Научная статья на тему 'Культурные индустрии в организации досуга молодежи села'

Культурные индустрии в организации досуга молодежи села Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные индустрии в организации досуга молодежи села»

КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ СЕЛА

Никифорова Саргылана Валентиновна,

к.культурологии, доц., каф.культурологии

Айта Жиркова,

студентка 4 к., Социокультурное проектирование Якутск. Северо-Восточный федеральный университет

Как правило, с термином «культурные индустрии» связываются исследования в мегаполисах, самые маленькие города, называемые в известных нам работах: Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, - а понятия «село» и «индустрии» воспринимаются как взаимоисключающие. Тем не менее, на селе проблема организации досуга молодежи стоит более остро, чем в самом маленьком городе. Там все же имеются ночные клубы, боулинг или фитнес центры, кинотеатры, возможность поменять дислокацию для разнообразия отдыха. По статистике, в РФ 1110 городов и 154411 поселков и сел с населением выше 3000, из них поселки городского типа 1286, а села 153125. Но при этом жители сел занимают менее 30% всего населения РФ (25,8 % - 37118000) [6]. В республике на 1 января 2014 года зарегистрировано 954803 человека, из них сельские жители 332136 человек [10]. На селе все гораздо брутальнее. Безработица, отсюда - хроническое безденежье, низкий образовательный уровень (все, кто могли, разъехались), изобилие свободного времени, неумение и невозможность его употребить с пользой, или хотя бы без ущерба, для себя. Репертуар досуговых форм, которые в этих условиях предлагает обычай, трагически скуп: крепкий дешевый алкоголь и секс, со всеми вытекающими... Такая картина характерна для всей Российской Федерации, якутская глубинка не исключение.

Где тут место «культурным индустриям»? На наш взгляд, самую проблемную категорию населения села составляют молодые люди в возрасте от 14 до 23 -25 лет, назовем их «группа 1». Именно их досуг должен быть организован более продвинуто. Следующая категория молодежи: возраст от 23 до 35 «группа 2», - менее проблематична в силу того, что большинство уже имеет какое-то образование, обременено семьями и не располагает большим количеством свободного времени. Разумеется, их досуг тоже требует организации, но она не столь специфична и более органична для традиционных форм релаксации.

Досуг этой категории жителей современного якутского села легче увязать с понятием «творческие индустрии», которые имеют в характеристиках черты «иннова-ционности, штучности, авторской оригинальности и высокого качества, т.е. «эксклюзивности» [7, с. 304]. Сегодня в республике вновь популярны занятия народными промыслами: кузнечество, резьба по дереву и кости, шитье, изготовление поделок и сувениров - но, как правило, этим занимается среднее и старшее поколения, создаются сообщества, выстраиваются жесткие связи, «новенькие» не приветствуются. Марк Пахтер и Чарльз Лэндри в работе «Культура на перепутье» рассуждают о специфике взаимодействия в области творческих индустрий: «Почему-то принципы ...межкультурного взаимодействия легко реализуются в области индивидуального потребления - мы с готовностью пробуем кухню разных народов, слушаем музыку разных народов, покупаем сувениры, изготовленные ремесленниками разных национальностей, -но они с трудом выходят за границы этой сферы. . Принцип участия в культуре определяется прежде всего качеством коммуникации, степенью включенности в нее представителей различных групп и сообществ, их творческой

ориентацией, и лишь в последнюю очередь тем, кто контролирует культурные объекты» [4]. А современные функционеры в сфере культурного устройства потенциал творческих и культурных индустрий видят в следующем: «Новые рабочие места и новые направления в экономике региона, в частности, в малом бизнесе - результат развития среды, которая делает ставку на творчество» [3]. Новых олигархов на этом производстве не появилось, и едва ли дождемся, но люди самореализуются, что уже хорошо. Д. Хезмондалш отмечает, что «с теми, кто получает в них доступ, часто плохо обращаются, и многие люди, которые хотят создавать тексты, с трудом могут заработать себе на жизнь. Неудачи здесь встречаются гораздо чаще, чем успех. Существует сильное давление, направленное на то, чтобы производились тексты определенного рода, а не какие-то другие, и редко встречается информация о существовании организаций и текстов, устроенных по-другому» [9].

На наш взгляд, решение проблемы преодоления неравенства в отношении доступа к культурным индустриям в группе 1 возможно, даже без особенно крупных денежных вложений, путем оптимального использования имеющегося потенциала. И в этом может помочь владение культурными индустриями, разумеется, мы понимаем, что это не панацея от всех бед, но инновационная и воспроизводящая культурная деятельность, их противоречивое соотношение очень важны для понимания характера развития национальных культур и их локально-регионального своеобразия. В.Ю. Дукельский, выступая на семинаре «Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории», проходившем десять лет назад в Петрозаводске, в докладе «Культура возвращается домой» отметил потенциальные возможности культуры следующим образом: «перечень социальных проблем, решению которых может содействовать культура, достаточно велик - от обеспечения занятности до преодоления изоляции и формирования локальной идентичности» [1].

В этом плане, культура, понимаемая как деятельность, определяет направление развития сферы организации досуга, важно только всмотреться в нее и правильно «прочитать» сложившуюся ситуацию; видеть не только лишь «объекты, но связи между ними, потому что как раз именно они порождают неповторимую целостность регионального социокультурного организма, его исторический тип», по терминологии Л.М. Мосоловой, «настроить оптику» [2, с. 10]. Мы придерживаемся определения, предложенного В.С. Степиным, что культура - «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях» [5, с. 43]. А это предполагает не только декларацию правильных «лозунговых» целей и содержания деятельности - проекты, на которые могут быть выделены деньги, но также обоснованные и проверенные средства, технологии и четко спланированные результаты этой деятельности. В этом контексте, технологии, которые предлагаются культурными индустриями, позволяют молодому человеку на селе - представителя группы 1 - реализовать свое

«право на культуру - право быть культурно самодеятельными и самостоятельными членами демократического общества. Оно предполагает активное участие людей в принятии решений по вопросам культуры, а также обеспечение равного доступа к творческим ресурсам» [4].

В отечественной науке проблема культурных инду-стрий одним из первых была исследована А.Я. Флиером в специальной статье «Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии», где было предложено следующее определение: «Культурные индустрии -это производство непосредственно культурных или в существенной мере культурно отрегулированных феноменов, которое является более или менее массовым по своим объемам и высоко стандартизированным по большинству своих характеристик. Это системная совокупность культурных практик, осуществляемых не в новационно-поис-ковом (творческом) режиме, а по стандартам, реализующим наиболее актуальные в имеющихся условиях технологии социального производства и параметры создаваемых при этом продуктах» [8].

Мы выделяем такие виды культурных индустрий как «производство общества» и «производство человека культурного» в терминологии А.Я. Флиера. «Цель культурных индустрий стимулировать людей к коллективным формам жизнедеятельности, к конструктивному сотрудничеству и взаимопониманию, предупредить и отрегулировать возможные противоречия в их индивидуальных интересах, стимулировать в их среде стремление к «нормативному потреблению», имеющему смысл только в коллективе» [8]. Современный социокультурный центр на селе не может работать, как сто лет назад, по «датскому» принципу, когда брался календарь и по красным числам придумывались мероприятия на год. Случайный набор для отчета в районные инстанции, никак не связанных между собой, ничего не дающих исполнителям и едва связанных с адресатами мероприятий. В последние годы эта работа ведется под каким-нибудь одним, спущенным правительством «тематическим годом», например, год литературы, год космонавтики и т.д.

Сегодня подход к организации досуга предполагает не поиск одной - единственно правильной высокой стратегии, а «производство общества: производство социального порядка - системы норм и форм социальных взаимодействий и взаимоотношений; производство социальных идей и принципов - актуальных норм социальной справедливости; производство общественного сознания, как доминирующей системы миропредставлений (рациональной, мифологической, образной); производство идеологии, инициирующей желательную социальную активность людей; производство символов, манифестирующих предпочитаемые смыслы и нормы социального бытия; производство внутренней социокультурной структуры общества, основанной на доминирующей системе ценностных ориентаций, их иерархии, их соотнесенности с экономическими, политическими, социально-статусными и иными интересами людей; производство форм и языков социальной коммуникации; организацию досуга населения в социально-приемлемых формах; накопление исторического социального опыта, его фиксацию, хранение и актуальную интерпретацию; производство «культурной памяти» сообщества; проектирование социокультурного развития, его целей и алгоритмов; производство «культурной мечты» сообщества» [8].

И еще фантастичнее, по звучанию, «производство человека культурного»: формирование мировоззрения человека, его социокультурной картины мира, системы его

верований и ценностных установок, его общей гуманитарной эрудиции, соответствующих культурным нормам общества его проживания; формирование потребности человека в актуальной социальной солидарности и стимулирование основанных на этом идентичности и культурных интересов человека; обучение человека нормам социальной адекватности поведения и деятельности, обычаям и нравам, и формирование подсистем культурной компетентности его сознания, соответствующим порядкам, принятым в обществе его проживания; обучение человека языкам социальной коммуникации, имеющим распространение в обществе его проживания» [8].

Для начала исследования культурных ресурсов населенного пункта (каждый регион разрабатывает свои стандарты стратегии и тактики культурных индустрий) обязательна ревизия наличного фонда, то есть анализ местных культурных ресурсов. Предметом исследования на данном этапе должны стать традиционный (отраслевой) сектор культуры, поясняющий контекст развития культурных индустрий и дающий представление о самоощущении официальных учреждений культуры на селе, например, социокультурный центр, клуб, библиотека, музей, школа, сельская администрация. Затем предполагается определение междисциплинарного контекста: сфера туризма - в условиях республики это экстремальный и эт-нотуризм; информационно-библиотечный сектор с обязательным подключением социальных сетей; актуализация культурного наследия - музей и т.п.), а также его производные, способные приносить доход; и, наконец, новые сферы (кино, видео, дизайн и т. п.).

Следующим шагом могут стать обсуждения при максимальном подключении всего населения и всех средств массовой информации, посвященные организации досуга и ресурсной роли культуры в решении этой проблемы. Акцент может быть сделан на перспективах предпринимательства в существующей инфраструктуре культурной среды, на наличие перспективных культурных площадок (например, организация фестивалей на виртуальных площадках) и творческих пространств (например, центры художественных промыслов и визуальные искусства) как питательной среды, стимулирующей и провоцирующей креативность.

Возможный сценарий развития культурных индустрий, с опорой на пример Архангельска [3], для регионов может выглядеть следующим образом. Стратегия: формирование политики, апелляция к правительственным органам, паблисити, стратегические партнеры, ресурсы, пилотные проекты и т.п. Тактика по развитию культурных индустрий: обмен информацией, решение проблемы коммуникационных каналов, выработка стратегического управления для формирования сетей сотрудничества, признание культурных индустрий как культурного феномена, совместные исследования, круглые столы (власть и культурные индустрии, организация отношений учреждений культуры и малого бизнеса и т.п.), создание площадок для диалога, посредническая роль социокультурных центров - им легче, чем клубам или библиотекам, переломить отношение к организации досуга, за ними пока еще не тянется шлейф стереотипов. Оперативные задачи (в том числе самостоятельная стратегия и тактика) внутри области/республики, например: работа в точках роста как питательной среде для культурных индустрий; работа по развитию сети контактов между культурами циркумполярного региона (в РФ и за рубежом) в сходных ситуациях по развитию культурной экономики.

Потенциальный сектор культурных индустрий, в сегодняшних реалиях, выглядит следующим образом:

собственно культурные индустрии или коммерческие организации (малый бизнес), чьи экономические интересы лежат в культурном секторе; негосударственные некоммерческие организации, субкультура, общественные формирования, клубы по интересам и т.п., обладающие сильными социокультурными ресурсами, питающие культурные индустрии идеями, культурными продуктами, которые могут быть тиражированы и представлены на рынке; учреждения культуры, которые заинтересованы в собственном будущем и хотят понять логику рынка. Их отличает напряженная, но способная стать позитивной позиция по отношению к альтернативному сектору, поскольку именно они первыми должны принять вызовы: это создание новых творческих пространств, диалог с новыми элитами, выход на новые продукты.

Список литературы

1. Дукельский В.Ю. Культура возвращается домой [Электронный ресурс] // URL: http ://www. cpolicv.ru /analytics (дата обращения: 22.02.2015).

2. Культурные индустрии Кольского Севера: пролегомены к исследованию: коллективная монография / под общ.ред. Л.М. Мосоловой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 177 с.

3. Лаптева Г.Я. Развитие культурных индустрий (Набросок сценария) [Электронный ресурс] // URL:

http://www.cpolicy.ru/analytics (дата обращения: 03.03.2015).

4. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье [Электронный ресурс] // URL: http://www. cpolicy.ru /books/ (дата обращения: 05.03.2015).

5. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 408 с.

6. Урбанизация России / Население России [Электронный ресурс] // URL: countrymeters.info/ru. (дата обращения: 20.03.2015).

7. Флиер А.Я. Культурология. М.: Согласие, 2011. 560 с.

8. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2012/3 /Flier Cultural-Industries/ (дата обращения: 12.03.2015).

9. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М.: Высшая школа экономики, 2014. 456 с.

10. Численность и состав населения [Электронный ресурс] // URL: sakha.gks.ru/ (дата обращения: 20.03.2015).

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ В КУЛЬТУРЕ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Терентьева Моралес Лидия Владимировна

Канд. культурологи, доцент кафедры зарубежного регионоведения и дипломатии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Латиноамериканская культура формировалась в процессе взаимодействия трех этнокультурных пластов -автохтонного (индейского) и двух привнесенных-евро-пейского (иберийского) и африканского. С самого начала этот процесс был исключительно сложным и противоречивым, заключавшим в себе разновекторные тенденции. Нельзя забывать, что когда конкистадоры прибыли в Новый Свет, там имела место так называемая диффузия, а именно пространственное перемещение культуры одного общества или обществ в другие. Сторонники концепций диффузионизма справедливо отмечают, что тот или иной феномен культуры совсем необязательно должен возникнуть в том или ином сообществе в результате эволюции, он вполне может быть заимствован извне. Причем, как подчеркивает российский американист-этнолог Э.Г.Александренков, существуют два основных варианта культурной диффузии. Один - это перенос культуры без значительного движения народа, второй- сопровождаемый значительным передвижением того или иного этноса на новое географическое пространство. Поскольку число конкистадоров, прибывавших на земли Нового Света, было достаточно немногочисленным по сравнению с населением обеих метрополий - Испании и Португалии, то в данном случае имел место первый вариант диффузии. Однако, по мнению сторонников диффузионизма, на территории открытых земель задолго до этого произошел аналогичный процесс, в результате которого сформировалось автохтонное население. «Когда начиная с XV столетия европейцы широко ознакомились с обитателями огромного континента - Америки, потребовалось объяснить их появление в столь удаленных от Старого Света землях» [1, с. 62]. В таком случае в Новом Свете имела

место уже не первичная, а вторичная диффузия, т.е, «распространение явления за пределами того ареала, где оно возникло» [1, с. 62].

Особенности соотношения между преемственностью и новаторством в культуре Латинской Америки обусловливались характером цивилизационного процесса в регионе и спецификой возникшего здесь цивилиза-ционного типа. Первоначальный фактор, во многом «задававший» общее направление развития данного процесса, -это коренные отличия между вступившими в контакт 500 лет назад по ту сторону Атлантики человеческими мирами в том, что касается способов решения коренных проблем - противоречий человеческого существования, в том числе и вопроса о соотношении традиционной и инновационной сторон культуры. Для доколумбовых обществ было характерно качественное преобладание первой: все они были жестко ориентированы на сохранение традиции по возможности без изменений [2,с.234].

Для христианского Запада была свойственна гораздо большая по сравнению с доколумбовой Америкой роль инновационной стороны культуры, что явилось прямым следствием беспрецедентной по сравнению с иными цивилизациями акцентировки индивидуального начала.

В рамках каждого из вошедших в соприкосновение человеческих миров в свою очередь прослеживаются различные позиции по вопросу о соотношении традиции и инновации. Что касается европейской культуры, то здесь очевиден контраст между иберокатолическим и англо-саксонско-протестантским культурными ареалами: если во втором свойственная Западу в целом тенденция к преобладанию инновации над традицией была доведена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.