Научная статья на тему 'Ортодоксальный и гетеродоксальный методы регулирования валютно-финансовой сферы экономики'

Ортодоксальный и гетеродоксальный методы регулирования валютно-финансовой сферы экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1490
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альмереков Н. А.

Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует, что стабилизация может быть достигнута как на базе обменного курса, так и на денежной основе, если она поддерживается разумной макроэкономической политикой. Большинство стран с рыночной экономикой добилось успеха в преодолении дестабилизации в экономике на базе использования мер ортодоксально-монетаристской и гетеродоксальной программы, причем из гетеродоксальной программы применялись не только меры валютного контроля, но и широкий спектр других мер: политики доходов и цен, налоговых преференций, государственного субсидирования структурных преобразований и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox and heterodox methods of control for currency and finance segments of economics

The experience of countries shows that stabilization can be reached on a base of money as on the base of exchange, if stabilization supports by reasonable macro economical politics. Majority countries have success in overcoming of destabilization in economy on base of using measures orthodoxies -monetarist and heterodoxies programs, not only measures of currency control were used from heterodoxies program so there were wide spectrum of other measures: politics of income and price, tax preferences governmental subsidizing of structural transformation etc.

Текст научной работы на тему «Ортодоксальный и гетеродоксальный методы регулирования валютно-финансовой сферы экономики»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

приема на работу и продвижения по службе кадров на конкурсной основе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), разработка и реализация программ переподготовки кадров муниципальной службы на базе ИКТ.

Следовательно, возможность применения на практике эффективных кадровых технологий создаст возможность реального улучшения взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями и хозяйствующими

УДК 336.221:336.743(574)

В настоящее время мировая экономика становится не просто совокупностью национальных экономик, а превращается во взаимообусловленную, взаимосвязанную систему - в глобальное мировое хозяйство. Глобализация отразилась на либерализации международной торговли, мобильности предпринимательского капитала, открытости национальных рынков. Все это не может не влиять на дестабилизацию валютно-финансовой деятельности национальных экономик.

Несмотря на заметные успехи в антиинфляционной политике, достигнутые и последние годы странами СНГ, угроза нового витка инфляции по-прежнему сохраняется. Остается существенным и инфляционный потенциал, связанный с ценовыми диспропорциями и низкой эффективностью использования производственных мощностей.

Значительный приток иностранного капитала, избыток ликвидности на внутреннем финансовом рынке, рост доходов населения, низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг сохраняют дестабилизирующую ситуацию в развитии экономик стран СНГ.

Так, например, в 2006 году в Казахстане рост ВВП по отношению к 2005 году составил 10,6%, в то же время инфляция в 2006 году достигла 8,4% против 7,5% в 2005 году [1.2].

субъектами, будет способствовать обеспечению открытости и гласности их работы.

АСТАХОВ Юрий Викторович, начальник управления персоналом администрации города Белгорода, соискатель Белгородского государственного университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 18.09.2007 г.

© Астахов Ю. В.

Н. А. АЛЬМЕРЕКОВ

Казахский экономический университет им. Турара Рыскулова, г.Алма-Ата

К главным препятствиям на пути экономического роста относится отсутствие стимулов к труду и инвестированию, связанное с высоким уровнем и неблагоприятной структурой налогов, а также институциональными барьерами, препятствующими эффективной аллокации ресурсов. Политические рекомендации обычно сводятся к мерам по сокращению налогов и увеличению конкуренции на товарных рынках и рынках труда. Устойчивые темпы экономического роста достигаются привлечением долговременных факторов, которые обеспечивают неуклонное повышение производительности труда, являющейся предпосылкой снижения цен, повышения уровня реальной зарплаты и жизни населения. Низкая производительность труда - причина низкой заработной платы. В настоящее время за единицу времени работник в России выпускает продукции в 5-6 раз меньше, чем его коллега в Германии и Японии.

Вместе с тем, чтобы достичь определенных результатов необходимо стабилизировать деятельность в валютно-финансовой сфере, связанную с удержанием инфляции на приемлемом уровне, обеспечением роста совокупного спроса, стимулированием совокупного предложения.

Спрос на деньги является спросом на реальные кассовые остатки. Реальные кассовые остатки в краткосрочном периоде находятся в положительной за-

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ И ГЕТЕРОДОКСАЛЬНЫЙ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ

Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует, что стабилизация может быть достигнута как на базе обменного курса, так и на денежной основе, если она поддерживается разумной макроэкономической политикой. Большинство стран с рыночной экономикой добилось успеха в преодолении дестабилизации в экономике на базе использования мер ортодоксально-монетаристской и гетеродоксальной программы, причем из гетеродоксальной программы применялись не только меры валютного контроля, но и широкий спектр других мер: политики доходов и цен, налоговых преференций, государственного субсидирования структурных преобразований и т. п.

висимости от уровня реальных доходов и в отрицательной - от альтернативных издержек хранения денег. Альтернативой хранению денег в наличной форме является уровень ставки процента на доходные безрисковые активы, то есть государственные долгосрочные ценные бумаги (облигации).

При полной занятости ресурсов общий уровень цен просто определяется соотношением спроса и предложения денег. Предложение денег определяется политикой центрального банка и его задача — поддерживать количество денег на постоянном уровне. Спрос на деньги характеризуется отрицательной зависимостью по отношению к стоимости денег и положительной - к уровню цен. Иначе говоря, при увеличении предложения денег центральным банком спрос на реальные кассовые остатки останется прежним, но стоимость денег понизится, и домохозяйствам понадобится большее их количество.

Увеличение предложения денег центральным банком ведет к увеличению объема спроса на деньги. В результате снижается реальная стоимость денег. Происходит инфляционный рост цен.

Инфляция спроса есть инфляция вследствие краткосрочного превышения краткосрочного спроса над объемом совокупного предложения. В краткосрочном периоде рост совокупного спроса ведет к росту цен на конечную продукцию, а также к увеличению реального объема производства, сокращению безработицы. В дальнейшем растут цены и на факторы производства. Чаще всего инфляция спроса вызывается действиями государства по стимулированию производства.

В долгосрочном периоде продолжающийся рост совокупного спросаведет к опережению темпа роста цен конечной продукции над ценами на факторы производства, иначе говоря, определенный уровень инфляции сохраняется при относительно низком уровне безработицы.

Инфляция издержек вызывается ростом издержек производства, или сокращением совокупного предложения вследствие резкого удорожания факторов производства. Данное явление может происходить как в производстве, так и в обращении. Рост издержек производства сокращает прибыли и объем совокупного предложения при существующей денежной массе. Сокращение совокупного предложения ведет к росту цен, так как сократившаяся товарная масса приходится на прежнее количество денег. Таким образом, здесь издержки повышают уровень цен, а не величина спроса. Причинами сокращения совокупного предложения являются рост цен на сырье, в том числе экспортируемое, падение курса, национальной валюты.

Вместе с тем основы регулирования дестабилизации валютно-финансовой сферы в каждой отдельной стране должны исходить из особенностей ее исторического развития, а также специфики экономического, социального и политического положения. Однако при всех имеющихся различиях достижение стабилизации функционирования валютно-финансовой деятельности во многих странах имеет много общего. Различается же оно по степени радикальности, срокам и последовательностью проведения. В общем, реакция государства на разрастающуюся дестабилизацию может быть двоякой:

- формирование условий наименее болезненной адаптации населения к дестабилизирующим факторам;

- выработка системы мер, способных им противостоять.

В первом случае правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции, которая

включает: индексацию доходов и компенсацию потерь от инфляции. В практике наиболее распространена индексация заработной платы.

Во втором случае антиинфляционная защита имеет место, когда инфляция связана деформациями на товарном и денежном рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса и регулирование совокупного предложения [2.3].

Центральное место в этом процессе отводится двум методам осуществления макроэкономической стабилизации: ортодоксальному и гетеродоксальному.

В ортодоксальном подходе делается упор на сокращение дефицита государственного бюджета как за счет уменьшения государственных расходов (на управление, оборону, социальные цели, на поддержку госсектора, на государственные субсидии и капиталовложения и т. п.), так и усиления налогового бремени. Жесткая бюджетно-налоговая политика сопровождается ужесточением денежно-кредитной политики, что реализуется в политике «дорогих денег»: ограничение денежной эмиссии, сокращение кредитов центрального банка, повышение учетной ставки процента, увеличение нормы резервный требований, продажа государственных ценных бумаг на фондовом рынке и т. п.

Ортодоксальный подход имеет две основные разновидности в зависимости от выбора экономических стабилизаторов (так называемых якорей). В первом случае выбирается денежный якорь: в основу кладутся монетаристские методы, основанные на жесткой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политике при плавающем обменном курсе, когда в качестве антиинфляционных мер выдвигается сокращение совокупного спроса и ограничение денежной массы. Во втором случае выбирается валютный якорь, когда большой акцент делается на стабилизацию обменного курса (путем управляемых девальваций, установления валютного коридора, фиксированного курса); указанная мера способствует снижению инфляционных ожиданий, повышению степени предсказуемости действий экономических субъектов, привязывает внутренние цены к объявленному курсу и тем самым имеет антиинфляционные последствия.

Две отмеченные разновидности ортодоксального подхода отличаются друг от друга рядом позиций. Во-первых, базой: в одном случае (при гибком курсе) - это национальные деньги, в другом (при фиксированном курсе) - валюта, чаще всего доллар. Во-вторых, способом давления на инфляцию: в одном случае это ограничение денежной массы, в другом - стабилизация обменного курса. В-третьих, целями использования денежно-кредитной политики: в одном случае это широкий набор возможных целей, включая воздействие на цены, занятость, обменный курс и др.; и в другом - единственная цель, связанная с поддержанием объявленного обменного курса. В-четвертых, результатами экономической политики; в одном случае это возможное увеличение ВНП при стимулирующей денежно-кредитной политике и отсутствие влияния на ВНП при стимулирующей бюджетно-налоговой политике, в другом - совершенно обратная картина. В пятых: внешне- экономическими последствиями: в одном случае - это сохранение заметной неопределенности в сфере международных операций; в другом - это, напротив, более высокая степень определенности с возможным наличием при этом внешнеторговых затруднений экспортоориентированных производств в связи, как правило, с завышен-ностью курса национальной валюты.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

Гетеродоксальный подход делает упор на политику стабилизации применительно к ценам и доходам, хотя при этом может выбирать в себя и оба якоря ортодоксального подхода (иначе говоря, монетарную политику и стабилизацию обменного курса). Речь идет о фактическом «замораживании» (чаще всего временном) цен и доходов, что означает появление третьего якоря финансовой стабилизации. Для большинства центральных банков (ЦБ) основной целью денежно-кредитного регулирования является удержание инфляции на низком и стабильном уровне. Вопросы экономического роста и безработицы, конечно же, не безразличны для центральных банков, но последние полагают, что лучший вклад, который они могут сделать в долгосрочный экономический рост, является стремление к стабильности цен.

ЦБ регулирует экономику, определяя конечные и промежуточные цели, используя монетарные инструменты. К числу основополагающих принципов денежно-кредитной политики относятся: эмиссия денег должна быть отделена от бюджетных проблем; исключается монетизация дефицита государственного бюджета и государственного долга, крайне нежелательно прямое кредитование правительства центральным банком; денежно-кредитная политика не должна решать задачи фискальной политики.

Эмиссия денег должна быть элементом денежнокредитной или фискальной политики в зависимости от того, какие задачи она решает. Эмиссия денег для монетизации бюджетного дефицита является квазибюджет-ной политикой. Однако эмиссия, вызванная ростом ВВП, относится к денежно-кредитной политике.

К конечным целям (таргетам) денежно-кредитной политики относятся обеспечение экономического роста, полной занятости, стабильности цен (инфляции) и равновесие платежного баланса.

Чтобы выполнить конечные цели, ЦБ обычно устанавливает промежуточные цели (таргеты). К ним относятся показатели, движение которых ЦБ способен контролировать. Промежуточные таргеты должны быть предсказуемо связаны с движением конечных тарге-тов. Одним из промежуточных таргетов является рост предложения денег — денежной базы (МО), М1, М2, МЗ. Более успешно ЦБ способен контролировать наиболее узкий показатель - денежную базу. Однако движение цен более тесно связано с денежными агрегатами М1, М2, МЗ. Имеется стабильная связь между ростом предложения денег и темпом инфляции. Однако использование в качестве промежуточного таргета предложения денег имело два недостатка. Во-первых, это вело к изменению ставки процента. Фиксация ставки процента вынуждает ЦБ изменять предложение денег в соответствии с величиной спроса. Если ЦБ предпочитает фиксировать предложение денег, то спрос на деньги регулируется движением ставки процента. Фиксирование ставки процента имеет то преимущество, что позволяет избежать эффекта вытеснения, вызываемого ее повышением. Но в долгосрочном периоде ЦБ может потерять контроль над объемом предложения денег. ЦБ не в состоянии точно контролировать этот параметр. Движение ставки процента способно не только дать представление о том, много или мало денег в экономике, но и влиять на объем денежной массы. Во-вторых, традиционная связь между предложением денег и инфляцией нарушилась частично вследствие финансового дерегулирования и появления новых финансовых инструментов, которые сделали спрос на деньги непредсказуемым [2.4].

Следующим промежуточным таргетом является валютный курс. Страны с высоким уровнем инфля-

ТаїлнірІ

ОарЕдеяянс шктарвоп)

■догаого орквпрґ

Покіїітїпь Цен еььс г

Конечный целевой ориентир (Р) 2%

Пр ер гтопагаемал тенденция 2,25%

ЗКОНОМК ЧЗСКОГО рості (Ї)

Пр ер полагаемая рост - 1%

скорости обращения (V)

Целевой ориентир рс:та 5,5%

денежной иассьс (М)

*Спста іілоі ш ¿1 пт м

ции привязывают свою валюту к валюте страны с низким уровнем инфляции. На практике это приводит к тому, что денежно-кредитная политика страны оказывается в подчинении политики страны с низкой инфляцией. Многие развивающиеся страны фиксируют валютный курс по отношению к доллару. Свобода движения капитала через национальные границы приводит к тому, что привязка валютного курса к движению валюты другой страны становится подверженной атакам спекулянтов.

Центральные банки осуществляют валютные интервенции. Они покупают и продают иностранную валюту, чтобы поддержать валютный курс. Однако валютные интервенции не всегда эффективны.

Промежуточным таргетом может быть прямо и непосредственно уровень инфляции. Все больше и больше центральных банков используют этот таргет: Австралии, Британии, Канады, Новой Зеландии и Швеции. Европейский Центральный банк (ЕЦБ) имеет в качестве одной из целей «стабильность цен». Центральный банк России также стал устанавливать пределы инфляции.

Таргетирование инфляции имеет некоторые позитивные черты. Они заключаются в том, что в этом случае обеспечивается прозрачность и ответственность ЦБ за осуществление денежно-кредитной политики. В то же время определение уровня инфляции в качестве цели денежно-кредитной политики создает определенные трудности.

Поскольку реализация денежно-кредитной политики происходит с определенным лагом, ЦБ должны базировать свою политику на долгосрочных прогнозах инфляции, надежность которых невелика.

Самое главное, центральные банки должны принимать во внимание изменение цен па финансовые активы. В конце 80-х гг. ЦБ Японии просмотрел рост цен финансовых активов и земли. Он не предпринимал никаких действий, поскольку индекс потребительских цен практически оставался неизменным. Финансовый кризис положил начало длительной рецессии в японской экономике в 90-е гг.

Инфляция цен финансовых активов способна привести к кризисной ситуации. Однако в отличие от целеполагания инфляции очень сложно определить количественные параметры финансовой стабильности. Поэтому трудно предсказать, когда изменение цен финансовых активов начнет угрожать финансовой стабильности.

Практически в странах, имевших в прошлом централизованную плановую экономику, удалось вновь обеспечить положительный экономический рост только после стабилизации инфляции на относительно низких уровнях.

Регулирование денежно-кредитными средствами различных экономических процессов в Японии осуществлялось с помощью понижения ссудного процента и предоставления льгот в получении кредита, что оказывало влияние на инвестиционную деятельность частнопредпринимательского сектора. При

этом, в отличие от воздействия на совокупный спрос, которое тоже реализуется путем стимулирования или ограничения инвестиционной деятельности, особую важность приобретает селективное (выборочное) предоставление льгот и понижение процентных издержек тем корпорациям в тех отраслях, которые способны сыграть роль «локомотива» в отношении всей экономики. В Германии, где скорость обращения денежной массы была достаточно стабильной за последние 20 лет, Бундесбанк использует в качестве промежуточных целевых ориентиров рост показателя денежной массы. Типичный пример, используемый в Германии, приводится ниже в таблице 1.

В этом примере целевой ориентир в области инфляции определен в 2% годовых, тенденция роста реального объема производства принимается за 2,25% в год и скорость обращения денежной массы (МЗ), по оценке, будет уменьшаться на 1 % в год. Это дает целевой ориентир в области увеличения денежной массы немногим менее 5,5%. Чтобы сделать допуск на некоторую неопределенность относительно роста скорости обращения, Бундесбанк, как правило, устанавливает диапазон вокруг центра в 5,5% для роста МЗ, такой как 4-7% в год.

В основном из-за сложности прогнозирования скорости обращения денег ряд стран отказался от промежуточных ориентиров в области денежно-кредитной политики в пользу или промежуточных ориентиров по валютному курсу, в особенности, в случае небольшой открытой экономики, или в пользу конечных целевых ориентиров для будущей инфляции.

Целевые ориентиры в области инфляции, как правило, предполагают подготовку прогноза инфляции для сопоставления с целевыми ориентирами. Если

ожидается, что инфляция отклонится от целевого ориентира, это будет означать необходимость изменения политики: ужесточение политики, если прогнозируется превышение целевого ориентира, и послабление политики, если уровень инфляции прогнозируется ниже целевого ориентира. Такой подход имеет преимущество и позволяет использовать большой объем информации, чем тот, что представляется одной переменной величиной в области денежной массы или валютного курса.

Библиографический список

1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире (послания Президента РК Назарбаева Н.А. на роду Казахстана). «Казахстанская правда» от 01.03.2007 г.

2. Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007- 2009 годы. «Казахстанская правда» от 01.08.2006 г.

3. Челекбай А.Д. «Регулирование валютно-финансовых потоков в внешне-экономической деятельности: проблема и пути решения», ж. «КазЭУ хабаршысы», 2006, № 1.

4. Челекбай А.Д. «Пути вывода экономики Казахстана из синдрома «голландской болезни», ж. «КазЭУ ха-баршысы», 2007, № 1.

АЛЬМЕРЕКОВ Нурлан Алтынбекович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «МЭиМО».

Дата поступления статьи в редакцию: 13.09.2007 г.

© Альмереков Н. А.

УДК 631-1*338-43 Г. К. КАБДУЛЛИНА

Кокшетауский университет, Республика Казахстан

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время для предприятий АПК проблема сбыта продукции, точнее, проблема формирования портфеля заказов и обеспечения его материальной базы, становится центральной. От правильного и своевременного решения этих вопросов зависит финансовое положение предприятий, их конкурентоспособность на рынке. В связи с этим особую важность приобретает исследование организации маркетинговой информационной системы (МИС) АПК.

В настоящее время в Акмолинской области вы- ственным имуществом; областная налоговая инспек-

полнением функции управления и контроля агропро- ция; территориальный комитет по приватизации;

мышленным комплексом занимается 9 государствен- областной департамент финансов. ных органов областного значения (рис. 1): областной Вышеуказанные областные органы управления

акимат; областной департамент сельского хозяйства; имеют свои отделы, филиалы и управления в райо-

областной комитет по земельным отношениям; об- нах. Например, в районах головным государственным

ластной комитет по водным ресурсам; областной де- органом, не считая районного акимата, является рай-

партамент экономики и бюджетного планирования; сельхозуправление, начальник которого одновремен-

территориальный комитет по управлению государ- но утвержден первым заместителем районного Аки-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.