Научная статья на тему 'Осмысление суицида в контексте учения Эмиля Дюркгейма'

Осмысление суицида в контексте учения Эмиля Дюркгейма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4383
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТДАВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ / СУИЦИД / ОБЩЕСТВО / МОРАЛЬ / ПРИНЦИП / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергеева Анжелика Ивановна

В статье предпринимается попытка анализа проблем суицида с онтологической точки зрения. Актуальность исследования обусловлена тем, что суицид становится все более ощутимой проблемой. Несмотря на благополучие современной жизни, число самоубийств не уменьшается. В современном информационном обществе, можно добавить к четырём видам самоубийств, выделенных Э. Дюркгеймом, самоубийство, совершаемое под влиянием информации. Сегодня молодые люди оказались заброшенными в виртуальный мир, чтобы справиться самим, быть устойчивым, необходимо иметь духовно-моральную основу. Не покидает экзистенциальный страх. Целью данной статьи не является анализ статистических данных. Э. Дюркгейм считал, что для решения проблем общества необходимо установить новые формы социального взаимодействия или социальных отношений. В этом автор видит проблему онтологической основы социального взаимодействия, что, в свою очередь, может способствовать уменьшению количества самоубийств. Новизна работы заключается в выявлении влияния отдавания и принятия как механизма социального взаимодействия и морального принципа в решении проблем суицида. Задачей является показать применение отдавания и принятия на практике. Если в неорганическом мире действует физический закон взаимодействия, то в общественной жизни проблема обостряется отсутствием подобного механизма. В связи со сказанным, необходимо разработать социально-ценностные модели формирования субъектности ребёнка в социуме и обобщение опыта в целях создания условий и механизмов социализации детей. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании возможности использования понятия «отдавание и принятие» в педагогическом, воспитательном процессе. Показано, что осмысление отдавания и принятия позволяет с разных сторон изучить социальное взаимодействие. Автор приходит к выводу, что теории о воспитании, виды взаимодействий могут быть осмыслены в контексте отдавания и принятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological Aspect of Suicide: E. Durkheim’s Teachings in New Realities

The article attempts to analyze the problems of suicide from an ontological point of view. The relevance of research topic is due to the fact that suicide is becoming an increasingly tangible problem. Despite the well-being of modern life, the number of suicides does not decrease. In the modern information society, one can add the suicide, committed by E. Durkheim, a suicide committed under the influence of information. Today, young people have been thrown into the virtual world to cope, to be sustainable, it is necessary to have a spiritual and moral basis. Do not leave the existential fear. The purpose of this article is not the analysis of statistical data. E. Durkheim believed that to solve the problems of society, it is necessary to establish new forms of social interaction or social relations. In this, the author sees the problem of the ontological basis of social interaction, which in turn can help reduce the number of suicides. The researching novelty of the work is to identify the impact of giving and accepting as a mechanism of social interaction and a moral principle in solving problems of suicide. The task is to show application of give and take action in practice. If the physical СЕРГЕЕВА Анжелика Ивановна кандидат философских наук, доцент кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. Е-mail: [email protected] SERGEEVA Anzhelika I. Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia. law of interaction operates in the inorganic world, then in public life the problem is exacerbated by the absence of such a mechanism. In connection with the above, it is necessary to develop socio-value models for the formation of the subjectivity of the child in society and the generalization of experience in order to create the conditions and mechanisms for the normal socialization of children. The theoretical significance of the article is to justify the possibility of using the concept of “giving and taking” in the pedagogical, process. It is shown that understanding giving and taking process makes it possible to study social interaction from different sides. The author comes to the conclusion that theories about upbringing, teachings and types of interactions can be understood in the context of giving and taking process.

Текст научной работы на тему «Осмысление суицида в контексте учения Эмиля Дюркгейма»

УДК 616.89-008.441.44

А.И. Сергеева

Осмысление суицида в контексте учения Эмиля Дюркгейма

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация: В статье предпринимается попытка анализа проблем суицида с онтологической точки зрения. Актуальность исследования обусловлена тем, что суицид становится все более ощутимой проблемой. Несмотря на благополучие современной жизни, число самоубийств не уменьшается. В современном информационном обществе, можно добавить к четырём видам самоубийств, выделенных Э. Дюркгеймом, самоубийство, совершаемое под влиянием информации. Сегодня молодые люди оказались заброшенными в виртуальный мир, чтобы справиться самим, быть устойчивым, необходимо иметь духовно-моральную основу. Не покидает экзистенциальный страх. Целью данной статьи не является анализ статистических данных. Э. Дюркгейм считал, что для решения проблем общества необходимо установить новые формы социального взаимодействия или социальных отношений. В этом автор видит проблему онтологической основы социального взаимодействия, что, в свою очередь, может способствовать уменьшению количества самоубийств. Новизна работы заключается в выявлении влияния отдавания и принятия как механизма социального взаимодействия и морального принципа в решении проблем суицида. Задачей является показать применение отдавания и принятия на практике. Если в неорганическом мире действует физический закон взаимодействия, то в общественной жизни проблема обостряется отсутствием подобного механизма. В связи со сказанным, необходимо разработать социально-ценностные модели формирования субъектности ребёнка в социуме и обобщение опыта в целях создания условий и механизмов социализации детей. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании возможности использования понятия «отдавание и принятие» в педагогическом, воспитательном процессе. Показано, что осмысление отдавания и принятия позволяет с разных сторон изучить социальное взаимодействие. Автор приходит к выводу, что теории о воспитании, виды взаимодействий могут быть осмыслены в контексте отдавания и принятия.

Ключевые слова: взаимодействие, отдавание и принятие, суицид, общество, мораль, принцип, процесс.

А.1. Sergeeva

Ontological Aspect of Suicide: E. Durkheim's Teachings

in New Realities

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article attempts to analyze the problems of suicide from an ontological point of view. The relevance of research topic is due to the fact that suicide is becoming an increasingly tangible problem. Despite the well-being of modern life, the number of suicides does not decrease. In the modern information society, one can add the suicide, committed by E. Durkheim, a suicide committed under the influence of information. Today, young people have been thrown into the virtual world to cope, to be sustainable, it is necessary to have a spiritual and moral basis. Do not leave the existential fear. The purpose of this article is not the analysis of statistical data. E. Durkheim believed that to solve the problems of society, it is necessary to establish new forms of social interaction or social relations. In this, the author sees the problem of the ontological basis of social interaction, which in turn can help reduce the number of suicides. The researching novelty of the work is to identify the impact of giving and accepting as a mechanism of social interaction and a moral principle in solving problems of suicide. The task is to show application of give and take action in practice. If the physical

СЕРГЕЕВА Анжелика Ивановна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]

SERGEEVA Anzhelika I. - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

law of interaction operates in the inorganic world, then in public life the problem is exacerbated by the absence of such a mechanism. In connection with the above, it is necessary to develop socio-value models for the formation of the subjectivity of the child in society and the generalization of experience in order to create the conditions and mechanisms for the normal socialization of children. The theoretical significance of the article is to justify the possibility of using the concept of "giving and taking" in the pedagogical, process. It is shown that understanding giving and taking process makes it possible to study social interaction from different sides. The author comes to the conclusion that theories about upbringing, teachings and types of interactions can be understood in the context of giving and taking process.

Keywords: interaction, give and take, suicide, society, morality, principle, process.

Введение

Сегодня продолжается констатирование «помолодевшего суицида». При этом число реальных самоубийств значительно превосходит" статистические данные. Поскольку самоубийство - сложный феномен, возможны различные объяснения. Самоубийства как социальный факт, повторяясь, не изменились, существуют самые различные типы самоубийц. Основными причинами совершения самоубийства остаются депрессии, проблемы в семье или на работе, несчастная любовь, одиночество, отсутствие ощущения безопасности, непонимание окружающих и т.д. Существуют и такие самоубийцы, которые материально успешны, но устают в бесконечной погоне за недостижимой целью. Такому постоянству способствуют объективно существующие проблемы.

Хотелось бы рассмотреть проблему самоубийства на основе работы Эмиля Дюркгейма «Самоубийство». Автор основывается на мнении Э. Дюркгейма, что причиной самоубийств является социальная жизнь, ее ценностно-нормативный характер, определенная интенсивность социальных связей. Наконец, в сплоченном обществе можно наблюдать постоянный обмен идей, индивид не предоставлен себе, находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка. Представляется важным искать проблемы в ценностной системе. Как показывает история, ценности, идеология влияют на сознание людей. Прежде всего, следует отметить, что, в соответствии с общей концепцией Э. Дюркгейма, самоубийство рассматривается в качестве социального факта. Главной его причиной является разрушение социальных связей, одиночество.

Любое нарушение равновесия даже при условии, что следствием его будет увеличение благосостояния и общий подъем жизненных сил, толкает человека к добровольной смерти.

Необходимо заглянуть во внутренний мир индивида. Всё свидетельствует не об экономической нужде, а о моральной проблеме. Человеческая жизнь ценна, общество может помочь каждому выработать жизнеутверждающее мировоззрение. Самоубийца ставит под сомнение идею осмысленности жизни. Эти вопросы совпадают с самыми важными практическими проблемами современности. Эмиль Дюркгейм пишет, что очаги самоубийств совпадают с большими городами, где существуют все условия, способствующие тому, чтобы человек принял решение о самоубийстве. В частности, слабая сплочённость людей.

Теоретические разработки, методика исследования самоубийства, разработанные Э. Дюрк-геймом, используются и современными социологами, изучающими эти проблемы. Проблемой самоубийства занимались многие исследователи, старались заполнить «черную дыру» [1-5].

Самоубийство есть, прежде всего, порыв отчаяния у человека, который больше не дорожит жизнью. Для понимания самоубийства необходимо учитывать онтологический аспект, социальное взаимодействие. Даже старые люди совершают самоубийство, если отношение к ним плохое. Также следует учитывать собственную мировоззренческую позицию индивида.

Э. Дюркгейм достаточно убедительно показал односторонность и неубедительность психологических, биологических, географических объяснений факта самоубийства. Он отмечает, что «процент самоубийств зависит только от социологических причин и что контингент добровольных смертей определяется моральной организацией общества» [6, с. 180]. Вместе с тем, он пишет, что не следует относить эту социальную болезнь к частному разряду фактов.

Известно, что Э. Дюркгейм выделяет четыре типа самоубийств: эгоистическое, альтруи -стическое, аномическое, фаталистическое. В массовом обществе человек чувствует себя изо -

лированным и одиноким, происходит разрушение социальных связей. Э. Дюркгейм обозначил это словом «аномия» и пришёл к выводу, что аномия стала основной причиной роста самоубийств на фоне индустриализации. Сегодня можно добавить также и в информационном обществе.

Аномическое самоубийство - самоубийство, связанное с потерей ценностной системы. Но как направить развитие личности так, чтобы человек выдержал испытания в любой ситуации. Известно, что экономические, политические кризисы усиливают наклонность к самоубийству.

Экзистенциализм

В связи вышеотмеченными моментами, представляется интересным обратиться к экзистенциальному наследию. Сегодняшние проблемы делают актуальными исследования экзистенциональной антропологии. Экзистенциальная антропология влияет на культуру, на человека, так как основная проблема экзистенциализма - человек, его свобода и смысл его жизни. Сегодня проблема человека, его положение в мире стали играть ведущую роль.

В центр своей философии экзистенциальная антропология ставит отчуждение личности от общества. В современном мире человек идёт в мир, в общество, без своей «самости». Людей не покидает страх перед будущим. В самом деле, в жизни каждого индивида имеет место чувство страха. Страх обладает разрушительной силой для личности, но предупреждает об опасности, способствует выживанию. Однако экзистенциалистский страх - это страх неопределенный. Экзистенциалисты противопоставляют страх разуму, преувеличивая его значение в жизни человека. Через страх человек обнаруживает свою индивидуальность. Одной из причин самоубийства является страх перед неопределенностью. Всё сказанное показывает необходимость ценностной ориентации.

Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда успешно строятся, чтобы быть надежной защитой от многих испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как попытка привлечь внимание родителей. Школьные проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности, чрезмерной зависимости от другого человека. Любое охлаждение, измена воспринимаются как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. Следовательно, семья не всегда защищает от самоубийства. Особенно это заметно в наше время. Только тесное взаимодействие людей, осознание ценности и смысла жизни может защитить от суицида. Данная проблема может быть решена в рамках воспитания.

В системе разнообразных факторов, побуждающих людей к деятельности, важная роль принадлежит мировоззрению. В качестве его регулятивов выступают знания, ценности, идеи, принципы. Принцип выражает основное содержание ценностного отношения.

Механизм социального взаимодействия

Автор отмечает, что если в неорганическом мире явления взаимодействия понятны (ассимиляция и диссимиляция, катаболизм и анаболизм, органический метаболизм и т.д.), то в общественной жизни проблема обостряется отсутствием подобного механизма. Как функционирует, развивается общественная система, как она сохраняет свою целостность и структуру является одной из нерешённых задач.

В процессе познания динамических систем существенную роль играет обмен. Обмен является одним из самых интересных, но малоизученных связей. Обмен характеризует сущность любого взаимодействия. Вся природа характеризуется круговоротом (обменом) вещества и энергии. Процессы образования (биогенная аккумуляция минеральных соединений) и разрушения (минерализация) живого вещества, сопровождаемые поглощением и выделением энергии, представляют единый биологический круговорот элементов в ландшафте, круговорот, входе которого элемент поступает в живые организмы («организуется») и выходит из них («минерализуется»). В результате круговоротов вещества совершается геохимическая эволю-

ция земной коры и Земли в целом. Взаимосвязь в биогеоценозе осуществляется как обмен веществ и энергии между его элементами. В науке развиваются идеи о взаимосвязи космоса и жизненных процессов на Земле.

Итак, весь круговорот во всей Вселенной представляет непрерывную цепь взаимопереходов и взаимопревращений. Физико-химические процессы представляют собой сложный феномен молекулярного, электромагнитного взаимодействия сил притяжения и отталкивания. Основу самых различных явлений геологического движения составляют притяжение и отталкивание в форме процессов сжатия и расширения земной коры. Все вещества, в большей или в меньшей степени, обладают способностью участвовать в химических реакциях, т.е. им присуща реакционная способность, ответное действие. Наша жизнь - поток действия отдавания и принятия.

Актуальность исследования отдавания и принятия объясняется необходимостью морального принципа, который диктует норму нравственного поведения и является механизмом социального взаимодействия [7]

Необходимость принципа отдавания и принятия заключается в том, что одной из задач образования является воспитание человека, который будет жить в быстроменяющемся мире, вступит в спектр разнообразных взаимодействий. У Бейтсона исходной моделью всего сущего является коммуникативная система, в которой происходят метаболические процессы (процессы обмена) [8]. При этом обмен является не только вещественным, но и символическим, где происходит выражение смысла одного элемента через смысл другого элемента. Поскольку в сетевой парадигме на первое место ставятся не вещи, а отношения, то сами вещи и их свойства считаются результатом сложных взаимодействий внутри системы, т.е. системными эффектами. Человек может своими действиями стабилизировать всю иерархию, а может и искажать ее, нарушать ее баланс. Функционирование "сетевой парадигмы" на уровне теоретического знания заключается именно в высокой интенсивности обратной связи в мире человеческих коммуникаций. Способы, с помощью которых один человек влияет на другого, является частью «экологии идей», вызывая соответствующие системные отклики, которые нельзя отменить [7].

Отдавание и принятие как регулятор поведения человека и моральный принцип необходим в социальной сфере. Стабильное развитие общества, в конечном счёте, обеспечивается общей системой ценностей, которые определяют характер общественных процессов.

Отдаванию и принятию присущи такие параметры, как мотив и цель. Когда существует установка общества в воспитании определённого члена, необходима самомотивированность человека, следовать общечеловеческим ценностям. В этом плане взаимодействие между людьми в рамках отдавания и принятия способствует развитию их мотивации.

Отдавание и принятие показывают, что природа отдачи является внутренним содержанием человека, отражает субъективные отношения человека к человеку, обществу в целом. Забота о родных, детях, защита ближнего, героизм, служение Отечеству - есть отдавание. Итак, основное направление развития задаётся внутренним потенциалом.

Изучение отдавания и принятия имеет практическое значение. Спектр взаимодействий по типу отдавания и принятия широк. Э. Дюркгейм считал, что для лечения общества необходимо установить новые формы социального взаимодействия или социальных отношений - профессиональных групп, так как старые формы социальной организации - семья, цех, церковь не выполняют функции социального контроля. Э. Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство - социальный факт, продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей.

Заключение

В настоящее время с развитием виртуального коммуникативного пространства теряется реальный контакт. Все это ведет человека к фрагментарности, к нарастанию отчужденности, что не позволяет человеку удовлетворить потребность в реализации своей индивидуальности через сопричастность, самовыражение, самосознание. Подражание есть явление чисто пси-

хологическое, оно возникает среди индивидов, не связанных между собою никакими социальными узами. Человек обладает способностью подражать другому человеку вне всякой с ним солидарности. В информационном обществе данная проблема для детей, молодёжи стала неразрешимой проблемой. К проблеме самоубийства необходимо подходить с точки зрения морального развития, ценности жизни. Сегодня формируется глобальный социум. Но современный человек не достаточно подготовлен к изменениям, теряет способность выбора, устойчивость характера. Человек оказывается в ситуации неуверенности, сомнений, отказывается от ответственности, не может преодолеть свой страх. Данное явление приводит к апатии человека. Как результат, самоубийство, безрассудное поведение. Жизнь осмыслена, если человек отдаёт, живёт ради какой-то цели, тогда личные проблемы вполне преодолимы. Для стабилизации ситуации человек должен быть мотивирован, осознать свое положение. Таким образом, ослабление социальных связей, когда индивид остаётся наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни, можно объяснить неразвитием гармоничного взаимодействия, отдавания и принятия с другими.

Социальное взаимодействие является основным процессом, который способствует развитию личности, социальной системы, культуры. Можно сказать, социализация - процесс научения навыкам социального взаимодействия, культурной адаптации. Социализация продолжается в течение жизни, но периодом наиболее интенсивной социализации является детство.

Функциональное значение отдавания и принятия состоит в том, чтобы подготовить людей к сосуществованию, обеспечивает их взаимодействие, взаимопонимание[7]. В связи с вышеотмеченным, следует разработать социально-ценностную модель развития личности с применением отдавания и принятия как морального принципа с целью создания условий для успешного социального взаимодействия в обществе и социализации детей. Следует отметить, многогранность и широту исследовательского интереса к процессу отдавания и принятия в рамках педагогики, психологии, социологии, культурологи и ряда других наук.

Литература

1. Ефремов В.С. Основы суицидологи. - М.: Диалект, 2004. - 480 с.

2. Красненкова И.П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида // Вестник Московского ун-та. Сер.12. Полит. науки. - 199S. - № 6. - С. 1S-33.

3. Трегубов Л, Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993. - 268 с.

4. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. - М.: Захаров, 2011. - б72 с.

5. Смулевич А.Б. Депрессии при психических и соматических заболеваниях. - М.: Медицинское инф. агентство, 2015. - 640 с.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М., 1994. - 399 с.

7. Сергеева А.И. Онтологическая основа социального взаимодействия // Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 140 с.

S. Пигалев, А.И. Бог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона // Вопросы философии.

- 2004. - № 6.

References

1. Efremov V.S. Osnovy suicidologi. - M.: Dialekt, 2004. - 4S0 s.

2. Krasnenkova I.P. Social'no-filosofskie i politiko-pravovye aspekty fenomena suicida // Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser.12. Polit. nauki. - 199S. - № 6. - S. 1S-33.

3. Tregubov L, Vagin YU. EHstetika samoubijstva. - Perm', 1993. - 268 s.

4. CHkhartishvili G. Pisatel' i samoubijstvo. - M.: Zaharov, 2011. - 672 s.

5. Smulevich A.B. Depressii pri psihicheskih i somaticheskih zabolevaniyah. - M.: Medicinskoe inf. agentstvo, 2015. - 640 s.

6. Dyurkgejm EH. Samoubijstvo: Sociologicheskij ehtyud. - M., 1994. - 399 s.

7. Sergeeva A.I. Ontologicheskaya osnova social'nogo vzaimodejstviya // Irkutsk: Izd-vo BGUEHP, 2011.

- 140 s.

S. Pigalev, A.I. Bog i obratnaya svyaz' v setevoj paradigme Gregori Bejtsona // Voprosy filosofii. - 2004.

- № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.