Научная статья на тему 'Органы управления технопарков, их роль в организации управления'

Органы управления технопарков, их роль в организации управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2476
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Виктор Николаевич

В статье рассматривается эффективность работы технопарков, определяются пути совершенствования этих процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы управления технопарков, их роль в организации управления»

В.Н. Фролов

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОПАРКОВ, ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: технопарк, менеджмент, управление, организация.

Аннотация

В статье рассматривается эффективность работы технопарков, определяются пути совершенствования этих процессов.

Технопарк - это специальная территория, на которой объединены научноисследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.

Для плодотворной работы технопарка необходимо наличие соответствующего органа управления, который предназначен для организации управления сложным механизмом деятельности всех составных частей технопарка. Эффективность работы технопарка в огромной степени зависит от качества его менеджмента. Состояние последнего - больной вопрос для России. Директорами технопарков в основном становились люди, занимавшие до того административные посты в вузах (обычно это бывшие проректоры, деканы факультетов). У них есть опыт работы с людьми и хозяйственный опыт, но совершенно ясно, что мыслят они в категориях госзаказа и субсидий, но не в категориях бизнеса и самоокупаемости. Этого в их практике не было никогда. И перестроиться им очень трудно, почти невозможно. Многие из них ездят за границу, но зачастую очень неэффективно используют возможность чему-то научиться. Возраст этих людей обычно превышает 50 лет, и поэтому обучение им трудно дается, даже при хорошем интеллекте. Большинство из них не владеет английским языком на достаточном уровне, а это обязательное условие для погружения в проблему. Работа с переводчиком не очень эффективна. Поэтому чаще всего они ездят на конференции, краткосрочные встречи на 1 - 2 недели. Что, конечно, тоже полезно, и какой-то эффект от этого есть. Но настоящими менеджерами такие люди, как правило, не становятся.

Понимая, что без квалифицированного менеджмента ничего не получится, наиболее дальновидные организаторы российских технопарков прежде всего занялись кадрами. По 2

- 3 специально отобранных человека было послано на длительные сроки (10 месяцев и более) на учебу в Великобританию, США. Самое главное, что усвоили эти стажеры во время пребывания в иностранных технопарках, - это цель своей будущей деятельности: не выживать, а процветать. Они учились тому, как надо строить стиль административной работы, менеджмента, чтобы вся деятельность фирмы была сориентирована на эту главную цель. Одним из наиболее существенных моментов в этом смысле является жесткость критериев, применяемых западными менеджерами для принятия решения о выборе проекта. В западных технопарках принято постоянно и скрупулезно следить за расходованием клиентами выделенных на проект средств. Администрации технопарка вовсе не все равно, откуда клиент возьмет средства для погашения выделенного кредита, -он должен заработать их своим реализованным проектом, а не прокруткой денег на стороне. Последнее вполне возможно в наших условиях. Люди, взявшие кредит, могут в принципе не тратить его на необходимых специалистов и закупку аппаратуры, а при наличии некоторых предпринимательских навыков прокрутить его через банки или операции с ценными бумагами (кредит в технопарках дается обычно на очень льготных условиях). Они, конечно, вовремя вернут деньги, но не используют их при работе над

своим проектом в технопарке. Поэтому святая обязанность администрации - следить, чтобы этого не происходило. Клиенты технопарка учатся решать не сегодняшние финансовые проблемы путем зарабатывания «коротких» денег, а приучаются ориентироваться на перспективу.

Если по ходу выполнения проекта выясняется, что надо сделать резкий поворот, то есть изменить содержание бизнес-плана, этот шаг должен быть согласован с администрацией технопарка. Особая ценность такой «живой», а не книжной стажировки в том, чтобы усвоить правильный стиль управления, понять, что необходимо и достаточно для эффективной работы технопарка, а что избыточно, лишь увеличивает издержки, но не дает должной отдачи. На практике такие проблемы часто возникают.

Однако это все интеллектуальная составляющая. Важное значение имеет организационный момент.

К организационной структуре относятся механизмы и формы работы администрации технопарка, его членов и органов государственного управления, направленные на обеспечение их взаимодействия, организацию и развитие материальной и виртуальной инфраструктур, достижение стоящих перед отраслью информационных технологий целей и задач.

Организационная структура представляет собой модель управления технопарка в соответствии с назначением и целями этого образования, а также совокупность условий деятельности его членов, коммуникаций с внешними структурами и порядком использования собственной инфраструктуры технопарка.

Управление технопарком осуществляется на двух основных уровнях: государственное регулирование и коллегиальное управление технопарком (исполнительная дирекция).

Государственное регулирование предполагает наличие специального органа государственного управления, ответственного за развитие и функционирование технопарка, уполномоченного инициировать и обеспечивать меры государственного регулирования и льготирования для технопарка и его членов в интересах общества и государства. Основные задачи специального органа государственного регулирования: организационная поддержка процессов внесения изменений в законодательство и нормативную базу Российской Федерации, направленных на развитие технопарка и создания максимально благоприятных условий хозяйствования и внешнеэкономической деятельности для его членов; обеспечение коммуникаций и взаимодействия членов технопарка с ведомствами и органами государственного управления в вопросах государственного регулирования и предоставления льгот; оценка деятельности и эффективности технопарка с учетом изменяющихся экономических и политических условий; содействие в преодолении административных и бюрократических барьеров в развитии технопарка.

Необходимо коллегиальное управление технопарком. Наиболее предпочтительным является создание Ассоциации фирм-членов технопарка, которая будет управляться правлением ассоциации, представляющим интересы всех членов технопарка. При этом ассоциация будет являться инструментом, обеспечивающим качественные взаимосвязи и коммуникации между тремя основными группами: технопарком (и его членами); уровнем государственного регулирования (специальным органом государственного управления); внешними структурами (иностранными инвесторами и заказчиками).

Основная цель органа управления технопарком: обеспечение лидирующих позиций отрасли информационных технологий Российской Федерации на мировом рынке за счет создания и совершенствования высокотехнологичного и конкурентоспособного производства на базе благоприятных экономических, социальных, правовых и других условий.

Основные задачи орагана управления: реализация единого маркетингового комплекса технопарка, включающего имиджевые акции, рекламу, продвижение,

исследования рынка

и т.д.; содействие в создании привлекательных условий на российском рынке информационных технологий для долгосрочных капиталовложений иностранных инвесторов; стимулирование отечественных финансовых институтов и предприятий других отраслей национальной экономики к целевым капиталовложениям в сферу информационных технологий; привлечение новейших информационных технологий в различные отрасли национальной экономики; обеспечение процессов укрупнения существующих отечественных производителей и поставщиков услуг в сфере информационных технологий независимо от форм собственности; стимулирование расширения перечня производимых продуктов, создание условий для аккумуляции специалистов новых технологий в Российской Федерации; координация стратегий развития всех участников технопарка и их продвижения на внешнем рынке.

Сочетание государственного регулирования и форм коллегиального управления позволит: способствовать разрешению существующих проблем отрасли информационных технологий, в частности развивать индустрию информационных технологий в направлении экспортно-ориентированных услуг и работ на базе технопарка; создать позитивный имидж отрасли информационных технологий Российской Федерации на мировом рынке и привлечь иностранные инвестиции и заказы; обеспечить качественное сотрудничество государства и успешного отечественного бизнеса в области информационных технологий в интересах всего российского общества.

Структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, порядок организации деятельности технопарка определяются учредительными документами. Причем наименование органов и их функции зависит не только от того, к какому технопарку относится этот орган, но и от того, к какому виду относится сам технопарк. Напомним, что выделяют два основных вида: 1) технопарк на базе научных организаций, которые создаются, как правило, при университетах. Имеют связь между руководством университета, студентами, которые порой выступают разработчиками идей, государством и региональной властью, выделяющими дотации на развитие инфраструктуры технопарка и предоставляющими льготы, и фирмами, которые реализуют инновационные идеи практически. Иногда образуется инновационно-промышленный комплекс, который объединяет участников инновационной деятельности университета с рядом перспективных наукоемких компаний; 2) технопарк на базе промышленных предприятий -представляет собой связь между предприятием и небольшими малыми и средними фирмами, которым предоставляется право по пониженной стоимости аренды и энергозатрат разрабатывать научные идеи и воплощать их в жизнь для самого предприятия, при этом находясь на его территории и пользуясь оборудованием, охраной и транспортом самого предприятия. Малые и средние компании по отношению к предприятию выступают в роли подрядчиков.

Зачастую руководство технопарка первого вида осуществляет директор, назначаемый приказом ректора университета, в порядке, установленном действующим законодательством, Уставом университета. Изменения в структуре технопарка, дополнения и изменения в Положение о технопарке утверждаются на заседаниях ученого совета университета. Оперативное управление кадрами технопарка осуществляется директором. Руководство работой экспертного совета и конкурсной комиссии, их формирование осуществляет совет технопарка. Численный и персональный состав совета технопарка, экспертного совета и конкурсной комиссии утверждается ректором университета. Права и обязанности директора технопарка определяются должностными инструкциями, утвержденными ректором университета. Директор осуществляет управление деятельностью технопарка на основе принципов единоначалия и коллективности принятия решений:

- осуществляет общее административное руководство научной, научно-производственной, инновационной и иными видами деятельности технопарка;

- ходатайствует перед ректором университета о включении в реестр записей «О присвоении статуса» инициаторов инновационных бизнес-проектов, утвержденных к выполнению по результатам конкурсного отбора;

- контролирует и координирует работу резидентов технопарка, осуществляемых в рамках технопарка;

- представляет на утверждение ректору штатное расписание технопарка и его изменения;

- организует подбор и расстановку кадров, проводит аттестацию сотрудников технопарка, подает представления на прием и увольнение персонала технопарка;

- по доверенности представляет интересы университета перед третьими лицами и организациями;

- руководит заключением договоров, соглашений, планов проведения НИОКР и хоздоговорных работ, а также составлением отчетов;

- отвечает за соблюдение сотрудниками своего отдела правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины;

- способствует участию сотрудников факультетов и студентов в работе по внедрению результатов их научной и изобретательской деятельности;

- подготавливает и обеспечивает мероприятия, необходимые для выполнения договоров (проекты приказов, кадровые изменения, приобретение оборудования и расходных материалов и т.д.);

- отвечает за выполнение правил техники безопасности и охраны труда, контролирует соблюдение сотрудниками своего отдела правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины.

Руководство второго вида представляет, как правило, генеральный директор и совет директоров технопарка.

Например, в технопарке «Новосибирск» создается исполнительная дирекция в форме государственного научного учреждения, которая осуществляет свою деятельность за счет государственной поддержки. Исполнительная дирекция имеет цели и задачи деятельности: интеграция и активизация интеллектуальных, информационных,

материально-технических и финансовых ресурсов субъектов научной деятельности Новосибирской области для развития научно-технологического потенциала региона и Российской Федерации в целом; отработка новых подходов, мер и средств по рациональному и эффективному использованию интегрированного потенциала Новосибирского научно-образовательного комплекса в интересах социальноэкономического развития территории и Российской Федерации; содействие освоению новых наукоемких технологий и организации мелкосерийного (малотоннажного) производства конкурентоспособной и импортозамещающей продукции в условиях рынка и отработке на этой основе в необходимых случаях крупносерийного производства продукции с быстрым достижением рентабельности; создание условий для сохранения, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, соответствующих требованиям высоких технологий; повышение конкурентоспособности прикладных научных результатов, проектно-конструкторских разработок для расширения купли и продажи лицензий на патенты, «ноу-хау»; участие в формировании рыночного хозяйственного механизма, стимулирующего инновационную деятельность преимущественно экономическими методами, и создание научно-технических предпосылок развития высокотехнологичных производств (в том числе на конверсионных предприятиях), обеспечивающих мелкосерийное (малотоннажное) производство; привлечение инвестиций (в т.ч. иностранных), способствующих освоению высоких технологий и насыщению рынка наукоемкой продукцией.

Для выполнения задач технопарка исполнительная дирекция должна обладать необходимым набором услуг, предоставляемых на льготных условиях, в том числе: информационное обеспечение; консалтинг; маркетинг; содействие привлечению

отечественных и иностранных инвестиций; менеджмент в сфере разработок и реализации высоких технологий; организация страхования рискового капитала; патентные и лицензионные услуги, защита интеллектуальной собственности; оформление технических и финансовых документов; организация лизинга производственного и экспериментального оборудования; материально-техническое обеспечение; обучение персонала; предоставление юридических и других консультаций.

Для обеспечения эффективной деятельности технопарка органами государственной власти Российской Федерации и Новосибирской области применяются прямые и косвенные меры стимулирования выполнения инновационных проектов, прошедших конкурсный отбор, включая льготы по налогам, целевые дотации, субсидии и кредиты на льготных условиях, т.е. создается привлекательная среда для участия в деятельности технопарка негосударственных средств.

Вхождение в новые области бизнеса требуют соответствующей адаптации существующих и создание новых организационных структур.

В целях обеспечения планового функционирования технопарка образуется координирующий орган. Функции по созданию технопарка и управлению им будет осуществлять управляющая компания.

Средства, полученные управляющей компанией в результате своей деятельности по обеспечению функционирования и развития технопарка, используются исключительно на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка, а также для маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку российских высокотехнологичных предприятий при их выходе на мировой рынок.

Сейчас при отсутствии федерального закона, определяющего четкий перечень органов управления и его структуру, на практике у разных технопарков создается различная система органов управления. Например структура управления технопарка Тольятти такова:

дирекция, совет директоров технопарка; научно-технический совет; финансово-экономический блок; служба интеллектуальной собственности; центр реализации проектов;

производственно-инновационные предприятия и фирмы; научно-информационный учебный комплекс; инкубатор бизнеса; отделения технопарка.

Дирекция - это совет директоров, учредителей технопарка, во главе с председателем. Советом директоров. Совет директоров назначает генерального директора, который формирует штат и ведет повседневную работу.

Научно-технический совет состоит из числа работников фирм и организаций-учредителей. Он осуществляет рассмотрение и отбор перспективных инвестиционных проектов, предлагаемых предприятиями, изобретателями и частными лицами.

Служба интеллектуальной собственности проводит исследования на уровень техники предлагаемых инвестиционных проектов, дает заключения о патентной чистоте предлагаемых решений, защищает права на объекты интеллектуальной собственности, оформляет лицензионные договоры и рассчитывает их стоимость, выявляет и отслеживает основные направления развития конкурентов, проводит другие необходимые мероприятия, направленные на монополизацию рынка и представляет свои предложения совету директоров.

Центр реализации проектов - это оказание методологической консалтинговой помощи при разработке и оформлении инвестиционных проектов в области бизнес-планирования, проведение финансово-экономического анализа предприятия. В составе центра реализации проектов функционирует служба стандартизации, которая оказывает

услуги по метрологическому обеспечению и внедрению стандартов на предприятиях, по внедрению международной системы качества К0-9000, по управлению системой качества предприятий. Услуги этой службы особенно актуальны для малых и средних предприятий, которые не имеют своих отделов стандартизации, необходимой нормативно-технической документации.

Инновационные проекты, требующие значительных финансовых вложений, оформляются в виде бизнес-планов для получения государственной поддержки путем предоставления льготных кредитов или средств на безвозвратной основе. Такие проекты находятся под контролем технопарка, начиная от подачи заявки до освоения намеченного производства, новой техники или технологии. Технопарк оказывает предприятиям необходимые услуги в области бизнес-планов: предоставление необходимой информации, участие в разработке и сопровождении проектной, конструкторской и технологической документации, обучение специалистов, подготовка к сертификации системы качества предприятия.

Состав малых наукоемких фирм и их проектов для размещения в базе технопарка формируется на основе конкурсного отбора.

Научно-информационный, учебный комплекс осуществляет информационное обеспечение развития предпринимательства путем формирования банка данных по рынку потребительских товаров и услуг, по рынку продукции производственно-технического назначения, по свободным площадям, по сырью и материалам, по комплектующим, ввозимым из других регионов, по разработчикам проектной документации. Организовывает обучение и аттестацию специалистов предприятий, ответственных за организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (лекции, семинары, консультации), обучение персонала предприятий - подготовка к сертификации систем качества продукции, формирование команды управленцев, управление деловыми отношениями в коллективе, организация бюджетного управления.

Для технопарка «Идея» и для некоторых иных технопаров характерно наличие соответствующей управляющей компании в лице ОАО «Управляющая компания «Идея-капитал», ответственной за управление недвижимостью, индустриальным парком. Роль управления инновационными проектами отведена ОАО «Идея и партнеры». А основной вид деятельности: реализация инновационных и инвестиционных проектов, управление ими, а также деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирования предприятий по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Создание координирующих работу органов имеет немаловажное значение как на этапе планирования, так и строительства, а также и на этапе самого функционирования. Несмотря на различные наименования органов управления, они имеют схожие задачи и цели существования. Основными целями их деятельности выступает организационное управление технопарком, взаимодействие с внешней средой, управление внутренней средой. При этом различные органы, созданные в структуре управления технопарка, имеют различные наименования, но разница между этими органами управления одного технопарка от другого проявляется в том, какие именно функции берет на себя конкретный орган, сфера его деятельности и полномочия. Может быть даже так, что в одном технопарке центр реализации идей, служба интеллектуальной собственности и научно-информационный комплекс существуют как три разных органа со своими отдельными функциями, в другом же технопарке может существовать отдельный единичный орган, выполняющий функции всех трех органов.

Очень важное значение при этом имеет создание нормативной базы, определяющей четкий перечень органов управления технопарком. Однако систему органов управления, которую можно внести в законодательную базу, способна

определить лишь практика применения этих органов в виде успешной и плодотворной работы соответствующего технопарка.

Мы считаем, что система органов управления должна иметь в законе лишь базовую структуру: в лице генерального директора, совета директоров, органа взаимодействия с партнерами, органом управления недвижимостью и органом, отвечающим за инновационную деятельность. Считаем целесообразным создание при каждом этом органе соответствующие подразделения и отделы, наделенные своими полномочиями и имеющие свои задачи и функции. При этом неважно, как они будут именоваться. Необходимо, чтобы каждый член совета директоров отвечал за определенную область деятельности и был подотчетен совету директоров. Для исключения некачественной работы любого члена правления должна существовать ответственность. Необходима строгая иерархия органов. Только жесткий и серьезный подход к разработке компетенции органов способен привести к эффективному развитию такого сложного и необходимого явления, как технопарк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.