ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
Н.Е. Якушева
Якушева Наталья Евгеньевна — главный специалист-эксперт, юрист государственно-правового комитета администрации Владимирской области
Ошибки стратегии законотворчества как причины дефектов юридических составов
Под юридическим составом понимается совокупность юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий, предписанных нормой права1. Многие авторы справедливо уточняют, что необходима не просто «совокупность» юридических фактов, а их «система»2. Действительно, употребление слова «система» подчеркивает, что юридический состав — явление целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей3, а не простой набор случайных составляющих.
Юридические составы достаточно распространены. Более того, можно констатировать, что с усложнением общественных процессов становится все больше юридических составов. Появление новых видов юридических составов связано также с развитием технологий: возникают новые технические возможности совершения юридически значимых действий, которые в ряде случаев включают несколько звеньев, «цепочку» действий. Например, приобретение товаров через Интернет может включать в себя: регистрацию на сайте, выбор товара, оплату товара через Интернет (полностью либо посредством внесения предоплаты), предъявление документов при получении товара (при необходимости — доплата) и др.
Классическим примером юридических составов является совокупность юридических фактов, необходимая для возникновения у приобретателя права собственности на недвижимое имущество: помимо заключения договора в письменной форме необходима государственная регистрация права собственности.
Если один или несколько юридических фактов, входящих в юридический состав, дефектны, то дефектным является и юридический состав.
Понятие дефектных юридических фактов детально разработано в диссертационном исследовании В.В. Муругиной, которая рассматривает их как особого вида юридические факты, имеющие в своем юридическом составе дефект и (или) несоответствие реальному отражаемому действию (или событию) и, как следствие, вызывающие правовые последствия в виде собственной недействительности и восстановления нарушенного права4.
Причинами дефектности юридических составов могут быть ошибки стратегии законотворчества.
Рассмотрим ошибки стратегии законотворчества на примере реформирования института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также их влияние на дефектность соответствующих юридических составов.
Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»5 Совету при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательскому центру частного права при Президенте Российской Федерации было поручено в срок до 1 июня 2009 года разработать концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации, а также предложения о мерах по ее реализации, предусмотрев подготовку в 2009 — 2010 годах проектов федеральных законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Во исполнение названного указа была разработана Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция), одобренная решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 года6.
1 Красавчиков О.А. Теория юридических фактов в советском гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1950. С. 110.
2 См. например, Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. М., 2001. С. 438; Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. М., 2001. С. 658; Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 60.
3 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 709
4 См.: Маругина В.В. Дефективность юридических фактов как негативная черта правовой системы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 8.
5 Собрание законодательства РФ. 2008. № 29, ч. 1, ст. 3482.
6 Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 11 (ноябрь). С 8—99.
Якушева Н.Е. Ошибки стратегии законотворчества как причины дефектов...
849
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
В пункте 2.1 раздела II указанной Концепции отмечалось, что важную роль, связанную с укреплением гражданских прав и обязанностей, приданием им открытого характера, выполняет институт государственной регистрации. Регистрация в ряде случаев является одним из элементов возникновения гражданских прав и обязанностей. Применительно к регистрации прав на недвижимое имущество в настоящее время регистрации подлежат не только имущественные права, но и некоторые сделки с указанным имуществом. Целесообразно устранить указанное смешение различных систем регистрации и перейти на подлинную систему регистрации прав.
То есть речь в Концепции шла о необходимости ликвидации института государственной регистрации сделок с недвижимостью с сохранением института государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Напомним, в чем состоят различия сделок, в которых регистрации подлежит только переход права, от сделок, в которых регистрации подлежат и переход права, и сама сделка.
Во-первых, переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в любой сделке по передаче права собственности на недвижимость.
Сама сделка с недвижимым имуществом подлежит регистрации лишь в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Во-вторых, сделки, в которых регистрируется только переход права, считаются заключенными для сторон с момента их подписания (см. пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1997 г. № 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости»). С этого времени у сторон возникают взаимные права и обязанности (по передаче недвижимости, по оплате и т. д.).
Однако до государственной регистрации перехода к покупателю права собственности на объект недвижимости он не вправе совершать сделки по его отчуждению (см. пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1997 г. № 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости»). Только после государственной регистрации перехода права покупатель недвижимости становится ее собственником во всем том, что касается прав и обязанностей третьих лиц (вправе распоряжаться недвижимостью).
Что касается, сделок, подлежащих государственной регистрации, то они считаются заключенными с момента государственной регистрации сделки.
В-третьих, в сделках, в которых регистрируется только переход права, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для признания сделки незаключенной или недействительной.
В отношении сделок, подлежащих государственной регистрации, установлено иное правило. Согласно пункту 1 статьи 165 ГК РФ несоблюдение требования о государственной регистрации такой сделки влечет ее недействительность как ничтожной (если законом прямо установлено, что несоблюдение требования о государственной регистрации влечет недействительность сделки) или незаключенность (во всех иных случаях). Так, несоблюдение требования о государственной регистрации договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (в редакции ГК РФ, действовавшей до внесения изменений в соответствии с указанной Концепцией) влечет незаключенность данного договора, но не недействительность, поскольку в пункте 2 статьи 558 ГК РФ, устанавливающей обязательность государственной регистрации такого договора, не указано, что несоблюдение этого требования повлечет признание договора недействительным.
Во исполнение пункта 2.1 раздела II указанной Концепции пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1,2, 3 и 4 части первой Г раж-данского кодекса Российской Федерации»1 было установлено, что правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584, 609, 651,658 ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу данного Федерального закона, то есть после 1 марта 2013 года.
Следовательно, согласно указанному Федеральному закону после 1 марта 2013 года не подлежат регистрации следующие договоры с недвижимым имуществом:
— договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ);
— договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);
— договор дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ);
— договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты (ст. 584 ГК РФ);
— договор аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК РФ);
— договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);
— договор аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ).
1 Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7627.
Юридическая техника. 2015. № 9
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
Но Федеральный закон от 4 марта 2013 года № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»1, вступивший в силу 4 марта 2013 года, исключил из пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ упоминание о статьях 609, 651,658 ГК РФ.
То есть требование о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК РФ), аренды здания или сооружения, заключенных на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК РФ), аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ) с 4 марта 2013 года восстановлено.
В то же время договоры аренды поименованного имущества, закпюченные с 2 марта 2013 года по 3 марта 2013 года, не подлежали государственной регистрации.
В этой связи возможны значительные злоупотребления. Так, в суд или в налоговые органы в различных целях могут предъявляться договоры аренды, оформленные «задним числом» с указанием даты заключения 2 марта 2013 года или 3 марта 2013 года. Проверить фактические даты заключения таких договоров будет практически невозможно. При государственной регистрации договора такие злоупотребления были бы полностью исключены: незарегистрированный договор является незаключенным.
В то же время пристальное внимание правоприменителя к договорам аренды, действительно заключенным 2 марта 2013 года или 3 марта 2013 года, заведомое отнесение таких договоров к подложным может нарушать права добросовестных участников гражданских правоотношений.
Причины изложенных сложностей, которые могут возникнуть в правоприменительной практике, кроются в недостаточно проработанной стратегии законотворчества, воплощенной в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации.
Таким образом, грамотная и продуманная стратегия законотворчества позволит минимизировать дефекты в юридических составах.
1 Собрание законодательства РФ. 2013. № 9, ст. 873.
Якушева Н.Е. Ошибки стратегии законотворчества как причины дефектов...
851