Научная статья на тему 'Этнокультурные влияния на предуральский ювелирный центр (по материалам исследования изделий с холодной художественной обработкой металла)'

Этнокультурные влияния на предуральский ювелирный центр (по материалам исследования изделий с холодной художественной обработкой металла) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ / ЮВЕЛИРНЫЙ ЦЕНТР / ТЕХНИКИ ХОЛОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА / ЧЕКАНКА / ГРАВИРОВКА / БАСМЛЕНИЕ / НАКАТКА / ТИСНЕНИЕ / PERM REGION / URALS / JEWELLERY PRODUCTION CENTRE / METAL WORK DECORATION TECHNIQUES / STAMPING / ENGRAVING / EMBOSSING / KNURLING / TOREUTICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пермякова А.В.

В данной статье собраны и обобщены известные признаки техник холодной художественной обработки металла. Учтены известные ювелирные центры, находящиеся на территории от Среднего Поволжья до Зауралья. Установлено первоначальное происхождение таких техник, как гравировка, чеканка, басмление, тиснение, накатка. Выявляются некоторые обстоятельства, способствующие выбору техники или способу ее нанесения. Определены основные регионы, откуда были принесены техники: басма и накатка угорское влияние, чеканка среднеазиатское влияние, гравировка булгарское. Указываются определенные хронологические рамки для техник холодной художественной обработки металла. Для чеканки периодом распространения является вторая половина IX первая половина XI в. Басмление и накатка появляются в Xпервая половина Х1вв., тиснение -X-XI в., гравировка начиная со второй половиныXI в. по XIVв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL FORCE ON CIS-URAL JEWELRY CENTRE (TO MATERIALS RESEACH OF PRODUCTS COLD METAL WORK DECORATION TECHNIQUES)

The article summarizes the features of metalwork decoration techniques as well as known jewellery production centres situated from the Middle Volga region to the Trans-Urals. Focusing on the origins of metalwork decoration techniques as stamping, engraving, embossing, knurling and toreutics, the author indicates a range of circumstances that could influence on the selection of particular techniques. The author also indicates the possible jewelry production centres from which the techniques were transferred to region under the study, namely embossing and knurling was introduced to the local practice due to Ugric impacts, whereas stamping and engraving indicate Central Asian and Bulgarian influences respectively. The article suggests chronological frameworks for the distribution of the techniques in the region as the following: stamping (the mid-9th the mid 11th centuries), embossing and knurling (the 10th the midi 1th centuries), toreutics (the lOth-llth centuries) and engraving (the mid 11th the Nth centuries).

Текст научной работы на тему «Этнокультурные влияния на предуральский ювелирный центр (по материалам исследования изделий с холодной художественной обработкой металла)»

A.B. Пермякова

(РФ, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА ПРЕДУРАЛЬСКИЙ ЮВЕЛИРНЫЙ ЦЕНТР (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ С ХОЛОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ МЕТАЛЛА)

В данной статье собраны и обобщены известные признаки техник холодной художественной обработки металла. Учтены известные ювелирные центры, находящиеся на территории от Среднего Поволжья до Зауралья. Установлено первоначальное происхождение таких техник, как гравировка, чеканка, басмление, тиснение, накатка. Выявляются некоторые обстоятельства, способствующие выбору техники или способу ее нанесения. Определены основные регионы, откуда были принесены техники: басма и накатка - угорское влияние, чеканка - среднеазиатское влияние, гравировка - булгарское. Указываются определенные хронологические рамки для техник холодной художественной обработки металла. Для чеканки периодом распространения является вторая половина IX - первая половина XI в. Басмление и накатка появляются в X— первая половинаХ1вв., тиснение -X-XI в., гравировка - начиная со второй половиныXI в. по XIVв.

Ключевые слова: Пермское Предуралье, ювелирный центр, техники холодной художественной обработки металла, чеканка, гравировка, басмление, накатка, тиснение.

A.V. Permyakova

(RF, Perm State Humanitarian Pedagogical University, s. Perm)

ETHNO-CULTURAL FORCE ON CIS-URAL JEWELRY CENTRE (TO MATERIALS RESEACH OF PRODUCTS COLD METAL WORK DECORATION TECHNIQUES)

The article summarizes the features of metalwork decoration techniques as well as known jewellery production centres situated from the Middle Volga region to the Trans-Urals. Focusing on the origins of metalwork decoration techniques as stamping, engraving, embossing, knurling and toreutics, the author indicates a range of circumstances that could influence on the selection of particular techniques. The author also indicates the possible jewelry production centres from which the techniques were transferred to region under the study, namely embossing and knurling was introduced to the local practice due to Ugric impacts, whereas stamping and engraving indicate Central Asian and Bulgarian influences respectively. The article suggests chronological frameworks for the distribution of the techniques in the region as the following: stamping (the mid-9th - the mid 11th centuries), embossing and knurling (the 10th - the midllth centuries), toreutics (the lOth-llth centuries) and engraving (the mid 11th - the Nth centuries).

Key words: Perm region, the Urals, jewellery production centre, metal work decoration techniques, stamping, engraving, embossing, knurling, toreutics.

В современной археологической науке в настоящее время происходит переход от непосредственных описаний артефактов к изучению техник и технологий выполнения изделий. Развитие данного направления связано с последующей интерпретацией полученных данных. На основе анализа техники изготовления можно не только получить знания об уровне металлообработки в отдельный период времени на определенной территории, но и выделить отдельные ювелирные мастерские (центры) внутри этих территорий, решить вопросы происхождения отдельных вещей и происхождения отдельных техник.

На территории Пермского Предуралья определены следующие техники холодной художественной обработки металла: гравировка, чеканка, тиснение, басмление, накат-

ка. Поскольку данные техники являются декоративными, их исполнение требует достаточно высокого уровня владения орудиями, а также необходимо довольно качественное изготовление инструментария. Определение инструментария достаточно проблематично, поскольку часто рабочая поверхность сильно коррозирована, что затрудняет реконструкцию. В некоторых случаях инструменты отсутствуют в материалах памятников, где обнаружены изделия с применением исследуемых техник.

Из материалов археологических памятников Пермского Предуралья эпохи средневековья можно выделить группу изделий, в изготовлении которых применялась техника гравировки. В данную группу входит такая категория предметов, как широкосерединные перстни. Также уникальной находкой является обкладка сумочки, найденная при полевых исследованиях Баяновского могильника. Выделяются два способа нанесения (вида) гравировки: зигзагообразная и линейная. Чаще всего зигзагообразная гравировка встречается на перстнях из городища Анюшкар, селища Калинского и Плот-никовского могильника. Более распространенной была гравировка с зигзагообразным шагом. Вероятно, данный способ нанесения был «любим» ювелирами Пермского Предуралья, поскольку он наиболее прост в исполнении, а также проще вести закругленные линии. Стоит заметить, что зубчатая гравировка являлась одним из наиболее излюбленных способов орнаментации изделий в Древней Руси (4, с. 8). Изделия, украшенные зигзагообразной гравировкой, были иногда орнаментированы и линейной, но только в качестве создания и проработки в бордюре перстней. Виды гравировки четко разделены на перстнях. Например, если линейная гравировка нанесена на перстень, то она является единственным видом гравировки на этом изделии (за исключением бордюра) (7, с. 289). Вероятно, из-за сложности исполнения линейной гравировки данным способом чаще всего наносились бордюры, т. е. линии, где штихель нужно вести только по прямой.

Изделия с гравировкой зачастую сопровождаются техникой чернения. Можно выделить два вида техники чернения: фоновое чернение и чернение по рисунку. В первом случае чернью покрывалась часть, где не был изображен рисунок, фон прорабатывался штихелем (выбирался), наплавлялся черневой сплав, затем, на этапе полирования, на рисунке пемзой соскабливалась чернь и полировался рисунок, окруженный чернью. Во втором случае чернь наплавлялась на «бороздки» рисунка, а затем, на этапе полировки, она счищалась, оставаясь лишь в углублениях от гравировки. Чернение часто встречается на изделиях, свидетельствуя о высоком уровне этого мастерства. Материалом, на который наносилась гравировка, являлись высокопробное серебро либо сплавы металлов с высоким содержанием серебра. Данный металл, вероятно, был выбран для этой техники за счет его химических и физических свойств: мягкость металла, ковкость, пластичность. На основе датировки изделий можно наметить время появления техники гравировки в изделиях Пермского Предуралья. Гравировка появляется на широкосерединных перстнях не ранее XI в. и получает широкое распространение в ХТТ-ХТТТ вв., что иллюстрируется находками из вышеупомянутых могильников. Техника гравировки, вероятно, приходит на территорию Пермского Предуралья из Волжской Булгарии. К такому выводу приходит и К.А. Руденко, исследуя орнаментальную композицию перстней. Он полагает, что «местные направления и школы торевтов формировались на основе копирования оригинальных образцов или при переезде самих мастеров, а появление спроса на продукцию являлось результатом, с одной стороны, адаптации чужих художественных образов под собственную мифологическую картину мира у населения рассматриваемого региона, с другой — единого мультикультурного пространства, связанного как с этническим родством, так и с экономическими и политическими контактами» (8, с. 360). Данную точку зрения поддерживает и A.A. Адамов, сопоставляя орнаментальные композиции на перстнях из Пермского Предуралья и Волжской Булга-

рии: «Пермский (или Предуральский) центр по производству черневых перстней сложился при непосредственном участии булгарских мастеров» (1, с. 48) Наиболее представительной кажется теория о первоначальном проникновении мастеров с последующим заимствованием техники местными ювелирами. Стоит отметить, что аккуратность изготовления перстней «булгарского» типа, распространяясь с запада на восток (Волжская Булгария - Пермское Предуралье - Зауралье), снижается, что также указывает на изначальный центр - Волжскую Булгарию, не отрицая создания собственных ювелирных центров.

Другая исследуемая техника - чеканка. На территории Пермского Предуралья изделия, в изготовлении которых применялась техника чеканки, появляются не ранее второй половины IX века (Баяновский могильник). Скорее всего, это были импортные изделия. Подобный вывод появляется при исследовании орнаментальных композиций, например, медальона с растительным орнаментом из Редикарского клада. Вероятнее всего, основа данного украшения была вырезана из импортной торевтики. Фон украшения заполнен мелко - пуансонной чеканкой, контуры орнамента выполнены плоской чеканкой. Последний способ нанесения легко фиксируется за счет валков, оставляемых на месте удара от чекана. Растительный узор имеет свои особенности. У пальметт выступающие края лепестков образуют завитки. Характерен мотив трех кружков на коротком стебельке внутри каждого лепестка. От волнистых стеблей отходят спиральные завитки с массивными пальметтовидными цветками. Данный орнамент характерен для Фергано - Семиречной группы торевтики, датируемой второй половиной УТТТ - первой половиной ТХ веков. Металлическую посуду с заполнением фона мелкими окружностями Б.И. Маршак датирует началом ТХ- началом ХТТТ веков (что сходится со временем распространения изделий с чеканкой в Предуралье). В то же время Н.В. Федорова относит подобную пальметту к виду растительных орнаментов изделий, происходящих из венгро-уральской группы, и датирует ТХ-Х вв. (9, с. 94). Кроме растительного украшения медальонов можно выделить сцены охоты, что также связывает с персидскими мотивами. Возникает проблема с атрибуцией вида плоской чеканки, которая приметалась при изготовлении таких изделий, как медальон с сокольничим, о происхождении которых до сих пор ведутся споры, поэтому данный вид лишь относительно можно идентифицировать как местное производство. Мелко-пуансонная чеканка встречается на всех изделиях, где установлено местное производство, что позволяет выделить мел-ко-пуансонную (точечную) чеканку как особенность декорации изделий местного ювелирного центра. Вероятно, данный вид чеканки был популярен ввиду своего несложного исполнения. Скорее всего, техника чеканки приходит от импортных предметов с данной техникой. Интересно, что такие две техники, как гравировка и чеканка, практически не встречаются в одно время. Если в середине ТХ в. появляется чеканка, то на памятниках, где она встречается, она продолжает существовать вплоть до ХТ в. и позднее обнаруживается. Гравировка же, наоборот, в ХТ в. только появляется и позднее достигает своего расцвета. Косвенно данное суждение может утверждать о смене лома-товской и родановской культур.

Сложнее ситуация с такими техниками, как тиснение и басмление. Если тиснение - это одномоментный оттиск матрицы на металле, то басмление - техника выдавливания рельефов в листовом металле на литых металлических или деревянных матрицах (5, с. 226). При тиснении можно обнаружить матрицы (если они каменные или металлические), которые использовались для создания рельефа, отличающегося общей однородностью рисунка. Наиболее часто встречаются находки на Баяновском, Огур-динском и Рождественнском могильниках. Таким образом, хронологические рамки ограничиваются Х-ХТ вв., что соответствует датировкам данных могильников. Техника

тиснения, вероятно, пришла с территории Волжской Булгарии, где данная техника была наиболее развита, а также обнаружено большое количество матриц.

При басмлении матрица остается как бы зажата в листе металла (обкладка). Данная техника встречена на данный момент только в материалах Баяновского могильника, что можно продатировать следующим образом: Х- первая половина XI в. Ввиду того что памятник, где обнаружена техника, связан с угорским населением, следует предположить, что и басмление принесено уграми.

Если в вышеперечисленных техниках инструментарий сложно определим или же найден в малом количестве, то зубчатых штампов-колесиков вообще не найдено. Однако данная техника встречается среди средневековых украшений Пермского Преду-ралья. Зубчатые штампы-колесики использовались при создании декора браслетов, как серебряных, так и бронзовых. Обнаружены браслеты с применением трех- и двухсо-ставного зубчатого колесика. Несомненно, серебряный браслет служил неким показателем статуса погребенного, об этом свидетельствует особый подход к изготовлению браслета. Бронзовые браслеты были проще, но также с использованием штампа. Изделия с техникой накатки в Пермском Предуралье можно продатировать Х-нач. XI в., ввиду того что данная техника обнаружена лишь среди материалов Баяновского могильника. Использование данной техники указывает на высокое развитие ювелирного дела в Пермском Предуралье. Поскольку данная техника обнаружена только на Баянов-ском могильнике, можно предположить связь с угорским населением. В поддержку данной теории может выступать аналогия браслетов с накаткой, описанная К.В. Моря-хиной. «Аналогичные изделия вариантам б-в встречаются (рис. 106) в Удмуртском Предуралье на Варнинском и Мыдлань-Шай могильниках, в Печерском Предуралье на Хэйбидя-Пэдарском жертвенном месте, на Неволинском могильнике, на Болыпе-Тиганском могильнике в Волго-Камском междуречье», что также связано с угорским населением (6, с. 116).

Таким образом, можно выделить несколько волн влияния на предуральский ювелирный центр (по материалам исследования изделий с холодными художественными обработками металла):

1) Среднеазиатская волна: связана с распространением чеканки. Плоская чеканка встречается в случайных сборах, а также в Редикарском (IX в.), Мало-Аниковском кладе (У1-1Х вв. по М.В. Талицкому). Пуансонная чеканка - Ага-фоновском II (1Х-ХПвв.), Баяновском (Х- первая половина XI в.), Огурдин-ском(конец Х- первая половина XI в.), Рождественском (Х-Х1 вв.), Каневском (УШ-Х вв.), Плесинском (УП-Х вв.), Степаново Плотбище (1Х-ХП вв.) могильниках. В вышеперечисленных памятниках, где присутствует широкая датировка, изделия с чеканкой следует все же датировать не позднее XI вв. Таким образом, хронологические рамки - 1Х-Х1 вв.

2) Угорская волна: связана с таким памятником, как Баяновский могильник. Встречаются техники (басмление и накатка) только на данном памятнике. Также среди материалов имеется техника тиснения, но она проявляется не только в материалах Баяновского могильника, что может указывать на две волны проникновения техники. Хронологические рамки - Х- первая половина XI в.

3) Булгарская волна. Техники гравировки и тиснения. Встречаются на памятниках: городище Анюшкар (УШ-Х1У вв.) и Саломатовское I (УШ-Х1У вв.), селище Калинское (Х1-ХШ вв.), могильники Плотниковский (ХШ-ХУ вв.) и Телячий Брод (Х1-ХШ вв.), а также языческий некрополь Рождественский (VIII— ХТТ вв.) для гравировки. Для тиснения: Рождественский могильник (УШ-ХП вв.) и Рождественское городище (УШ-Х1У), где датировка достаточно широка, ее иногда сложно установить. Однако общим периодом для бытования тисне-

ния можно считать X-XI вв., так как Баяновский (Х- первая половина XI в.) и Огурдинский (конец Х- первая половина XI в.) могильники имеют относительно узкие датировки.

Список литературы

1. Адамов A.A. Серебряные перстни с чернением булгарского типа из Предуралья // Труды Камской археолого-этнографической конференции. - Вып. 9. Пермь: ПГГПУ. 2014. С. 44-49.

2. Брюхова Н.Г., Подосенова Ю.А. Перстни «Булгарского» типа из материалов Плотниковского могильника Родановской археологической культуры: техника изготовления // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.17. № 3. Самара: Самарский научный центр РАН. 2015. С. 304-311.

3. Крыласова Н.Б., Подосенова Ю.А. Ювелирные техники на территории Верхнего Прикамья в эпоху // Казанская наука. 2013. №5. Казань: Казанский издательский дом. С. 27-34.

4. Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. - М.: Наука. 1986. 156 с.

5. Минасян P.C. Металлообработка в древности и Средневековье. - СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. 472 с.

6. Моряхина К.В. .Украшения рук населения Пермского Предуралья в эпоху средневековья: магистерская диссертация. Пермь. 2015. 170 с.

7. Пермякова A.B. Гравировка на щитковосерединных перстнях Пермского Предуралья. //Актуальная археология-3. Новые интерпретации археологических данных. СПб: ИИМК РАН. 2016. С. 287-290.

8. Руденко К.А. Этнокультурные контакты народов Западной Сибири и Поволжья в X-XV вв. по находкам художественного металла // Культура как система в историческом контексте. Материалы XV Международной Западно-Сибирской ар-хеолого-этнографической конференции. Томск. 2010. С. 357-360.

9. Федорова Н.В. Рисунки на металле: графическое искусство населения Западной Сибири и Предуралья // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. Вып. 1(57). С. 90-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.