Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ГАРАНТИИ РАБОТНИКОВ / РАБОТОДАТЕЛИ / ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ / REGULATION OF LABOR RELATIONS / DIPLOMATIC WORKERS / EMPLOYEE GUARANTEES / EMPLOYERS / LABOR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лемехов Сергей Витальевич

В данной статье рассматривается проблема определения применимого законодательства к отношениям по поводу профессиональной деятельности дипломатических работников. В связи с тем, что дипломатические работники осуществляют трудовую функцию на благо российского государства и общества, а также имеют ряд особенностей деятельности, актуальной проблемой является применение законодательства, которое улучшает их правовое положение. Автор анализирует положение дипломатических работников в трудовых отношениях и способы реализации их права на труд. Делается вывод, что отношения должны регулироваться в рамках трудового права, однако в случаях коллизий между Трудовым кодексом РФ и специальными законами приоритет должен отдаваться тому нормативному акту, который улучшает положение субъектов правоотношений, независимо от того, где норма закреплена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лемехов Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF REGULATION OF LABOR RELATIONS OF DIPLOMATIC PERSONNEL

In the article the issue of defining the law that should be applied to the relations regarding labor of diplomatic personnel is considered. Due to the special status of diplomatic personnel the issue is topical nowadays. The author analyzes the position of diplomatic personnel in labor relations and ways of implementing their rights and duties. Legal aspects are considered and opinions of researchers of this issue are analyzed. The author concluded that the relations should be regulated by the norms of the labor law, but in cases of contradictions between the Labor code of the Russian Federation and the lex specialis, the choice should be made in favor of the rule which puts subjects of the relations in a better position.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

УДК 349.2

DOI 10.34076/2658-512X-2020-1-134-143

Лемехов Сергей Витальевич (lemekhov.serzh@gmail.com) Студент Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета Прокуратуры Российской Федерации

Sergey V. Lemekhov University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Saint-Petersburg Law Institute (Branch), Student

Научный руководитель: Чернышева Людмила Александровна

Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета Прокуратуры Российской Федерации

Кандидат юридических наук Academic supervisor: Lyudmila A. Chernysheva Assistant professor of Civil Law department University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Saint-Petersburg Law Institute (Branch) Candidate of Juridical Sciences

К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ THE ISSUE OF REGULATION OF LABOR RELATIONS OF DIPLOMATIC PERSONNEL

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема определения применимого законодательства к отношениям по поводу профессиональной

Ural Journal of Legal Research, 2020, № 1 деятельности дипломатических работников. В связи с тем, что дипломатические работники осуществляют трудовую функцию на благо российского государства и общества, а также имеют ряд особенностей деятельности, актуальной проблемой является применение законодательства, которое улучшает их правовое положение. Автор анализирует положение дипломатических работников в трудовых отношениях и способы реализации их права на труд. Делается вывод, что отношения должны регулироваться в рамках трудового права, однако в случаях коллизий между Трудовым кодексом Российской Федерации и специальными законами приоритет должен отдаваться тому нормативному акту, который улучшает положение субъектов правоотношений, независимо от того, где норма закреплена.

Ключевые слова: регулирование трудовых отношений, дипломатические работники, гарантии работников, работодатели, Трудовой кодекс РФ.

Abstract: In the article the issue of defining the law that should be applied to the relations regarding labor of diplomatic personnel is considered. Due to the special status of diplomatic personnel the issue is topical nowadays. The author analyzes the position of diplomatic personnel in labor relations and ways of implementing their rights and duties. Legal aspects are considered and opinions of researchers of this issue are analyzed. The author concluded that the relations should be regulated by the norms of the labor law, but in cases of contradictions between the Labor code of the Russian Federation and the lex specialis, the choice should be made in favor of the rule which puts subjects of the relations in a better position.

Key words: regulation of labor relations, diplomatic workers, employee guarantees, employers, Labor code of the Russian Federation.

В современных реалиях регулирование трудовых отношений дипломатических работников является не правом государства, а обязанностью, поскольку дипломатические работники являются гражданами России и реализуют свою трудовую функцию в интересах РФ. Невозможно представить

современный мир без международных переговоров, ведь именно на них государства определяют основные направления внешней политики, осуществляют международную экономическую деятельность, взаимодействуют ради благополучия всего общества. Невозможно представить современный мир без международных отношений. В связи с этим актуальной проблемой, заслуживающей исследований, является правовое положение дипломатических служащих как работников.

Работа в условиях постоянного пребывания в других странах, в условиях непривычного климата, часто сопряженная с риском - все это заставило обратить внимание законодателя на данную категорию работников и установить для регулирования их трудовой деятельности определенные особенности. Для того чтобы определить, насколько трудовые отношения в рамках дипломатической службы урегулированы на данный момент, следует рассмотреть нормы федерального закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об особенностях службы в МИД РФ»).

В соответствии с преамбулой ФЗ «Об особенностях службы в МИД РФ» данный нормативно-правовой акт устанавливает правовые и организационные особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации.1 Таким образом, можно сделать вывод, что дипломатические работники являются государственными гражданскими служащими, а значит на них распространяются соответствующие положения, регулирующие трудовые отношения государственных гражданских служащих. В этом случае возникает вопрос, в какой мере специальное регулирование соотносится

1 Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2010 г. № 205-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.) //Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. №31. Ст. 4174.

Ural Journal of Legal Research, 2020, № 1 здесь с более общими нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ)2.

Несмотря на наличие коллизионных норм, данный вопрос еще не решен на законодательном уровне окончательно, поэтому следует обратиться к доктрине. Так, Иванов С. А., Иванкина Т. В., Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. указывают в исследовании, что в связи с тем, что существует значительная специфика трудовой деятельности государственных служащих, необходимо создавать специальное законодательство для регулирования правоотношений с их участием. Однако данная необходимость не является основанием для лишения государственных служащих гарантий, закрепленных в ТК РФ [1, с. 10]. В данной концепции можно сказать о том, что трудовые отношения государственных служащих регулируются ТК РФ, а специальное законодательство лишь заполняет пробелы, возникающие из-за особенностей субъектного состава.

Вместе с тем в доктрине существует позиция, что трудовые отношения государственных гражданских служащих должны регулироваться не только с учетом особенностей субъектов правоотношений, но и в целом - через административный метод правового регулирования. Данная позиция выражена в исследованиях Скиллер-Котунова Е. В.: «Поступив на гражданскую службу на основании правового акта о назначении, гражданин становится гражданским служащим в качестве представителя публичной власти. В данном социальном статусе он имеет права, обязанности и должен соблюдать ограничения, предусмотренные для всех гражданских служащих (безотносительно к той должности, на которую он назначен, и органа, в котором осуществляется профессиональная служебная деятельность)» [2, с. 87].

Специфика деятельности служащего в качестве представителя публичной власти должна быть учтена, однако не ясно, действительно ли необходимо применение принципиально отличающегося от метода ТК РФ метода

2 Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 02.12.2019 г.) //Рос. газ. 2001. № 256.

Ural Journal of Legal Research, 2020, № 1 правового регулирования. Для того чтобы не создавать лишние механизмы, следует попытаться найти решение через уже существующие.

Некоторые исследователи указывают, что регулирование труда дипломатических работников должно определяться через сочетание норм административно-правовой и трудовой отраслей права. Джиоев С. X. пишет, что правовая основа регулирования труда государственных служащих обладает двойственностью, административно-правовым и трудоправовым характером, что дает основу для места двойной отраслевой принадлежности этих норм [3, с. 56]. При таком решении можно говорить о формировании единой системы норм, которые на равных началах регулируют трудовые отношения государственных гражданских служащих.

Однако наиболее обоснованной представляется позиция, что трудовые отношения государственных гражданских служащих следует регулировать именно нормами ТК РФ. В рамках анализа норм федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3 Артемов А. В. делает следующие выводы: «Анализ практики применения Закона показал, что он более чем наполовину состоит из норм, переписанных из ТК РФ, не содержит терминологии, принципиально отличающейся от применяемой в трудовом праве: все свелось к замене слова «трудовой» на «служебный» (служебный контракт, служебное время, служебный спор, служебное место). При этом сущностное содержание соответствующих понятий не изменилось. Кроме того, в некоторых случаях сохранилась и «трудоправовая» терминология (например, охрана труда, оплата труда и т. п.)» [4, с. 101]. Поскольку сходство терминологии законодательства о государственной гражданской службе и ТК РФ до сих пор сохраняется, видно, что действительно фактически имело место дублирование норм ТК РФ. Следовательно, именно механизмы ТК РФ рассматривались законодателем как подходящие для данных отношений.

3 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №31. Ст. 3215.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что трудовые отношения дипломатических работников, как и в целом отношения по поводу труда государственных гражданских служащий, регулируются ТК РФ. И формулировку ст. 11 ТК РФ: «На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе» - следует толковать буквально, полностью распространяя действие ТК РФ на данные отношения и применяя специальное законодательство в дополнительно урегулированных случаях и при наличии пробелов и коллизий.

На проблеме коллизий между ТК РФ и ФЗ «Об особенностях службы в МИД РФ» следует остановиться подробнее. Как уже было отмечено выше, ФЗ «Об особенностях службы в МИД РФ» охватывает ряд случаев, не урегулированных общими положениями ТК РФ. Данное обстоятельство изучалось в доктрине. Например, Н. А. Яковенко пишет: «Общие положения ТК РФ регулируют трудовые отношения сотрудников дипломатической службы, так как государственная гражданская служба включена в сферу действия трудового права» [5, с. 78].

Наиболее актуальной из указанных, выходящих за пределы общих положений ТК РФ ситуаций, представляется положение дипломатических работников в заграничных учреждениях МИД РФ. Зачастую в сфере предоставления гарантий для дипломатических работников, такие гарантии выше не только для него самого, но даже для членов его семьи.

Рассмотрим конкретные нормы закона. В статьях 13 и 14 ФЗ «Об особенностях службы в МИД РФ» указываются следующие гарантии: денежное содержание в иностранной валюте, необходимые меры защиты диплома-

тической службы и проживающих с ними членов семей, оплата медицинской помощи для работников и их семей, обеспечение жильем, компенсация транспортных расходов (в том числе и расходов на проезд в государство), компенсация расходов на обучение проживающих совместно с ними детей. В свою очередь, в ТК РФ гарантии чаще всего предусматриваются для работника индивидуально. Так, например, в ст. 183 ТК РФ предусматривается, что при временной нетрудоспособности работнику выплачивается пособие. Однако имеются положения, согласно которым гарантии распространяются и на членов его семьи. В ст. 169 ТК РФ говорится, что по предварительной договоренности работодатель обязан возместить при переезде в другую местность расходы не только самого работника, но и также всех членов его семьи, которые переезжают вместе с ним.

Важно отметить - ФЗ «Об особенностях службы в МИД РФ» предоставляет дополнительные гарантии членам семьи работников, которые ТК РФ в принципе не предусматривает. Среди них есть гарантии на медицинскую помощь не только для самого работника, но и для членов его семьи, компенсация расходов на проживающих с ним несовершеннолетних детей. Таким образом, в части улучшения положения субъектов правоотношений приоритет однозначно должен быть за ФЗ «Об особенностях службы в МИД РФ», поскольку в нем установлен более широкий перечень гарантий.

В то же время важное обстоятельство отмечает Яковенко Н. А., указывая, что нормы ТК РФ, которые носят общий характер и формируют определенные характерные черты (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, материальная ответственность работников, нормативы, правила охраны труда и так далее) аналогичным образом распространяются на «дипломатических служащих», так как специальные законы не содержат подобных правовых норм [6, с. 181]. Таким образом, получается, что если правовое положение субъектов отношений может быть улучшено через нормы ТК РФ, то в таком случае уже эти нормы будут иметь приоритет

(например, если в ТК РФ поименована гарантия, которой нет в ФЗ «Об особенностях службы в МИД РФ»).

В заключение следует сделать несколько выводов, которые были достигнуты в ходе исследования. Трудовые отношения дипломатических работников могут регулироваться как специализированным нормативно-правовым актом, так и законодательством, действующим для всех категорий работников, то есть как ФЗ «Об особенностях службы в МИД РФ», так и ТК РФ в соответствующих случаях. Можно наблюдать своеобразный дуализм норм права, регулирующих трудовые отношения дипломатических работников. В случае если специальным законом установлены особенности прохождения службы, то, прежде всего, следует принимать их (необходимо упомянуть, что, стоит полагать, данные нормы не должны противоречить основным гарантиям, предоставляемых для работников), а в случае, если определенное направление трудовых отношений не урегулировано, следует обращать внимание на ТК РФ, который является базовым, более широким нормативно-правовым актом (своеобразной конституцией для отношений, в рамках которых возникает трудовая деятельность различных субъектов), и который подразумевает регулирование отношений по общему правилу без учета конкретных особенностей профессии.

Необходимо отметить, что особенности регулирования трудовых отношений дипломатических работников вызваны, прежде всего, их профессиональным статусом, а также нахождением в загранучреждениях МИД РФ, в иностранных государствах пребывания. По поводу дифференциации труда дипломатических работников стоит выделить несколько теорий, сформированных в доктрине. Так, согласно теории, сформулированной Шеба-новой А. И. в работе «Дипломатический характер работы и исполнение ее за границей» [7, с. 212] разделение трудовых отношений в загранучреждениях заключается в особенностях трудовой деятельности, в том числе в особенностях дипломатической службы как профессиональной деятельности.

Ural Journal of Legal Research, 2020, № 1 Подобную точку зрения сформулировали также Волкова О. Н., Гейх-ман В. JI. и Дмитриева И. К. в работе «Дипломатический характер работы, исполнение ее за границей и установленный срок ее выполнения» [8, с. 352]. Таким образом, целесообразно сделать такой вывод: необходимо регулировать труд дипломатических работников, учитывая особенности их трудовой деятельности в связи с тем, что они осуществляют деятельность в сфере международных отношений, реализуя внешнеполитический курс российского государства, находясь в условиях, требующих дополнительных гарантий, улучшения их статуса как субъектов правоотношений (длительное нахождение вне родной страны, перемена климатических условий, риск жизни, здоровью, необходимость соответствовать высокому статусу представителя интересов государства и так далее).

Безусловно, в большинстве случаев, когда возникают подобные коллизии, подведение регулирования ТК РФ является приоритетным решением. Современный ТК РФ является кодифицированным нормативно-правовым актом, детально регулирующим общие положения трудовых отношений работников и обеспечивающим достаточный уровень гарантий для работников как для слабой стороны правоотношений. Однако существуют определенные категории работников, для регулирования труда которых необходимо формирование специфических норм права в связи с особенностями их трудовой профессиональной деятельности. Именно к данной категории следует отнести дипломатических работников и их трудовую деятельность, а значит приоритет, при оговорках, указанных выше, должен оставаться за нормами Федерального закона «Об особенностях службы в МИД РФ».

Библиографический список

1. Иванов С. А., Иванкина Т. В., Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Ю-рист. 2004. № 6. С. 10-36.

2. Скиллер-Котунова E. В. О некоторых проблемах процедурно-процессу-

ального правового регулирования труда отдельных категорий государственных служащих // Вестник Омского университета. 2008. № 2 (14). С. 87-96.

3. Джиоев С. X. Правовое регулирование трудовых отношений федераль-

ных государственных служащих: дисс. ... канд. юр. наук. - М., 1997. - 222 с.

4. Артемов А. В. Трудовые правоотношения государственных служащих

//Российское право: Образование. Практика. Наука. 2010. № 5. С. 101— 106.

5. Яковенко Н. А. Правовое регулирование трудовой деятельности дипло-

матических и иных представительств РФ за границей // Власть. 2015. № 6. С. 77-80.

6. Яковенко Н. А. Проблемы определения места Трудового кодекса РФ

в системе нормативных правовых актов, регулирующих государственную гражданскую службу в представительствах РФ за границей // Вопросы управления. 2015. № 3. С. 181-186.

7. Шебанова А. И. Общие и специальные нормы трудового права, регули-

рующие трудовые отношения работников, направляемых на работу за границу // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: материалы Пятой междунар. науч.практ. конференции МГЮА. 2009. С. 210-217.

8. Гейхман В. JL, Сидоренко Е. Н. Комментарий к Трудовому кодексу Рос-

сийской Федерации: 8-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 936 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.