УДК 630*643 Мол. наук. ствроб. 1.В. Срмошна -
1нститут лку НАН Бторуа
основи теоретично! модел1 л1согосподарського шдприсмства в умовах регульованих ринкових
в1дносин
Розглянуто основи, на яких мае базуватися теоретична модель люогосподарсь-кого тдприемства в умовах переходу Респубдши Бiлорусь на регульованi ринковi вщносини. Модель повинна грунтуватися на принципово нових взаемовщносинах ль согосподарського тдприемства i держави, системi фiнансування люогосподарського виробництва, а також на оптимiзацii розмiру лiсогосподарського пiдприемства та ль сокористування.
Ключов1 слова: теоретична модель, люогосподарське пiдприемство, держава, фiнанси, оптимiзацiя, розмiр, лiсокористування.
Associate research worker I.V. Yermonina - Forest Institute, NAS of Belarus
The basics of the theoretical model of a silvicultural enterprise in the conditions of controlled market relations
The paper presents the basics of the theoretical model of a silvicultural enterprise in the conditions of a transition of Belarus to controlled market relations. The model should be based on crucially new relationships between the silvicultural enterprise and the state, a new system of financing of the forest products industry and optimization of the allowable cut and silvicultural enterprise size.
Keywords: theoretical model, silvicultural enterprise, state, finance, optimization, size, allowable cut.
Лесное хозяйство Беларуси представляет собой самостоятельную отрасль народного хозяйства республики. Объектом хозяйственной деятельности лесной отрасли являются лесные богатства республики, служащие важным источником получения разнообразной лесной продукции. По данным государственного учета лесов на 1.01.2001 г. [1], площадь лесного фонда республики составляет 9247,5 тыс. га или 44,5 % территории страны, из них леса занимают 7851,1 тыс. га. На одного жителя Беларуси приходится примерно 0,8 га лесов и 135 м древесного запаса растущего леса, что значительно больше, чем в европейских странах. Лесистость территории Беларуси достигла оптимальной величины - 37,8 %, что на 3 % больше, чем в Европе [2]. Обладая такими лесными ресурсами, республика имеет широкие возможности для полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесном сырье, топливе и может выступать важным субъектом рынка лесоматериалов на Европейском континенте.
Основные вопросы воспроизводства лесных ресурсов, охраны и сбережения лесов осуществляет шесть производственных лесохозяйственных объединений и 93 лесхоза Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.1998 года № 623 "О мерах по упорядочению пользования лесами" леса Министерства сельского хозяйства и продовольствия переданы в ведение Министерства лесного хозяйства. На базе этих лесов предусматривается организовать 90 лесничеств [3]. Учитывая недоиспользование расчетной лесо-
секи по главному пользованию, в основном за счет заболоченных труднодоступных участков мягколиственных пород, где отсутствует дорожная сеть и затруднены условия заготовки и вывозки, по поручению Президента Республики Беларусь разработана Программа освоения труднодоступного лесосечного фонда на 2002-06 годы [3, 4].
Переход республики на регулируемые рыночные отношения, достижение лесным хозяйством высоких результатов по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, а также присутствие некоторых негативных моментов, порожденных старой системой сметно-бюджетного финансирования лесного хозяйства ставят перед отраслью задачу создания принципиально новой модели лесохозяйственного предприятия. Научные исследования по данной проблеме проводятся Институтом леса НАН Беларуси в рамках выполнения Государственной программы отдельных фундаментальных исследований "Биологические ресурсы".
По мнению исследователей, теоретическая модель лесохозяйственно-го предприятия должна основываться на трех важных составляющих: взаимоотношении лесохозяйственного предприятия и государства; системе финансирования лесохозяйственного производства; оптимизации размеров лесохо-зяйственного предприятия и лесопользования. Регулируемые рыночные отношения представляют собой экономическую систему [5], в которой функции государства и лесохозяйственных предприятий разделены, и каждое из них в реализации этих функций занимает активные позиции. Модель регулируемых рыночных отношений в условиях государственной собственности на леса между лесохозяйственным предприятием и государством (рис. 1) отмечает особые функции государства и лесохозяйственного предприятия. Функции государства заключаются в следующем:
• налоговая политика - один из важнейших регуляторов экономических отношений, балансирующих интересы государства и интересы лесохозяйственного предприятия, необходимых для реализации общегосударственных программ (образование, здравоохранение, культура и т.п.);
• финансово-кредитный механизм - мероприятия по устранению (сокращению) бюджетного дефицита, устойчивости внутренней валюты, защита интересов предприятия на внутреннем и внешнем рынках, бюджетные дотации;
• система санкций, работающих на основе законодательных актов по защите природных ресурсов, окружающей среды;
• социальная защита населения - ассигнования из бюджета на развитие здравоохранения, образования, культуры и др. материальных сфер; пенсионное обеспечение работников; индексация доходов населения.
Главной функцией лесохозяйственного предприятия является установление так называемой производственно-лесохозяйственной программы: что делать, сколько, как и в какие сроки. Программа разрабатывается исходя из Проекта организации и развития лесного хозяйства лесохозяйственного предприятия (уточняется на основе данных непрерывного лесоустройства), а также спроса и предложения лесной продукции на рынке товаров. Формой реализации производственно-лесохозяйственной программы является заключение договоров лесохозяйственного предприятия на поставку лесной про-
дукции, лесных ресурсов и на материально-техническое обеспечение. Государство может влиять на программу через предоставление лесхозам госзаказов на продукцию (услуги), имеющую общегосударственное значение или очень дефицитную. Госзаказы должны быть выгодны лесохозяйственным предприятиям и должны размещаться на конкурсной основе и обеспечиваться материальными ресурсами.
Рис. 1. Модель регулируемых рыночных отношений между лесохозяйственным
предприятием и государством
Цены на лесные ресурсы и лесную продукцию лесохозяйственное предприятие устанавливает исходя из соотношения спроса и предложения, при этом цена выступает мерой эффективности производства продукции. Ле-сохозяйственные предприятия самостоятельно определяют ставки заработной платы с учетом систем налогообложения доходов.
Для рационального использования лесных ресурсов и повышения доходности лесохозяйственного производства необходимы экономические стимулы. Сметно-бюджетная система финансирования лесохозяйственного производства не способствует снижению затрат на лесовыращивание и повышению доходности отрасли, противоречит экономическим законам рыночной экономики [6].
Теоретической основой новой системы финансирования лесохозяй-ственного производства является принцип постоянства и неистощимости лесопользования, соблюдение которого обеспечивает предприятию лесного хозяйства постоянный доход без истощения древесного капитала. Система базируется на финансовой самостоятельности и самоокупаемости (рис. 2).
Рис. 2. Система финансирования лесохозяйственного производства
Основу системы составляют лесной доход и мобилизация собственных средств. Лесной доход перечисляется на расчетный счет лесхоза. За пользование лесными ресурсами государство вводит лесной налог (около 1518 %), дифференцированный от природных условий (рента). Для лесхозов с неравномерной возрастной структурой лесов и разными экономическими условиями государство вводит бюджетные дотации, имеющие целевой характер. Для поддержки таких лесхозов лесохозяйственные предприятия перечисляют необходимую сумму в виде части лесного дохода, оставшегося от покрытия издержек лесохозяйственного производства и уплаты лесного налога, а также процент от прибыли других производств лесхозов в централизованный фонд развития лесного хозяйства.
Вышеописанная система финансирования лесохозяйственного производства предложена рядом лесоэкономистов: А.Д. Янушко, А.В. Неверовым, В.П. Демидовцом, В.А. Бороденей, другими авторами [7-13], записана в Стратегическом плане развития лесного хозяйства Беларуси [14].
Исследователи считают, что новая система финансирования лесохо-зяйственного производства существенно повысит доходность отрасли и является главной составляющей в модели лесохозяйственного предприятия.
По мнению Е. Селицкой, Е. Мещеряковой [15] переход на новую систему финансирования, предполагающей перевод лесного хозяйства на самофинансирование станет возможным тогда, когда доля запасов спелого леса приблизится к оптимальной (15-20 %). В настоящее время запас спелого леса составляет по республике около 10,0 %.
Третьей основой теоретической модели является оптимизация размеров лесохозяйственных предприятий и лесопользования. Исследователями была проведена работа по установлению закономерностей величины доходов
и расходов лесохозяйственных предприятий от показателей состояния лесных земель и размеров лесопользования, на основе которых были выявлены оптимальные размеры лесохозяйственного предприятия. С этой целью были проведены статистические группировки, приближенное число групп определялось по формуле Стерджеса [16]:
п = 1 + 3,322 • ^ N, (1)
где: п - количество групп; N - число единиц совокупности.
Основные параметры существующей модели лесохозяйственного предприятия [1] и рекомендуемой с достижением максимальных доходов на 1,0 тыс. га покрытой лесом площади приведены в табл. 1.
Табл. 1. Существующая и рекомендуемая модели лесохозяйственного
предприятия
Показатели Фактические параметры Рекомендуемый лесхоз
Характеристика лесного фонда
1. Средняя покрытая лесом площадь, тыс. га 73,9 73,4
2. Из покрытой лесом площади, тыс. га:
а) леса I группы 34,5 32,4
1) водоохранные 12,4 10,5
2) защитные 10,6 14,3
3) леса зеленых зон 11,5 7,6
б) леса II группы 39,4 41,0
3. Породная структура, %:
а) хвойные 62,4 52,9
б) твердолиственные 4,0 7,3
в) мягколиственные 33,6 39,8
4. Возрастная структура, %:
а) молодняки 26,8 29,1
б) средневозрастные 45,4 44,4
г) приспевающие 20,5 19,0
д) спелые и перестойные 7,3 7,5
Размер ежегодного пользования
1. Главное пользование (ликвид), тыс. м3 70,4 106,7
2. Промежуточное пользование (ликвид), тыс. м3 51,4 44,6
Совершенствование размеров лесного фонда и лесопользования лесо-хозяйственных предприятий позволит существенно улучшить показатели доходности, приблизить их к требованиям рыночной экономики.
Дальнейшие исследования по выявлению зависимостей доходов, расходов и кредитов от других показателей лесохозяйственного предприятия позволит уточнить параметры теоретической модели лесохозяйственного предприятия. Заключительной стадией исследований является разработка рекомендаций по реформированию лесохозяйственного подкомплекса республики в условиях рынка.
Литература
1. Единовременный государственный учет лесов Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2001 года. Государственный учет лесов. Формы 1,2,3/ Мин-во лесн. хоз-ва Республики Беларусь. Лесоустр. республ. унит. пр-е "Белгослес". - Минск, 2001. - 81 с.
2. Янушко А.Д., Дашкевич Е.А. Актуальные проблемы финансового оздоровления и устойчивого развития лесного хозяйства Беларуси// Белорусский экономический журнал. -2002, № 4. - С. 10-15.
3. Зорин В.П. Опыт и совершенствование системы управления лесными ресурсами Республики Беларусь// Организация и управление. - 2000, № 2. - С. 38-47.
4. Кочановский С.Б. Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. -2002, № 8. - С. 37-56.
5. Петров А.П. Экономические основы управления лесами в условиях рынка. - Пушкино: ВИПКЛХ, 1991. - 64 с.
6. Янушко А.Д. Лесное хозяйство Беларуси в канун XXI века (некоторые итоги и проблемы развития)// Белорусская лесная газета. - 2000, 5 октября. - С. 4.
7. Янушко А.Д., Демидовец В.П. Пути совершенствования хозяйственного механизма в лесхозах Беларуси// Труды Бел. гос. технол. ун-та. Сер. 6, Экономика и управление/ Редком.: А.В. Неверов (отв. ред.) и др. - Минск, 1996, вып. 1. - С. 111-117.
8. Бороденя В.А., Демидовец В.П. Совершенствование управления лесным хозяйством Беларуси на основе финансовой самостоятельности лесхозов// Труды Бел. гос. технол. ун-та. Сер. 6, Экономика и управление/ Редком.: А.В. Неверов (отв. ред.) и др. - Минск, 1996, вып. 2. - С. 10-14.
9. Демидовец В.П. Экономический механизм деятельности лесохозяйственных предприятий на основе финансовой самостоятельности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Бел. гос. техн. ун-т. - Минск, 1998. - 20 с.
10. Янушко А.Д., Пупко А.В. Экономический механизм деятельности лесхозов на основе их финансовой самостоятельности// Матер. науч.-практ. конф. по Стратегич. плану развития лесного хоз-ва Республики Беларусь (6-7 февраля 1996 г., г. Минск): Тез. докл. и сообщений - Минск. - С. 11-13.
11. Неверов А.В. Комплексная программа реформирования экономики лесного хозяйства// Лесное и охотничье хозяйство. - 2001, № 2. - С. 8-9.
12. Деревяго О. Эколого-экономические аспекты построения эффективного механизма финансирования лесного хозяйства// Лесное и охотничье хозяйство. - 2000, № 3. -С. 9-10.
13. Ермонина И.В. Проблемы перехода на самофинансирование лесохозяйственных предприятий загрязненных радионуклидами районов Гомельской области// Лес, наука, молодежь: Мат. межд. науч. конф. молодых ученых - Гомель: ИЛ НАНБ. - 1999, т.1. - С. 58-60.
14. Стратегический план развития лесного хозяйства Беларуси. - Минск: МЛХ РБ, 1997. - 178 с.
15. Селицкая Е., Мещерякова Е. Какая модель организации лесного хозяйства лучше для Беларуси?// Белорусская лесная газета. - 1999, 22 июля. - С. 2.
16. Бороденя В.А. Организационная структура и оптимальные размеры лесохозяй-ственных предприятий Беларуси: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Бел. гос. техн. ун-т. - Минск, 2000. - 18 с.
17. Срмонша 1.В. Основи теоретично!' моделi люогосподарського пщприемства в умовах регульованих ринкових вщносин// Наук вюник УкрДЛТУ: Зб. наук.-техн. праць. -Львiв: УкрДЛТУ. - 2005, вип. 15.1 - С.
18. Yermonina I.V. The basics of the theoretical model of a silvicultural enterprise in the conditions of controlled market relations. Scientific Bulletin of the Ukrainian State University of Forestry and Forest Industries. Lvov. 2005. Issue 15.1. - P.