9. Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 г. №125-З «О занятости населения Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - №94,2/1222.
10. Положения «Об организации оплачиваемых общественных работ в Республики Узбекистан» утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.07.1999 г. № 353 «Об утверждении Положения об организации оплачиваемых общественных работ» / ЮИС «ПРАВО» (Авиаброк Консауд - Узбекистан).
E.E. Orlova
PUBLIC WORKS IN CIS MEMBER STATES
The article analyzes the concept of public works, are allocated a number of signs which characterize the public works, as the activities of having a socially useful direction.
Key words: social support for seeking employment, temporary employment, accessibility, unemployed.
УДК 343.13
О.А. Петрухина, канд.юрид.наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, 8-920-751-09-98, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
А. А. Петрухин, канд. юрид. наук, начальник отдела РПП ОАО «ТулаЧермет», 8-920-751-09-94, [email protected] (Россия, Тула)
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
В статье рассматриваются задачи, объекты и значение осмотра места происшествия по делам об экологических преступлениях. Указывается, что тактика осмотра места происшествия при расследовании экологических преступлений обладает спецификой, определяемой способами их совершения и сокрытия.
Ключевые слова: экологическое преступление, следственные действия, осмотр места происшествия.
Особенностью всех экологических преступлений является возможное быстрое изменение следственной ситуации, что определяет необходимость и важность проведения следователем (дознавателем) комплекса следственных действий, обеспечивающих фиксацию следов, могущих безвозвратно исчезнуть. Центральное место в этом комплексе занимает осмотр места происшествия, который является самостоятельным следственным действием и состоит в непосредственном восприятии и анализе следователем (дознавателем) обстановки происшествия, различных объектов (документов, предметов) в
целях обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Значение осмотра места происшествия состоит в том, что он позволяет обнаружить и исследовать значительную часть важнейших следов преступления, с его помощью можно получить исходные данные для выдвижения версий, составить наиболее полное представление о характере и механизме происшествия. Осмотр места происшествия способен в максимальной мере устранить недостаток информации [2, С.401-417; 3]. При исследовании и сопоставлении данных осмотра места происшествия с другими доказательствами можно получить достоверный факт, подтверждающий нахождение преступника на месте преступления и участие его в совершении этого преступления [5, С.217].
В соответствии со ст.157 УПК РФ, осмотр места происшествия является первоначальным и неотложным следственным действием, которое должно быть проведено незамедлительно, сразу же после выявления факта экологического преступления. Незамедлительность проведения осмотра места происшествия имеет существенное значение и для отбора объектов для производства экспертных исследований, так как состав и свойства отбираемых образцов подвергаются изменению вследствие воздействия окружающей среды.
В идеале первоначальный этап расследования любого экологического преступления должен начинаться с осмотра места происшествия, так как комплексное и своевременное проведение данного следственного действия определяет успех раскрытия и расследования экологических преступлений. В связи с чем ч.2 ст.176 УК РФ предписывает, что в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра места происшествия.
Таким образом, осмотр места происшествия имеет решающее значение для установления наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела. В ряде случаев полученные в ходе осмотра места происшествия результаты являются единственным средством получения фактических данных, позволяющих вести дальнейшее расследование экологического преступления.
Однако часто о некоторых экологических преступлениях (к примеру, предусмотренных ст. ст. 253, 256 УК РФ) становится известно по прошествии значительного периода времени, когда все следы уничтожены или вследствие погодных условий стали непригодными для исследования и использования в качестве доказательств. По фактам о загрязнении окружающей среды следователи также не имеют возможность произвести осмотр сразу после начала загрязнения, так как в большинстве случаев проводится ведомственное расследование, затем материалы направляют в природоохранную прокуратуру, а это приводит к затягиванию сроков производства данного следственного действия. Между тем непосредственное восприятие субъектом расследования
обстановки места происшествия, отдельных объектов и следов позволяет получить важную информацию о преступлении, усиливает возможность установления истины по делу.
В связи с этим мы поддерживаем мнение Е.А. Щурова о том, что независимо от времени обнаружения фактов экологических преступлений, во всех случаях необходимо осматривать место происшествия [13, С.182]. Результаты осмотра места происшествия могут явиться важными источниками информации о лицах, скрывшихся с места преступления, а обнаруженные материальные следы несут большой объем криминалистически значимой информации, позволяющей выдвинуть обоснованные следственные версии, определить способы их проверки, установить круг лиц, причастных к преступлению, а также организовать раскрытие преступления "по горячим следам". В то же время некачественно, поспешно проведенный осмотр места происшествия чаще всего приводит к утрате значительной части доказательств.
Изложенное позволяет нам выделить задачи, требующие решения субъектом расследования при производстве осмотра места происшествия по делам об экологических преступлениях:
- установление и фиксация в протоколе места происшествия и приложениях к нему (картах, схемах, фототаблицах) обстановки места совершения экологического преступления, его механизма и масштаба в той последовательности и в том виде, в котором они производились;
- обнаружение, полное и качественное изъятие следов и предметов (к примеру: проб воздуха, воды, грунта, отдельных экземпляров погибшей флоры и фауны), исследование которых может помочь установить причины, последствия совершенного преступления;
- выдвижение версий, по которым можно вести расследование [8, С.242].
Тактические, технико-криминалистические и психологические
рекомендации для проведения осмотра места происшествия достаточно полно разработаны и широко освещены в криминалистической литературе [1; 4; 6]. Однако большинство из них имеют общий характер. Как справедливо отмечает Е.В. Осипова: "в литературе, касающейся вопросов расследования
экологических преступлений, не предлагается конкретных тактических приемов осмотра места происшествия или их комбинаций" [10, С.72]. Вместе с тем, тактика осмотра места происшествия при расследовании экологических преступлений обладает спецификой, определяемой способами их совершения и сокрытия.
Первоначально тактика осмотра места происшествия определяется в зависимости от того, каким образом и от каких органов или лиц поступили сообщения о нарушениях природоохранных правил. В одних случаях, когда информация поступила от органов по надзору за состоянием окружающей среды, субъект расследования, специалист, участвующий в осмотре обладают хотя бы минимальной исходной информацией, что позволяет им целенаправленно ориентироваться в обстановке события и направлять свои усилия. В других ситуациях, когда информация поступила от посторонних лиц,
не имеющих к экологии никакого отношения, осмотр места происшествия производится в обстановке значительной неопределенности и вызывает трудности. Именно поэтому характер исходной информации определяет направления осмотра места происшествия и те конкретные задачи, которые решаются в процессе его производства [9, С.129].
Специфика осмотра места происшествия по делам об экологических преступлениях проявляется в:
- наличии обширной территории, подлежащей обследованию;
- подвижных, а зачастую неопределенных границах места происшествия;
- множественности разнообразных объектов, подлежащих осмотру;
- низкой сохранности следов преступления, ее зависимости от естественных (активное передвижение воздушных масс, изменение атмосферных условий) и искусственных (устранение загрязнений лицами причастными к нему) факторов;
- разнообразии негативных последствий совершенного преступления;
- несовпадении места обнаружения вредных последствий с местом совершения преступления.
Указанные особенности определяют ключевой момент в осмотре места происшествия по экологическим преступлениям, которым является правильное определение территории осмотра, ее границ и объектов, расположенных на ней. Как правило, значительная протяженность места происшествия, "разбросанность" на нем следов, осложняют решение задач данного следственного действия.
В зависимости от ситуации место происшествия может включать в себя как место совершения общественного опасного виновного деяния, так и место его подготовки, сокрытия предметов преступного посягательства на окружающую природную среду, орудий преступлений и иных вещественных доказательств [7, С.136]. Поэтому в качестве объектов осмотра могут быть:
1) участки окружающей среды, подвергшиеся загрязнению (водоемы, реки, их берега, леса и т.п.);
2) приведенные в негодное состояние объекты (погибшая рыба, животные, и т.п.);
3) промышленные, сельскохозяйственные, научные объекты, горнодобывающие предприятия;
4) установки, сооружения (в том числе подземные, водозаборные, очистные, улавливающие), мосты, дамбы, искусственные острова, перекачивающие механизмы;
5) транспортные средства, воздушные суда, самоходные плавающие средства, средства обеспечения морского судоходства;
6) места хранения, использования удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов, иных опасных химических или биологических веществ, нереста или пути миграции к ним, сплавов древесины, уничтожения или повреждения лесных насаждений, незаконной рубки;
7) площади залегания полезных ископаемых, участки прекращения роста лесных насаждений;
8) особо охраняемые природные территории, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации, заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы [12, С.207].
Осмотр места происшествия по экологическим преступлениям представляет собой сложное и трудоемкое действие. Сохранить его обстановку в условиях постоянного изменения погоды, производственной деятельности предприятий практически невозможно, поэтому успех выявления и закрепления доказательств во многом зависит от кропотливой подготовки данного следственного действия.
Список литературы
1. Белкин Р.С. Тактика следственного осмотра и освидетельствования // Криминалистика. - М., 1967.
2. Белкин Р.С. Познавательные методы при собирании и проверке доказательств // Теория доказательств в советском уголовном процессе. - М., 1973. - С.401-417.
3. Быховский И.Е. Осмотр места происшествия. - М., 1973.
4. Винницкий Л.В. Осмотр места происшествия: организационные, процессуальные и тактические вопросы: учеб.пособие. - Караганда, 1986.
5. Горшунов А.Е., Серебряная Т.В. Значение осмотра места происшествия при расследовании уголовного дела // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 2. - С.217.
6. Карабанов А.Л., Мелькин С.К. Осмотр места происшествия:
обнаружение, фиксация, изъятие и исследование следов: справочно-
методическое пособие. - М.: ВолтерсКлувер, 2011.
7. Кричун С.В. Криминалистические основы обеспечения экологической безопасности России: дисс. канд. юри. наук. - Ставрополь, 2009.
- С.136.
8. Леви А.А. Осмотр места происшествия: Справочник следователя / Под общ.ред. А.А. Леви. - М., 1982. - С.242.
9. Маханов С.А. Об опыте расследований преступных нарушений законов об охране природы // Всесоюзная конференция лучших следователей органов прокуратуры. - М., 1984. - С.129.
10. Осипова Е.В. Теоретические и практические проблемы расследования экологических преступлений: дисс. ...канд. юрид. наук, -Калининград, 2005. - С.72.
11. Осмотр места происшествия: практ. пособие / Под ред. А.И. Дворкина. - М., 2000.
12.Шурухнов Н.Г. Осмотр места происшествия и допрос свидетелей на первоначальном этапе расследования экологических преступлений // Организация деятельности органов предварительного следствия и дознания в
системе МВД России: управленческие и криминалистические проблемы: Сб. матер. всерос. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. - М.: Академия управления МВД России, 2012. - Ч.1. -С.207.
13. Щуров Е.А. Выявление и первоначальный этап расследования незаконной добычи рыбы: по материалам Азово-Черноморского водного бассейна: дисс. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008. - С.182.
O.A. Petruhina
CRIME SCENE IN CASES OF ENVIRONMENTAL CRIME
The article deals with the problem, the objects and the value crime scene in cases of environmental crimes. Indicated that the tactics forensics in the investigation of environmental crimes is of a specific, defined ways of commission and concealment.
Keywords: environmental crime, investigations, crime scene examination.
УДК 342.9
М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доцент каф. административного права, +7(968)586-45-51, [email protected],
(Россия, Москва, МГЮА имени О.Е. Кутафина)
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ СОВЕТСКИМИ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В статье проанализирован советский период деятельности органов прокуратуры по борьбе с коррупцией в системе органов государственной власти. Изучены правовые и организационные аспекты противодействия коррупции в области государственного управления советской России.
Ключевые слова: коррупция, прокуратура, государственное управление.
Главной особенностью советского периода в истории развития российского государства являлось жесткое отрицание всего того, что было присуще буржуазному обществу. Это касалось, в частности, и коррупции, которая рассматривалась как один из существенных недостатков государственного аппарата дореволюционной России. Новая советская власть, которая пришла к руководству огромной страны в октябре 1917 года считала, что с такими коррупционными пережитками царизма как взяточничество, злоупотребление властными полномочиями в личных целях, фаворитизм, покровительство необходимо немедленно покончить.
Безусловно, Октябрьская революция 1917 года самым серьезным образом повлияла на сокращение коррупции в области деятельности административных органов. Одной из объективных причин, послужившей этому обстоятельству, было полное расформирование прежней системы государственной власти Российской Империи. Данный процесс затронул и органы прокуратуры,