Научная статья на тему 'ОРНАМЕНТ НА УКРАШЕНИЯХ СИБИРСКИХ ТАТАР (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ)'

ОРНАМЕНТ НА УКРАШЕНИЯХ СИБИРСКИХ ТАТАР (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
558
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ / АРХЕОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ОРНАМЕНТ / SIBERIAN TATARS / ARCHEOLOGY / ETHNOGRAPHY / JEWELRY / ORNAMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедева Ю. А.

Приводится характеристика украшений и их орнаментации у двух групп сибирских татар - барабинских и тарских. В качестве источников рассматриваются ювелирные изделия XVII-XX вв., поступившие в фонды музеев в результате этнографических и археологических исследований. Особое внимание уделяется техническим приёмам исполнения, мотивам, композиционным приёмам и типам орнамента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORNAMENT ON JEWELRY OF THE SIBERIAN TATARS (ON MATERIALS OF ARCHEOLOGY AND ETHNOGRAPHY)

The article describes the decoration and ornamentation of two groups of Siberian Tatars - Baraba and Tara Tatars. As sources are considered jewelry of the 17th - 20th centuries, received in the funds of museums as a result of ethnographic and archeological researches. Special attention is paid to technical methods of performance, motifs, compositional techniques and types of ornament.

Текст научной работы на тему «ОРНАМЕНТ НА УКРАШЕНИЯХ СИБИРСКИХ ТАТАР (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ)»

ЭТНОГРАФИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 4 (28). С. 140-150. УДК 902/904

DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(4).140-150

Ю. А. Лебедева

ОРНАМЕНТ НА УКРАШЕНИЯХ СИБИРСКИХ ТАТАР (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ)

Приводится характеристика украшений и их орнаментации у двух групп сибирских татар - ба-рабинских и тарских. В качестве источников рассматриваются ювелирные изделия XVII-XX вв., поступившие в фонды музеев в результате этнографических и археологических исследований. Особое внимание уделяется техническим приёмам исполнения, мотивам, композиционным приёмам и типам орнамента.

Ключевые слова: сибирские татары; археология; этнография; ювелирные изделия; орнамент.

Yu. A. Lebedeva

THE ORNAMENT ON JEWELRY OF THE SIBERIAN TATARS (ON MATERIALS OF ARCHEOLOGY AND ETHNOGRAPHY)

The article describes the decoration and ornamentation of two groups of Siberian Tatars - Baraba and Tara Tatars. As sources are considered jewelry of the 17th - 20th centuries, received in the funds of museums as a result of ethnographic and archeological researches. Special attention is paid to technical methods of performance, motifs, compositional techniques and types of ornament.

Keywords: Siberian Tatars; archeology; ethnography; jewelry; ornament.

Данная работа посвящена рассмотрению орнамента и декора на украшениях тюрко-язычного населения Западной Сибири, а именно двух групп сибирских татар - ба-рабинских и тарских татар, которые проживали на территории Барабинской лесостепи и Среднего Прииртышья.

Одним из универсальных языков культуры, который содержит глубинный пласт этнической памяти, архетипы мировосприятия народа, специфику ментальных особенностей, является такой традиционный вид искусства, как создание украшений.

Украшения, являющиеся неотъемлемой частью культуры, - это отражение истории народа, духовности, символическая модель культурно-исторических связей, которые об-

ладают как утилитарными, так и символическими свойствами. Важным аспектом является сакральная нагрузка орнамента, так как украшения и декор нередко исполняли роль оберегов. Они оказывали энергетическую поддержку, способствовали процветанию его владельца. Свидетельством этого являются охранительные надписи арабской графикой, которые встречаются на ювелирных украшениях, например на браслетах сибирских татар.

Источниками для нас послужили коллекции ювелирных изделий барабинских и тарских татар, представленные в фондах Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и Новосибирского государственного краеведческого музея.

Одним из источников выступают украшения, полученные в результате археологических исследований новосибирских учёных В. Б. Малиновского, В. И. Соболева и М. А. Чемякиной, а также омских археологов С. С. Тихонова, С. Ф. Татаурова и Б. В. Мельникова.

В конце XX в. в Барабинской лесостепи изучено несколько групп археологических памятников середины II тыс. н. э., которые исследователи достаточно надёжно связывают с барабинскими татарами [1, с. 43]. Вещественный материал, обнаруженный на памятниках барабинцев, представлен прежде всего керамикой. Украшения были найдены при исследовании могильников Абрамово-10, За-речно-Убинское и Бурундуково-3. Изделия тарских татар пополнили фонды музеев в результате археологических работ конца XX -начала XXI в. омских учёных на таких памятниках, как Черталинское поселение I, Надеж-динка VII, Бергамак II и Бергамак III.

Второй вид источников - это ювелирные изделия, собранные в ходе этнографических экспедиций под руководством Н. А. То-милова и В. Б. Богомолова. Они проводились на территории Барабинской лесостепи (Ча-новский, Куйбышевский, Барабинский, Венгеровский районы Новосибирской области) и Среднего Прииртышья (Большереченский район Омской области) в 1970-1980-е гг.

Украшения барабинских татар представлены бляшкой (3-6), браслетами (3-2), серьгами (3-4, 3-5, 3-32, 3-7), кольцами (3-10, 3-11). Также эта группа дополнена бусами ручной работы ОФ 17428/2, изготовленными из финиковых косточек, из Новосибирского государственного краеведческого музея. Изделия тарских татар включают в себя браслет (1-88), серьги (2-55), пуговицу (1-90) и на-косницу (1-87). Репрезентативность коллекций позволяет выделить основные элементы, мотивы изображений и композиции.

Первые краткие упоминания об орнаменте на украшениях сибирских татар встречаются в полевых записках путешественников. Так, замечания И. Г. Георги позволяют восстановить некоторые виды украшений на одежде и головных уборах. Интересным представляется его сопоставление барабин-ских узоров с башкирскими [2, с. 115]. Позднее Н. М. Ядринцев отметил сходство старых

образцов одежды и украшений барабинцев с одеждой народов Поволжья. Однако информация в записках путешественников всё же фрагментарна, без подробных рисунков. Это можно объяснить тем, что авторы не ставили своей задачей точное и подробное описание изучаемого элемента культуры. Они акцентировали своё внимание не на узорах, а на описании одежды, её материалов, утвари, а также некоторых ремёсел.

Определённый вклад в изучение традиционной культуры сибирских татар внёс Ф. Т. Валеев, в монографиях которого приводятся сведения об украшениях и одежде татар [3; 4]. Работы носят во многом описательный характер и практически не затрагивают вопросы типологизации тех или иных элементов.

Наиболее подробно орнамент сибирских татар исследован омским этнографом В. Б. Богомоловым. В статье об орнаменте барабинских татар [5] мы узнаём, что чаще всего из металлов для орнаментации использовалось серебро и что на металлические предметы наносились в основном растительные узоры. Впервые сделана попытка структурировать типы орнаментов: выделено десять типов, объединённых в три комплекса, каждый из которых связан с определёнными материалами, техническими приёмами, мотивами и нёс информацию о различных периодах этнической истории барабинцев [6, с. 106]. Для ювелирных изделий использовался третий комплекс, представленный несколькими типами. Один из них включает в себя стилизованные растительные мотивы (встречается у всех групп сибирских татар, казанских татар и башкиров), реалистичные растительные мотивы садового вида. Этот тип связан с влиянием орнамента казанских татар и, отчасти, народов Средней Азии, появление многих его мотивов относится ко времени усиления переселенческого движения в Сибирь в XIX в. Об орнаменте тарских татар на различных материалах и техниках его нанесения, характерных в том числе для ювелирных украшений, мы узнаём из статьи 1978 г. [7].

Ценный материал приведён в статье В. Б. Богомолова и Б. В. Мельникова о накос-ном украшении XVII в. из Черталинского могильника. В погребениях XVIII в., иссле-

дуемых на территории Западной Сибири, часто встречаются различные виды украшений. В основном это женские перстни, серьги, нашивные бляшки, браслеты, цепочки, бисер. Накосные украшения найдены в могильниках Томского Приобья и Барабы [8, с. 49]. Характерно, что эти украшения декорировались и украшались бисером, а также часто серебром.

Последующие статьи, посвящённые тем или иным коллекциям, найденным в результате археологических раскопок памятников, дополняют наши сведения о культуре населения Среднего Прииртышья. Статья В. Б. Богомолова и М. А. Корусенко «Женский головной убор тюркского населения низовьев реки Тары ХУН-ХУШ веков» освещает результаты раскопок курганно-грун-тового могильника Чеплярово XXVII и реконструкции найденных там деталей одежды и головных уборов населения Тарского Прииртышья позднего средневековья [9, с. 142]. В данный ряд стоит включить и совместную статью 2012 г. Н. С. Барановой и М. А. Корусенко [10]. В ней авторы делают вывод о бедности погребения инвентарём и иными находками. Находки только двух могил позволили уверенно интерпретировать их и реконструировать как части комплекса украшений и частично одежды позднесредневе-кового населения бассейна р. Тары. Уверенно были реконструированы головные уборы, накосники, шейные и ушные украшения, а также, с несколько меньшей степенью уверенности, женские и мужские пояса.

Сведения об орнаменте на украшениях тарских татар можно встретить в работах Ф. М. Буреевой, ученицы омского этнографа Н. А. Томилова. В её монографии [11] впервые комплексно рассмотрено декоративно-прикладное искусство коренного тюрко-язычного населения Тарского Прииртышья. К числу произведений декоративно-прикладного искусства этой группы она относит предметы домашнего обихода, ювелирные украшения, одежду, оружие и снаряжение. В этом же ряду находится и оформление архитектурного интерьера и фасада. Важным итогом работы Ф. М. Буреевой является выделение этапов развития орнаментики тар-ских татар на основе разработки прикладной, изобразительной и отчасти семантической

сторон орнаментов с учётом украшаемых предметов. С орнаментом на ювелирных украшениях связан третий этап, который характеризуется распространением криволинейных геометрических мотивов - бегущей волны, волнистой линии с завитками, сердечек, пальметт, рогообразных мотивов, стилизованных растительных мотивов. Перечисленные мотивы известны тюрко- и монголо-язычным народам Сибири, Средней Азии, Кавказа, Казахстана. Их происхождение исследователи увязывают с кочевническими племенами Южной Сибири скифского времени, а окончательно они оформляются в гунно-сарматскую эпоху [12, с. 377]. Распространение растительных мотивов, как стилизованных, так и реалистично выполненных, происходит на четвёртом этапе. Эти мотивы привнесены переселенцами из Средней Азии и татарами Поволжья [11, с. 80].

Многочисленные сведения об орнаменте на ювелирных изделиях можно встретить в публикациях археологических сборников. В качестве примера можно привести статью С. Ф. Татаурова и С. С. Тихонова, посвящён-ную могильнику Бергамак II [13]. В рамках описания могильных комплексов и коллекций говорится об орнаментации предметов, как керамики, так и найденных украшений и оружия. В этом ключе следует отметить и исследования Г. В. Холостых. В соответствующем разделе книги «Очерки истории обмена и торговли в древности на территории Западной Сибири» [14] она описывает ювелирные изделия из 22 памятников коренного населения Западного Сибири (Омского Прииртышья, Барабы, Новосибирского и Томского Приобья) ХУ^ХУШ вв. и решает вопросы их происхождения. Украшения чаще всего были привозными, поступали «с Руси», т. е. они не изготавливались сибирскими татарами.

Таким образом, для сибирских татар практически нет работ, где делалась бы попытка сопоставления украшений археологического и этнографического комплекса, приводилась бы их подробная характеристика. Большинство опубликованных статей и монографий посвящено рассмотрению единичных находок.

Тем не менее рассмотрение украшений и орнамента на них способно внести существенный вклад в изучение орнаментального

и декоративно-прикладного творчества бара-бинских и тарских татар XVII-XX вв., что, в свою очередь, важно для сохранения и возрождения уходящего искусства, а также для выявления различных этапов истории народа и связей барабинских и тарских татар с другими этническими образованиями.

Исходя из вышеизложенного, в настоящей работе изучению подлежат прикладной и изобразительный аспекты орнамента. Изобразительная сторона характеризуется элементами (составные части мотива), мотивами (повторяющаяся часть орнамента), композицией (определённое расположение на предмете одного или нескольких мотивов). Ведущим показателем является мотив, так как порядок элементов и общий замысел орнамента зависят от правил и традиций, часто восходящих к древности [15, с. 36].

При изучении орнаментального творчества внимание уделяется техническим приёмам исполнения, составу и особенностям его мотивов, композиционным приёмам, типам орнамента, орнаментальным комплексам. Дополняют этот ряд, из которого для нас представляет интерес следующее: прикладная сторона орнамента, включающая в себя категорию предметов, на которые распространяется орнаментальное искусство народа; орнаментальная композиция на предмете; материал, из которого изготавливается орнаментируемая вещь, и сами узоры. Приведённый анализ позволяет наиболее полно выявить особенности комплекса орнаментированных и декорированных ювелирных изделий барабинских и тарских татар.

Украшения всегда были ярким элементом женского татарского образа. Они гармонично сочетались с национальным костюмом, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Среди татарских украшений известны как женские, так и мужские. У мужчин в высшем сословии бытовали драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин [16, с. 225-226].

На территорию Сибири привозили большой набор украшений - перстни со вставками и без, с щитком-печаткой, серьги, бусы, кольца, жетоны. Это подтверждается данными таможенных книг Томска, Тобольска, Енисейска и Иркутска. «Русский товар» до конца XVII в. занимал господствующее положение на сибирских рынках. В состав так называемого «русского товара» входили вещи не только российского производства, но и западноевропейские (например, нюрнбергские счётные жетоны, бусы), и восточные.

Русские по происхождению украшения в результате торговых связей поступали в Сибирь в немалом количестве, значит, эти вещи, скорее всего, серийного производства, а не индивидуальные, т. е. их изготовление ориентировано на массового покупателя, на рынок. Эти вещи не могут быть очень изящными, тонко сделанными, вероятно, это штампованные, простые по внешнему виду дешёвые украшения. Содержание изображений, близкое коренным сибирякам, было созвучно облику украшений, которые русские промышленные люди или купцы доставляли в Сибирь, подбирали орнамент в соответствии со вкусами своих потребителей, мало взыскательными в этом отношении, и брали также перстни с орнаментом, даже чуждым их условиям жизни [14, с. 163].

Среди рассматриваемых предметов интересен ещё один вид украшений, вернее, используемый коренными жителями Западной Сибири XVII-XVIII вв. - жетоны (счётные пфеннинги, предназначенные в западноевропейской практике для счёта). Жетоны обнаружены практически во всех изучаемых нами памятниках, и не в единственном экземпляре. В Сибирь этот товар завозился русскими промышленниками для меновой торговли. Все известные до настоящего времени находки счётных жетонов XVIII в. в России относятся к территории Сибири. Во всех найденных жетонах имеется одно или два отверстия для подвешивания или пришивания. Жетоны обычно использовались в качестве бляшек-нашивок на одежду или в комплекте накосных украшений.

По своим конструктивным особенностям украшения с археологических памятников барабинских татар можно разделить на несколько групп в соответствии со структу-

рой человеческого тела: височные, наручные, нательные.

Многочисленную группу образуют бусы и бисер, выполненные из стекла и пасты. Обнаружены они преимущественно в могильниках Абрамово-10, Бурундуково-3 и Зареч-но-Убинском. По форме они традиционны и встречаются на многих памятниках, хронологически соответствующих рассматриваемым. По цвету бусы голубые, бордовые, молочно-белые, тёмно-синие, перламутровые. Имеются и многоцветные бусы, например бело-голубые с металлическими вставками из Абрамово-10. В погребениях эти вещи находились в области головы, шеи, груди, а также рук, т. е. около традиционных мест украшения одежды.

Серьги - один из массовых материалов на погребальных памятниках, на городищах они встречаются редко. В эпоху средневековья на широкой территории получают распространение серьги в виде знака вопроса, которые имеют определённые вариации и особенности оформления их нижней части, где расположено само украшение. Все серьги (с памятников Абрамово-10, Заречно-Убин-ское) имеют сходный декор: они украшены параллельными поясками прорезей. Отличие представляет только их форма и элементы декора: серьги были дополнены зелёными бусинами или железными вставками.

Кольцо барабинских татар не декорировано. Выполнено оно из железа и имеет круглую форму. В качестве украшений можно также привести бронзовую фигурную бляшку из могильника Абрамово-10, оформленную в виде цветка.

Разнообразны по форме глиняные пряслица: биконические, дисковидные и цилиндрические. Они широко представлены на памятниках барабинских татар (Большой Чулан-куль, Чиняиха). Три обнаружены В. И. Моло-диным, В. И. Соболевым и А. Н. Соловьёвым, три - В. П. Левашовой. Пряслица изготовлены из глины хорошего обжига. Большинство изделий орнаментировано. Ведущим элементом орнамента является ямочный. Другие элементы - трёхзубая гребёнка, скобка, прочерченные линии, подтреугольные вдавления -встречены на пряслицах в единичных случаях. Стоит отметить, что ямочные вдавления наиболее характерны и для керамики [17, с. 93].

Несмотря на немногочисленность имеющихся в фондах Новосибирского государственного краеведческого музея орнаментированных ювелирных изделий, они помогают дополнить представление об орнаментальных традициях барабинских татар. Украшения из археологических памятников Бара-бинской лесостепи имели в основном простой декор (каннелюры, круги).

Орнамент на украшениях барабинцев этнографического времени (ХК-ХХ вв.) представлен растительными мотивами и гео-метризмом (линейным и фигурным). Растительный орнамент мог применяться у бара-бинских татар при украшении браслетов. Среди ювелирных изделий орнаментировались в большей степени браслеты, накосни-ки, пряжки, в меньшей - серьги и перстни. Для их изготовления применяли серебро, медь и бронзу. Наиболее распространёнными приёмами орнаментации металлов у бара-бинцев в ХК-ХХ вв. были чеканка, линейная резьба, скань, гравировка и нанесение небольших насечек. Нередко в браслеты и кольца вставлялись камни.

Браслеты были сплошными, пластинчатыми, незамкнутыми. Центральная часть широких браслетов представляет собой медальон, в котором обычно находилось изображение цветка. По сторонам от него отходят или ветки с листьями, побегами и цветами, образующие волнистую линию, или же геометрические каплевидные фигуры. По краям браслетов проходят один-два бордюра, содержащие зигзаг. Поверхность узких браслетов покрывалась растительным орнаментом, арабской вязью и каменными вставками.

Браслет 3-2 из фондов Музея археологии и этнографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского изготовлен ручным способом и представляет собой плоскую пластину подпрямо-угольной формы, расширяющуюся к середине, с закруглёнными концами. Поверхность браслета покрыта гравированным узором. Орнамент стилизованный, растительный, симметричный, представляющий собой изогнутую ветку с отходящими от неё листьями и завитками. В средней части браслета гравированные углубления заполнены пастой чёрного цвета. На одном конце браслета, ближе к крючку, выгравирована короткая надпись арабскими буквами.

Серьги барабинских татар были различной формы. Так, серьги, собранные из трёх вертикально соединённых частей, имели профилированные округлые края, на них напаяна зернь. Промежуточное звено между крючком и пластиной часто оформлялось в виде цветка.

Серьга 3-7 состоит из трёх частей, соединённых вертикально: верхней круглой пластины, соединительного шарнира и нижней каплевидной пластины. Верхняя пластина в центре выпуклая, края плоские, вырезаны в виде фестонов, отделены от центральной части проволочным валиком. Пластина имеет вид шестилепесткового цветка. Края пластины каплевидной формы украшены гравировкой линиями. Серьга 3-4 сходна с предыдущей. В центре верхней пластины вставлен округлый камень зелёного цвета с белыми крапинами. Оправа выполнена в виде плоских треугольных зубцов. Края каплевидной пластины украшены чеканным узором, а именно овалами («миндаль») с вписанными в них двумя кругами. Серьги 3-5 также состоят из трёх частей, соединённых вертикально. Верхняя пластина в центре выпуклая, края плоские, вырезаны в виде фестонов, отделены от центральной части проволочным валиком. Пластина имеет вид шестилепесткового цветка, в её центр вставлен камень красного цвета. Края пластины каплевидной формы украшены чередующимися вписанными друг в друга кругами и следующим за ними кругом меньшего размера. Серьги 3-32 представлены двумя несколько отличающимися между собой фрагментами. По материалу, способу изготовления и виду они сходны с предыдущими ювелирными изделиями. Отличие состоит только в способе декора. В данном случае валик на пластине из скрученной жгутом проволоки, а узор на плоском крае обоих фрагментов состоит из следов удара чекана, расположенных в виде пятилепестковых цветков.

На перстнях на щиток в основном наносили криволинейный геометрический рисунок - S-образные завитки. Хотя встречаются и другие варианты оформления: так, на кольце 3-10 перед щитком нанесены с каждой стороны по три гравированные линии, заполненные голубой пастой, сам же щиток шестиугольный гладкий. Перстень 3-11, изготовленный ручным способом, выполнен из

белого металла. Он представляет собой тонкую плоскую полосу металла, расширяющуюся к лицевой части, где она имеет вид щитка овальной формы. Поверхность перстня покрыта гравированным орнаментом в виде волнистых линий, а на его щитке выгравирована надпись арабской вязью.

Также стоит рассмотреть декор ещё двух ювелирных изделий барабинских татар. Края бляшки 3-6 из Венгеровского района Новосибирской области по кругу орнаментированы зигзагообразной линией. В центре бляшки имеется круглая сквозная заклёпка. Бусы из Новосибирского государственного краеведческого музея выполнены из финиковых косточек и дополнены круглыми вставками из пластмассы синего, голубого и небесного цвета.

Орнаментированные изделия барабин-ских татар отличаются разноплановостью. Барабинские татары применяли различные способы украшения ювелирных изделий (скань, чеканка, гравировка и черчение, литьё). Чеканку, гравировку и штамповку использовали в основном при изготовлении браслетов, литьё - при изготовлении жетонов и подвесок. Это указывает на значительное развитие рукоделия у данного этноса. Для украшений характерны как геометрические, так и растительные мотивы. Если мы будем говорить о первом виде (геометризме), то это всевозможные волнообразные и зигзагообразные линии, завитки, каннелюры. Вторая группа представлена мотивами волнообразных побегов, обогащёнными различными отростками, цветами, листьями, цветочными изображениями, лианами.

Интерес для изучения представляет комплекс украшений тарских татар с могильника Бергамак II и поселения Черталы I. В традиционной культуре украшения несут эстетические, утилитарные, этно-знаковые, социально-знаковые и религиозные функции. Социально-знаковые функции украшений отражают гендерный, возрастной и социально-статусный признак его носителя. Кроме этого, они несут в себе определённое религиозное значение, отражают общие архаические черты мировоззрения, связанные с магическими представлениями.

По своим конструктивным особенностям украшения указанных памятников мож-

но разделить на несколько групп в соответствии со структурой человеческого тела: головные, височные, наручные, нательные.

На кольцах встречаются случаи, когда декорировался только щиток или кольцо полностью. Перед щитком могли идти композиции из волнистых линий или элементов растительных мотивов - стеблей и лиан. На щитке выделяются зооморфные мотивы (собака или лошадь), растительные (стебли, деревья), по краю щитка часто шёл бордюр из линии. Изображение льва на перстне из могильника Бергамак II встречается также на памятниках Кыштовка-П, Окунево-УП и идентично изображениям на монетах Нижегородского княжества ХГУ в. Близкие сюжеты обнаруживают монеты Московского, Тверского княжеств ХУ в.

Орнаментация браслетов могла представлять собой два варианта. В первом случае речь идёт о браслете, найденном в 1999 г. в могильнике Бергамак II. Скорее всего, это женский браслет. Наружная поверхность браслета декорирована двумя резными линиями, повторяющимися по всему диаметру. Второй вариант оформления мы видим на браслете из Черталинского поселения I. Орнаментация стилизованная растительная, симметричная: представляет собой композицию из цветков и листьев, в которой два пя-тилепестковых цветка соединены друг с другом отходящими от них лианами, а в центре этой композиции расположен двухлепестко-вый цветок.

В 1995 г. в могильнике Бергамак II была найдена подвеска, представляющая собой часть ожерелья, которая на наружной части имеет орнамент в виде кругов (овалов). Можно предположить, что данный орнамент находит определённое сходство с растительными мотивами на украшениях более позднего времени, выполненных схожей техникой. Другие представленные в фондах Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского подвески часто имели сходную орнаментацию в виде геометризма. Подвеска из Черталинского поселения декорирована кругами, идущими спиралью по поверхности всего изделия, выполненными в технике черчения. Нижняя часть подвески из Бергама-ка II орнаментирована линиями, отходящими

от центра, другая подвеска с этого же памятника украшена композицией из шести одинаковых кругов.

Примечательными являются две находки, выполненные из металла: первая из них -железный нож с бронзовым навершием на деревянной рукояти из могильника Берга-мак II. На навершии и ограничителе рукояти нанесён растительный орнамент. Орнамент образует композицию из различного рода спиралей, завитков, стеблей и лиан. Вторая находка - это бронзовое зеркало из Черта-линского поселения I. Его орнаментация геометрического характера: ряд каннелюров по краю зеркала и сетка из перекрещивающихся линий в центре.

Орнаментированные ювелирные изделия помогают дополнить представление о традициях тарских татар. Украшения из археологических памятников Омского Прииртышья украшались простыми элементами (каннелюры, круги) и сложными композициями из мотивов геометрического и растительного характера.

Более разнообразными по орнаментации у тарских татар в ХК-ХХ вв. были браслеты, накосники, пряжки, в меньшей степени -серьги и перстни. Для их изготовления применяли серебро, медь и бронзу, а декор наносили с помощью таких технических приёмов, как чеканка, резьба, скань, гравировка, зернь.

Браслет 1-88 из фондов Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского изготовлен ручным способом из металла белого цвета и цветного стекла. Примерно половина браслета из тонкой плоской пластинки, надломленной с одного конца. Разлом браслета отремонтирован с изнаночной стороны накладкой из обломка подобной же пластины с сохранившимся гравированным орнаментом. Центральное поле лицевой стороны браслета украшено чеканкой (арабески), по краям - каймой из зигзагообразной линии, идущей кругом по краю браслета. На браслете припаяны коронки для вставок из цветного стекла. В середине сохранившейся части браслета находится коронка из тонкой плоской полоски, в которой закреплена вставка из красного гранёного стекла. Она окружена одиннадцатью маленькими коронками, образующими как бы лепестки.

Накосное украшение «чулпа» 1-87 изготовлено из металла белого цвета и непрозрачного стекла красно-коричневого цвета в технике скани. Рисунок стилизованный, растительный, симметричный в виде завитков. Он сочетается с зернью: в середину завитков впаяны металлические шарики. Край пластины оформлен в виде округлых фестонов - по три небольших сверху и по одному большому снизу. К пластине припаяны четыре петли, сделанные из сложенных пополам прямоугольных металлических пластинок с рельефными продольными бороздками. Две петли - верхняя и нижняя - расположены по центральной оси друг против друга, в них вставлены переходные кольца. В центре украшения располагалась монета достоинством в 1 рубль 1820 г. Таким образом, орнамент состоит из вихревых розеток, которые располагаются по окружности.

Серьги тарских татар 2-55, выполненные из белого металла и цветного стекла, состоят из двух основных частей: дужки и тонкой пластинки. Пластина имеет вид восьми-лепесткового цветка. Края пластины каплевидной формы украшены гравировкой линиями.

Ажурной сканью различными завитками декорированы пуговицы. Пуговица 1-90 из фондов Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского выполнена из металла белого цвета и непрозрачного стекла «под малахит». Овальная серебряная пластинка с краями оформлена треугольными зубчиками, к основанию припаяна овальная коронка из плоской полоски металла, к которой крепится стеклянная вставка. К одной из длинных сторон овальной пластинки припаяна петелька из тонкой проволоки, к другой - узкая пластинка с четырьмя круглыми отверстиями.

Таким образом, тарские татары знали и использовали различные технические приёмы (чеканку, гравировку и штамповку, литьё), украшали растительным и геометрическим орнаментом многие виды ювелирных украшений, что указывает на значительное развитие рукоделия у данной этнической группы.

Изученные нами этнографические и археологические коллекции обладают определённым сходством: в элементах и мотивах,

в зональности и композиции орнамента. Декор и орнаментация ювелирных изделий ба-рабинских и тарских татар в основном были сходными. Для них характерен геометризм: украшения орнаментировались простыми элементами - каннелюрами, насечками, кругами, волнистыми линиями. Отличались только некоторые ювелирные изделия тар-ских татар, орнаментация которых имела растительный вид: сочетание элементов растительных мотивов - стеблей, лиан, композиции из цветков и листьев.

Мотивы растительного характера для декора барабинских и тарских татар являются привнесёнными, но лианы дополняют орнаментальные композиции украшений из археологических памятников (Бергамак III, Черталинское поселение) и более поздних изделий из этнографических фондов музеев.

Другие мотивы растительного характера также могли дополнять орнамент ювелирных изделий из археологии. Поверхность браслетов, накосниц, подвесок украшают как стилизованные, так и реалистично исполненные цветочно-растительные узоры в виде цветков степного, лугового и садового происхождения, стеблей и листьев, лепестков и лиан.

Цветки, отличающиеся многообразием форм, встречаются на ювелирных изделиях поселения Бергамак II и на браслете из Чер-талинского поселения I. Более распространёнными они становятся в орнаменте бара-бинских и тарских татар в XIX-XX вв. Такая же ситуация обстоит и с элементами, представляющими собой стебли, листья и лепестки цветков.

Такие элементы, как зигзаги, присутствуют в орнаментальных композициях на женских сарауцах, подвесках и браслетах ба-рабинских и тарских татар. Любовь к зигзагам и зубчатым линиям прослеживается у узбекского и таджикского народов. Узоры, образованные из криволинейных мотивов -спиралей, скоб, волнообразных, а также включающие стилизованные спиралевидные растительные мотивы, - наиболее свойственны технике скани, штамповки и гравировки в ювелирных изделиях. Характерны узоры этой группы для булгарского орнамента домонгольского и золотоордынского времени. Их можно видеть в украшении металлических изделий, выполненных в технике литья,

гравировки, скани, чеканки - декоративные топорики, бронзовые зеркала, различные поясные накладки, ювелирные украшения. Определённая взаимосвязь обнаруживается с искусством тюркоязычных народов Средней Азии и Кавказа: узбеков, туркмен, каракалпаков, казахов, башкир, азербайджанцев и некоторых других.

Узоры-круги у барабинских татар могли украшать поверхность ювелирных изделий. На украшениях тарских татар встречались «жемчужины», у них они распространены довольно часто, но в этнографически обозреваемое время использование этого элемента практически сошло на нет. В орнаментальные композиции ювелирных изделий и пряслиц (Большой Чуланкуль и Абрамово) органично вписываются кресты.

Головные уборы и украшения из археологических памятников сибирские татары украшали бисером, который чаще всего был привозным, импортным [11, с. 67-69].

Ювелирные украшения и их декор повторяют казанские украшения, но первые могли быть выполнены в более грубой технике. Переселения казанских татар способствовали активизации экономических и торговых связей между народами [18, с. 120]. Это подтверждают и археологические материалы. Накосники, серьги, бусы, браслеты, перстни и кольца были обнаружены в Бергамакском, Черталинском могильниках, а также в Оку-невском. Характер их орнаментации, правда, несколько отличается от узоров более поздних изделий. Так, в окуневском могильнике найдена подвеска для кос. Изделие выполнено из серебра и по форме близко к ромбу. Поверхность украшена геометрическим криволинейным орнаментом, в центре располагаются отверстия для вставок камней. Для изготовления украшения использована скань [19]. Аналогичной по форме и украшению бисером была реконструированная В. Б. Богомоловым и Б. В. Мельниковым накосница тарских татар из Черталинского поселения. Она имела сходную технику изготовления, форму, орнаментацию и даже технику инкрустации.

Пуговицы-подвески гиревидной формы, обнаруженные в Бергамакском и Черталин-ском могильниках, в могильнике Абрамо-во-10, украшены радиально отходящими лу-

чами и пятилепестковой розеткой. В указанных археологических памятниках также найдены перстни со вставками и щитовидные, составлявшие русский экспорт. На щитках изображены лев, птицы и геометрические (треугольные) фигуры. Но узоры, включающие отдельные зооморфные изображения, свойственны башкирскому искусству, искусству финно-угорских народов Поволжья, чувашей. В целом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что декор колец и перстней ХУП-ХУШ вв. отличается от орнаментации изделий позднего времени.

Многие ранние орнаментальные композиции в несколько изменённом виде впоследствии были перенесены в декор головных уборов, одежды и украшений барабин-ских и тарских татар. Сходные орнаментальные композиции из мотивов растительного характера были встречены нами на мужской тюбетейке барабинских татар и браслете из Черталинского поселения I. Они представляют собой сочетания различных видов цветков, соединённых друг с другом лианами или другими цветами меньшего размера.

Подведя итоги, стоит отметить, что орнамент барабинских и тарских татар является сложной, весьма жизнеспособной системой, кроме того, с течением времени изменялось соотношение его функций. К примеру, ещё в конце ХК в. определённое положение орнаментальной вставки на том или ином предмете (вкупе с другими признаками) могло дать довольно точную социальную и этническую характеристику владельца, т. е. была в полной мере задействована функция орнамента как этносоциального идентификатора. В настоящее время на первый план вышла эстетическая функция орнамента.

Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности. Сочетание различных способов декорирования позволяет говорить о сравнительно высоком уровне развития ювелирного искусства в рассматриваемую эпоху. Фиксация отдельных элементов орнамента и его композиционных структур даёт возможность для изучения в дальнейшем семантики украшений, что расширит наше представление о духовном мире татарского населения Западной Сибири.

Татарские мастера владели большим арсеналом ювелирной техники - от примитивного литья до изысканной тончайшей филиграни, - часто сочетая в изготовлении одного изделия разные приёмы.

Стилизация ювелирных изделий могла быть разнообразной, но чаще использовались лаконичные по форме мотивы. Также разнообразной могла быть и цветовая гамма декорированных деталей. Для татарского народного творчества характерно многоцветие, которое начинается с основы - материала. Красочностью отличается цветовая палитра декора. Излюбленные расцветки - красная, синяя, зелёная, голубая, бордовая. Многие украшения полностью или какие-либо их детали были белого цвета.

Материалы этнографических и археологических экспедиций конца XIX - начала XX в., музейных коллекций показали, что барабинские и тарские татары на протяжении указанного хронологического отрезка имели значительный комплекс орнаментированных предметов, отличающийся разноплановостью. На украшения барабинских и тарских татар практически всегда наносился орнамент. К приёмам декора, используемым сибирскими татарами, относятся скань, зернь, чеканка, гравировка и черчение, литьё.

Для орнаментированных предметов ба-рабинских и тарских татар характерны геометрические и растительные мотивы. Также на украшениях мы встречаем комбинацию растительных мотивов и геометрических фигур.

Несмотря на то, что декор и орнаментация ювелирных изделий барабинских и тар-ских татар в основном были сходными (для них характерен геометризм: украшения орнаментировались простыми элементами -каннелюрами, насечками, кругами, волнистыми линиями), всё же из-за этнокультурных контактов с различными народами наблюдаются отличия. В частности, ювелирным изделиям тарских татар больше свойственна растительная орнаментация.

Значительное сходство орнаментальных элементов у барабинских и тарских татар на предметах этнографических и археологических коллекций объясняется увеличением культурной однородности у всех групп сибирских татар, возрастанием общих черт в их

культуре в XVII-XX вв. Это возникало в результате контактов с соседними коренными народами Сибири и Северного Казахстана и взаимоотношений в Западной Сибири татар с русскими и другими группами народов, образовавшимися здесь в результате их переселения из европейской части Российской империи.

В настоящее время довольно сложно встретить в быту коренного тюркоязычного населения Тарского Прииртышья и Барабин-ской лесостепи предметы, декорированные соответственно традиционному канону. Вследствие этого очень важно зафиксировать, сохранить и изучить отличающуюся большим разнообразием художественную культуру указанных этнических групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Молодин В. И. Этническая интерпретация археологических памятников Барабинской лесостепи // Урало-Алтаистика. Археология. Этнография. Язык. - Новосибирск : Наука, 1985. -С. 43-49.

2. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. - СПб., 1799. - Ч. II. -178 с.

3. Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. - Казань : Тат. кн. изд-во, 1993. -208 с.

4. Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Татары Западной Сибири. История и культура. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1996. - 220 с.

5. Богомолов В. Б. Орнамент барабинских татар как исторический источник // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. - Омск : ОмГУ, 1979. - С. 205-212.

6. Богомолов В. Б. Орнамент барабинских татар как историко-этнографический источник // Этногенез и этническая история тюрко-язычных народов Сибири и сопредельных территорий. - Омск : ОмГУ, 1979. - С. 105-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Богомолов В. Б. Орнамент татарских татар // Этнокультурные явления в Западной Сибири. - Томск : Изд-во ТГУ, 1978. - С. 159-171.

8. Богомолов В. Б., Мельников Б. В. Накосное украшение XVII века из Черталинского могильника // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1997. - Т. 2. - С. 49-58.

9. Богомолов В. Б., Корусенко М. А. Женский головной убор тюркского населения низовьев реки Тары XVII-XVIII веков // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Омск, 2006. - Т. 9. -С. 142-149.

10. Баранова Н. С., Корусенко М. А. Опыт реконструкции предметов одежды и украшений позднесредневекового населения бассейна реки Тары (по материалам могильника Чепля-рово 27) // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. -Омск, 2012. - Т. 12. - С. 208-226.

11. Буреева Ф. М. Орнамент тарских татар конца XIX - XX веков: к проблеме этнокультурной истории. - Омск : Омскбланкиздат, 2011. -144 с.

12. Иванов С. В. Орнамент // Историко-этногра-фический атлас Сибири. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1961. - С. 369-435.

13. Татауров С. Ф., Тихонов С. С. Могильник Бергамак II // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума: Культура тарских татар. - Новосибирск : Наука, Сиб. издат. фирма РАН, 1996. - Т. 1. - С. 58-83.

14. Холостых Г. В. Украшения XVI-XVII вв. в археологии Западной Сибири как источник по истории русской торговли // Очерки истории обмена и торговли в древности на территории

Информация о статье

Дата поступления 12 мая 2020 г.

Дата принятия в печать 10 ноября 2020 г.

Сведения об авторе

Лебедева Юлия Александровна - специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Омского государственного историко-культурного музея-заповедника «Старина Сибирская» (Большеречье, Россия) Адрес для корреспонденции: 646670, Россия, Омская область, р.п. Большеречье, ул. Советов, 29

E-mail: lebedevajulia1994@yandex.ru Для цитирования

Лебедева Ю. А. Орнамент на украшениях сибирских татар (по материалам археологии и этнографии) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 4 (28). С. 140-150. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(4).140-150.

Западной Сибири. - Омск : Изд. ОмГУ, 1995. -Ч. 2. - С. 152-166.

15. Иванов С. В. Орнамент Народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX -начала XX в.). - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. - 506 с.

16. Этнография татарского народа : [учеб. пособие / Д. М. Исхаков и др.]. - Казань : Мага-риф, 2004. - 287 с.

17. Молодин В. И., Соболев В. И., Соловьев А. Н. Бараба в эпоху позднего средневековья. -Новосибирск : Наука, 1990. - 262 с.

18. Смирнова Е. Ю. Одежда татар Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. - Омск, 2009. - 142 с.

19. Мельников Б. В., Холостых Г. В. Украшения позднего комплекса Окуневского могильника ОМ VII // Матющенко В. И. Комплекс археологических памятников на Татарском увале у деревни Окунево. - Новосибирск, 1994. -С. 202-213.

Article info

Received May 12, 2020

Accepted

November 10, 2020 About the author

Yulia A. Lebedeva - Cultural Heritage Conservation Specialist of the Omsk State Historical and Cultural Museum-Reserve "Starina Sibirskaya" (Bolsherechye, Russia)

Postal address: 29, Sovetov ul., Bolsherechye, Omsk region, 646670, Russia

E-mail: lebedevajulia1994@yandex.ru For citations

Lebedeva Yu.A. The Ornament on Jewelry of the Siberian Tatars (on Materials of Archeology and Ethnography). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 4 (28), pp. 140-150. DOI: 10.24147/2312-

1300.2020.7(4).140-150 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.