Научная статья на тему 'Ориентация на заинтересованные стороны в оценке эффективности реструктуризации'

Ориентация на заинтересованные стороны в оценке эффективности реструктуризации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СФЕРЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ / RESTRUCTURING EFFICIENCY / EFFICIENCY INDICATORS / AREAS OF RESTRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухопаров Е. Н.

В статье выделяются основные субъекты реструктуризации, определяются их интересы в процессе реструктуризации. Проведен анализ целей субъектов реструктуризации с точки зрения стейкхолдерской теории. По результатам исследования предлагается матрица соответствия показателей эффективности реструктуризации целям субъектов, на базе которой предлагается проводить комплексную оценку эффективности реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orientation to interested parties in restructuring effectiveness evaluating

The main restructuring subjects and their interests in restructuring proc-ess are defined in this article. Purposes of restructuring subjects analysis is per-formed with relation to stakeholder's theory. As to the research results the au-thor proposes matrix of effectiveness measure matching of restructuring the subjects goals. It is proposed to carry out a comprehensive assessment of the restructuring effectiveness.

Текст научной работы на тему «Ориентация на заинтересованные стороны в оценке эффективности реструктуризации»

дискуссия ^

журнал научных публикаций V

Е. Н. Сухопаров, аспирант,

кафедра экономики

и организации производства,

Институт экономики и бизнеса,

Ульяновский государственный университет,

г. Ульяновск, Россия,

[email protected]

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Соответствие внутренней среды компании внешней является одним из ключевых условий успешности компании. Это позволяет реализовывать имеющиеся у организации возможности и адекватно отвечать на угрозы внешней среды. Именно поэтому реструктуризация как инструмент перестройки компании является одним из неотъемлемых элементов процесса развития любой организации. В то же время, для эффективной реструктуризации первичным этапом является процесс целеполагания. Он сопряжен с формированием видения бизнеса и как минимум — постановкой стратегических целей и задач. Уже на этом этапе могут проявляться противоречия. Например, задача сохранения коллектива, которая преследуется наемными работниками, может противоречить задаче оптимизации управления человеческими ресурсами, которую ставят собственники предприятия, а расширение самостоятельности подразделений и их руководителей, которое считает необходимым менеджмент среднего уровня — усилению контроля за ресурсами, в котором заинтересован топ-менеджмент. Фактически, это цели различных субъектов реструктуризации и каждый из субъектов реструктуризации преследует задачу получения максимальной выгоды для себя, соответственно — имеет свое понимание задач реструктуризации.

Чтобы четко представлять цели, которые могут достигаться в ходе реструктуризации, следует определить круг заинтересо-

ванных лиц и их интересы. Именно незаинтересованность ряда субъектов реструктуризации в ней называется исследователями в числе наиболее важных факторов, мешающих проведению реструктуризации на предприятии. При традиционном подходе, который ориентируется только лишь на интересы собственника, реструктуризация требует от руководства и работников предприятия немедленных и значительных жертв, причем очень часто при отсутствии гарантии успешного исхода1.

Оценка эффективности проведения реструктуризации должна опираться на анализ соблюдения баланса интересов всех участвующих сторон. Ориентация на схожий подход является основой стейкхолдерской теории. Однозначно сформулированная в нынешнем виде стейкхолдерская теория фирмы была описана Эдвардом Фриманом. Резюмируя основные положения стейкхол-дерской теории на нынешнем этапе развития, следует отметить основные ее положения2:

— фирма имеет отношения с большим количеством стейкхолдеров, составляющих ее внутреннюю и внешнюю среду, которые влияют или на которые могут повлиять принимаемые фирмой решения;

— интересы всех стейкхолдеров потенциально имеют право быть принятыми во внимание и удовлетворенными;

— теория делает акцент на управленческом решении, целевой группой теории является менеджмент.

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Можно отметить незавершенность ной теории в стратегическое планирование и частичную противоречивость разрабо- является положение о необходимости учета ток в рамках стейкхолдерской теории3. интересов стейкхолдеров при формироваВ рамках данной статьи нии стратегии разви-

будем придерживаться узкого понимания термина «stakeholder» (стейкхолдер, заинтересованная сторона) — индивид или группа, которые могут влиять на достижение стратегических целей фирмы или подвергаются влиянию в процессе достижения фирмой стратегических целей, при том что эти индивиды или группы имеют подкрепленные силой требования к деятельности компа-нии4. Соответственно, наиболее релевантной российской практике реструктуризации следует признать следующую классификацию стейкхолдеров авторства Ассоциации менеджеров5:

♦ менеджмент;

♦ акционеры;

♦ персонал;

♦ потребители;

♦ деловые партнеры и поставщики,

контрагенты;

♦ сообщество (в т. ч. государственные органы).

Данная классификация близка к группам, выделяемым в качестве основных субъектов реструктуризации. Это свидетельствует о соответствии современного понимания процесса реструктуризации и его субъектов стейкхолдерской теории. Отличия вызваны, в первую очередь, спецификой процесса реструктуризации, во вторую — особенностью российской практики ведения бизнеса.

Необходимость учета интересов заинтересованных сторон в деятельности организации (в частном случае — в ходе подготовки и осуществления реструктуризации предприятия) также обосновывается в рамках стейкхолдерской теории. Одним из вкладов дан-

Задача сохранения коллектива, которая преследуется наемными работниками, может противоречить

задаче оптимизации управления человеческими ресурсами, которую ставят собственники предприятия.

тия фирмы, а также модели для практической реализации данного положения6.

Еще один основной вопрос стейк-холдерской теории — идентификация интересов заинтересованных сторон. При этом подчеркивается, что поведение стейкхолде-ров (в узком понимании) определяется их интересами и эти интересы относительно стабильны во времени7. Это, в свою очередь, дает возможность составить некий перечень интересов для выделенных групп заинтересованных сторон, достижение которых будет отражать эффект и эффективность реструктуризации для каждой конкретной стороны, являющейся субъектом реструктуризации:

1. Собственники объекта реструктуризации. Большинство исследователей вопросов реструктуризации сходится на том, что собственники предприятия, прежде всего, заинтересованы в увеличении стоимости бизнеса. В общем виде эту цель можно сформулировать как максимизацию отдачи на вложенный капитал. При этом если разделять собственников на портфельных и стратегических инвесторов, то первых интересует рост стоимости в краткосрочной перспективе, вторых — в долгосроч-

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

ной. Необходимо отметить, что и в рамках стейкхолдерской теории выделяются аналогичные интересы собственников бизнеса — в первую очередь, повышение собственного благосостояния8.

2. Государство и государственные органы. Большинство исследователей сходятся

в том, что основными интересами государства в процессе реструктуризации предприятия являются максимальная занятость экономически активного населения, рост реальных налоговых поступлений в бюджет (в российских реалиях — в первую очередь в бюджеты субъекта федерации и города)9 и государственные внебюджетные фонды, а также своевременная уплата данных налогов и отчислений. При более расширенном понимании роли государства в экономике оно может быть заинтересовано и в финансовой устойчивости конкретного предприятия. Подобный подход характерен для т. н. «монотерриторий», развитие которых зависит от ограниченного числа предприятий. В рамках стейкхол-дерской теории выделяются аналогичные интересы государства (обеспечение занятости, уплата налогов и вклад в бюджет, вклад в экономическое развитие региона, соответствие деятельности фирмы законодательству).

3. Кредиторы, потребители и поставщики. Все эти категории субъектов реструктуризации являются экономическими контрагентами предприятия — объекта реструктуризации и воздействовать на него могут только опосредованно. Среди их основных интересов можно выделить:

— для кредиторов — способность предприятия обслуживать свой долг. Аналогично понимаются интересы кредиторов и в рамках стейкхолдерской теории;

— для потребителей — наличие товаров, услуг и их качество. Более подробно этот вопрос проработан в рамках стейкхолдер-ской теории, где кроме качества и наличия

Основными интересами государства в процессе реструктуризации предприятия являются максимальная занятость экономически активного населения, рост реальных налоговых поступлений в бюджет.

Для менеджмента основными целями деятельности является система вознаграждений, максимизирующая их собственный доход, и минимальная ответственность перед акционерами.

товаров и услуг, отмечаются такие интересы потребителей, как: соответствие цен рыночным, разнообразие, обновление продуктовой линейки, наличие и эффективность обратной связи;

— для поставщиков — платежеспособность компании и во-= прос, будет ли предприятие оставаться клиентом и далее, другим словом — спрос на производимую продукцию.

4. Наемный персонал. В первую очередь следует разделить наемный персонал на топ-менеджмент, фактически осуществляющий функцию управления предприятием, и рабочих и служащих, реализующих и обеспечивающих производственный процесс и сопутствующие функции деятельности предприятия. Причина в различной мотивации данных групп:

— для менеджмента основными целями деятельности является система вознаграждений, максимизирующая их собственный

доход, и минимальная ответственность перед акционерами. Более подробно этот аспект проработан в рамках стейкхолдерской теории — выделяется также социальный статус: он тем больше, чем больше объект управления.

— для рядовых служащих основными целями является максимально возможное сохранение и создание новых рабочих мест, соблюдение прав в части выполнения действующего законодательства, коллективных договоров и соглашений, уровень оплаты труда на предприятии и качество организации рабочих мест. Эти же цели называются в качестве основных у работников и «в рамках стейкхолдерской теории», кроме того, отмечается возможность продвижения по службе.

Определив задачи каждой группы субъектов реструктуризации, сопоставим их с показателями эффективности реструктуризации в разрезе отдельных сфер (табл. 1).

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 1

Соответствие целей субъектов реструктуризации и критериев ее эффективности

в разбивке по объектам

^"\Объект Субъект Производственная сфера* Организационно-правовая и управленческая сфера* Финансовая сфера*

Собственник Максимум отдачи на вложенный капитал ♦ Рентабельность производства; ♦ Рентабельность активов, ♦ Фондоотдача Максимум отдачи на вложенный капитал и наилучшие перспективы развития: ♦ Доля рынка Максимум отдачи на вложенный капитал, в первую очередь в виде роста стоимости бизнеса ♦ Чистый дисконтированный денежный поток; ♦ Рентабельность капитала.

Государство Сохранение и увеличение числа рабочих мест ♦ Число занятых на предприятии Увеличение отчислений в бюджет и внебюджетные фонды ♦ Изменение налоговой нагрузки на предприятие. Повышение финансовой устойчивости ♦ Коэфф. финансирования.

Контрагенты Сохранение сотрудничества ♦ Изменение сальдо арендных платежей; ♦ Процент брака Способность предприятия в срок осуществлять взаиморасчеты, ♦ Соотношение NPV/ долг; ♦ Коэффициент текущей ликвидности

Менеджмент Максимизация вознаграждения руководству, ♦ Изменение коммерческих и управленческих издержек Максимизация власти и значимости объекта управления ♦ Рост объемов продаж Максимизация ресурсов в распоряжении фирмы ♦ Коэффициент оборачиваемости активов

Персонал Максимизация уровня оплаты труда ♦ Производительность труда; ♦ Аварийность Гарантия занятости, ♦ Текучесть кадров Максимизация уровня оплаты труда ♦ Изменение коммерческих и управленческих издержек Возможность самореализации ♦ Уровень профессионального обучения персонала; ♦ Количество невыходов на работу и опозданий

* Примечание: Жирным шрифтом обозначены цели субъектов реструктуризации. Маркером (•) обозначены показатели эффективности реструктуризации объектов.

дискуссия ffh

журнал научных публикаций V

Приведенная матрица дает возможность провести комплексную оценку эффективности реструктуризации в двух плоскостях:

— с точки зрения достижения целей субъектов;

— с точки зрения полноты реструктуризации различных сфер деятельности предприятия как объектов реструктуризации.

С помощью данной матрицы представляется возможным оценить эффективность реструктуризации как на стадии планирования, так и в процессе реализации, либо по ее завершении с точки зрения комплексности учета интересов субъектов при реструктуризации отдельных сфер деятельности предприятия. Через использование данного инструмента возможна оценка настроенности той или иной группы субъектов реструктуризации в успешности проекта по реструктуризации конкретного предприятия. Это позволит еще на стадии планирования определить основные «группы сопротивления» и продумать, как их обойти или же учесть их требования.

Выделяемые исследователями субъекты реструктуризации согласуются с узким пониманием термина «стейкхолдеры», их цели также соотносятся. Исходя из этого, можно предположить возможность использования принципов стейкхолдер-менеджмента и в процессе реструктуризации. Одним из подобных принципов является учет мнений групп влияния.

Инструментом для оценки того, насколько в процессе реструктуризации будут учтены интересы, может служить матрица «цели субъектов — критерии эффективности». Сопоставляя изменение основных индикаторов матрицы до и после реструктуризации, можно понять — какая из сторон получит или уже получила наибольшую выгоду от изменений. Используя данный инструмент на стадии планирования реструктуризации, можно заранее выявить — кто из тех, кто может повлиять на прохождение реструктуризации, будет противиться изменениям. Это позволит предусмотреть превентивные меры по нейтрализации негативно настроенных групп влияния — или же учесть и их интересы.

1. Щербаков В. А., Щербакова Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). М.: Омега-Л, 2006.

2. Jones T M., Wicks A. C. Convergent stakeholder theory // Academy of management review. 1999. № 2. P. 206-221.

3. Тамбовцев В. Л. Стейкхолдерская теория фирмы в свете концепции режимов собственности // Российский журнал менеджмента. Т. 6. 2008. № 3. С. 3-26.

4. Hitt M. A., Ireland R. D., Hoskisson R. E. Strategic management: competitiveness and globalization. St. Paul, MN: West, 1997.

5. Нагорнов А. В., Солнцева М. С. Исследования социальной ответственности компании // Корпоративные финансы. 2007. № 2. С. 112-132.

6. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб: Питер, 2001.

7. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. M.: Аспект Пресс, 2002.

8. Newbould G., Luffman G. Successful Business Politics. London: Gower, 1989.

9. Карлик А., Гришпун Е. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6. С. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.