Научная статья на тему 'К вопросу об изучении индивидуально-психологических особенностей поведения юных спортсменов-футболистов в конфликтных ситуациях'

К вопросу об изучении индивидуально-психологических особенностей поведения юных спортсменов-футболистов в конфликтных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ / СПОРТИВНАЯ КОМАНДА / СПОРТСМЕНЫ-ФУТБОЛИСТЫ / YOUNG ATHLETES / ADOLESCENCE / THE CONFLICT BEHAVIOR IN SPORTS ACTIVITIES / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONALITY'S BEHAVIOR / THE LEVEL OF CONFLICTNESS / SPORT TEAMS / FOOTBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Ирина Александровна

Ориентация общества на «бесконфликтное» развитие привела проблему конфликтов к ее фактическому исключению из области научного исследования. Некомпетентность в вопросе разрешения конфликтов, особенно в спорте, отражается на эффективности профессиональной деятельности. Целью исследования стало изучение конфликтного поведения и его взаимосвязи с уровнем субъективного контроля у юных спортсменов-футболистов. Указанный феномен недостаточно исследовался у подростков-спортсменов, которые принадлежат к различным спортивным командам, функционирующим на базе учебно-воспитательных учреждений. Познание специфики возможных конфликтов в группе юных спортсменов-футболистов и условий реализации их конструктивной функции даст возможность углубить представление об особенностях регулирования процесса конфликтного взаимодействия спортсменов подросткового возраста. Результаты исследования позволят расширить спектр воспитательных возможностей тренеров в плане дальнейшего формирования спортсменов как личностей, а также в плане развития групповых и деятельностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issue of studying individual psychological features of young football players’ behavior in conflict situations

Society’s tendency to “conflict-free” development has led the problem to the conflict exception from the academic research. The incompetence in conflict resolution, especially in sport, influences on the efficiency of professional activity. The aim of the research is examining the conflict behavior and its interrelation with the level of subjective control of young football-players. The mentioned phenomenon is insufficiently researched among teen athletes who are members of different sports teams that function on the basis of educational establishments. The knowledge of the specifics of possible conflicts in the group with young football-players and the cognition of conditions for implementation of their constructive roles give an opportunity to expand the understanding of features of regulating the process of conflict interaction among the young sportsmen. The research results allow to increase the amount of coaches’ nurturing possibilities to reach the goal of formation of the athletes as individuals and also of the group’s development and relationships’ activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении индивидуально-психологических особенностей поведения юных спортсменов-футболистов в конфликтных ситуациях»

2. Safiulina, M.R., Boldov, A.S., Ilkevich, K.B. and Loginova, E.S. (2019), "Interrelation of self-esteem level and anxiety at beginner badminton athletes pre-starting conditions", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 463-467.

3. Gordon, S.M. and Ilyin, A.B. (2004) "Assessment of mental readiness for competitive activity of athletes of various specializations and qualifications (on the example of cyclic, game types and martial arts)", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 46-49.

4. Gribkova, O.V. (2016) "The impact of information technology in the field of human resource management", Modern pedagogy: current issues, achievements and innovations: collection of articles, publishing house "Science and Education", Penza, pp. 156-158.

5. Loginov O.N., Volobuev A.L., Karpov V.Yu. and Romanova A.V. (2015), "Physical culture and sport in the formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 102-106.

6. Yakovlev, B.P. (2005), "Mental load: practical aspects of her research in sports", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 25-41.

7. Sukhanov, A.D. (2003), "Motivation dynamics of freestyle wrestlers", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 41-44.

8. Ken H. and Lonsdale, C. (2011), "Prosocial and antisocial behavior in sport: the role of coaching style, autonomous vs. controlled motivation and moral disengagement", Journal of sport and exercise psychology, Vol. 33.4., pp. 98-105.

9. Laborde S., Raab, M. and Dosseville, D. (2013), "Emotions and performance: Valuable insights from the sports domain", Handbook ofpsychology of emotions: Recent theoretical perspectives and novel empirical findings, Vol. 1, pp. 325-358.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2020

УДК 796.332:159.9

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ФУТБОЛИСТОВ В

КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Ирина Александровна Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

Ориентация общества на «бесконфликтное» развитие привела проблему конфликтов к ее фактическому исключению из области научного исследования. Некомпетентность в вопросе разрешения конфликтов, особенно в спорте, отражается на эффективности профессиональной деятельности. Целью исследования стало изучение конфликтного поведения и его взаимосвязи с уровнем субъективного контроля у юных спортсменов-футболистов. Указанный феномен недостаточно исследовался у подростков-спортсменов, которые принадлежат к различным спортивным командам, функционирующим на базе учебно-воспитательных учреждений. Познание специфики возможных конфликтов в группе юных спортсменов-футболистов и условий реализации их конструктивной функции даст возможность углубить представление об особенностях регулирования процесса конфликтного взаимодействия спортсменов подросткового возраста. Результаты исследования позволят расширить спектр воспитательных возможностей тренеров в плане дальнейшего формирования спортсменов как личностей, а также в плане развития групповых и деятельностных отношений.

Ключевые слова: юные спортсмены, подростковый возраст, конфликтное поведение в спортивной деятельности, индивидуально-психологические особенности поведения личности, уровень конфликтности, спортивная команда, спортсмены-футболисты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p506-509

ISSUE OF STUDYING INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS' BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS Irina Alexandrovna Kirillova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Dean, Volgograd State Physical Education Academy

Abstract

Society's tendency to "conflict-free" development has led the problem to the conflict exception from the academic research. The incompetence in conflict resolution, especially in sport, influences on the efficiency of professional activity. The aim of the research is examining the conflict behavior and its interrelation with the level of subjective control of young football-players. The mentioned phenomenon is insufficiently researched among teen athletes who are members of different sports teams that function on the basis of educational establishments. The knowledge of the specifics of possible conflicts in the group with young football-players and the cognition of conditions for implementation of their constructive roles give an opportunity to expand the understanding of features of regulating the process of conflict interaction among the young sportsmen. The research results allow to increase the amount of coaches' nurturing possibilities to reach the goal of formation of the athletes as individuals and also of the group's development and relationships' activities.

Keywords: young athletes, adolescence, the conflict behavior in sports activities, individual psychological features of personality's behavior, the level of conflictness, sport teams, football players.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе конфликт оказывает большое влияние, как на разнообразные социальные процессы, так и на взаимодействие личностей друг с другом. Любой конфликт приводит к определенным последствиям, либо положительным (функциональный), либо отрицательным (дисфункциональный), которые влияют на дальнейшее развитие той или иной сферы деятельности.

Среди различных сфер деятельности конфликты в спорте имеют особое значение и большое разнообразие. И это неудивительно, поскольку настолько же сложна, многообразна деятельность в сорте. Наиболее остро эта проблема проявляется у юных спортсменов-подростков. Это обусловлено маргинальным статусом самого подростка, который порождает внутренние противоречия, неадекватное поведение, склонность к аффектам, экстремистским проявлением, отсутствием самоуверенности и др.

Конкретными видами конфликта в данной возрастной группе являются:

а) межличностный, т.е. конфликт - «спортсмен-спортсмен», «тренер-спортсмен», «тренер-тренер», «тренер-администрация» и др.;

б) внутригрупповой, т.е. конфликт - «спортсмен-команда», «тренер-команда», «администрация-команда» и др.;

в) межгрупповой, т.е. конфликт - «команда-команда» или между группировками в команде, коллективе.

Необходимо отметить, что конфликтам, возникающим в среде юных спортсменов свойственны общие черты, характерные для любого конфликта, однако существуют и специфические особенности.

Среди особенностей можно выделить:

а) соперничество и конкуренция в процессе спортивной деятельности;

б) психологическое и физическое противостояние между спортсменами;

в) высокая эмоциональность спортивной деятельности и высокие нервно-психические нагрузки на соревнованиях;

г) повышенная двигательная активность, связанная с физическим утомлением.

Таким образом, конфликты в спорте порождаются объективными и субъективными

факторами. К числу последних относятся и некоторые «конфликтогенные» индивидуально-психологические особенности личности, которые приводят к развитию

деструктивного разрешения конфликта.

Анализ литературных источников по данному вопросу показывает, что до настоящего времени проблема управления конфликтами на основе результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена не раскрыта. В сфере физической культуры и спорта проводились лишь отдельные исследования по изучению конфликтов в их взаимосвязи с индивидуально-психологическими качествами личности, в том числе с акцентуациями характера, коррелирующими с конфликтностью личности спортсменов (И.И. Сулейманов, А.П. Дмитриев, Я.А. Воробье, М.И. Судат).

С целью поиска ответа на вопрос о регулировании, разрешении и предупреждении конфликтов, причины которых коренятся в индивидуально-психологических особенностях конфликтантов, было проведено диагностическое исследование.

Диагностические исследование проводилось на базе МБУ спортивная школа олимпийского резерва № 11 «Зенит-Волгоград» г. Волгограда. Целью диагностического исследования было определение у юных спортсменов-футболистов взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и способом поведения в конфликтных ситуациях.

В проведенном нами исследовании было установлено, что большую часть респондентов юных спортсменов-футболистов характеризует конфликтность «выше среднего». Таких спортсменов в группе выявлено 72%. Конфликтность «ниже среднего» свойственна 18% и «средняя конфликтность» отмечается у 10% респондентов.

Среди спортсменов-футболистов имеются как экстерналы (возлагающие ответственность за события своей жизни на других людей и обстоятельства), так и интерналы (считающие именно себя ответственными за то, что с ними происходит). Экстерналы составляют 64%, а интерналы - 36% в исследуемой группе.

Конфликтность юных спортсменов-футболистов усиливается при повышении показателей интернальности и экстернальности.

Далее со спортсменами была проведена методика определения типа реагирования спортсменов на конфликтные ситуации Т. Томаса. С помощью данной методики были изучены предпочитаемые способы поведения в конфликтной ситуации. Результаты диагностического исследования показали, что большинство респондентов, участвующих в исследовании, предпочитают сотрудничество в конфликте (62,8%). Для них характерно активное участие в конфликте и в отстаивание своих интересов наряду со стремлением к сотрудничеству и поиском выгодного результата. Предпочтение большинством членов коллектива такого стиля поведения в конфликте указывает на возможность конструктивного подхода к решению задач. Одна треть испытуемых (32,6%) предпочитает такой способ поведения в конфликте, как соперничество. Для них характерно стремление разрешить конфликт своим путем, удовлетворить только собственные интересы, вынуждая других людей принимать его решение проблемы. Часть юных спортсменов (25,6%) проявили избегание как предпочтительный способ поведения в конфликте. Для этих респондентов характерно уклонение от разрешения конфликта. Эффективность данного способа поведения зависит от конкретной ситуации - иногда уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Стратегию поведения в конфликте, как компромисс, предпочитают 11,6% спортсменов-футболистов. Они считают наиболее благоприятным находить такое решение, при котором обе стороны конфликта частично идут на уступки и частично удовлетворяют свои интересы.

Наименее редко испытуемые проявили предпочтение приспособления как способа поведения в конфликте. Только 7% юных спортсменов в конфликтных ситуациях предпочитают не отстаивать свои интересы, а жертвовать ими для другого участника конфликта.

Таким образом, по результатам изучения основных стратегий поведения в конфликте необходимо отметить, что большинство респондентов исследуемой команды предпочитают сотрудничество, что говорит о возможности конструктивного разрешения

конфликтов. Также позитивным является то, что все спортсмены указывали и на возможность компромиссных решений или ухода от конфликтов. Однако около одной трети испытуемых в конфликте предпочитают не считаться с мнением других людей. Выбор соперничества в конфликте достаточно многими членами спортивной команды свидетельствует о том, что могут возникать трудности в разрешении конфликтов.

Некоторые стратегии поведения юных спортсменов-футболистов усиливается при повышении показателей интернальности и экстернальности и имеют корреляционные связи. Экстерналам в большей степени свойственны стратегии «избегания» и «уступки». Интерналы проявляют большую склонность к стратегии «сотрудничества», но не склонны идти на «уступки».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как правило, конфликтные ситуации отрицательно отражаются на деятельности спортивной команды, ведь именно в ней в зависимости от направленности и продолжительности конфликтов происходит влияние на индивидуальную и совместную спортивную деятельность конфликтующих, что может привести к снижению спортивных результатов и нарушить микроклимат в команде. С другой стороны, для достижения высоких спортивных результатов на современном этапе наряду с отличной физической и технико-тактической подготовкой все большое значение приобретает знание спортсмена своих индивидуально-психологических особенностей поведения в конфликте. Одним из основных способов, способствующих решению конфликтных ситуаций, является оптимизация соотношения основных стратегий поведения в конфликте, то есть частоты использования тех или иных стратегий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калинкина, Е.В. Причины возникновения конфликтов в спортивных командах по фит-нес-аэробике / Е.В. Калинкина, Г.К. Шакурова // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 1208-1210.

2. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике : монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский, И.В. Манжелей, С.Н. Лит-виненко, Е.А. Черепов, Н.В. Пешкова, М.А. Родионова, А.Г. Поливаев, А.Н. Кондратьев, М.В. Бази-левич. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2017. - 200 с.

REFERENCES

1. Kalinkina, E.V (2016), "The causes of conflicts in sports teams in fitness aerobics", Young scientist, No. 8, pp. 1208-1210.

2. Lubysheva, L.I., Zagrevskaya, A.I., Peredelsky, A.A., Manzheley, I.V., Litvinenko, S.N., Cherepov, E.A., Peshkova, N.V., Rodionova, M.A., Polivaev, A.G., Kondratiev, A.N. and Bazilevich M.V. (2017), Sportization in the system of physical education: from a scientific idea to innovative practice: monograph, Research Center "Theory and Practice of Physical Culture and Sports", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.02.2020

УДК 159.9:794.1

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ: КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Ольга Геннадьевна Лопухова, кандидат психологических наук, доцент, Казанский федеральный университет; Наркиз Аминович Сайфутдинов, вице-президент, Федерация шахмат Республики Татарстан, заместитель директора, Республиканская

спортивная школа олимпийского резерва по шахматам, шашкам, го им. Р.Г. Нежметдинова, Казань; Константин Иванович Муравьев, Мастер ФИДЕ по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.