Научная статья на тему 'Основная проблема философии: в чем ее суть?'

Основная проблема философии: в чем ее суть? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основная проблема философии: в чем ее суть?»

заключается источник его вечности. И мы призваны последовательно и убедительно разъяснить эту истину новым поколениям советских людей. Ленина нет истории мировой цивилизации. Не опираясь на его теорети-

ческое наследие, невозможно быть современным, цивилизованным человеком, прокладывающим путь в будущее.

Спасибо всем участникам «круглого стола» за содержательный разговор.

ТРУДЫ В. И. ЛЕН НА МОРДОВСКИХ

В настоящее время нет такого уголка земного шара, куда бы не проникали ленинские книги, где бы с ними не знакомились трудящиеся массы. По данным ЮНЕСКО, В. И. Ленин открывает список самых читаемых авторов

в мире. Переведенные на многие язы-

*

ки, ленинские труды стали достоянием миллионов читателей в Советском Союзе и за рубежом.

Основная работа по переводу сочинений В. И. Ленина на национальные языки в послеоктябрьские годы сосредоточивалась в Центральном издательстве народов СССР, открытом в 1924 г. Переводом ленинских работ на мордовские языки занималась большая группа специально подготовленных переводчиков. Среди них были А. Мок-шони, С. Атянин, В. Ардеев, Н. Челма-кин, С. Ларионов, Б. Кирюшкин,

A. Лукьянов, А. Тягушев, П. Кириллов, Ф. Буртаев, М. Лукьянов, К. Абрамов,

B. Горбунов, П. Любаев и др. Общий

ЯЗЫКАХ

в »

тираж произведений Ленина, изданных на мордовских языках с 1918 по 1990 г., составляет около пятисот тысяч экземпляров.

Наиболее часто и большими тиражами на мордовские языки переводились следующие работы В. И. Ленина: «Апрельские тезисы», «Великий почин», «Государство и революция», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Доклад о замене разверстки натуральным налогом», «Задачи союзов молодежи», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Критические заметки по национальному вопросу», «Лев Толстой, как зеркало русской революции», «Лучше меньше, да лучше», «О государстве», «О кооперации», «О национальной гордости великороссов», «О праве наций на самоопределение», «От какого наследства мы отказываемся», «Очередные задачи Советской власти» и др.

АФЕДРА

КАФЕДРА-ОСНОВА УНИВЕРСИТЕТА

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА

1 У

ФИЛОСОФИИ: В ЧЕМ ЕЕ СУТЬ!

Доктор философских наук

Н. С. САВКИН

У общественного сознания имеются свои парадоксы: в то время как в условиях гласности, плюрализма мнений философия обрела способность высказать наиболее интересные идеи и предложения, многие от нее отвернулись,

огульно обвинив ее в догматизме, начетничестве, пособничестве тоталитаризму. По недоразумению истоки сталинизма, командно-административной системы, казарменного социализма видят в марксизме, ленинизме. Все эт^

свидетельствует1 лишь о слабом знании всего марксизма. Разве материалистическая диалектика, которая является революционной душой марксизма, виновата в том, что ею плохо владеют, не умели, не умеют, а подчас и не желают пользоваться? Виновата ли математика в том, что люди ошибаются в расчетах. Диалектика как учение о всеобщих универсальных связях, изменении и развитии призывает учитывать противоречивость мира, многообразие вариантов действий, способов решений, альтернативные пути, различные силы, объективно «имеющие право» участвовать во взаимодействии. Мы же очень часто впадаем в крайности, абсолютизируем одну сторону, ищем панацею от всех бед. Вместо трезвого анализа, критического осмысления действительности мы впадаем в слепое преклонение. Поэтому, говоря об отношении к марксизму в период, когда происходит переоценка ценностей, нельзя не учитывать того, что существует марксизм К- Маркса и Ф. Энгельса; не следует сбрасывать со счетов современный марксизм, разработанный и творчески развитый подлинными марксистами в СССР и за рубежом; к сожалению, имеет хождение марксизм, во многом упрощенный, извращенный, вульгаризированный, догматизированный сталинизмом и теоретиками времен застоя. От последнего как раз и надо отказываться.

Коллектив кафедры философии, обсуждая проблемы перестройки преподавания этого курса в вузе, разработал достаточно четкие, приоритетные на данном этапе направления своей деятельности. Это прежде всего освоение почти нетронутых пластов, богатейшей сокровищницы отечественной философской мысли: работы М. А. Бакунина, Н. А. Бердяева, П. Я- Чаадаева,

B. С. Соловьева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. Ф. Федорова,

C. Н. Булгакова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева и др. Уже изданы труды многих из этих авторов, и эта работа продолжается издательствами «Мысль» и «Правда». Очень слабо изучены нами философские традиции

народов СССР, в том числе мордовского. Все это требует от нас кропотливой, основательной работы. Результаты деятельности в этом направления мы будем обсуждать на научном семинаре кафедры, на котором преподаватели выступят с докладами и сообщениями.

Второе направление нашей деятельности — это разработка и чтение спецкурсов, спецсеминаров с учетом интересов и пожеланий студентов, профиля их обучения, а также научных интересов преподавателей. Известно, что Госкомитет СССР по народному образованию приказом № 685 от 22.08.89 г. «О перестройке преподавания общественных наук в высших учебных заведениях страны» предлагает использовать половину времени, выделенного на обязательную учебную дисциплину, для организации спецкурсов и спецсеминаров. Спецкурсы мы читали и раньше (по философским проблемам физики, математики и т. д.), но преимущественно за счет часов факультета. Так, на 5-м курсе исторического факультета в течение нескольких лет читается спецкурс «Единство и взаимосвязь составных частей марксизма» в объеме 48 часов (лекции, семинары, консультации, экзамен). Выпускникам, которым предстоит преподавать в общеобразовательной школе не только историю, но и обществоведение, дающее основы философских знаний, знакомящее с проблемами политической экономии и теории социализма, такой спецкурс крайне необходим.

В новых условиях открывается возможность читать спецкурсы за счет времени, выделенного на изучение философии. Они направлены на углубленное изучение философских проблем специальности — медицины, биологии, языкознания и т. д. После многократных обсуждений этой проблемы на заседаниях кафедры и методической комиссии мы пришли к выводу, что еле-дует диалектически сочетать основательную подготовку студентов по ма* териалистической диалектике с углуб« лением знаний методологии путем ана-

лиза философских проблем специальности. Без серьезного усвоения категориального аппарата диалектики, диа-лектико-материалистического понимания общественной жизни трудно рассчитывать на глубокое понимание философской проблематики специальности. ТТоэтому-недопустим а подмена- основного курса философии различными спецкурсами и спецсеминарами.

Перестройка преподавания философии предполагает изменение отношения к немарксистской философии, которую, к сожалению, огульно называли буржуазной. Между тем в ней сильны общечеловеческие моменты: немарксистская философия XX века (персонализм, философская антропология, экзистенциализм) более подробно, чем классическая и марксистская, которые основное внимание сосредоточили на анализе рассудка, интеллекта, разума, разработала проблемы другой сферы сознания — эмоционального, иррационального, бессознательного, интуиции, подсознания, озарения (К. Яс-перс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.), а также проблемы жизни и смысла существования. Для жизнедеятельности человека эти проблемы не менее важны, чем проблемы диалектики природы, общества, познания. Немало общечеловеческих идей во фрейдизме, неофрейдизме, религиозной философии XX в., в которой содержатся ценные мысли и догадки, ставшие в наше время предметом изучения экстрасенсорики, биоту информатики. Поэтому пристальное внимание, , критическое осмысление достижений немарксистской, философской мысли — важный источник расширения общефилософского и общекультурного кругозора. Здесь ориентация должна быть четкой и определенной — приобщение к мировой цивилизации, усвоение ее достижений.

Чрезвычайно важным является вопрос о государственном экзамене. Известно, что приказом Госкомобразования СССР № 946 от 26.12.89 г. госэкзамен по марксизму-ленинизму отменен и разрешен госэкзамен по одной из общественных наук. Я бы воздержался

назвать этот приказ глубоко продуманным, скорее, он поспешен. Д^ло в том, что сам экзамен по марксизму-ленинизму был введен недавно и еще не успел показать себя ни с плохой, ни с. хоро-, шей стороны. Вся беда в том, что Госкомитетом была предложена, такая программа госэкзамена, которую не одолеть, пожалуй, даже преподавателю. В ней были:механически соединены программы всех обществоведческих дисциплин, и она не представляла марксистское учение как систему.

Мордовским университетом, была составлена своя црограмма госэкзамена на основе системно-целостного подхода к марксизму, которая была одобрена Госкомитетом СССР и нашла понимание студентов. Теперь студентам, советам факультетов предстоит решать вопрос о том, какую дисциплину — философию, политэкономию, теорию социализма или историю КПСС — выбрать для госэкзамена. Критерием выбора должен быть не «субъективный» интерес студента, а объективный — какая из данных наук ближе к профилю специальности и более соответствует формированию квалифицированного специалиста, иначе говоря, должно учитываться ее методологическое и практическое значение. При этом весьма целесообразно — с точки зрения методики и интересов будущей работы специалиста — изучение общественной науки, вынесенной на государственный экзамен, перенести на старшие курсы. Разумеется, потребуется известная передвижка в учебных планах факультетов, но со временем, когда на факультете сложатся новые традиции, это будет происходить довольно естественно.

Анализируя место философии в системе подготовки специалистов с высшим образованием, нельзя не коснуться обсуждаемого обществоведами вопроса об; оптимальном соотношении в процессе преподавания, научно-исследовательской работы и учебно-методи-, ческой деятельности. Достаточно четко просматриваются две позиции: сторонники первой утверждают, что глав-

ное для подготовки высококвалифицированного специалиста — широкая эрудиция й глубокое знание предмета, а научные исследования углубляют знания лишь по какой-то узкой проблеме и мало сказываются на подготовке студентов; приверженцы второй, поддерживаемой теми, кто систематически занимается научно-исследовательской

деятельностью, утверждают, что в вузе не столько учат, сколько учатся, поэтому одной широкой эрудиции для эффективной подготовки высококвалифицированных специалистов недостаточно. Постоянный научный поиск помогает не только глубже постичь проблематику своей науки, но и вовлечь в этот поиск студентов, новые поколения исследователей.

Коллектив кафедры философии занимается исследованием проблем диалектики культуры и цивилизации. Однако новое время потребовало новых подходов даже к «вечным» проблемам. XX век с его жестокими и трагическими событиями особенно остро выдвинул проблему ценности жизни человека и выживания цивилизации, ибо первая в ряде случаев падала до нулевой отметки, вторая приближалась к роковой черте, и тогда становилось очевидно, что все в мире теряет свое значение и смысл, если ценность человеческой жизни низведена до нуля.

В связи с этим более актуальным становится рассмотрение культуры и цивилизации не самих по себе, а как средства, условий существования и развития человека. Ни культура, ни цивилизация не являются самоцелью общественного развития. Таковой может быть только развитие человека. Поэтому направление научной деятельности кафедры несколько изменено: исследуются культура и цивилизация в системе социального воспроизводства. Эти феномены рассматриваются теперь в плане функционирования, с позиций эффективности их воздействия на социальное воспроизводство человека, новых поколений. Такой подход ставит проблемы определения качества культуры и цивилизации, оптимальности их

размещения и распределения. В этом плане наша страна, Россия и Мордовская республика — уникальные объекты для исследования, где существуют разительные контрасты в пространственном распространении культуры и цивилизации — от высокого уровня их развития до полного запустения: есть уголки, где цивилизация существует только в виде загрязненного воздуха и отравленных рек.

Цивилизация, культура вместе с социальной инфраструктурой выступают основными средствами социального воспроизводства человека. Произведенный продукт, материальные и духовные блага, накопленные обществом, должны быть распределены, доведены до потребителя, освоены во всем богатстве их значения и смысла, опредмечен-ных в них человеческих способностей. В этом процессе основную функциональную нагрузку выполняет социальная инфраструктура общества. В совокупном продукте, предметных формах культуры воплощаются не только жизненная энергия, но и социальная сущность, идеи, замыслы, способности человека. Они являются средоточием, катализатором, «энциклопедией» всей прошлой и настоящей социальной жизни, предметным бытием общественных отношений, поэтому наряду с социальными субъектами выступают как субстрат социальности. Культура, «покоящаяся» в предметных формах, оживает, становится культурой только в процессе ее освоения, потребления. Вне живой деятельности предметные формы культуры те.ряют свое человеческое значение и превращаются в голую вещественность. Это живое движение культуры и выполняет функции социализации индивида, социального воспроизводства человека.

Рассмотрение культуры и цивилизации в системе социального воспроизводства предполагает выявление и анализ механизмов воспроизводственного

процесса — традиций, социального наследования, социальной памяти, социального опыта и др. В социальном воспроизводстве в качестве основного механизма выступает диалектика опред-

мечивания и распредмечивания, в которой первое представляет собой воплощение сущностных сил человека в предмете, возникающем в результате деятельности, а второе — деятельность по освоению субъектом произведенного продукта, предметных форм культуры и цивилизации, превращению их в субъективное достояние, в результате которой осуществляется связь в собственной историй людей, связь поколений.

Воспроизводственный подход к общественной жизни — весьма перспективный и в эвристическом отношении чрезвычайно плодотворный: он позволяет осуществить системно-функциональный анализ общества, определить место, степень и эффективность участия любого общественного явления в воспроизводстве общества и тем самым установить, насколько оправданно его существование.

Через всесторонний анализ происходящих социальных и идеологических процессов, постоянный научный поиск можно преодолеть негативные явления, которые проникли в современную фи-

лософию: это догматизм, начетничество, комментаторство. Мы должны не «стоять» на позициях марксизма, $ развивать его дальше. Единственной формой существования любой науки, в том числе философий, является ее развитие, которое заключается в изменении ее места в системе культуры (главным в философии должны быть проблемы экзистенции человека; принижение роли духовного, культуры приводит к вульгаризации материализма) и критическом осмыслении внутренних проблем науки, в частности основного вопроса философии. В новом учебнике «Введение в философию» (М., 1989) высказываются сомнения по этому вопросу. При построении любой философской теории мы неизбежно исходим из решения вопроса об отношении духовного к материальному. Но это не столько основной вопрос (проблема) философии, сколько исходный принцип подстроения теории. Основной проблемой философии является выяснение отношения человека к миру: что такое человек в этом мире и что такое мир для человека.

9

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ... БЕЗ КОМПЬЮТЕРА!

Кандидат физико-математических наук В. Д. ШИРЯЕВ

До XX века основным предметом труда были материальные объекты и экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. В конце нашего столетия впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация. Рост объема информации в перспективе не имеет конца. Общая суммл человеческих знаний в XVIН веке удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. — каждые 10 лет, к 1970 г. — каждые 5 лет, а к 1985 г. — каждые 2 — 3 года.

Задача накопления, обработки и обмена информации стояла перед чело-

вечеством на всех этапах .его развития. Информацию эпохи изобретения книгопечатания называют бумажной, поскольку основным ее носителем была бумага. Появление письменности и книгопечатания практически не затронуло область переработки информации. Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин. Их применение для обработки информации значительно расширило возможности ее использования для поиска оптимальных управленческих решений. Появилось понятие «информационные ресурсы».

В сложившихся к началу 80-х годов экономических условиях ценность ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.