Научная статья на тему 'ИЕЗУИТЫ И НЕМЕЦКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ'

ИЕЗУИТЫ И НЕМЕЦКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕЗУИТЫ / НЕМЕЦКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / РУКОВОДСТВА КАФЕДРАМИ И ФАКУЛЬТЕТАМИ / УНИВЕРСИТЕТЫ ДУХОВНОЙ ЭЛИТЫ / УНИВЕРСИТЕТЫ СВЕТСКОЙ ЭЛИТЫ / НЕМЕЦКИЕ ИЕЗУИТСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / JESUITS / GERMAN UNIVERSITIES / FROM LECTURES TO LEADERSHIP OF DEPARTMENTS AND FACULTIES UNIVERSITIES OF THE SPIRITUAL ELITE / UNIVERSITIES OF THE SECULAR ELITE / GERMAN JESUIT UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Келлер О. Б.

В статье речь будет идти о роли иезуитов в немецких университетах: о том, когда иезуиты впервые появились в Германии; какие позиции занимали в немецких образовательных структурах; какие «иезуитские университеты» основали на немецких землях и пр. Первым иезуитом, посетившим немецкие землях, считается Пьер Эмиль Лазар Фавр. Произошло это в 1540 г., после чего в Германию массово стали приезжать представители Общества Иисуса, что несомненно повлияло на историю этой страны. Какую именно роль сыграли братья в образовательной жизни страны, можно будет узнать, ознакомившись с данным материалом, базирующимся на солидных ислледованиях немецких ученых в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JESUITS AND GERMAN UNIVERSITIES

In the article will talk about the role of the Jesuits in German universities: when the Jesuits first appeared in Germany; what positions were held in German educational structures; which Jesuit universities founded on German lands, etc. The first Jesuit to appear on German lands is Pierre Emil Lazar Favre. It happened in 1540. But what role the representatives of the "Society of Jesus" played in the educational life of the country, it will be possible to find out by reading this material, based on the solid research of German scientists on this issue.

Текст научной работы на тему «ИЕЗУИТЫ И НЕМЕЦКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ»

УДК 272-9"17":94:378.4(430)"17"

ИЕЗУИТЫ И НЕМЕЦКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

д-р ист. наук, проф. О.Б. КЕЛЛЕР (Белорусский государственный университет, Минск) [email protected]; [email protected]

В статье речь будет идти о роли иезуитов в немецких университетах: о том, когда иезуиты впервые появились в Германии; какие позиции занимали в немецких образовательных структурах; какие «иезуитские университеты» основали на немецких землях и пр. Первым иезуитом, посетившим немецкие землях, считается Пьер Эмиль Лазар Фавр. Произошло это в 1540 г., после чего в Германию массово стали приезжать представители Общества Иисуса, что несомненно повлияло на историю этой страны. Какую именно роль сыграли братья в образовательной жизни страны, можно будет узнать, ознакомившись с данным материалом, базирующимся на солидных ислледованиях немецких ученых в данной сфере.

Ключевые слова: иезуиты, немецкие университеты, руководства кафедрами и факультетами, университеты духовной элиты, университеты светской элиты, немецкие иезуитские университеты.

Введение. На сегодняшний день известно, что во многих немецких университетах в Раннее Новое время преподавали иезуиты: в Бамберге, Вюрцбурге, Гейдельберге, Диллингене, Ингольштадте, Кёльне, Майнце, Мольсхайме, Оснабрюке, Падерборне, Трире, Фрайбурге, Эрфурте. Они начинали свою деятельность в виде преподавания, а именно, чтения лекций; вслед за чем следовало заведование кафедрами на некоторых факультетах отдельных немецких высших учебных заведений Майнца, Кёльна и Ингольштадта. Постепенно иезуиты перенимают на себя функции управления теологическими и философскими факультетами духовной элиты, например, в университетах Трира, Майнца и Вюрцбурга; а также управления теологическими и философскими факультетами светской элиты, к примеру, в университетах Фрайбурга в Брайзгау, Эрфурта и Гейдельберга. И, наконец, венцом карьеры можно считать создание «иезуитских университетов», где превалировали члены Общества Иисуса (Диллинген, Падерборн, Мольсхайм, Оснабрюк, Бамберг).

I. Первые иезуиты на немецких землях. 24 октября 1540 г. в немецком городе Вормсе вместе с дипломатом императора, Петром фон Оритцем, появляется первый иезуит, Пьер Эмиль Лазар Фавр (13.04.1506-01.08.1546) [1, с. 4]. Долгое время считалось, что Пьер Фавр принимал участие в религиозных диспутах и дискуссиях 1540 г. в Вормсе, дабы целенаправленно и в соответствии с намерением Игнатия Лойолы «внести иезуитский дух в страну зарождения ереси» [2, с. 5]. Однако, в настоящее время учёные полагают, что на самом деле его пребывание в Вормсе, а впоследствии и в городах Шпайер и Регенсбург, носили эпизодический характер. На самом деле Пьер Фавр ожидал отправления в запланированную поездку в Испанию, куда Петр фон Оритц и Пьер Фавр отправляются 27 июля 1541 г. [1, с. 6].

Точно так же, не совсем запланированно, - по мнению современных исследователей, - выглядело и второе прибытие Пьера Фавра на немецкие территории [3, с. 81]. Когда Пьер Фавр, присланный Папой Римским Павлом III (в миру - Алессандром Фарнезе) вместе с двумя другими членами Ордена иезуитов -Клодом Ле Джэем (1504-1552) [1, с. 15-24] и Николаусом Бобадиллой (1511-23.09.1590) [1, с. 24-32] -прибыли в Германию, кардинал Джованни Мороне (25.01.1509-01.12.1580), в распоряжение которого иезуитов отправили в качестве советников, уже покинул Шпейерский Рейхстаг 1542 г. По письменному распоряжению нунция Джованни Мороне Пьер Фавр должен был выполнять свою миссию «по спасению душ» на Среднем Рейне, Клод Ле Джэй - в Баварии, а Бобадилла - при дворе императора.

II. От преподавания до заведования кафедрами и факультетами. Два года спустя, в 1542 г. мы уже можем констатировать упоминание иезуита Пьера Фавра в одном из немецких университетов - в Майнце, задействованного в сфере академической деятельности. Это также кажется современным учёным-исследователям актом незапланированным, а, скорее, продиктованным местными моментами. Ибо ещё в прошлом году в римской головной организации Ордена подобная академическая деятельность (чтение лекций в университетах) была запрещена. Исключение составляли лишь лекции в области спорной теологии и морали [4, стр. 1007]. Итак, в декабре 1542 г., несколько месяцев спустя оглашения предписания, Фавр, в соответствии с пожеланием архиепископа Майнца, кардинала Альбрехта Бранденбургского (1514-1545) [5], читает многомесячные лекции, но не в сфере спорной теологии или морали, а по Священному Писанию [3, с. 82].

Похожая ситуация относительно влияния иезуитов была налицо и в Кёльне [6]. О прямом влиянии Общества Иисуса на университет, а вернее - на телогический факультет Кёльнского университета в первые годы кёльнской деятельности, говорить мы не можем. Однако нельзя не отметить, что они уже довольно рано стали служить университету. В августе 1543 г. по просьбе кёльнцев кардинал Альбрехт Майнцский лишь на время предоставляет Пьеру Фавру такую возможность [7, с. 801-810]. Будучи лектором Кёльнского университета, 17 августа 1543 г. Фавр издает при дворе императора в Бонне «Мемориал», в котором описана опасность протестантизма. Нунций уговаривает Пьера Фавра продлить его пребывание в Кёльне, ибо здесь «больше рыб для ловли», чем где-либо в Германии [7, с. 830]. В Кёльне Фавр знакомится и тесно сотрудничает с магистром Петром Канизием из Неймегена, изучавшим здесь с 1540 г. теологию, а с 1543 г. вовлеченным Фавром в Орден иезуитов.

В мае 1544 г. Пётр Канизий и Пьер Фавр, а также ещё шесть студентов собираются в одном из домов Кёльна («Domus»). Его можно по праву назвать первым филиалом Ордена иезуитов в Германии [4, стр. 1011]. Уже 25 июня 1543 г. девять жителей этого дома имматрикулировались в университет для обучения теологии или философии. Шесть из них записались студентами факультета свободных искусств (артистического) факультета, а трое - теологического [6, с. 23]. В те времена в качестве студентов факультета свободных искусств (артистического) могли быть записаны лишь члены местного студенческого общества -«бурсы» («Burse»). Так вот, вышеупомянутые студенты указали, что являются членами старой Монтанет-бурсы, к которой с момента обучения в Кёльнском университете относился и Пётр Канизий. На тот момент он был там учителем. Нередко учащиеся из высших семестров преподавали младшим студентам элементарные предметы или языки, или попросту выступали в роли приватных (частных) учителей. Таким образом, иезуиты стали иметь непосредственное отношение к одной из трёх «бурс» города Кёльн. Следует упомянуть, что эти самые студенческие «бурсы», появившиеся впервые в 1257 г. во Франции, стали впоследствии основой для зарождения студенческих общежитий и братств в Европе.

Таким образом, Пьер Фавр налаживает деловые контакты не только со студентами, но и с учёными города. Он начинает довольно часто выступать публично перед студентами и профессорами в «Schola artium» - главной аудитории факультета искусств. Однако, городской магистрат не был сторонником данной деятельности. Через несколько дней после имматрикуляции девяти студентов, 4 июля 1544 г., Советом города было отменено функционирование нового филиала Общества иезуитов в Кёльне. После переселения новичков в другие дома Ордена там остались лишь Леонард Кессель [8] и Пётр Канизий, лишь по причине того, что один из членов Ордена - Ламберт де Шатеа - находился при смерти. Как магистр искусств («Magister artium»), Пётр Канизий, начиная с сентября 1544 г., перенимает преподавательскую деятельность вместо Монтанет-бурзе в университете и начинает читать лекции о «Евангелии от Матфея». В декабре того же 1544 г. он участвует в открытых диспутах университета под названием «Quodlibeticae». 26 июня 1545 г. Канизий защищается и получает степень бакалавра Библии («baccalaureus biblicus»). В рамках последующих научно-исследовательских изысканий 8 июля 1545 г. Пётр Канизий начинает читать лекции о письмах Тимофея. Мы можем смело утверждать, что именно эти лекции - лекции первого иезуита в немецких университетах [6, с. 9]. Летом 1546 г., вскоре после обретения сана священника, Канизий покидает Кёльн и посвящает себя другим задачам [7, с. 809].

Итак, как было упомянуто выше, в 1542 г. Пьеру Фавру надлежало осуществлять свою деятельность в области Среднего Рейна, где ему удалось, вне всякого сомнения, получить доступ в обоих духовных метрополиях, в Майнце и Кёльне, и к университетам. В Баварии подобной деятельностью следовало заниматься его коллеге по Ордену - Клоду ле Джэю. Баварский земский университет в Ингольштадте был третьей немецкой высшей школой, где оставили свой след первые иезуиты. Собственно, как и касательно двух других, так и этого университета, учёные не могут говорить о целенаправленной стратегии Ордена иезуитов относительно них. По причине неудавшейся миссии в Регенсбурге, в период с 17 марта и до середины июня 1543 г. Клод Ле Джэй начинает читать лекции по Священному Писанию в университете города Ингольштадт. Свои впечатления Клод Ле Джэй сформулировал в одном Послании в Рим, что впоследствии, вне всякого сомнения, сыграло позитивную роль в политике Обшества иезуитов относительно осуществления преподавания в немецких университетах. В этом Послании от 21 января 1545 г. Клод Ле Джэй требовал от Ордена возобновления во многих университетах прерванного образования в области теологии. Конкретно он предлагал следующее: даже если Орден иезуитов не нацелен на перенятие функций профессоров и лекторов, они, тем не менее, должны держать наготове людей, способных перенять эти функции в случае необходимости [3, с. 86].

Через несколько лет, 13 ноября 1549 г., на теологическом факультете Ингольштадтского университета появляется сразу три представителя-иезуита - Пётр Канизий, Клод Ле Джэй и Альфонсо Сальмерон (08.09.1515-13.02.1585) [4, стр. 1585]. Буквально за месяц до этого, 4 октября 1549 г., все трое защитили диссертации в области теологии в Болонье. Свою вступительную лекцию Канизий читает 26 ноября 1549 г. Чтение лекций тремя иезуитами по Старому и Новому Заветам, а также догматике внесло заметное оживление в работу теологического факультета Ингольштадтского университета. Первое в истории немецких университетов перенятие заведований кафедрами иезуитами послужило стартом к повороту Ордена иезуитов в сторону образовательной политики, а также явилось, по мнению многих исследователей, событием эпохальной важности и значимости [9, с. 332].

Деятельность иезуитов на данном поприще протекала без особых сложностей. Сперва последовала совместная работа с единственным в то время читающим лекции профессором теологии Бальтазаром Фан-неманном; затем включение троих иезуитских профессоров в деятельность факультета и университета в целом. Почти сразу же Пётр Канизий был избран деканом теологического факультета, а в зимнем семестре 1550/1551 уч. г. и ректором Ингольштадтского университета [10, с. 35]. В следующем учебном году Пётр Канизий - вице-канцлер университета. Такое уважение и почитание университетскими коллегами не умаляло того факта, что количество студентов теологического факультета неумолимо сокращалось, а когда правительство Мюнхена отказало иезуитам в строительстве коллегиума, руководство Ордена в Риме и вовсе отозвало своих отцов обратно. Но это не было прощанием с Ингольштадтом.

Ш. Перенятие иезуитами руководства теологическими и философскими факультетами в немецких университетах духовной элиты. Будучи сопровождающими персонами императорских и папских дипломатов, первые иезуиты смогли, в первую очередь, установить контакты с немецкими князьями и прелатами. Вне всякого сомнения, иезуиты использовали эти контакты с целью увеличения влияния их молодого общества. Проникновение протестантских идей в учебные заведения на католических территориях, кроме того, и не в последнюю очередь, отсутствие конгруэнтных сил в их собственном духовенстве позволили иезуитам в XVI в. в Германии преумножать свое могущество.

Уже летом 1558 г. Пётр Канизий узнал, что ряд немецких епископов в связи с церковной реформой намерен открыть новые школы [11, с. 479, № 367]. В самом деле, начиная с 1560 г., духовные князья различных немецких земель призвали в качестве помощников для проведения реформы, духовенства и пастырской заботы, особенно в высших учебных заведениях, членов Общества Иисуса [1]. Это ознаменовало начало следующего периода деятельности Ордена иезуитов в Германии, ставшего решающим в успехе Тридентской реформы на немецких территориях.

Уже на Аугсбургском Рейхстаге 1550 г. Клод Ле Джэй завёл разговор с архиепископом и курфюрстом Трира Иоганном фон Изенбургом (ок. 1507-18.02.1556) о создании «Иезуитского коллегиума» в городе Трире, расположенном на реке Мозель. Однако, эта беседа не увенчалась успехом [12, с. 67]. При встрече архиепископа и курфюрста Трира с Альфонсом Сальмероном и Диего Лаинесом (1512-1565) на Синоде в Триенте в 1551 году этот вопрос был затронут вновь. По возвращении Иоганна фон Изенбурга обратно строительство «Иезуитского коллегиума» должно было начаться [12, с. 252, 262]. Тем не менее, лишь последователь Иоганна фон Изенбурга - архиепископ и курфюрст Иоганн фон дер Лайяен (ок. 151010.02.1567) - проявил себя более радушным по отношению к планам иезуитов. Уже в январе 1559 г. он признался иезуитам в Кёльне, что у него нет «более подходящих строителей для реконструкции гнилого университета в Трире, чем они» [13]. В середине февраля 1560 г. после коротких переговоров между архиепископом и Иоганном Ретиусом (1531-26.10.1574) был подписан предварительный договор [6, с. 342344], а уже 18 февраля последовала официальная просьба-запрос курфюрста генералу Ордена в Рим, где он просит прислать для создания «Коллегиума иезуитов» 12 отцов. Двое из них должны были стать профессорами в области теологии, а четверо - в области философии и языков. 30 марта 1560 г. генерал Диего Лаинец соглашается удовлетворить просьбу курфюрста и архиепископа Трира. 6 декабря 1560 г. первые отцы въехали в здание бывшего университетского коллегиума, расположенное на рыночной площади в Трире [6, с. 374]. В первые дни Нового года 13 января 1561 г. иезуиты имматрикулировались в университет, принеся ему клятву верности, а 3 февраля отпраздновали этот акт. Неделей позже братья уже читали лекции в Трирском университете. Поначалу на лекциях иезуитов присутствовало немного людей: слушателей риторики было 7 человек, а логики - 4. Такое незначительное число студентов, вне всякого сомнения, указывало на необходимость срочных перемен в Трирском университете [3, с. 112].

Нельзя не отметить, что в отличие от конфронтаций во время внедрения иезуитских профессоров в традиционные организации в Ингольштадте или Кёльне, ситуация в Трире, как сообщают источники, выглядела иначе. Не только архиепископ, но и учёные мужи университета видели в них отличных помощников. Теологический факультет, на котором начиная с 1561 г. преподавали исключительно профессора-иезуиты, 7 мая этого же года возглавил Антон Финк [1, с. 876]. Двумя годами позже он уже становится ректором университета. 2 августа 1564 г. один из иезуитов занимает пост декана философского факультета. Тем не менее, несмотря на вышеозначенные факты, мы не можем причислить Трирский университет к семье иезуитских университетов. Современные исследователи полагают, что Трирский университет можно считать «университетом с иезуитскими факультетами», так как из 4 имевшихся в нём факультетов только два (теологический и филосовский) находились в руках иезуитов [3, с. 116].

С 1477 г. в Майнцском университете функционировали 4 факультета. Привлечь иезуитов с целью католических реформ и реорганизации высшей школы пытался курфюрст Себастьян фон Хойзенштамм. Однако, лишь его последователю, Даниэлю Бренделю фон Хомбург, удалось это осуществить. «В 1559 году, в последний день января, я оставляю на этом металлическом этаже 12 000 золотых гульденов, предназначенные для строительства и развития Иезуитского коллегиума в Майнце» [14]. Эту записку вместе с четырьмя мешками денег курфюрст Даниэль Брендель оставил на металлическом этаже ризницы Собора в Майнце - был сделан первый шаг. Год назад он уже отправлял послание Кёльнскому отцу иезуитов Иоганну Ретиусу с просьбой прислать в город кого-либо из иезуитов для переговоров [6, с. 340]. «Провинциал» Эверард Меркуриан (1514-01.08.1580) и Иоганн Ретиус, который до этого вёл трирские переговоры, прибыли персонально в резиденцию Ашаффенбурга. В беседе 21 октября 1560 г. курфюрст назвал в качестве срочной задачи основание Иезуитского коллегиума [6, с. 367]. При этом надлежит отметить, что в данной беседе курфюрст делал акцент не на лекции иезуитов в теологической и философской областях, а исключительно на занятия в гимназических классах. Даниэль Брендель пообещал позаботиться о поиске подходящего жилья, и так же, как и в соседнем Трире, предложил иезуитам сумму на проживание в размере 1000 флоринов. 2 ноября 1560 г. курфюрст отправляет запрос генералу Ордена с просьбой прислать ему 11 или 12 отцов. 3 декабря 1560 г. генерал Ордена иезуитов Диего Лаинец на эту просьбу отвечает

положительно. Пётр Канизий, в свою очередь, сперва радуется такому развитию событий, однако считает, что по причине запланированных оснований иезуитских коллегиумов в Иннсбруке и Диллингене, удовлетворить желание Майнца будет сложно за неимением должного количества персонала [6, с. 373]. Тем не менее, переговоры между курфюрстом и иезуитами продолжились.

В октябре 1561 г. в Майнце появляются первые иезуиты. Они размещаются в доме Соборного схоластика [6, с. 399], где начинают свою преподавательскую деятельность (правда, только в частном порядке). 8 декабря 1561 г. начинаются праздничные мероприятия касательно появления «предварительного» Коллегиума. На следующий день в городе Майнц была официально открыта школа иезуитов, состоящая из четырёх гимназических классов, однако класс риторики по причине отсутствия учащихся был открыт лишь к Троице 1562 г. [3, С. 120].

Чтение иезуитскими профессорами лекций на теологическом и философском факультетах происходит после 1562 г. Так, к примеру, осенью 1563 г. семь иезуитов становятся членами факультета искусств [6, с. 492]. Первым деканом факультета искусств из числа иезуитов 27 октября 1566 г. был избран Людвиг Бакерелиус [1, с. 106, 110]. Что касается теологического факультета, то тут лекции по схоластической теологии и ивриту читали ректор Коллегиума Ламберт Ауэр (1533-04.05.1573) и П. Кристиан Хальвер. Позднее иезуиты выступали с лекциями по контроверсной теологии, Священному Писанию и иным предметам. Положение братьев на теологическом факультете Майнцского университета упрочилось в 1564 г., когда один из членов Общества Иисуса был избран деканом факультета. На сегодняшний день бытует мнение, что им был Ламберт Ауэр [3, с. 123]. Мало кто знает, что этот университет берёт свои истоки ещё из 1402 г. и относится к одним из старейших университетов Германии. Именно в 1402 г. Майнцский университет получил от Папы Римского Бонифация IX привилегию на его основание. 2 октября 1410 г. по указанию епископа Иоганна фон Эглоффштайна университет был торжественно открыт. Однако в начале XV в. в его стенах студенты недолго обучались. В силу ряда причин университет был закрыт через несколько лет после своего открытия.

Повторно открытый в 1582 г. Вюрцбургский университет называл в качестве своего нового покровителя князя-епископа Юлиуса Эхтера фон Меспельбрунна (1573-1617). Хотя следует упомянуть, что ещё предшественник Юлиуса Эхтера, Фридрих фон Вирсберг (1558-1573) заложил фундамент возрождения высшей школы в Вюрцбурге, основав в городе в 1561 г. «Педагогиум», а в 1567 г. - «Иезуитский Кол-легуим». 20 октября 1573 г. Юлиус Эхтер фон Меспельбрунн адресует генералу Ордена иезуитов просьбу прислать в Вюрцбург 14 иезуитов. Из-под пера иезуитов исходит данный ими в 1574 г. ответ [15, с. 166168], где речь идёт о 90 персонах, которых надлежит прислать в Вюрцбург. То есть фактически речь идёт о желании иезуитов открыть в Вюрцбурге университет по образцу Диллингена. Такой вывод можно сделать потому, что в послании речь идёт исключительно о двух интересующих иезуитов факультетах - теологическом и философском; а число 90 превосходило на два десятка число людей, рекомендуемых генералом Ордена для создания «иезуитского университета» [3, с. 132].

В том же 1574 г. Юлиус Эхтер отправляет делегацию в Папскую курию с целью восстановить в университете 4 факультета [16, с. 174]. Уже 26 марта 1575 г. Папа Григорий XIII дозволяет в соответствии с Привилегиями от Болоньи, Парижа и других университетов открыть в университете 4 просимых им факультета [17, с. 80-82]. Не только Папская привилегия, но и привилегия императора от 11 мая того же, 1575 г. отчётливо ведёт речь об основании в Вюрцбургском университете четырёх факультетов, как и в Гейдельберге, Тюбингене, Фрайбурге, в Брайзгау и Ингольштадте. Нельзя не отметить, что уже 29 ноября 1575 г. иезуиты читали здесь лекции по догматике и прочим дисциплинам (ещё до того, как университет официально был объявлен повторно открытым). В силу разных причин его повторное открытие, действительно, отодвинулось на несколько лет. Церемония по открытию университета состоялась в ратуше города лишь 2 января 1582 г. [17, с. 127-129], а 4 января она продолжилась в «Иезуитском коллегиуме». Четвёртого же января 1582 г. Юлиус Эхтер фон Меспельбрунн сам избрал четырёх деканов факультетов. Это было не совсем обычно, ибо ранее деканы всегда избирались из числа членов факультетов. В этот первый состав деканов представители Общества Иисуса не входили. Зато в состав теологического факультета входило 3 иезуита, а философского - сразу 7 иезуитских профессоров [3, с. 136]. Позднее, деканами теологического факультета становятся, в большинстве своём, представители Ордена.

Итак, что касается Вюрцбургского университета, то здесь, как и в случае с Трирским, по мнению современных исследователей, скорее всего, всё-таки правильным будет применять термин «университет с иезуитскими факультетами», а не «иезуитский университет» [3, с. 138].

IV. Перенятие иезуитами руководства теологическими и философскими факультетами в университетах светской элиты. К началу Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. в число католических университетов с кафедрами, которыми заведовали иезуиты, и иезуитскими факультетами, не входили университеты в городе Фрайбург в Брайзгау и в тюрингском городе Эрфурте. Именно они, а также университет в Гейдельберге самыми последними в так называемой немецкой провинции Ордена иезуитов попали под их влияние. Общего между всеми тремя было то, что эти города не являлись резиденциями епископов.

Существующий с 1460 г. Фрайбургский университет относится к одному из трёх немецких высших учебных заведений в области немецкой провинции Ордена. Город Фрайбург являлся владением австрийских Габсбургов, а духовная юрисдикция осуществлялась епископом Констанца. Когда в июле 1620 г. иезуиты выторговали для себя у руководства города в лице эрцгерцога Леопольда V Фердинанда Австрийского (09.10.1586 - 13.09.1632) будущую преподавательскую деятельность во Фрайбургском университете, университет ещё был в состоянии предотвратить поспешную формулировку этой идеи [18, с. 201203]. Но уже 5 октября этого же года первые иезуиты успешно имматрикулировались в университет [19, с. 804], а 19 октября начали читать лекции в области философии. Месяц спустя, 15 ноября 1620 г., по указанию эрцгерцога Леопольда V Фердинанда Австрийского в главной лекционной аудитории артистической бурсы представители города и члены университета приветствовали отцов Ордена иезуитов. Днём позже, 16 ноября, в силу вступает «Леопольдина» - договор об объёме деятельности иезуитов во Фрайбургском университете, а именно: полное перенятие иезуитами факультета свободных искусств (артистического факультета), а также двух кафедр на теологическом факультете. С другой стороны, иезуиты не имели права на занимание должности ректора [3, с. 146].

Попытки курфюрстов Майнца в 1550, 1561 и 1563 гг. пригласить иезуитских профессоров в требующую реформирования Эрфуртскую высшую школу потерпели неудачи по причине того, что население города было преимущественно протестантским [3, с. 151]. Так, в 1563 г. город приглашает профессоров из Виттенберга, дабы курфюрсты не предложили позиции заведующих кафедрами в Эрфуртском университете иезуитами. Даже не смотря на вмешательство Папы Римского, планы на создание «Коллегиума иезуитов», реализованы не были. Кроме того, именно в эти десятилетия город пытается пошатнуть как светскую, так и духовную власть курфюрстов Майнца при содействии соседних протестантских князей [20].

Намерение отцов сперва в городе вести пасторскую деятельность потерпело поражение как в 1564-м [6, с. 511], в 1577-м, так и в 1580 гг. [6, с. 340]. Лишь осенью 1584 г. иезуиты стали занимать постоянные должности пасторов в Центральном Соборе и некоторых других церквях. Только П. Михаэлю Шиллингу, бывшему студенту Эрфуртского университета [6, с. 775], удалось занять постоянную позицию в городе после 1588 г. [21, с. 9]. В соответствии с решением Городского Совета о том, чтобы он покинул город, П. Михаэль Шиллинг покидает Эрфурт и живёт некоторое время при дворе Майнцского курфюрста [21, с. 10]. Затем иезуиты снова появляются в городе, и в 1601 г. создают резиденцию. В 1611 г. в городе был открыт иезуитский коллегиум [21, с. 10], где было всего несколько классов. Несмотря на конкурирующую организацию в лице евангелистской гимназии, дислоцирующейся в старом монастыре августинцев, число учеников в гимназии иезуитов быстро росло. Эрфуртцы могли сами решать, куда отдавать детей на обучение [20, с. 145, 152].

Учитывая тот факт, что большинство населения Эрфурта было протестантским, 21 апреля 1618 г. курфюрстом Майнца Иоганном Швайкхардом фон Кроненбергом (15.07.1553-17.09.1626) в городе Эрфурт были разрешены публичные учения «Аугсбургского вероисповедания» [20, с. 164-168]. Наряду с этим в одном из договоров курфюрст Майнца дал Городскому Совету Эрфурта согласие на существование в августинском монастыре «Paedagogio» с одним профессором теологии. Этот протестантский профессор теологии финансировался городом для обучения пасторов, но не являлся членом теологического факультета университета. Членами теологического факультета были исключительно католические профессора.

Первые контакты иезуитов с университетом зафиксированы в «Книге матрикуляций» от 1625 г. Именно в 1625 г. в «Книгу» был записан профессор морали «Иезуитского коллегиума», Мельхиор Тетте-борн. Вполне возможно, что он читал тогда публичные лекции, предположительно, в области теологии. В 1628 г. ректор университета, магистр Урбарус Хойн, записал ректора «Иезуитского коллегиума», доктора теологии Иоганна Беттингена [22, с. 130, 186], в «Книгу матрикуляций» университета. В конце декабря Беттинген становится членом теологического факультета, а вскоре начинает занимать должность декана.

22 сентября (2 октября) 1631 г. шведская армия Густава Адольфа вошла в Эрфурт [23], и занятия в «Коллегиуме иезуитов», а также в университете были приостановлены. Свой «Коллегиум» отцы отдали наместнику шведского короля, герцогу Вильгельму Веймарскому. 30 декабря 1633 г. иезуитов выдворили из города, куда после непродолжительной паузы (1632-1635) они вернулись снова.

Осенью 1649 г. Императорская Комиссия установила на будущее католический характер университета. 19 февраля 1650 г. на теологический факультет были имматрикулированы три иезуитских профессора и ректор «Иезуитского коллегиума». В принципе, если говорить о влиянии иезуитских профессоров, они играли здесь не столь значительную роль, как в иных университетах, и читали лекции лишь в области морали [3, с. 156].

16 сентября 1622 г. войска генерала Тилли (1559-1632) победоносно вошли в город Гейдельберг. Это означало для основанного в 1386 г. Гейдельбергского университета конец эры господства «школы европейского кальвинизма». Бегство студентов и профессоров из города во время 30-летней войны было той нанесенной университету раной, от которой он долго не мог отправиться. С появлением в Гейдельберге имперских войск, также появилось и первых два иезуита: Иоганн Георг Агрикола (1558-1633) и Иоганн Пиерсон [4, стр. 778]. Несмотря на то, что функция иезуитов изначально должна была заключаться в сопровождении имперских войск, декан артистического факультета не без оснований полагал, что они также были заинтересованы в занятии позиций заведующих кафедр различных факультетов Гейбельбергского университета с целью самостоятельного заведования ими [24, с. 377, № 239].

Послание иезуитского генерала от 1 июля 1623 г. подтверждает усилия Общества Иисуса в отношении императора с целью заполучить университет под свою эгиду. Так, генерал Иоганн Церклас, граф фон Тилли пообещал оставшимся в Гейдельбергском университете профессорам сохранять привилегии, оставив двух профессоров-юристов, профессора-медика и четырех профессоров-философов. Также сохранялись стипендии сотрудникам университета на четырёхлетний срок [25, с. 188, № 1546]. Однако, нельзя не упомянуть, что занятия по причине незначительного количества студентов и профессоров [24, с. 379, № 242] в тот период нельзя трактовать, как полноценные. Скорее всего, это связано с запретом нового регента - герцога Баварского и курфюрста из рода Виттельсбахов Максимилиана I (1573-1651) [26] - от 7 (17) февраля 1625 г. читать лекции философского характера, дабы предотвратить любое некатолическое влияние на студентов. Последствием такой конфессиональной политики можно считать роспуск профессоров, осуществлённый герцогским губернатором 2 апреля 1626 г. по приказу Максимилиана. Таким образом, Гейдельбергский университет, являвшийся десятилетия подряд «центром кальвинистской науки», окончательно приостанавливает учебный процесс. C тех пор учреждение начинает управляться коллектором, назначенным баварским герцогом [25, с. 191, № 1566; там же, с. 192, № 1579].

В 1624 г. отцы Общества Иисуса открыли небольшую частную школу для 20 детей. За четыре года эта школа превратилась в полноценную гимназию. По настоянию иезуитов, Максимилиан 16 сентября 1628 г. даёт указание из Мюнхена восстановить учебный процесс в университете. При этом, иезуиты должны были, соответственно, перенять руководство философским и теологическим факультетами [3, с. 158]. По причине тяжелейшей экономической ситуации и хронической нехватки студентов и профессоров в Гейдельбергском университете, уже католическом, учебный процесс начался лишь 16 июня 1629 г. [25, с. 192, № 1580].

Летом 1631 г. в Гейдельберг вторгаются шведы, вынудившие студентов и профессоров покинуть город [25, с. 195. № 1591]. Лишь после освобождения Гейдельберга баварскими войсками отцы-иезуиты смогли летом 1635 г. возобновить свою деятельность. К сожалению, в последующие 15 лет по причине постоянных военных действий им не удалось полностью восстановить учебный процесс в области философии и теологии, а в 1640 г. гимназия состояла лишь из 5 классов. В 1649 г. новый регент - пфальцграф Карл Людвиг, снова произвёл смену конфессий [27]. В связи с этим отцы «Общества Иисуса» вынуждены были 7 октября 1649 г. покинуть на 50 лет свой филиал в Гейдельберге.

V. Немецкие иезуитские университеты. Помимо преподавания, заведования кафедрами, а также руководства теологическими и философскими факультетами в немецких университетах светской и духовной элиты, мы можем констатировать наличие на немецких землях так называемых «немецких иезуитских университетов». Этой теме будет посвящена отдельная статья. В данной публикации автор лишь перечислит те высшие учебные заведения на территории Германии, управление и руководство которыми в Раннее Новое время полностью находилось в руках членов Ордена.

Так, к немецким иезуитским университетам мы можем отнести пять высших учебных заведений Германии: 1) Иезуитский университет Диллинген (1563 г.); 2) иезуитский университет Падерборн (1616 г.); 3) иезуитский университет Мольсхайм (1618 г.); 4) иезуитский университет в Оснабрюке (1632 г.); 5) иезуитский университет Бамберг (1648 г.). Наряду с этим, в данном контексте следует упомянуть и попытку основания университета в городе Мюнстер в период с 1622 по 1648 гг.

Заключение. Таким образом, в ходе изучения соответствующих документов и литературы относительно влияния иезуитов на учебный процесс в различных учебных заведениях Германии (в основном, в университетах) можно сделать вывод о том, что с момента появления первых иезуитов на немецких землях в 1540 г. за период свыше 100 лет ими были достигнуты значительные успехи.

Так, начав свою деятельность с преподавания, а именно, чтения лекций, иезуиты последовательно перенимали заведования кафедрами на некоторых факультетах отдельных немецких университетов Майнца, Кёльна и Ингольштадта. Затем они берут на себя функции управления теологическими и философскими факультетами духовной элиты, например, в университетах Трира, Майнца и Вюрцбурга, а также управление теологическими и философскими факультетами светской элиты, к примеру, в университетах Фрайбурга в Брайзгау, Эрфурта и Гейдельберга. Венцом деятельности братьев можно считать создание «иезуитских университетов» (Диллинген, Падерборн, Мольсхайм, Оснабрюк, Бамберг).

ЛИТЕРАТУРА

1. Duhr, B. Geschichte der Jesuiten in den Ländern deutscher Zunge; I: Geschichte der Jesuiten in den Ländern böhmischer Zunge im XVI Jahrhundert / B. Duhr. - Freiburg im Br. : Herder, 1907. - XVI, 876 S.

2. Friedensburg, W. Die ersten Jesuiten in Deutschland / W. Friedensburg. - Halle : Verein für Reformationsgeschichte, 1905. - 74 S.

3. Hengst, K. Jesuiten an Universitäten und Jesuitenuniversitäten. Zur Geschichte der Universitäten in der Oberdeutschen und Rheinischen Provinz der Gesellschaft Jesu im Zeitalter der konfessionellen Auseinandersetzung / K. Hengst. - Paderborn, München, Wien, Zürich : Ferdinand Schöningh, 1981. - 425 S.

4. Koch, L. Jesuiten-Lexikon. Die Gesellschaft Jesu einst und jetzt / L. Koch. - Paderborn : Verlag Bonifacius-Dr., 1934; Nachdruck Löwen-Heverlee : Verlag der Bibl. SJ, 1962. - 1878 Sp.

5. Wolter, H. Kardinal Albrecht von Mainz und die Anfänge der katholischen Reform / Н. Wolter // Theologie und Philosophie. - 1976. - № 51. - S. 496-511.

6. Hansen, J. Rheinische Akten zur Geschichte des Jesuiten-Ordens 1542-1582 (= Publicationen der Gesellschaft für Rheinische Geschichtskunde 14) / J. Hansen. - Bonn, 1896.

7. Duhr, B. Der erste Jesuit auf deutschem Boden, insbesondere seine Wirksamkeit in Köln / B. Duhr // HJ 8 (1887). - S. 792-830.

8. Virnich, T. Leonhard Kessel, der erste Obere der Kölner Jesuiten-Niederlassung (1544-1574) / T. Virnich // Annalen des historischen Vereins für den Niederrhein. - 1911. - Heft 90. - S. 1-37.

9. Handbuch der bayerischen Geschichte. Band 2 / Hrsg. von Max Spindler / H. Lutz. - München : Beck, 1988. - XLII, 1398 S.

10. Kausch, Winfried. Geschichte der Theologischen Fakultät Ingolstadt im 15. Und 16. Jahrhundert (1472-1605) / Winfried Kausch. - Berlin : Duncker & Humblot, 1977. - 255 S.

11. Beati Petri Canisii Societatis Jesu, epistulae et acta. 2. 1556-1560. - Freiburg im Breisgau : Herder, 1898. - LXI, 950 S.

12. Polancus, J.-A. de. Vita Ignatii Loiolae et rerum Societatis Jesu historia, Chronicon Societatis Jesu. 2. 1550-1552 / J.-A. de Polancus. - Matriti : Avrial, 1894. - 820 S.

13. Bianco, F. J., von. J. Die alte Universität Köln und die späteren Gelehrten-Schulen dieser Stadt nach archivarischen und anderen zuverlässigen Quellen. I/1 / F. J. von Bianco. - Köln : Selbstverlag d. Verf., 1855. - XVI, 984, 405 S.

14. Brück, A. P. Die Anfänge der Jesuiten in Mainz / A. P. Brück // Jahrbuch für das Bistum Mainz. - 1955/57. - № 7. - S. 196-207.

15. Reindl, M. Lehre und Forschung in Mathematik und Naturwissenschaften, insbesondere Astronomie an der Universität Würzburg von der Gründung bis zum Beginn des 20. Jahrhunderts. Dissertation. / M. Reindl. - Würzburg : Universität, 1966. - VIII, 285 S.

16. Wegele, F. X. von. Geschichte der Universität Würzburg / F. X. von Wegele. - Würzburg: Stahel, 1882. - Teil 1: Geschichte. - VIII, 509 S. (Neudruck Aalen 1969).

17. Wegele, F. X. von. Geschichte der Universität Würzburg / F. X. von Wegele. - Würzburg : Stahel, 1882. - Teil 2: Urkundenbuch. - XV, 538 S. (Neudruck Aalen 1969).

18. Kurrus, T. Jesuiten an der Universität Freiburg i. Br. 1620-1773. Band 1. / T. Kurrus. - Freiburg : Alber, 1963. - 265 S.

19. Die Matrikel der Universität Freiburg im Breisgau. Band 1: 1460-1656 / Hrsg. Von H. Meyer. - Freiburg : Herder, 1907. -XCIV, 942 S.

20. Martens, C. Die Friedensverhandlungen zwischen Erfurt und Mainz in den Jahren 1615 und 1618 / C. Martens // Mitteilungen des Vereins für die Geschichte und Altertumskunde vor Erfurt. - 1899. - 20. - S. 140-170.

21. Dreier, B. Das katholische Gymnasium in Erfurt: Ein Beitrag zur Geschichte des Thüringer Schulwesens. Jena, Univ., Diss. / B. Dreier. - Weida i. Th.: Thomas & Hubert, 1916. - 86 S.

22. Kleineidam, E. Universitas Studii Erffordensis. Überblick über die Geschichte der Universität Erfurt im Mitteallter. Band Ш: 1521-1632 / E. Kleineidam. - Leipzig : St.-Benno-Verlag, 1980. - XX, 315 S.

23. Schauerte, F. Gustav Adolf und die Katholiken in Erfurt: Ein Beitrag zur Geschichte des dreißigjährigen Krieges / F. Schauerte. - Köln : Bachem, 1887. - 87 S.

24. Winckelmann, E. Urkundenbuch der Universität Heidelberg: zur fünfhundertjährigen Stiftungsfeier der Universität / E. Win-ckelmann. - Heidelberg : Winter, 1886. - Band I: Urkunden. - XIV, 496 S.

25. Winckelmann, E. Urkundenbuch der Universität Heidelberg: zur fünfhundertjährigen Stiftungsfeier der Universität / E. Winckelmann. - Heidelberg : Winter, 1886. - Band II: Regesten. - 405 S.

26. Albrecht, D. Die auswärtige Politik Maximilians von Bayern 1618-1635 (= Schriftenreihe der historischen Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften 6) / D. Albrecht. - Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1962. - XIX, 390 S.

27. Vierordt, K. F. Geschichte der Reformation im Großherzogtum Baden / K. F. Vierordt. - Karlsruhe : Braun, 1847. - VI, 527 S.

Поступила 23.05.2020

JESUITS AND GERMAN UNIVERSITIES O. KELLER

In the article will talk about the role of the Jesuits in German universities: when the Jesuits first appeared in Germany; what positions were held in German educational structures; which Jesuit universities founded on German lands, etc. The first Jesuit to appear on German lands is Pierre Emil Lazar Favre. It happened in 1540. But what role the representatives of the "Society of Jesus" played in the educational life of the country, it will be possible to find out by reading this material, based on the solid research of German scientists on this issue.

Keywords: Jesuits, German universities, from lectures to leadership of departments and faculties universities of the spiritual elite, universities of the secular elite, German Jesuit universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.