Научная статья на тему 'ОРИЕНТАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ТРЕНЕРА И ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ'

ОРИЕНТАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ТРЕНЕРА И ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА / ОРИЕНТАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирпиков А.Р., Баранов А.А., Ерофеева Н.Ю.

Цель исследования - определить влияние локуса субъективного контроля тренера на особенности развития личности и саморегуляции поведения юных спортсменов. Методика и организация исследования. В процессе приняли участие два тренера, которые обладали полярными характеристиками ориентации субъективного контроля: внутреннего и внешнего, а также подростки, занимающиеся под руководством данных тренеров продолжительный период времени (два-три года) и выступающие на соревнованиях (n=20). Для определения степени развития саморегуляции юных спортсменов использовалась методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» Для выявления показателей ориентации контроля в межличностных и деловых отношениях и решении личностных проблем применялся тест на определение ориентации субъективного контроля (ОСК) в варианте А.К. Осницкого. Результаты исследования и выводы. Показано, что общий уровень саморегуляции юных спортсменов в целом определяется спецификой спортивной деятельности. В то же время, у тренера, характеризующегося внутренней ориентацией контроля, воспитанники в большей степени ориентированы на развитие личностных ресурсов и планирование будущих результатов, а у тренера с внешней ориентацией - подростки в большей степени ориентированы на деловые отношения, конкретные результаты и стремятся к проявлению самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кирпиков А.Р., Баранов А.А., Ерофеева Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGE MARTIAL ARTS GROUPS: TRAINER'S LOCUS OF CONTROL VERSUS TRAINEES SELF-CONTROL TESTS AND ANALYSES

Objective of the study was to rate and analyze effects of the trainer's locus of control on the trainees' behavioral self-control and personality progress. Methods and structure of the study. We sampled for the study two coaches with the polar (external and internal) locus of control, plus their teenage trainees having 2-3-year training and competitive experiences under their management (n=20). The trainees' and trainers' self-control were tested by the V.I. Morosanova Behavioral Self-control Style test (BSCS) and the locus of control in the interpersonal and business relations and personal problem solving was rated by the A.K. Osnitsky locus of control test. Conclusion. We found the trainer locus of control largely influential on the trainees' one; whilst the BSCS of the young athletes are likely to be sport-specific and dictated by the individual motivations. It should be emphasized, however, that the trainees of trainer with the internal locus of control tend to mimic his attitudes in solving business problems; whilst the trainees of trainer with external locus of control tend to rely on external control in solving their business problems. A trainer's locus of control was found to influence some aspects of the trainees' self-control. Thus the group of trainer with internal locus of control was tested with better action programming qualities and more independent in the activity planning, behavioral control, goal attainment, progress rating, and interim/ final result rating domains. The group of trainer with external locus of control was tested with a better planning ability, individual goal setting and progress management skills.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ТРЕНЕРА И ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ»

ориентация субъективного контроля тренера и особенности саморегуляции подростков, занимающихся спортивными единоборствами

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 30.04.2021 г.

Кандидат психологических наук, доцент А.Р. Кирпиков1 Доктор психологических наук, профессор А.А. Баранов1 Доктор педагогических наук, профессор Н.Ю. Ерофеева1

Удмуртский государственный университет, Ижевск

TEENAGE MARTIAL ARTS GROUPS: TRAINER'S LOCUS OF CONTROL vERSUS TRAINEES SELF-CONTROL TESTS AND ANALYSES

PhD, Associate Professor A.R. Kirpikov1 Dr. Sc. Psych., Professor A.A. Baranov1 Dr. Hab., Professor N.Y. Erofeeva1

1Udmurt State University, Izhevsk

Информация для связи с автором: kirpi@udm.ru

Аннотация

Цель исследования - определить влияние локуса субъективного контроля тренера на особенности развития личности и саморегуляции поведения юных спортсменов.

Методика и организация исследования. В процессе приняли участие два тренера, которые обладали полярными характеристиками ориентации субъективного контроля: внутреннего и внешнего, а также подростки, занимающиеся под руководством данных тренеров продолжительный период времени (два-три года) и выступающие на соревнованиях (п=20). Для определения степени развития саморегуляции юных спортсменов использовалась методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» Для выявления показателей ориентации контроля в межличностных и деловых отношениях и решении личностных проблем применялся тест на определение ориентации субъективного контроля (ОСК) в варианте А.К. Осницкого. Результаты исследования и выводы. Показано, что общий уровень саморегуляции юных спортсменов в целом определяется спецификой спортивной деятельности. В то же время, у тренера, характеризующегося внутренней ориентацией контроля, воспитанники в большей степени ориентированы на развитие личностных ресурсов и планирование будущих результатов, а у тренера с внешней ориентацией - подростки в большей степени ориентированы на деловые отношения, конкретные результаты и стремятся к проявлению самостоятельности.

Ключевые слова: деятельность тренера, ориентация субъективного контроля, саморегуляция, личность подростка, занимающегося спортивными единоборствами.

Abstract

Objective of the study was to rate and analyze effects of the trainer's locus of control on the trainees' behavioral self-control and personality progress. Methods and structure of the study. We sampled for the study two coaches with the polar (external and internal) locus of control, plus their teenage trainees having 2-3-year training and competitive experiences under their management (n=20). The trainees' and trainers' self-control were tested by the V.I. Morosanova Behavioral Self-control Style test (BSCS) and the locus of control in the interpersonal and business relations and personal problem solving was rated by the A.K. Osnitsky locus of control test.

Conclusion. We found the trainer locus of control largely influential on the trainees' one; whilst the BSCS of the young athletes are likely to be sport-specific and dictated by the individual motivations. It should be emphasized, however, that the trainees of trainer with the internal locus of control tend to mimic his attitudes in solving business problems; whilst the trainees of trainer with external locus of control tend to rely on external control in solving their business problems. A trainer's locus of control was found to influence some aspects of the trainees' self-control. Thus the group of trainer with internal locus of control was tested with better action programming qualities and more independent in the activity planning, behavioral control, goal attainment, progress rating, and interim/ final result rating domains. The group of trainer with external locus of control was tested with a better planning ability, individual goal setting and progress management skills.

Keywords: trainees activity, locus of control, self-control, personality of teenage martial artist.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. Личность тренера во многом определяет результаты его профессиональной деятельности. Авторитетный тренер во многом является примером и жизненным образцом для подростков, начинающих заниматься различными видами спорта. Его личность, поведение, отношение к жизни, другим людям и спорту способствуют овладению юными спортсменами различными способами деятельности и поведения [1, 4]. В спортивной секции происходит развитие личности подростков и совершенствование системы их саморегуляции. Под саморегуляцией понимается то, как человек планирует свои действия, в какой мере он учитывает значимые для достижения целей условия, как развиты у него

процессы контроля, оценки и коррекции действий, а также насколько человек при этом самостоятелен и целеустремлен [2, 3].

Понятие локуса контроля трактуется в психологии как характеристика отношения человека к событиям своей жизни [3]. Вектор субъективного контроля тренера способствует развитию определенного типа личности его воспитанников и напрямую связан с особенностями развития саморегуляции, занимающихся под его руководством спортсменов. В особенности это относится к юным спортсменам, которые в силу специфики подросткового возраста ориентированы на референтную для них группу (секцию) и идентифицируют

80

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

себя с ее лидером (тренером). В зависимости от ориентации субъективного контроля, тренер может по-разному влиять на развитие личности и особенности становления саморегуляции поведения юного спортсмена.

Цель исследования - определить влияние локуса субъективного контроля тренера на особенности развития личности и саморегуляции поведения юных спортсменов.

Методика и организация исследования. В процессе приняли участие два тренера, которые обладали полярными характеристиками ориентации субъективного контроля: внутреннего и внешнего (табл. 1), а также подростки, занимающиеся под руководством данных тренеров продолжительный период времени (два-три года) и выступающие на соревнованиях (п=20).

Для определения степени развития саморегуляции юных спортсменов использовалась методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» [2]. Для выявления показателей ориентации контроля в межличностных и деловых отношениях и решении личностных проблем применялся тест на определение ориентации субъективного контроля (ОСК) в варианте А. К. Осницкого [3].

Результаты исследования и их обсуждение. По данным, полученным на основе анализа результатов опросника «ОСК», тренер А. имеет тенденцию к внутренней ориентации субъективного контроля, а тренер Б. - к внешней ориентации. Результаты по методике «Стиль саморегуляции поведения» (ССП) у тренирующихся под руководством этих тренеров подростков представлены в табл. 2, 3.

По ответам ребят тренера А. (внутренняя ориентация контроля) можно увидеть, что их ориентация субъективного контроля и особенности саморегуляции поведения очень похожи на результаты их тренера. Ребята так же стремятся строить свою жизнь в соответствии с собственными планами, активно ориентированы на поиск собственных личностных ресурсов. Можно предположить, что ориентация субъективного контроля тренера А. оказывает влияние на стиль саморегуляции поведения занимающихся у него подростков-спортсменов.

По ответам занимающихся у тренера Б. подростков (внешняя ориентация контроля) можно увидеть, что их ориентация

Таблица 1. Анкетные характеристики тренеров

субъективного контроля и особенности саморегуляции поведения также похожи. Ребята, как и тренер, стремятся к достижению внешних результатов, реально оценивают свои возможности, проявляя при этом ориентацию на деловую сферу и стремление к самостоятельности.

Для определения статистически значимых различий по показателям ориентации субъективного контроля и особенностям саморегуляции подростков в зависимости от ориентации субъективного контроля их тренера, был использован F-критерий Фишера. В целом отмечается, что статистически значимых различий по параметру «общий уровень саморегуляции» не обнаружено. Вероятно, что общий уровень саморегуляции юных спортсменов в целом определяется спецификой самой спортивной деятельности и мотивацией подростков. Но можно заметить, что подростки-спортсмены у тренера А. (ориентация на внутренний контроль) имеют статистически значимые различия от подростков тренера Б. по показателю «планирование» (р<0,05) и показателю «ориентация на решение личных проблем» (р<0,01). В свою очередь, подростки-спортсмены тренера Б. (ориентация на внешний контроль) - имеют статистически значимые различия по параметрам саморегуляции «оценивание результата» (р<0,05), «самостоятельность (р<0,05) и ориентация на дело» (р<0,01).

Выводы. Вектор субъективного контроля тренера во многом определяет ориентацию субъективного контроля тренирующихся под его руководством подростков. Общий уровень саморегуляции юных спортсменов не зависит от ориентации субъективного контроля тренера и, скорее всего, определяется спецификой самой спортивной деятельности и мотивацией подростков. В то же время у тренера с ориентацией внутреннего контроля в решении деловых проблем воспитанники имеют точно такие же показатели, а у тренера с ориентацией на внешний контроль - воспитанники также ориентированы на внешний контроль в решении деловых проблем.

Ориентация субъективного контроля тренера влияет на некоторые компоненты саморегуляции тренирующихся у него спортсменов. Так, у тренера с ориентацией на внутренний контроль воспитанники в большей степени умеют программировать свои действия. Они в большей

№ Возраст Стаж работы тренера Количество занимающихся под руководством тренера подростков Средний возраст ребят, занимающихся в секции Среднее количество спортсменов, участвующих в соревнованиях

А 25 лет 5 лет 57 12 8

Б 25 лет 5 лет 61 12 13

Таблица 2. Результаты по методике ССП и ОСК у воспитанников тренера А. (внутренняя ориентация контроля)

Воспитанники тренера А. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» Опросник «Ориентация субъективного контроля»

Плани-рова-ние Оценивание результатов Моде-лиро-вание Гибкость Про-грам-миро-вание Самостоя-тель-ность Общий уровень саморегуляции В решении деловых проблем В решении проблем взаимоотношений В решении личных проблем

Среднее 6,28 6 5,71 5,85 6 4,28 29,28 11,71 8,71 5,14

б 1,39 1,1 1,28 1,4 1,31 1,28 1,7 3,8 6,8 9,22

Таблица 3. Результаты по методике ССП и ОСК у воспитанников тренера Б. (внешняя ориентация контроля)

Воспитанники тренера Б. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» Опросник «Ориентация субъективного контроля»

Плани-рова-ние Оценивание результатов Моде-лиро-вание Гибкость Про-грам-миро-вание Самостоя-тель-ность Общий уровень саморегуляции В решении деловых проблем В решении проблем взаимоотношений В решении личных проблем

Среднее 6,14 4,71 4,57 6,57 5,42 4,84 26,57 3,28 1,57 3,28

б 0,64 1,5 1,4 1,3 1,92 1,9 1,9 5,00 7,65 3,33

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

81

степени проявляют самостоятельность - способны самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению поставленной цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты своей деятельности. У тренера с ориентацией на внешний контроль воспитанники в большей степени умеют планировать, что проявляется в индивидуальных особенностях определения целей и в умении осознанного планирования деятельности.

В то же время ориентация на определенный локус контроля тренера имеет свои особенности. Так, воспитанники тренера А. (ориентация на внутренний локус контроля), в большей степени ориентированные на себя, на свое личностное развитие в будущем, порой не видят свои возможности в настоящем, что приводит к отсутствию реальных результатов в данный момент. Так, например, они в меньше, чем воспитанники тренера Б. принимают участие в соревнованиях и реже занимают там призовые места.

Воспитанники тренера Б. (ориентация на внешний локус контроля), наоборот, чаще ориентированные на достижение конкретного результата, более реалистичны и не всегда видят перспективы своего личностного развития. В этом смысле, идеальный тренер - это человек, умеющий сочетать в своей жизни как ориентацию на внешний субъективный

контроль (что дает преимущество в настоящем), так и ориентацию на внутренний субъективный контроль, что раскрывает его личностный потенциал и позволяет увидеть перспективы его дальнейшего личностного развития.

Литература

1. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2018. -352 с.

2. Моросанова В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Мо-росанова, И.М. Бондаренко. - М.: Когито-центр, 2015, - 304 с.

3. Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности / А.К. Осницкий. - М.: Московская экономико-лингвистическая академия, 2017. - 231 с.

4. Психология физической культуры и спорта: учеб. и практикум для вузов / под. ред. А.Е. Ловягиной. - М.: Изд-во «Юрайт», 2020 -531 с.

References

1. Ilyin E.P. Psikhologiya sporta [Sports Psychology]. St. Petersburg: Piter publ., 2008, p352 p.

2. Morosanova V.I., Bondarenko I.M. Diagnostika samoregulyatsii cheloveka [Diagnostics of human self-regulation]. Moscow: Kogito-tsentr publ., 2015, 304 p.

3. Osnitskiy A.K. Regulyatsiya deyatelnosti i napravlennost lichnosti [Regulation of activity and personality orientation]. Moscow: Moscow Academy of Economics and Linguistics publ., 2017. 231 p.

4. Lovyagina A.E. [ed.] Psikhologiya fizicheskoy kultury i sporta [Psychology of physical education and sports]. Textbook for universities. Moscow: Yurayt publ., 2020. 531 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

влияние историческом информации об уникальных

достижениях отечественных спортсменов на формирование мотивации к занятиям спортом у студентов

Кандидат исторических наук, доцент Л.В. Блонский1 Доктор философских наук, профессор Г.В. Баринова1

1Российский университет транспорта (МИИТ), Москва УДК/UDC 378:37.037.93/94

Ключевые слова: студенты, мотивация, историческая память, уникальные спортивные достижения, занятия спортом.

Введение. В педагогической науке большое значение уделяется проблеме определения факторов мотивации к занятиям спортом у студенческой молодежи.

Цель исследования - определить влияние исторической информации об уникальных достижениях отечественных спортсменов на формирование мотивации к занятиям спортом у студентов.

Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился в период с сентября 2020 по июнь 2021 г. в Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ). В ходе исследования было опрошено 270 студентов 1-го курса вуза, осваивающих дисциплины «История» и «Физическая культура и спорт». На практических занятиях по «Истории» участникам опроса для изучения была представлена информация о неординарных спортивных достижениях отечественных спортсменов (об уникальной победе первого отечественного олимпийского чемпиона по боксу В. К. Сафронова на олимпиаде в Мельбурне, в 1956 г. и о сенсационной победе лыжника В. П. Веденина на олимпийских играх в Саппоро, в 1972 г.). После анализа этих исторических фактов студентам было предложено ответить на вопросы анкеты, позволившей определить степень воздействия этой информации на формирование у них мотивации к занятиям спортом.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе опроса выявлено, что интерес к занятиям спортом испыты-

IMPACT OF HISTORICAL INFORMATION ABOUT UNIQUE ACHIEVEMENTS OF RUSSIAN ATHLETES ON STUDENTS' MOTIvATION FOR SPORTS

PhD, Associate Professor L.V. Blonsky1 Dr.Sc.Philos., Professor G.V. Barinova1 1Moscow State University of Railway Engineering (MIIT), Moscow

Поступила в редакцию 06.09.2021 г.

вают 94,85 % опрошенных студентов. При этом 91,7 % респондентов испытывают интерес к истории уникальных достижений отечественных спортсменов.

На вопрос «Какие эмоции Вы испытываете после изучения исторической информации об уникальных спортивных достижениях отечественных спортсменов?» 95,2 % опрошенных ответили, что испытывают глубокое уважение к спортивному прошлому своей Родины, 87,6 % констатировали, что испытывают гордость за историю Отечества, а 93,1 % заявили о чувстве признательности советским спортсменам, прославлявшим нашу страну на международной арене.

При ответе на вопрос «Какая историческая информация в большой степени вызывает у Вас желание заниматься спортом?» 87,6 % опрошенных подтвердили, что такое желание у них вызывает историческая информация об уникальных спортивных достижениях отечественных спортсменов и только 12,4 % констатировали, что желание заниматься спортом у них формируется после изучения исторической информации об уникальных достижениях зарубежных спортсменов.

Вывод. Результаты исследования продемонстрировали значительную степень влияния исторических знаний об уникальных достижениях отечественных спортсменов на формирование мотивации к занятиям спортом у студентов.

Использованная литература

1. Антипов А.В. Мотивация студентов факультета физической культуры в процессе занятий спортивными играми / А.В. Антипов, И.В. Кулишенко, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. -2017. - № 12. - 68.

Информация для связи с автором: leonidas78@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

82

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.