Научная статья на тему 'ОСМЫСЛЕНИЕ КОРПОРЕАЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ТИПАХ ДИСКУРСА (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТОВ «ТЕЛО» И «КРАСОТА»)'

ОСМЫСЛЕНИЕ КОРПОРЕАЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ТИПАХ ДИСКУРСА (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТОВ «ТЕЛО» И «КРАСОТА») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРЕАЛЬНОСТЬ / ТЕЛО / КРАСОТА / МАССМЕДИЙНЫЙ РЕКЛАМНЫЙ ДИСКУРС / РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / CORPOREALITY / BODY / BEAUTY / MASSMEDIA ADVERTISING DISCOURSE / RELIGIOUS DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рудова Юлия Владимировна

Описываются концепты массмедийного рекламного и религиозного дискурсов, в структуре которых реализуется корпореальный признак - «тело» и «красота». Выбор данных типов дискурса обусловлен ключевой ролью корпореальности и признаков ее объективации (красоты, молодости, аскезности и т. п.) в их концептуальных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehension of corporeality in different types of discourse (based on the concepts “body” and “beauty”)

The article describes the concepts of massmedia advertising and religious discourses, there is realized the corporeal character - “body” and “beauty” - in their structure. The choice of the discourse’s types is caused by the key role of corporeality and the signs of its objectification (beauty, youth, austerity, etc.) in their conceptual systems.

Текст научной работы на тему «ОСМЫСЛЕНИЕ КОРПОРЕАЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ТИПАХ ДИСКУРСА (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТОВ «ТЕЛО» И «КРАСОТА»)»

ю.в. РУДОВА (Волгоград)

осмысление

корпореальности в разных типах дискурса (на примере концептов «тело» и «красота»)

Описываются концепты массмедийного рекламного и религиозного дискурсов, в структуре которых реализуется корпореальный признак - «тело» и «красота». Выбор данных типов дискурса обусловлен ключевой ролью корпореальности и признаков ее объективации (красоты, молодости, аскезности и т. п.) в их концептуальных системах.

Ключевые слова: корпореальность, тело, красота, массмедийный рекламный дискурс, религиозный дискурс.

Развитие антропоцентризма в языке повлекло за собой необходимость расширения парадигмы исследований и перехода от системно-структурного подхода, согласно которому языковые явления рассматриваются с точки зрения их формально-структурной репрезентации, к подходу, в рамках которого язык анализируется с учетом взаимосвязи двух сущностей человека: корпореальной (телесной) и духовной (душевной). Это проявляется в том, что в процессе освоения и концептуализации действительности конструирование внешнего мира происходит с учетом наделения объектов признаками экзистенциальной сущности человека, а именно корпореаль-ностью. В связи с этим актуальным представляется изучение корпореальности. Под корпо-реальностью в данной работе понимается совокупность представлений и ценностей, связанных с осмыслением сущности и значимости телесных параметров человека в их взаимосвязи с осуществляемыми социокультурными практиками и ассоциируемыми моделями языкового поведения.

Являясь компонентом культуры, корпоре-альность оказывает непосредственное влияние на ту или иную лингвокультуру и тем самым становится одной из категорий, лежащих в основе конструирования объективной действительности посредством ее концептуализации и экспликации в различных типах дискурсов. в основу данной работы положено предположение о том, что осмысление корпоре-

альности характеризуется дискурсивной спецификой.

Целью настоящего исследования стало описание концептов массмедийного рекламного и религиозного дискурсов, в структуре которых реализуется корпореальный признак. Выбор данных типов дискурса обусловлен ключевой ролью корпореальности (телесности) и признаков ее объективации (красоты, молодости, естественности, аскезности и т. п.) в их концептуальных системах. В рамках каждого дискурса были проанализированы вербальные и невербальные средства репрезентирования понятийной, образной и ценностной составляющих корпореальности.

Для выявления и описания концептов, в структуре которых реализуется корпореаль-ность и ее внешние признаки, применялся метод концептуального анализа. Изучение способов репрезентации установленных признаков концептов с помощью вербальных и невербальных средств осуществлялось с помощью интерпретативного и лингвистического анализа текстов в рассматриваемых типах дискурсов.

Термин концепт, традиционно занимающий центральное место в лингвокультуроло-гических исследованиях, представлен в данной работе как ментальная единица организации информации в результате восприятия и объективации таких социокультурно значимых фрагментов действительности, как масс-медийный рекламный и религиозный дискурсы. В условиях приобретения концептом новых дополнительных смыслов и оценок, а также учитывая, что объекты внешнего мира воспринимаются нами на трех уровнях - понятийном, ценностном и образном, - в данной работе мы придерживаемся определения концепта, данного В.И. Карасиком: «Концепт - это многомерное смысловое образование, в котором наряду с образно-перцептивной и понятийной составляющими выделяется ценностный компонент» [12, с. 10]. Данные компоненты концепта репрезентируются посредством вербальных и невербальных средств, эксплицитно / имплицитно иллюстрирующих его содержание [20].

Для выявления особенностей отражения корпореальности на основе объективации ее внешних признаков в концептуальной картине мира российского социума проанализированы информационные блоки «Моделям», «Как стать моделью» на интернет-сайтах российских

О Рудова Ю.В., 2020

ЯЗЫ1КОЗНАНИЕ

модельных агентств ABC Modus (URL: https:// abcmodus.com), Sheron (URL: https://podium. im/company/view/sheron), Sigma (URL: https:// sigmascouting.ru), Krasnadevitsa (URL: http:// www.krasnadevitsa.ru), Verona (URL: https:// veronaschool.ru), Elite Stars (URL: https://www. elitestars.ru/model), FelicityModels (URL: https:// com/felicity.models), Iconic Management (URL: https://www.yen.ru/moscow/com/model-school-iconic_1194343) и др. Исследование также включало изучение религиозных текстов, представленных в книгах Нового Завета и православных проповедях.

Лексико-семантический анализ слов, содержащихся в текстах массмедийного рекламного дискурса, позволил выявить набор ключевых единиц, включающих семантические признаки корпореальности на основе ее внешних признаков - внешность, тело, фигура. Учитывая данные анализа религиозных текстов, включающего поиск слов и словосочетаний, в семантике которых объективировался признак корпореальности, в качестве ключевых нами были определены лексемы тело, плоть, прах. Анализ значений лексем фигура, тело, внешность, плоть, прах, который включал изучение содержания одноименных лексем в толковых словарях [3; 7; 15], показал, что представленные понятия объединяет общий понятийный компонент - физическая структура / облик человека, человеческий организм, в котором выделяются как пересекающиеся, так и непересекающиеся параметры объективации тела (например, живое / мертвое, цельное / построенное из частей и т. п.). В результате концепт «тело» был определен как базовый в массмедийном рекламном и религиозном дискурсах. Описание концептуальной структуры понятия «тело» в рассматриваемых типах дискурсов соотносится с антропоцентрической моделью восприятия мира, согласно которой не только тело в целом, но и его части рассматриваются в качестве первичной основы концептуализации мира [6].

В качестве следующего этапа был выделен ряд атрибутивных словосочетаний, в структуре которых определялись части тела человека, объективируемые в языке одноименными лексическими единицами: красивые черты лица, красивые волосы, идеальная кожа, красивые зубы, идеальные ногти, ухоженные волосы, красивая осанка и пр. В религиозном дискурсе наряду с дескрипторами, содержащими семантические признаки корпореально-сти (т. е. описание внешности в целом, фигуры

и черт лица в отдельности - красива станом (ср.: красивый стан), красива лицем (ср.: красивое лицо)), выявлены лексические единицы, описывающие идеальную составляющую природы человека - «душу» (душа - исполненное всякой красоты творение Божие, душа есть естество <... > беспримерной и неописанной красоты), указывающие на наличие в человеке двух сущностей - материальной и духовной (идеальной). На образ дуальной природы человека в религии, объективируемый в языке двумя концептами - «душа» и «тело», указывают ряд ученых [5; 14; 19]. Однако, поскольку данное исследование фокусируется на материальной составляющей природы человека, то выявлялись и описывались только наиболее существенные признаки тела путем изучения языковых единиц, с которыми соотносится концепт «тело».

На основании лингвистического анализа выявленных дескрипторов - описаний тела (его частей) - был определен еще один концепт, компоненты которого (в частности, понятийная и ценностная составляющие) реализуются через объективацию признака корпо-реальности - «красота».

Была рассмотрена структура концептов «тело» и «красота» в исследуемых фрагментах объективной действительности. Мы проанализировали концепт «тело» в его взаимосвязи с рядоположенным концептом «красота» как два онтологически близких понятия [9], на взаимосвязь которых указывают ряд исследователей [11; 13; 16]. Применительно к цели данного исследования в качестве базового концепта нами определено «тело», в роли рядоположен-ного - «красота». путем сравнения понятийного, ценностного и образно-перцептивного компонентов двух концептов мы описали их лингвокультурное своеобразие в массмедий-ном рекламном и религиозном дискурсах.

Массмедийный рекламный дискурс. Лингвистический и интерпретативный анализ текстов массмедийного рекламного дискурса показал, что корпореальность объективируется через облигаторное присутствие значения, связанного с привлекательностью тела в целом и отдельных его частей, получающих формальную репрезентацию посредством таких дескрипторов, как идеальный, привлекательный, красивый, приятный, подтянутый и т. п.: Нет ничего проще, чем открыть дорогу в мир высокой моды для девушки с идеальными параметрами и чертами лица; Первое, о чем нужно подумать девушке, мечтающей

покорить вершины модельного бизнеса - это физические параметры - рост и объемы, их соответствие существующим стандартам. Среди основных требований можно назвать: <...>размер одежды - 36-42; тренированность, подтянутость тела; красивые волосы и кожа; Тело должно выглядеть красивым, подтянутым... (MT Models, Sigma). Особый акцент в данном типе дискурса делается на природной, естественной красоте тела (его частей): Модель должна максимально естественно выглядеть!; Ногти должны быть <...> естественны <...>; Волосы придают особый шарм внешности, если они <... > имеют естественный цвет... (Felicity Models, Krasnadevitsa Models).

Наряду с акцентуацией природной красоты, в концептах «тело» и «красота» в массме-дийном рекламном дискурсе актуализируется такой понятийный признак, как красота тела (его частей), достигаемая посредством усилий, направленных на получение желаемого эталона тела: Модельная внешность - это результат труда!; Кандидаты на работу в этом профиле должны уже обладать определенными наработками, которыми нереально обладать, не приложив усилий (Sigma, Krasnadevitsa Models). Контекстуальный анализ рекламных текстов модельных агентств показал, что актуализация данного понятийного признака может достигаться посредством апелляции как к положительно- (Многочасовые изнуряющие съемки или подиум - занятие для тех, кто находится на пике физической формы и возможностей; Главный критерий отбора фитнес-моделей - красивое подтянутое тело), так и к отрицательно-оценочным образам (И никаких секущихся концов! Кожа без раздражений и воспалений!) (Verona Models).

кроме того, не только телесная красота, но и душевная сила постулируются в массме-дийном рекламном дискурсе как способ достижения успеха в жизни, улучшения социально-экономического положения и продвижения по карьерной лестнице: Получи возможность попасть в модельное агентство и сделать модельную или актерскую карьеру Агентство ставит на первое место индивидуальность, чтобы создать прочный путь к успеху и дает массовый рынок привлекательным лицам с сильным характером (Iconic Management, Sheron Models, Verona Models). Описание ценностной составляющей концептов «тело» и «красота» в массмедийном ре-

кламном дискурсе включало анализ языковых средств, эксплицирующих оценку поведения человека по отношению к телу в рассматриваемом дискурсе.

Установлено, что в оценочном плане тело и красота объективируются в таких понятиях, как 1) «идеальное тело»; 2) «естественно красивое тело» и 3) «красивое тело, позволяющее добиться успеха / сделать карьеру,» способствующих раскрытию понятийных аспектов рассматриваемых концептов. Каждое из понятий, ассоциируемых с изучаемыми концептами, имеет высокую социокультурную значимость и положительно оценивается в русской лингвокультуре. Подтверждением этому служат отзывы выпускниц школ - модельных агентств, в которых представительницы русской лингвокультуры высказывают положительные оценки в отношении установленных выше понятий: Естественно, важную роль у модели играют лицо и фигура. Не могу выделить каких-то определенных критериев, касающихся идеальной внешности. Изюминка и пропорциональность приветствуются. Безусловно, чистая кожа; На сегодня за плечами уже участие в нескольких проектах... и я верю, что впереди меня ждет прекрасное будущее в этой сфере; Спорт был моим хобби, но благодаря ему я получила работу мечты! Я - фитнес-модель; Главное Я восхищена собой, а ведь каждой девушке просто необходимо любить себя...; И если после всего сказанного вы не отказались от мысли покорить заманчивый мир красоты... (ABC Modus, Sheron Models).

Оценочный потенциал концептов «тело» и «красота» вербализуется путем применения слов с положительно-оценочной семантикой (идеальная внешность, чистая кожа, прекрасное будущее, заманчивый мир, работа мечты), а также при помощи императивов, обращений и модальных выражений, побуждающих к использованию телесной красоты для достижения успеха: Используй свой шанс! Начни свой путь к красоте. ; Наша большая, дружная, веселая и по-семейному теплая команда постоянно растет. не упусти свой шанс стать ее частью! (Sigma). Использование вопросительно-апеллятивных высказываний рассматривается нами как имплицитное выражение ценностной составляющей телесной красоты: Вы имеете отличные данные и можете стать моделью?; У вас интересное лицо и прекрасная фигура, вы фотогеничны? (Krasnadevitsa Models).

Отрицательная оценка используется в данных текстах для описания отрицательных эффектов воздействия на тело (части тела), например, в случае его усовершенствования. Данные оценки вербализуются путем употребления прилагательных в превосходной степени, а также эмотивных интенсификаторов: самая страшная ошибка модели - это эксперименты со своим телом!; Эти требования абсолютное табу: <... > И никаких секущихся концов! (Krasnadevitsa Models, Elite Stars).

Анализ образного компонента концептов «тело» и «красота» в текстах российских модельных агентств показал, что образно-перцептивное восприятие тела и его красоты обеспечивается посредством иконических знаков-образов [17], включающих фотографи-ии моделей в портфолио модельных агентств. Значительный воздействующий потенциал знаков-образов, обусловленный их наглядностью и сходством с объективно существующими моделями [18] с присущими им телесными характеристиками провоцирует возникновение чувственного образа, в котором акцентуируются понятийные и ценностные характеристики концепта, включая привлекательность и подтянутость тела, красивые черты лица, ухоженность волос и т. п. Таким образом, в массмедийном рекламном дискурсе концепты «тело» и «красота» оказываются связанными между собой и объективируются на трех уровнях (понятийном, ценностном и образном) путем совмещения представлений о теле как об объекте, обладающем «привлекательной внешностью» и «объективно красивом инструменте», позволяющем добиться успеха в жизни.

религиозный дискурс. Изучение религиозного дискурса проводилось на материале текстов Нового Завета и православных проповедей. Интерпретативный анализ фрагментов текстов религиозного дискурса показал, что понятийный аспект концепта «тело» в религиозном дискурсе выражается двояко: как божественная и как тварная реальность. Понятие божественного тела объективируется через храм - «вместилище» Святого Духа, как неви-зуализируемая субстанция: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас свя-таго Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои?; Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославялйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии [1]. Понятие «тварной сущности» тела, напротив, соотносится с визуализируемым и объективи-

руемым в телесных терминах понятием тела. С учетом вышесказанного рассматриваемый концепт «тело» получает двоякое выражение путем акцентуации двух понятий - «тело» и «плоть».

плоть в религии противопоставляется праведности и добродетели и ассоциируется с грехом и душевной «гибелью»: Не обманывайтесь: Бога не провести! Что человек сеет, то он и пожнет! Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель; сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь [1]. Тело представлено как холистическая сущность, союз тела и души, гармоничное сосуществование которых помогают человеку жить праведно и соблюдать добродетели: Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела; Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целостности да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа [Там же].

Связь концептов «тело» и «красота» в религиозном дискурсе объективируется в вызывающей нравственное наслаждение гармоничности тела и души и соотносится с темой упорядоченности и соразмерности частей тела: Не только, говорю, существо души, но также и члены тела моего, приобщившись божественной славы, блистают божественным светом [2]; ...среди других выделялся Антоний не ростом и взрачностью, но благонравием и чистотою души. Поскольку душа была безмятежна, то и внешние чувства оставались невозмущаемыми [4].

Несмотря на первостепенность духовного в религиозном дискурсе, физическая составляющая понятия тела и его красоты включает указание на параметры внешности человека, отличающие его от других ему подобных: Иосиф был красив станом и красив лицом; Давид был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом... виден собою; Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столь хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. [1].

В религиозных текстах понятие корпоре-альности и ее красоты выражается через совокупность признаков тела, объединенных понятием «аскезное, неукрашенное, безгреховное тело». понятие аскезы как одухотворения тела раскрывается как прохождение через аскетические подвиги воздержания от обильной пищи, спиртных напитков, чрезмерных

богатств и прочих вожделений, способных навредить телу и превратить его в греховное, плотское: Наша цель - не подавление тела, но его преображение. Аскетизм, понятый правильно, - это не борьба против тела, но борьба за тело. Посредством аскетического самоограничения мы заново утверждаем материальность нашего тела, но в то же время мы стремимся сделать эту материальность духовной [8].

Анализ религиозных текстов показал, что ценностный аспект тела и его красоты реализуется в данном типе дискурса посредством апелляции к добродетели и праведности. В исследуемом дискурсе, как и в русскоязычной культуре в целом, данные понятия сопровождаются положительной оценкой (Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? - Тот, кто ходит непорочно и делает правду; Будем непрестанно умерщвлять тело в делах его. Говорю же сие не о сущности тела, - совершенно не о том, а о наклонностях к порочным делам. Ибо (даже и здесь, на земле) не терпеть в себе ничего человеческого, не служить удовольствиям... [10]) и выражают идеал религиозного представления телесной красоты - обладание праведным телом и добродетельной душой.

Отрицательная оценка получает репрезентацию в религиозных текстах для описания «плоти» (антипода идеала одухотворенного тела) как источника и причины грехопадения и утраты всех добродетелей: Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех во плоти для того, Бог исполнил то, чего не смог исполнить закон, ослабленный нашей греховной природой [1]. Образная составляющая телесной красоты, которая выражается в «аскетичном теле», в религиозном дискурсе получает воплощение в образе Христа как первого и главного аскета, постившегося сорок дней в пустыне, не имевшего семьи, постоянного жилища и имущества. Образ аскетичного тела объективируется в таких текстах посредством использования выражений, которые способствуют эмоциональной интенсификации передаваемого содержания путем образного сравнения (Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его... многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [Там же]), где силою берется сравнивается с «усилием воли, необходимой для соблюдения аскезы», а многими скорбями объективируется как

«лишения, на которые мы себя обрекаем, следуя аскетическим практикам».

Образный аспект корпореальности рассматриваемых концептов по отношению к телу также репрезентирован в религиозных текстах в виде образов тела, ассоциируемых с добродетелью и пороком, а именно «тела богатого» и «тела бедного», «тела сильного» и «тела слабого», «тела прикрытого» и «тела обнаженного» и т. д., которые олицетворяют образы богатства, бедности, силы, слабости, защищенности, незащищенности. Описания тела с помощью метафор и эпитетов (Руки его - золотые кругляки, усаженные топазами... голени его - мраморные столбы [1]) способствуют созданию и запечатлению в сознании более выразительных образов. Таким образом, представления о теле и его красоте в религиозном дискурсе конструируются на основании холистической концепции, согласно которой понятие «тело» в религии ассоциируется с «прахом земным» (т. е. телом) и «дыханием жизни» (т. е. душой). Их гармоничное сосуществование соотносится с темой упорядоченности и красоты, под которыми подразумеваются отсутствие страстей и соблюдение добродетелей, приводящих к обладанию праведным телом и добродетельной душой.

Итак, результаты проведенного исследования подтверждают, что в структуре концептов «тело» и «красота» в массмедийном рекламном и религиозном дискурсах реализуется признак корпореальности, объективируемый различными понятиями, образами и ценностными установками.

В массмедийном рекламном дискурсе понятийная составляющая данного признака в рассматриваемых концептах «тело» и «красота» реализуется посредством актуализации красивой внешности от природы и красоты тела (или отдельных его частей), достигаемых усилиями, направленными на получение принятого в данной сфере идеала красоты. Красота в рассматриваемом дискурсе семантически ассоциирована с успехом и карьерой. Ценностный компонент концептов «тело» и «красота» выражается посредством эксплицитных и имплицитных положительных и отрицательных оценок.

Образная составляющая тела и красоты в массмедийном рекламном дискурсе репрезентирована иконическими знаками-образами, обладающими высоким воздействующим потенциалом, провоцирующим возникновение чувственного образа в сознании, который спо-

собствует акцентуации понятийных и ценностных характеристик концептов «тело» и «красота».

понятийный аспект корпореальности и красоты в религиозном дискурсе значительно отличается от понятий «тело» и «красота» в массмедийном рекламном дискурсе из-за разности прагматических установок и социолингвистических условий функционирования рассматриваемых дискурсов. понятийный аспект в религиозном дискурсе имеет двоякое выражение. Тело и его красота эксплицируются через гармоничность тела и души, а ее антипод -плотская природа - через грех и утрату добродетелей. Несмотря на первостепенность идеального начала в религиозном дискурсе, материальная составляющая понятия телесной красоты в нем включает указание на параметры внешности человека, отличающие его от других ему подобных. Ценностный аспект тела и его красоты реализуется в религиозном дискурсе путем поляризации понятий «тела» и «плоти», различающихся в оценочном плане. образность корпореального признака рассматриваемого концепта создается посредством визуализации в тексте примеров достижения «аскезного тела».

полученные в исследовании выводы о специфике репрезентации концептов «тело» и рядоположенного с ним концепта «красота» в разных типах дискурсов расширяют представления о языковой картине мира, отраженной в русскоязычном социуме.

Список литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: канонические. М.: Моск. Патриархия, 1994.

2. Богослов Симеон Преподобный. Творения. Т. III: Божественные гимны. Изд-во Св.-Троиц. Серг. Лавры, 2017.

3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: НОРИНТ, 2002.

4. Великий Афанасий Святитель. Творения: в 4 т. Изд-во Спасо-Преображ. Ваалам. монастыря, 1994.

5. Воропаева О.В. Лингвоконцепт «Душа» в русском языке: номинативный и ценностный аспекты исследования // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Рус. филология. 2014. № 2. С. 42-48.

6. Гудков Д.Б., Ковшова М.Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. М.: Гно-зис, 2007.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Директ-Медиа, 2014.

8. Диоклийский К. Православный путь. СПб.: Алетейя, 2005.

9. Евсюкова Т.В., Бутенко Е.Ю. Лингвокульту-рология. М.: Флинта: Наука, 2014.

10. Затворник Ф. Толкование послания апостола Павла к Римлянам: в 2 т. М.: Правило веры, 2018.

11. Зимина М.В. Специфика представления концептов beauty, home, freedom в американской языковой картине мире: дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2018.

12. Карасик В.И. О категориях лингвокульту-рологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2001. С. 3-16.

13. Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. М.: АСТ, 2000.

14. Нуждина О.Ю. Концепты 'душа' и 'тело' в языковой картине мира (на материале английского и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.

15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2011.

16. Окунева И.О. Концепт «Красота» в русском и английском языках: дис. ... канд. филол. наук. М., 2009.

17. Пирс Ч. Начала прагматизма. Т. 2: Логические основания теории знаков. СПб.: Алетейя, 2000.

18. Сорокин Ю.А., Тарасов Ю.Ф. Креолизо-ванные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Высш. шк., 1990. С. 180-186.

19. Цуй Сянхун. Концепты тело, душа и дух в русской языковой картине мира: дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.

20. Чанышева З.З. Телесная семантика в культуре и языке // SWorld Perspective Innovations in Science, Education, Production and Transport. 2013, December. P. 17-26.

* * *

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vet-hogo i Novogo Zaveta: kanonicheskie. M.: Mosk. Patriarhiya, 1994.

2. Bogoslov Simeon Prepodobnyj. Tvoreniya. T. III: Bozhestvennye gimny. Izd-vo Sv.-Troic. Serg. Lavry, 2017.

3. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka / gl. red. S.A. Kuznecov. SPb.: NORINT, 2002.

4. Velikij Afanasij Svyatitel'. Tvoreniya: v 4 t. Izd-vo Spaso-Preobrazh. Vaalam. monastyrya, 1994.

5. Voropaeva O.V. Lingvokoncept «Dusha» v russkom yazyke: nominativnyj i cennostnyj aspekty issledovaniya // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Rus. filologiya. 2014. № 2. S. 42-48.

6. Gudkov D.B., Kovshova M.L. Telesnyj kod russkoj kul'tury: materialy k slovaryu. M.: Gnozis, 2007.

7. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorus-skogo yazyka. M.: Direkt-Media, 2014.

8. Dioklijskij K. Pravoslavnyj put'. SPb.: Aletejya, 2005.

9. Evsyukova T.V., Butenko E.Yu. Lingvo-kul'-turologiya. M.: Flinta: Nauka, 2014.

10. Zatvornik F. Tolkovanie poslaniya apostola Pavla k Rimlyanam: v 2 t. M.: Pravilo very, 2018.

11. Zimina M.V. Specifika predstavleniya kon-ceptov beauty, home, freedom v amerikanskoj yazy-kovoj kartine mire: dis. ... kand. filol. nauk. N. Novgorod, 2018.

12. Karasik V.I. O kategoriyah lingvokul'turolo-gii // Yazykovaya lichnost': problemy kommunikativ-noj deyatel'nosti: sb. nauch. tr. Volgograd: Peremena, 2001. S. 3-16.

13. Losev A.F. Istoriya antichnoj estetiki: v 8 t. M.: AST, 2000.

14. Nuzhdina O.Yu. Koncepty 'dusha' i 'telo' v yazykovoj kartine mira (na materiale anglijskogo i russkogo yazykov): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2004.

15. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazy-ka. M.: Oniks, 2011.

16. Okuneva I.O. Koncept «Krasota» v russkom i anglijskom yazykah: dis. ... kand. filol. nauk. M., 2009.

17. Pirs Ch. Nachala pragmatizma. T. 2: Logiche-skie osnovaniya teorii znakov. SPb.: Aletejya, 2000.

18. Sorokin Yu.A., Tarasov Yu.F. Kreolizovan-nye teksty i ih kommunikativnaya funkciya // Optimi-zaciya rechevogo vozdejstviya. M.: Vyssh. shk., 1990. S. 180-186.

19. Cuj Syanhun. Koncepty telo, dusha i duh v russkoj yazykovoj kartine mira: dis. ... kand. filol. nauk. M., 2008.

20. Chanysheva Z.Z. Telesnaya semantika v kul'ture i yazyke // SWorld Perspective Innovations in Science, Education, Production and Transport. 2013, December. P. 17-26.

Comprehension of corporeality in different types of discourse (based on the concepts "body" and "beauty")

The article describes the concepts of massmedia advertising and religious discourses, there is realized the corporeal character - "body" and "beauty" -in their structure. The choice of the discourse's types is caused by the key role of corporeality and the signs of its objectification (beauty, youth, austerity, etc.) in their conceptual systems.

Key words: corporeality, body, beauty, massmedia advertising discourse, religious discourse.

(Статья поступила в редакцию 09.12.2019)

Е.В. БРЫСИНА (Волгоград)

региональная лингвистика: содержание и направления развития*

В настоящее время, когда в обществе активно реализуются социально-гуманитарные проекты, вопросы развития региональной лингвистики, направленной на воспитание патриотических чувств у молодых граждан страны, оказываются особенно актуальными. Отправной точкой развития региональной лингвистики является краеведение - традиционная отрасль знания, направленная на освоение истории, культуры и языка родного края.

Ключевые слова: регион, мониторинг, региональная лингвистика, диалект, культура, диалектные словари.

последние десятилетия в отечественной науке отмечены активным развитием региональной направленности исследований - и не только в области филологии. Это вполне объяснимо, поскольку на сегодняшний день именно локальные отрасли знания оказались менее всего изучены, именно в них, как выяснилось, заключен огромный исследовательский потенциал, дающий возможность отрасли успешно развиваться, решать прагматические задачи. Было бы несправедливым утверждение, что пристальное внимание ученых к народной речи, ее культурной и лингвистической составляющей проявилось лишь в последние годы. Уже в середине XIX в. в русском обществе стал пробуждаться настойчивый интерес к народной жизни, народным традициям и обычаям, культуре и языку. Изменилось отношение и к диалектам, которые долгое время воспринимались в обществе как «искажение литературного языка», как пережиточные явления, от которых необходимо как можно быстрее избавиться. К этому времени русские ученые накопили достаточный фактический материал, выдвинули ряд теоретических положений, определивших основные направления дальнейших диалектологических исследований, которые позволили в настоящее время го-

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-412-240004 «Духовная культура казачества как поликультурная толерантная среда: язык и образы».

О Брысина Е.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.