Научная статья на тему 'Основания ревитализации культуры циркумполярного региона'

Основания ревитализации культуры циркумполярного региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИДЕНТИЧНОСТЬ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / КЕНОТИП / АДАПТАЦИЯ / РЕВИТАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Никифорова С.В.

Анализ проблем регионального развития на протяжении десятилетий беспристрастно показывает устойчивый спад, в лучшие периоды истории – времена Советского Союза – стагнацию культурной динамики коренных малочисленных народов Севера. Политика патернализма со стороны государства не привела ни к чему, кроме засилья иждивенческих настроений, не изжитых спустя 30 лет. Финансовые вливания не дают ожидаемого эффекта. В качестве примера продуктивной методики решения проблемы привлекателен совместный опыт петербургских и мурманских исследователей по антропологическим технологиям, который может быть положен в основу практических разработок по проблемам ревитализации культуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основания ревитализации культуры циркумполярного региона»

ОСНОВАНИЯ РЕВИТАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ ЦИРКУМПОЛЯРНОГО РЕГИОНА

© Никифорова С.В.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Анализ проблем регионального развития на протяжении десятилетий беспристрастно показывает устойчивый спад, в лучшие периоды истории - времена Советского Союза - стагнацию культурной динамики коренных малочисленных народов Севера. Политика патернализма со стороны государства не привела ни к чему, кроме засилья иждивенческих настроений, не изжитых спустя 30 лет. Финансовые вливания не дают ожидаемого эффекта. В качестве примера продуктивной методики решения проблемы привлекателен совместный опыт петербургских и мурманских исследователей по антропологическим технологиям, который может быть положен в основу практических разработок по проблемам ревитализации культуры региона.

Ключевые слова регион, идентичность, антропологические технологии, культурные индустрии, кенотип, адаптация, ревитализация, культурные индустрии.

Культурология изучает культуры как особый класс феноменов и образуемых ими систем. Она направлена на выявление исторически приобретаемых общих и локальных отличительных черт культуры, а также на выяснение специфики культурной деятельности, ее воспроизводства и изменения в определенном пространстве и времени. Понятие способ деятельности человека в определении культуры предполагает цели, смыслы и содержание деятельности, а также средства, технологии и результаты этой деятельности. Применительно к реконструкции идеальной модели традиционной культуры в исследовательской практике имеются существенные достижения в фольклористике, этнографии, истории. Изучение исторического наследия, безусловно, очень важно, но не само по себе, а как возможность определения культурного потенциала и ресурсов, не менее важно адекватное знание современной социокультурной ситуации в регионе.

Никто не оспаривает необходимости спасения и сохранения культур малочисленных народов Севера, но необходима смена неэффективной политики, поскольку катастрофическое состояние культур циркумполярного региона усугубляется, и потому изучение современной социокультурной ситуации должно строиться на принципиально других, междисциплинарных основаниях и в рамках современной культурологической парадигмы.

* Доцент кафедры Культурологии, кандидат культурологии, доцент.

Культура не консервы, оперировать с ней по принципам «спасти, сохранить, возродить» и другими подобными акциями малоэффективно. Работая с прошлым, мы выпускаем из поля зрения настоящее и будущее, а тогда, собственно говоря, ради чего «огород городить». Культура - динамичная система, не рефлексировать, останавливаться только на констатации вырождения - преступление перед ней.

Смену дискурса в исследовании культуры отмечает В.С. Степин: по его мнению, в последнее время акцент смещается с культуроведческих (этнографических) на культурологические изыскания. В его определении культура - «это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях» [2, с. 43].

Мир сегодня в определении благосостояния (условно будем понимать под ним уровень состояния культуры) широко пользуется методикой Джозефа Стиглица - лауреата Нобелевской премии в области экономики, так называемый «рейтинг счастья», измеряемый по пяти параметрам: образование, здоровье, качество жизни, динамика экономического развития, политический климат [4].

Здесь мы не будем касаться правильных, но мало и плохо работающих экономических и политических рычагов. Сконцентрируем внимание на практически осуществимых, и без капитальных денежных вливаний, но абсолютно необходимых моментах. То есть, предлагается сместить акценты: образование, здоровье, качество жизни, деятельность, поведение и общение -да, это требует участия государства, но еще более невозможным оно становится без личного участия каждого субъекта (агента) культуры - представителя конкретного этноса. Его личное представление о себе, родственниках, предках и беспокойство о судьбе потомков: «это сфера смыслов, ценностей, поведенческих стратегий, образов будущего, желаемого типа жизнеустройства, того, что отличает «нас» от «них» [1, с. 29] - вот основания для реви-тализации. Сегодняшнему представителю коренных малочисленных народов Севера - и не только им - с молоком матери, из всего, что может нести информацию (телевидение, радиовещание, Интернет и прочих средств массовой информации) необходимо внедрять чувство личной причастности и ответственности за поведенческие стратегии, образы будущего, желаемый тип жизнеустройства, производство ценностей, сохранение этнической идентичности. Вслед за только что цитированным Г.Г. Малинецким считаем вполне реальным, что «соблюдение определенных ограничений в этническом поведении повышает вероятность продления жизни этноса» [1, с. 28].

Нужен морфологический анализ сложившейся региональной реальности. Поскольку культура региона как целое не является суммой множества элементов, но итогом их связи - эмерджентной величиной, постольку необ-

ходимо выявить и понять именно связи и отношения, потому что как раз они порождают неповторимую целостность регионального социокультурного организма, его исторический тип.

Наука сосредоточена на архетипах, исследует и описывает доопытные смысловые матрицы, ищет основания культуры, в которых закодирован опыт жизни народов: эпос, малые жанры фольклора, бытовавшие в истории способы хозяйствования, орудия труда и прочее, но не только прошлое определяет судьбу культуры. В не меньшей мере ее форматирует будущее, при всех своих трагических ошибках ХХ век это прекрасно понимал (социокультурные эксперименты СССР и Германии III Рейха). Опыт истории показывает, что ревитализация культуры возможна на самых необычных, алогичных, иррациональных основаниях. Достаточно вспомнить пример из истории Китая: манчьчжуры, нач. XVII века, объединение чжурчжэньских племен - основание династии Цинь.

Необходимо работать над идеологией (назовем это антропологическими технологиями, коль скоро так одиозно содержание термина идеология, но без идеалов нет перспективы), с кенотипами - сверхобразами, обращенными в будущее, в перспективу, характерными для современных посттрадиционных обществ, в них имплицитно содержится то, что еще не возникло, не оформилось как реальность - образ желаемого будущего.

В плане технологий, представляет интерес коллективный труд под руководством Л.М. Мосоловой «Региональный контекст исследований (Культурные индустрии Кольского Севера: пролегомены к исследованию)», именно этот, один из первых опытов антропологических технологий, может быть положен в основу практических разработок по проблемам ревитализа-ции культуры региона.

Постановка новых задач в развитии региона, связанных с модернизацией России, усиливает актуальность и необходимость многомерного постижения всех региональных локусов и основных топохронов культурного ландшафта страны, порожденных человеческой деятельностью.

На наш взгляд, одним из ключевых оснований ревитализации культуры является идентичность: «Кто я?»: «Я»-идентичность: семья - фамилия - род; этническая идентичность: место рождения - этнос - государственное устройство; региональная идентичность: Якутия, Сибирь, Арктика, Северо-Восток. На ней возможно формирование личного и гражданского стремления содействовать процветанию своего края, реализовать в местных условиях свои созидательные способности.

Проанализировать особенности сегодняшнего социокультурного организма региона, развивающегося в изменившихся условиях существования его населения. Это необходимо в целях создания современной научной базы для разработки проектов и моделей модернизации культуры региона, с учетом общероссийских черт и нередуцируемой локальной специфики.

Междисциплинарное исследование современной культуры региона, по Л.М. Мосоловой, предполагает, во-первых, итоговую характеристику всех субъектов деятельности, анализ социокультурной структуры, демографической ситуации, этнических особенностей, а также характеристику молодежи как субъекта деятельности. Речь должна идти не только о коллективных субъектах деятельности, но и о крупных личностях, лидерах различных культурных практик.

Во-вторых, необходимо описание природно-экологических условий деятельности людей, культурных ландшафтов, созданных ими в данном ареале, выявление типов городов и поселений, культурологическое описание их современного состояния.

В-третьих, предполагается создать интегративное представление о социально-экономической базе развития региона, различных формах ее материальной культуры (сельскохозяйственная, промышленная, торговая, коммуникативная система и т.д.).

В-четвертых, следует особо выделить в морфологии культуры региона такие существенные компоненты как медицинская и физическая культура, культура реабилитации и рекреации в условиях Севера, а также культура социальной организации, регуляции, управления.

В-пятых, особого внимания заслуживает исследование сложившейся духовной культуры, ее конфигурации и векторной направленности, в структуру которой входит интеллектуальная культура в ее научной и обыденной форме, мировоззренческие и ценностные ориентации жителей региона, событийно-праздничная культура, семиосфера культуры, а также такая фундаментальная составляющая духовной культуры, как система образования и воспитания человека; наконец, должны быть представлены религиозно-конфессиональные формы культуры.

В-шестых, важно проанализировать художественную культуру региона, помня, что искусство является особым феноменом культуры - его «зеркалом», «кодом», «самосознанием»; необходимо выявить ее институциональную структуру, развитие различных видов и жанров искусства, деятельность ведущих мастеров, духовно-содержательные и выразительные особенности художественной культуры региона.

В-седьмых, стоит усилить внимание на изучении «текстов культуры» разных поколений, современной массовой культуры в регионе, культуры потребителей и производителей продукции - бытовой, медийной, музейной, туристической, а также проанализировать особенности культурного наследия, характер его освоения в образовательных и просветительских модусах, обнаружить «точки роста» творческих усилий в деятельности людей, их вклад в современную национальную культуру.

«Точки роста» содержит любое действующее социокультурное сообщество: преодоление ригидности, «клейма вырождения», поиск возможностей,

вырабатывание гибкости в адаптации к меняющимся условиям и сохранение своей этнической идентичности - задача современности.

В завершение, перечислим факторы локальной идентичности: территориальный (культурно-исторический), административный (политико-право -вой), культурно-заселенческий (археологический, диалектный), культурно-образовательный, культурно--контекстный (театры, музеи, храмы, поп-культура, досуговая сфера, интернет), самоидентификационный, массово-коммуникационный.

Разработка технологий в системе, а особенно по двум последним факторам, - ключевая задача всей системы культуры региона: от дошкольных образовательных учреждений до вузов, первоочередная задача национальной элиты. Речь идет о максимальном расширении присутствия этнического компонента в повседневной культурной практике. Понимание того обстоятельства, что мы есть и интересны миру, прежде всего, как представители самобытной культуры может служить основанием ревитализации культуры малочисленных народов Севера.

Список литературы:

1. Малинецкий Г.Г. Междисциплинарность, теория этногенеза и вызовы XXI века // Наследие Л.Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы: Сборник статей Международного научного конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения Д.Н. Гумилева, Санкт-Петербург, 1-3 октября 2012 г. - СПб., 2012. - С. 27-43.

2. Степин В.С. Цивилизация и культура. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 408 с.

3. Региональный контекст исследований («Культурные индустрии Кольского Севера: пролегомены к исследованию»): коллективная монография / Под общ.ред. Л.М. Мосоловой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 177 с.

4. Всемирный индекс счастья (The Happy Planet Index) - комбинированный показатель британского исследовательского центра New Economic Foundation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gtmarket.ru/ratings/ happy-planet-index (дата обращения 21.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.