Нефедова З.Ю.
Московский институт предпринимательства и права, г. Оренбург E-mail: karna1@yandex.ru
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье раскрываются некоторые содержательно-сущностные стороны формирования экологической компетентности личности в образовательно-педагогической плоскости эстетического подхода. Рассматриваются эстетико-валеологические характеристики базовой экологической категории «природа».
Ключевые слова: эстетическая деятельность, эстетическое отношение, природа, здоровье, красота, экологическая компетентность.
Образовательное формирование экологической компетентности личности невозможно вне эстетической составляющей, утверждающей не только неотъемлемый характер взаимоотношения природы и человека по законам Гармонии, Порядка и Красоты, но и гуманный характер отношения человека к Природе и Миру как антропомофизированной (олицетворенной) части собственного бытия в ценностносмысловой парадигме ответственного принятия, сочувственного понимания и творческого преобразования.
В аспекте проблемной стороны экологического образования, представленной, в том числе, на уровне содержания соответствующих школьных учебников, исследователи отмечают явный дефицит чувственной и, следовательно, эстетикоцентрированной составляющей, вследствие чего «возникает и ощущение громадной утраты - живого общения с природой, чувственного восприятия мира» [4, с. 24]. Поэтому развитое эстетическое отношение в силу его конкретно-чувственного характера и универсальности, целостности и интегративности, способно существенно влиять на потенциал нравственно-гуманного возвышения личности, проникающего во все сферы ее жизнедеятельности.
Эстетическая деятельность - это особое практически-духовное, социально-психологическое, преодолевающее ограниченность утилитарного подхода освоение действительности, телеологический базис которого составляют «нормы-цели» и «нормы-образцы» желаемых гармонических отношений человека с окружающим миром в его целостности. При этом явления и процессы предстают «не только в своих повседневных формах, но и в их тенденциях, возможностях: в эстетической деятельности
человек как бы «поднимает» глубинное, существенное, общее на «поверхность», придает ему форму видимости... как бы забегает вперед и представляет должное как сущее (курсив наш -З.Н.)» (Ф.Т. Мартынов) [9, с. 73].
В этой связи отметим, что «утверждение должного как сущего» выступает ведущим образовательно-педагогическим принципом становления взрослеющего человека в содержательно-смысловом мире человеческой культуры, в том числе, культуры экологической. Эстетическое освоение - это и прогностическое отражение действительности, и коэволюционно-эстетическая оптимизация широко понимаемых условий человеческой жизнедеятельности.
При этом экологически (экоцентрически) значима соотнесенность эстетической формы процессов и явлений «со структурой человеческого бытия», обусловленная реализацией в человеческой деятельности принципов «эстетической целостности», «эстетической гармонизации» и «эстетической выразительности» [10, с. 47-49]. Согласно первому принципу система «человек-предмет-среда» рассматривается как социальная целостность, требующая своего эстетического упорядочения и выражения. Практическая действенность второго принципа возможна в том случае, когда цели эстетической деятельности содержательно включают культурные образцы, ценности и идеалы целостности человека и его желаемых гармонических отношений с окружающим миром. Это не только гармония между частями объекта, но и, что особенно значимо в контексте нашего рассмотрения, гармония между субъектом и объектом. Принцип эстетической выразительности предполагает выявление и воплощение в чувствен-но-воспринимаемом материале «богатство ду-
ховной жизни», которое должно вызывать «эстетическое чувство приобщения к неведомым ранее мирам» [10, с 49]. В последнем случае можно говорить о своеобразной реализации художественно-эстетического принципа «очуждения» («остранения») (Б. Брехт, В.Б. Шкловский) как создании особого эффекта видения предмета, вызывающего у субъекта восприятия «любопытство и удивление новизной угла зрения», позволяющего в ином ракурсе взглянуть на предмет изображения (отображения), раскрыть его «новые, необычные пласты» [17, с. 247].
Гуманитарные контексты обозначенного процесса рассматривает «экологическая эстетика», основной задачей которой выступает «концептуальное исследование окружающей среды в ее универсальной, динамической целостности» [16, с. 82]. Становящаяся эстетико-экологическая парадигма человеческого бытия направлена на аксиологическую оптимизацию отношений в системе «природа-общество», связанную с утверждением не потребительской, сугубо прагматической, но креативной, творящей, изначально гуманной сути человека как самостоятельного и ответственного субъекта «диалога человечества с природой» (М.С. Каган) [7].
Эстетический тип отношения к действительности предполагает актуализацию механизмов эмоционально-образного мышления (деятельностное доминирование правополушарного типа реагирования (В.В. Аршавский) [1] , повышенную «чуткость к внешнему облику предметов» [15, с. 32] и, что особенно важно в нравственно-экологическом аспекте, восприятие человеком чувственного облика предметов и явлений как «непосредственно выражение некоторой родственной ему жизни, настроения, характера» [11, с. 56], когда «субъективно я и мир - одно» [13, с. 343]. К тому же, природное окружение человека, понимаемое в эстетическом (выразительном) статусе, представляет собой предмет «самодовлеющего созерцания и бескорыстного любования» [8, с. 222], т.е. выступает побудительным фактором неутилитарного и, в этой связи, предельно гуманитарного (вплоть до духовных высот гуманности) экологического отношения к действительности.
Педагогическая мудрость веков настоятельно рекомендует: учитель должен «наставлять учеников к продолжительному мышлению о прекрасном.. Среди воспитания первое мес-
то принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать красоте. Он может увидеть ее в каждом солнечном луче. Он может принять красоту в сочетании звуков» [5, с. 160]. Однако в образовательном отношении чрезвычайно важно, начиная с самого начала, с детства утверждать действенный, «заботливый» характер эстетического созерцания/любования как такового.
Обратимся к педагогическому опыту В.А. Сухомлинского, где «красота природы» выступала одним из ведущих факторов воспитания гуманности личности. Как отмечал С.Л. Соловейчик, в «Павлышской школе все пронизано стремлением к красоте: ребят учат чувствовать ее, понимать, ценить, и что самое главное - творить ее. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Но, разумеется, все «затем» в этой цепочке условны. На практике уже самые маленькие дети могут любоваться и природой, и человеческим поступком. А научить любить, по Сухомлинскому, можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой - значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком - значит стремиться к такому же красивому поступку» (курсив наш -З.Н.) [14, с. 152-153].
В эколого-мировоззренческом контексте, валеологически сопрягаемом с общекультурными категориями «здоровье» и «здоровый образ жизни» (М.Л. Звездина), особую образовательную значимость приобретает формирование гуманного, ответственного, заботливого отношения школьников к природе (И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, И.Т. Суравегина), антропоморфно интерпретируемой в статусе «значимого другого» (С.Д. Дерябо) и диалогически предполагающей выход на уровень «личностного отношения» (В.А. Ясвин), провоцирующего необходимость «считаться с природой и понимать ее как смысл и язык» (Г. Д. Гачев).
Образовательная актуализация валеологи-ческогомотива субъектно-личностного отношения к природе предполагает одним из своих направлений экологическую центрацию феномена здорового образа жизни (ценности Здоровья и Природы), подразумевающего «понимание огромной пользы природы для здоровья
человека и стремление не допускать ее загрязнения во вред ему» [6, с. 18].
И с точки зрения внешнего вида, и в аспекте внутренних ощущений образ здорового человека самодостаточен, красив, не требует каких-либо уточняющих определений и разъяснений и является важнейшей составляющей витагенного опыта каждого человека.
Поэтому в эстетическом контексте экологического развития личности педагогически важным является осуществление переноса содержательно-смыслового значения широко понимаемой валеологической категории здоровья на сущностные признаки и внешне наблюдаемые характеристики Природы и, прежде всего, в ее биосферной части. Мы полагаем, что категория «Здоровье Природы» («Здоровая (= Красивая) Природа») должна стать одной из базовых ценностей аксиологического потенциала личности, что предполагает формирование отношения к Природе как к живой сущности, живому организму, близкородственной (родной) данности и неотделимо от процессов ее антропоморфи-зации (одухотворения, олицетворения, анимации, субъективации), осуществляемых в содержательно-смысловой плоскости эстетического (экспрессионного, выразительного) подхода.
Базирующийся на принципе «выразительности естественного мира» (Л.П. Печко), данный подход в своей практической реализации предполагает личностную задействованность механизмов «анимизации», «вживания в эстетический облик», позволяющих переживаемо понять «витальное жизненное состояние (самочувствие) тех или иных творений природы» [12]. В этой связи отметим, что механизмы «вжи-
вания», «вчувствования» являются атрибутивным условием («первым шагом») эстетического отношения по М.М. Бахтину [2, с. 24-25].
В образовательно-экологическом контексте, связанном с формированием сопережива-тельного отношения к одухотворенному (эстетизированному) миру Природы, приведем педагогически значимое наблюдение И. Гердера: «Ик дереву участлив бывает человек, коль скоро это - растущее, цветущее дерево, и некоторые люди со своим тонким механизмом не способны чисто физически переносить вид молодого цветущего дерева, которое рубят и уродуют. Если оно сохнет, это причиняет нам боль; и печалит душу увядающий цветок. И вид корчащегося червя, раздавленного ногою, не оставляет равнодушным мягкого человека, а чем совершеннее животное, чем ближе к нашему строение его тела, тем больше сочувствия вызывают в нас его страдания» (курсив наш -З.Н.) [3, с. 108].
Таким образом, содержание понятия «экологическая компетентность личности» может быть уточнено за счет ценностного обогащения эмоциональной, сопереживающей составляющей формирующегося социального опыта взрослеющего человека, связанного с осуществлением действенных усилий по утверждению и сохранению эстетико-валеологической целостности расширяющейся предметной сферы близкородственного индивидуально-общественного бытия. Тем самым, речь может идти о формировании особой, собственно социальной по своей сути эколого-эстетической ментальности личности.
19.10.2011
Список литературы:
1. Аршавский, В.В. Популяционные механизмы формирования полиморфизма межполушарной асимметрии мозга человека / В.В. Аршавский // Мир психологии. - 1999. - №1. - С. 29-46.
2. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - С. 7-180.
3. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер; перевод и примечания А.В.Михайлова. - М.: Наука, 1977. - 704 с.
4. Глазачев, С.Н. Экология: учебная книга / С.Н. Глазачев // Экология и жизнь. - 1997. - №2-3. - С. 22-29.
5. Живая Этика. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - 224 с.
6. Зверев, И.Д. О формировании гуманистического отношения учащихся к природе // Содержание природоохранительного просвещения в школе и педагогическом вузе: сб. ст. / Под ред. И.Д. Зверева. - М.: Просвещение, 1990. - С. 3-21.
7. Каган, М.С. О перспективах развития эстетики как философской науки: мат. науч. конф. 10 окт. 2001 г. / М.С. Каган. -Сер. «Simposium», Вып. 16. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 4-5.
8. Лосев, А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Общие проблемы эстетики / А.Ф. Лосев. - Вып. 6. - М.: Искусство, 1979. - С. 221-238.
9. Марксистско-ленинская эстетика: учеб. пособие для вузов / Л.В. Алехина, В.Р. Аронов, М.Н. Афасижев [и др.]; под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Высшая школа, 1983. - 544 с.
10. Мартынов, Ф.Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне: учебное пособие / Ф.Т. Мартынов. - Екатеринбург: Уральский архитектурно-художественный институт, 1992. -107 с.
11. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1982. -№1 (26). - С. 55-60.
12. Печко, Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности / Л.П. Печко. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 363 с.
13. Пришвин, М.М. Записи о творчестве // Контекст-1974 / М.М. Пришвин. - М., 1975. - 360 с.
14. Сухомлинский, В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - В.А. Сухомлинский. - изд. 2-е. -М.: Политиздат, 1975. - 272 с.
15. Торшилова, Е.М. Эстетическое воспитание в семье / Е.М. Торшилова. - М.: Искусство, 1989. - 144 с.
16. Щедрина, Г.К. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века: мат. науч. конф. 10 окт. 2001 г. / Г.К. Щедрина. - Сер. «Simposium», Вып. 16. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 82-84.
17. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева [и др.]. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
Сведения об авторе: Нефедова Зинаида Юрьевна, заместитель директора Московского института предпринимательства и права (г. Оренбург), соискатель Оренбургского государственного
университета, е-mail: karma@yandex.ru
UDC 37.035 Nefedova Z.U.
E-mail: karma@yandex.ru
AESTHETIC ASPECTS OF THE FORMATION OF PERSONALITY’S ECOLOGICAL COMPETENCE
Some content-conceptual aspects of the formation of personality’s ecological competence in educational sphere of aesthetic approach are discovered in the article. Aesthetic-valeological characteristics of «nature» as basic ecological category are described.
Key words: aesthetic activity, aesthetic attitude, nature, health, beauty, ecological competence.
Bibliography:
1. Arshavskiy, V.V. Population mechanisms of the formation of polymorphism interhemispheric asymmetry of human’s brain / V.V.Arshavskiy // World of psychology. - 1999. - №1. - P. 29-46.
2. Bahtin, M.M. Author and character in aesthetic activity // Aesthetics of verbal creative work / M.M. Bahtin. - M.: Art, 1979. - P. 7-180.
3. Gerder, I.G. Ideas to the philosophy of human’s history / I.G. Gerder; translation and notes by A.V. Mikhailpva. - M.: Science, 1977. - 704 p.
4. Glazatchov, S.N. Ecology: textbook / S.N. Glazatchov // Ecology and life. - 1997. - №2-3. - P. 22-29.
5. Live aesthetics. - M.: Publ. House of Shalva Amonashvili, 1999. - 224 p.
6. Zverev, I.D. About the formation of humanistic attitude of students to nature // The content of environmental education at school and in pedagogical IHE: sb. st. / under ed. I.D. Zverev. - M.: Prosveshchenie, 1990. - P. 3-21.
7. Kagan, M.S. About the perspectives of the development of aesthetics as philosophic science: mat. sc. conf. 0ct.10, 2001 / M.S. Kagan. - Ser. «Simposium», Num. 16. - St. Pb.: Saint-Petersburg scientific society, 2001. - P. 4-5.
8. Losev, A.F. Two necessary premises for the formation of aesthetics’ history before the appearance of aesthetics as
separate discipline // General issues of aesthetics / A.F. Losev. - Num. 6. - M.: Art, 1979. - P. 221-238.
9. Marxist-Leninist aesthetics: textbook for IHE / L.V. Alehina, V.R. Aronov, M.N. Afasizhev [and oth.]; under the ed. M.F. Ovsyannikova. - M.: Vysshaya Shkola, 1983. - 544 p.
10. Martynov, F.T. Basic laws and rules of aesthetic morphogenesis and their display in architecture and design: textbook / F.T. Martynov. - Ekaterinburg: Ural architectural-artistic institute, 1992. - 107 p.
11. Melik-Pashaev A.A., Novlyanskaya Z.N. The formation of aesthetic position as the principle of the development of creative talent of children / A.A. Melik-Pashaev, Z.N. Novlyanskaya // New researches in psychology. - M.: Pedagogics, 1982. - №1 (26). - P. 55-60.
12. Pechko, L.P. Expressiveness of aesthetics of nature and personality’s culture / L.P. Pechko. - Ul’yanovsk: UlSTU, 2008. - 363 p.
13. Prishvin, M.M. Notes on creation work // Kontekst-1974 / M.M. Prishvin. - M., 1975. - 360 p.
14. Suhomlinskiy, V.A. On upbringing / Ed. and auth. of init. art. S. Soloveytchik. - V.A. Suhomlinskiy. - 2nd Ed. - M.:
Polityizdat, 1975. - 272 p.
15. Torshilova, E.M. Aesthetic upbringing in family / E.M. Torshilova. - M.: Art, 1989. - 144 p.
16. Shchedrina, G.K. Aesthetics in interpardigmatic space: perspectives of new age: mat. of sc. conf. 0ct.10/ 2001 / G.K. Shcedrina. - Ser. «Simposium», Ed. 16 - St.-Pb.: Saint-Petersburg philosophic society, 2001. - P. 82-84.
17. Aesthetics: Dictionary / Under gen. ed. A.A. Belyaeva [and oth.]. - M.: Polityizdat, 1989. - 447 p.