Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ШПИОНАЖ'

ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ШПИОНАЖ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1232
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ШПИОНАЖ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СВЕДЕНИЯ / СОБИРАНИЕ СВЕДЕНИЙ / ИНФОРМАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козаев Нодар Шотаевич, Рясов Дмитрий Алексеевич

В статье рассматриваются особенности юридической конструкции состава шпионажа (ст. 276 УК РФ) как основания для уголовной ответственности за посягательство на безопасность государства и основы его конституционного строя. Рассматриваются вопросы социально-правовой обусловленности ограничения свободы граждан на распространение сведений не образующих государственной тайны, но потенциально представляющих угрозу безопасности Российской Федерации. Обращается внимание на юридико-техническое описание конструктивных признаков в конструкции исследуемой нормы, а также критерии отграничения шпионажа от смежных общественно-опасных посягательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козаев Нодар Шотаевич, Рясов Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIS OF CRIMINAL LIABILITY FOR ESPIONAGE

The article considers the peculiarities of the legal design of the composition of espionage (Article 276 of the Criminal Code of the Russian Federation) as grounds for criminal liability for encroaching on the security of the state and the basis of its constitutional system. The social and legal conditionality of restricting the freedom of citizens to disseminate information that does not form State secrets, but potentially poses a threat to the security of the Russian Federation, is being considered. Attention is drawn to the legal and technical description of structural features in the design of the norm under study, as well as the criteria for delimiting espionage from related socially dangerous attacks.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ШПИОНАЖ»

УДК 343.8

DOI 10.23672/У0132-7235-5997-У

Козаев Нодар Шотаевич

доктор юридических наук, доцент,

заместитель начальника по учебной и научной работе, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России nkosaev@mail.ru

Nodar Sh. Kozaev

Doctor of Law, Associate Professor, Deputy Chief

on Academic and Scientific Work, Stavropol branch

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia nkosaev@mail.ru

Рясов Дмитрий Алексеевич

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры

уголовного права и криминологии, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России ryasov_dmitriy@mail.ru

Dmitriy A. Ryasov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department Criminal Law and Criminology, Stavropol branch

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ryasov_dmitriy@mail.ru

Основание уголовной

ответственности за шпионаж

The basis of criminal liability

for espionage

Аннотация. В статье рассматриваются особенности юридической конструкции состава шпионажа (ст. 276 УК РФ) как основания для уголовной ответственности за посягательство на безопасность государства и основы его конституционного строя. Рассматриваются вопросы социально-правовой обусловленности ограничения свободы граждан на распространение сведений не образующих государственной тайны, но потенциально представляющих угрозу безопасности Российской Федерации. Обращается внимание на юридико-техническое описание конструктивных признаков в конструкции исследуемой нормы, а также критерии отграничения шпионажа от смежных общественно-опасных посягательств.

Ключевые слова: безопасность государства, шпионаж, государственная тайна, преступление, основание уголовной ответственности, состав преступления, сведения, собирание сведений, информация, квалификация, уголовная ответственность.

Annotation. The article considers the peculiarities of t he legal design of the composition of espionage (Article 276 of the Criminal Code of the Russian Federation) as grounds for criminal liability for encroaching on the security of the state and the basis of its constitutional system. The social and legal conditionality of restricting the freedom of citizens to disseminate information that does not form State secrets, but potentially poses a threat to the security of the Russian Federation, is being considered. Attention is drawn to the legal and technical description of structural features in the design of the norm under study, as well as the criteria for delimiting espionage from related socially dangerous attacks.

Keywords: state security, information security, state secret, crime, basis of criminal liability, crime composition, information, information, qualification, criminal liability.

Для каждого государства первостепенной задачей является сохранение своего суверенитета, территориальной неприкосновенности, целостности и обороноспособности. В настоящее время усиливается интерес иностранных спецслужб к информации и сведениям, обеспечивающих благоприятное функционирование государства. Особое внимание уделяется направлениям внутренней и внешней политики, экономическому развитию, социально-экономическим преобразованиям, реализации военной политики и ее ориентирам, научно-техническому прогрессу и

исследованиям. Это свидетельствует о необходимости своевременной реакции государства на посягательства извне. Ведь, нормальное функционирование государства в условиях безопасности является фундаментом для развития различных сфер жизни общества и реализации прав граждан.

В таких условиях, актуальной является проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Применение уголовного законодательства в

отношении данных преступлений имеет важное политическое и предупредительное значение.

Одним из преступлений, посягающих на конституционный строй и безопасность государства, является шпионаж. Данное преступление обладает специфическими чертами и особенностями, которые несут существенную угрозу для государства.

Иностранные государства, иностранные разведки используют агентурные методы для сбора информации в интересующих областях, чтобы иметь возможность использовать ее для установления своего преимущества, проведения враждебной деятельности. Это вызывает необходимость закрепления в законодательстве норм, позволяющих противодействовать посягательствам на безопасность Российской Федерации и привлекать к ответственности лиц, задействованных в осуществлении шпионажа.

Система мер, направленных на защиту национальной безопасности Российской Федерации, представлена также средствами уголовно-правового реагирования на преступные посягательства в данной сфере правоотношений. К данной категории преступлений отнесен и шпионаж, ответственность за который установлена в статье 276 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Определяя в качестве приоритета уголовно-правовой охраны права, свободы и законные интересы личности, нормы УК РФ коррелируют с положениями, содержащимися в статье 2 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что личность, ее права и свободы являются высшей ценностью. Такие идеи являются характерными чертами конституционного строя правового государства. Однако глава 1 Особенной части Уголовного Кодекса РСФСР была посвящена государственным преступлениям [1, с. 569]. В отношении этой части, А.Г. Хлебушкин говорит о том, что не стоит сильно привязываться к установлению приоритетов в уголовно-правовой охране, потому что только совокупная охрана государства, личности и общества позволит надлежащим образом защитить соответствующие интересы [2, с. 10]. М.В. Бавсун отмечает, что возведение на вершину уголовно-правовой охраны защиты личности не говорит об ослаблении такой охраны, а, наоборот свидетельствует о том, что защита государства нормами уголовного закона способствует охране других значимых общественных отношений [3, с. 94].

Соглашаясь с мнением указанных авторов, мы считаем возможным заключить, что обеспечение надлежащей охраны личности и других значимых общественных отношений возможно только при условии создания совокупности уголовно-правовых механизмов защиты конституционного строя и безопасности государства, которые являются фундаментом всей правовой системы.

Статья 4 Конституции Российской Федерации предполагает защиту конституционного строя всеми возможными способами. Меры уголовно-правового характера могут способствовать

эффективной, действенной охране и защите суверенитета, территории страны, безопасности и обороноспособности. Основной закон гарантирует свободу мысли и слова, предусматривает возможность свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако определенные категории «информация» составляет секретные сведения, распространение которых может привести к неблагоприятным последствиям для безопасности государства.

В этой связи, вполне естественными являются ограничения на доступ и распространение такой информации, а также, запреты на передачу этой информации иностранным государствам, международным и иностранным организациям, поскольку такие действия могут нанести вред различным сферам жизни государства. Это может привести к существенному экономическому ущербу, приостановить создание стратегически важных объектов, разработку и внедрение многообещающих научных и технических исследований, оригинальных технологий, планов обороны, новых видов вооружения. Также, распространение информации, составляющей государственную тайну, и иных сведений, которые могут быть использованы против безопасности государства, могут привести к непоправимым последствиям в сфере международных отношений, которые выражаются в дестабилизации дипломатических отношений. Вследствие этого, установление суровых наказаний за действия такого рода нам представляется вполне логичным способом защиты безопасности государства [4, с. 290].

Безопасность гражданского общества напрямую зависит от защиты информации, составляющей государственную тайну, так как она включает в себя сведения о военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности государства. Именно такая информация становится предметом посягательства либо иностранных граждан, либо лиц без гражданства, участвующих в распространении, похищении, а также - в хранении тайных сведений, преследую-щ их цель передачи их заинтересованным государствам, либо запрещенным организациям и группировкам на территории Российской Федерации.

Законодатель, расценивая государственную измену и шпионаж наиболее опасными преступлениями против внешней безопасности РФ, относит их к категории особо тяжких преступлений.

Базовым нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы безопасности страны, является Конституция РФ. Помимо этого, имеющие значение для охраны общественной безопасности нормативные предписания, включены в ряд федеральных законов, нормативных актов органов государственной безопасности. Однако следует отметить, что законодательная дефиниция понятия «безопасность» в действующем российском законодательстве отсутствует. Не представлено данное определение и в предметном Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. «О

безопасности» [5]. Достаточно широко понятие «безопасность» трактуется и в научной литературе. Авторами оно рассматривается по-разному в зависимости от объектов защиты и от определенных сфер человеческой жизни [6, с. 87]. В современных условиях национальная безопасность выступает при этом категорией многоплановой, ценностной, социально-философской.

Шпионаж как самостоятельное преступление (ст. 276 УК РФ), представляет собой одну из форм государственной измены (ст. 275 УК РФ), ответственность за которую довольно часто воспринимается как нарушение общепризнанных прав человека. Сторонники данного мнения обосновывают его тем, что у каждого человека имеется право осуществлять нахождение информации, ее использование для своих целей, а также - ее передачу. Данную позицию, по нашему мнению, следует считать несостоятельной, поскольку Всеобщая декларация о правах и свободах человека предусматривает следующее: свободы и права не могут быть реализованы, если это приводит к нарушению безопасности общества, государства. Помимо этого, Основной закон РФ (статья 55, часть 3) содержит положение, в соответствии с которым, реализация свобод и прав не может быть связана с посягательствами на такие основы государства, как его безопасность, оборона и конституционный строй. Также, обратим внимание на положение части четвертой статьи 29 Конституции РФ, в соответствии с которым, получение информации и ее распространение может вестись только таким способом, который предусматривается законом.

Непосредственный объект шпионажа образуют общественные отношения, обеспечивающие внешнюю безопасность государства, к которой относят [7, с. 157]:

1. Конституционный строй, т.е., установленный Конституцией РФ, порядок государственной власти.

2. Суверенитет, т.е., самостоятельность государства в принятии решений, касающихся как внешней, внутренней политики, так и вопросов, связанных с культурными и духовными аспектами жизни общества.

3. Территориальную целостность, т.е., неотторжимость и неотделимость отдельных субъектов Федерации в самостоятельные, суверенные государства.

Безопасность государства представляет собой состояние защищенности, создающее благоприятный фундамент для нормального функционирования различных сфер общества, при котором отсутствует риск нанесения ущерба, а также - возможность посягательства извне.

Суверенитет государства - это самодостаточная система управления, не требующая воздействия извне, которая предполагает верховенство и независимость государственной власти, неподчиненность по отношению к другим государствам, создание нормативно-правовой базы, опреде-

ляющей правовое положение государства и положение государственного аппарата. В международных актах уважение суверенитета государства является одним из основных принципов международного права и международных отношений [8, с. 91].

A.Л. Бредихин отмечает, что под суверенитетом понимается формально закрепленная самостоя-тел ь н ость и независимость государства, обеспеченные постоянной системой органов государственной власти и законодательства [9, с. 67].

B.В. Горюнов считает, что суверенитет - это, свойственная государству, возможность осуществлять права и функции, обладать независимостью от других государств, а также, верховенством на своей территории, которая отличает государство от других публично-правовых институтов [10, с. 7].

Таким образом, говоря о суверенитете, авторы выделяют следующие характерные признаки: независимость государства, верховенство государственной власти, наличие системы государственных органов и законодательства.

По мнению Е.Ю. Бархатовой, государственной территорией признается территория, в отношении которой установлен суверенитет, а также, осуществляется верховенство определенного государства. К государственной территории относится также природная среда и ее компоненты: суша, водные объекты, воздушное пространство, недра [11, с. 84].

Предмет шпионажа в диспозиции анализируемой статьи 276 УК РФ представлен двумя видами: в первом случае, предмет шпионажа может быть представлен сведениями, которые, в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, отнесены к государственной тайне.

Во втором случае предмет шпионажа составляют сведения, которые могут быть использованы в ущерб безопасности Российской Федерации. В отсутствие законодательного определения иных сведений, к ним представляется возможным отнести различные карты, схемы местности, данные о составе воды на определенной территории страны, информация о конкретных лицах, сведения об объектах, имеющих стратегическое значение, и др.

Стоит отметить, что собирание или передача сведений, не составляющих государственной тайны, считаются шпионажем лишь тогда, когда одновременно имеются два условия:

а) эти действия совершены по заданию иностранной разведки;

б) они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России.

Полагаем, что морально-психологическое состояние населения, нравственные устои, предпочтительные ценности, реакция на определенные события в стране, уровень заболеваемости и

многие другие вопросы могут быть отнесены к иным сведениям. Важно, что для состава шпионажа их собирание и передача должны формировать возможность причинения вреда интересам российского государства.

Безопасность и обороноспособность государства определяется его способностью обеспечить территориальную неприкосновенность, государственную независимость, то есть, не вмешательство из вне в его внутреннюю и внешнюю политику, гарантируемую помощь вооруженных сил.

Предмет шпионажа - сведения, которые не составляют государственную тайну. Вследствие этого, объективная сторона шпионажа может быть осуществлена только двумя действиями: сбором либо передачей таких сведений.

Объективная сторона шпионажа выражается в активных действиях лица по собиранию сведений, что предполагает альтернативный характер способов незаконного изъятия добываемых сведений у их владельца. Исключение составляет, по мнению законодателя, их похищение, образующее самостоятельно закрепленный способ оборота со сведениями, указанный в диспозиции ст. 276 УК РФ, Владельцами таких сведений может быть неограниченный круг лиц, как физических, так и юридических. Их организационно-правовая форма значения для квалификации не имеет.

Среди наиболее распространенных способов шпионажа принято считать прослушивание (подслушивание), копирование, фотосъемку, информационное пиратство и др. Похищение как

Литература:

1. Воронин В.Н. Качество уголовно-правовой охраны безопасности государства от внешних посягательств / В.Н. Воронин // Всероссийский криминологический журнал. 2017. № 3.

2. Хлебушкин А.Г. Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере охраны основ конституционного строя : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00. СПб., 2017.

3. Бавсун М.В. Уголовно-правовое воздействие: идеология, цели и средства реализации : дис. ... д- ра юрид. наук: 12.00.08. Омск, 2013.

4. Лавицкая М.И. Защита безопасности Российской Федерации уголовно-правовыми средствами / М.И. Лавицкая, М.А. Абашина // Правовая безопасность личности, общества и государства. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2019.

5. «О безопасности»: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020 ) // «Парламентская газета». 2011. № 1-2.

6. Борисов С.В. Государственная измена и шпионаж как наиболее опасные преступлений против

частный случай собирания, по мнению законодателя, - самостоятельное действие шпионажа по аналогии с хищениями чужой собственности, похищением сведений, являющихся предметом шпионажа, может быть по своему характеру тайным или открытым, сопровождающимся нападением. Предметом похищения, как правило, становятся носители информации - технологическая брошюра, образец изделия, деталь, чертеж, материалы и др. Правовым значением для квалификации по ст. 276 УК РФ будет обладать хранение сведений для их последующей передачи заинтересованным лицам. Такое хранение будет самостоятельным действием субъекта шпионажа, если, например, он сам их не добывал, но получил от третьих лиц на сохранение. Место хранения квалификационного значения не имеет. Это может быть или личное жилище, или производственные помещения, или специально оборудованный тайник. Важным условием является фактическое обладание сохраняемых сведений для их последующего оборота.

Вызывает вопросы целесообразность выделения в объективной стороне шпионажа такого действия, как похищение сведений. Полагаем, что из д и спозиции статьи 276 УК РФ надлежит исключить термин «похищение» применительно к добываемым сведениям по той причине, что похищение является частью действия по собиранию искомых сведений. Однако может возникнуть ситуация, при которой при шпионаже (то есть, при собирании сведений) лицо осуществляет также и их похищение. В этом случае, действия субъекта шпионажа мы полагаем верным квалифицировать по совокупности преступлений, шпионажа и хищения.

Literature:

1. Voronin V.N. The quality of criminal law protection of state security from external encroachments / V.N. Voronin // All-Russian Criminological Journal. 2017. № 3.

2. Khlebushkin A.G. Criminal law policy of the Russian Federation in the field of protection of the foundations of the constitutional system : autoref. dis. ... dr. law sciences: 12.00. SPb., 2017.

3. Bavsun M.V. Criminal legal impact: ideology, goals and means of implementation : dis. ... dr. law sciences: 12.00.08. Omsk, 2013.

4. Lavitskaya M.I. Protection of the security of the Russian Federation by criminal legal means / M.I. Lavitskaya, M.A. Abashina // Legal security of the individual, society and the state. M. : Russian State University for the Humanities, 2019.

5. «About security»: Federal Law № 390-FZ of 12/28/2010 (ed. of 11/19/2020) // «Parliamentary Newspaper». 2011. № 1-2.

6. Borisov S.V. High treason and espionage as the most dangerous crimes against the security of the

безопасности Российской Федерации / С.В. Борисов, А.А. Чугунов // Алтайский юридический вестник. 2016. № 3(15).

7. Шилов М.Д. Курс современного уголовного права / М.Д. Шилов, Ю.В. Захарченко. Ростов : Изд-во РГУ, 2016.

8. Олесов А.А. Государственный суверенитет в федеративном государстве / А.А. Олесов // Вестник ТГПУ, 2014. № 8.

9. Бредихин А.Л. Юридический суверенитет государства: понятие и содержание / А.Л. Бредихин // Вестник БелЮИ МВД России. 2010. № 1.

10. Горюнов В.В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Екатеринбург, 2007.

11. Бархатова Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах : учеб. пособие. М. : ТК Велби, 2004.

Russian Federation / S.V. Borisov, A.A. Chugunov // Altai Legal Bulletin. 2016. № 3(15).

7. Shilov M.D. Course of modern criminal law / M.D. Shilov, Yu.V. Zakharchenko. Rostov : Publishing House of the Russian State University, 2016.

8. Olesov A.A. State sovereignty in a federal state / A.A. Olesov // Bulletin of the TSPU. 2014. № 8.

9. Bredikhin A.L. Legal sovereignty of the state: concept and content / A.L. Bredikhin // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 1.

10. Goryunov V.V. Sovereignty of the Russian Federation: essence, content, guarantees : abstract. dis. ... cand. law sciences': 12.00.02. Yekaterinburg, 2007.

11. Barkhatova E.Y. International public law in questions and answers : textbook. M. : TK Velbi, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.