Научная статья на тему 'Основания приобретения правового статуса беженца в ФРГ'

Основания приобретения правового статуса беженца в ФРГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
650
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЖЕНЕЦ / МИГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адельсеитова А.Б., Плотникова Э.Д.

В статье рассматриваются актуальные проблемы определения правового статуса беженцев в законодательстве ФРГ. При исследовании оснований приобретения правового статуса беженца в законодательстве государства ФРГ было выявлено отличие беженцев от других категорий мигрантов. Понятие «беженец» включает критерии, при наличии которых лицо либо признается беженцем, либо не может быть признано таковым. Авторы рассматривают основания приобретения правового статуса беженца как в рамках национального законодательства ФРГ, так и в пределах международного права. В работе подробно анализируются требования к соискателю статуса беженца. На основе анализа положений Закона ФРГ «О предоставлении убежища» формулируются выводы и предложения по совершенствованию законодательства ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основания приобретения правового статуса беженца в ФРГ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - Т. 1 (67). № 4. - С. 191-201.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК 341.342. 7

ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦА В ФРГ

Адельсеитова А. Б., Плотникова Э. Д.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В статье рассматриваются актуальные проблемы определения правового статуса беженцев в законодательстве ФРГ. При исследовании оснований приобретения правового статуса беженца в законодательстве государства ФРГ было выявлено отличие беженцев от других категорий мигрантов. Понятие «беженец» включает критерии, при наличии которых лицо либо признается беженцем, либо не может быть признано таковым. Авторы рассматривают основания приобретения правового статуса беженца как в рамках национального законодательства ФРГ, так и в пределах международного права. В работе подробно анализируются требования к соискателю статуса беженца. На основе анализа положений Закона ФРГ «О предоставлении убежища» формулируются выводы и предложения по совершенствованию законодательства ФРГ.

Ключевые слова: беженец, миграция, международные акты, национальное законодательство.

Одной из актуальных мировых проблем является проблема непрекращающегося потока беженцев и мигрантов с Ближнего Востока и Африки. Одной из основных тем 52 Мюнхенской конференции по безопасности (февраль 2016 г.) являлось обсуждение миграционной проблемы и путей ее преодоления. Этот вопрос является особо актуальным для Федеративной Республики Германии, так как именно большая часть миграционных потоков направлена в это государство.

Рассмотрение вопросов о фактическом значении статуса беженца определено лишь формальным подтверждением его права на применение к нему международных способов защиты или убежища. Это право подтверждается в международных конвенциях о статусе беженцев, которые будут рассмотрены далее в статье. Формально приобретение такого права влечет определенные правовые последствия, заключающиеся в правовом положении какого-либо беженца или определенной группы, которые удовлетворяют необходимым правовым критериям. Это означает, что любое лицо признается беженцем с момента, когда его положение будет соответствовать этому определению.

Исходя из сказанного, факт того, что статус беженца установлен, не делает лицо беженцем, а только объявляет его таковым. Зачастую проблемы возникают тогда, когда обязанные государства, не соблюдая международные правовые нормы, отказываются предоставлять человеку статус беженца. Общие правовые нормы предполагают, что защита беженцев заключается не только в принятии государством иностранного гражданина на своей территории, но и в согласии не высылать его в ту

188

страну, в которой существует угроза преследования человека [1]. Следует отметить, что поток беженцев в развитые страны Европы в настоящее время состоит не только из выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, но и из граждан балканских государств. Власти Германии считают, что они имеют гораздо меньше оснований считаться беженцами, так как им не грозят политические репрессии и на территории их стран не идут боевые действия.

С момента получения формального статуса лицом, которое ищет убежище, у беженца появляется совокупность прав, а также обязанностей. Именно совокупность прав и обязанностей, а также возникший характер правоотношений между субъектами и беженцами, характеризует юридическое положение данного лица в том или ином государстве.

Высшим звеном, которое определяет правовое положение индивида и государства является институт гражданства, существующий в данной стране. Исходя из этого, только наличие гражданства той страны, которая приняла соискателя, дает гарантии его защиты, а также возможность пользоваться полным аспектом предоставленных ему этим государством прав. Сама специфика правового статуса беженца определена его положением, а именно гражданской принадлежностью к той стране, где ему не гарантированы основные права и свободы человека. Именно это и становится причиной поиска убежища и защиты в другом государстве.

Результатом бегства становится то, что страна, дающая убежище человеку, предоставляет ему вместе с этим совокупность прав и обязанностей, которые заменяют аналогичные по юридической значимости права и обязанности в стране гражданской принадлежности.

Исходя из вышеописанного, становится неоспоримым то, что данные отношения выходят за границы национального законодательства и регулируются правовыми нормами международного права, основой которых является признание общечеловеческих прав, а также свобод. Вместе с этим, приобретая статус беженца в конкретном государстве, автоматически определяется и правовой статус беженца исходя из норм национального законодательства, которое действует на территории страны, куда прибывает человек, которое, соответственно, распространяется и на граждан данного государства [6, 10].

Проводимое исследование показывает, что все проблемы правового статуса беженца на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания многих ученых правоведов. Однако несмотря на большое количество литературы, которая освещает данные вопросы, исследования носят зачастую фрагментарный и дискуссионный характер бесконечной правовой оценки проблемных и спорных моментов.

Наиболее важным научно-практическим вкладом в изучение проблем правового положения беженцев, который внесли ученые правоведы, являются труды Л. Н. Шестакова, посвященные обзору законодательства, регулирующего вопросы предоставления убежища в ведущих зарубежных государствах, в том числе ФРГ, а также комплексный анализ вопросов гражданства в Германии. Однако в большинстве своем этот анализ проводится исходя из исторических аспектов развития института беженцев и гражданства ФРГ. Также обзорная информация представлена в работе Г. Менца и других ученых. Несмотря на существование достаточно большого количества публикаций и трудов, освещающих данную сферу отношений, на се-

189

годняшний день специальный и комплексный анализ правового статуса беженца в ФРГ, который был бы предоставлен на основании материалов современной законодательной базы Германии, при учете последних политико-экономических и политико-юридических изменений сделан достаточно ограниченно.

Законодательство Германии о беженцах представляет собой упорядоченную систему законодательных, а также административных актов, которые осуществляют регулирование приема, размещения, а также социальную и профессиональную интеграцию беженцев из разных государств. Правовой статус беженцев регулируется, помимо общих законодательных норм, и специальными законами для данных групп населения. Общие правовые основы, которые касаются вопроса беженцев, заложены в основном Законе Германии. Однако основополагающее значение имеет Закон ФРГ по делам изгнанных и беженцев, принятый 19 мая 1953 года. Данный закон внес четкое толкование понятия «беженец», а также выявил круг лиц, которые попадают под его действие. Следует отметить, что ранее в статье 16 Основного Закона Германии политически преследуемые лица были наделены индивидуальным статусом о праве убежища в ФРГ. Таким образом, следует, что законодательные акты имеют персональную сферу применения. Это означает что свою принадлежность к категории беженцев каждый из них должен доказывать индивидуально.

Правовой статус и понятие «беженец» определены нормами международного права, которые содержатся в двух основных действующих документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» (г. Женева 28.07.1951); Протоколе к Конвенции 1967 г.

Правовой основой регулирования отношений между отдельными категориями лиц, составляющих население государства ФРГ, является Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней. Также регулируют данные отношения: Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г., Нью-Йоркский протокол 1967 г., Шенгенское законодательство, Дублинская конвенция 1990 г., Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. и еще несколько десятков международных договоров и соглашений.

В системе ООН для содействия решению вопросов, связанных с правовым статусом беженцев, образовано Учреждение по делам беженцев (Устав Управления принят Резолюцией ГАООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г.). Если говорить о возможности получения статуса беженца в ФРГ, то он регламентирован специальным актом - Asylverfahrensgesetz. Этот документ стал основанием для Федерального ведомства, которое занимается вопросами предоставления статуса беженца иностранным гражданам (Bundesamt fur die Anerkennung auslandischer Flüchtlinge). Данное ведомство уполномочено принимать решения по этой категории иностранцев, принимать от них заявления, а также препятствовать их депортации. Однако на сегодняшний день у данного ведомства не существуют каких-либо четких инструкций по этому поводу, исходя из чего его служащие могут действовать по своему усмотрению [5]. Протокол 1967 года распространяет действие конвенции 1951 года на новых беженцев, то есть тех, которые хотели получить свой статус после событий, которые произошли после 1 января 1951 года. Этот документ с юридической точки зрения является самостоятельным, и к нему может присоединиться любое государство, которое не является участником Конвенции 1951 года. И если государство

190

присоединяется к протоколу, то в этом случае оно берет на себя комплекс обязательств по применению конвенции в отношении тех лиц, которые попали под определение конвенции и стали беженцами. Если же государство присоединяется только к протоколу, оно не может вносить географическую оговорку. В протоколе указан перечень статей, в соответствии с положениями которых государство не может вносить оговорки. К таким относятся: определение самого понятия «беженец»; запрет на дискриминацию беженцев по расовым и религиозным признакам, а также стране происхождения; свобода вероисповедания; право на обращение в суд; запрет на принудительное возвращение беженцев; информация о национальных законодательных актах и заключительные положения конвенции.

Практически все основные соглашения, которые регулируют положение беженцев, получили всеобщее признание. Около 150 государств ратифицировали конвенцию 1951 года. И в конце концов Конвенция и Протокол сегодня являются отправной точкой для установления правовых стандартов нуждающимся в получении и получившим статус беженца [7]. Исходя из этого, ратификация Конвенции и Протокола непосредственным образом влияет на национальное право. К примеру, парламентом ФРГ принят закон от 1 сентября 1953 года, которым одобрены положения Конвенции. Германия приняла ряд специальных законов, которыми закреплены все необходимые аспекты, определяющие правомочность лиц на получение статуса беженца [6].

Исходя из этого, национальное законодательство Германии не может принципиально противоречить положениям Конвенции и Протоколу.

Согласно положениям статьи 16 основного закона Германии и условиям Женевской Конвенции (в ее понимании представителями уполномоченных служб Германии), статус беженца предоставляется тем, кто был подвержен политическим преследованиям в стране исхода. Помимо этого, лицо может претендовать на право получения гуманитарного убежища, исходя из положений Европейской конвенции о правах человека, в том случае, если оно было подвержено преследованию, которое выражалось в явном нарушении прав человека.

После прохождения соискателем процедуры, в ходе которой рассматривается его заявление, и определяются основания, которые могли бы стать достаточными для предоставления статуса беженца, и по этому вопросу представители уполномоченного ведомства выносят решение. В случае отказа в предоставлении такого статуса власти Германии могут разрешить лицу остаться на территории страны, если юридические причины препятствуют возможности его высылки (статус Duldung). Существует и ряд положений, которые прописаны в Законе «Об иностранцах», устанавливающие основания для получения лицом правого статуса беженца в Германии.

Согласно Закону об иностранцах Германии, такие положения могут касаться:

• Супруга иностранца и его детей (им предоставляется вид на жительство);

• Лиц, которые признаны политическими беженцами и обладают возможностью получить права на пребывание в течение 5 лет в Германии;

• Лиц, которые признаны политическими беженцами, однако по веским причинам могут быть высланы из страны;

191

• Иностранцев подавших заявление, которые не могут быть высланы из страны до окончания рассмотрения дела об их высылке;

• Лиц, которые не могут быть выдворены из страны, если их жизни и свободе угрожает опасность по каким-либо причинам в их родной стране;

• Высшим органом власти федеральной земли может быть вынесен акт (распоряжение) об отсрочке выдворения лица из страны сроком не более чем на полгода и т. д.

Законодательство Германии предусматривает возможность получения лицом от властей жилья, а также социальной поддержки на время рассмотрения заявления о предоставлении статуса беженца. Некоторые немецкие земли предоставляют и продовольственную помощь, и карманные деньги. В других федеральных землях предоставляют ваучер или кредитные карты, а через год разрешают работать в местах, где отказываются работать люди, имеющие более высокий статус.

Однако законодательство запрещает открывать в этих случаях свое дело, но детям не запрещено посещать школьные и дошкольные учреждения с момента предоставления статуса беженца [5, 12].

Германия предоставляет более высокие социальные льготы тем, кто получил право на «Большое убежище» (Конституция ФРГ). В этом случае беженец получает достаточно большой объем социальных прав (на проживание и т. д.) в сравнении с правами лиц, получивших «Малое убежище» (согласно § 51.1 Закона об иностранцах Германии и Женевской конвенции 1951 г.).

Основным правовым аспектом, который определяет возможность получения статуса беженца в Германии, является соответствие соискателя требованиям Закона «О предоставлении убежища» - Asylverfahrensgesetz (А8у1УТО). Согласно многим законам Германии и Закону «О предоставлении убежища», такое право получают лица, которые на своей родине подвергаются различным преследованиям за политические убеждения представителями государственной власти, а также если такие угрозы исходят не только от правящих партий, но и других общественных организаций либо формирований и если такое преследование угрожает жизни и здоровью, человеческому достоинству данного лица.

Основанием для возможного получения статуса беженца, согласно законам Германии, могут послужить и преследования на почве религиозной, расовой или национальной принадлежности, в том числе и принадлежности к каким-либо социальным группам. Фактором, способствующим принятию положительного решения, в этом случае является наличие неоспоримых доказательств всего вышеуказанного. Как правило, представители Федерального ведомства, принимая решение, подходят к наличию оснований достаточно субъективно, и возможность применения четких правовых норм по отношению к заявителю в таких случаях носит со стороны представителей Германии весьма неопределенный характер [3].

Например, представители Федерального ведомства не всегда считают военные действия на территории страны - родины беженца основанием для предоставления заявителю статуса беженца. Однако во многих случаях существуют и исключения, которые могут значительно повлиять на принятие положительного решения властями Германии [5, 6, 12].

Это те обстоятельства, которые делают фактически невозможным для заявителя или его семьи дальнейшее пребывание в родной стране. При этом данные факты

192

должны быть зафиксированы в предоставленных оригиналах документов. Заявление на предоставление убежища подаются на границе Германии, а также в пограничной службе или на территории страны: в различных региональных представительствах Федерального ведомства, в отделениях полиции, в управлении по делам иностранцев.

Посольство Германии не принимает просьбы о предоставлении убежища. Если заявление подается на погранслужбе с «безопасной» страной, а для Германии все граничащие с ней страны являются «безопасными», или при этом отсутствует немецкая виза, то Дублинская конвенция в этом случае предусматривает выдачу заявителю отказа. Несмотря на то, что подать заявление о предоставлении убежища можно в аэропорту сразу же после прилета самолета, на практике в таких случаях довольно высока степень опасности для заявителя быть депортированным практически немедленно или через некоторое время. Предоставить статус беженца в аэропорту могут только в местах, где есть закрытые лагеря для этой категории лиц (Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Дюссельдорф, Берлин).

Оказавшись в таком лагере, заявитель, как правило, ограничен в получении адвокатской помощи, а также в помощи общественных организаций, а условия в таких лагерях достаточно плачевные. И можно сказать, что вышеуказанная процедура, проходящая в аэропорту, отличается гораздо большей жесткостью контроля, а также сложностью. Она включает в себя большое количество этапов, на которых заявитель может быть депортирован без подробного рассмотрения его дела. Как правило, такую процедуру проходят лица, имеющие билеты в другую страну и через Германию летящие транзитом. При наличии визы в соседнюю, «безопасную» страну пограничники Германии депортируют «беженца» туда.

В процессе прохождения всех процедур заявитель должен дать пограничникам пояснение по поводу того, что он является беженцем и просит предоставления убежища. После такого заявления пограничники проведут допрос заявителя, в котором последний должен сообщить сведения о себе. Как правило, после этого пограничники проводят тщательный обыск. В допросе нужно в общих чертах дать информацию обо всех преследованиях, которым лицо подвергалось, и предоставить подтверждающие документы.

В первую очередь после этого будет принято решение о том, будет ли лицу отказано во въезде в Германию. Такое решение принимают пограничники, после чего с заявителем будет проведено интервью сотрудниками Федерального ведомства. Весь период этого времени заявитель будет проживать в лагере для беженцев, который расположен на территории аэропорта. В период этого времени беженец обладает правом подачи апелляции, однако получить консультацию, как правильно это сделать, у таких людей практически нет возможности.

Государство не берет на себя обязательства в таких случаях предоставлять адвоката. Также такая процедура подачи заявления может быть проведена на территории ФРГ. Заявление будет считаться поданным, если из всех устных либо письменных пояснений будет понятно стремление данного лица получить защиту от всех политических преследований и от возможной депортации в небезопасную страну. Если подобное заявление подается в отделении полиции, то заявитель будет направлен в ближайшее подразделение Федерального ведомства для того, чтобы заявление было заполнено в соответствии с необходимой формой. Такая процедура

193

должна выполняться в короткий срок заявителем, поскольку пребывание такого лица в Германии заканчивается через 2 недели.

Федеральное ведомство запрашивает паспорт или документ, удостоверяющий личность. При этом сотрудники ведомства отразят данные в заявлении и возьмут отпечатки пальцев заявителя, уточнят язык общения, а также наличие у заявителя места для ночлега в лагере беженцев. При отсутствии удостоверяющих личность документов заявление должно быть все равно принято ведомством, а также лицо не может быть арестовано или депортировано по этой причине. После заполнения необходимой формы заявления о предоставлении убежища заявитель получает статус лица, которое ищет убежища, а также разрешение на проживание.

Именно с этого времени начинается рассмотрение поданного заявления. Сотрудники ведомства на протяжении нескольких последующих дней сообщают заявителю дату прохождения интервью у сотрудника Федерального ведомства [5, 8,

9].

Проведение первого интервью является центральным и наиболее важным с точки зрения властей Германии для определения статуса заявителя. Как правило, принятое Федеральным ведомством решение основано на материалах именно этого интервью. Федеральное ведомство предоставит в случае необходимости переводчика. Также законы Германии наделяют заявителя правом иметь своего переводчика. При наличии доказательств, которые обуславливают бегство заявителя из страны, их необходимо предоставить. Инвалиды могут просить для проведения интервью специальных сотрудников. Женщины могут просить, чтобы их опрос проводила женщина. После исследования предоставленной заявителем информации о личности, составе семьи, профессии и т. д. сотрудники Федерального ведомства тщательно исследуют вопрос маршрута, по которому беженец следовал по пути в Германию. Заявителю в этом случае после окончания интервью высылается протокол, до момента, когда решение будет принято. Федеральные ведомства, как правило, принимают во внимание те обстоятельства, которые препятствуют проведению депортации лица в страну исхода. В случае если представители ведомства или полиция обнаружат доказательства пребывания лица в Германии более длительное время, чем это позволяет закон, то последний будет признан нелегально находящимся на территории Германии и арестован. Ответ Федерального ведомства после проведения интервью заявитель, как правило, получает по истечении нескольких недель. При этом возможны следующие варианты решений:

• Согласно положений статьи 16.1 основного закона ФРГ, заявитель получает статус беженца - так называемое «большое убежище».

• Согласно положений Женевской конвенции 1951 года (статьи 33.1) и параграфа 51.1 Закона об иностранцах, лицо получает статус беженца - так называемое «малое убежище».

• Также, исходя из положений параграфа 53 Закона об иностранцах, заявитель может получить убежище по гуманитарным соображениям.

• Принимается решение о депортации в «третью безопасную страну».

• Заявление о предоставлении убежища может быть отвергнуто.

• Решение о том, что заявление о предоставлении убежища может быть отвергнуто как «очевидно необоснованное».

194

Большое убежище, или нормальный статус беженца, дает лицу больший объем социальных прав, а также прав на жительство, по сравнению с объемом прав, которым наделяет беженцев предоставление статуса беженца по гуманитарным причинам при предоставлении малого убежища. Последнее предполагает защиту от возможной депортации.

Так же, как и многие европейские страны, ФРГ не берет на себя ответственность за рассмотрение заявления лица, в случае если он имел возможность подать его в безопасной стране на пути в Германию. Согласно применяемых Германией положений Дублинской конвенции, заявление будет рассмотрено положительно, если: лицо, его подавшее, прибыло в Германию непосредственно из страны своего проживания или из небезопасной страны на пароходе или самолете; лицо прибыло по визе, которую выдало посольство Германии; в Германии проживают близкие родственники, получившие убежище; лицо не может быть выслано в страну, которая считается безопасной и через которую он транзитом попал в Германию, поскольку эта страна отказывается принять обратно заявителя.

Положения Дублинской конвенции определяют, что именно страна, предоставившая визу, по которой был осуществлен въезд в Германию, и несет ответственность за рассмотрение заявления лица, которое просит получения статуса беженца.

Исходя из анализа положений Закона о предоставлении убежища в Германии, на наш взгляд, существует проблема определения возрастного ценза в получении статуса беженца, а именно возраста, с которого самостоятельно лицо может подать заявление. Также зачастую соискатели не в состоянии самостоятельно определить реальность той угрозы, которая, по их мнению, является основанием для подачи заявления (согласно законам Германии, в обязанность властей не входит предоставление адвокатских услуг заявителю, который смог бы разъяснить все нюансы законодательства, регламентирующего данную сферу отношений). Достаточно серьезной проблемой является подача заявления лицом, которое прибывает в Германию транзитом через безопасное государство. То есть самолет - это практически единственный способ добраться до Германии, где беженец собирается попросить о предоставлении статуса беженца, минуя «безопасную» страну на пути следования заявителя.

Еще одним мотивированным отказом в предоставлении статуса беженца может являться и то, что до момента принятия решения сотрудниками Федерального ведомства соискатель покидал страну и выезжал на свою родину, то есть место своего предыдущего проживания. С 1 января 2015 года власти Германии отменили запрещающие нормы, которые ограничивали возможности беженца, который ожидает принятия решения, покидать место постоянного проживания. Однако существуют определенные обстоятельства, при которых сотрудники ведомства могут запретить беженцу осуществлять свободное перемещение по стране, нарушение такого запрета приведет к штрафу, а повторное нарушение - к возбуждению уголовного производства в отношении нарушителя (с вытекающими последствиями).

Также любая фальсификация предоставляемых властям сведений может послужить причиной вынесения отрицательного решения по данному вопросу, к примеру, подача в визовый отдел или консульство, посольство, где открывалась шенгенская виза, ложной информации о цели посещения страны [9, 11, 12].

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что опыт построения политики по отношению к беженцам в Федеративной Республике Германии содержит много

195

противоречивых моментов. Безусловно, национальное законодательство Германии выгодно отличается от других европейских государств умением быстро и своевременно реагировать на меняющуюся международную общественно-политическую, а также международную ситуацию, связанную с беженцами.

Несмотря на это, исходя из анализа последних событий, можно сказать, что немецкая модель национального законодательства касаемо вопросов беженцев содержит многочисленные противоречия, так как построена на постоянном взвешивании всех элементов системы льгот и запретов, предоставляемых последним. Так, например, лицам, желающим получить статус беженца в Германии, на время процедурного вопроса предоставляется жилье, в отличие от многих европейских стран, однако при этом на них накладываются достаточно серьезные запреты и ограничения на перемещение внутри страны. Существующие противоречия между реальным положением дел и правовой формализацией негативно отражаются на интеграционном потенциале общества и на самочувствии в нем беженцев, которые в Германию в последнее время прибывают в достаточно большом количестве.

В современной Германии налицо ужесточение миграционной политики, обусловленное, как это объясняют представители власти тем, что беженцы зачастую являются источником угрозы безопасности общества и государства. Анализ немецкой юридической литературы и отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с правовым положением беженцев, режимом иностранных граждан и получением политического убежища, свидетельствует о том, что и в будущем можно ожидать ужесточения государственной политики в отношении лиц, претендующих на политическое убежище в ФРГ.

Представители различных партий немецкого государства высказываются за принятие законов, которые бы предусматривали квоты или существенно ограничили количество иностранцев, получающих или желающих получить политическое убежище. То есть существующее национальное Законодательство Германии, регулирующее вопросы беженцев, как и международные правовые нормы в этой сфере отношений, являются жизнеспособными и действенными только в единичных случаях. В условиях же массового «нашествия» беженцев законодательство перестает действовать, проявляя все признаки несостоятельности и несовершенства.

Для того, чтобы реализовать все необходимые положения касаемо беженцев, Германия должна на законодательном уровне внести изменения, которые дали бы правовую возможность внедрить определенные процедуры, способствующие справедливому и эффективному рассмотрению заявлений лиц, обращающихся за получением защиты, с включением в этот перечень определенных мер, обеспечивающих доступ к этой процедуре и обозначающих четкую компетенцию представителей власти и Федерального ведомства, ответственных за их проведение. Аналогичные требования перечислены в Резолюции Государств Европейского Союза 1995 г. (Статья 3.Ш как минимальные гарантии эффективности процедуры предоставлени убежища. Также эффективным может быть внесение в национальное законодательство поправок, которые предоставили бы возможность лицам, попадающим под определение субъектов обладающих правом получения статуса беженца, получить большую часть гражданских прав страны, предоставивший им такой статус, а не формального получения гражданства.

196

Список литературы:

1. Конвенция ООН 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года о статусе беженцев // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Том 1. -М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С. 283-302.

2. Резолюция Совета Европейского союза от 20 июня 1995. [Электронный ресурс] URL: http://reflaw.narod.ru (дата обращения 12.02.2016).

3. Закон о пребывании, трудовой деятельности и интеграции иностранцев на территории ФРГ (закон о пребывании в ФРГ - AufenthG) от 30.07.2004 [Электронный ресурс] URL: //http://www.gesetze-im-internet.de/(дата обращения 14.02.2016).

4. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония / сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст.

B. В. Маклаков. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфотропик, 2012. - 640 с.

5. Закон ФРГ «О предоставлении убежища» - Asylverfahrensgesetz (AsylVfG) [Электронный ресурс] URL: //http://www.gesetze-im-internet.de/ (дата обращения 14.02.2016).

6. Потапов В. И. Правовой статус беженцев в современном международном праве [Электронный ресурс] URL: http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=53634 (дата обращения 14.02.2016).

7. Гудвин - Гилл Г. С. Статус беженца в международном праве / The refugee in international law / Пер. с англ. под ред. М. И. Левиной. - М. : ЮНИТИ, 1997. - 648 с.

8. Протокол, касающийся статуса беженцев (Нью-Йорк, 31 января 1967 года). [Электронный ресурс] URL: // http://old.lawru.info/ ( дата обращения 14.02.2016).

9. Дублинская конвенция 1990 года определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств-членов Европейского Сообщества. [Электронный ресурс] URL: http://www1.umn.edu/humanrts/russian/asylum/Reunion3.3.1.html/ (дата обращения 14.02.2016).

10. Воронина Н. А. Международное право и проблемы правового регулирования положения внутри-перемещенных лиц // Юрист-международник - INTERNATIONAL LAWYER. - № 3, 2015. -

C. 24.

11. Ануфриева Л. П., Бекяшев Д. К., Бекяшев К. А. Международное публичное право. - М., 2012. -С. 501.

12. Андриченко Л. В. Международно-правовая защита беженцев и лиц, перемещенных внутри страны // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сборник статей / Под ред. д. ю.н., профессора, академика РАЕН и ПАНИ В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2004. - С. 116.

Adelseitova A.B., Plotnikova E. Grounds for the acquisition of legal refugee status in Germany //

Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2015. - T. 1 (67). № 4. - P. 191 - 201.

This article raises the question of topical problems of definition of refugee's legal status in legislation of Federal Republic of Germany. Analyzing the legal status of different categories of citizens in the state's legislation, there was revealed a difference between refugees and other categories of migrants. The concept «refugee» includes as positive features when the person is granted refugee status as negative peculiarity - when the person can't be a refugee or stops being a refugee. Article considers the purchase base of getting of refugee's legal status both within the national legislation of Germany and within international law. In article author analyzes in detail the requirements for an applicant for refugee status, the provisions of the German Law "On Asylum".

Keywords: refugee, migration, international acts, national legislation.

Spisok literaturyi:

1. Konventsiya OON 1951 goda o statuse bezhentsev i Protokol 1967 goda o statuse bezhentsev // Deystvuyushchee mezhdunarodnoe pravo. V 3-kh tomakh / Sost.Yu.M.Kolosov i E.S.Krivchikova. Tom 1. -M.: Izd-vo Moskovskogo nezavisimogo instituta mezhdunarodnogo prava, 1996.- S. 283-302.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

197

2. Rezolyutsiya Soveta Yevropeyskogo soyuza ot 20 iyunya 1995. [Elektronnyy resurs] URL: http://reflaw.narod.ru (data obrashcheniya 12.02.2016)

3. Zakon o prebyvanii, trudovoy deyatelnosti i integratsii inostrantsev na territorii FRG (zakon o pre-byvanii v FRG - AufenthG) ot 30.07.2004 [Elektronnyy resurs] URL: //http://www.gesetze-im-internet.de/(data obrashcheniya 14.02.2016)

4. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv. Velikobritaniya, Frantsiya, Germaniya, Italiya, Yevropeyskiy soyuz, Soedinennye Shtaty Ameriki, Yaponiya / sost. sb., per., avt. vved. i vstup. st. V. V. Maklakov. — 8-e izd., pererab. i dop. - M. : Infotropik, 2012. - 640 s.

5. Zakona FRG «O predostavlenii ubezhishcha» - Asylverfahrensgesetz (AsylVfG) [Elektronnyy resurs] URL: //http://www.gesetze-im-internet.de/ (data obrashcheniya 14.02.2016)

6. Potapov V. I. Pravovoy status bezhentsev v sovremennom mezhdunarodnom prave [Elektronnyy resurs] URL: http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=53634 (data obrashcheniya 14.02.2016)

7. Gudvin - Gill G. S. Status bezhentsa v mezhdunarodnom prave. /The refugee in

international law / Per. s angl. pod red. M. I. Levinoy. - M. : YuNITI, 1997. - 648 s.

8. Protokol, kasayushchiysya statusa bezhentsev (Nyu-York, 31 yanvarya 1967 goda). [Elektronnyy resurs] URL: // http://old.lawru.info/ ( data obrashcheniya 14.02.2016)

9. Dublinskaya konventsiya 1990 goda opredelyayushchaya gosudarstvo, otvetstvennoe za rassmo-trenie khodataystv o predostavlenii ubezhishcha, podannykh v odnom iz gosudarstv-chlenov Yevropeyskogo Soobshchestva. [Elektronnyy resurs] URL: http://www1.umn.edu/humanrts/russian/asylum/Reunion3.3.1.html/ (data obrashcheniya 14.02.2016)

10. Voronina N. A. Mezhdunarodnoe pravo i problemy pravovogo regulirovaniya polozheniya vnu-triperemeshchennykh lits // Yurist-mezhdunarodnik - INTERNATIONAL LAWYER. - № 3, 2015. - S.24

11. Anufrieva L. P., Bekyashev D. K., Bekyashev K. A. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo. - M., 2012. - S. 501.

12. Andrichenko L. V. Mezhdunarodno-pravovaya zashchita bezhentsev i lits, peremeshchennykh vnutri strany // Migratsiya, prava cheloveka i ekonomicheskaya bezopasnost sovremennoy Rossii: sostoyanie, prob-lemy, effektivnost zashchity: Sbornik statey / Pod red. d. yu.n., professora, akademika RAYeN i PANI V. M. Baranova. Nizhniy Novgorod, 2004. - S. 116.

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.