Научная статья на тему 'Осаждали ли остяки Мансуровский городок? (К определению степени достоверности летописных свидетельств о начале русской колонизации Обь-Иртышья)'

Осаждали ли остяки Мансуровский городок? (К определению степени достоверности летописных свидетельств о начале русской колонизации Обь-Иртышья) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
36
5
Поделиться
Ключевые слова
Ермак Есиповская летопись Сибирь

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Солодкин Яков Григорьевич

В статье рассматривается вопрос о достоверности сообщений нарративов XVII в. об осаде остяками Мансуровского городка, построенного казаками Ермака осенью 1585 г. Особое внимание уделяется известию об уничтожении языческого кумира, включенного в Есиповскую летопись по идеологическим мотивам ее составителя.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Солодкин Яков Григорьевич,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Осаждали ли остяки Мансуровский городок? (К определению степени достоверности летописных свидетельств о начале русской колонизации Обь-Иртышья)»

Я. Г. Солодкин

ОСАЖДАЛИ ЛИ ОСТЯКИ МАНСУРОВСКИЙ ГОРОДОК?

(К определению степени достоверности летописных свидетельств о начале русской колонизации Обь-Иртышья)

Поздней осенью 1585 г., через год с небольшим после гибели Ермака, в Обь-Иртышском междуречье было заложено первое русское укрепленное поселение в «Сибирской стране», которое по фамилии его основателя историки назвали Мансуровским городком.1 О его возникновении обстоятельнее всего рассказывается в летописях, сложившихся в Тобольске и Соли Вычегодской, начиная с Основных редакций «повестей» Саввы Есипова и анонимного книжника, выполнявшего задание именитых людей Строгановых.

В первом из этих произведений, созданном в резиденции нового сибирского архиепископа Нектария в 1636 г., три главы кряду (27-29-я) отведены «пришествию» из Москвы за Урал И. Мансурова и «воинских людей», появлению остяков у «срубленного» русскими городка и «кумиру», который «иноземцы» принесли тогда с собой. В Основной редакции Есиповской летописи (далее — ОЕЛ) сказано о том, что очутившись в Сибири «во второе ж лето по Ермакове убиении», то есть в 7093 (1584/85) г., русские служилые люди, не решившись вступить в сражение с множеством татар, собравшихся возле берега Иртыша, на подступах к бывшей столице Кучумова юрта, осенью,

1 Приурочивать его возникновение к февралю 1586 г. (Скрынников Р. Борис Годунов. М., 2003. С. 204) не следует, к тому времени относится лишь первое документальное известие о «доставлении» Обского (Мансуровского) городка. Неточно и утверждение, будто этот городок был заложен в 1584 г. отрядом казаков (Шиши-кин В. Г. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра // Историческая энциклопедия Сибири (далее — ИЭС). Т. С—Я. Новосибирск, 2009. С. 436). В частности, если верить «слогателю» Погодинского летописца (далее — ПЛ), под началом посланного в Сибирь из Москвы воеводы И. А. Мансурова состояли и стрельцы (ПСРЛ. Т. 36. М., 1987. С. 135).

© Я. Г. Солодкин, 2018

когда уже «лед в реках смерзается», «поставили» «град» над Обью «против иртишьсково устья», а вскоре эту крепость осадили проживавшие поблизости остяки. С наступлением ночи, не сумев одолеть русских в течение дня, «поганые» отступили, а наутро возвратились со славным «в земли их» «кумиром» и под деревом стали «жрети (приносить жертвы. — Я. С.) пред ним», дабы «християн взяти и смерти предати»; служилым пушечным выстрелом удалось разнести дерево «на многия части и сего кумира», почему остяки, думавшие, «яко некто из лука стрелил», тотчас вернулись восвояси.2 Почти в тех же словах о сооружении Мансуровского городка и попытках «иноземцев» его захватить рассказывается в Основной редакции Строгановской летописи (далее — ОСЛ), восходящей к одному протографу со «сложением» Саввы Есипова,3 вероятно, какому-то нарративному сочинению времени «первопрестольного» тобольского архиепископа Киприана. Сравнительно с ОЕЛ в анонимном сочинении, написанном в Соли Вычегодской по заказу Строгановых, имеется несколько дополнений: И. Мансуров был направлен в Сибирь из Москвы «после Семенова дни Летопроводца (1 сентября. — Я. С.)» в 7094 (1585/86) г.; к правительственному отряду присоединились волжские казаки — Матвей Мещеряк «с товарыщи» (об этом сказано дважды); Мансуров решил зимовать в городке, так как выпал снег, реки покрылись льдом; кумиру, который остяки поставили у русского острога4 в «низком месте», «мнози погании приносят ... дары из далних городов велми множество по вся дни».5 Приведенная в ОСЛ дата должна считаться ошибочной, поскольку Обский городок возник поздней осенью 1585 г., и за пару месяцев Мансуров со своими служилыми людьми едва ли мог оказаться около бывшей столицы Кучума и следом до-

2 ПСРЛ. Т. 36. С. 64-65.

3 Скрынников Р. Г. 1) Ранние сибирские летописи // ИСССР. 1979. № 4. С. 87-88; 2) Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986. С. 22, 24-27, 30, 33, 34, 42, 54, 155, 216, 219, и др.

4 Причислять городок, основанный И. А. Мансуровым, к первым русским городам Сибири (Бахрушин С. В. 1) Научные труды. Т. 3. Ч. 1. М., 1955. С. 145; 2) Г. Ф. Миллер как историк Сибири // Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. М., 1999. С. 40) явно не приходится. Кстати, еще в ОЕЛ несколько раз сказано о городке, основанном по распоряжению этого воеводы (ср.: ПСРЛ. Т. 36. С. 136, 138, 233. Примеч. 43-44; 252. Примеч. 75-77), тогда как Тюмень и Тобольск названы «градами», подобно бывшей столице Кучума, а также Чингию (Чингидену). Вместе с тем Савва Есипов упоминал о городке мурзы Атика и (вслед за синодиком «ермаковым казакам») остяцких городках по Иртышу и Оби (Там же. С. 43, 46-48, 51, 53, 55, 56, 58, 60, 62-69, 71, 72, 78, 380. Ср.: С. 42, 70, 73, 74, 129, 131, 135, 138, 139).

5 Сибирские летописи: Краткая сибирская летопись (Кунгурская). Рязань, 2008. (Далее — СЛ). С. 39-41. Ср.: С. 85-87, 103.

браться до слияния Оби с Иртышем. Неверна и летописная версия о том, что «мещеряковцы» влились в отряд государева воеводы.6 Сообщения о том, что и проживавшие вдалеке «погании» приносили дары «кумиру», а Мансуров решил обосноваться в городке из-за наступившей зимы, можно приписать редактору протографа. В этом не дошедшем до нас сочинении, не исключено, говорилось о «низком месте», где остяки, собравшиеся у «срубленного» русскими острога, стали приносить жертвы идолу, однако Есипов, в отличие от строгановского «историографа», счел данное указание излишним.

В относящейся уже к петровской эпохе Ремезовской летописи (далее — РЛ) в повествование софийского дьяка второй четверти XVII в. внесено несколько дополнений: к прослывшему затем среди них русским («Рушь-вашь» или «Руть-ват»)7 городку остяки принесли «с собою болшего белогорского болвана и поставиша под дерево березу, и молясь, и жряху, да возмут град». (Ранее говорится о том, что «белогорскому шайтану» был отдан «в приклад» один из панцирей Ермака, взятый потом кодским князем Алачем, а по Кунгурскому летописцу, фрагменты которого включены в РЛ, на Белогорье имелось «молбище болшее богыне древней: нага с сыном на стуле седя-щая»).8

Исследователи, как правило, не сомневаются в достоверности сообщений ОЕЛ и ОСЛ о «поставлении» Мансуровского городка и его осаде проживавшими неподалеку остяками.9 При этом порой счита-

6 Солодкин Я. Г. Являлся ли Матвей Мещеряк последним атаманом «дружины» Ермака? // Присоединение Сибири к России: новые данные: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Тюмень, 9— 10 декабря 2014 г. Тюмень, 2014. С. 189, 191.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

7 Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 261; Шатилов М. Б. Ваховские остяки (Этнографические очерки). Тюмень, 2000. С. 35. Так остяки называли именно Обский городок, а вовсе не Березов, как представлялось Д. Я. Резуну, писавшему, кстати, про Рус-Ваш (Резун Д. Я., Васильевский Р. С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989. С. 20, 108. Ср.: С. 16; Резун Д. Я. Березово // ИЭС. Т. А—И. Новосибирск, 2009. С. 195).

8 СЛ. С. 336, 348—349, 426—427, 439—440, 536, 573—574.

9 Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 261; Карамзин Н. М. История Государства Российского. Кн. 3. Т. 10. М., 1989. Стб. 15; Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032—1882 гг. Сургут, 1993. С. 44; Копылов Д. И. Ермак. Иркутск, 1989. С. 175, 176; Очерки истории Коды. Екатеринбург, 1995. С. 92—93; Никитин Н. И. Обский городок // Исторический лексикон: Х1У—ХУ1 века. Кн. 1. М., 2001. С. 489; Шашков А. Т. Начало присоединения Сибири // Проблемы истории России. Вып. 4: Евразийское пограничье. Екатеринбург, 2001. С. 40—41; Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург, 2004. С. 62; Рябкова О. А. Этнос обских угров (остяков и вогулов) в сибирском летописании // Северный регион: наука, образование, культура. 2013. № 2 (28). С. 135, и др.

лось, что, согласно ОЕЛ, они носили языческого кумира «близ городка, пытаясь сверхъестественным путем выжить» оттуда воеводу, захватившего важнейший религиозно-политический центр Сибирского царства — «жилище» белогорского «шайтана»,10 на штурм русской крепости взяли с собой «идола, который должен вдохновлять воинов», — боевой фетиш, изображение бога войны Мир-суснэ-хума,11 мольбище «у слияния Оби с Иртышом» имело статус крупного культового цен-тра.12 Точностью изложения летописных известий приведенные утверждения явно не отличаются. В ОЕЛ, ОСЛ и их многочисленных вторичных разновидностях нет и намека на то, что Мансуров выстроил острог там, где располагалось одно из самых значительных языческих святилищ. Этот острог находился близ Белогорского городка в устье Иртыша (напротив Березовской протоки),13 тогда как, по сведениям Г. Ф. Миллера, местный «шайтан» размещался в удалении от поселений и волостей.14 Если «кумир» был уничтожен осажденными в Мансуровском городке служилыми людьми, о чем сообщали летописцы, то изображение верховного божества Мир-суснэ-хума (Мир-ватты-ху, Орт-ики, Кон-ики, Ун-ики) («Охранителя народа», «Богатыря-старика», «Обского старика», «Царя-старика», «Верхнего старика») существовало еще в начале XVIII в. Тогда, в пору массовой христианизации обских угров, это изображение в Шоркарских юртах (Шеркалах) сжег митрополит Тобольский и Сибирский Фило-фей Лещинский.15 Учтем также, что Мир-сусне-хум — «наиболее значимая фигура в мансийском пантеоне»,16 Мансуровский городок же, если и осаждался, то, по всей видимости, нижнеобскими остяками.

Высказано мнение о том, что «местные белозерские остяки (речь, очевидно, должна идти о белогорских. — Я. С.) дважды подступали к русскому лагерю, горя желанием отомстить за гибель своего князя

10 Богданов А. П. Общерусский летописный свод конца XVII в. в собрании И. Е. Забелина // Русская книжность XV-XIX вв. (Труды ГИМ. Вып. 71). М., 1989. С. 197198.

11 Худяков Ю. С. Кольчуга Ермака. Легенды и источники // Тюркские народы: Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2002 г., г. Тобольск). Тобольск; Омск, 2002. С. 241.

12 Со времен князя Самара: В поисках исторических корней Ханты-Мансийска. Ханты-Мансийск, 2007. С. 142.

13 Балюк Н. А. Крепость святого сына // Сибирский исторический журнал. 2004. № 1. С. 32.

14Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 242.

15 Молодин В. И., Лукина Н. В., Кулемзин В. М., Мартынова Е. П., Шмидт Е., Федорова Н. Н. История и культура хантов. Томск, 1995. С. 81; Со времен князя Самара... С. 108-109, и др.

16 Березово (Очерки истории с древности до наших дней). Екатеринбург, 2008. С. 456.

Самара и его «сборных князей»», убитых весной 1583 г. ермаковцами во время похода до Белогорья; первый приступ, якобы, был легко отбит с помощью пушек и пищалей, а второй предотвращен ядром, расщепившим дерево, у которого стоял деревянный идол.17 Но летописцы сообщали об осаде русской крепости в течение целого дня, и за это время остяки могли попытаться овладеть ею приступом не один раз.

Показаниями сохранившихся источников не подтверждается и мнение А. В. Матвеева о том, что Мансуров время от времени отбивал нападения остяков.18

О начале Мансуровского городка автор «писания», явившегося источником и ОЕЛ, и ОСЛ, предположительно узнал от тобольских служилых людей, которые еще до закладки будущей сибирской столицы могли участвовать в его «поставлении», а следом, сменяя друг друга, «годовавших» там на протяжении нескольких лет.19 Но ко времени создания упомянутого «писания» с осени 1585 г. прошло почти четыре десятилетия, а с лета 1594 г., когда «Усть-городок» (так определяется возведенный И. А. Мансуровым острог в одном из видов «Сказания» Есипова20) был заброшен, и годовальщики из этого острога влились в состав гарнизона Сургута, который строили со служилыми, «присланными» из Москвы и ряда сибирских городов, — десятилетием меньше. Маловероятно, чтобы тобольский летописец поведал об основании первого русского острога в Югорской земле по воспоминаниям казаков или «литвы» «царствующего града» Сибири.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Как недавно было отмечено, свидетельство Саввы Есипова, да и многих иных книжников XVII — начала XVIII вв., о реакции осадивших Мансуровский городок остяков на уничтожение их «кумира» — это «вымышленное обстоятельство».21 Оно подобно нескольким другим, выявленным в сибирском летописании того времени.22

17 Березово (Очерки истории с древности до наших дней). С. 56.

18 Казаки Тюменского региона от Ермака до наших дней (краткий очерк). Тюмень, 2010. С. 17—18.

19 Солодкин Я. Г. Начало Мансуровского городка в сибирской летописной традиции (из истории редактирования «Повести» Саввы Есипова во второй половине XVII — начале XVIII в.) // Вестник «Альянс-Архео». Вып. 10. М.; СПб., 2015. С. 78.

20 ПСРЛ. Т. 36. С. 64. Примеч. 51, 62—63.

21 Солодкин Я. Г. Начало Мансуровского городка... С. 78.

22 Солодкин Я. Г. 1) «Ермаково взятие» Сибири: загадки и решения. Нижневартовск, 2010. С. 63—67; 2) О некоторых спорных вопросах зарождения сибирского летописания (к 375-летию «Повести» Саввы Есипова) // Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории. Ч. 6. Нижневартовск, 2011. С. 8—10; 3) Остяцкие князья и хан Кучум накануне «Сибирского взятия» (к интерпретации одного летописного известия) // Вестник угроведения. 2017. № 1 (28). С. 129—131; Зуев А., Слугина В. Летописные известия о шертовании сибирских народов во время

Обратим внимание и на то, что выражения «уреченное место», «собрание поганых», «живущих (живших) по Иртышу и великой Оби», «по неколицех же днех», «смерти предати», кроме рассматриваемых, встречаются еще в ряде глав ОЕЛ и ОСЛ,23 представляя собой устойчивые словосочетания, известные по другим литературным произве-дениям.24

Остяки явились к Мансуровскому городку, разумеется, во главе со своими князьями либо князцами,25 однако ни один из них в летописях не назван, хотя говорится об осаде «града» Сибири Карачей и прибытии его вместе с Сейдяком (накануне изгнавшим царевича Алея из этого города) и Салтаном в окрестности Тобольска, чтобы охотиться на птиц, а также пленении ермаковцами князя Назымского городка.26 Примечательно, что в 7093 (1584/85) г., когда, если верить Савве Есипову, И. Мансуров двинулся за «Камень», воеводами В. Сукиным и И. Мясным следом была основана Тюмень; в ПЛ же, где текст вышедшего из-под пера владычного дьяка «сложения» «Сибирское царство и княжение и о взятии, и о Тоболске граде»27 подвергся существенной правке, очередная правительственная экспедиция в «восточную страну» приурочена к следующему году.28 В ПЛ, кстати, нет оригинальных данных об осаде Мансуровского городка, но, в отличие от ОЕЛ и ОСЛ, сообщается о том, что распорядившийся выстроить его воевода с 700 казаками и стрельцами «розных городов» (в РЛ, заметим, сказано про 100) «в судех» достиг Иртыша,

похода Ермака и исторические реалии // РИ. 2015. № 3. С. 39, 41, 44; Нигматзя-нов И. Р. Имагология хана Кучума в Есиповской летописи и исторические реалии // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: Материалы III Всероссийской (с международным участием) научной конференции: г. Курган, 21-22 апреля 2017 года. Курган, 2017. С. 70. Явно вымышленными представляются и содержащиеся в ОЕЛ ответ Чингиса Тайбуге, монологи Кучума, «словеса» Ермака и его «дружины» при выступлении в поход против «окаянных бусурман», заявление ногаев, убивших сибирского хана, а также свидетельство о набеге бывшего властителя обширного юрта на «агарянские веси» у Иртыша (ПСРЛ. Т. 36. С. 46, 51, 54-55, 59-60, 68, 69. Ср.: С. 132. См. также: СЛ. С. 24-25, 28, 70-71, 79-80. Ср.: С. 22-23, 67-68, 89-90).

23 ПСРЛ. Т. 36. С. 46, 52, 53, 62, 67, 68, 71. Ср.: С. 60, 64, 66, 68, 380; СЛ. С. 18, 19, 21. Ср.: С. 38, 41, 66, 95.

24 ПЛДР: Середина XVI века. М., 1985. С. 524. Ср.: С. 518; ПЛДР: Конец XVI — начало XVII веков. М., 1987. С. 360, 362, 380, 392-395, 406, 408, 412, 418, и др.

25 Сергеев В. И. Источники и пути исследования сибирского похода волжских казаков // Актуальные проблемы истории СССР. М., 1976. С. 23; Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. М., 1987. С. 14.

26 ПСРЛ. Т. 36. С. 60, 62, 64, 66, 71. Ср.: С. 48, 380; СЛ. С. 28-29, 35-36, 74, 80-81,100-101.

27 ПСРЛ. Т. 36. С. 72. Ср.: С. 69.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

28 Там же. С. 65, 136. Ср.: СЛ. С. 303.

против устья которого, «на другой стране», и «поставил» острог, где провел «многое время и до весны», в том числе зиму, когда к нему подступили остяки.29 В Книге записной (далее — КЗ) — старшей среди дошедших до нас редакций Сибирского летописного свода — читаем лишь о том, что Мансуров зимовал в «срубленном» им городке на Белогорье.30

По утверждению летописцев, остяки наутро вернулись с «кумиром» к русскому острогу, который в течение предыдущего дня не сумели занять. Ранее же сказано, что едва рассвело, ермаковцы из городка мурзы Атика двинулись к устроенной «кучумлянами» засеке, и возле нее состоялось решающее сражение, а после одержанной победы, опять-таки утром, «православные вои» направились к городу Сибири31 (хотя не исключено, что в главную ханскую ставку атаманы и казаки беспрепятственно вступили уже к исходу того дня, когда произошла «брань велия» «под Чувашею»).

Раз остяки, накануне безуспешно пытавшиеся овладеть «древяным городком»,32 возвратились к нему, теперь неся с собой «кумира», вероятно, оставив его в первый день осады где-то рядом, то почему же тогда не прибегли к помощи своего божественного покровителя прежде? Вспомним и о восстании (1595 г.) остяков и самоедов Березовского уезда, которые осаждали русскую крепость в устье Северной Сосьвы на протяжении нескольких месяцев, до прибытия на выручку местным казакам и «литве» отряда служилых людей из Тобольска, и смогли выжечь острог.33 Зато о попытке «иноземцев» взять Мансуровский городок, когда в течение восьми лет там находились го-довальщики (очевидно, два-три десятка), сведений нет. Попутно заметим, что в 1607 г. изменивших московскому государю березовских остяков и самоедов обвиняли в намерении «город (Березов. — Я. С.) сжечь ... по ворожбе» жены новокрещена «Петрушки» Куланова.34 (Поздние летописцы дополнили рассмотренные сообщения ОЕЛ и ОСЛ известием о ясаке, который стали платить остяки,35 что было в «русской» Сибири обычным явлением). Кроме того, «кумирам»

29 ПСРЛ. Т. 36. С. 135, 136; Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. С. 49—50, 263, 315. Примеч. 170.

30 ПСРЛ. Т. 36. С. 138. Ср.: Богданов А. П. Общерусский летописный свод. С. 197.

31 ПСРЛ. Т. 36. С. 53, 55—56; СЛ. С. 23, 69, 100.

32 ПСРЛ. Т. 36. С. 311.

33 Вершинин Е. В., Шашков А. Т. Участие служилых остяков Кодского княжества в военных походах конца XVI — первой трети XVII в. // Западная Сибирь: прошлое, настоящее, будущее. Сургут, 2004. С. 15; История Ямала: В 2 т. Т. 1. Кн. 2. Екатеринбург, 2010. С. 107, 211, и др.

34Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. М., 2000. С. 237.

35 ПСРЛ. Т. 36. С. 186, 252, 312, 365; СЛ. С. 303. Ср.: С. 299, 311, 371.

поклонялись в укромных местах, и едва ли «белогорского шайтана» принесли бы с собой остяки в надежде захватить русский острог.

Заметим также, что когда Карача (бывший визирь Кучума) осадил город Сибирь, он окружил его, по словам Есипова, «обозами, и табары поставиша»,36 о чем относительно Мансуровского городка владычный дьяк умалчивает.

Кстати, КЗ содержит явно легендарное известие о том, что пушку, доставшуюся Кучуму после разгрома отряда князя А. Лыченицына, хан «в пришествие Ермаково в Сибирь ... велел спехнуть с Чуваше-вых гор . в реку Иртыш, и потонула, понеже не почала издавать из себя ядра и стрелять по руским ратным людем».37

Отдаленной параллелью к интересующему нас рассказу может служить известие «Казанской истории» о том, что во время осады Нижнего Новгорода татарами (1505 г.) находившиеся в русском плену литовские «огненные стрельцы» (жолнеры) застрелили ханского шурина — ногайского мурзу; это привело к «великой брани» между казанцами и ногаями, и «царь» Мухаммед-Эмин вынужден был бежать.38 Вспомним и про летописное свидетельство о том, что в ходе осады Москвы ханом Тохтамышем в 1382 г. русские «из самострел стре-ляху», один среди них — суконник Адам — «самострельной стрелой» поразил в сердце «нарочита и славна» татарина — сына ордынского князя. 39 Быть может, не без влияния этих сообщений в протографе ОЕЛ и ОСЛ и появились строки об уничтожении остяцкого «кумира», что заставило осаждавших разойтись по своим юртам.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Итак, Савва Есипов (или его предшественник — создатель «писания», «распространенного» владычным дьяком), обличавший идолопоклонников, даже проклинавший их,40 как и в некоторых других случаях, указание на «поставление» первого русского острога в «Сибирской стране» решил дополнить вымышленным рассказом о «кумире остяцком», — рассказом, призванным подчеркнуть преимущество христианской веры перед язычеством.

36 ПСРЛ. Т. 36. С. 62. Ср.: С. 134. См. также: СЛ. С. 35, 80, 101.

37 ПСРЛ. Т. 36. С. 138. Ср.: СЛ. С. 330, 375, 421. По убеждению Ю. С. Худякова, у Кучума были две чугунные пушки, привезенные из Казани (Худяков Ю. С. 1) Кольчуга Ермака. С. 240; 2) Борьба за восстановление Сибирского ханства в XVII веке // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: Материалы Международной конференции: г. Курган, 22-23 апреля 2011 года. Курган, 2011. С. 105), напомним, завоеванной русскими осенью 1552 г. См. также: Дергачева-Скоп Е. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. Свердловск, 1965. С. 99.

38 ПЛДР. Середина XVI века. С. 332-335.

39 ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 130, и др.

40 ПСРЛ. Т. 36. С. 48-51, 54, 56. Ср.: С. 73, 178; СЛ. С. 47; Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып. 1. М.; Л., 1960. С. 152-153.