Арябкина И. В.
УДК 37.036
ЭКСПРЕССИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
о
Возникшие в начале XXI века глобальные экологические, социокультурные, политические проблемы детерминировали изменения в предмете и содержании современной эстетической науки. Углубление её связей с различными дисциплинами ориентируют, в частности, на поиски путей совершенствования эстетической культуры личности и общества, поиска новых подходов к осмыслению и реализации данного процесса. В этой связи особо ценными являются публикации массовыми тиражами вузовского учебника «Эстетика» широко известного автора, продолжателя в XXI веке идей Ф. Гегеля, а в России - А. Ф. Лосева, оригинального мыслителя В. В. Бычкова. Он рассматривает сферу эстетического и науку эстетику как принадлежащую к сущности и гармонии космо-антропного бытия. В. В. Бычков считает, что «... в сущностно-метафизическом смысле эстетика - это особая форма бытия-сознания; некое специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию. Наука эстетика - только малая и самая упрощённая область этого поля, помогающая, однако, человеку, точнее осознать значимость духовной материи в его жизни и в структуре Универсума в целом <...>. Если же сказать кратко <.> эстетика - это наука о гармонии человека с Универсумом.» [4, с. 163]. Учёный характеризует эстетику как науку о выражении. Этот подход означает начало нового для нашего времени видения эстетики в контексте принципа выражения, идущего от А. Ф. Ло-
сева, и ещё ранее от Гегеля и Кроче. Русский философ А. Ф. Лосев отмечал, что выражение всегда является слиянием двух планов -внутреннего и внешнего, идеи и материи, формы и содержания, явления и сущности и т. д. Иначе говоря, если мы, «рассматривая внутреннее, начинаем воспринимать это органами чувств (чувственными очами и пр.), это означает, что изучаемое внутреннее получает своё выражение». Так художественные или природные формы являют заложенные в них художником или архитектором (человеком или богом) внутренний смысл нашим глазам. В этом случае чувственная оболочка (можно называть ее формой, материей, явлением) служит выражением некоего (нечувственного) содержания, сливаясь с ним.
Идеи эстетической выразительности были близки в XVII веке Г. Э. Лессингу, который считал, что искусство подражает природе, в которой прекрасное составляет лишь малую часть, а основными законами искусства являются истина и выразительное. Его современник Ф. Шиллер определял выразительное как естественное проявление природной жизни, в частности, в искусстве.
Отечественный учёный М. М. Бахтин, сравнивая эстетическое и художественное восприятие человека в реальности и в произведении искусства, писал, что эстетически воспринять тело - значит сопереживать его внутренние состояния и телесные, и душевные через посредство внешней выраженности.
Эстетическое в современной эстетике рассматривается как всеобщее свойство гармонических явлений (прекрасное, идеал) и дисгармонических (трагическое, ужасное и др.), а категориальные понятия выразительное и выражение объемлют и те, и другие (Б. Кроче, Р. Арнхейм, А. Ф. Лосев, В. В. Бычков, Л. П. Печко). Полнота выражения гармонии указывает на процесс преодоления хаоса, дисгармонии (Е. Г. Яковлев).
«Несомненны эстетические параметры и модели естественного мира при признании объективного, онтологического существования природных объектов, их феноменологи-
ческой явленности по материально выраженным, присущим им качествам, их представленности в научных комплексах как визуальных образов, подлежащих восприятию и изучению, а также по преобразованиям их образов в культурных и эстетико-художествен-ных формах в деятельности человека.
Не подлежит также сомнению реальное присутствие чувственно-воспринимаемых материально представленных предметов и живых существ, обладающих эстетической оформленностью и натуральной выразительностью, особенно в ситуациях, где они выступают предметом интерпретации, оценки, общения. Ибо лишённые эстетических признаков - внешних - формы, структуры, фактуры, внутренних - звуковых, осязательных, кинестезических свойств, объекты и их образы вообще не могут быть восприняты вне какой-либо качественной определенности, свойственной миру. При этом, утратив своё действенное влияние на органы чувств, они не могли бы выступать средствами и источниками развития личности, её эколого-эсте-тической культуры» [6, с. 9].
Сущность экспрессионного подхода состоит в осмыслении того факта, что природные процессы, структуры, закономерности воплощаются во внешних формах; свойства, проявления выражаются как объективные фундаментальные качества строения и бытия мира. Особую сферу со специфическими видами выражения и психических, и физических движений составляет живая природа, живые особи и, в особенности, человеческое существование и выражение, весь творческий человеческий мир. Важно отметить при этом, что закономерности перехода внутреннего во внешнее определяют не только видимый нами отчасти Универсум, но и его человеческое истолкование и принятие внешнего облика объектов как воплощение их природы, их состояния, их функций в соотношении со специфическим телесным бытием людей. Это становится и основой субъект - объектного отношения человека к миру, его предметам, в особенности и эстетического отношения, где встречаются и соотносятся
одновременно качества человека и объекта мира.
Отдельный вопрос о предрасположенности и готовности человека и прочтения этой выраженности характера объекта в его внешних свойствах. Эти способности развивались во всей истории человечества в конкретных видах деятельности, однако спонтанно, неоднородно. В истории воспитания и образования задача их развития была поставлена великими мыслителями и выдающимися педагогами. Но и в ХХ1 в. необходимость достижения высокого уровня этих способностей познания мира также актуальна. Это важно для обоснования новых подходов в эстетике, педагогике, экологии, психологии, для определения моделей эстетического развития и художественного образования, становления культуры личности.
Л. П. Печко отмечает: «движение, мощь, интенсивность каких-то процессов либо влияния условий, сочетаний, родственных действий или же длительности их воздействий так же существенны, как и противоположные по количественно-качественному характеру. Негативные, слабые, влияния реализуются в слабой выраженности в природном объекте онтологических свойств бытия, порой маскирующей или искажающей его сущность и выразительное проявление.
Другой аспект феномена составляет включение человека в освоение, осмысление, интерпретация самовыражающихся сущностных свойств объекта и возникновение при этом самовыражения и субъективных проявлений человека. Их сочетание, «сцепление» несёт и реакцию субъекта на свойства объекта, и усиливает (либо ослабляет) выразительную силу ситуации выражения» [6, с. 15].
Если речь идёт о сочетании эстетических элементов, т. е. о «поэтике природы», то она различно преломляется в национальном и эстетическом сознании разных народов и соответствует мировоззрению, культурным традициям, религии каждого из них.
Однако конкретно-чувственная выразительность определённых типов ландшафтов и
горных пород, растительных и животных видов зачастую вызывает у разных народов сходные образные ассоциации и однотипные названия одних и тех же объектов, явлений. Их названия включаются в различные символические, мифологические контексты при употреблении имён природных предметов в языке. Несомненна духовная общность образов природы в их человеческом истолковании, отражающем взаимосвязи личности с природой и различия, обусловленные географическими, климатическими, историко-культурными особенностями.
Необходимость акцентирования и накопления эстетического и художественного опыта у молодого поколения требует ориентации не только на отношения к прекрасному в природе, но и к другим модальностям эстетической выразительности: возвышенному -низменному, комическому - трагическому.
В настоящее время необходимым психолого-педагогическим условием успешности культурно-эстетического образовательного процесса выступает «ориентирование личности на объекты и критерии не только эстетического совершенства, красоты, но и эстетической и художественной выразительности, многообразия и ценности их сочетания» [7, с. 15]. Нельзя не согласиться с Л. П. Печко, что «в эстетико-педагогических ситуациях воспитания и образования должны быть задействованы разнотипные проявления этих двух критериев в оценке объектов и явлений окружающего мира и искусства. В ином случае эстетическое воспитание и образование становятся односторонними, опыт накапливается и развивается схематично, искаженно: либо по линии абстрактного перфекциониз-ма, мечтательно-иллюзорного характера, либо по противоположному направлению неприятия классических эстетических ценностей, негативизма к ним. В обоих случаях возникает опасность искажения качеств, вкусовых предпочтений, узости эстетического сознания, потребности, деятельности в связи с устойчивой и воинствующей ограниченностью эстетико-чувственного и художественного опыта личности. Здесь уже идёт
речь о бедности, примитивности личной культуры и культурного опыта» [7, с. 15].
Всё это актуализирует использование в культурно-эстетическом образовании экспрес-сионного подхода.
Генезис человеческих экспрессивно-эстетических способностей, теоретическое обобщенное представление о которых сформулировано Л. П. Печко в монографии «Выразительность эстетики природы и культура личности», «уходит в истоки чувствительности живых организмов, выживающих при условиях развития различительных рефлексов по отношению к окружающей среде и многообразным объектам, обладающим своеобразными родовыми, видовыми, индивидуальными свойствами» [6, с. 241]. Для реализации эстетического взаимодействия личности с окружающим миром существенно то, что эстетическое освоение объектов природы человеком осуществляется не только в соответствии с его возможностями и способностям, но и по качествам самих объектов, требующим их различения и оценки. Поэтому эстетические характеристики объектов в подсознании и сознании классифицируются и ассоциируются не только по силе и эффективности эмоционально-эстетического переживания, но и по их своеобразию, выразительности, неповторимости, отличию от иных предметов и явлений [6].
Важным аспектом формирования эстетического восприятия человеком объектов окружающего мира является умение выявлять «эстетически-физиогномические качества» предметов, ландшафтов, растений и животных.
Не менее значимым для образовательной практики представляется другой аспект эстетического восприятия, который относится к «экспрессивному выразительному поведению, самопроявлениям состояний любого человека в жизнедеятельности. Экспрессионная теория, учение о выражении, о выразительных движениях характеризует поведение всех живых существ через внешний облик, его состояние, признаки, действия, движения, которые выдают их «настрой» или маскиру-
ют его истинный характер и мотивы. Поэтому наблюдатели - «зрители» для правильной оценки ситуации и опасности должны вживаться в образ «другого» существа, расшифровывая его ближайшие действия по физиогномическим сигналам, телесным движениям (будь то змеи, собаки или вороны)» [6, с. 243].
Разработанная автором данной статьи на основе инструментальной дидактики В. Э. Штейнберга модель формирования эко-лого-эстетической культуры личности позволяет формировать и диагностировать основные умения и способности личности:
1. Умение правильно различать формы, цветовые оттенки, ритмические, структурно-симметрические пропорциональные, динамические и другие свойства разнообразных объектов в освоении окружающего мира. Данное умение проявляется в общей эстетической восприимчивости человека к сигналам природы.
2. Способность к прочтению мимики, жестов, поз, звуков и интонаций живых существ, которая относится в первую очередь к экспрессивным и экспрессивно-эстетическим проявлениям, умениям выражать себя психофизическими реакциями.
3. Способность к представлению себя другим, именно этим существом или даже предметом, например, пробуждающимся вулканом. Данная способность связана с воображением, эмоциональной эмпатией, вживанием и весьма значима в освоении любого эстетического объекта.
4. Умение эмоционально откликаться на состояние природных объектов.
Экспрессионный подход к эстетическому освоению природы и природных основ человеческой жизни, на котором зиждется принятие индивидуальной неповторимости и ценностной значимости любого природного и культурного объекта, а на этой основе - и каждого человека, обладает большим инте-гративным потенциалом, позволяя обобщить знания о различных аспектах общения людей с природой и друг с другом.
Для педагогической теории и практики ценна концепция А. Ф. Лосева, в которой вы-
является неразрывная диалектическая связь различных сторон жизни, единство объективно-природного, субъективно-человеческого и многообразного объект-субъектного общественного бытия. Выразительность предметных форм, согласно А. Ф. Лосеву, результат процесса выражения сущности во внешнем явлении - выступает как синтез двух планов: внешнего, выявляющего, и внутреннего, выявляемого. Л. П. Печко в отношении эстетики природы обосновывает не только субъект-объектный феномен выразительности, но и объективные проявления и самопроявления специфики каждого природного объекта как выражение его внутренней сущности во вне-шнечувственном облике и до человека, и независимо от человека. Мифологический тип сознания, выделяемый А. Ф.Лосевым, - это субъект-объектный вид выразительностного взаимодействия при встрече субъекта с выразительным объектом [6, с. 65] В этом процессе совмещаются непосредственная жизненная заинтересованность и бескорыстное любование объектом, сочетаясь с принципом «самодовлеющей и вполне бескорыстной созерцательной ценности творящего для творимого и творимого для творящего в их общей родовой жизни» [5].
Сущность экспрессионного подхода глубоко гуманистична. По мнению выдающегося отечественного мыслителя М. М. Бахтина, предмет эстетического отношения - не безгласная вещь, а «выразительное и говорящее бытие». Именно в «диалоге» человека и предмета через эстетическое отношение субъекта чувственное бытие объекта включается в систему культуры. Культура, по мнению учёного, выступает как способ сохранения бытия субъекта и объекта, выразительного их диалога, эстетического вживания человека в объект окружающего мира или другого человека, а затем - самопознания себя иным, обогащенным субъектом.
Согласно Бахтину, персонификация природы и человека на современном этапе - это феномен культуры, но «без потерь овеществления». При этом эстетическое отноше-
ние, чувство, созерцание утверждает ценность объекта. Вне этого нет понимания и общения личности с миром: «Безлюбость, равнодушие никогда не разовьют достаточно сил, чтобы напряженно замедлить над предметом, закрепить, вычленить каждую мельчайшую подробность и деталь его. Только любовь может быть эстетически продуктивной, только в соответствии с любимым возможна полнота многообразия» [3, с. 410411]. Но для этого человек должен проявить «умение познать и умение выразить себя. Мы имеем здесь дело с выражением и познанием (пониманием) выражения». Выражение при этом определяется как поле двух сознаний, требующее «абсолютного сочувствия» (автора и воспринимающего, человека и предмета, человека и человека (учителя и ученика)).
Организация эстетико-образовательного процесса с опорой на вышеизложенные положения, как показывает практика, способствуют значительному повышению его эффективности.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается возможность организации образовательного процесса в рамках экспрессионного подхода, который позволяет актуализировать индивидуальную неповторимость и ценностную значимость любого природного и культурного объекта, а на этой основе - и каждого человека.
Ключевые слова: эстетическое, искусство, личность, образование
SUMMARY
The article deals with the possibility of organization of educational process in the framework of the expression approach, which allows to update the individual uniqueness and the value significance of natural and cultural sites, and on this basis - every person.
Key words: aesthetic, art, personality, education
ЛИТЕРАТУРА
1. Арябкина И. В., Гринева Е. А. Симбирский край родной: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. -Ульяновск: УлГПУ, 2009. - 172 с.
2. Арябкина И. В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя
начальной школы на основе личностно-ори-ентированного подхода: теоретические аспекты: монография. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. - 184 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
4. Бычков В. В. Эстетика. - М.: Гардари-ки, 2006. - 573 с.
5. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. - М.: Политиздат, 1973. - 315 с.
6. Печко Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности. - Ульяновск, УлГТУ, 2008. - 363 с.
7. Печко Л. П. Искусство в развитии художественно-эстетического опыта формирующейся личности // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: сб. науч. трудов. - М.: ИД «Секрет фирмы», 2004. -С. 12-17.
Н. Н. Мурованая
УДК 371.113.1:159.955.4
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
Пс
оиск инновационных путей развития многих стран связан с социально-экономическими и культурными преобразованиями, происходящими в мире. Глобальный подход в решении многих организационных и отраслевых вопросов будет способствовать инновационному развитию и стратегическому преобразованию стран мира и России.