Научная статья на тему 'Модель реформирования лесного хозяйства Беларуси'

Модель реформирования лесного хозяйства Беларуси Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лесопользование / рентабельность / реструктуризация / лесное хозяйство / расчетная лесосека / forest use / profitability / restructuring / forestry / calculation cutting area

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — В Ф. Багинский, В В. Зеленский

Изложены основные принципы реформирования лесного хозяйства Беларуси путем перевода его на самофинансирование. Показан положительный пример реформирования на примере модельного лесхоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — В Ф. Багинский, В В. Зеленский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of reformation of forestry of Byelorussia

Basic principles of reformation of forestry of Byelorussia are expounded by translation of him on independent financing. The positive example of reformation is shown on the example of model forestry.

Текст научной работы на тему «Модель реформирования лесного хозяйства Беларуси»

3. Нормативно-справочные материалы для таксации лесов Украины и Молдавии. -К.: Урожай. - 1987. - 560 с.

4. Остапенко Б.Ф., Герушинский З.Ю. Типологический анализ лесов// Экология. -1975, № 3. - С. 36-41.

5. Полянская А.В. О причинах деградации дубрав// Лесоведение. - 1991, № 5. -

С. 60-66.

6. Третяк П.Р., Криницький Г.Т., Дейнека А. Стан люв та еколопчш проблеми ль сового господарства Львiвщини// Пращ Наукового товариства iM. Шевченка. - Львiв: НТШ. -2001, т. VIII. - С. 43-51.

7. Ткач В.П. Заплавш люи Украши. - Харюв: Право. - 1999. - 368 с.

8. Siwecki R. Globalne zmiany klimatyczne a zamieranie d^mbow// Sylwan. - 1994, № 10.- S. 43-53.

9. Kowalski M. Zmiany skladu gatunkowego lasow na tle zmian klimatu w ostatnich dwoch stuleciach// Sylwan. - 1994, № 9. - S. 33-43._

УДК 630*651 В. Ф. Багинский, В.В. Зеленский - Институт леса

НАН Беларуси

модель реформирования лесного хозяйства

беларуси

Изложены основные принципы реформирования лесного хозяйства Беларуси путем перевода его на самофинансирование. Показан положительный пример реформирования на примере модельного лесхоза.

Ключевые слова: лесопользование, рентабельность, реструктуризация, лесное хозяйство, расчетная лесосека.

V.F. Baginski, V.V. Zelenski - Institute of forest of NAN of Byelorussia Model of reformation of forestry of Byelorussia

Basic principles of reformation of forestry of Byelorussia are expounded by translation of him on independent financing. The positive example of reformation is shown on the example of model forestry.

Keywords: forest use, profitability, restructuring, forestry, calculation cutting area.

В Беларуси до 2005 года существовала сметно-бюджетная форма организации и финансирования лесного хозяйства. Ее недостатки хорошо известны и описаны в литературе [4]. Главный из них - отсутствие заинтересованности у работников лесного хозяйства в главном результате своего труда -выращивании древесины к моменту рубки главного пользования. Вся древесина по главному пользованию продавалась по таксам, величина которых колебалась в пределах от 1 до 7 USD (в среднем 2-4), что значительно ниже реальной стоимости леса на корню. Более того, все поступления от продажи леса на корню шли в бюджет. Лесное хозяйство функционировало в основном на бюджетные субсидии. Такая система хорошо знакома старшему поколению всех лесоводов бывшего СССР, так как именно она господствовала при социалистическом способе производства.

В последние годы в Беларуси сложилась парадоксальная ситуация -бюджетные ассигнования на ведение лесного хозяйства в 3 раза превышали поступления в бюджет от попенной платы. Лесное хозяйство стали упрекать в иждивенчестве, нерациональном хозяйствовании и т.д.

Поэтому вполне логичным и естественным явилось решение Правительства Беларуси о реформировании лесного хозяйства, перевод его на самоокупаемость и самофинансирование. С 2007-08 годов, а, скорее всего и раньше, отпуск древесины должен осуществляться лесным хозяйством только в заготовленном виде. Заготовка и реализация древесины возлагается на лесхозы системы Министерства лесного хозяйства. Из сказанного не следует, что вся заготовка будет осуществляться только силами лесхозов. Лесохозяй-ственное предприятие, хотя и имеет право вести лесозаготовки, но в основном должно выступать в роли заказчика. Лесоводы отводят лесосеки, обеспечивают контроль соблюдения подрядчиком лесоводственных и экологических требований, оплачивают в установленном порядке работу и принимают лесопродукцию. Подрядчиками являются леспромхозы концерна "Беллес-бумпром", акционерные общества и частные предприниматели, имеющие лицензии на проведение лесозаготовительных работ. Как правило, подрядчики в настоящее время являются и покупателями заготовленной лесопродукции.

Выручка от продажи заготовленной древесины станет основным источником финансового обеспечения отрасли. Пока сохраняется бюджетное финансирование охраны леса, лесовосстановления и лесоустройства. Не исключено, что в дальнейшем и эти мероприятия будут финансироваться за счет выручки от продажи древесины.

При реализации описанного и в целом совершенно правильного направления реформирования отрасли возникает много проблем. Главная из них - цены на древесину. Если глубоко разобраться в сути вопроса, то упреки в иждивенчестве, звучавшие в адрес лесного хозяйства, безосновательны. Фактически государство дотировало не лесоводов, а потребителей древесины, установив на нее очень низкие цены. При переходе к самофинансированию цены, естественно, значительно возрастают, и такие шаги уже сделаны.

Повышение цен ни одному покупателю не нравится. Поэтому возникает много возражений, особенно со стороны леспромхозов концерна "Беллес-бумпром" и местных органов управления. Действительно, леспромхозы названного концерна работают сегодня в тяжелых условиях. Будучи в СССР в весьма привилегированном положении, получая огромные дотации на приобретение техники, используя дешевое горючее и т.д., лесопромышленники почему-то считали, что такое положение сохранится и после развала Советского Союза. Мало того, они вначале 90-х годов акционировали лесную промышленность, т.е. перевели ее в частную форму собственности, установили высокую оплату за работу, но не сделали почти ничего по техническому и технологическому обновлению отрасли. В результате за 7-8 лет "проели" основные средства и сегодня испытывают большие трудности. Если в советское время предприятия лесной промышленности БССР заготавливали 4,5-5 млн. м древесины, и этого им было даже мало для полной загрузки мощностей, то ныне они с трудом осваивают 2-2,5 млн. м3 лесосечного фонда. Естественно, что повышение в 3-4 раза стоимости древесины для них весьма болезненно.

Правительство Беларуси учло сложившуюся ситуацию и разрешило концерну "Беллесбумпром" на ближайшие 2-3 года (может и больше) приоб-

ретать лес по таксам. Последние хотя и повышены, но ниже стоимости готовой лесопродукции. Определенный процент относительно дешевой древесины сохраняется для социальных нужд. В целом будет проведено перераспределение весьма высоких прибылей от продажи древесины и особенно изделий из нее на внутреннем рынке и на экспорт в пользу тех, кто вырастил лес и заготовил древесину. Беларусь уверенно вступает в рынок, и необходимо срочно избавляться от нерыночных механизмов в лесном комплексе.

Новая модель функционирования лесного хозяйства и лесопользования возникла не на пустом месте. Ранее ее уже предлагали белорусские ученые [4, 5]. Совершенствование этой модели и ее проверку на практике мы осуществили в 2000-2004 гг. на примере модельного лесхоза. Результаты перестройки хозяйственной деятельности в каждом лесхозе определяется возможностями заготовки и реализации достаточного количества древесины. Эти возможности зависят от следующих факторов:

• характеристики лесного и лесосечного фонда;

• наличия платежеспособного спроса на древесину;

• условий заготовки и вывозки древесины, в частности, объемов заготовки на труднодоступных участках;

• наличия в лесхозе мощностей по переработки древесины и их состояния.

Различие в перечисленных условиях работы для отдельных предприятий приводит к разным моделям перехода на самофинансирование. В Беларуси моделей перехода на самофинансирование может быть 3-4, но при всех вариантах за основу следует брать модели, реализованные в Польше и Литве [4, 5] с некоторыми уточнениями. Определенный положительный опыт ведения комплексного хозяйства имеется в лесных опытных базах Института леса, которые работают по подобной схеме уже более 40 лет.

Чтобы обеспечить поступление достаточного количества средств, лесное предприятие должно обладать определенными запасами спелого леса. Состояние лесного фонда в лесхозах Беларуси за последние 15 лет значительно улучшилось. Если в 1991 году мы имели лишь 2,4 % спелых древостоев, а по хвойным, пригодным к эксплуатации, их было менее 2 %, что не позволяло вести разговор о финансовой самостоятельности, то теперь спелых имеется около 8 %. Это еще мало, чтобы говорить о приближении к нормальному лесу, но учитывая значительную площадь лесов Беларуси (7,9 млн. га), из нашего лесосечного фонда можно получить достаточное количество древесины для ведения прибыльного хозяйства. Заготовки по всем видам рубок в Бела-

3 3

руси за 10-15 лет возросли с 8-8,5 млн. м до 13-14 млн. м .

В то же время в ряде лесхозов деревоперерабатывающие мощности устарели, эффективность их работы низкая, что приводит к невысокой рентабельности хозрасчетных цехов лесхозов. Техническое переоснащение требует больших капитальных вложений, что для многих лесхозов затруднительно. Дополнительные капиталовложения в деревопереработку можно найти у частных владельцев, если продать им деревообрабатывающие цеха. Поэтому для многих лесхозов наиболее приемлемый путь - отделение деревообрабатывающего производства путем его продажи в частное владение.

Модель реформирования лесного хозяйства испытана на Буда-Кошелев-ском лесхозе Гомельской области, который принят в качестве модельного [2]. При выборе модельного лесхоза руководствовались следующими принципами:

• оптимальная площадь хозяйства. По исследованиям белорусских ученых [1] она должна находиться в пределах 50-60 тыс. га;

• состав лесообразующих пород и условия их местопроизрастания должны быть близки к средним величинам для исследуемой подзоны по геоботаническому и лесорастительному районированию [3];

• величина расчетной лесосеки по главному и промежуточному пользованию, ее товарная структура, технологии лесозаготовок и т. д. должны соответствовать аналогичным показателям внутри исследуемого района, в частности, Гомельской области;

• обеспеченный сбыт древесины, в т.ч. на экспорт;

• обученные кадры и устоявшиеся положительные традиции ведения хозяйства. Анализ показателей модельного лесхоза показал, что он имеет устойчивый объем главного и промежуточного пользования, размер которого будет постепенно возрастать и стабилизируется в 2020-2025 гг., т.е. лесопользование станет постоянным. Такая ситуация характерна для всех лесов Гомельского производственного лесохозяйственного объединения (ПЛХО). Мы составили прогноз лесопользования как для модельного лесхоза, так и для Гомельской области. Определенный интерес могут вызывать лишь величины для области, которые приведены в табл. 1. Из 3 вариантов прогноза показан средний.

Табл. 1. Прогноз размера главного и промежуточного пользования

Гомельского ПЛХО

Группа пород Объем лесопользования, тыс. м3 по годам

2001 2005 2010 2015 2020 2025 2030 2040 2050

Главное пользование

Хвойные 1050 1234 1338 1448 1484 1530 1530 1620 1676

Твердолиственные 107 116 119 123 125 127 127 131 139

Мягколиственные 890 989 1010 1037 1053 1073 1073 1109 1155

Итого 2047 2339 2467 2608 2662 2730 2730 2860 2970

Промежуточное пользование

Хвойные 516 550 639 790 1127 1145 1336 — —

Твердолиственные 20 22 28 32 44 46 54 - —

Мягколиственные 366 520 705 800 1113 1148 1285 - —

Итого 902 1092 1372 1622 2294 2339 2675 — —

Общий объем лесопользования

Хвойные 1566 1784 1977 2238 2611 2675 2866 — —

Твердолиственные 127 138 147 155 169 173 181 - —

Мягколиственные 1256 1509 1715 1837 2166 2221 2358 — —

Итого 2949 3431 3839 4230 4946 5069 5405 - —

В Беларуси в целом и в Гомельской области в частности наблюдается устойчивый сбыт древесины. Так как наше государство издревне являлось лесным краем, то за последние 100 лет здесь развилась мощная деревообрабатывающая промышленность. Ее недостатком является низкий уровень целлюлозно-бумажного производства, но такое положение будет исправлено в

ближайшие годы путем строительства бумажного завода в г. Шклове и расширения производства на Светлогорском ЦБК. В настоящее время тонкомерная древесина (балансы) поставляется в основном на экспорт.

В советское время Беларусь потребляла 13-14 млн. м древесины. Она с середины 60-х годов прошлого века из-за нарушения принципа постоянства лесопользования в 20-60 годы превратилась в лесодефицитный район. В разные годы сюда ввозили от 1,5 до 3,5 млн. м древесины, а вывозили в переводе на круглый лес от 1,0 до 1,3 млн. м древесины в основном в виде мебели. В 90-е годы внутренний рынок несколько сузился, но расширен экспорт - до 3-4 млн. м в переводе на круглый лес. В последние 5 лет внутреннее потребление древесины в связи с сильной активизацией жилищного строительства и усилением работы деревоперерабатывающих заводов постоянно растет. Таким образом, реализация древесины в Беларуси в основном полностью обеспечивается.

Реструктуризация модельного лесхоза проведена путем продажи устаревшего и низкорентабельного цеха деревообработки, концентрации в руках лесхоза всех лесозаготовок, и продажа всей древесины в готовом виде. Даже при относительно низких ценах на древесину в 2004 году результаты оказались очень хорошими (табл. 2). В 2005 году в связи с повышением цен на древесину в 1,5-2 раза ее продажа в готовом виде даст еще больший экономический эффект.

Табл. 2. Показатели производственно-хозяйственной деятельности _модельного лесхоза до и после реструктуризации_

Показатели Единица измерения До реструктуризации После рест руктуризации

Лесохо-зяйствен-ное производство Промышленное производство (лесозаготовки и деревообработка) Лесохозяй-ственное производство Промышленное производство (лесозаготовки)

Расходы тыс. руб. (Вг) 1024937 737995 1162000 419045

Доходы (без лесного дохода) тыс. Вг 227956 868228 510000 621692

Лесной доход тыс. Вг 211077 0 626000 0

Государственное финансирование тыс. Вг 585904 0 0 0

Прибыль тыс. Вг -585904 130233 0 202647

Рентабельность % -57,1 17,6 0 48,4

Таким образом, проведенная реструктуризация модельного лесхоза, характеризующего по условиям производства более половины лесхозов области, показала верность принятого в Беларуси курса на реформирование лесного хозяйства путем его перевода на финансовую самостоятельность по примеру Польши и Литвы.

Литература

1. Бороденя В.А. Оптимальные размеры лесохозяйственных предприятий в связи с интенсификацией лесного хозяйства// Труды Белорусского технологического ун-та. Серия 6: Экономика и управление. - Минск: БГТУ. - 1998, вып. VI. - С. 92-96.

2. Зеленский В.В. Состояние и перспективы лесопользования в Гомельском ПЛХО// Проблемы лесоведения и лесоводства: Сб. научн. тр. - Гомель: ИЛ НАН Беларуси. - 2002, вып. 55. - С. 215-223.

3. Юркевич И.Д., Гельтман В.С. География, типология и районирование лесной растительности. - Минск: Наука и техника, 1965. - 288 с.

4. Янушко А.Д. Экономика лесного хозяйства. - Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2004. - 368 с.

5. Янушко А.Д. Демидовиц В.П. Структурная перестройка экономического механизма в лесном хозяйстве// Труды Белорусского государственного технологического ун-та. Серия 6: Экономика и управление. - Минск: БГТУ. - 1997, вып. 3. - С. 37-42.

УДК 639.1(639.104) М.Л. Вдовцов1 - "Втоблагролк "

ОБГРУНТУВАННЯ доц1льност1 розведення диких тварин п1дприемством "в1ноблагрол1с"

Зважаючи на cnp^Tnmi природно-юторичш та бюценотичш умови i врахову-ючи вимоги чинного законодавства обгрунтована доцшьшсть розведення диких тварин на тдприемста "Вшоблагролю".

Ключов1 слова: розведення диких тварин.

M.L. Vdovtsov - chief director of "Vinoblagrolis"

Grounds for the usefulness of the breeding of wild animals in the

"Vinoblagrolis"

The usefulness of the breeding of wild animals in the "Vinoblagrolis" is grounded following to the current law and considering the appropriate natural, historical and bioce-notic conditions.

Keywords: grounds, breeding, wild animals.

Вщомо, що розведення й утримання диких тварин тюно пов'язане з ïx прирученням та одомашненням. Зародилося воно, ймовiрно, 15-20 тисяч ро-юв тому, тобто за 5-10 тисяч роюв до початку доместикаци диких тварин. Одним з напрямюв розведення диких тварин е створення звiринцiв - зооло-пчних парюв. Найдавнiшi звiринцi iснували в Gгиптi, Китаï та Мексищ iще до нашоï ери [1]. В Сврош першi зоолопчш парки з'явились у XVIII ст.: у Вщш (1752), Мадридi (1774) i Парижi (1793). На теренах Украши перший звь ринець оргашзував С. Петруський (1825), пiзнiше були створеш зоологiчнi парки в Харковi (1896), Миколаевi (1901) i Киевi (1908). У наш час розведення диких тварин у зоолопчних парках, у вольерах i навт на спещальних фермах набуло широкого поширення в багатьох краïнаx св^у. В Украïнi, за винятком окремих випадюв, ця проблема залишаеться поза увагою як на-уковцiв, так i практиюв [2-9]. Бшьше того, недостатня кiлькiсть пiдприемств, що займаються утриманням i розведенням диких тварин ютотно ускладнюе як збереження генофонду i вщтворення чисельностi мисливсько1' фауни, так i ведення еколопчного виховання молодi.

Мета дано1' роботи - розробити обгрунтування органiзацiï утримання i розведення автохтонних та алохтонних видiв тварин Вiнницьким обласним комунальним спецiалiзованим лiсогосподарським пiдприемством "Вшоблаг-ролю" Мiнiстерства аграрно1' полiтики Украши.

1 генеральний директор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.