Научная статья на тему 'Задачи и перспективы подготовки специалистов в сфере культурных индустрий'

Задачи и перспективы подготовки специалистов в сфере культурных индустрий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
426
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / АРХИТЕКТОНИКА КУЛЬТУРЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дробышева Елена Эдуардовна

Феномен культурных индустрий сегодня привлекает самый широкий круг специалистов от теоретиков (культурологов, философов культуры, социологов) до практиков, работающих в сферах IT, PR, HR, рекламы, ивент-менеджмента и маркетинга. Актуализировавшись концептуально на рубеже столетий, данный феномен стал стремительно прирастать теориями и практиками, при этом радикально меняя социокультурный ландшафт. Одной из областей культуры, вовлечённых в этот процесс, стала система высшего образования, призванная готовить специалистов в сфере культурных индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи и перспективы подготовки специалистов в сфере культурных индустрий»

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, истории и теории искусств Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург, Россия

e-mail: [email protected]

Феномен культурных индустрий сегодня привлекает самый широкий круг специалистов - от теоретиков (культурологов, философов культуры, социологов) до практиков, работающих в сферах IT, PR, HR, рекламы, ивент-менеджмента и маркетинга. Актуализировавшись концептуально на рубеже столетий, данный феномен стал стремительно прирастать теориями и практиками, при этом радикально меняя социокультурный ландшафт. Одной из областей культуры, вовлечённых в этот процесс, стала система высшего образования, призванная готовить специалистов в сфере культурных индустрий.

Ключевые слова: культурные индустрии, творческие индустрии, креативность, архитектоника культуры, высшее образование.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TRAINING IN THE FIELD OF CULTURAL INDUSTRIES

E. E. Drobysheva, Full Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of Department of philosophy, history and theory of the arts, Vaganova Ballet Academy, Saint Petersburg, Russia

e-mail: [email protected]

The phenomenon of cultural industries today attracts a wide range of specialists - from the theoretical (cultural studies, culture, philosophers, sociologists) to practitioners working in the fields of IT, PR, HR, advertising, ivent-management and marketing. Actualized conceptually on the turn of the century, this phenomenon began to rapidly grow theory and practice, thus radically changing the socio-cultural landscape. One of the areas of culture, involved in the process, became the higher education system, designed to train specialists in the field of cultural industries.

Key words: cultural industry; creative industries; creativity; architectonics of culture higher education.

Феномен «культурных / творческих / креативных индустрий» как предмет исследовательского интереса был актуализирован в последние десятилетия ХХ века в связи со структурными изменениями в процессе производства и потребления в сфере культуры. На данный момент эта тема всё интенсивнее привлекает внимание специалистов в области культурологии, социологии, философии и экономики культуры, арт-менеджмента и маркетинга - как теоретиков, так и практиков. Междисциплинарный характер феномена культурных индустрий обусловлен сложностью контекста, сформировавшего ситуацию, в которой творческие процессы приобрели индустриальный характер. Творческая экономика, экономика впечатлений, творческий город, креативный класс - все эти концепты, введённые в научный оборот в конце двадцатого - начале нынешнего века, маркируют глубинные изменения, происходящие в архитектонике социокультурного пространства под влиянием, прежде всего, технологических, но, кроме того, и геополитических, социально-экономических, ментальных процессов.

В отечественной социогуманитаристике пока не сложилось соответствующего устойчивого дискурсивного поля; исследования в области культурных индустрий в основном опираются на труды зарубежных авторов1. Об учебно-методическом обеспечении данного направления подготовки в вузах пока говорить не приходится. Помимо достаточно полно разработанного корпуса методической литературы по проблемам социокультурной деятельности, имеются лишь локальные разработки тех или иных аспектов функционирования культурных / творческих индустрий применительно к определённой их области и / или конкретному российскому региону [см. 2; 4].

О терминологических сложностях относительно различения понятий «культурные индустрии», «творческие индустрии», «креативные индустрии» - неких «трудностях перевода» с русского на русский - уже прекрасно написано в ключевом и самом значительном на сегодняшний день отечественном исследовании Е. Зеленцова, Н. Гладких «Творческие индустрии: теории и практики [3]» (2009). В данном контексте под культурными /творческими индустриями мы будем понимать тенденции рубежа ХХ-ХХ1 веков в развитии социокультурных практик, разворачивающиеся в условиях стремительно меняющихся технологий - с одной стороны, и в рамках «экономики впечатлений [6]» - с другой.

Для начала необходимо отметить, что и сам феномен культурных индустрий, и все условия / модусы его реализации не только привлекают вни-

1 «Креативный город» Ч. Лэндри, «Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена» Дж. Б. Пайна II и Дж. Х. Гилмора, «Культура на перепутье» М. Пахтера и Ч. Лэндри, «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» Дж. Сибрука, «Креативный класс: Люди, которые меняют будущее» Р. Флориды, «Культурные индустрии» Д. Хезмондалша.

мание профильной аудитории (кураторов, продюсеров, маркетологов и теоретиков в данных областях социокультурной деятельности), но и уже зафиксированы на законодательном уровне. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» в словарном разделе специально выделено понятие творческих индустрий: «Творческие индустрии - компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации [7]».

Среди «задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий» отдельно отмечены: «создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учётом этнонациональных традиций, особенностей регионов и местных сообществ; государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры; сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности [7]». На наш взгляд, именно развитие креативных / культурных индустрий может способствовать решению данных задач.

Одной из областей, в которых реализуется потенциал культурных индустрий, является система высшего профессионального образования. Специалисты справедливо отмечают, что «среди наиболее актуальных проблем современного гуманитарного знания выделяется особая группа, которую составляют исследования сущности, специфики и тенденций образования в сфере культуры [9]». Именно к проблемам подготовки специалистов в этой инновативной сфере социокультурной деятельности мы хотим обратиться в рамках данной статьи.

Если в силу очевидности значения феномена культурных индустрий для общественного развития с перспективами введения профильных специальностей и обучающих курсов в программы вузовского образования особых вопросов уже не возникает, то разговор о проблемах формирования дисциплинарного поля всегда на острие интереса - как теоретического, так и практического. В том же Указе Президента отмечено, что «единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих

ядро национальной самобытности [7]», а одной из задач государственной культурной политики обозначено «проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарных наук [7]».

Обратимся более конкретно к проблеме теоретического и методологического обеспечения подготовки выпускников высшей школы, готовящихся к практической деятельности в анализируемой нами социокультурной области.

В рамках изучения, прогнозирования и проектирования культурных процессов, протекающих в формате творческих индустрий, возникают и, в той или иной мере, развиваются следующие дискурсивные поля:

• культурфилософское осмысление феномена творческих индустрий;

• творческие индустрии как предмет аксиологического анализа;

• технологические параметры и экономические аспекты функционирования творческих индустрий;

• творческие индустрии в контексте государственной культурной политики;

• арт- и ивент-менеджмент как эпифеномены творческих индустрий;

• творческие индустрии как фактор трансформации городского пространства;

• влияние креативных технологий на культуру повседневности;

• художественные процессы в пространстве творческих индустрий;

• креативные технологии в музейном деле и в галерейном бизнесе;

• IT-сопровождение деятельности культурных индустрий;

• PR и реклама в сфере культурных индустрий;

• специфика HR в области культурных индустрий;

• креативные технологии в туризме, социокультурном сервисе и гостиничном бизнесе;

• творческие индустрии в структуре геополитических процессов.

Именно по этим основным направлениям целесообразно формировать рабочие учебные программы дисциплин, входящих в блок «Творческие индустрии». К таковым могут быть отнесены: «Творческие индустрии в современной культуре», «Креативные технологии в художественной жизни», «Ивент-менеджмент», «Менеджмент культуры» и пр. Остановимся более подробно на некоторых концептуально важных узлах этого дисциплинарного пространства.

Особое значение в процессе формирования представлений об изучаемом феномене должно быть уделено проблеме теоретического обоснования его онтологических характеристик. Очевидна необходимость проанализировать культурные индустрии в дискурсе диалектики массовой культуры. По мнению А. В. Костиной, «стремительное развитие науки и техники и сопутствующие ему трансформации общества в постиндустриальное и информационное, а технической эпохи - в "системотехнологиче-

скую", непосредственным образом повлияли и на массовую культуру, которая сегодня имитирует креативную активность и сложность, претендуя на способность формирования творческого сознания [5]».

Структура и логика взаимодействия массовой, элитарной и креативной культуры в архитектонике актуальных социокультурных процессов могут быть рассмотрены как в теоретическом, так и в практическом ключе. Выход на уровень прикладных исследований и разработок обеспечивает полноту и системность восприятия информации. Для этого необходимо включение в образовательный процесс методов конкретного анализа: социологического и метода картирования - для сбора и обработки эмпирического материала. Целесообразно включить в программу производственных практик задания по созданию карты «креативного города» с использованием инфографики. Причём исследование в этой области должно идти по двум направлениям. Первое имеет объектом лофты, креативные пространства и кластеры, арт-инкубаторы, коворкинги и smart-тер-ритории - то есть центры креативной активности, созданные и заточенные под решение соответствующих социокультурных, экономических и технологических задач. Второе направление исследований менее очевидно, так как зачастую в структуру творческих индустрий не включают традиционные культурные институции: театры, музеи, библиотеки. Однако внедрение креативных технологий в устоявшуюся парадигму их деятельности сейчас является одним из актуальных трендов и заслуживает особого внимания - как в рамках теоретического анализа, так и в формате прикладных разработок.

Важнейшей проблемой и задачей развития образовательных стратегий в сфере культурных индустрий является соединение академического и технологического подходов. В рамках решения данной задачи необходимо привлечение к преподаванию практиков: галеристов, рекламщи-ков, продюсеров, ивент-менеджеров. В данном аспекте мы уже выходим на уровень формирования соответствующего общественного запроса, должного реализоваться в рамках государственной культурной политики. Оплата преподавательского труда в подавляющем большинстве учреждений высшего образования не соответствует ожиданиям специалистов-практиков и, как результат, не позволяет администрации вузов привлекать их в качестве совместителей. В рамках подготовки по программам, готовящим специалистов в сфере культурных индустрий, отсутствие такой теоретико-практической сцепки является серьёзным препятствием для формирования полноценного концептуального пространства и воспитания необходимых компетенций, заложенных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Важнейшим направлением теоретической, методической и проектной деятельности в сфере культурных / творческих индустрий является,

на наш взгляд, развитие образовательного потенциала самих креативных площадок, создание педагогически ориентированных коллабораций с традиционными учебными учреждениями. Группа учёных из Санкт-Петербурга посвятила подробное исследование данной проблеме [2]. Согласимся с их мнением о том, что пока роль креативных пространств «в создании и продвижении новых просветительских и образовательных продуктов недооценивалась и редко изучалась [2]». Авторы исследования ставят принципиально важный вопрос: «Вытесняют ли образовательные проекты творческих предпринимателей традиционные учреждения дополнительного образования взрослых и школьников или закрывают новые ниши? [2]» В итоге делается вывод о комплементарности деятельности креативных пространств и традиционных учреждений культуры в сфере дополнительного образования. Отмечается, что «образовательные практики креативных пространств меняют городскую образовательную среду, дают возможность запуску новых форм в виде творческих проектов, тренингов, семинаров, встреч с интересными специалистами [2]».

Хочется добавить в этой связи, что креативные площадки могут и должны стать лабораториями для прохождения практики студентами вузов, обучающихся по программам, связанным с культурными индустриями. Для этого необходима проработка взаимовыгодных алгоритмов деятельности, ведь ни для кого не секрет, что на данный момент предприятия (как традиционные, так и инновативные) неохотно берут на практику студентов, видя в этом обстоятельстве больше забот, чем пользы. Однако, при условии концептуальной проработки программ производственной / преддипломной практики, можно найти немало точек приложения сил будущих специалистов, обладающих глубокой теоретической базой, в рамках конкретных проектов, реализуемых на креативных площадках.

Ещё одной проблемой, которую необходимо выделить в контексте рассматриваемой нами темы, является изменчивость и динамизм феномена культурных индустрий. Являясь сложнообусловленным социокультурным образованием, он сам по себе вызывает массу дискуссий. О терминологических сложностях мы уже говорили выше. Однако существуют и типологические разногласия, что не может не вызвать концептуальные сложности при выстраивании учебных курсов. Наиболее полную типологию на данный момент разработал Д. Хезмондалш. По его мнению, к «ключевым культурным индустриям» относят те, которые «напрямую связаны с промышленным производством и распространением текстов»: широкое вещание (радио, телевидение и их новейшие кабельные, спутниковые и цифровые формы); киноиндустрию (включает в себя не только производство, но и распространение фильмов в различных форматах); аспекты Интернета, связанные с контентом; музыкальную индустрию (запись, издание музыкальных произведений и концерты); печать

и публикацию в электронном виде (включает книги, журналы, газеты, информационные услуги); видео- и компьютерные игры; рекламу и маркетинг. К ««периферийным культурным индустриям» (тем, которые, прежде всего, «производят тексты, а воспроизводство символов ведётся в них полупромышленными или даже непромышленными методами [8]») Хезмондалш относит театр, а также изготовление, демонстрацию и продажу произведений искусства (живописи, скульптуры). К так называемым ««пограничным случаям» относятся спорт, потребительская электроника, программное обеспечение, мода [8]. Выше мы также привели типологию креативных индустрий, сформулированную в рамках основных направлений государственной культурной политики Российской Федерации. Очевидно, что любая сфера деятельности, акцентированная на креативности, априори наиболее подвижна, поэтому специалистам - теоретикам и преподавателям - следует постоянно мониторить динамику сферы культурных / креативных индустрий с целью отслеживания трансформационных векторов, активно применять прогностические методы исследования текущих процессов.

Учитывая высокую степень мобильности сферы культурных индустрий, следует особо акцентировать внимание на проблеме актуальных экспертных и общественных оценок. По словам британского тележурналиста, режиссёра, продюсера Джорджа Керри, «для реализации идей - будь то в сфере высокой или массовой культуры - всегда требуется время, которое расставляет всё на свои места. <...> Лишь спустя двести лет, после того как Шекспир написал свои произведения, они превратились в эталон высокого искусства. А ведь до этого никто его творения не принимал всерьёз, их считали тем, что мы сейчас называем развлекательными публикациями. Поэтому, я не рекомендовал бы делать преждевременные прогнозы. Куда важнее просто дать возможность той или иной культурной идее выплеснуться наружу и претвориться в жизнь. Со временем она займёт свое достойное место в соответствующем ряду культурных и креативных индустрий [1]».

Резюмируя, отметим ещё раз очевидную актуальность исследований проблематики культурных / творческих индустрий, конкретно в предлагаемом нами дискурсе - вопросов подготовки специалистов для данной области деятельности, соответствующей её методологическому и научно-практическому сопровождению.

Литература

1. «Важно просто дать возможность той или иной культуной идее выплеснуться

наружу и претвориться в жизнь» [Электронный ресурс] // Культура и Креативность : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: https://www.culturepartnership.eu/

article/workshop-baku (дата доступа: 13.01.2018).

2. Гордин В. Э., Кузьмина К. А., Никольская М. В. Анализ образовательного потенциала креативных пространств // Культурные индустрии. Международный журнал исследований культуры. - 2017. - № 1 (26). - С. 89-101.

3. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики : уже не физический труд, не машинное производство и даже не информация и знание, а творческая способность становится главным фактором развития территорий и корпораций. - Москва : Классика-XXI, 2010. - 237 с.

4. Кабацков А. Н. Луддиты в современной культурной индустрии. Пермский кейс // Культурные индустрии. Международный журнал исследований культуры. - 2017. - № 1 (26). - С. 81-88.

5. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества : автореф. дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 24.00.01 / Костина Анна Владимировна ; Московский гуманитарный университет. - Москва. 2003. - 33 с.

6. Пайн II Дж. Б., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений : работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / пер. с англ. и ред. Н. А. Ливинской. - Москва [и др.] : Вильямс, 2005. - 299 с.

7. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. - URL: http://base. garant.ru/70828330/#friends (дата доступа: 10.01.2018).

8. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. Инны Кушнаревой.

- Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 454 с.

9. Ярошенко Н. Н. Педагогические проблемы на страницах журнала «Культура и образование»: аналитический" обзор // Культура и образование. - 2014.

- № 4 (15). - С. 52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.