Научная статья на тему 'Ослепляющее великолепие вечной надежды к 200-летию Луи Брайля'

Ослепляющее великолепие вечной надежды к 200-летию Луи Брайля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
774
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ослепляющее великолепие вечной надежды к 200-летию Луи Брайля»

ЮБИЛЕИ

ОСЛЕПЛЯЮЩЕЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ ВЕЧНОЙ НАДЕЖДЫ

К 200-летию Луи Брайля

Балан С. И.

Точечная система Брайля, которой пользуются слепые всего мира, в своём развитии прошла долгий путь исканий и усовершенствований. Первое внятное упоминание о письме слепых связано не с Европой, а с арабским миром. Такое письмо создал багдадский ученый Араб-эль-Амид в 1312 г. Что представляло собой это письмо в действительности, неизвестно.

Первые сообщения о письменности для слепых в Европе относятся к XVI в. Так, Франциско Лукас из Мадрида в 1580 г. изобрел азбуку для слепых из деревянных досок, на которых в виде барельефа изображались буквы. Примерно в то же время рельефный шрифт создал некий Рампазетто из Рима. Интерес к педагогике, возросший в гуманистическую эпоху, воплощается в создании множества учебных заведений для детей, предпринимаются и попытки систематического обучения слепых. Такие школы нуждались в письменности, и на протяжении XVIII-XIX вв. почти во всех крупных европейских городах создаются алфавиты для незрячих. В

г. Верхняя Пышма (Свердловская область)

20-е гг. XIX в. таких азбук насчитывается уже около 200. Часто даже в одном городе в разных школах использовали разные алфавиты. К сожалению, такое «изобилие» и разнообразие шрифтов, плодотворное с научно-экспериментаторской точки зрения, весьма затрудняло контакты между незрячими разных школ и делало фактически бессмысленным многотиражное книгопечатание.

Почти все эти алфавиты представляли собой увеличенные, часто упрощенные, иногда наклонные рельефные изображения букв обычного латинского алфавита. С технической точки зрения шрифты предназначались для того, чтобы слепые могли читать напечатанные с их помощью книги, возможность писать не предусматривалась. Поэтому следующим шагом было создание шрифтов и приспособлений именно для письма. Такое письмо получило название линейнорельефного, поскольку состояло в изображении обычных букв рельефными линиями. Создателем первого и наиболее известного варианта линейно-рельефного шрифта

стал французский педагог, основатель первого специального учебного заведения для слепых - французского Королевского института для слепых - Валентин Гаюи (17451822). Основой его шрифта послужили заглавные буквы «латиницы». Буквы выдавливались на сырой плотной бумаге между двух натянутых струн. Шрифт Гаюи был довольно громоздким - буквы имели 15 мм в высоту: можно вообразить, какой толщины были книги, набранные таким крупным (и выпуклым!) шрифтом.

Изобретатели - последователи Гаюи пользовались принципиально неверной предпосылкой: «что

удобно для видящих, то удобно и для слепых». По системе Гаюи нужно было «прочитывать» стандартные выпуклые буквы, довольно часто имевшие замысловатые очертания. Изобретатели в первую очередь стали предлагать выпуклые шрифты с оригинальными или упрощенными начертаниями букв.

В 1831 г. англичанин Джеймс Гол ввел угловой выпуклый шрифт, который использовался какое-то время в приюте для слепых. Олстон из Эдинбурга предложил свой шрифт, базировавшийся на латинском алфавите. Шрифт Олстона очень напоминает один из сегодняшних компьютерных шрифтов -Апа1.

Изобретательская мысль не стояла на месте, и в 1838 году Лукас предлагает оригинальные «закорючки». Эта система - своего ро-

да стенография. Буквы выбраны произвольно и состоят из линий с точкой на одном конце или без точки. Система Лукаса никогда не использовалась для обучения.

К концу XIX века линейнорельефные шрифты практически полностью вытесняются шрифтом Л. Брайля. Единственным шрифтом такого рода, применяющимся до наших дней, остается шрифт Муна. В середине XIX в. он получил широкое распространение в Англии и Германии. Сейчас в Великобритании и, отчасти, в США шрифтом Муна пользуются люди, потерявшие зрение уже в сознательном возрасте (так называемые «поздноослепшие»), которые, следовательно. имеют представление о начертании букв обычного алфавита. Сами начертания латинских букв в этом шрифте значительно упрощены.

В процессе создания и совершенствования рельефного письма для незрячих был установлен важный психологический факт: выпуклая точка воспринимается осязанием быстрее, чем выпуклая линия. В этом отношении интересен «игольчатый» шрифт, созданный Иоганном Вильгельмом Клейном (1756-1848). Знаки этого письма также повторяли очертания букв латиницы, однако линии были пунктирными. Каждый знак, таким образом, состоял из довольно большого числа точек. Этот шрифт использовался для печатания книг. В алфавите Клейна можно видеть переходный этап от линейно-рельефного письма к рельефно-точечному. Дру-

гим важным этапом на этом пути стал отказ от идеи рельефного воспроизведения букв обычного алфавита и переход к использованию условных комбинаций ограниченного числа точек.

Первая попытка создания рельефно-точечного шрифта имела место еще в XVII столетии. Ее автором был Франсиско Лана (16311687), иезуит из Брешии. В основе его азбуки лежит принцип, далекий от принципа современного шрифта Л. Брайля. Поле знака делилось на девять частей; значение знака определялось, во-первых, тем, в какой из частей находятся точки, во-вторых, - количеством этих точек:

Следующий, важнейший шаг к системе Л. Брайля сделал в начале XIX в. отставной капитан французской армии Никола Мари Шарль Барбье де ля Серр (1767-1841). Барбье интересовался комбинаторикой, издал несколько работ по тайнописи. В 1821 году Барбье представил свое изобретение студентам Королевского института для слепых, среди которых был и двенадцатилетний Луи Брайль.

В основу этой систему был положен не орфографический, а фонетический принцип, то есть знак соответствовал не букве, а звуку.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат. Однажды, когда мальчику было 3 года, он иг-

рал в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню. Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей. И в институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил фортепиано и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служил органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Га-юи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение

уходило много времени, это было любимое занятие Луи. С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Брайль исходил из следующих посылок:

• Шрифт должен быть точечным, так как точка осязательно воспринимается лучше линии.

• Знак должен быть компактным, чтобы он целиком ощущался подушечкой пальца. Иначе говоря, количество точек в системе должно быть невелико.

Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек.

В итоге основой системы стало шеститочие - два вертикальных ряда по три точки в каждом. Количество

г\6

знаков в системе равняется 2 , то есть 64 знакам. В первоначальном варианте помимо точек иногда использовались штрихи, но в процессе совершенствования своего изобретения Л. Брайль отказался от их использования. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи. Кроме того, Л. Брайль предложил прибор для письма по своей системе, который в целом мало изменился до нашего времени.

В 1828 г. Л. Брайль становится

преподавателем Королевского института и опробует свою систему в процессе обучения. Результаты были прекрасными, ученики восприняли новшество с интересом. В 1829 г. Л. Брайль написал труд «Способы напечатания слов, нот и математических знаков, выполненных шеститочиями» и предложил свое изобретение как основу для обучения в Институте, но педагогический совет отклонил его шрифт, так как счел его слишком сложным для освоения зрячими педагогами. Брайль послал описание своего алфавита Иоганну Клейну, но тот не ответил. Несмотря на эти неудачи шрифт Брайля понемногу завоевывал популярность в Европе. В 1837 г. была опубликована доработанная версия системы Брайля. Но окончательная победа шрифта Брайля над другими видами рельефного письма состоялась лишь в 1876 г., через 24 года после смерти ее создателя. Именно тогда Первый Международный съезд по делам обучения слепых, состоявшийся в Вене, рекомендовал во всех странах использовать точечный шрифт Луи Брайля.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную добро-

ту и сострадание. Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом, при этом основным лечением был отдых. Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени. Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет «бабушка» пишущей машинки.

Л. Брайль проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один, о своих нуждах и своем здоровье беспокоился очень мало.

Здоровье Л. Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Институ-

та знает, что у Л. Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует. В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена. « Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды » - сказал он своим друзьям перед смертью. Луи Брайль умер 6 января 1852 года, ему было 43 года. Его похоронили на кладбище родного города Кувре.

После смерти выяснилось, что всю жизнь Л. Брайль из получаемых им денег лишь небольшую часть тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов. Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Л. Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.

В последствие предпринимались попытки критики системы Брайля. Лидером здесь стали США. Например, Нью-Йоркская система (Система Уэта) содержала знаки из восьми точек, расположенный в два горизонтальных ряда по 4 точки. В 1873 г. в Бостоне Д. Смит создал так называемый «модернизированный брайль Смита» При этом основы системы сохранялись, а изменялись лишь значения конкретных комбинаций точек. Такой метод видоизменения называется «фреквен-цией» (частичным изменением)

системы. Стремясь к наибольшему единообразию национальных вариантов шрифта Брайля, Международная конференция по унификации азбуки Брайля 1950 года в Париже осудила принцип фреквенции. Дело в том, что, в следствие ограниченного числа возможных знаков и ориентации всех последующих систем на стандартный латинский алфавит Брайля, все национальные брайлевские алфавиты очень похожи. Латинский, греческий, кириллические и другие алфавиты имеют одинаковые знаки для одинаковых звуков и различаются лишь несколькими знаками. Это создает для слепых большое преимущество при изучении иностранных языков.

Дальнейшая история шрифта Л. Брайля связана, в основном, с созданием и развитием национальных алфавитов, однако эти процессы контролируются учеными и педагогами на межгосударственном уровне. Из событий мирового зна-

чения упомянем унификацию записи нот на международном конгрессе в Париже в 1929 г., а также создание единого английского алфавита Брайля, так называемого стандартного английского «брайля», в 1932 г.

Первая попытка создать русский алфавит Брайля была предпринята князем Денисом Михайловичем Оболенским (1844-1918) не ранее 1861 г. Дальнейшая история шрифта Брайля в России, как и в других европейских странах, теснейшим образом связана с деятельностью учебных заведений для слепых. В 1877 г. попечитель Института для слепых Человеколюбивого Общества А. В. Полежаев предложил для использования в Институте свою азбуку, использовав при этом шеститочие Л. Брайля. Однако А. В. Полежаев не считал нужным соблюдать сходство с французским и немецким алфавитом Брайля, полагая, что слепые из разных стран, вследствие их бедности, не будут иметь возможности общаться друг с другом. Существенным является лишь простота обучения азбуке. Важнейшим принципом его алфавита стало использование знаков, состоящих из небольшого числа точек для часто встречающихся букв.

В 1880 г. К. К. Грот, руководивший организацией Александро-Мариинского попечительства для призрения слепых в Петербурге, развивает деятельность по созданию русской азбуки Брайля для Попечительства. В том же году председатель Киевского Отделения Попечительст-

ва А. Ф. Андриашев прислал Гроту свой вариант азбуки для слепых, В ней гласные изображались преимущественно точками, а согласные -линиями, использовались также окружности:

К. К. Грот настаивал именно на системе Л. Брайля и направил в Германию опытного педагога Е. Р. Трумберг, которая должна была в сотрудничестве с немецкими специалистами создать русский шрифт Л. Брайля с опорой на французский и немецкий алфавиты. Именно Е. Р. Трумберг, при содействии директора Дрезденского института для слепых Бютнера, и составила алфавит, одобренный К. К. Гротом и введенный в употребление в Попечительстве с момента начала его деятельности в 1881 г. Некоторое время этот алфавит конкурировал с алфавитом Полежаева, но довольно быстро вытеснил его и в заведениях Человеколюбивого Общества. С тех пор русский алфавит Брайля изменялся лишь однажды - в связи с орфографической реформой 1918 г. были упразднены знаки для букв «1», «ять» и «фита».

Первые русские типографские издания шрифтом Брайля осуществлялись московской благотворительницей А. А. Адлер на ее собственные средства, причем она и ее друзья своими руками набирали и печатали книги. Первой русской книгой, напечатанной по системе Брайля, стал «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям», он

был напечатан в количестве 100 экземпляров.

Как уже говорилось, в основу системы Брайля положено шести-точие. Это набор из шести выпуклых точек, расположенных в два вертикальных ряда, по три точки в каждом. Шеститочие имеет в высоту не более 6 мм, расстояние между точками - 2 мм. Число возможных комбинаций точек в шеститочии равняется 64. Одно шеститочие соответствует одному знаку. Шести-точия располагаются в ряд, образуя строку, расстояние между крайними точками двух соседних шеститочий около 4 мм.

Важной особенностью системы является «зеркальность» процессов чтения и письма. Чтобы получить рельефные точки на листе бумаги, наносить их нужно с обратной стороны листа. Таким образом, чтобы прочесть последовательность знаков слева направо, следует писать справа налево, причем каждый написанный знак должен быть симметричен читаемому знаку относительно центральной вертикальной оси шеститочия (иначе говоря: одни и те же знаки при письме и при чтении будут зеркальным отображением друг друга).

В начале Брайль отобрал 10 комбинаций точек, ставших ядром системы. Это комбинации точек 1 и 2 с точками 4 и 5; причем в каждой комбинации обязательно присутствует хотя бы одна из верхних точек - 1 или 4.

Такова первая строка системы

Л. Брайля. Вторую строку образуют те же знаки с добавлением точки 3. Третья строка - те же знаки с добавлением точек 3 и 6. Четвертая строка - те же знаки с добавлением точки 6. Пятая строка повторяет первую характером расположения точек, но используются точки 2, 3, 5 и 6: Это знаки препинания и арифметических действий. Шестую строку образуют знаки, составляющие комбинации точек 4 и 5 с точками 3 и 6. Это различные вспомогательные знаки. Седьмую строку образуют знаки, состоящие из точек 4, 5 и 6: Это также вспомогательные знаки. Отсутствие точек - «пустая

клетка», пробел - дает последний, 64-й знак. Такой порядок знаков получил название «ключ Брайля» Литература

1. Белоруков. А. «Путями веков», М.1940 г.

2. Гийме. С. «Луи Брайль» / "Курьер ЮНЕСКО”, февраль 1981г.

3. Клюшников. Е. «По страницам через годы/ «Жизнь слепых», №5, 1966 г.

4. http://sixdots.ru/index.htm (Сайт о письме по системе Брайля.)

© С. И. Балан, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.