Органы местного самоуправления и районные СМИ как субъекты информационного пространства города
Пономарева Диана Игоревна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента, Московский авиационный институт E-mail: [email protected]
Кузьмичева Алла Александровна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента, Московский авиационный институт E-mail: [email protected]
В статье изложены результаты исследования качественного состояния взаимодействия сотрудников одной из Управ г. Москвы с государственными и частными средствами массовой информации. Актуальность данной научной работы обусловлена тем, что с социологических и психологических позиций была проанализирована тенденция взаимоотношений органов муниципальной власти, населения и СМИ различных уровней. Выявлена роль прессы в процессе взаимодействия муниципального органа управления с гражданами - в качестве канала широкого информирования общественности о своей работе, а также источника информации, необходимой для принятия стратегических и тактических решений. Показано, что в настоящее время существует социальная потребность в создании адекватной эффективной системы взаимодействия между представителями муниципальной власти мегаполиса (Управы в качестве субъекта информационной политики) и журналистами. Такая система должна сделать значимую информацию доступной для граждан, обеспечивать наличие обратной связи, многовариантность альтернативных достоверных источников информации о жизни и состоянии общества.
Ключевые слова: органы власти, муниципалитет, Управа, СМИ, гражданское общество, журналистика, связи с общественностью, социальное партнерство.
Введение
В современном российском обществе формирование и демонстрация активной позиции населения мегаполиса по социально значимым вопросам является одной из приоритетных задач. Открытый и беспрепятственный доступ к социально востребованной информации выступает в этом контексте необходимым условием демократичного управления на уровне территориальных органов власти. Актуальная информация способствует более широкой осведомленности разных социальных целевых групп, стимулирует прогресс в развитии информационных технологий, а также может помочь в решении сложных экономических, научных и культурных проблем [1; 3; 10].
Реализация права граждан на информацию, а также информационная открытость органов публичной власти являются важнейшими условиями функционирования правового государства [9]. Без доступа к информации граждане не могут активно участвовать в обсуждении различных насущных вопросов и принимать объективные решения, когда возникает необходимость голосовать на выборах. Без сведений о том, в чем конкретно состоят права каждого гражданина и как государство обязуется их гарантировать и соблюдать, люди не могут точно знать, соблюдает ли эти права государство, выполняет ли свои обязанности по обеспечению граждан необходимыми ресурсами. Не располагая соответствующей информацией об изменениях в государственной политике и общегосударственных решениях, граждане не смогут грамотно обосновать свои претензии и потребовать защиты своих прав [4; 5].
Таким образом, обеспечение открытости информации для граждан и защита их информационных прав, а также ориентация важнейших технологических компонентов информационной среды (системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение массовой информации - все это должно быть трендом в процессе взаимодействия муниципалитетов с представителями СМИ [2; 8].
В настоящее время связи с общественностью являются существенным, системообразующим элементом в структуре деятельности и массовой коммуникации органов государственной (в частности, муниципальной) власти [6; 14]. В зависимо-
го о
о Л о
о сз о в
сти от типа органа государственной власти, содержания информации и цели обращения существует несколько способов взаимодействия. Первый -это пропаганда, то есть информирование публики о деятельности органов государственной власти. Данный способ имеет существенные недостатки, так как при этом отсутствует возможность обратной связи, следовательно, люди в большинстве своем с недоверием относятся к предоставленной информации. Второй способ взаимодействия с общественностью - распространение положительной информации о деятельности при помощи специальных PR-технологий на основе убеждения. В результате учитывается реакция общественности, на которую направлено воздействие, что может, в свою очередь, неблагоприятно повлиять на имидж органа государственной власти. Третий способ - регулярное информирование граждан о деятельности территориальных властей, координация усилий для удовлетворения запросов граждан и предотвращения конфликтов между населением и чиновниками на местах. Реальное участие общественности в подготовке и принятии решений, значимых для местного самоуправления, предполагает полную информированность населения уже на ранних стадиях процесса принятия решений [7]. Это возможно только в том случае, если доступ к информации будет свободным и легким. Принимающие решения инстанции должны приглашать общественность к сотрудничеству - просить ее формулировать вопросы и высказывать свое мнение на дискуссиях, адекватно реагировать на высказываемые замечания и пожелания. Решения, принятые вопреки мнению общественности, должны быть мотивированы.
Известно, что журналисты и местная власть, как правило, находятся в очень сложных взаимоотношениях [7; 12]. Основная трудность - разнона-правленность интересов чиновников муниципалитетов и журналистов относительно поддержания в государственных и частных СМИ собственного имиджа, а также позиционирования представляемых ими структур в глазах общественности. В связи с этим представляется наиболее целесообразной мерой реализация принципа социального партнерства. В менталитете руководства городов возрастает осознание того, что важнейшим условием успешного функционирования всех уровней власти муниципальных образований является согласованность позиций между многочисленными общественными формированиями и системой управления по приоритетным направлениям развития. Достижение этого согласия зависит от успешности выполнения задач, направленных на ускорение прогресса в системе муниципального управления, обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления для маке симальной приближенности к населению. М Не вызывает сомнений тот факт, что в современном российском обществе социальное пар° тнерство востребовано на различных уровнях ав управления во многих сферах жизни [11]. Однако
практика показывает, что даже в самых лучших планах социального партнерства участвуют органы местного самоуправления, наиболее крупные и влиятельные организации, предприятия, объединения, общественность и население. Место для СМИ в таких планах не предусмотрено. Между тем, очевидно, что без местной прессы привлечь общественность и население к участию в разработке стратегических планов развития города и в реализации идей социального партнерства невозможно в принципе [13]. Только с непосредственным участием местной прессы можно успешно реализовать диагностику проблем и потребностей, выявить возможные альтернативные решения, оценить последствия различных альтернатив, создать условия для решения конфликтов в городском сообществе, поиска консенсуса, деполяризации интересов. Именно при поддержке местной прессы можно обеспечить эффективное функционирование таких программ информирования целевой аудитории, вовлечения целевых групп населения в обсуждение жизненно важных для их района вопросов. При этом необходимо задействовать весь арсенал современных PR-технологий и социально-психологических методов формирования доверия граждан к местным чиновникам: организация горячих линий, общественных приемных, регулярные опросы, фокус-группы, общественные слушания, интерактивные теле- и радиодебаты, гражданский референдум, голосование по ключевым вопросам через средства массовой информации.
Организация общественного участия в проектах развития города - это еще и процесс построения взаимного доверия и преодоления стереотипов между представителями общественных организаций и чиновниками. Поэтому возникает необходимость реализовать специальные программы, позволяющие создать режим диалога между местной властью, местной прессой, структурами гражданского общества. Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней, доступность для любого физического или юридического лица получения информации о принимаемых ими решениях, их текущей деятельности - должны быть не только необходимыми элементами осуществления связи между гражданами и их избранниками, но и средствами эффективного функционирования самих органов власти.
Основная часть
Для исследования обозначенных проблем (на уровне конкретного территориального органа местной власти г. Москвы) была выдвинута гипотеза о том, что «контакт отдела по связям с общественностью Управы с представителями местных СМИ налажен и способствует формированию обратной связи с населением». Выборка оформлялась методом доступных случаев (в процессе проведения общественного мероприятия с местными жителями), было роздано 100 анкет, обратно вернулось 78. Анкеты принимались как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
В ходе интервью с руководителем отдела по связям с общественностью были выявлены следующие тенденции, определяющие роль представителей СМИ в организации Управой внешних связей с общественностью. Управа района взаимодействует с районными СМИ. «Со СМИ мы активно сотрудничаем. Я говорю про районные СМИ». Роль единой информационной политики так же отмечена чиновником: «С государственными СМИ проще работать, поскольку они обычно имеют схожую информационную политику». Работа с частными СМИ требует усиленного внимания. Таким образом, «мы имеем ситуацию, в которой работа с частными районными СМИ требует большего времени и ресурсов», - отмечает сотрудник.
Для оценки роли частных районных независимых СМИ было проведено анкетирование сотрудников Управы района (табл. 1). Первым шагом было выявлено мнение сотрудников о важности работы со СМИ всех организационных форм.
Таблица 1. Значение результатов работы Управы со СМИ
№ Вариант Процент ответивших сотрудников
1 Очень важны 33%
2 Достаточно важны 48%
3 Не слишком важны 17%
4 Совсем не важны 2%
Итого 100%
Подавляющие большинство сотрудников Управы высоко оценивают важность данной работы для организации успешных связей с общественностью («Очень важны» - 33%. «Достаточно важны» - 48%). Итого 81% сотрудников предпочитают данные формы работы. Следующий вопрос был призван выявить, как часто сотрудники Управы контактируют с представителями государственных СМИ с целью оказать помощь в подготовке деятельности своего отдела (рис. 1).
Рис. 1. Интенсивность контактов чиновников с государственными СМИ
Исследование показывает, что 45% сотрудников контактировали с государственными СМИ 2 раза за всё время работы. 24% сотрудников не контактировали ни разу. Если учесть тот факт, что, как правило, государственные СМИ поддерживают точку зрения Управы, то напрашивается вывод
о том, что почти треть служащих не желают данных контактов. Хотя 81% сотрудников заявили о важности контактов в предыдущем вопросе анкеты.
Аналогичный вопрос был задан по отношению к частным СМИ (рис. 2).
Рис. 2. Интенсивность контактов с частными СМИ
Как видим, 43% сотрудников не контактировали с частными СМИ. Число сотрудников, которые имели опыт общения с частными СМИ 1-2 раза за все время работы в Управе 39%.
В ходе анкетирования были отобраны сотрудники, участвующие в пресс - мероприятиях, проводимых Управой. Данные работники ответили на вопрос «Представители каких СМИ обычно присутствуют на пресс -мероприятиях, организуемых управой района». По итогам ответов выяснилось, что доля участия государственных СМИ превосходит аналог частного сектора почти в два раза: 39% против 22%.
На завершающей стадии социологического исследования были выявлены наиболее освещаемые темы и вопросы в частной местной газете (табл. 2). В архивах информационно-аналитической системы «Медиалогия» были собраны все пресс-материалы газеты (сообщения и статьи), среди которых определены доминантные тематики и рубрики, распределенные на первом этапе в убывающем порядке, а далее - в процентном соотношении.
Таблица 2. Контент-анализ частной районной газеты
Информация в статьях Количество сообщений
1. Транспорт, транспортная инфраструктура 518
2. Законы, нормативно-правовые акты 474
3. Социальная сфера 412
4. Культура, искусство, досуг, спорт 346
5. ЖКХ 300
6. Противодействия коррупции, анти коррупционные меры 271
7. Конкурсы, тендеры 2452
8. Строительство, ремонт, капремонт 220
9. Экономическое развитие 170
10. Льготы, социальные выплаты, пособия 150
11. Потрачено бюджетных средств, использовано бюджетных средств 130
сз о
о Л о
о сз о в
Был проведен сравнительный анализ предпочтений жителей и оценки ими «узких мест» с доминантными тематиками частной районной газеты. Первое место в рейтинге приоритетов - «развитие транспортной инфраструктуры», совпало у обеих категорий.
Пункт «строительные и ремонтные работы» в рейтинге жителей был на втором месте, у газеты - на восьмом, «экономическое развитие района в целом» у жителей заняло третье место по значимости, а у газеты - девятое, «ЖКХ» заняло у жителей четвёртое место, у газеты по количеству тематик - пятое, «развитие социальной инфраструктуры» и «противодействие коррупции» у жителей заняли шестое и седьмое места соответственно, а у газеты - третье и шестое. Несмотря на распространённое мнение ученых по данной проблеме, заключающееся в том, что частные СМИ находятся ближе к интересам жителей, чем государственные районные СМИ, в данном случае предположение не подтвердилось.
Проведённое исследование наглядно высвечивает проблематику недоверия граждан к муниципальным властным образованиям. Таким образом, гипотеза о том, что контакт отдела по связям с общественностью Управы с представителями местных СМИ налажен и способствует формированию обратной связи с населением, не нашла своего подтверждения.
Как выяснилось, организация внешних связей с общественностью налажена неэффективно, вследствие чего общественные структуры и население не ощущают в должной мере заботу власти о благоустройстве их жизнедеятельности. Как указывалось выше, изучаемая проблема имеет два полюса, два вектора направленности: «сверху» и «снизу». Вектор направленности «сверху» исходит от местной муниципальной власти, от её инициативности, а вектор «снизу» исходит от самих жителей. Данная категория не инициативна, что прослеживается в нежелании населения участвовать в опросах, помогать специалистам в изучении общественного мнения, приходить на встречи с чиновниками и местными депутатами, отсутствии активности в социальных сетях, электронном пространстве и т.п. Вышеуказанные тенденции, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что российское гражданское общество проходит своеобразную «ломку» своего становления, позволяет государственной власти реализовывать то, что противоречит интересам и запросам населения. Что касается проблематики PR, то органам местного самоуправления необходимо провести качественные изменения в деятельности служб по связям с общественностью. Прежде всего, нужно улучшить механизмы социального партнерства общественности и органов муниципальной вла-е сти. Согласование интересов сторон должно за-е крепиться в общественном сознании и политическом поведении населения, а также в нормативного правовых актах, регулирующих деятельность му-ав ниципальных органов власти.
Заключение
В современном обществе право на информацию о действиях и решениях органов государственной (публичной, муниципальной)власти является одним из основных и неотъемлемых прав гражданина. Для гармоничного развития демократических институтов, гражданского общества, устойчивого функционирования социально-политической системы необходимо, чтобы граждане обладали достоверной информацией, могли принимать оптимальные решения на основе имеющихся у них данных. Нежелание или неспособность чиновников местного самоуправления применять в общении с населением весь спектр современных коммуникационных технологий неизбежно приводят к отсутствию четкого понимания планов и перспектив развития конкретного района мегаполиса, оторванности реализуемых проектов от их конечных потребителей. Сокрытие информации под видом ее секретности, сознательное искажение или же создание препятствий для ее получения существенно сокращают возможности граждан полноценно участвовать в жизни общества на всех без исключения уровнях.
Литература
1. Агибалов Ю.В., Алёхин Н.А., Баранов В.М. Становление гражданского общества в России: Личность, самоуправление, власть. Монография. - Воронеж: Изд. Воронежского гос. университета, 2012. - 364 с.
2. Балынская Н.Р., Коптякова С.В., Зиновьева Е.Г. Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в органах муниципального управления // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 1 (26). С. 16-24.
3. Государственное и муниципальное управление. Монография. - СПб.: «Инфо-да», 2017. -230 с.
4. Зайцева Е.М. Особенности влияния СМИ на государственную политику и управление местным сообществом // Муниципалитет: экономика и управление. 2016. № 1 (14). С. 63-67.
5. Землянская Л.М. Журналистика и коммуника-тивистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. - М.: Медиамир, 2013. - 186 с.
6. Зимин В.А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением и общественными организациями. - Самара: АСГАРД, 2015. - 186с.
7. Кузьмичева А.А. Информационная политика органов местного самоуправления как фактор формирования гражданского общества в РФ // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 2. С. 9-17.
8. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. -190 с.
9. Нисневич Ю.А. Государство XXI в. Тенденции и проблемы развития. - М.: КНОРУС, 2012. -286 с.
10. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и организации местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Собрание Законодательных актов Российской Федерации. 2006. № 7. Ст. 776.
11. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И. Социальное партнерство в профессиональной деятельности пенитенциарного психолога в условиях воспитательной колонии // Социальное партнерство как принцип взаимодействия в социальной работе. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: Он-тоПринт, 2014. - С. 110-112.
12. Фадеева Е. Н., Сафронов А.В., Красильнико-ва М.А. Связи с общественностью: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018. - 263 с.
13. Федеральный закон от 06.10.2003 Ш31-Ф3 (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 02.04.2020).
14. Чумиков А.Н., Бочаров М.П.. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 343 с.
LOCAL GOVERNMENTS AND REGIONAL MEDIA AS SUBJECTS OF THE CITY'S INFORMATION SPACE
Ponomareva D.I., Kuzmicheva A.A.
Moscow Aviation Institute
The article presents the results of a study of the qualitative state of interaction between employees of one of the Departments of Moscow with public and private media. The relevance of this scientific work is due to the fact that the trend of relations between municipal authorities, the population and the media at various levels was analyzed from a sociological and psychological point of view. The role of the press in the process of interaction of the municipal government with citizens is revealed - as a channel for informing the public about their work, as well as a source of information necessary for making strategic and tactical decisions. It is shown that at present there is a social need to create an adequate effective system of interaction between representatives of the municipal authorities of the megapolis
(the city Council as a subject of information policy) and journalists. Such a system should make meaningful information available to citizens, provide feedback, and provide a variety of alternative reliable sources of information about the life and state of society.
Keywords: authorities, municipality, Government, mass media, civil society, journalism, public relations, social partnership.
References
1. Agibalov Yu. V., Alyokhin N.A., Baranov V.M. Formation of civil society in Russia: Personality, self-government, power. Monograph. - Voronezh: Publishing House. Voronezh state University. University, 2012 - - 364 p.
2. Balynskaya N. R., Koptyakova S.V., Zinovieva E.G. Analysis of the use of information and communication technologies in municipal administration // Municipality: economy and management. 2019. No. 1 (26). Pp. 16-24.
3. State and municipal administration. Monograph. Saint Petersburg: info-da, 2017, 230 p.
4. Zaitseva E.M. Features of media influence on state policy and local community management // Municipality: economy and management. 2016. no. 1 (14). Pp. 63-67.
5. Zemlyanskaya L.M. Journalism and communication studies. Conceptualization of media processes in modern foreign science, Moscow: Mediamir, 2013, 186 p.
6. Zimin V.A. Interaction of local self-government bodies with the population and public organizations. - Samara: ASGARD, 2015. - 186s.
7. Kuzmicheva A.A. Information policy of local governments as a factor in the formation of civil society in the Russian Federation // Ethnic society and international culture. 2020. no. 2. Pp. 9-17.
8. Markov A.A. Public Relations in government: textbook. - M.: IN-FRA-M, 2019. - 190 p.
9. Nisnevich Yu.A. State of the XXI century. Trends and problems of development, Moscow: KnoRus, 2012, 286 p.
10. On providing access to information about the activities of state bodies and local self-government organizations: Federal law No. 8-FZ of February 9, 2009 // Collection of Legislative acts of the Russian Federation.2006. no. 7. St. 776.
11. Ponomareva E. A., Ponomareva D.I. Social partnership in the professional activity of a penitentiary psychologist in an educational colony / / Social partnership as a principle of interaction in social work. Materials of the Intercollegiate scientific and practical conference, Moscow: Ontoprint, 2014, Pp. 110-112.
12. Fadeeva E. N., Safronov A.V., Krasilnikova M.A. Public Relations: textbook and workshop for academic undergraduate studies. - Moscow: yurayt, 2018. - 263 p.
13. Federal law of 06.10.2003 № 131-FZ (as amended on 27.12.2019) "On the General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" - [Electronic resource]. - Access mode: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/ (accessed 02.04.2020).
14. Chumikov A. N., Bocharov M.P. State PR: public relations for state organizations and projects - 3rd ed., pererab. and add. -M.: INFRA-M, 2019. - 343 p.
C3
о
о Л о
о сз о в