УДК 614.8
ОРУЖИЕ ВОЙН НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - МЕГА-КАТАСТРОФЫ
К. А. Семёнова, Н. Г. Алиханян Научный руководитель - Т. А. Саулова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82 E-mail: [email protected]
Поставлена проблема формирования специфического облика войн нового поколения - си-нергетических мега-катастроф, имеющих свою стратегию, тактику, вооружение.
Ключевые слова: войны нового поколения, защита гражданского населения, природные, техногенные и гуманитарные катастрофы, прогнозирование и предупреждение катастроф, геофизическое оружие.
WEAPONS WARS OF THE NEW GENERATION OF MEGA-DISASTER
K. A. Semenova, N. G. Alikhanyan Scientific Supervision - T. A. Saulova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 82, Mira pr., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]
The problem of the formation of the specific shape of the wars of new generation is a synergistic mega-disasters, with their strategy, tactics, weapons.
Key words: new generation war, civil population defense, natural, technogenic and humanitarian catastrophes, catastrophe forecast and prediction, geophysical weapon.
Современные природные, техногенные и гуманитарные катастрофы имеют, как правило, синергетический смешанный характер, поэтому сейчас в их определении все чаще используется термин мега-катастрофа. Небольшое по масштабу опасное природное явление может вызвать каскад техногенных и социальных катастроф, причем в любой обратной последовательности.
Локальная катастрофа при синергетическом развитии в наихудшем варианте приобретает трансграничный масштабный характер и может охватить сразу несколько стран. Оказание помощи населению и основная ответственность за ликвидацию последствий мега-катастроф лежит, главным образом, на силах государственных систем гражданской защиты.
Глобальная социальная и экономическая нестабильность начала XXI века предъявила новые требования и необходимость решения ряда задач, а именно:
1. Организация лагерей беженцев, оказание гуманитарной помощи населению и беженцам в условиях природных, техногенных и гуманитарных катастроф, эпидемий и военных конфликтов.
2. Обеспечение и восстановление функционирования систем и инфраструктуры жизнеобеспечения при катастрофах и военных конфликтах.
3. Поддержание политического престижа страны. Проведение спасательных и гуманитарных операций за рубежом. Сотрудничество, обучение и техническая помощь подразделениям гражданской обороны иностранных государств.
Статистика жертв в мировых войнах XX века показывает увеличение относительного количества жертв среди мирного населения по сравнению с воинскими потерями.
Секция « Управление техносфернойбезопасностью»
Потери гражданского населения в первую мировую войну были в 20 раз меньше боевых, во вторую мировую войну - примерно одинаковы, во Вьетнаме - в 9 раз больше боевых, а в последующих локальных войнах потери гражданского населения превышают боевые потери в 10-15 раз, и есть тенденция к их увеличению [1].
Цели и задачи войн нового поколения в целом не отличаются от прежних. Это - борьба за территориальные, сырьевые и энергетические ресурсы.
Вместе с тем появился новый аспект - «зачистка и освобождение» территорий от коренного населения, то есть уничтожение или минимизация населения захватываемых или подчиняемых территорий. Не будет коренного народа - не будет легитимных претендентов на территориальную собственность. В связи с этим появились новые «невоенные» технологии агрессии и политического порабощения, предшествующие военным операциям, задачами которых являются: дестабилизация политической и экономической ситуации в стране, нравственная и физическая деградация коренного народа, «замещение» коренного населения выходцами из других стран [2].
К основным методам этих «технологий» относятся:
- поощрение спекулятивной экономики, регулируемой мафиозными структурами, отказ от государственного целевого регулирования в экономике и в промышленности;
- привлечение иностранной рабочей силы, необоснованная и направленная миграция, «мирный» захват территорий и недвижимости выходцами из других стран;
- этническая и религиозная экспансия и конфликты;
- управляемый сепаратизм;
- управляемый терроризм;
- криминализация общества;
- искаженное освещение исторических и политических событий, направленная дезинформация: чем больше лжи, тем она убедительней;
- изменение образа жизни через навязывание новых нравственных, а точнее безнравственных категорий и законов, несоответствующих менталитету государствообразующего народа;
- инициирование массовых волнений и беспорядков (хулиганство на улицах при проведении спортивных и других массовых зрелищных мероприятий);
- изменение государственного устройства через серию «демократических выборов», подвергаемых сомнению, до прихода к власти нужного претендента и технологии «цветных» революций;
- подчинение системы торговли (распределения) основных жизненно важных продуктов и товаров иностранным предпринимателям;
- ограничения в сфере экономики и производства товаров, связанные с обязательствами глобального регулирования, экономическая и продуктовая зависимость от иностранных государств, применение торговых санкций;
- инициирование пандемий, эпидемий животных, являющихся основой питания населения, необходимость закупок продовольствия за границей;
- нарушение или ограничение поставок жизненно-важных продуктов и товаров при инициировании ажиотажного спроса на них.
Применение любой из этих «технологий» может стать началом мега-катастрофы, но, как правило, они используются во всей полноте [3].
Необходимо отметить и другие условия и особенности создания социальной напряженности в мире, способствующие возникновению мега-катастроф. К ним относятся:
- глобализация экономики и потеря экономической независимости;
- двойные стандарты в политике и оценке международной ситуации;
- миграция «прежде спящих» народов, живших раньше по общинно-племенным законам среди дикой природы и враждебных племен и перенесших свои обычаи и представления о законах выживания в гуманистическое социальное общество, сложившееся за многие столетия;
- требование безусловной толерантности в отношении ничем не ограниченной вседозволенности и обязательного соблюдения прав человека, независимо от исходящих от него угроз обществу и государству, где он живет или временно находится.
Идеология открытого общества и общечеловеческих ценностей вместо государственных и национальных интересов создают новые совершенно уникальные условия, непредсказуемые по своим последствиям для безопасности и целостности любого государства [4].
Наступление мега-катастрофы может стать гуманно обоснованным поводом для ввода вначале подразделений спасателей и миротворцев, а затем и вооруженных сил сопредельных государств, причем как дружественных, так и враждебных по отношению к стране, терпящей бедствие. Эти новые реалии требуют учета в системе политического руководства и гражданской защиты.
Анализ причин произошедших за последнее время катастроф позволяет «обрисовать» облик войн нового поколения, имеющих свою стратегию, тактику и специальное вооружение -особенности, которые нельзя игнорировать при разработке новой концепции гражданской защиты.
Библиографические ссылки
1. Байда С. Е. Влияние испытаний ядерного оружия на повышение сейсмической активности. Сборник докладов XII научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от ЧС «Междисциплинарные исследования проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в современных условиях», 18-20 апреля 2007 г., Москва, 2007. С. 213-216.
2. Современные технологии защиты и спасения. Технологии противодействия негативному информационному воздействию на население. /Под общ. ред. Р. Х. Цаликова. МЧС России. М.: Деловой экспресс. 2007. С. 261-270.
3. Слипченко В. И. К какой войне должна быть готова Россия: лекция / В. И. Слипченко. http://www.polit.ru/lectures/2004/11/18/ slipch.html.
4. Слипченко В. Война будущего (прогностический анализ)/ Слипченко В. http://bookap.by.ru/psywar/slipchenco/oglav.shtm
© Семёнова К. А., Алиханян Н. Г., 2017