разработки и прилагаемых трудозатрат. Рассмотренные выше этапы разработки автоматизированных систем и электронных учебников мы можем принять как базовые при создании описываемой нами ИОС. Далее рассмотрение аспектов эволюции электронных обучающих систем в образовательном процессе вуза будет продолжено.

Список литературы

1. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) [Электронный ресурс]. // Высшее образование в России. - 2001. - №1- URL: https://cvberleninka.rU/article/n/elektronnvv-uchebnik-problemv-sozdaniva-i-otsenki-kachestva (дата обращения: 25.09.2021).

2. Афанасьев А.Н., Войт Н.Н. Интеллектуальная обучающая система по концептуальному проектированию автоматизированных систем [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра РАН. Область наук: Автоматика. Вычислительная техника - URL: https://cvberleninka.ru/ article/n/intellektualnava-obuchavuschava-sistema-kontseptualnomu-proektirovanivu -avtomatizirovannvh-sistem (дата обращения: 25.09.2021).

3. Буторин Д.Н. Интеллектуальная адаптивная обучающая система для дистанционного образования // Информатика и образование. - 2007. - № 10. - С. 126-128.

4. Кононец Н.В. Совершенствование конструирования и создания электронных учебников для ресурсно-ориентированного обучения студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=991 (дата обращения: 25.09.2021).

5. Мельников А.В, Цытович П.Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация [Электронный ресурс]. - URL: https://docplaver.ru/40191491-Principv-postroeniva-obuchavushchih-sistem-i-ih-klassifikaciva.html (дата обращения: 25.09.2021).

6. Монастырев П., Аленичева Е. Этапы создания электронных учебников [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2001. - №5. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/etapv-sozdaniva-elektronnvh-uchebnikov (дата обращения: 25.09.2021).

7. Платонов А.П. Седнев В.А. Принципы и этапы разработки электронных учебных изданий [Электронный ресурс]. - URL: http://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenij-avn/nauchnvkh-otdelenij/voennogo-iskusstva/267-printsipv-i-etapv-razrabotki-elektronnvkh-uchebnvkh-izdanij (дата обращения: 25.09.2021).

8. Смокова Е.Ю. Внедрение электронных учебников в образовательный процесс [Электронный ресурс] // Территория науки. - 2017. - №2. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/vnedrenie-elektronnvh-uchebnikov-v-obrazovatelnvv-protsess (дата обращения: 25.09.2021).

9. Трембач В.М. Электронные обучающие системы с использованием интеллектуальных технологий [Электронный ресурс] // Открытое образование. - 2013. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-obuchayuschie-sistemy-s-ispolzovaniem-intellektualnyh-tehnologiy (дата обращения: 25.09.2021).

10. Тулупова Т.В. Автоматизация проектирования обучающих систем [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. - 2013. - №5 (18). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7avtomatizatsiya-proektirovaniya-obuchayuschih-sistem (дата обращения: 25.09.2021).

11. Храмцова Е.О., Бочкарев П.В. Интеллектуальные обучающие системы // Теория. Практика. Инновации. - 2017. - № 12 (24). - С. 56-62.

12. Цибульский Г.М., Герасимова Е.И., Ерошин В.В. Модели обучения автоматизированных обучающих систем [Электронный ресурс] // Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА". - 2004. -№ 2. - URL: http://systech.miem.edu.ru/2004/n2/Cibulskiy.htm (дата обращения: 25.09.2021).

13. Ben-Jacob M., Levin D., Ben-Jacob T. Learning Environment in XXI // International Journal of Educational Telecommunications. - 2000. - V. 6. - № 3. - P. 201-213.

14. Brusilovsky P. Adaptive and Intelligent Technologies for Web-based Education. In C. Rollinger and C. Peylo (eds.), Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching, Konstliche Intelligenz, 4. - P. 19-25.

15. Cemile Serfe Fatma, Nur Alpaslan Ferda, Lakhmi C. Jain Intelligent learning system for online learning // International Journal of Hybrid Intelligent Systems - Recent Advances in Intelligent Paradigms Fusion and Their Applications archive. - Volume 5 Issue 3, August 2008. - P. 129-141.

16. Dongming Xu, Huaiqing Wang, Minhong Wang. A conceptual model of personalized virtual learning environments. Expert Systems with Applications: An International Journal. Volume 29 Issue 3, October, 2005. -P. 525-534.

17. Fardinpour Ali, Mohsen Pedram Mir, Burkle Martha. Intelligent Learning Management Systems: Definition, Features and Measurement of Intelligence. International Journal of Distance Education Technologies (IJDET) 12(4), 19-31, October-December 2014. - P. 19-31.

18. Lim W.N. Improving student engagement in higher education through mobile-based interactive teaching model using socrative in IEEE, Athens,Greece, 2017. - P. 404-412.

19. Mona H. Mahmoud, Sanaa H. Abo El-Hamayed. An intelligent tutoring system for teaching the grammar of the Arabic language // Journal of Electrical Systems and Information Technology. Volume 3, Issue 2, September 2016. - P. 282-294.

20. Richardson J.T.E., Morgan A., Woodley A. Approaches to studying in distance education // Higher Education. January. - 1999. Vol. 37. - № 1. - P. 23-55.

21. Stellan Ohlsson. Constraint-Based Student Modeling // Journal of Artificial Intelligence in Education, 3(4), (1993). - P. 429.

References

1. Alenicheva E., Monastyrev N. Elektronnyj uchebnik (problemy sozdaniya i ocenki kachestva) [Elektronnyj resurs] // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2001. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnik-problemy-sozdaniya-i-otsenki-kachestva (data obrashcheniya: 25.09.2021).

2. Afanas'ev A.N., Vojt N.N. Intellektual'naya obuchayushchaya sistema po konceptual'nomu proektirovaniyu avtomatizirovannyh sistem // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. Oblast' nauk: Avtomatika. Vychislit-el'naya tekhnika [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/intellektualnaya-obuchayuschaya-sistema-kontseptualnomu-proektirovaniyu -avtomatizirovannyh-sistem (data obrashcheniya: 25.09.2021).

3. Butorin D.N. Intellektual'naya adaptivnaya obuchayushchaya sistema dlya distancionnogo obrazovaniya // Informatika i obrazovanie. - 2007. - № 10. - S. 126-128.

4. Kononec N.V. Sovershenstvovanie konstruirovaniya i sozdaniya elektronnyh uchebnikov dlya resursno-orientirovannogo obucheniya studentov [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2013. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=991 (data obrashcheniya: 25.09.2021).

5. Mel'nikov A.V, Cytovich P.L. Principy postroeniya obuchayushchih sistem i ih klassifikaciya [Elektronnyj resurs]. - URL: https://docplayer.ru/40191491-Principy-postroeniya-obuchayushchih-sistem-i-ih-klassifikaciya.html (data obrashcheniya: 25.09.2021).

6. Monastyrev P., Alenicheva E. Etapy sozdaniya elektronnyh uchebnikov [Elektronnyj resurs] // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2001. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-sozdaniya-elektronnyh-uchebnikov (data obrashcheniya: 25.09.2021).

7. Platonov A.P. Sednev V.A. Principy i etapy razrabotki elektronnyh uchebnyh izdanij [Elektronnyj resurs]. -URL: http://www.avnrf.ru/index. php/publikatsii -otdelenij-avn/nauchnykh-otdelenij/voennogo-iskusstva/267-printsipy-i-etapy-razrabotki-elektronnykh-uchebnykh-izdanij (data obrashcheniya: 25.09.2021).

8. Smokova E.Yu. Vnedrenie elektronnyh uchebnikov v obrazovatel'nyj process [Elektronnyj resurs] // Terri-toriya nauki. - 2017. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-elektronnyh-uchebnikov-v-obrazovatelnyy-protsess (data obrashcheniya: 25.09.2021).

9. Trembach V.M. Elektronnye obuchayushchie sistemy s ispol'zovaniem intellektual'nyh tekhnologij [Elektronnyj resurs] // Otkrytoe obrazovanie. - 2013. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-obuchayuschie-sistemy-s-ispolzovaniem-intellektualnyh-tehnologiy (data obrashcheniya: 25.09.2021).

10. Tulupova T.V. Avtomatizaciya proektirovaniya obuchayushchih sistem [Elektronnyj resurs] // Vestnik ev-razijskoj nauki. - 2013. - №5 (18). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-proektirovaniya-obuchayuschih-sistem (data obrashcheniya: 25.09.2021).

11. Hramcova E.O., Bochkarev P.V. Intellektual'nye obuchayushchie sistemy // Teoriya. Praktika. Innovacii. -2017. - № 12 (24). - S. 56-62.

12. Cibul'skij G.M., Gerasimova E.I., Eroshin V.V. Modeli obucheniya avtomatizirovannyh obuchayushchih sistem [Elektronnyj resurs] // Setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal "SISTEMOTEKHNIKA". - 2004. - № 2. - URL: http://systech.miem.edu.ru/2004/n2/Cibulskiy.htm (data obrashcheniya: 25.09.2021).

13. Ben-Jacob M., Levin D., Ben-Jacob T. Learning Environment in XXI // International Journal of Educational Telecommunications. - 2000. - V. 6. - № 3. - P. 201-213.

14. Brusilovsky P. Adaptive and Intelligent Technologies for Web-based Education. In C. Rollinger and C. Peylo (eds.), Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching, Konstliche Intelligenz, 4. - P. 19-25.

15. Cemile Serfe Fatma, Nur Alpaslan Ferda, Lakhmi C. Jain Intelligent learning system for online learning // International Journal of Hybrid Intelligent Systems - Recent Advances in Intelligent Paradigms Fusion and Their Applications archive. - Volume 5 Issue 3, August 2008. - P. 129-141.

16. Dongming Xu, Huaiqing Wang, Minhong Wang. A conceptual model of personalized virtual learning environments. Expert Systems with Applications: An International Journal. Volume 29 Issue 3, October, 2005. -Pp. 525-534.

17. Fardinpour Ali, Mohsen Pedram Mir, Burkle Martha. Intelligent Learning Management Systems: Definition, Features and Measurement of Intelligence. International Journal of Distance Education Technologies (IJDET) 12(4), 19-31, October-December 2014. - P. 19-31.

18. Lim W.N. Improving student engagement in higher education through mobile-based interactive teaching model using socrative in IEEE, Athens,Greece, 2017. - P. 404-412.

19. Mona H. Mahmoud, Sanaa H. Abo El-Hamayed. An intelligent tutoring system for teaching the grammar of the Arabic language // Journal of Electrical Systems and Information Technology. Volume 3, Issue 2, September 2016. - P. 282-294.

20. Richardson J.T.E., Morgan A., Woodley A. Approaches to studying in distance education // Higher Education. January. 1999. Vol. 37. № 1. - P. 23-55.

21. Stellan Ohlsson. Constraint-Based Student Modeling // Journal of Artificial Intelligence in Education, 3(4), (1993). - P. 429.

Для ссылки: Воробьева И.А. Основные аспекты эволюции электронных обучающих систем в образовательном процессе вуза // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2021. - №4 (21). - С. 52-60.

DOI 10.24412/2541-9056-2021-4-52-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.