Научная статья на тему 'Ориентализм и изменённое состояние сознания в рок-поэзии В. Р. Цоя'

Ориентализм и изменённое состояние сознания в рок-поэзии В. Р. Цоя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРИЕНТАЛИЗМ / РОК-ПОЭЗИЯ / ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ / ВИКТОР ЦОЙ / ЭКСТАТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО / ИЗМЕНЁННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ / ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ / МИФОПОЭТИКА / МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА / ORIENTALISM / ROCK POETRY / INTERMEDIALITY / VICTOR TSOY / ECSTATIC BEGINNING / ALTERED STATE OF CONSCIOUSNESS / SONG POETRY / MYTHOPOETIC / MUSIC AND LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова С.А.

В статье рассматривается вопрос специфики изменений в сознании реципиента в рамках психологических процессов, которые репрезентируются в рок-поэзии и в рок-культуре в целом. В творчестве рок-поэта В.Р. Цоя эта тема раскрывается в сфере проблематики экстатического состояния, связанного с когнитивными идеями обретения нового знания, с мотивами просветления сознания. В исследовании используется методика интермедиального анализа. Поэт обращается к традициям ориентализма, рассматривая на примере исторических лиц восточные практики изменения сознания. Влияние эзотерических учений Востока в тексте представлено лексическими средствами, упоминанием реально живших лиц, а также в музыке имитацией игры музыкального инструмента, ассоциирующегося с восточной культурой. Экстатические изменения в сознании воспринимающего в тексте также связываются с философскими идеями. Анализируется позиция поэта в отношении проблемы взаимодействия разных типов сознания Востока и Запада. Интермедиальный характер рок-поэзии обуславливает соответствующие рецепции. Экстатические обозначения специфического психического и физического состояния: немота, слепота, отсутствие дыхания и т.п. Музыка, танец, образ звезды, отношение к женщине актуализируют восторженные переживания в художественном мире рок-поэта. Другой аспект, в рамках которого рассматривается проблема, представляют собой мифопоэтические элементы, определяющие особый символизм в текстах рок-поэта, в частности, образ звезды. Мифологические элементы показывают изменение состояния сознания в силу погружения в особые восточные эзотерические практики, а также в связи с онтологическими поисками героя, раскрытием неких основополагающих истин. Таким образом, поэт использует разные художественно-эстетические приёмы с целью показать особенности изменения внутреннего состояния под влиянием различных факторов окружающей действительности.The article deals with the specifics of changes in the recipient's consciousness within the framework of psychological processes that are represented in rock poetry and in rock culture in General. In the work of the rock poet V. R. Tsoi, this theme is revealed within the framework of the problem of ecstatic state associated with cognitive ideas of acquiring new knowledge, with the motives of enlightenment of consciousness. The study uses the technique of intermediate analysis. The poet refers to the traditions of Orientalism, considering the example of historical figures Eastern practices of changing consciousness. The influence of the esoteric teachings of the East in the text is represented by lexical means, the mention of historical persons, as well as in music by imitation of the playing of a musical instrument associated with Eastern culture. Ecstatic changes in the mind of the perceiver in the text are also associated with philosophical ideas. The author analyzes the poet's position on the problem of interaction between different types of consciousness of the East and the West. The intermedial nature of rock poetry determines the appropriate receptions. Ecstatic designations of a specific mental and physical state: dumbness, blindness, lack of breath, etc. Music, dance, image of a star, attitude to a woman actualize enthusiastic experiences in the artistic world of the rock poet. Another aspect in which the problem is considered is the mythopoetic elements that define a special symbolism in the texts of the rock poet, in particular, the image of a star. Mythological elements show a change in the state of consciousness due to immersion in special Eastern esoteric practices, as well as in connection with the ontological search for the hero, the disclosure of certain fundamental truths. Thus, the poet uses different artistic and aesthetic techniques in order to show the features of changing the internal state under the influence of various factors of the surrounding reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентализм и изменённое состояние сознания в рок-поэзии В. Р. Цоя»

УДК: 785.161:821.161.1-192 (Цой В.)

ББК: Ш33(2Рос=Рус)64-8,445+Щ318.5

Петрова С.А.

ОРИЕНТАЛИЗМ И ИЗМЕНЁННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ В РОК-ПОЭЗИИ В.Р. ЦОЯ

Petrova S.A.

ORIENTALISM AND CHANGED STATE OF CONSCIOUSNESS IN ROCK

POETRY BY V. R. TSOY

Ключевые слова: ориентализм, рок-поэзия, интермедиальность, Виктор Цой, экстатическое начало, изменённое состояние сознания, песенная поэзия, мифопоэтика, музыка и литература.

Keywords: orientalism, rock poetry, intermediality, Victor Tsoy, ecstatic beginning, altered state of consciousness, song poetry, mythopoetic, music and literature.

Аннотация: в статье рассматривается вопрос специфики изменений в сознании реципиента в рамках психологических процессов, которые репрезентируются в рок-поэзии и в рок-культуре в целом. В творчестве рок-поэта В.Р. Цоя эта тема раскрывается в сфере проблематики экстатического состояния, связанного с когнитивными идеями обретения нового знания, с мотивами просветления сознания. В исследовании используется методика интермедиального анализа.

Поэт обращается к традициям ориентализма, рассматривая на примере исторических лиц восточные практики изменения сознания. Влияние эзотерических учений Востока в тексте представлено лексическими средствами, упоминанием реально живших лиц, а также в музыке - имитацией игры музыкального инструмента, ассоциирующегося с восточной культурой. Экстатические изменения в сознании воспринимающего в тексте также связываются с философскими идеями. Анализируется позиция поэта в отношении проблемы взаимодействия разных типов сознания Востока и Запада.

Интермедиальный характер рок-поэзии обуславливает соответствующие рецепции. Экстатические обозначения специфического психического и физического состояния: немота, слепота, отсутствие дыхания и т.п. Музыка, танец, образ звезды, отношение к женщине актуализируют восторженные переживания в художественном мире рок-поэта.

Другой аспект, в рамках которого рассматривается проблема, представляют собой мифопоэтические элементы, определяющие особый символизм в текстах рок-поэта, в частности, образ звезды. Мифологические элементы показывают изменение состояния сознания в силу погружения в особые восточные эзотерические практики, а также в связи с онтологическими поисками героя, раскрытием неких основополагающих истин.

Таким образом, поэт использует разные художественно-эстетические приёмы с целью показать особенности изменения внутреннего состояния под влиянием различных факторов окружающей действительности.

Abstract: the article deals with the specifics of changes in the recipient's consciousness within the framework ofpsychological processes that are represented in rock poetry and in rock culture in General. In the work of the rock poet V. R. Tsoi, this theme is revealed within the framework of the problem of ecstatic state associated with cognitive ideas of acquiring new knowledge, with the motives of enlightenment of consciousness. The study uses the technique of intermediate analysis.

The poet refers to the traditions of Orientalism, considering the example of historical figures Eastern practices of changing consciousness. The influence of the esoteric teachings of the East in the text is represented by lexical means, the mention of historical persons, as well as in music by imitation of the playing of a musical instrument associated with Eastern culture. Ecstatic changes in the mind of the perceiver in the text are also associated with philosophical ideas. The author an-

alyzes the poet's position on the problem of interaction between different types of consciousness of the East and the West.

The intermedial nature of rock poetry determines the appropriate receptions. Ecstatic designations of a specific mental and physical state: dumbness, blindness, lack of breath, etc. Music, dance, image of a star, attitude to a woman actualize enthusiastic experiences in the artistic world of the rock poet.

Another aspect in which the problem is considered is the mythopoetic elements that define a special symbolism in the texts of the rock poet, in particular, the image of a star. Mythological elements show a change in the state of consciousness due to immersion in special Eastern esoteric practices, as well as in connection with the ontological search for the hero, the disclosure of certain fundamental truths.

Thus, the poet uses different artistic and aesthetic techniques in order to show the features of changing the internal state under the influence of various factors of the surrounding reality.

Специфика поэзии рок-авторов определяется тем, что это не только слово напечатанное, но и звучащее. Текст песен представлен и в устных музыкальных выступлениях. В рамках формирования новых методологий литературоведческих исследований считаем необходимым в данном случае говорить об интермедиальном анализе1 рок-поэзии, об особой организации её художественной структуры в рамках взаимодействия разных средств нескольких видов искусств: вербальных (литературы), аудиаль-ных (музыки), визуальных (театра) и т.д.2

Следует также сказать, что рок-выступления (концерты) сопровождаются погружением в особые психологические состояния - состояния аффекта. В подобной атмосфере слушатели объединяются в некоем общем эмоциональном порыве и выполняют какие-нибудь единые физические действия, связанные с пением и танцем. Всё это можно определить через экстатическое переживание рок-композиций, т.е. экстаз3.

1 Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию проф. М.С. Кагана. Материалы международной научной конф. 18 мая 2001 г. СПб. -Серия «Symposium». - Выпуск №12 - СПб., 2001. -С. 149-154

2 Steinholt Y.B. Rock in the reservation: songs from Leningrad Rock Club 1981-86. - New-York: Mass Media Music Scholars' Press, 2005.

3 Подробнее об этом: Чебыкина Е.Е. Русская рок-

поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007; Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Монография. - М.: «Intrada», изд-во Кулагина, 2010. - 232 с.; Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-х - 1990-х гг. в социо-

В то же время вербальная составляющая песен рок-авторов включает в свою систему образы и сюжеты, которые также передают такие сложные эмоциональные состояния, определяемые как изменённые состояния сознания.

Исследователи рок-поэзии обращали внимание на её глубокий психологизм. В данном случае специфическое восприятие в рамках изменённого состояния сознания, по мнению учёных, от рок-поэта передаётся реципиенту (слушателю или читателю). В этом заложена и художественная особенность эстетики и философии рок-искусства. Значимую роль играет тот факт, что «фатальное» или «роковое» начало русской рок-поэзии основано на двойственном восприятии самой лексемы «рок»: как музыки, с одной стороны, и как фатума или судьбы -с другой. Получается замкнутый круг: это творчество подсознательно понимается искусством «рока», а его содержание воплощает именно идею обречённости.4 Итак, экстаз рассматривается в данном исследо-

культурном контексте: дис. ... канд. филол. наук. М., 1997; Марочкин В.В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта / В.В. Марочкин. М.: Молодая гвардия, 2003. - 406 с.; Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. - Тверь, 1999. -С. 45-53; Poliakov N. Seeking for God: Russian Rock Music and Religion // Romanian Journal of Journalism & Communication / Revista Romana de Jurnalism si Comunicare-RRJC. 2017. Т. 12. Issue 2/3, pp. 5-15; Pond I. Soviet rock lyrics: Their content and poetics // Popular Music & Society. 1987. Т. 11. №. 4. pp. 75-91.

4 Конкина А.Ю. Русская рок-поэзия в контексте теории измененного состояния сознания // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 16. - Тверь: ТГУ, 2016. С.14-18

вании как изменённое состояние сознания, которое может сопровождаться специфическим воодушевлением или озарением, а также воспроизведением неких ритуальных действий или, наоборот, полным их отсутствием, т.н. физическим замиранием.

Обратимся к творчеству одного из известных рок-авторов - В.Р. Цоя. Поэт создал несколько произведений, в рамках которых лирический герой представлен именно в момент переживания им подобного изменённого экстатического состояния.

В рок-альбоме, названном «45», выпущенном в 1982 году, в тексте «Ситар играл» используются образы двух исторических персонажей - это член группы «Битлз» («The Beatles») Дж. Харрисон, а второй -известный ситарист из Индии, Рави Шан-кар. Важно, что оба героя - образы действительно живших человек, сыгравших значительную роль в формировании рок-культуры в целом.

Повествование в тексте ведётся от третьего лица и подобно анекдотической форме. В частности, Джорджа Харрисона характеризуют через качества, которые на самом деле не подтверждаются реальностью. Но в рамках концепции песни обозначенные черты персонажа играют функционально значимую роль.

Во-первых, в произведении показан эпизод сопоставления образа человека с восточным менталитетом и представителя традиций западной культуры. Следует отметить, что каждый из этих героев символизирует в рамках художественной структуры песни соответствующий своей культуре тип состояния сознания. Индийский музыкант Рави Шанкар выступает знаком Востока, это - медитативное созерцание бытия. В то время как Джордж Харрисон представляет особенности западного ментального развития - это рационализм, прагматизм, практичность. Оба героя включены в символический ряд всей рок-культуры в целом, их известность определяет также самого рок-поэта в круг этой субкультуры, в систему уже сложившихся в ней онтологических ценностей. Итак, демонстрируется направленность на ориентализм в художественной картине мира рок-поэта.

Во-вторых, включением образа музы-

канта и ряда атрибутов собственно Индии, её культуры в песне актуализируется тематика восточного религиозного мировосприятия, мифологическое начало, которое также связано с экстазом, поскольку манифестирует свой особый путь достижения неких ментально-физических предельных состояний озарения или просветления через медитативные практики (в песне представлена лексика, обозначающая их атрибуты: мантры, поза лотоса, бусы для медитации, точнее, чётки).

В-третьих, в тексте заявлена тема музыкального искусства и его влияния на состояние человеческого сознания. Экстатический переход обусловлен в данном случае особым звучанием музыкального инструмента и виртуозной техникой игры индуса. В контексте теории интермедиальности необходимо обратить внимание и на музыку, которая сопровождает данный текст, вступая с ним в определённую семантическую взаимосвязь. Рок-поэт своей манерой исполнения также передаёт эту восточную специфику мелодии, имитируя игру ситара.

В-четвёртых, в песне также манифестируется мировоззренческая проблематика темы любви. Но в данном случае понимается не земная, чувственная, а такая любовь, источником которой будет состояние божественного просветления, знак обретения истинного знания. Она также противопоставлена проблеме прагматизма, практической привязанности к вещам, к деньгам. И хотя Дж. Харрисон на самом деле не характеризуется в реальности, как «любитель денег», можно предположить, что В.Р. Цой создаёт интертекстуальную отсылку, аллюзию на одну из песен группы «Битлз» под названием «Taxman», написанную, в частности, именно Дж. Харрисоном при некотором участии Дж. Леннона. Следует отметить, что это - песня о налогах, в которой также высмеивается рационализм и излишний прагматизм людей в целом.

Рассмотрим подробнее произведение Виктора Цоя. В первом куплете обозначен тот переход в изменённое состояние сознания, который совершается под действием музыки и в связи с особенностями медитативной восточной практики:

Ситар играл...

Джордж Харрисон, который очень любит деньги,

Послушал мантры и заторчал,

Купил билет на пароход и уехал в Дели,

И в ушах его всё время ситар играл1.

Как видим, воспринимающий музыку переживает восторг, что погружает героя в изменённое состояние сознания - экстаз («заторчал»). Открытие нового побуждает его к неожиданным и нерациональным с позиции западного сознания действиям: к тому, что тот готов бросить всё и уехать в некое новое для него пространство, связанное с Востоком (в Дели), чтобы слушать там восхищающие его звуки мелодии.

На ситаре играл сам Рави Шанкар,

Он сидел в позе лотоса на спине у слона с ситаром в руках.

Ситар играл2.

Элементы ориентализма подчёркивают эзотерическую специфику переживаний экстатического напряжения души, и далее в тексте закономерно используются автором мотивы, связанные с темой просветления, познания неких вечных истин, возможное с помощью восточных медитативных практик:

Джордж Харрисон купил пар двадцать

бус

Джордж Харрисон сказал: «Я буду жить любя»

А потом он сказал: «Гуд бай», и ушёл в себя.

Ситар играл.3

В песне Дж. Харрисон показан как представитель западного менталитета. Герой по-своему понимает провозглашённый лозунг «жить любя» и вместо того, чтоб открыться миру, как следует по восточным традициям, он замыкается на себе. На сознание героя повлияла музыка ситара, вир-

1 Цой В. Стихи, документы, воспоминания / Авт.-сост. М. Цой, А.Житинский. - СПб: Новый Геликон, 1991. - С.296.

2 Цой В. Указ. соч. - С. 297.

3 Там же.

туозная игра известного индийского исполнителя, но её воздействие не изменило западную направленность сознания. Сложившаяся ситуация характеризуется юмористическим отношением, в целом можно говорить о наличии иронии в тексте. По жанровой форме песня представляет собой музыкальный анекдот. Поэт акцентирует внимание на философскую проблему взаимодействия Востока и Запада, используя ситуацию, связанную с изменением состояния сознания, упоминая исторически реальных лиц.

В произведениях следующих рок-циклов «46» (1983 год) и «Начальник Камчатки» (1984 г.) «Троллейбус»4, «Камчатка»5, «Дождь для нас»6 экстаз также показан в связи с открытием особого знания.

Песня «Камчатка» по звучанию медитативной формы, хотя и имеет в названии топографическое обозначение, но на самом деле повествует о внутреннем мире, о душе, о духе героя больше, чем о географическом положении. Его внутреннее самоощущение акцентируется и физическим планом. В то же время в тексте есть лексическая двойственность: с одной стороны, Камчатка представлена «странным местом», а с другой - «сладкое слово». И далее по содержанию топос «Камчатка» называется местом:

Но на этой земле (...)

Я искал здесь руду (.. )7

Или описывается как знак определённого изменённого физического и психического состояния героя: «Мои руки из дуба голова из свинца». Место «Камчатка» символически обозначает в песне онтологические ощущения. Мелодия, что важно в рамках методологии интермедиальности, показывает плавным и медленным темпом изменение сознания, погружение его в медитативное состояние, в котором герою в дальнейшем откроется путь к высшей истине.

Значимо и то, что после этой песни следует интертекстуальный элемент: «Ария Мистера Икс». Герой словно впадает в не-

4 Там же. - С. 299.

5 Там же. - С. 299-300.

6 Там же. - С. 301.

7 Там же. - С. 299-300.

кий транс (можно предположить, что в сюжете обретение третьего глаза наделяет его сверхъестественными способностями), что далее видит и говорит о своём будущем:

Сквозь ночь и ветер мне пройти суждено. (...)

Всегда быть в маске судьба моя. (.)1

Как уже подчёркивалось исследователями, в песне «Троллейбус» герой подвергается обряду инициации, благодаря которому он обретает новый статус, новое зна-

2

ние .

Мы сидим не дыша, смотрим туда,

Где на долю секунды показалась звезда.

Мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог

Троллейбус, который идёт на восток3

Обозначенное в тексте направление с запада на восток, по сути, обратно привычному пути, который совершается солнцем изо дня в день. Данное движение расценивается в мифологии путешествием в загробный мир, определяется символической «ночной переправой», неким «пересечением моря - ночи». В мифах это связано с представлениями древних о солнце, о его переходе через ночную бездну пустоты, где оно по древним верованиям словно претерпевало смерть, за которой на восходе наступало воскрешение. По сути, это - путешествие в Преисподнюю, в ад или в подземный мир, что с психологической точки зрения символизирует уход в подсознание или метафизическое осознание всех потенциалов бытия, необходимое для постижения высших ценностей небесных сфер или рая. Тьма и водные глубины манифестируют смерть, но в мифологическом понимании - в значении некой другой стороны жизни, а не тотального отрицания.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что герой переживает высшее

1 Цой В. Указ. соч. - С. 300.

2 См. об этом: Курбановский А. Звезда по имени Цой // Коре Сарам [1992]. - Вып. 4. - С. 27-31; Яркова А.В. Мифопоэтика В. Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 2. - Тверь, 1999. - С. 51-58.

3 Цой В. Указ. соч. - С. 299.

экстатическое напряжение, физически лишившись самого важного для жизни - дыхания, и познаёт нечто значимое в образе звезды («где на долю секунды показалась звезда»), явившейся ему в течение крайне короткого момента.

Упоминание о направлении движения на восток, сопряжённого с неким открытием нового, также создаёт связь с выработанными там практиками духовного становления.

Образ звезды в целом значим для творчества В.Р. Цоя и становится художественным элементом, сопровождающим моменты экстатической тематики изменения состояния сознания. В структуру песни «Камчатка» включается образ собаки, которая словно путеводная звезда. Есть собаки-поводыри, которые выводят слепых к необходимому месту:

Я нашёл здесь руду, Я нашёл здесь любовь, Я пытаюсь забыть, забываю и вновь Вспоминаю собаку, она как звезда.4

Итак, герой, пройдя через экстатическую границу-состояние «Камчатка», обретает знание о будущем. Он словно оказывается в мире смерти, но в художественном пространстве цикла и в соотношении с мифологической основой ориентальных практик смерть - это другая сторона жизни. Далее, как продолжение этого сюжета, в песне «Троллейбус» герою помогают обрести новое знание, утраченный идеал в виде «звезды», появившейся на долю секунды, что представляет собой момент озарения, изменение состояния сознания. После чего совершается экстатический переход через некую границу из мира смерти в реальность.

Другая песня в этом же рок-цикле «Дождь для нас», наоборот, демонстрирует больше тематику борьбы. Показаны состояния сомнения в себе, неуверенности в своих силах, хотя герой помнит «свой пост» и «видит свет». Манифестируется вновь метафизический путь прохода сквозь ночь, как и предсказывалось. Дождь в данном случае уже не просто вода, а некий символический знак очищения. Но надо обратить внимание,

4 Цой В. Указ. соч. - С. 300.

что герой находится в изменённом состоянии опьянения, вокруг него всё показано зыбким и неустойчивым («я сон, я миф»).

Усиливается замкнутость в физическом положении героя: слеп, нем, глух, пьян. Вино также является одним из средств перехода в изменённое состояние. Полное отключение сознания приводит в итоге к конечной фразе песни, отражающей экстатический переход из границ от внешнего к внутреннему: «Я слеп, но я вижу свет»1.

Двойственное толкование изменённого состояния заключается в том, что, с одной стороны, слепота может быть представлена как физическое состояние органа чувств, тогда свет представляется неким духовным началом, либо - слепота внутренняя, это - отсутствие понимания истин или каких-либо онтологических моментов, и тогда соответственно свет - внешний момент.

Следует также отметить, что отсутствие дыхания в другой песне, называющейся «Это не любовь», как знак экстатического восторга, становится признаком и эмоционального переживания чувства, связанного с восприятием другого человека:

Ты часто проходишь мимо

Не видя меня с кем-то другим

Я стою, не дыша. 2

Другая практика достижения экстатического изменённого состояния сознания представлена в песнях «Танец»3 и «Мы хотим тан-цевать»4. Танец - вид пластического искусства, в котором художественный образ создаётся с помощью физического движения, жестов и положения тела. По сути, это - одновременно и групповое, и индивидуальное творчество. В процессе движения происходит объединение эмоциональных, психологических сфер и физических, т.е. полного единства, представление целостности человека. В интермедиальной поэтике важно учитывать особенности другого искусства, элементы которого упоминаются в тексте.

Традиционно танец считался средством достижения экстатического выхода за пределы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Цой В. Указ. соч. - С. 301.

2 Там же. - С. 311.

3 Там же. - С. 318.

4 Там же. - С. 322.

сознания (например, в суфизме) на Востоке. Таким образом, можно говорить об элементах ориентализма в этом тексте, что закономерно в рамках приёмов циклизации в рок-поэзии.

В песне В.Р. Цоя танец выполняет функции ритуала или элемента обряда, который должен привести к изменению состояния, но речь идёт не только о внутреннем сознании, а и о состоянии внешнего окружающего мира.

И так каждый день, так будет каждый

день,

Пока не увидишь однажды небо без туч5.

Подчёркивающее стремление к формированию нового миропонимания, настойчивое желание танца провозглашается в заключительной песне цикла «Мы хотим танцевать».

Одно из самых интенсивных выражений экстатического изменённого состояния сознания манифестируется в песне Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце» (1988 г.) 6. Образ звезды становится знаком, сопровождающим и вызывающим соответствующее онтологическое переживание, которое связано с погружением в атмосферу трансформированного мироощущения.

В данном произведении герой показан вне привычных ценностей:

Он не помнит слова «да» и слова «нет»,

Он не помнит ни чинов, ни имён,

И способен дотянуться до звёзд,

Не считая, что это - сон.

Отвлечённость от внешнего мира, представленная в сознании героя, даёт ему возможность подняться на новые высоты миропонимания, получить некое новое восприятие, новую истину, что также можно рассматривать, как изменение внутреннего мира, достижение экстатического состояния. Но в песне происходит трагическое падение после взлёта, в этом просматривается и аллюзия на мифологический сюжет об Икаре:

И упасть опалённым звездой

По имени Солнце.

5 Там же. - С. 318.

6 Там же. - С. 331.

7 Там же. - С. 331.

8 Там же. - С. 331.

Экстаз в художественном мире В.Р. Цоя институируется духовным восхождением, за которым следует обязательное падение. Но взлёт на высоту сопровождается и открытием некой новой части своего сознания. Важно и то, что Солнце в данном случае рассматривается автором как звезда, а в контексте всего творчества это определяет общую концепцию мировоззрения поэта. Солнце, с одной стороны, представляет собой некий недостижимый идеал, с другой стороны, это - мифологический образ, которым побеждается смерть, и наконец, это -свет, дарящий тепло, жизнь и в то же время способный привести к падению, к смерти. В целом такая двойственность образа безусловно связана с литературной традицией двойственности бытия, сформулированной в эпоху романтизма, в период которой было характерно обращение и к экзотическим формам и элементам Востока.

В творчестве В.Р. Цоя изменённое состояние сознания экстатического типа пред-

ставлено в рамках ориентализма, т.е. включением в художественную структуру текста произведений различных восточных мотивов, образов и других эстетических деталей, связанных с восточной традицией. Трансформированные состояния героев сопровождаются обозначениями их специфического физического самочувствия, среди которых есть слепота, обездвиженность, немота, отсутствие дыхания и т.п.

Мелодии, танец, образ звезды, отношение к женщине - всё это обуславливает восторженные переживания в художественном мире рок-поэта. Причинами и источниками экстатических состояний становятся определённые ритуалы, связанные с мелодиями, аккомпанирующими инструментами, танцевальными движениями или вхождением в определённые физические положения статичности. Музыка представляется одним из сильнейших средств воздействия на состояние сознания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гавриков, В.А. Русская песенная поэзия XX века как текст [Текст] / В.А. Гавриков. -Брянск: Брянское СРП ВОГ, 2011. - 634 с.

2. Доманский, Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст: монография. - М.: «Intrada», изд-во Кулагина, 2010. - 232 с.

3. Калгин, В.Н. Виктор Цой. Жизнь и «Кино». - М.: АСТ, 2016. - 304 с. (Легенды русского рока).

4. Конкина, А.Ю. Русская рок-поэзия в контексте теории измененного состояния сознания // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 16. - Тверь: ТГУ, 2016. - С.14-18.

5. Курбановский, А. Звезда по имени Цой // Коре Сарам [1992]. - Вып. 4. - С. 27-31.

6. Логачева, Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-х - 1990-х гг. в социокультурном контексте: дис. ... канд. филол. наук. - М., 1997.

7. Марочкин, В.В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта / В.В. Марочкин. -М.: Молодая гвардия, 2003. - 406 с.

8. Милюгина, Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 1999. - С. 45-53.

9. Нежданова, Н.К. «Крест» и «звезда» Виктора Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 5. - Тверь: ТГУ, 2001. С. 142-152.

10. Тишунина, Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию проф. М.С. Кагана. Материалы международной научной конф. 18 мая 2001 г. СПб. -Серия «Symposium». - Выпуск №12, - СПб., 2001. - С. 149-154.

11. Цой, В. Стихи, документы, воспоминания / авт-сост. М. Цой, А. Житинский. -СПб.: Новый Геликон, 1991. - 382 с.

12. Чебыкина, Е.Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формосо-держательный аспекты: дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2007.

13. Яркова, А.В. Мифопоэтика В. Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 2 -Тверь, 1999. - С. 51-58.

14. Polyakov, N. Seeking for God: Russian Rock Music and Religion //Romanian Journal of Journalism & Communication/Revista Romana de Journalism si Comunicare-RRJC. 2017. Т. 12. Issue 2/3, pp. 5-15.

15. Pond, I. Soviet rock lyrics: Their content and poetics //Popular Music & Society. 1987. Т. 11. №. 4. pp. 75-91.

16. Steinholt, Y.B. Rock in the reservation: songs from Leningrad Rock Club 1981-86. New-York: Mass Media Music Scholars' Press, 2005. 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.