Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ'

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ СЛУЖАЩИЕ / ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ РАБОТЫ / GROUNDS FOR EARLY TERMINATION OF / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЗА ГРАНИЦЕЙ / REPRESENTATIVE OF THE RUSSIAN FEDERATION ABROAD / СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА / REDUCTION OF DIPLOMATIC REPRESENTATION / ВРЕМЕННАЯ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ / TEMPORARY DISABILITY / НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА / THE NORMS OF INTERNATIONAL LABOR LAW / ПОРЯДОК УВОЛЬНЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО СЛУЖАЩЕГО / THE ORDER OF DISMISSAL OF DIPLOMATIC EMPLOYEE / DIPLOMATIC EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковенко Нина Александровна

В статье исследуются основания прекращения трудовых правоотношений работников представительств России за границей на примере работников, замещающих должности государственной гражданской службы в загранучреждениях, относящихся к системе МИД. Автором проведена классификация оснований прекращения трудовых правоотношений данной категории работников. Сделан вывод, что большинство оснований расторжения служебного контракта с государственными гражданскими служащими, включая дипломатических служащих, являются конкретизацией общих оснований увольнения, установленных в ст. 77, 80, 81, 83 ТК. По мнению автора, в законодательстве следует предусмотреть определенные гарантии для сотрудников, которые досрочно прекратили работу в представительстве РФ за границей по основанию «уменьшение предельной численности персонала дипломатического представительства». Процедуру увольнения по основанию «временная нетрудоспособность свыше двух месяцев или наличие заболевания» следует привести в соответствие с международными нормами. Необходимо предусмотреть более четкий порядок действий со стороны представителя нанимателя при совершении гражданским служащим нарушения, связанного с разглашением сведений, составляющих государственную тайну. Сформулированы предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство. Рассмотрен порядок увольнения дипломатических служащих представительств. Автор считает, что ответственность сотрудников за виновное поведение, повлекшее досрочное прекращение работы в загранучреждении, не должна различаться в зависимости от порядка их приема на дипломатическую службу. Научная новизна заключается в том, что автором впервые исследованы вопросы соответствия оснований прекращения работы дипломатических служащих в представительствах РФ за границей общим положениям российского и международного трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковенко Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUNDS FOR TERMINATION OF EMPLOYMENT RELATIONSHIPS OF EMPLOYEES OF DIPLOMATIC AND OTHERS REPRESENTATIONS OF RUSSIA ABROAD

The article examines the grounds for termination of labor relations workers representative of the Russian Federation abroad for example, workers, replacing civil service positions in offices belonging to the Foreign Ministry. The author classifies the grounds for termination of employment of this category of workers. It is concluded that the majority of reasons for terminating the contract of service with the civil servants, including diplomatic officials are concretization of the common grounds of dismissal laid down in Art. 77, 80, 81, 83 Labor code. According to the author, the law should provide certain guarantees for employees who have dropped out work in the representation of Russia abroad on the basis of «decrease in the number of staff of diplomatic missions». Procedure for dismissal on the basis of «temporary incapacity for more than two months, or the presence of disease» should be brought into line with international standards. There should be a clear course of action on the part of the employer representative in the commission of violations of civil servants related to the disclosure of information constituting a state secret. The author has made appropriate proposals for amendments to the legislation of the Russian Federation. The author considers the order of dismissal of employees of Russian diplomatic missions abroad. The author believes that the responsibility of employees for culpable conduct that resulted in early termination of the work in the foreign offices, should not vary according to the order of their admission to the diplomatic service. Scientific novelty lies in the fact that the author first examines issues cessation of diplomatic staff in the offices of the Russian Federation abroad for conformance to the general provisions of the Russian and international labor law.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ»

академии. Выпуск 6. Сборник статей. Краснодар: Изд-во «Кубанькино». 2008; Колиева А.Э. Некоторые юридические коллизии доверительных отношений в договорном праве // Современная научная мысль. 2013. №6. С.169-175. 15. Колиева А.Э. О формальных и неформальных способах регуляции взаимодействий между субъектами доверительных отношений // Аграрное и земельное право. 2014. №12(120).

КОЛИЕВА АНГЕЛИНА ЭДУАРДОВНА - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и трудового права СевероКавказского горно-металлургического института (государственный технологический университет) (akolieva@mail.ru)

KOLIEVA, ANGELINA E. - PhD in Law, Associate Professor, assistant professor of business and labor law of the North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University).

УДК 349.22

ЯКОВЕНКО Н.А.

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Ключевые слова: дипломатическое служащие, основания досрочного прекращения работы, представительства за границей, сокращение численности дипломатического представительства, временная нетрудоспособность, нормы международного трудового права, порядок увольнения дипломатического служащего.

В статье исследуются основания прекращения трудовых правоотношений работников представительств России за границей на примере работников, замещающих должности государственной гражданской службы в загранучреждениях, относящихся к системе МИД. Автором проведена классификация оснований прекращения трудовых правоотношений данной категории работников. Сделан вывод, что большинство оснований расторжения служебного контракта с государственными гражданскими служащими, включая дипломатических служащих, являются конкретизацией общих оснований увольнения, установленных в ст. 77, 80, 81, 83 ТК. По мнению автора, в законодательстве следует предусмотреть определенные гарантии для сотрудников, которые досрочно прекратили работу в представительстве РФ за границей по основанию «уменьшение предельной численности персонала дипломатического представительства». Процедуру увольнения по основанию «временная нетрудоспособность свыше двух месяцев или наличие

заболевания» следует привести в соответствие с международными нормами. Необходимо предусмотреть более четкий порядок действий со стороны представителя нанимателя при совершении гражданским служащим нарушения, связанного с разглашением сведений, составляющих государственную тайну. Сформулированы предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство. Рассмотрен порядок увольнения дипломатических служащих представительств. Автор считает, что ответственность сотрудников за виновное поведение, повлекшее досрочное прекращение работы в загранучреждении, не должна различаться в зависимости от порядка их приема на дипломатическую службу. Научная новизна заключается в том, что автором впервые исследованы вопросы соответствия оснований прекращения работы дипломатических служащих в представительствах РФ за границей общим положениям российского и международного трудового права.

JAKOVENKO, N.A.

GROUNDS FOR TERMINATION OF EMPLOYMENT RELATIONSHIPS OF EMPLOYEES OF DIPLOMATIC AND OTHERS REPRESENTATIONS

OF RUSSIA ABROAD

Keywords: diplomatic employees, grounds for early termination of, representative of the Russian Federation abroad, reduction of diplomatic representation, temporary disability, the norms of international labor law, the order of dismissal of diplomatic employee.

The article examines the grounds for termination of labor relations workers representative of the Russian Federation abroad for example, workers, replacing civil service positions in offices belonging to the Foreign Ministry. The author classifies the grounds for termination of employment of this category of workers. It is concluded that the majority of reasons for terminating the contract of service with the civil servants, including diplomatic officials are concretization of the common grounds of dismissal laid down in Art. 77, 80, 81, 83 Labor code. According to the author, the law should provide certain guarantees for employees who have dropped out work in the representation of Russia abroad on the basis of «decrease in the number of staff of diplomatic missions». Procedure for dismissal on the basis of «temporary incapacity for more than two months, or the presence of disease» should be brought into line with international standards. There should be a clear course of action on the part of the employer representative in the commission of violations of civil servants related to the disclosure of information constituting a state secret. The author has made appropriate proposals for amendments to the legislation of the Russian Federation. The author considers the order of dismissal of employees of Russian diplomatic missions abroad. The author believes that the responsibility of employees for culpable conduct that resulted in early termination of the work in the

foreign offices, should not vary according to the order of their admission to the diplomatic service. Scientific novelty lies in the fact that the author first examines issues cessation of diplomatic staff in the offices of the Russian Federation abroad for conformance to the general provisions of the Russian and international labor law.

Специальные основания досрочного прекращения работы для работников представительств РФ за границей установлены нормами особенной части трудового права, которые содержат дополнения к общему перечню оснований прекращения трудовых правоотношений, предусмотренных в Трудовом кодексе (далее - ТК) [1]. В Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» (далее - Закон об особенностях службы в МИД РФ) предусмотрены основания расторжения служебного контракта для сотрудников дипломатической службы в загранучреждениях, которые применяются наряду с общими основаниями прекращения служебного контракта с государственными гражданскими служащими [2]. Данные основания обусловлены особенностями характера и содержания трудовых отношений работников представительств РФ за границей. Однако, до настоящего времени в правовой науке практически отсутствовали исследования по вопросам применения оснований прекращения трудовых правоотношений работников представительств РФ за границей и соответствия их основным началам и принципам трудового законодательства. Между тем, тенденции развития международного трудового права свидетельствует о том, что права государственных гражданских служащих в отношениях с руководством государственного органа следует рассматривать в контексте трудовых прав наемных работников, что выразилось в принятии Конвенции Международной организации труда (далее - МОТ) от 27 июня 1978 г. № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» [3]. Конвенция № 151 ратифицирована РФ в 2014 г. [4]

В связи с этим, рассмотрение оснований прекращения работы в представительстве РФ за границей в отношении сотрудников дипломатической службы на предмет соответствия общим положениям российского и международного трудового права является актуальной темой исследования.

В настоящей статье рассматриваются основания досрочного прекращения работы сотрудников дипломатической службы, т.е. государственных гражданских служащих, замещающих должности в загранучреждениях, относящихся к системе МИД: дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств при международных организациях РФ за границей (далее - представительства РФ заграницей).

Руководствуясь положениями Закона об особенностях службы в МИД, можно выделить две категории дипломатических служащих, замещающих в загранучреждениях должности государственной гражданской службы: 1)

гражданские служащие, направленные на работу в загранучреждение из центрального аппарата МИД в порядке ротации; 2) гражданские служащие, принятые для замещения должности дипломатической службы в загранучреждении по срочному служебному контракту.

При нормальных условиях прохождения дипломатической службы прекращение работы в загранучреждении для дипломатического служащего происходит в связи с:

- истечением срока, установленного при направлении гражданского служащего из центрального аппарата МИД на работу в представительство РФ за границей - для первой категории дипломатических служащих;

- истечением срока срочного служебного контракта - для второй категории дипломатических служащих.

Работа в представительстве РФ за границей может быть прекращена досрочно в случаях, предусмотренных ст. 341 ТК. В литературе по трудовому праву предлагается классификация досрочных оснований прекращения работы в представительстве РФ за границей.

Так, А.И. Шебанова выделяет две группы оснований: 1) случаи досрочного прекращения служебно-трудовых отношений по обстоятельствам, не зависящим от гражданского служащего (п. 1-3, 7 ч. 2 ст. 341 ТК); 2) случаи увольнения, связанные с нарушением обязательств, принимаемых гражданским служащим по служебному контракту, перечисленные в пп. 4-6 п. 12 Служебного распорядка МИД России [5] и в ст. 341 ТК [6].

На наш взгляд, основания прекращения служебного контракта с работниками представительств РФ за границей можно классифицировать на:

• объективные, т.е. не зависящие от поведения и состояния здоровья дипломатического служащего;

• субъективные, т.е. связанные с поведением дипломатического служащего либо состоянием его здоровья.

К первой группе оснований относятся основания прекращения служебного контракта, перечисленные в п. 1-3 ст. 341 ТК: возникновение чрезвычайной ситуации в стране пребывания; объявление работника персоной нон грата либо получения уведомления от руководства страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания; уменьшение численности дипломатического персонала представительства, а также общее основание, содержащееся в ч. 1 ст. 341 ТК, - истечение срока службы за границей или истечение срока служебного контракта. В п. 1-3 ч. 2 ст. 10 Закона об особенностях службы в МИД установлены аналогичные основания прекращения служебного контракта сотрудников дипломатической службы.

Ко второй группе оснований относятся основания прекращения работы в представительстве РФ за границей, предусмотренные п. 4-7 ч. 2 ст. 341 ТК, а именно: несоблюдения работником обычаев и законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали; невыполнения работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению

соблюдения членами его семьи законов страны пребывания, правил проживания и т.д.; однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, режимных требований; временная нетрудоспособность продолжительностью свыше двух месяцев или наличие заболевания, препятствующего работе за границей.

На всех гражданских служащих, в том числе направленных на работу за границу, распространяются общие основания прекращения служебного контракта, предусмотренные в ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе) [7], среди которых также есть объективные основания (п. 2, 10 ч. 1 ст. 33) и субъективные основания, связанные с поведением гражданского служащего (п. 5, 7-9, 11-15 ст. 33).

Среди оснований расторжения служебного контракта с дипломатическим служащим по инициативе представителя нанимателя следует выделить общие и специальные.

Общие основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя для всех гражданских служащих предусмотрены в ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе. Специальные основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, распространяющиеся только на дипломатических служащих представительств РФ за границей, предусмотрены в ст. 11 Закона об особенностях службы в МИД, а именно: отказ дипломатического работника без уважительной причины от направления по решению представителя нанимателя на работу в загранучреждение МИД в порядке ротации; несоблюдение в период работы в загранучреждении МИД режимных ограничений и др.

Анализ ст. 37 Закона о государственной гражданской службе и ст. 11 Закона об особенностях службы в МИД позволяет сделать вывод, что большинство оснований расторжения служебного контракта с гражданским служащим является конкретизацией общих оснований увольнения, установленных в ст. 77, 80, 81, 83 ТК для всех работников.

Например, отказ дипломатического от направления на работу в загранучреждение МИД является по существу отказом от обязательного перевода, что предусмотрено в ч. 1 ст. 77 ТК, а именно: отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

Рассмотрим некоторые основания досрочного прекращения служебного контракта с дипломатическими служащими представительств РФ за границей более подробно.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона об особенностях службы в МИД представитель нанимателя может уменьшить установленную предельную численность персонала в соответствующем загранучреждении МИД.

Вопрос численности персонала представительства РФ за границей, как правило, решается по согласованию с иностранным государством по принципу взаимности. Предельная численность персонала должна быть согласована со страной пребывания и может быть изменена по настоянию ее руководства.

По мнению О.М. Буяновой, данное основание расторжения служебного контракта с работником представительства РФ за границей является конкретизацией общего основания расторжения трудового договора -сокращение численности или штата работников (п. 2 ст. 81 ТК) [8].

Гарантии трудоустройства гражданских служащих при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа предусмотрены в ст. 31 Закона о государственной гражданской службе, согласно которой представитель нанимателя обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить ему все имеющиеся в государственном органе вакантные должности гражданской службы.

Однако, эти правила, на наш взгляд, не применимы к дипломатическим служащим по следующим причинам. Во-первых, двухмесячный срок предупреждения о сокращении должностей не может быть соблюден, так как в случае сокращения численности представительства РФ за границей по желанию руководства страны пребывания, это требование должно быть выполнено незамедлительно. Во-вторых, сокращение численности представительства РФ за границей влечет неблагоприятные последствия только для тех гражданских служащих, которые были приняты по срочному служебному контракту в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об особенностях службы в МИД. Для тех дипломатических служащих, которые были направлены на работу в представительство РФ за границей в порядке ротации, досрочное прекращение работы за границей не является основанием расторжения служебного контракта. По возвращении на родину им предоставляется равноценная должность в центральном аппарате МИД.

Для дипломатических служащих, с которыми был заключен срочный служебный контракт, расторжение контракта в случае сокращения численности представительства РФ за границей происходит по основанию «истечение срока служебного контракта», что предусмотрено в ч. 4 ст. 10 Закона об особенностях службы в МИД. Таким образом, для данной категории гражданских служащих гарантий последующего трудоустройства в случае досрочного прекращения работы за границей законодателем не предусмотрено.

На наш взгляд, «уменьшение предельной численности персонала» является особым основанием досрочного прекращения работы, также как «возникновение чрезвычайной ситуации в государстве пребывания». Данные основания досрочного прекращения работы являются следствием вышеназванных объективных обстоятельств, а не истечением срока служебного контракта, и негативно сказываются на трудовой деятельности гражданского служащего. Считаем, что в Законе об особенностях службы в

МИД следует предусмотреть определенные гарантии для сотрудников при наступлении данных обстоятельств. Соответствующие предложения по внесению изменений в действующее законодательство формулируется нами далее.

Порядок увольнения дипломатического служащего в связи с временной нетрудоспособностью свыше двух месяцев или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в Законе об особенностях службы в МИД не установлен.

В соответствии с нормами трудового права, если работник согласно медицинскому заключению не может выполнять данный вид работы по состоянию здоровья, то работодатель обязан при наличии вакансии с согласия работника перевести его на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (ст. 73 ТК). Увольнение допустимо, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК). Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

В связи с вышесказанным, хотелось бы отметить положения нератифицированной Конвенции Международной организации труда (МОТ) от 22 июня 1982 г. № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (далее - Конвенция № 158) [9].

Вопрос о необходимости ратификации Конвенции № 158 рассматривался в Минздравсоцразвития. В 2010 г. готовился законопроект о ратификации ряда конвенций, включая Конвенцию № 158 [10].

Согласно Конвенции № 158 увольнение по инициативе предпринимателя допускается лишь при наличии законных оснований, связанных со способностями или поведением работника или вызванных производственной необходимостью. Среди прочих не признаются законным основанием увольнения причины, связанные с болезнью или травмой.

Представляется, что эти положения следует учитывать при установлении особенностей правового регулирования трудовых отношений дипломатических служащих.

В п. 7 ст. 341 ТК и п. 7 ч. 2 ст. 10 Закона об особенностях службы в МИД указано, что основанием досрочного прекращения работы в представительстве РФ за границей является временная нетрудоспособность продолжительностью свыше двух месяцев подряд или наличие заболевания, препятствующего работе за границей из списка, утвержденного Правительством РФ.

Таким образом, в отношении дипломатических служащих допускается увольнение по причинам, связанным с состоянием здоровья. Между тем, досрочное прекращение работы в представительстве РФ за границей само по себе не означает, что работник должен быть уволен, он может быть переведен на другую должность.

Временная нетрудоспособность дипломатического служащего свыше двух месяцев может быть связана с климатическими условиями конкретной страны пребывания.

Считаем необходимым предусмотреть порядок расторжения служебного контракта с дипломатическим служащим по основанию «временная нетрудоспособность свыше двух месяцев» в соответствии с международными нормами и положениями Конвенции МОТ № 158. Порядок расторжения контракта по данному основанию, на наш взгляд, должен соответствовать порядку, предусмотренному в ст. 73 ТК. Было бы желательным предусмотреть обязанность представителя нанимателя перевести дипломатического служащего с его согласия на другую должность или в другую страну и увольнение только в случае невозможности такого перевода с его согласия и отказа от предлагаемой новой должности.

На основании вышесказанного, считаем желательным дополнить ст. 10 Закона об особенностях службы в МИД частью 5 следующего содержания:

«Досрочное прекращение работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 и 7 части первой настоящей статьи для дипломатических работников, принятых по срочному служебному контракту, допускается, если невозможно перевести дипломатического работника с его письменного согласия на другую должность (как вакантную должность, соответствующую квалификации дипломатического работника, так и вакантную нижестоящую должность, в том числе в ином загранучреждении), которую дипломатический работник может выполнять с учетом его состояния здоровья».

Прекращение допуска должностного лица к государственной тайне является основанием для расторжения с ним служебного контракта, если такие условия предусмотрены в служебном контракте (ст. 23 Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» [11]).

В отличие от Закона о государственной гражданской службе, где прекращение допуска к государственной тайне является основанием, по которому служебный контракт может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя, в п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК данное основание указано как основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Несмотря на очевидное несоответствие норм федеральных законов, противоречия, на наш взгляд, здесь нет. Если норма ст. 83 ТК предусматривает обязательное прекращение трудового договора в случае прекращения допуска к государственной тайне, нормы Закона о государственной гражданской службе оставляют принятие решения о расторжении контракта на усмотрение представителя нанимателя и тем самым улучшают положение гражданского служащего.

Отметим, что разглашение сведений, составляющих государственную тайну, является самостоятельным основанием увольнения, предусмотренным пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

Увольнение по данному основанию признается в пп. 5 п. 43 пар. 6 Служебного распорядка МИД дисциплинарным взысканием. В ст. 58 Закона о государственной гражданской службе установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, в том числе гарантии соблюдения прав гражданского служащего. Например, невозможность применения дисциплинарного взыскания позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка и др.

Таким образом, «прекращение допуска к государственной тайне» и «разглашение сведений, составляющих государственную тайну» являются разными основаниями увольнения, которые влекут за собой разные последствия.

В ст. 23 Закона о государственной тайне содержатся условия прекращения допуска должностного лица к государственной тайне. Среди них есть следующее основание: однократное нарушение гражданским служащим взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны. Таким образом, при совершении одного и того же нарушения гражданский служащий может быть уволен как по пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 37, так и по п. 8 ч. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе. Считаем, что необходимо предусмотреть боле четкий порядок действий представителя нанимателя при совершении гражданским служащим данного нарушения. Например, установить, был ли факт разглашения сведений, составляющих государственную тайну, либо создана угроза разглашения государственной тайны в результате нарушения порядка работы.

Представляется, что абз. 3 ст. 23 Закона о государственной тайне следует сформулировать следующим образом:

«однократное нарушение должностным лицом или гражданином взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны, не повлекшее разглашение сведений, составляющих государственную тайну».

В случае, если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, произошло, и в результате служебной проверки была установлена вина должностного лица, то увольнение производится на основании пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе - «разглашение сведений, составляющих государственную тайну».

Порядок увольнения и выбор основания расторжения служебного контракта значительно отличается в зависимости от того, к какой категории дипломатических служащих, названных нами в начале данной статьи, относится гражданский служащий.

При возникновении основания для досрочного прекращения работы в представительстве РФ за границей в отношении сотрудников дипломатической службы, с которыми был заключен срочный служебный контракт, увольнение сотрудника производится на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о

государственной гражданской службе - истечение срока действия срочного служебного контракта (п. 4 ст. 10 Закона об особенностях службы в МИД).

При этом действительное основание досрочного прекращения работы в представительстве РФ за границей на формулировку причины увольнения не влияет.

Таким образом, независимо от наличия или отсутствия вины сотрудника в наступлении обстоятельств, предусмотренных в п. 4 ст. 10 Закона об особенностях службы в МИД, а именно в объявлении сотрудника дипломатической службы персоной нон грата; несоблюдении законов и обычаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали; при однократном грубом нарушении должностных обязанностей, режимных ограничений и др., сотрудник будет уволен по основанию «истечение срока действия служебного контракта».

Увольнение сотрудников дипломатической службы, которые были направлены на работу в загранучреждение МИД из центрального аппарата в порядке ротации, может быть произведено по основаниям, предусмотренным Законом о государственной гражданской службе или Законом об особенностях службы в МИД.

Например, если вышеназванный дипломатический служащий во время работы в представительстве РФ за границей допустил однократное грубое нарушение должностных обязанностей, режимных ограничений, с которыми сотрудник дипломатической службы был ознакомлен в установленном порядке, он может быть уволен по инициативе представителя нанимателя на основании п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона об особенностях службы в МИД - «несоблюдение в период работы в загранучреждении режимных ограничений, или правил проживания, действующих в соответствующем загранучреждении, с которыми сотрудник дипломатической службы был ознакомлен в установленном порядке».

В ст. 10 Закона об особенностях службы в МИД предусмотрены основания досрочного прекращения работы в загранучреждении, а не служебного контракта. Основания расторжения служебного контракта с сотрудником дипломатической службы по инициативе представителя нанимателя установлены в ст. 11 Закона об особенностях службы в МИД.

Таким образом, в отличие от сотрудников дипломатической службы, принятых по срочному служебному контракту, которые в случае нарушения режимных ограничений, правил проживания и т.д. увольняются по основанию «истечение срока служебного контракта», сотрудники, направленные в порядке ротации, могут быть уволены представителем нанимателя по соответствующему основанию, предусмотренному законом.

Это положение представляется спорным. С одной стороны, сотрудники, принятые по срочному служебному контракту, могут быть уволены без гарантий последующего трудоустройства, в то время как сотрудники, направленные в порядке ротации, после досрочного прекращения работы в

загранучреждении, могут продолжить работу в центральном аппарате МИД. С другой стороны, ответственность сотрудников за виновное поведение, повлекшее досрочное прекращение работы в загранучреждении, не должна различаться в зависимости от порядка приема на дипломатическую службу и вида служебного контракта.

Представляется, что эти законодательные положения являются следствием временного характера работы первой категории работников, что подтверждает необходимость изменения подхода к порядку приема на дипломатическую службу и дальнейшему продвижению таких сотрудников.

На наш взгляд, в Законе об особенностях службы в МИД необходимо предусмотреть гарантии по продолжению трудовых правоотношении с сотрудниками, принятыми по срочному служебному контракту и зарекомендовавших себя должным образом. В случае нарушений режимных ограничений и правил проживания за границей по вине данных сотрудников продолжение трудовых правоотношений с ними могло бы быть оставлено на усмотрение представителя нанимателя в соответствии со ст. 11 Закона об особенностях службы в МИД. Те же сотрудники, которые по своей вине допустили нарушения, не проявили себя должным образом на занимаемой должности, могли бы быть уволены по соответствующему основанию в том порядке, который действует сейчас в отношении сотрудников, направленных в порядке ротации. Данный подход представляется более оправданным с точки зрения равного и справедливого подхода к сотрудникам дипломатической службы независимо от вида заключенного с ними служебного контракта, а также совершенствования кадрового состава МИД, повышения ответственности дипломатических служащих и качества исполнения ими служебных обязанностей.

Для сравнения отметим, что в соответствии со ст. 341 ТК увольнение штатных сотрудников представительств РФ за границей, не относящихся к системе МИД, например, торговых представительств, независимо от того были ли они приняты на службу по срочному служебному контракту или направлены в представительство РФ за границей из центрального аппарата, увольнение производится по основанию, предусмотренному Законом о государственной гражданской службе или ТК. Например, в случае грубого нарушения трудовых обязанностей или режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора, он увольняется по этому основанию, даже в том случае если он был принят в торговое представительство по срочному служебному контракту.

Проведенное в настоящей статье исследование оснований прекращения трудовых правоотношений с работниками представительств РФ за границей позволяет сформулировать следующие выводы:

- основания прекращения служебного контракта с работниками представительств РФ за границей могут быть двух видов: объективные, т.е. не зависящие от поведения и состояния здоровья работника (п. 1-3 ст. 341 ТК), и

субъективные, связанные с поведением работника либо состоянием его здоровья (п. 4-7 ст. 341 ТК);

- необходимо предусмотреть на законодательном уровне гарантии прав работников и обязанности представителя нанимателя в случае сокращения предельной численности дипломатического персонала в соответствующем представительстве РФ за границей подобно тем, которые предусмотрены в ст. 81 ТК;

- следует предусмотреть возможность перевода на другую должность и порядок увольнения для сотрудников при временной нетрудоспособности свыше двух месяцев или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, соответствующий порядку, предусмотренному международными нормами и ТК;

- в случае внесения изменений в Закон об особенностях службы в МИД в части установления гарантий по сохранению трудовых правоотношении с сотрудниками, принятыми по срочному служебному контракту, следует исключить норму ч. 4 ст. 10 указанного Закона. Данный подход представляется более справедливым и оправданным с точки зрения равного отношения к сотрудникам дипломатической службы.

Литература и источники

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 -ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 3.

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» (в ред. от 2 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4174.

3. Конвенция МОТ от 27 июня 1978 г. № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» // Правовая система Гарант. URL: http://base.garant.ru/2541317.

4. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 176-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (Конвенции № 151)» // СЗ РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3382.

5. Приказ МИД РФ от 23 июля 2009 г. № 11868 «Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях» // Справочно-правовая система Гарант. URL: http://base.garant.ru/196221/

6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Под ред. В. Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. 8-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 364.

7. Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

8. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.Ою Буянова, К.Н. Гусов и др. / Под ред. К.Н. Гусова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. С. 330.

9. Конвенция Международной организации труда (МОТ) от 22 июня 1982 г. № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» // Консультант плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=17100

10. Официальный сайт Центральной профсоюзной еженедельной газеты «Солидарность». URL: http://www.solidarnost.org/thems/parlamentskaya-hronika/parlamentskaya-hronika_6410.html

11. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.

ЯКОВЕНКО НИНА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант Академии труда и социальных отношений, г. Москва (ninelkrutova@list.ru)

JAKOVENKO, NINA A. - PhD student, Academy of Labor and Social Relations, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.