Научная статья на тему 'Развитие структур государственной власти и общественных организаций СССР по подготовке и проведению Олимпиады-80'

Развитие структур государственной власти и общественных организаций СССР по подготовке и проведению Олимпиады-80 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ / КОМИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СССР / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ / OLYMPIC COMMITTEE / COMMITTEE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF THE USSR / INTERNATIONAL OLYMPIC COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Долгов Сергей Николаевич

В статье рассматриваются основные мероприятия и направления деятельности государственных и общественных организаций СССР в связи с подготовкой к XXII Олимпийским играм в Москве в 1980 г.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the basic actions and directions of activity of government and public organizations of the USSR connected with preparation for 1980 Olympic Games in Moscow are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие структур государственной власти и общественных организаций СССР по подготовке и проведению Олимпиады-80»

Сергей ДОЛГОВ

развитие структур государственной власти и общественных организаций СССР по подготовке и проведению 0лимпиады-80

В статье рассматриваются основные мероприятия и направления деятельности государственных и общественных организаций СССР в связи с подготовкой кXXII Олимпийским играм в Москве в 1980 г.

In the article the basic actions and directions of activity of government and public organizations of the USSR connected with preparation for 1980 Olympic Games in Moscow are considered.

Ключевые слова:

Олимпийский комитет, Комитет физической культуры и спорта СССР, Международный олимпийский комитет, структуры управления физкультурой и спортом в СССР, Национальный олимпийский комитет; Olympic committee, Committee of physical culture and sports of the USSR, International Olympic committee, structures of management of physical culture and sports of the USSR, National Olympic committee.

Известно, что первый Олимпийский комитет в России поя -вился в 1911 г., через 17 лет после создания Международного олимпийского комитета (МОК), однако после революции 1917 г. он был упразднен «за ненадобностью». Его функции были в 1920 г. переданы Высшему совету физической культуры. 21 июня 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам физической куль -туры и спорта при СНК СССР (с 1946 г. — при Совете Министров СССР), который просуществовал до 1953 г.

23 апреля 1951 г. был создан Олимпийский комитет СССР, полу чивший признание МОК; и с 1952 г. советские спортсмены участво -вали во всех Олимпийских играх (за исключением Олимпийских игр в Лос -Анджелесе в 1984 г.).

Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественного спорта

— Олимпиада 1980 г. в Москве. Вся страна 6 лет готовилась к гранди -озному спортивному празднеству. И даже несмотря на бойкот, объ -явленный США и рядом других государств, игры XXII Олимпиады стали заметной вехой в развитии международного олимпийского движения. Участники Олимпиады—80 до сих пор вспоминают четкую организацию соревнований и безграничное радушие москвичей.

Опыт предыдущих игр показал, что их успех во многом зависел от системы руководства, планирования и контроля за деятельностью многочисленных организаций, предприятий, фирм и отдельных лиц, которые участвовали в подготовке и проведении игр, а также от эффективности координации их усилий со стороны национальных организационных комитетов. Принимая на себя почетную обязан -ность организаторов игр XXII Олимпиады, руководители государ -ственных и общественных организаций СССР полностью созна -вали всю сложность предстоящих задач. Их уверенность в успехе Олимпийских игр, впервые проводимых в социалистическом государстве, была основана на убежденности в преимуществах социа -листической плановой системы народного хозяйства страны.

Подготовка к играм началась задолго до утверждения Москвы столицей Олимпиады - 80. Принимая участие в Олимпийских играх с 1952 г., спортивные организации СССР накапливали опыт их проведения. Организация крупнейших международных и вну трисоюзных соревнований позволяла проверить лучшее из этого

ДОЛГОВ

Сергей

Николаевич —

преподаватель

кафедры

гуманитарных и

естественнонаучных

дисциплин

Института

образования и науки,

г. Москва

[email protected]

опыта на практике и дополнить его своей методикой, вытекающей из особенностей социально- экономического устройства страны. Результаты таких крупных спор -тивных мероприятий, как спартакиады народов СССР, не уступавших по масшта -бам Олимпийским играм, подтвердили готовность Москвы принять на должном уровне участников и гостей игр.

Учитывая это, в ноябре 1971 г. Председатель исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся В.Ф. Промыслов передал пре -зиденту Международного олимпийского комитета от имени столицы Советского Союза официальное приглашение играм XXII Олимпиады 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР в сентябре 1973 г. дал МОК гарантии того, что игры 1980 г. в Москве будут проведены в полном соответствии с правилами Олимпийской хартии1.

23 октября 1974 г. на 75 - й сессии МОК в Вене Москва была избрана городом — организатором XXII Олимпиады. Уже сам процесс подготовки к московским играм послужил стимулом дальнейшего прогресса в развитии взаимовыгодного экономического и научно технического сотрудничества стран с различными соци альными системами. И это в полной мере соответствовало миролюбивой внешней политике Советского государства, духу и букве олимпийского движения и хель синских соглашений 1975 г., которые Советский Союз воплощал в жизнь.

В народнохозяйственном плане страны на 10 ю пятилетку был предусмотрен целый ряд мероприятий по строительству объектов Олимпийских игр. Как видно из отчетных документов Оргкомитета, не все искомые средства были выделены государ ством вопреки проведенной оценке затрат на объекты, во всяком случае в предлагае мые сроки2.

Москва располагала рядом спортивных сооружений, которые могли быть исполь зованы для проведения соревнований по 12 видам спорта: Центральный стадион им. Ленина в Лужниках, Центральный стадион «Динамо», спортивный комплекс ЦСКА, стадион «Локомотив», гребной

1 Государственный архив Российской федерации (ГАРФ), ф. 9610, оп. 1, д. 3., л. 21-25.

2 ГАРФ, ф. Р-7576. Государственный комитет по физической культуре и спорту СССР. Оп. 31, д. 1, л. 10.

канал в Крылатском, Дворец спорта в Сокольниках. Некоторые из них нужда -лись в реконструкции и достройке.

Такого рода задачи, как и все остальные, связанные с подготовкой, организацией и проведением Олимпийских игр в Москве, были возложены на Организационный комитет «Олимпиада 80». Он был образо ван 20 февраля 1975 г. как общественная организация, действующая на основании Конституции СССР, в целях подготовки и проведения Олимпиады в Москве. В функции Оргкомитета входила координа ция деятельности министерств, ведомств, общественных и спортивных организаций страны, а также осуществление связей с Международным олимпийским комите -том (МОК), международными спортив -ными федерациями (МСФ), националь -ными олимпийскими комитетами (НОК) и другими зарубежными объединениями и организациями.

В соответствии со ст. 51 Олимпийской хартии НОК СССР передал Оргкомитету свои функции по подготовке и прове дению игр XXII Олимпиады. В состав Оргкомитета «Олимпиада 80» вошли: председатель Оргкомитета И.Т. Новиков

- заместитель Председателя Совета Министров СССР; заместители пред -седателя Оргкомитета: А.К. Грен — заме -ститель Председателя Совета Министров Эстонской ССР, В.И. Кочемасов

— заместитель Председателя Совета Министров РСФСР, С.П. Павлов —пред -седатель Комитета по физической куль туре и спорту при Совете Министров СССР, В.Ф. Промыслов — председатель НОК СССР, председатель исполкома Московского городского совета народных депутатов. Все члены Оргкомитета были опытными государственными управлен цами и в силу своих должностных обязан ностей имели большие полномочия.

При разработке структуры рабочего аппарата Оргкомитета учитывался опыт организации предыдущих игр и особен ности социалистического управления и планирования хозяйства. Первоначальная структура Оргкомитета была принята в 1975 г. В состав аппарата вошли 8 управле ний и один самостоятельный отдел. В его функции на общегосударственном уровне входили: осуществление координации деятельности министерств, ведомств, советских, общественных и спортив ных организаций по всем вопросам, свя

2014'01

ВлАстЬ

143

занным с подготовкой и проведением Олимпийских игр; внесение в правитель ство СССР предложений о мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением Олимпийских игр 1980 г.; осуществление контроля за проектированием, строитель ством и подготовкой спортивных, техни ческих и других объектов, предназначен ных для Олимпийских игр; обеспечение привлечения средств для финансирования подготовки и проведения игр; организа ция подготовки кадров.

На международном уровне Оргкомитету вменялось в обязанности: подготовка и заключение в установленном порядке соглашений, договоров и контрактов с зарубежными фирмами и организациями по вопросам, относящимся к компетен ции Оргкомитета; содействие деятельно сти информационных агентств и ведомств, издательств и органов печати по всем вопросам информации о ходе подготовки и проведения Олимпийских игр; издание информационных материалов и направ ление их в МОК, МСФ, НОК и другие международные и национальные органи зации; привлечение зарубежных экспер тов и специалистов для консультаций и участия в подготовке игр; осуществление контактов с МОК, МСФ, НОК и другими международными и национальными орга низациями; осуществление контроля за выполнением всех международных меро -приятий по подготовке и проведению игр.

Важная роль в работе Оргкомитета отводилась исследованиям (совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями) истори ческого опыта подготовки и проведения предыдущих игр в целях использования этого опыта в ходе подготовки и проведе ния Олимпийских игр в Москве.

Правительство СССР предоставило Оргкомитету право координации и кон троля за деятельностью министерств, ведомств и организаций в части, касаю щейся выполнения всех мероприятий по подготовке и проведению игр. Оргкомитет являлся юридическим лицом, обладал основными и оборотными средствами, мог заключать от своего имени сделки и договора, вытекающие из его функций; был истцом и ответчиком в суде, арби траже и третейском суде. Оргкомитет заключал соглашения с иностранными юридическими и физическими лицами о представительстве и защите его интересов за рубежом1.

Таким образом, Организационному комитету «Олимпиада - 80» благодаря политической воле советского руководства были приданы колоссальные, практиче ски неограниченные полномочия, позво ляющие напрямую, без дополнительных согласований управлять различными органами государственной власти СССР и инициативами общественных организа ций в подготовке к Олимпийским играм. Эти полномочия, как известно, были использованы достаточно рационально и целенаправленно. Об этом свидетельство вало превращение Олимпиады в Москве, несмотря на колоссальные издержки для экономики страны, в триумфальное собы тие в истории советского спорта и госу дарственного управления в целом.

1 ГАРФ, ф. Р - 9610. Организационный комитет по подготовке и проведению двадцать вторых летних Олимпийских игр в Москве в 1980 г. Оп. 1,

3, д. 1—752; ф. Р- 7576. Государственный комитет по физической культуре и спорту СССР. Оп. 31, 34, д. 1—350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.