Научная статья на тему 'Оргкомитет «Олимпиада–80»: секреты и уроки успеха'

Оргкомитет «Олимпиада–80»: секреты и уроки успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА–80 / ОРГКОМИТЕТ "ОЛИМПИАДА–80" / СПАРТАКИАДА НАРОДОВ СССР / ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ ИГРАМ ХХII ОЛИМПИАДЫ 1980 Г / ОЛИМПИЙСКИЕ СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГКОМИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оргкомитет «Олимпиада–80»: секреты и уроки успеха»

Библиографический список

1. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ / С.В. Бонда-ренко. - Ростов-н/Д., 2004.

2. Воропаев М.В. Социально-феноменологические механизмы функционирования рефлексии в массовом педагогическом сознании // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. - 2012. - Т. 18. - № 1. - С. 240-242.

3. Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 14-21.

4. Лепский В.Е. Субъектно-ориентированная концепция компьютеризации управленческой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 2000.

5. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.): Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 15.08.2012).

6. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. - 1990.- № 2. - С. 77-81.

7. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - Запорожье, 1992.

8. Стеценко И.А. Педагогическая рефлексия (теория и технология развития): дис. ... д-ра пед. наук. - Таганрог, 2006.

9. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии, 1994. - № 3-4. -С. 4-21.

С.Н. Долгов

ОРГКОМИТЕТ «ОЛИМПИАДА-80»: СЕКРЕТЫ И УРОКИ УСПЕХА

Ключевые слова: 0лимпиада-80, Оргкомитет «0лимпиада-80», Спартакиада народов СССР, официальное приглашение играм XXII Олимпиады 1980 г., олимпийские спортивные сооружения, основные направления деятельности Оргкомитета.

Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественного спорта - двадцать вторая московская Олимпиада 1980 г. Вся страна шесть лет готовилась к грандиозному спортивному празднеству. И даже несмотря на бойкот, объявленный США и рядом других государств, Игры XXII Олимпиады стали заметной вехой в развитии международного олимпийского движения. Участники 0лимпиады-80 до сих пор вспоминают четкую организацию соревнований и безграничное радушие москвичей.

Опыт предыдущих Игр показал, что их успех во многом зависел от того, насколько совершенна была система руководства, планирования и контроля за деятельностью многочисленных организаций, предприятий, фирм и отдельных лиц, которые участвовали в подготовке и проведении Игр, а также от действенности координации их усилий со стороны организационных комитетов. Принимая на себя почетную обязанность организаторов Игр XXII Олимпиады, советские люди полностью сознавали всю сложность предстоящих задач. Их уверенность в успехе Олимпийских игр, впервые проводимых в социалистическом государстве, была основана на уверенности в преимуществах социалистической плановой системы народного хозяйства СССР.

© Долгов С.Н., 2013

Задолго до утверждения Москвы столицей 0лимпиады-80 началась в ней подготовка к Играм. Принимая участие в Олимпийских играх с 1952 г., спортивные организации СССР накапливали опыт их проведения. Организация крупнейших международных и внутрисоюзных соревнований позволяла проверить лучшее из этого опыта на практике и дополнить его своей методикой, вытекающей из особенностей социально-экономического устройства страны. Результаты таких крупных спортивных мероприятий, как Спартакиады народов СССР, не уступающих по масштабам Олимпийским играм, подтвердили готовность Москвы принять на должном уровне участников и гостей Игр.

Учитывая это, в ноябре 1971 г. Председатель Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся В.Ф. Промыслов передал Президенту Международного олимпийского комитета от имени столицы Советского Союза официальное приглашение играм XXII Олимпиады 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР в сентябре 1973 г. подтвердил Международному олимпийскому комитету гарантии в том, что Игры 1980 г. в Москве будут проведены в полном соответствии с правилами Олимпийской хартии [1]. 23 октября 1974 г. на 75-ой сессии Международного олимпийского комитета в Вене Москва была избрана городом - организатором Игр XXII Олимпиады.

Уже сам процесс подготовки к московским играм послужил стимулом дальнейшего прогресса в развитии взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества стран с различными социальными системами. И это в полной мере соответствовало миролюбивой внешней политике Советского государства, духу и букве олимпийского движения и хельсинских соглашений, которые Советский Союз воплощал в жизнь. Москва располагала рядом спортивных сооружений, которые могли быть использованы для проведения соревнований по 12 видам спорта. К ним относятся: Центральный стадион им. Ленина в Лужниках, Центральный стадион «Динамо», спортивный комплекс ЦСКА, «Локомотив», гребной канал в Крылатском, Дворец спорта в Сокольниках (некоторые из них нуждались в реконструкции и достройке). Такого рода задачи, как и все остальные, связанные с подготовкой, организацией и проведением Игр в Москве, были возложены на Организационный комитет «Олимпиада-80».

В протоколе 1 заседания Оргкомитета «Олимпиада-80» от 7 марта 1975 г. «О создании Организационного комитета Олимпийских игр 1980 г. в г. Москве и его задачах» отмечалось:

1. «Принять к неуклонному руководству и исполнению постановление Совета Министров СССР от 20 февраля 1975 г. № 176, которым в целях подготовки и проведения XXII летних Олимпийских игр 1980 г., координации деятельности по этим вопросам министерств, ведомств, советских, общественных и спортивных организаций, а также для осуществления связей с Международным олимпийским комитетом утвержден состав Организационного комитета по подготовке и проведению Олимпийских игр» [2]. Он был образован 20 февраля 1975 г. как общественная организация, действующая на основании Конституции СССР, в целях подготовки и проведения Олимпиады в Москве, для координации деятельности по этим вопросам министерств, ведомств, общественных и спортивных организаций страны, а также для осуществления связей с Международным олимпийским комитетом (МОК), международными спортивными федерациями (МСФ), национальными олимпийскими комитетами (НОК) и другими зарубежными объединениями и организациями. В соответствии со статьей 51 Олимпийской хартии НОК СССР передал Оргкомитету свои функции по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады.

В состав Оргкомитета «Олимпиада-80» вошли: Новиков И.Т. - председатель Оргкомитета, заместитель председателя Совета министров СССР, Грен А.К. - заместитель

председателя Оргкомитета, заместитель председателя Совета министров Эстонской ССР, Кочемасов В.И. - заместитель председателя Оргкомитета, заместитель председателя Совета министров РСФСР, Павлов С.П. - заместитель председателя Оргкомитета, председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР, председатель НОК СССР, Промыслов В.Ф. - заместитель председателя Оргкомитета, председатель Исполкома Московского городского совета народных депутатов.

При разработке структуры учитывался опыт организации предыдущих Игр и особенности управления и планирования хозяйством СССР, позволяющие с наибольшей полнотой объединить преимущество общества развитого социализма с достижениями научно-технического прогресса. Структура разрабатывалась и совершенствовалась исходя, прежде всего, из необходимости наиболее эффективного решения задач на каждом этапе подготовки и проведения Игр, а также необходимости строгого соблюдения Олимпийской хартии МОК. Периодически вносимые в структуру Оргкомитета изменения были обусловлены приведением ее в соответствие с усложнением задач по мере возрастания объемов работ и постановки новых задач. Эти изменения касались как самой структуры, так и численности сотрудников аппарата.

Первоначальная структура Оргкомитета была принята в 1975 г. В состав аппарата вошли восемь управлений и один самостоятельный отдел. В функции оргкомитета входило: осуществление координации деятельности министерств, ведомств, советских, общественных и спортивных организаций по всем вопросам, связанным с подготовкой и проведением Олимпийских игр; внесение в правительство СССР предложений о мероприятиях, связанных о подготовкой и проведением Олимпийских игр 1980 г.; осуществление контроля за проектированием, строительством и подготовкой спортивных, технических и других объектов, предназначенных для Олимпийских игр Ю80 г.; подготовка и заключение в установленном порядке соглашений, договоров и контрактов с зарубежными фирмами и организациями по вопросам, относящимся к компетенции Оргкомитета; содействие деятельности информационных агентств и ведомств, издательств и органов печати по всем вопросом информации о ходе подготовки и проведения Олимпийских игр; издание информационных материалов и направление их в соответствующие социальные институты и в широкую аудиторию; обеспечение привлечения средств для финансирования подготовки и проведения Игр; организация подготовки кадров для проведения Игр; подготовка и заключение соглашений, договоров и контрактов с зарубежными фирмами и организациями по вопросам, относящимся к компетенции Оргкомитета; изучение совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями опыта подготовки и проведения предыдущих Игр в целях использования этого опыта в ходе подготовки и проведения Игр в Москве; содействие деятельности средств массовой информации по всем вопросам освещения хода подготовки и проведения Игр; издание информационных материалов и направление их в МОК, МСФ, НОК и другие международные и национальные организации; привлечение зарубежных экспертов и специалистов для консультаций и участия в подготовке Игр; осуществление контактов с МОК, МСФ, НОК и другими международными и национальными организациями по вопросам подготовки и проведения Игр; осуществление контроля за выполнением всех мероприятий по подготовке и проведению Игр.

Правительство СССР предоставило Оргкомитету право координации и контроля за деятельностью министерств, ведомств и организаций в части, касающейся выполнения всех мероприятий по подготовке и проведению Игр. На этой основе и в соответствии с действующим законодательством СССР Оргкомитет издавал постановления и инструк-

ции по вопросам подготовки и проведения Игр, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами и организациями. Оргкомитет являлся юридическим лицом, обладал основными и оборотными средствами, мог заключить от своего имени сделки и договора, вытекающие из его функций; был истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде. Оргкомитет заключал соглашения с иностранными юридическими и физическими лицами о представительстве и защите его интересов за рубежом.

Главная цель деятельности Оргкомитета заключалась в подготовке и успешном проведении игр XXII Олимпиады.

Исходя из главной цели Оргкомитет поставил следующие основные задачи.

1. Организация совместно со Спорткомитетом СССР, НОК СССР, всесоюзными спортивными федерациями соревнований по программе Олимпийских игр в соответствии с Олимпийской хартией МОК и правилами МСФ.

2. Организация строительства и реконструкции спортивных и других сооружений, необходимых для проведения Игр, при максимальном использовании существующих сооружений.

3. Создание оптимальных условий приема и пребывания в СССР участников, официальных лиц, гостей и туристов, прибывших на Игры.

4. Создание благоприятных условий пребывания и работы во время Игр представителей средств массовой информации.

5. Организация культурной программы.

Для выполнения вышеуказанных задач Оргкомитет осуществлял свою деятельность по следующим основным направлениям.

1. Координация деятельности министерств, ведомств, общественных и спортивных организаций страны по всем вопросам подготовки и проведения Игр.

2. Обеспечение привлечения средств для финансирования подготовки и проведения Игр.

3. Организация подготовки кадров для проведения Игр.

4. Подготовка и заключение соглашений, договоров и контрактов с зарубежными фирмами и организациями по вопросам, относящимся к компетенции Оргкомитета.

5. Изучение совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями опыта подготовки и проведения предыдущих Игр в целях использования этого опыта в ходе подготовки и проведения Игр в Москве.

6. Содействие деятельности средств массовой информации по всем вопросам освещения хода подготовки и проведения Игр.

7. Издание информационных материалов и направление их в МОК, МСФ, НОК и другие международные и национальные организации.

8. Привлечение зарубежных экспертов и специалистов для консультаций и участия в подготовке Игр.

9. Осуществление контактов с МОК, МСФ, НОК и другими международными и национальными организациями по вопросам подготовки и проведения Игр.

10. Уважение независимости и прерогатив добровольных спортивных организаций путем оказания поддержки деятельности людей, которые работают в этих организациях и руководят ими на добровольных началах.

11. Распределение обязанностей между МОК, международными спортивными федерациями, НОК и спортивными конфедерациями, которое могло бы быть подтверждено и введено в действие, а единство их действий и их солидарность - упрочены [3].

По мнению Спорткомитета, необходимо было осуществить строительство новых спортивных сооружений, что даст возможность в соответствии с требованием МОК провести на высоком уровне соревнования и по остальным 13 видам спорта. В число новых объектов Спорткомитетом включено шесть спортивных залов, два закрытых плавательных бассейна, велотрек, кольцевая велодорога, конный спортивный комплекс, а также спортивные сооружения для проведения соревнований по парусному спорту в Таллине. Для проведения игр потребовалось строительство олимпийской деревни на 12 тыс. человек в Москве и на 600 в Таллине. В то время все гостиницы Москвы имели 42 тыс. мест, в Таллине - около двух тыс. мест. Для размещения иностранных гостей готовились молодежные и студенческие общежития Москвы еще на 70 тыс. [4].

Колоссальная работа Оргкомитета «Олимпиада-80» увенчалась полным успехом. Этот исторический итог свидетельствовал о высоких достижениях советской управленческой школы. В настоящее время, в условиях рыночной экономики в России неизбежны трудности в современном руководстве подготовкой зимней «Олимпиады-14» в Сочи. Они в первую очередь связаны с резким сокращением человеческих и материальных ресурсов постсоветской России, а также с возможностью крупных растрат и отсутствием возможности жесткого контроля со стороны Правительства РФ за расходованием финансов на предолимпийских мероприятиях. Поэтому данного рода опыт остается весьма востребованным.

Библиографический список

Материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ):

1. ГАРФ, Ф. 9610, оп. 1, д. 3., лл. 21-25.

2. ГАРФ. Ф. 9610, оп. 1, д. 3, л. 1.

3. ГАРФ, Ф. 9610, оп.1, д. 3, лл. 6-7.

4. ГАРФ. Ф. 9610, оп. 1, д. 3, л. 19.

5. ГАРФ. Ф. 9610, оп. 1, д. 3, л. 20.

Л.В. Дудник

СУЩНОСТЬ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И МЕТОДИКА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, взаимодействие, ситуации делового и профессионального общения, деловая игра, социальные и межличностные роли.

Цель настоящей статьи - рассмотреть сущность иноязычной коммуникативной компетенции и обосновать необходимость ее формирования путем моделирования коммуникативной деятельности в ситуациях делового и профессионального общения. Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) - это способность применять знания, умения и навыки владения иностранным языком в процессе взаимодействия с его но© Дудник Л.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.