Научная статья на тему 'Основание производства проверки по факту пожара'

Основание производства проверки по факту пожара Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ОРГАНЫ ГПС ФПС МЧС / ОТКАЗ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панова Ю.А., Сметанкина Г.И., Дорохова О.В.

Анализируется деятельность органов дознания ГПН при производстве предварительной поверки по факту пожара, особенности процессуальных действий при производстве предварительной проверки по факту пожара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панова Ю.А., Сметанкина Г.И., Дорохова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основание производства проверки по факту пожара»

УДК 109.343

Ю.А. Панова, Г.И. Сметанкина, О.В. Дорохова

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России ОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОВЕРКИ ПО ФАКТУ ПОЖАРА

Анализируется деятельность органов дознания ГПН при производстве предварительной поверки по факту пожара, особенности процессуальных действий при производстве предварительной проверки по факту пожара.

Ключевые слова: проверка сообщения о преступлении, предварительное расследование, органы ГПС ФПС МЧС, отказ в возбуждении уголовного дела.

Yu.A. Panova, G.I. Smetankina, О. V. Dorokhova

THE BASIS OF THE FIRE-FIGHTING MEASUREMENT

The activity of the inquiry bodies of the GPN is analyzed in the production of preliminary verification of the fact of fire, the peculiarities of procedural actions in the production of preliminary verification on the fact of fire.

Keywords: verification of the crime report, preliminary investigation, SBS bodies of the Federal Migration Service Service of the Ministry of Emergency Situations, refusal to initiate criminal proceedings.

Органы ГПС ФПС МЧС России уполномочены осуществлять следующие виды правоприменительной деятельности в уголовном судопроизводстве:

1) предварительную проверку сообщений о преступлении (гл. 19 УПК);

2) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 151, ст. 223 УПК);

3)неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ч. 2 ст. 40, ст. 157 УПК);

4) исполнение указаний прокурора и поручений следователя (п. 11 ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157, ч. 5 ст. 152, ч. 1 ст. 210 УПК).

Основным документом, регламентирующим порядок регистрации сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПН, является Приказ МЧС России от 02.05.2006 № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС России». Инструкция разработана на основе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О пожарной безопасности», и Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» и устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС России, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Предварительная проверка сообщений о преступлении в стадии возбуждения уголовного дела имеет свои специфические задачи, перенесение которых на стадию предварительного расследования только усложнит механизм досудебного производства.

Следует согласиться, что предварительная проверка сообщений о преступлении, как

вид правоприменительной деятельности органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела, предполагает наличие элементов административной (непроцессуальной) деятельности, поскольку действия по проверке сообщений о преступлении должным образом не регламентированы УПК РФ [3].

Характерная особенность уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, в отличие от административной, состоит в том, что она является наиболее формализованной и регламентируется в основном одним законодательным актом -Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган ГПН ФПС (дознаватель), в соответствии со ст. 145 УПК РФ, принимает одно из следующих решений:

1. при наличии достаточных данных и оснований, указывающих на признаки состава преступления, возбуждает уголовное дело;

2. при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

3. передает сообщение о преступлении по подследственности.

О принятом решении должностное лицо органа ГПН ФПС обязано уведомить заявителя. При этом заявителю разъясняются его права обжаловать вынесенное решение по сообщенному им преступлению и порядок обжалования.

Основным нормативным актом, регламентирующим уголовно-процессуальную деятельность органов ГПС, является - Уголовно-процессуальный кодекс РФ, вступившей в действие с 1 июля 2002 г., который определяет систему органов предварительного расследования в Российской Федерации, их процессуальные права и обязанности, а также порядок деятельности (действий) в уголовном судопроизводстве.

Вопрос об определении в законодательстве органов дознания системы Государственной противопожарной службы, являющихся «одновременно органами государственного пожарного надзора» нашел свое первоначальное закрепление в Положении о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В последующем это также было закреплено в приказе МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации»[2].

Таким образом, анализ действующего законодательства (гл. 19 УПК РФ) показывает, что стадия рассмотрения и разрешения поступивших сообщений о преступлении не сводится лишь к вынесению постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, а предусматривает рассмотрение целого ряда вопросов и принятие по ним решений, предшествующих вынесению постановления [3]. В частности, в анализируемой стадии рассматриваются следующие вопросы:

- является ли сообщение о готовящемся или совершённом преступлении законным поводом к возбуждению уголовного дела;

- содержат ли факты, о которых получены сведения из сообщения о преступлении, признаки преступления;

- по какой статье уголовного закона может быть квалифицировано преступление;

- на основании каких конкретных данных признается, что факты, о которых получены сведения, действительно имели место;

- не следует ли по обстоятельствам преступления провести осмотр места происшествия;

- возникает ли необходимость проведения предварительной проверки и если такая необходимость имеется, то какие проверочные действия должны быть проведены;

- вправе ли данный орган и конкретное должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, либо имеющиеся материалы о преступлении подлежат передаче по подследственности или подсудности;

- не установлены ли обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного

дела;

- не имеется ли оснований для отказа в возбуждении уголовного дела;

- кто в соответствии с законом уполномочен производить дознание или предварительное следствие в случае возбуждения уголовного дела;

- какие меры должны быть приняты судьёй для примирения заявителя и лица, на которое подана жалоба, с просьбой возбудить дело частного обвинения;

- какие меры должны быть приняты для предупреждения или пресечения преступления, а равно для закрепления следов преступления, в том числе в случае направления материалов по подследственности или подсудности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174- ФЗ.

2. Приказ МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» (с изменениями от 26 апреля 2005 г.).

3. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный).- М.: Проспект, 2013. - 244 с.

УДК 681.3.06

И.Н. Пантелеев, А.И. Пантелеев

ФГБОУ ВО Воронежский государственный технический университет

АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА

Проведен анализ стохастических методов основанных на построении функции полезности. Предложен подход, позволяющий выяснять предпочтения эксперта - лица принимающего решения к ситуациям с различной степенью риска.

Ключевые слова: Стохастические методы, принятие решений, риск анализ.

I.N. Panteleev, A.I. Panteleev

ANALYSIS OF DECISION-MAKING UNDER UNCERTAINTY AND RISK

The analysis of stochastic methods based on the construction of the utility function. An approach is proposed to investigate the preferences of expert decision makers, to situations with varying degrees of risk.

Keywords: stochastic methods, decision making, risk analysis.

Рассмотрим случай, когда при моделировании проблемной ситуации имеются случайные факторы Л е А с известными законами распределения вероятностей [1-3].

В таких задачах связь между реализацией определенной стратегии S е S и наступлением некоторого исхода g е G неоднозначна: в зависимости от Л, может

наступить тот или иной исход, т.о. g = Чм S,A<).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.