Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЕ "ИЕЗУИТСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ" НА КАТОЛИЧЕСКИХ ЗЕМЛЯХ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ В ПЕРИОД С 1550 ПО 1650 ГГ'

ОСНОВАНИЕ "ИЕЗУИТСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ" НА КАТОЛИЧЕСКИХ ЗЕМЛЯХ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ В ПЕРИОД С 1550 ПО 1650 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕЗУИТЫ / НЕМЕЦКИЕ ИЕЗУИТСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ТИП / КОНЦЕПЦИЯ ЗАМКНУТОСТИ / ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВУЗОВ НОВОГО ТИПА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Келлер О. Б.

Данная статья продолжает серию статей об иезуитах и посвящена так называемым «немецким иезуитским университетам», а именно: тем высшим учебным заведениям на католических территориях Германии, управление и руководство которыми в период Раннего Нового времени полностью находилось в руках членов «Общества Иисуса». Ведь помимо преподавания, заведования кафедрами, а также перенятия иезуитами руководства теологическими и философскими факультетами в немецких университетах светской и духовной элиты, мы, действительно, можем констатировать наличие на немецких католических землях, как минимум, пяти именно таких «немецких иезуитских университетов». Эти высшие учебные заведения, в отличие от старых, считаются образовательными заведениями нового типа. Речь идёт, в первую очередь, об «иезуитском университете» в Диллингене (1563 г.); «иезуитском университете» в Падерборне (1614/1616 гг.); тут же следует упомянуть «иезуитский университет» в Мольсхайме, берущий истоки в 1618 г.. Далее, к «немецким иезуитским университетам» надлежит отнести «иезуитский университет» в Оснабрюке, основанный в 1632 г., и «иезуитский университет» в Бамберге, вышедший на арену в сфере образования в 1648 г. И, наконец, вдобавок к вышеуказанному можно было бы упомянуть попытку основания «иезуитского университета» в Мюнстере в 1622 - 1648 гг., которая хоть и не увенчалась успехом, но также была налицо в данный период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUNDATION OF "JESUIT UNIVERSITIES" IN THE CATHOLIC LANDS OF THE HOLY ROMAN EMPIRE OF THE GERMAN NATION FROM 1550 TO 1650

This article continues the series of articles about the Jesuits and is devoted to the so-called "German Jesuit universities," namely: those higher educational institutions in the Catholic territories of Germany, the management and leadership of which during the Early New Age was completely in the hands of members of the Jesuit Society. Indeed, in addition to teaching, managing departments, as well as taking over by the Jesuits the leadership of theological and philosophical faculties at German universities of the secular and spiritual elite, we can really state the presence of at least five such "German Jesuit universities" on German Catholic lands. These higher educational institutions, unlike the old ones, are considered educational institutions of a new type. We are talking, first of all, about the "Jesuit University" in Dillingen (1563); then about the "Jesuit University" in Paderborn (1614/1616); immediately it should be mentioned the "Jesuit University" in Molsheim, which originates in 1618; further, "German Jesuit universities" should include the "Jesuit University" in Osnabrück, founded in 1632, and the "Jesuit University" in Bamberg, which entered the arena in the field of education in 1648. Finally, in addition to the above, an attempt to establish a "Jesuit University" in Münster in 1622-1648 could be mentioned. which, although unsuccessful, was also evident at this time.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЕ "ИЕЗУИТСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ" НА КАТОЛИЧЕСКИХ ЗЕМЛЯХ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ В ПЕРИОД С 1550 ПО 1650 ГГ»

УДК 272-9"17":94:378.4(430)"17"

ОСНОВАНИЕ «ИЕЗУИТСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ» НА КАТОЛИЧЕСКИХ ЗЕМЛЯХ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ В ПЕРИОД С 1550 ПО 1650 гг.

д-р ист. наук, проф. О.Б. КЕЛЛЕР (Белорусский государственный университет, Минск)

Данная статья продолжает серию статей об иезуитах и посвящена так называемым «немецким иезуитским университетам», а именно: тем высшим учебным заведениям на католических территориях Германии, управление и руководство которыми в период Раннего Нового времени полностью находилось в руках членов «Общества Иисуса». Ведь помимо преподавания, заведования кафедрами, а также пере-нятия иезуитами руководства теологическими и философскими факультетами в немецких университетах светской и духовной элиты, мы, действительно, можем констатировать наличие на немецких католических землях, как минимум, пяти именно таких «немецких иезуитских университетов». Эти высшие учебные заведения, в отличие от старых, считаются образовательными заведениями нового типа. Речь идёт, в первую очередь, об «иезуитском университете» в Диллингене (1563 г.); «иезуитском университете» в Падерборне (1614/1616 гг.); тут же следует упомянуть «иезуитский университет» в Мольс-хайме, берущий истоки в 1618 г.. Далее, к «немецким иезуитским университетам» надлежит отнести «иезуитский университет» в Оснабрюке, основанный в 1632 г., и «иезуитский университет» в Бамберге, вышедший на арену в сфере образования в 1648 г. И, наконец, вдобавок к вышеуказанному можно было бы упомянуть попытку основания «иезуитского университета» в Мюнстере в 1622 - 1648 гг., которая хоть и не увенчалась успехом, но также была налицо в данный период времени.

Ключевые слова: иезуиты, немецкие иезуитские университеты, новый университетский тип, концепция замкнутости, общие особенности вузов нового типа.

Введение. На период между, своего рода, отправной точкой Контрреформации и католическим обновлением, то есть, между Тридентским собором 1543 -1565 гг. и Вестфальским миром 1648 г., в Европе приходится основание двадцати пяти университетов. Это не только запланированные или привилегированные, но и полноценно реализованные университетские учреждения: Диллинген (1554), Понт-а-Муссон (1572), Оломоуц (1573), Лейден (1575), Хельмштедт (1576), Вильна (1579), Вюрцбург (1582), Эдинбург (1583), Грац (1586), Гальяри (1606), Литсен (1607), Орвието (1608), Гронинген (1614), Падерборн (1614/1616), Мольсхайм (1618), Ринтельн (1621), Страсбург (1621), Альтдорф (1622), Зальцбург (1622), Оснаб-рюк (1632), Дорпат (1632), Будапешт (1635), Утрехт (1636), Эбо (1640) и Бамберг (1648) [1, с. 163].

Среди вышеозначенных 25 учреждений пять новых образований имели место на протестантских территориях Священной Римской Империи Германской Нации (далее - Германии - О.К..) - Хельмштедт, Гизен, Ринтельн, Страсбург и Альтдорф; а пять высших учебных заведений - на католических территориях Германии. Это Падерборн, Мольсхайм, Оснабрюк, Бамберг, и, в первую очередь, Диллинген, который в 1563 г., с завершением Тридентского собора - XIX Вселенского собора католической церкви - был перестроен, что, по сути, явилось аналогом своего рода «новооснования» [1, с. 163].

По своему внешнему и внутреннему устройству пять университетов в католических раойнах Священной Римской Империи Германской Нации, а именно: Диллинген, Падерборн, Мольсхайм, Оснабрюк и Бамберг стали абсолютно новым университетским типом. Почему можно утверждать, что это был именно новый тип университетов на немецких землях?

Вероятнее всего потому, что тут явно прослеживалась концепция замкнутости, характерная как для архитектуры, так и для учебных целей и методов преподавания. На плане построек в виде идеального квадрата акцент делался, в первую очередь, на богослужебный дом. Далее, вокруг внутреннего двора, окруженного различными зданиями, последовательно располагались лекционные залы двух факультетов -философии и богословия. Затем располагалась гимназия с интернатом для учеников и студентов и, наконец, жилой тракт для профессоров [1, с. 164].

Среди общих особенностей пяти вузов нового типа надлежит означить также следующее: все пять из них в своей эмблеме хоть и указывали имя одного из духовных правителей страны, как основателя и мецената, тем не менее, не наделяли его или местного епископа таким влиянием, как более старые учебные учреждения. Речь идёт, к примеру, о должности канцлера университета [2, с. 125-157]. Напротив, управление и назначение учителя, а также академическая юрисдикция находились исключительно в руках «Общества Иисуса».

Практически все письма об основании вузов нового типа содержат правовые формулы, подчёркивающие, что «университет общих интересов или академические круги» должны находиться «под опекой, контролем и управлением Общества Иисуса» [1, с. 164].

Основная часть. Рассмотрим созданные в период с 1550 по 1650 гг. образовательные учреждения нового типа в католических регионах Священной Римской Империи Германской Нации. Эти так называемые «иезуитские университеты» в католических немецких землях можно разделить на две больших группы.

Первую группу условно означим, как «университеты под опекой администрации и общего руководства Общества Иисуса» («Universitas sub cura tamen regimine et administratione preapositi generalis Societatis Jesu»), а вторую, как «университеты под управлением епископов вместе с ректором-или-под опекой генералов Общества Иисуса» («Universitas sub Episcopo una cum Rectore-oder-Sub cura Societatis Praepositi Generalis»).

I. «Университеты под опекой администрации и общего руководства «Общества Иисуса»

I. 1. Иезуитский университет Диллинген (1563). Надгробный памятник аугсбургского епископа Отто Трухзеса фон Вальдбурга (1543-1573) [3, с. 173-463] в «Церкви для учащихся» в Диллингене является свидетельством захоронения весьма преданного католичеству покойного. На надгробном камне можно увидеть следующие слова: «Иеронимовская Академия и Коллегиум Общества Иисуса» («Academiam Hieronymianam et collegium Societatis Jesu»), чьим основателем он является. Вне всякого сомнения, надгробная доска в барочном стиле могла бы объединить множество фактов, заслуг или даже титулов умершего в Риме и перевезенного в Диллинген церковного князя: что он учился в Тюбингене и Бургундии, а также в итальянских университетах Падуи и Павии, считал своими друзьями кардиналов Александра Фарнезе, Фридриха Мадруццо или Станислава Хосиуса. Уже в 27-летнем возрасте Отто Трухзес фон Валь-дбург имел отношение к императорскому совету Карла V и камергера Павла III. Будучи тридцатилетним, римский кардинал-священник сделал церковную карьеру как епископ Аугсбургский, (что обычно было возможным в то время в виде исключения). Однако, все эти упомянутые факты и титулы, как уже указано выше, так и не были высечены на мемориальной доске. Очевиден тот факт, что для будущих потомков на мемориальном камне должна была быть оставлена и подчёркнута всего лишь одна скромная фраза, оставленная преемником епископа: «Основал в этом городе публичную школу, Иеронимовскую Академию и Коллегиум Общества Иисуса» («Fundavit in hac urbe bono publico Akademiam Hieronymianam et Collegium Societatis Jesu»). И, действительно, два данных учреждения, в частности, и «Общество Иисуса», в целом, играли доминирующую роль как в епископской деятельности кардинала, так и в попытках провести католическую реформу за пределами Аугсбургской епархии.

I. 2. Иезуитский университет Падерборн (1614/1616). К числу старейших высших учебных заведений (первых университетов) Вестфалии можно смело отнести «Академию Теодориану» в городе Падерборне. Основана она была 10 сентября 1614 г. князем-епископом Дитрихом IV фон Фюрстенбергом (князь-епископ в период с 1585 по 1618 гг.) [4], как иезуитский университет с философским и богословским факультетами. 2 апреля 1615 г. Римский папа Павел V и 14 декабря того же, 1615 года, - император Маттиас утвердили и наделили данную образовательную структуру всеми академическими правами. Официальное праздничное открытие «Академии Теодорианы» состоялось 13 сентября 1616 г.

Тут бы хотелось сделать небольшое отступление и обратить внимание на то, что через два десятилетия после того, как «Общество Иисуса» основало университет в Диллингене, на землях рейнской (австрийской) провинции Ордена, было основано ещё два университета, история которых была достаточно тесно связана с иезуитами. Речь идёт об университетах в Вюрцбурге и Граце. Так, бывший иезуитский воспитанник Юлиус Эхтер фон Меспельбрунн - князь-епископ Вюрцбурга и герцог Франконии в период с 1573 по 1617 гг. - при основании в 1582 г. своего Франкского национального университета в Вюрцбурге опирался на модель несколько ограниченного сотрудничества с «Орденом иезуитов» [5, с. 127-141], которую избрали митрополиты Трира [5, с. 110-116] и Майнца [5, с. 116-120]. А вот Карл Австрийский (1590-1624), 43-й магистр Тевтонского ордена с 1618 по 1624 гг., эрцгерцог Австрийский, епископ Бриксенский и князь-епископ Бреслау, напротив, для основания в 1586 г. своего университета в Граце взял себе в качестве образца более раннюю модель учебного заведения - модель университета в Диллингене [5, с. 168-183].

Некоторые учёные полагают, что для первого университета на вестфальской земле, который основал вышеуказанный князь-епископ Дитрих IV фон Фюрстенберг в своём епископском городе Падерборн, он выбрал не частичное сотрудничество с иезуитами, как это сделал в Вюрцбурге его бывший сокурсник по обучению в кёльнской гимназии под названием «Трикоронатум» Юлиус Эхтер фон Меспельбрунн, а взял за образец пример Диллингена-Граца. Другие учёные, опровергают это мнение, считая, что сложно уместить привилегию 1615 г. Падерборну в так называемую схему Диллингена-Граца [1, с. 335-338] и называют причины, по которым надлежит думать иначе:

- Во-первых, они указывают на то, что Диллинген был основан духовным фундатором в ходе секуляризации церковных земель, сперва, как традиционный национальный университет, и лишь только через целое десятилетие превратился в иезуитский университет. Грац же, в свою очередь, хоть и был изначально запланирован как иезуитский университет, тем не менее, был основан светским, а не духовным меценатом.

- Во-вторых, по их мнению, Падерборнский университет изначально был ориентирован на отличия в своём правовом статусе и учебно-образовательной программе от иных учреждений, а это значит, что «Академия Теодориана», в отличие от Диллингена и Граца, как первое новообразование в данном регионе с самого начала, то есть с момента своего появления, должна была ориентироваться на «Официальный план для образования иезуитов» («Ratio Studiorum») иуезитского Ордена. Это больше похоже на истину.

Вплоть до Вестфальского мира 1648 г., за исключением не совсем удачной попытки в Мюнстере, схему Падерборна взяли за образец ещё три высших учебных заведения, появление которых было инициировано иезуитами.

На примере Падерборнского типа университета очень хорошо можно проследить и выделить все три ступени, характерные для иезуитской учебной и образовательной деятельности, начиная с начального образования и заканчивая основанием находящихся в их руках университетов: 1) строительство гимназии; 2) расширение преподавания пасторальным курсом; 3) возведение полного философско-богословского курса, а затем и возвышение статуса учебного заведения до уровня университета [1, с. 185; 6, с. 541-576; 7, с. 581-604].

I. 3. Иезуитский университет Мольсхайм (1618). В то время как Падерборнский университет практически всегда упоминается в научно-исследовательской литературе по данной проблематике, информацию об «Эрцгерцогской академии» в Мольсхайме («Die Archiducalis Academia in Molsheim») в большинстве исследований по немецкой университетской истории почти не встретить. Лишь у исследователей Фридриха Паульсена [8, с. 405] и Георга Михаэля Пахтлера [9, с. XI] есть по одному единственному предложению об этом эльзасском высшем учебном заведении, да ещё и Бернард Дур [10, с. 188] посвятил «новой академии» в своём обширном творчестве небольшой абзац.

Скудное отношение к эльзасскому университету в немецкой университетской истории, вероятно, объясняется, прежде всего, двумя обстоятельствами. Первое, - что основание университета совпало с началом Тридцатилетней войны, и, второе, - на истории высшего учебного заведения в Мольсхайме оставили отпечаток изменяющиеся политические отношения в Эльзасе между Германией и Францией, положившие существованию Мольсхаймской «Эрцгерцогской академии» скорый конец. Однако, мы не можем не причислить эту высшую образовательную структуру в Мольсхайме к так называемым «немецким университетам», и посему считаем целесообразным также, хотя бы в нескольких словах, упомянуть об иезуитском университете в Мольсхайме в этой статье.

Коллегия иезуитов Мольсхайма была основана в 1580 г. и была распущена в 1765 г. В 1618-1704 гг. он являлся главным католическим университетом Эльзаса и был даже более значителен, чем Страсбург-ский лютеранский университет.

II. Университеты под управлением епископов вместе с ректором-или-под опекой генералов «Общества Иисуса»

Нельзя не отметить, что университеты в Падерборне и Мольсхайме, основанные после 1599 г., то есть после введения «Обязательного плана для образования иезуитов» («Ratio studiorum»), отличались от университетов старого типа. С точки зрения правовой, по отношению к светской элите данного региона, а также по отношению к Кафедральному капитулу (коллегии духовных лиц, состоящей при епископе и его кафедре) и иным земским представительствам, университеты в Падерборне и Мольсхайме являлись автономными учреждениями, подчиняясь исключительно генералу «Ордена иезуитов» в Риме, а именно находились под «опекой, контролем и управлением» («sub cura, regimine et administratione») иезуитского генерала [1, с. 329-330, 349-352]. Если затронуть вопрос об их предназначении, то тут следует подчеркнуть, что местонахождение сиих образовательных структур в соответствующих епископствах, напротив, явно указывало на цель их предназначения - «распространение ортодоксальной католической религии» («ad propa-gandam orthodoxae religionis catholicae») универсальной церкви [1, с. 237]. Можно предположить, что планы относительно создания последующих католических университетов, разработанные позднее на территории германских орденских провинций, должны были, по идее, следовать именно этой модели: модели Падерборна-Мольсхайма.

История иезуитов в служении Мюнстерскому епископству в 1588 - 1648 гг. наглядно показывает, как мало, несмотря на внешние параллели, изменилось представление об академической организации. Так, в 1612 г., духовное лицо, католический теолог из Мюнстера Матфей Тампий (1566-1616) сообщает, что «в городе Мюнстере, который является столицей Вестфалии, начинают проявлять заботу об основании престижного университета или Академии» [11]. К этому времени иезуиты уже осуществляли последние шаги касательно основания «Коллегиума» в Падерборне, епископа которого с появлением там иезуитского университета в 1616 г. поздравил духовный отец Иоанн Хоррион, назвав высшее учебное заведение «первенцем Вестфалии» [12]. Так вот, если епископ-основатель Падерборнского университета не постулировал никаких прав для себя и своих последователей, то во главе дискуссий о занятиях, которые должны были проводиться иезуитами в Мюнстере, с самого начала стоял вопрос о том, как цели «Ордена иезуитов» и интересы епископства могут быть взаимосвязаны, не ущемляя при этом старинных прав.

II. 1. Попытка основания университета в Мюнстере (1622-1648). Несмотря на то, что основание Мюнстерского университета, запланированное на период с 1622 по 1648 гг., потерпело неудачу, мы можем почерпнуть информацию об отдельных стадиях создания высшего учебного заведения в Мюнстере (как со стороны епископа, так и со стороны «Ордена Иисуса») из обширных, ранее непроанализированных источников. Сам княжеско-епископский университет был основан там лишь после упразднения Ордена иезуитов в 1773 г. [13]. Более подробно и детально, чем этого можно было ожидать, о планах основания Мюнстерского университета можно узнать из переписки Фердинанда Баварского [14], в то время также курфюрста Кёльна

и епископа Мюнстера, с папской курией и генералом Ордена в Риме. Эта своего рода вертикаль горизонтально дополняется соответствующей перепиской земельных представителей, в настоящее время хранящейся в Архиве Генерального викариата города Мюнстера, актами из бывшего архива Ордена иезуитов в Мюнстере, а также оригиналами документов из Государственного архива, находящегося в городе [1, с. 238].

На основании вышеуказанных источников (переписка, акты и оригиналы документов), можно составить представление о:

1) трёх ступенях после передачи старейшей гимназии не только в Мюнстере, но и на немецкоязычных землях, основанной ещё в 797 году, «Гимназии Паулинум», иезуитам в 1588 г. и вплоть до введения философско-богословского курса;

2) прошениях для появления Академии с двумя факультетами и условиях для основания университета с тремя факультетами;

3) проектах, прошениях и привилегиях об основании университета с четырьмя факультетами в 1630/31 гг.

4) усилиях по созданию университета во время переговоров о Вестфальском мире 1644/48 гг.

II. 2. Иезуитский университет в Оснабрюке (1632). «Академия Каролина». История иезуитов в Падерборне, Мольсхайме и Мюнстере, при всех её различиях географического характера, хронологически выглядит более-менее одинаково. От прибытия первого духовного отца в Падерборн до получения там университетских привилегий прошло 35 лет, в Мольсхайме это заняло 37 лет, а в Мюнстере - 43 года. По сравнению с ними, и особенно, с Мюнстером, строительство иезуитского колледжа в Оснабрюке было похоже на всплеск в условиях перегрева церковной и политической обстановки. Иезуиты начали планировать свою работу в Оснабрюке в 1625 г., и уже через 4-5 лет получили привилегии для основания там университета. А на 7 году их деятельности «Школа Каролина», перешедшая к ним, была инаугурирована, как иезуитский университет. Однако, не прошло и года...

О «Школе Каролине» и «Академии Каролине», к сожалению, повествует не так много источников и литературы, как хотелось бы. В качестве наиболее значимых можно назвать следующие. После работы Иоганна Карла Бертрама Штюве [15], которая, по мнению отдельных немецких исследователей, была «конфессионально окрашена и с научной точки зрения незначительна» [1, с. 266], в 1904 г. на 28 страницах было опубликовано важное исследование об Оснабрюкских иезуитской гимназии и Академии авторства Юлиуса Йегера [16, с. 51-78]. В нём Юлиус Йегер объединил данные на период между 1624 и 1633 гг., уделяя своё внимание, в большинстве, внешнему виду и имущественному положению иезуитских гимназии и Академии в Оснабрюке. Наряду с ними следует упомянуть изложение Бернарда Дура [17, с. 89, 590-592], которое в значительной степени опирается на вышеозначенное исследование Юлиуса Йегера, а также обогащено некоторыми сообщениями из архивов «Общества Иисуса». Полагаю, что целесообразно упомянуть в данной связи краткую и достаточно популярную «Историю Оснабрюкского университета» Кристиана Риепе, ибо она сделала доступной для чтения и ознакомления широкому немецкоязычному кругу читателей речь иезуита Иоганна Бильштайна на церемонии открытия [18, с. 16].

Представляется важным, исследуя проблематику основания иезуитского университета в Оснаб-рюке, затронуть и проанализировать такие аспекты, как:

1) восстановление «Школы Каролины» под эгидой так называемой «Академии Карла Великого»;

2) папская и императорская реституции «Академии Каролины»;

3) «Академия Каролина» как иезуитский университет.

II. 3. Иезуитский университет Бамберг (1648). «Академия Оттониана». Последним звеном в цепи иезуитских университетов следует назвать основанную в 1648 г. в Бамберге «Академию Оттони-ану». Значительное количество источников, освещающих историю «Академии», хранится в местных архивах. Связано это с тем, что местные архивы города Бамберг мало пострадали во время войн, либо по другим причинам, и много ценных источников остались целыми, неповреждёнными и доступными исследователям для работы с ними.

Так, Адам Мартинет уже в 1848 г. в приглашении к празднованию двухсотлетнего юбилея со дня основания «Академии Оттонианы» в Бамберге изложил историю основания данного учебного заведения на 15 страничках, опубликовав в качестве приложения десять документов из местных архивов [19]. Десятилетие спустя Леонард Клеменс Шмитт в рамках своей «Истории эрнестинского духовного семинара» рассматривал историю университета, вновь используя документы из местных архивов [20]. Более подробная картина основания «Академии» была представлена Генрихом Вебером в его солидной, опубликованной в 1880 - 1882 гг. «Истории научных школ в Бамберге» [21]. Краткое упоминание об основании «Академии Оттонианы» у Бернарда Дура в его «Истории иезуитов» в начале прошлого века выходило за рамки предыдущих работ. Туда он включил источники из Генерального архива «Общества Иисуса» [17, с. 593-595].

Публикации последних лет касаются только отдельных аспектов. Посему, безусловно, важно появление исследования, отображающего полную картину появления в Бамберге образовательных структур, в то числе и иезуитских. В любом случае, крайне важно, чтобы в исследованиях касательно иезуистского университета в Бамберге были затронуты и проанализированы такие аспекты, как:

1) надстройка иезуитского обучения до третьей ступени;

2) университетские привилегии в распоряжении епископа Бабмерга и открытие иезуитского университета.

Заключение. «Общество Иисуса», вне всякого сомнения, делало акцент на деятельность своих членов в области образования, преподавания и воспитания. Однако, исходя из изначальной цели Игнатия Лой-олы, можно утверждать, что эта область становится во главу угла не сразу. Первоначально у иезуитов речь шла о так называемой миссии среди язычников. Только когда план миссии среди язычников провалился, два первых иезуита впервые заняли кафедры в 1537 г. в «Римском университете Ла Сапиенца». Ещё без какой-либо основательной теоретической программы Орден построил в 1542 г. Коллегиум в португальском городе Коимбра, взяв на себя обязательство проводить там все философские и богословские лекции. То есть, Коимбра становится первым университетом с иезуитскими факультетами. В 1547 г. в испанской Гандии был создан первый иезуитский университет, состоящий из философского и богословского факультетов под руководством римского генерала Ордена. Именно его мы можем считать первым «иезуитским университетом» Европы.

В это время, в середине XVI в., налицо три варианта представительства членов «Общества Иисуса» в университетах Европы. Это значит, что иезуиты могли выступать в следующих трёх ипостасях: а) в роли заведующих отдельными кафедрами, б) в роли деканов (управляющих) обоими факультетами философии и богословия, или одного из них, или с) в роли ректоров (ответственных за целый университет), имеющих самое непосредственное отношение к Ордену иезуитов, а именно: так называемых «иезуитских университетов». Что касается Германии, то в немецких учебных заведениях также представлены все три функции академической деятельности братьев.

В Раннее Новое время иезуиты преподавали во многих немецких университетах: в Бамберге, Вюрц-бурге, Гейдельберге, Кёльне, Майнце, Оснабрюке, Падерборне, Трире, Фрайбурге, Эрфурте и др. Как и в иных университетах Европы, они тоже сперва начинали свою академическую деятельность в Германии в виде преподавания (чтения лекций). Затем последовало перенятие заведования кафедрами на некоторых факультетах отдельных немецких высших учебных заведений Майнца, Кёльна и Ингольштадта. Вскоре члены «Общества Иисуса» перенимают на себя функции управления теологическими и философскими факультетами духовной элиты в университетах Трира, Майнца, Вюрцбурга и пр., а, кроме того, управления теологическими и философскими факультетами светской элиты в университетах Фрайбурга в Брайзгау, Эр-фурта и Гейдельберга. И, наконец, венцом творения академической деятельности иезуитов надлежит считать так называемые «иезуитские университеты» в Диллингене, Падерборне, Мольсхайме, Оснабрюке и Бамберге; сюда же мы относим и попытки основания «иезуитского университета» в Мюнстере.

Немецкие «иезуитские университеты», имевшие место в Германии в период с примерно 1550 по 1650 гг., представляли собой образовательные учреждения нового типа, отличавшиеся от предыдущих образовательных структур сразу по нескольким критериям. Во-первых, высшие учебные заведения нового типа не наделяли основателя или местного епископа таким же огромным влиянием, как это делали высшие учебные заведения старого типа, то есть управление, назначение преподавателей и академическая юрисдикция с появлением «иезуитских университетов» стали находиться исключительно в руках Ордена иезуитов. Во-вторых, в «немецких иезуитских университетах» стала прослеживаться концепция замкнутости, характерная для архитектуры, учебных целей и методов преподавания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Hengst, K. Jesuiten an Universitäten und Jesuitenuniversitäten. Zur Geschichte der Universitäten in der Oberdeutschen und Rheinischen Provinz der Gesellschaft Jesu im Zeitalter der konfessionellen Auseinandersetzung / K. Hengst. - Paderborn, München, Wien, Zürich : Ferdinand Schöningh, 1981. - 425 S.

2. Kaufmann, G. Die Geschichte der Deutschen Universitäten / G. Kaufmann. - Band 2: Entstehung und Entwicklung der deutschen Universitäten bis zum Ausgang des Mittelalters. - Stuttgart : Gotta, 1896. - [Nachdruck-Norderstedt : Hansebooks GmbH, 2017]. - XVIII, 587 S.

3. Zoepfl, F. Otto Truchseß von Waldburg 1543-1573 / F. Zoepfl // Das Bistum Augsburg und seine Bischöfe im Reformationsjahrhundert / F. Zoepfl (= Geschichte des Bistums Augsburg und seine Bischöfe 2). - Bd. 2. - München : Schnell und Steiner, 1969. - XXXIX, 821 S.

4. Hengst, K. Kirchliche Reformen im Fürstentum Paderborn unter Dietrich von Fürstenberg (1585-1618) / K Hengst // Paderborner Theologische Studien 2. - Paderborn/München/Wien : Schöningh, 1974. - 326 S.

5. Pachtler, G. M. Ratio studiorum et institutiones scholasticae Societatis Jesu I - IV / G. M. Pachtler. - Berlin : Hofmann, 1887 - 1894 // Monumenta Germaniae Paedagogica 2, 5, 9 und 16. - Band I: Ab anno 1541 ad annum 1599. - Berlin: Hofmann, 1887. - LIII, 460 S.

6. Hengst, K. Die Professoren und die Leitung der „Academia Theodoriana" 1647-2014 / K. Hengst, H. R. Drobner // Die Academia Theodoriana: von der Jesuitenuniversität zur Theologischen Fakultät Paderborn 1614-2014. - Paderborn : Schöningh, 2014. - S. 541-576.

7. Hengst, K. Die Promotionen und Habilitationen der „Academia Theodoriana" 1617-2014 / K. Hengst, H. R. Drobner // Die Academia Theodoriana: von der Jesuitenuniversität zur Theologischen Fakultät Paderborn 1614-2014. - Paderborn : Schöningh, 2014. - S. 581-604.

8. Paulsen, F. Geschichte des gelehrten Unterrichtes an den deutschen Schulen und Universitäten vom Ausgang des Mittelalters bis zur Gegenwart, mit besonderer Rücksicht auf den classischen Unterricht / F. Paulsen. - Band I. - Leipzig 1919/1921 (Nachdruck: Berlin: De Gruyter, 1960). - 636 S.

9. Pachtler, G. M. Ratio studiorum et institutiones scholasticae Societatis Jesu I-IV / G. M. Pachtler. - Band III: Ordinantiones generalium et ordo studiorum generalium ab anno 1600 ad annum 1772. - Berlin : Hofmann, 1890. - XVIII, 486 S.

10. Duhr, B. Geschichte der Jesuiten in den Ländern deutscher Zunge : Band II / B. Duhr. - Freiburg im Breisgau : Herder, 1913. -Teil 2: Geschichte der Jesuiten in den Ländern deutscher Zunge in der ersten Hälfte des XVII Jahrhunderts. - X, 786 S.

11. Tympius, M. Erhebliche und wichtige Ursachen, warumb weise und fürsichtige Leuth, auß gottseligem eiffer, bey sich beschlossen haben, von dem so Gott ihnen gnädiglich verliehen, hülff zu thun, daß man in der wollöblichen Statt Münster, welche die Hauptstatt ist inn Westhpalen oder alten Saxen, anfange eine hochberühmbte Universitet oder Academiam zu fundieren unnd zu stifften: unnd warumb billich alle Vaterlands liebende Hertzen zu solchem hochpreißlichen Werck unnd fremdenreichen anfang behülfflich seyn sollen / M. Tympius. - Münster : Lambert, 1612. - [Nachdruck] Münster : Stend-erhoff, 1980. - 30 S.

12. Panagyricus die natali academiae Theodorianae Paderbornensis reverendissimo atque illustrisimo principi Theodoro, episcopo ecclesiae Paderbornensis, a collegio academico Societatis Jesu oblatus (FESTSCHRIFT Paderborn 1616). - Pa-derbornae, 1616. - [Zweite Ausgabe] Amsterdam, 1672.

13. Die Universität Münster 1780-1980 / Hrsg. von H. Dolinger. - Münster : Achendorff, 1980. - XVI, 520, ca. 50 S.

14. Schafmeister, K. Herzog Ferdinand von Bayern, Erzbischof von Köln, als Fürstbischof von Münster (1612-1650). Univ. Diss. / K. Schafmeister. - Haselünne i. H. : Lammersdorf, 1912. - 138 S.

15. Stüve, J. C. B. Geschichte des Hochstifts Osnabrück I-Ш (Jena 1853-1882) / J. C. B. Stüve. - Band Ш: Von 1624 bis 1647. -Osnabrück : Wenner, 1882. - 335, 151 S.

16. Jaeger, Ju. Die Schola Carolina Osnabrugensis. Festschrift zur Elfhundertjahrfeier des Königlichen Gymnasiums Caroli-num zu Osnabrück / Ju. Jaeger. - Osnabrück : G. Pillmeyer, 1904. - 127 S.

17. Duhr, B. Geschichte der Jesuiten in den Ländern deutscher Zunge ; Band II / B. Duhr. - Freiburg im Breisgau: Herder, 1913. - Teil 1: Geschichte der Jesuiten in den Ländern deutscher Zunge in der ersten Hälfte des XVII. Jahrhunderts XVIII, 703 S.

18. Riepe, Ch. Geschichte der Universität Osnabrück / Ch. Riepe. - Osnabrück : Fromm, 1965. - 102 S.

19. Martinet, A. Quellenmäßige Geschichte der Stiftung und feierlichen Eröffnung der alma Academia Ottoniana, des gegenwärtigen Königlich Bayerischen Lyceums zu Bamberg. Eine Einladungsschrift zur zweiten Säcularfeier desselben im Jahre 1848 / A. Martinet. - Bamberg : Klebsadel, 1847. - 50 S.

20. Schmitt, L. C. Geschichte des Ernestinischen Klerikal-Seminars / L. C. Schmitt. - Bamberg : Buchner, 1857. - VIII, 492 S.

21. Weber, H. Geschichte der gelehrten Schulen im Hochstift Bamberg von 1007-1803. Abt. 1 und 2 in einem Band / H. Weber. - Bamberg ; Reindl, 1880 - 1882. - VIII, 782 S.

Поступила 23.12.2020

THE FOUNDATION OF "JESUIT UNIVERSITIES" IN THE CATHOLIC LANDS OF THE HOLY ROMAN EMPIRE OF THE GERMAN NATION FROM 1550 TO 1650

O. KELLER

This article continues the series of articles about the Jesuits and is devoted to the so-called "German Jesuit universities," namely: those higher educational institutions in the Catholic territories of Germany, the management and leadership of which during the Early New Age was completely in the hands of members of the Jesuit Society. Indeed, in addition to teaching, managing departments, as well as taking over by the Jesuits the leadership of theological and philosophical faculties at German universities of the secular and spiritual elite, we can really state the presence of at least five such "German Jesuit universities " on German Catholic lands. These higher educational institutions, unlike the old ones, are considered educational institutions of a new type. We are talking, first of all, about the "Jesuit University" in Dillingen (1563); then about the "Jesuit University" in Paderborn (1614/1616); immediately it should be mentioned the "Jesuit University" in Molsheim, which originates in 1618; further, "German Jesuit universities" should include the "Jesuit University" in Osnabrück, founded in 1632, and the "Jesuit University " in Bamberg, which entered the arena in the field of education in 1648. Finally, in addition to the above, an attempt to establish a "Jesuit University" in Münster in 1622-1648 could be mentioned. which, although unsuccessful, was also evident at this time.

Keywords: Jesuits, German Jesuit universities, new type of university, conception of introversion, general features of higher educational institution of new type.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.