Научная статья на тему 'Основания восприятия и оценивания эстетических свойств природы как выразительных'

Основания восприятия и оценивания эстетических свойств природы как выразительных Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
284
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / NATURE / ЧЕЛОВЕК / HUMAN BEING / ОТНОШЕНИЯ / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ЭСТЕТИКА ПРИРОДНОГО МИРА / AESTHETICS OF NATURAL WORD / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / ECOLOGICAL AESTHETICS / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ВЫРАЖЕНИЕ В БЫТИИ / EXPRESSION AND EXPRESSIVE IN LIFE / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AESTHETICAL CULTURE / ЭКСПРЕССИОННО ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / EXPRESSIОN-AESTHETICAL APPROACH / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / RELATION / AESTHETICAL PROPERTY OF OBJECT AND APPEARANCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Печко Л.П.

В статье раскрыты обоснования и опыт применения нового подхода к характеристике эстетических свойств природы как объективных и вместе с тем получающих субъективное преломление в восприятии и действиях человека. На основе обращения к ряду наук предлагается перейти к характеристике природно-эстетического как выразительного, т.е.сущностного, без плоских определений эстетических свойств как прекрасных или безобразных. Многолетний эксперимент в работе со школьниками и студентами России, дал положительный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundation of perception and evaluation in aesthetic property of nature in quality expressive

The paper presents a grounding and the experience of application of a new approach to the characterization of aesthetic properties of nature as objective ones subjectively refracted in human perceptions and actions. A multidisciplinary view allows to characterize the natural-aesthetic in terms of the expressive, that is, the essential, avoiding superficial definitions of aesthetic qualities in terms of beautiful vs. ugly. An experiment with Russian schoolchildren and students, ongoing for years, shows positive effects.

Текст научной работы на тему «Основания восприятия и оценивания эстетических свойств природы как выразительных»

Humanity space International almanac VOL. 1, No 3, 2012: 601-606

Основания восприятия и оценивания эстетических свойств природы как выразительных

Л.П. Печко

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования» Российской Академии Образования

119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1

Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education»

Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia; e-mail: pechkolp@mail.ru

Ключевые слова: природа, человек, отношения, философия, эстетика природного мира, экологическая эстетика, выразительность и выражение в бытии, эстетические свойства объектов и явлений, экологическая культура, экспрессионно - эстетический подход, эксперимент.

Key words: nature, human being, relation, philosophy, aesthetics of natural word, ecological aesthetics, expression and expressive in life, aesthetical property of object and appearance, aesthetical culture, expressim-aesthetica! approach, experiment. Резюме: В статье раскрыты обоснования и опыт применения нового подхода к характеристике эстетических свойств природы как объективных и вместе с тем получающих субъективное преломление в восприятии и действиях человека. На основе обращения к ряду наук предлагается перейти к характеристике природно-эстетического как выразительного, т.е.сущностного, без плоских определений эстетических свойств как прекрасных или безобразных. Многолетний эксперимент в работе со школьниками и студентами России, дал положительный эффект.

Abstract: The paper presents a grounding and the experience of application of a new approach to the characterization of aesthetic properties of nature as objective ones subjectively refracted in human perceptions and actions. A multidisciplinary view allows to characterize the natural-aesthetic in terms of the expressive, that is, the essential, avoiding superficial definitions of aesthetic qualities in terms of beautiful vs. ugly. An experiment with Russian schoolchildren and students, ongoing for years, shows positive effects.

[Pechko L.P. Foundation of perception and evaluation in aesthetic property of nature in quality expressive]

Экологические проблемы в отношениях человека к природе во многом обусловлены причинами социального и культурного характера. Неслучайно решения всемирных экологических конференций последних десятилетий связаны с установками на сохранение природного биоразнообразия и идеями устойчивого развития экономики, а также на

акцентирование экологического потенциала культурного многообразия на планете (Рио-де-Жанейро, июнь 2012).

Задача настоящей статьи заключается в вычленении нового типа культурно-эстетического подхода к природному миру. Он существует в границах ряда наук - гуманитарных и естественных. Необходимо определить его перспективность в обосновании современной интерпретации эстетической сущности материального природного мира. Это задача, входящая в контекст экологической эстетики как раздела философского знания. Рассматриваемый подход характеризуется как экспрессионно-эстетический, в основе которого лежат научные категории «выразительность», «выражение» и др. Они предоставляют возможность нахождения ключа к открытию способа оценки и характеристики даже единичного природного объекта, его структурной части или свойства в контексте мысленного диалога с ним, его вопрошения, наблюдения, отыскания предполагаемого ответа и аналогий в культурном и живом опыте человека. Теоретический и исторический анализ путей взаимодействия людей с природой и ее познания осуществлен в гуманитарной и естественно-научной областях (Печко, 2008). В результате выявлены модели оснований относительно современной экологической культуры личности. Первая модель общей научной предметной характеристики природного объекта, явления,процесса. Она строится на их реальных физических и биологических свойствах, которые в человеческой культуре совпадают с эстетическими. Это показано в эстетической теории А.И. Бурова, который отмечал объективные предметные свойства как часто не отделимые от субъективных реакций, эмоций и оценок в восприятии человека. Он писал по поводу предметно-эстетических свойств мира, которые определяют «чувственную форму предмета. Этот вид восприятия требует от человека высокой сенсорной культуры. Зрение дает нам восемь видовых определений: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение. Звук - четыре: силу, объем, тембр и высоту. Зрение и слух определяют духовно-теоретический, а не инстинктивно-биологический характер. Чувства осязания, вкуса, обоняния

могут привести в итоге только к простейшим чувствам приятного и неприятного. Все органы чувств находятся в органической взаимосвязи и должны рассматриваться с учетом этой связи». (Буров, 1975).Но вместе с тем, отвечая I модели, эти положения ведут к формально предметному эстетическому отношению.

На следующей ступени, согласно Бурову, на основе ассоциативных представлений возникает более высокий уровень эстетического отношения как чувственного и вместе с тем теоретического. Это соответствует нашей II модели доминирования субъективного эстетического отношения человека к природе, его чувственно-эмоционального восприятия, зрительного, слухового, осязательного. Все это лежит в основе культуры эстетического чувства и оценки окружающего мира.

III модель обосновывает объективно-субъективное видение бытия мира, а именно: признание различительной закономерности выражения внутренней сущности любого объекта, вида материи или живого организма в их внешней, наружной форме, воспринимаемой человеком, его зрением, слухом и другими органами чувств, а и также субъективно переживаемой. Эта модель характеризуется терминами: выражение, выразительное, выразительность и содержит эстетические компоненты объективного и субъективного характера. Они существуют так же в материале и организации естественных наук, как и в гуманитарном знании. В биологии их применял наиболее последовательно Ч. Дарвин (1953): наиболее глубокое обоснование сущности выразительности и выразительного принадлежит ему. В области психологии личности их исследовали Г.Олпорт (2002), Д.Дьюи (1981), в эстетике - Б. Кроче (2000), Р. Арнхейм (1974), А.Ф. Лосев (1994, 1970), В.В. Бычков (2008), в педагогике некоторые авторы (Выразительные движения,1993).

В каждой из моделей содержатся эстетические компоненты, что позволяет синтезировать общее научное положение о сущностной эстетической составляющей естественно-научного и гуманитарного познания природы (в сочетании аспектов объективного и субъективного понимания

естественного мира). Несоменно, такая позиция влияет на эколого-эстетическое сознание человека и характер его поведения по отношению к природе и ее состояниям, что было выявлено в экспериментах. Из проведенного сопоставления следует вывод о возможности правильного акцентирования в оценке природных объектов: с уходом от оценочных критериев прекрасного - безобразного, наносящих ущерб природе из-за такой ложной эстетической ориентации. Переход на критерий выразительного, которое включает в себя объективные материальные характеристики природного окружения и при этом фиксирует многообразие эстетических переживаний человека в качестве понятия, вбирающего в себя все категории эстетического (согласно А.Ф. Лосеву). Он вносит доминирующее смысловое определение именно своеобразной гармонии внешнего облика каждого природного творения, соответствия этого облика внутренним закономерностям развития объектов данного рода и вида, а также условиям окружающей среды. Понятие выразительности переводит эстетические отношения к любому объекту и явлению на фундамент объективной естественной эстетики и выявляет готовность индивида к признанию его ценности (познавательной и культурной). Выдающийся российский мыслитель А.Ф. Лосев определил сущность эстетического следующим образом с философской позиции: «эстетическое, вообще говоря, есть область выражения или выразительного. Выражение всегда является слиянием каких-нибудь двух планов, и прежде всего внутреннего и внешнего. Наука об этом выражении и есть эстетика, а переживание этого выражения есть нечто эстетическое» (Лосев, 1994). Он называл формами эстетического как выразительного возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.

Таким образом, выразительное становится одной из центральных категорий в ряде гуманитарных и естественных наук: в эстетике, искусствознании и художественном образовании, в науках о человеке (психологии, педагогике, анатомии), биологических дисциплинах, в геологии и географии. Особый потенциал этого понятия раскрывается в экологии.

В ХХ веке получила обоснование теория о саморазвитии и самоорганизации материи, которая разработана И.И. Пригожиным (Пригожин, Стенгерс, 2000). Отчетливо следует из нее вывод и об эстетических свойствах природы как объективно развивавшихся в процессах диверсификации становления материи и ее конкретных разновидностей.

Совокупность положений подхода, названного нами экспрессионным (выразительностным), позволила прийти в исследовании к практической апробации его компонентов в условиях образовательного процесса, различных учебных занятий и творческой деятельности. На основе эстетического восприятия, оценки и переживания выразительных свойств природных творений школьники обретали подлинное содержание и формы общения с естественной средой. Теортические основы и методики такой работы были разработаны нами в ходе исследования. Была обоснована система анализа отношения к эстетике природы в истории ее практического, научного и художественного познания. Основанием для этого явился концепт о выразительности объективной эстетики природы независимо от появления человека как высшего мыслящего творения природы. Нами была предложена и схема «поэтики природы» как многообразного свода элементов материального мира, имеющих чувственно-эстетическое и познавательное значение для осмысления и оценки природного мира человеком. Выражение и оформление природной эстетики по доминирующим средствам выступает посредством визуально-чувственных, звуковых, динамических и других свойств реальности, что было положено в основу практических методик. В эксперименте использованы модель эстетического общения (диалога) с природным творением, а также проективный метод составления «эстетического портрета природного творения». Он получил широкое распространение в регионах России и позволил накопить значительный материал ответов школьников и студентов. В нем сочетались задания по объективным характеристикам свойств портретируемого предмета и привлечение личных впечатлений, сопоставлений, художественных образов. Таким образом, были получены

подтвержения об эффективности разработанного экспрессионного подхода в контексте экологической эстетики и эколого-культурного образования - при опоре на выявление в природе объектов, их свойств и ситуаций в качестве выразительных, то есть позволяющих выявлять во внешнем,наружном облике характерные черты их структурно-качественного своеобразия и выражения внутренней сущности рода,вида,разновидности(что всегда оценивается человеком эстетически).

В заключение приношу благодарность сотрудникам кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, поддерживающим на разных этапах экспрессионный подход к рассмотрению эстетики природы, высоко ценю полученные рецензии.

ЛИТЕРАТУРА

Арнхейм Р. 1974. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс. 392 с. Буров А.И. 1975. Эстетика: проблемы и споры. М.:Искусство.175 с. Бычков В.В. 2008. Эстетика. М.: Гардарики. 2008. 572с.

Выразительные движения.1993 // Российская педагогическая энциклопедия. В

2 тт. Т. 1. М.: БРЭ: 180. Дарвин Ч. 1953. Выражение эмоций у человека и животных. М.: Изд-во АН СССР. 5: 431-480.

Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: «Intrada», 2000.

Лосев А.Ф. 1994. Проблемы художественного стиля. Киев: Киевская Академия

Евробизнеса.184-185. Лосев А.Ф.1970.Эстетика // Философская энциклопедия. В 5 тт. Т. 5. М.: БСЭ. 5: 572-576.

Олпорт Г. 2002. Выразительное поведение // Олпорт Г. Становление личности, М.: Смысл. 416-442

Печко Л.П. 2008. Выразительность эстетики природы и культура личности.

Ульяновск - Москва, УлТГУ. 363 с. Пригожин И., Стенгерс И. 2000. Время, хаос, квант. М.: Эдиториал УРСС. 239 с.

Dewey J. 1981. Experience and Nature // J. Dewey. The Later Works. Carbondail.1.

Получена /Received: 11.06.2012 Принята/Accepted: 16.06.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.