Научная статья на тему 'ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ'

ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНТРОЛЬ / ПРИРОДООХРАННЫЕ ОРГАНЫ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ГОСУДАРСТВО / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / CONTROL / ENVIRONMENTAL AUTHORITIES / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дёмина Елизавета Петровна, Ризаева Дана Эльдаровна

Базовая статистика с сайтов прокуратур показывает, что каждый год увеличивается объем работы российской прокуратуры. Это связано с опытом и усиленной деятельностью сотрудников. Однако оценить эффективность этой работы сейчас еще рано, так как сейчас цифры стали основным показателем профессионализма в правоохранительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дёмина Елизавета Петровна, Ризаева Дана Эльдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANS EXERCISING STATE CONTROL OVER THE IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND ENVIRONMENTAL LEGISLATION, AND THEIR COMPETENCE

Basic statistics from the websites of the prosecutor's offices show that the volume of work of the Russian prosecutor's office increases every year. This is due to the experience and increased activity of employees. However, it is still too early to assess the effectiveness of this work, since now the figures have become the main indicator of professionalism in the law enforcement sphere.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ»

Евразийская адвокатура. 2024. № 4 (69). С. 140. Eurasian advocacy. 2024;(4(69)):140.

Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве

Научная статья УДК 349.6

doi 10.52068/2304-9839_2024_69_4_140

ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

ДЁМИНА Елизавета Петровна

^искатель Юридического института Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая , д. 6, Российская Федерация РИЗАЕВА Дана Эльдаровна

Кандидат юридических наук, ассистент департамента экономики и управления Института экономики, управления

и права Московского городского педагогического университета

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, Российская Федерация

Аннотация: Базовая статистика с сайтов прокуратур показывает, что каждый год увеличивается объем работы российской прокуратуры. Это связано с опытом и усиленной деятельностью сотрудников. Однако оценить эффективность этой работы сейчас еще рано, так как сейчас цифры стали основным показателем профессионализма в правоохранительной сфере.

Ключевые слова: экология, экологическое законодательство, контроль, природоохранные органы, прокурорский надзор, государство

Для цитирования: Дёмина Е.П., Ризаева Д.Э. Органы, осуществляющие государственный контроль за исполнением природоохранного и экологического законодательства, и их компетенция // Евразийская адвокатура. 2024. № 4(69). С. 140. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_140

Justice and Law-Enforcement Activity in the Eurasian Space

Original article

ORGANS EXERCISING STATE CONTROL OVER THE IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND ENVIRONMENTAL LEGISLATION, AND THEIR COMPETENCE

DEMINA Elizaveta Petrovna

Applicant of the Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia 117198, Moscow, Miklouho-Maclay st., 6, Russian Federation RIZAEVA Dana Eldarovna

Candidate of Law, Assistant of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics of Management and Law of the Moscow City Pedagogical University 129226, Moscow, 2nd Agricultural Passage, 4, Russian Federation

Abstract: Basic statistics from the websites of the prosecutor's offices show that the volume of work of the Russian prosecutor's office increases every year. This is due to the experience and increased activity of employees. However, it is still too early to assess the effectiveness of this work, since now the figures have become the main indicator of professionalism in the law enforcement sphere.

Keywords: ecology, environmental legislation, control, environmental authorities, public prosecutor's supervision, the state

For citation: Demina E.P, Rizaeva D.E. Organs Exercising State Control over the Implementation of Environmental Protection and Environmental Legislation, and their Competence = Eurasian advocacy. 2024;4(69):140. (In Russ.). https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_140

© Дёмина Е.П., Ризаева Д.Э., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC).

В настоящее время одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в современном обществе является тема экологии, поскольку от состояния последней напрямую зависит жизнь человека.

Современный этап развития характеризуется существенным возрастанием комплексного изучения и регулирования взаимоотношений между обществом и природой. Негативное воздействие человека на природу имеет давнюю историю, но никогда прежде эти изменения и нарушения не происходили с такой скоростью, как сейчас. В этой связи в последнее время в научной среде все чаще возникают вопросы, касающиеся проблем сохранения природной среды в её естественном состоянии для будущего поколения. К сожалению, нужно признать, что масштабы антропогенного воздействия на окружающую природную среду стали слишком велики, приблизились и превысили предел. С каждым годом человечество всё больше загрязняет окружающую среду бытовым мусором, создаёт огромное количество вредных выбросов, что приводит к нарушению экологического состояния планеты [7, с. 80].

В этой связи возрастает роль государства как регулятора общественных отношений в экологической сфере. Крайне тревожное состояние экологии вследствие возрастания негативного воздействия на природу предопределило появление относительного нового направления в деятельности государства - экологической функции, без которой современное государство не может существовать. Её центральным элементом является формирование, разработка и реализация государственной экологической политики, направленной на сохранение и воспроизводство здоровой и безопасной среды. Усиление антропогенного воздействия на природу, истощение природных ресурсов придают этому направлению деятельности государства особое значение. Возникающая угроза нарушения экологического равновесия может быть решена только путём разработки и реализации грамотных управленческих решений [2].

К органам, осуществляющим государственный контроль за исполнением природоохранного и экологического законодательства, можно отнести: Президента РФ, Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ [3].

Поскольку Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод граждан, включая право на благоприятную окружающую среду и доступ к информации о ней, он также выступает в качестве защитника экологических прав. Пре-

зидент выражает интересы всех граждан, включая экологические интересы, и обязан при помощи своих полномочий обеспечивать их защиту со стороны государственных органов.

Помимо этого, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти [3]. Эта функция является достаточно значимой, поскольку в рамках её реализации происходит формирование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в области экологии. К числу важных полномочий следует отнести определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, в том числе внутренней и внешней политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Для выражения содержания государственной экологической политики Президент РФ использует различные формы, например утверждение доктрин, концепций, основ политики. Полномочий у Президента РФ очень много, и деятельность в сфере управления охраной окружающей среды представляет лишь их часть. Следующим органом общей компетенции является Правительство РФ. Применительно к рассматриваемой сфере можно выделить следующие полномочия: обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности [10].

Особую роль в экологической политике России играет государственный экологический контроль (надзор), который представляет собой установленную нормативными правовыми актами деятельность, осуществляемую специально уполномоченными федеральными или региональными контрольно-надзорными органами в области охраны окружающей среды, которая направлена на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной деятельности.

Экологический аудит (экологическое аудирование) - это независимая документированная оценка соблюдения субъектом хозяйствования государственных и международных требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности [9]. Осуществляется в двух формах: добровольная - на основании заказа заинтересованного субъекта с согласия владельца объекта экологического аудита, обязательная - по заказу органов исполнительной власти или органов местного са-

моуправления в отношении объектов, которые составляют повышенную экологическую опасность. Государственный учёт - это деятельность органов государственной власти, включающая в себя сбор, обработку и регистрацию информации, предполагает ведение государственных реестров, кадастров, регистров.

Органы, осуществляющие государственный контроль за исполнением природоохранного и экологического законодательства, считают, что совершенствование законодательства должно основываться на:

- включении экологической безопасности в число приоритетных направлений социально-экономического развития;

- ориентации на использование экологически чистых технологий и практик во всех отраслях народнохозяйственного комплекса;

- бассейновом подходе к управлению природопользованием и охраной окружающей природной среды;

- использовании региональных экологических нормативов, норм и правил природопользования [4].

Прокуратура имеет важную функцию в осуществлении надзора за соблюдением законов, что не является главной задачей для органов контроля. Например, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования не только контролирует соблюдение экологического законодательства, но и выполняет дополнительные функции, такие как организация экологической экспертизы, выдача разрешений на ввоз вредных веществ и лицензирование деятельности по обезвреживанию отходов.

За невыполнение законных требований прокурора устанавливается ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ), которая подчеркивает обязательность исполнения требований прокурора, характеризуется умыслом и может быть выражена как в активном действии, так и в бездействии граждан, должностных лиц, обязанных исполнять требования указанных лиц. С учетом характера и степени общественной опасности неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий (в результате неисполнения требований прокурора вред может быть весьма значительным, могут существенно пострадать интересы граждан, а также связанные с ними интересы общества и государства в сфере экологических отношений), представляется, что верхний предел санкции должен быть увеличен. Повышение санкций позволит суду при рассмотрении дела о неисполнении законных требований прокурора учесть

при назначении наказания степень общественной опасности соответствующего правонарушения, будет способствовать активизации возбуждения прокурорами дел об административных правонарушениях в связи с неисполнением их законных требований, поскольку, как показали результаты интервьюирования прокурорских работников, в отдельных случаях неисполнения их законных требований такие дела не возбуждаются именно в связи с низкими размерами установленных в ст. 17.7. КоАП РФ санкций.

Таким образом, исследование факторов обеспечения экологической безопасности выявило, что в настоящее время нет единообразного подхода и классификации факторов, методов и показателей обеспечения экологической безопасности. Тем не менее при изучении факторов обеспечения экологической безопасности выявлено, что при их оценке исходят из классификации экологических угроз на внешние и внутренние. Факторы обеспечения экологической безопасности могут быть обусловлены различными причинами.

Одним из важнейших средств регулирования общественных отношений в той или иной сфере было и остается право, которое является необходимой формой реализации государственной экологической политики. Правовой блок формируется всей совокупностью нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области охраны окружающей среды, механизмы их исполнения и применения ответственности. Главная роль в этом отводится Конституции РФ. Также основу для реализации требований в области экологии составляют нормы федеральных и региональных законов и подзаконных нормативных правовых актов [8].

В ходе анализа нормативных правовых актов выяснилось, что в законодательстве существует ряд пробелов. Так, например, в российском законодательстве не дано чёткого определения, что представляет собой государственная экологическая политика, а лишь фрагментарно называются схожие понятия. Отсутствие формального определения затрудняет уяснение обозначаемого различно правового понятия. Исследование показало, что главным звеном в системе экологического права являются нормы, закрепляющие неотъемлемое право каждого человека на благоприятную окружающую среду [6, с. 33].

Анализируя деятельность органов прокуратуры по контролю за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, обозначим следующие нарушения, которые имеют наибольшую распространенность и географическую при-

надлежность. Связаны они с ненадлежащим осуществлением органами государственной власти, МСУ, контролирующими органами возложенных на них полномочий, невнесением или несвоевременным внесением хозяйствующими субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения уполномоченного органа, функционированием стационарных источников загрязнения без утвержденных проектов нормативов ПДВ или с их превышением, необеспечением проведения регулярного производственного контроля и др.

Например, в Калужской области органами прокуратуры в 2023 г. было выявлено 52 приро-допользователя, которые вовсе не предоставили расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, и областное управление Ро-сприроднадзора мер по привлечению виновных к ответственности, взысканию задолженности по указанной плате не принимало. Калужским межрайонным природоохранным прокурором руководителю управления было внесено представление, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, все необходимые расчеты и выплаты произведены. В большинстве случаев после вмешательства органов прокуратуры пресекаются и устраняются выявленные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха хозяйствующими субъектами. Недавним примером может служить вызвавшее широкий резонанс в обществе дело о резком повышении содержания ртути и сероводорода в воздухе Москвы в ноябре 2023 года из-за неконтролируемого выброса загрязняющих веществ. В начале 2024 года природоохранный прокурор Москвы возбудил по этому случаю дело в отношении «Газпромнефть-МНПЗ» [2].

Меры прокурорского реагирования должны быть применены лишь тогда, когда полномочий существующих органов экологического контроля (надзора) недостаточно, или они их не применяют в силу каких-либо причин, когда совершаются серьезные правонарушения, объектом которых становятся жизнь и здоровье населения, либо когда затрагиваются интересы большого круга субъектов.

Список источников

1. О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)): постановление Правительства РФ от 30 июня

2021 г. № 1096 [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/401332036/#review.

2. В отношении Московского НПЗ возбуждено дело о несоблюдении экологических требований [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/ business/416343.

3. Алпацкая Е.Г Современные требования к реализации государственного экологического контроля и земельного надзора // Общество, экономика, управление. 2022. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trebovaniya-k-realizatsii-gosudarstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya-i-zemelnogo-nadzora.

4. Винокуров А.Ю. Обязательные требования в экологической сфере и вопросы прокурорского надзора // Искусство правоведения. The art of law. 2022. № 3 (3) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obyazatelnye-trebovaniya-v-ekologicheskoy-sfere-i-voprosy-prokurorskogo-nadzora.

5. Королев С.Ю. Правовая политика в сфере государственного земельного контроля (надзора): некоторые аспекты понятия контрольно-надзорной деятельности в контексте исторического развития // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 3. С. 33-47.

6. Младенова Е.В. Понятие и назначение государственного экологического контроля (надзора) // Вестник Поволжского института управления. 2021. № 5. С. 78-87.

7. Младенова Е.В. Понятие и назначение государственного экологического контроля (надзора) // Вестник Поволжского института управления. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ponyatie-i-naznachenie-gosudarstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya-nadzora.

8. Назина М.А Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 11-1 (86) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-za-ispolneniem-ekologicheskogo-zakonodatelstva-2.

9. Умарова М.Х., Исраилова С.А., Исмаилов А.А. Применение информационной системы в экологическом мониторинге окружающей среды // Индустриальная экономика. 2023. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ primenenie-informatsionnoy-sistemy-v-ekologicheskom-monitoringe-okruzhayuschey-sredy.

References

1. O federaknom gosudarstvennom e'kologicheskom kontrole (nadzore) (vmeste s Polozheniem o federaTnom gosudarstvennom e'kologicheskom kontrole (nadzore)): postanovlenie Pravitekstva RF ot 30 iyunya 2021 g. № 1096 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www. garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/401332036/#review.

2. V otnoshenii Moskovskogo NPZ vozbuzhdeno delo

0 nesoblyudenii e'kologicheskix trebovanij [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.interfax.ru/business/416343.

3. Alpaczkaya E.G Sovremenny~e trebovaniya k re-alizacii gosudarstvennogo e'kologicheskogo kontrolya

1 zemeknogo nadzora // Obshhestvo, e'konomika, up-

ravlenie. 2022. № 4 [Elektronny^ resurs]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trebovaniya-k-re-alizatsii-gosudarstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya-i-zemelnogo-nadzora.

4. Vinokurov A.Yu. Obyazaterny"e trebovaniya v e"kologicheskoj sfere i voprosy" prokurorskogo nadzo-ra // Iskusstvo pravovedeniya. The art of law. 2022. № 3 (3) [Elektronny^ resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obyazatelnye-trebovaniya-v-ekologicheskoy-sfere-i-voprosy-prokurorskogo-nadzora.

5. Korolev S.Yu. Pravovaya politika v sfere gosudarst-vennogo zemel"nogo kontrolya (nadzora): nekotory"e as-pekty" ponyatiya kontrorno-nadzornoj deyatel"nosti v kontekste istoricheskogo razvitiya // Pravovaya politika i pravovaya zhizn". 2022. № 3. S. 33-47.

6. Mladenova E.V. Ponyatie i naznachenie gosudarst-vennogo e"kologicheskogo kontrolya (nadzora) // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2021. № 5. S. 78-87.

7. Mladenova E.V. Ponyatie i naznachenie gosu-darstvennogo e"kologicheskogo kontrolya (nadzora) // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2021. № 5 [Elektronny1] resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-i-naznachenie-gosudarstvennogo-eko-logicheskogo-kontrolya-nadzora.

8. Nazina M.A Prokurorskij nadzor za ispolneniem e"kologicheskogo zakonodatel"stva // Mezhdunarodny"j zhurnal gumanitarny"x i estestvenny"x nauk. 2023. № 11-1 (86) [Elektronny1] resurs]. URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-za-ispolneniem-eko-logicheskogo-zakonodatelstva-2.

9. Umarova M.X., Israilova S.A., Ismailov A.A. Prim-enenie informacionnoj sistemy" v e"kologicheskom monitoringe okruzhayushhej sredy" // Industrial"naya e"konomika. 2023. № 4 [Elektronny"] resurs]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionnoy-sistemy-v-ekologicheskom-monitoringe-okruzhayuschey-sredy.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.05.2024; одобрена после рецензирования 10.06.2024; принята к публикации 11.06.2024.

The article was submitted 27.05.2024; approved after reviewing 10.06.2024; accepted for publication 11.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.