УДК 316.47 Трегубова Наталья Дамировна
аспирант кафедры сравнительной социологии Санкт-Петербургского государственного университета
ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Tregubova Natalia Damirovna
PhD student, Chair of Comparative Sociology, Saint Petersburg State University
THE PROBLEM OF SOCIAL INTERCOURSE IN CONTEMPORARY SOCIOLOGY
Аннотация:
В статье проанализирован вопрос о проблематиза-ции общения в современной социологии. Установлены различения между общением как социальным феноменом, исследовательской проблемой и научным понятием. Выдвигается тезис о кристаллизации социологии общения в поле социально-научного знания. Раскрываются теоретические, методологические и методические перспективы социологии общения.
Ключевые слова:
социология общения, социологическая теория, общение, коммуникация, взаимодействие, сравнительная социология.
Summary:
The article inquires the problem of social intercourse in the contemporary sociological theory. The author makes a distinction between the social intercourse as a social phenomenon, a research problem, and a scholarly concept. The paper advances a thesis about crystallization of the social intercourse sociology in the field of social science. Theoretical and methodological prospects of the social intercourse sociology are revealed.
Keywords:
sociological theory, sociology of social intercourse, comparative sociology, social intercourse, communication, interaction.
Данная статья излагает основные положения теоретической части исследования в рамках проекта «Влияние транснациональной трудовой миграции на структуру и динамику человеческого капитала современной России» (грант Президента Российской Федерации для молодых кандидатов наук, МК-2801.2014.6).
В качестве теоретических оснований настоящего исследования выступает различение общения как социального феномена, исследовательской проблемы и научного понятия. Феномен общения является общим объектом для множества исследовательских дисциплин, в то время как проблемы общения формулируются каждой дисциплиной по-своему в зависимости от ее познавательного интереса. Существование понятия «общение» в дисциплине свидетельствует о высоком уровне разработки проблем общения.
В качестве методологического основания исследования выступает сравнительная социология, понимаемая как стратегия реализации социологического исследования, основанная на постоянных сравнениях [1]. На каждом этапе исследования выводы формулируются на основании сравнений материалов социально-научной литературы. В зависимости от конкретной цели и специфики материала используются следующие разновидности сравнительного анализа: сравнение случая с идеальным типом, сравнительно-исторический анализ, кейс-стади в сравнительной перспективе, качественная и количественная стратегии сравнения.
Основные результаты исследования могут быть представлены в следующих положениях:
1. Феномен общения характеризуется социальностью, понимаемой как установление меж-человеческих взаимосвязей, процессуальностью и взаимной направленностью. Как целостный феномен общение охватывает широкий круг явлений: кроме коммуникации как характеристики связи социальных субъектов общение предполагает обмен деятельностями, способностями, а также различные варианты социального взаимодействия / интеракций и ритуальной активности. Общение фиксирует создание или разрушение социальной общности. Общение актуализирует общественные отношения, складывающиеся независимо от сознания людей.
2. Создание единого и целостного восприятия феномена общения предполагает определение какой-либо его стороны в качестве определяющей. Это приводит к различной постановке проблем общения, возникающих перед каждой дисциплиной при реализации ее познавательного интереса.
3. Классическая социология фиксирует феномен общения, однако ставит исследовательские проблемы об общении во «внешних» терминах общественных отношений [2; 3]. Пространство современной социологии, анализирующей проблемы общения, характеризуется выделением отдельных исследовательских традиций, основанных на социально-философских парадиг-
мах исследования общения [4]. Вместе с тем можно наблюдать предпосылки и движение к пара-дигмальному синтезу, что позволяет фиксировать становление «социологии общения» как единого поля обсуждения, формулировки и решения проблем общения.
4. В современной социологической теории понятие «общение» характеризует социальный феномен, который реализуется в межчеловеческих взаимодействиях, локализованных в пространстве и времени и связанных транслокально; укоренен в макрокультурных и макроструктурных условиях социальной реальности, но обладает автономией по отношению к ним; воздействует на социальное Я и порождает эмоции в индивидах; раскрывает механизмы поддержания / создания / разрушения интерсубъективности [5; 6; 7; 8].
5. В отечественном социальном знании на фоне многообразия теоретико-методологических подходов наблюдается тенденция к росту междисциплинарных исследований общения. Социология общения является потенциальным концептуальным ядром междисциплинарного поля социальной аналитики общения.
6. Контент-анализ научных публикаций, посвященных исследованию отдельных аспектов и проблем общения, является перспективным методом, характеризующим развитие социальной аналитики общения.
Чем характеризуется проблема общения в современной социологической теории? Ответ на этот вопрос фиксирует двойственность проблемы общения в социологии. С одной стороны, проблема общения заключается в ее отсутствии: парадоксальным образом социология игнорирует исследовательские задачи, связанные с анализом общения per se, хотя и обращается в своей практике к феноменам общения. С другой стороны, сравнительный анализ социальнонаучной литературы позволяет выдвинуть тезис о становлении нового направления социологической теории - социологии общения (sociology of social intercourse), нетождественной социологии коммуникаций и интеракций, и выделить ее перспективы для самой социологической теории, для эмпирических социологических исследований и шире - для междисциплинарных исследований общения.
Соответственно, в социологии выделяют три типа концептуального анализа общения: не-проблематизация, или «безразличный к общению» тип, де-проблематизация, или «враждебный к общению» тип, и ре-проблематизация, или социология общения. Именно в последней происходит переоткрытие проблемы общения, возвращение общения из забвения, в которое оно было погружено на протяжении большей части существования социологии. И здесь уместен вопрос: что именно открывает социология общения? Какие исследовательские задачи она ставит, какие перспективы намечает?
Со стороны теории, социология общения представляется наиболее перспективным направлением современной социологии, которое способно не только формулировать концептуальные рамки для исследования актуальных феноменов общения, но и предлагать неожиданные решения традиционных проблем социологии. Среди вопросов, связанных с теоретическим осмыслением феномена общения, наиболее важным представляется вопрос о мощности как о специфической характеристике общения, позволяющей фиксировать процессы установления, поддержания и разрушения межчеловеческих взаимосвязей. В понятии «мощность общения» в свернутом виде содержится ряд концептуальных проблем: где начинается и где заканчивается общение; всегда ли его границы совпадают с границами актуального взаимодействия? Как соотносятся целесообразность коммуникации и самоценность общения; в каком случае общение и коммуникация совпадают, в каком - отрицают друг друга? Как соотносятся «быстрые» эмоции взаимодействия и долгосрочная эмоциональная динамика межличностных / социальных отношений? В каком случае опосредованное общение способно вызывать те же эффекты, что и общение лицом к лицу? Каким образом возможно общение макросоциальных субъектов - социальных групп, слоев, общностей? Список вопросов и проблем может быть продолжен.
Со стороны методологии, социология общения раскрывает необходимость исследований смешанного типа [9], сочетающих фиксацию внешних характеристик межчеловеческих взаимодействий, схватывание субъективных смыслов общающихся и выявления формирующихся в общении общностей и взаимосвязей. Сложный, целостный и парадоксальный феномен общения в эмпирической реальности раскладывается на множество явлений, что обусловливает потребность в исследованиях отдельных сторон общения, которые затем соединяются исследователем и интерпретируются, исходя из теоретических оснований.
Со стороны методики, множественность эмпирических проявлений общения обусловливает междисциплинарность методико-технического инструментария, где разные дисциплины предлагают различные методы фиксации отдельных характеристик общения, результаты применения которых затем должны быть сведены вместе в теоретико-методологических рамках социологии общения.
Ссылки:
1. Резаев А.В., Трегубова Н.Д., Стариков В.С. Сравнительная социология: общая характеристика и перспективы развития II Социологический журнал. 2014. № 2. С. 89-112.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология II Сочинения. Т. 3. М., 1955. С. 7-544.
3. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. London, 1964. 467 p.
4. Резаев А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии. СПб. ; Иваново, 1993. 212 с.
б. Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton, 2004. 464 p.
6. Rawls A.W. The Interaction Order Sui Generis : Goffman's Contribution to Social Theory II Sociological Theory. 1987. Vol. 5.
№ 2. P. 136-149.
7. Turner J.H. Face to Face : Toward a Sociological Theory of Interpersonal Behavior. Stanford, 2002. 284 p.
8. Social Performance ; Symbolic Action, Cultural Pragmatics and Ritual I eds. J. Alexander, B. Giesen and J. Mast. Cambridge, 2006.
9. Tashakkori A., Teddlie C. Handbook of Mixed Methods in Social and Behavioral Research Thousand Oaks. California, 2003. 912 p.