Научная статья на тему 'Органы государственной власти и институты гражданского общества России в контексте реализации правоохранительной функции'

Органы государственной власти и институты гражданского общества России в контексте реализации правоохранительной функции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
799
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / БОРЬБА С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ / THE OFFENSE STRUGGLE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И МОЛОДЕЖИ / THE INTERACTION BETWEEN THE POLICE AND YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоренко Святослав Петрович

В статье анализируются основные формы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества России в контексте реализации правоохранительной функции. Рассматриваются особенности формирования, развития и функционирования институтов гражданского общества в российских условиях. Автор приводит наиболее эффективные пути и способы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества в сфере профилактики и борьбы с противоправными проявлениями. Детерминируются факторы, оказывающие наиболее значительное влияние на данные процессы, предлагаются конкретные модели и методы создания эффективной системы взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества по защите национальных интересов, обеспечению общественной безопасности, профилактики и борьбы с правонарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федоренко Святослав Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC AUTHORITIES AND INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS

The article analyzes the main forms of interaction between public authorities and civil society institutions of Russia in the context of the implementation of law enforcement functions. Features of formation, development and functioning of institutes of civil society in the Russian conditions are considered. The most effective ways and means of interaction of public authorities, local self-government bodies and civil society in the field of prevention and fight against illegal manifestations are specified. The factors that have the most important impact on these processes are determined. They propose specific models and methods for creating an effective system of interaction between law enforcement agencies and civil society institutions to protect national interests, ensure public safety, prevent and combat offences.

Текст научной работы на тему «Органы государственной власти и институты гражданского общества России в контексте реализации правоохранительной функции»

УДК 342.53 ББК 67.400

Федоренко Святослав Петрович Fedorenko Svyatoslav Petrovich

доцент кафедры теории государства и права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент.

Associate Professor, Department of Theory of State and Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor. Tel.: 8 (928) 229-94-34.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Public authorities and institutions of civil society in Russia in the context of the implementation of law enforcement functions

В статье анализируются основные формы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества России в контексте реализации правоохранительной функции. Рассматриваются особенности формирования, развития и функционирования институтов гражданского общества в российских условиях. Автор приводит наиболее эффективные пути и способы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества в сфере профилактики и борьбы с противоправными проявлениями. Детерминируются факторы, оказывающие наиболее значительное влияние на данные процессы, предлагаются конкретные модели и методы создания эффективной системы взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества по защите национальных интересов, обеспечению общественной безопасности, профилактики и борьбы с правонарушениями.

Ключевые слова: государство, гражданское общество, национальные интересы, национальная безопасность, борьба с правонарушениями, взаимодействие полиции и молодежи.

The article analyzes the main forms of interaction between public authorities and civil society institutions of Russia in the context of the implementation of law enforcement functions. Features of formation, development and functioning of institutes of civil society in the Russian conditions are considered. The most effective ways and means of interaction of public authorities, local self-government bodies and civil society in the field ofprevention and fight against illegal manifestations are specified. The factors that have the most important impact on these processes are determined. They propose specific models and methods for creating an effective system of interaction between law enforcement agencies and civil society institutions to protect national interests, ensure public safety, prevent and combat offences.

Keywords: state, civil society, national interests, national security, the offense struggle, the interaction between the police and young people.

В девяностые годы прошлого столетия словосочетания «правовое государство» и «гражданское общество» превратились в своего рода научный тренд и стали отражением научной моды. Исследованию этих институтов было посвящено значительное количество научных трудов, защищено множество кандидатских и докторских диссертаций. Совокупность научно-исследовательских работ сформировала мощный доктринальный источник, пригодный для обеспечения законотворческой деятельности в данной сфере. Тем не

менее, на наш взгляд, следует рассматривать правовое регулирование искомой части общественных отношений как перманентную систему не только между органами государственной власти, местного самоуправления, институтами гражданского общества, но и крупным бизнесом с оборотом более ста миллионов рублей в год. Правовые основы такого взаимодействия обеспечат реализацию национальных интересов сразу по нескольким направлениям, в том числе и в сфере национальной безопасности.

В Конституции Российской Федерации закреплен термин «правовое государство» [1], а термин «гражданское общество» отсутствует. Более того, современное российское законодательство не дает его определения, а также характеристик его элементов, механизмов институционализации его структуры и форм взаимодействия с государством. Тем не менее у высшего руководства страной есть понимание важности и необходимости формирования институтов гражданского общества, механизмов и форм его взаимодействия с органами государственной власти.

Объяснением указанному пробелу служит историческое развитие отечественной государственности, которое протекало в жестких условиях перманентных вооруженных конфликтов и двойной угрозы с Запада и Востока. В таких условиях было крайне проблематично формировать институты демократии и гражданского общества, о чем очень убедительно высказался один из наиболее талантливых мыслителей-патриотов двадцатого века И. Л. Солоне-вич: «К Великому Князю Владимиру Красное Солнышко скачут гонцы: "Княже, половцы в Лубнах". Великий Князь Владимир Красное Солнышко созывает конгресс и сенат. Конгресс и сенат рассматривают кредиты. Частная инициатива скупает мечи и отправляет их половцам. В конгрессе и сенате республиканцы и демократы сводят старые счеты и выискивают половецкую пятую колонну. Потом назначается согласительная комиссия, которая ничего согласовать не успевает, ибо половцы успевают посадить всех на кол» [2, с. 74]. Поэтому в России с гражданским обществом сложилась ситуация противоположная европейской: там гражданское общество столетиями формировалось в качестве самостоятельной системы защиты имущественных прав, ставшей своего рода реакцией на развитие ремесла и торговли. Древнегреческая цивилизация (наследница крито-микенской) в силу особенностей географического, климатического и экономического характера сделала упор на ремесленное производство. Их приемники древние римляне сохранили эту традицию, добавив ей правовых основ в виде частного римского права. Затем они передали эту традицию западной цивилизации через германские народы. После ремесленного производства появляются мануфактуры, далее возника-

ет мощное буржуазное течение, уничтожившее старый феодальный мир, и формируется система капитализма, господства банковского капитала и рынки ценных бумаг, превратившиеся на сегодняшний день в электронные торговые системы, виртуальные деньги, крипотовалюты и т. п. Завтра появятся технологии, которым сейчас даже нет названия, и эти технологии, по примеру блок-чейна и Телеграма будут неподконтрольны государству. Данное обстоятельство вызывает массу вопросов, потому что, если государство, общество и семья не контролируют молодежь, то кто это делает и какую цель перед собой ставит. В этих условиях государству нельзя отставать от развития общественных отношений в сфере технологий, так как, если раньше мир менялся в течение столетий, потом десятилетий, то сейчас он может кардинально измениться всего за один день.

В России после принятия новой модели конституционализма автоматически возникла проблема институционализации, форм деятельности и проявления инициативы общества с целью контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях конституционной демократии. Эта проблема в девяностые годы не решилась, равно как и подавляющее большинство экономических, политических, социокультурных, криминальных и других. Приступил к решению данной проблемы наш национальный политический лидер В. В. Путин. Он стал также и лидером Общероссийского народного фронта [2] - на сегодняшний день самого авторитетного и эффективного института гражданского общества в России, в результате деятельности которого по реализации проектов, утвержденных главой государства, отремонтировано 6 836 дорог, закрыто 7 524 незаконных свалок мусора, устранено нарушений в сфере государственных закупок на 263 млрд рублей, гражданами оценена деятельность 3 050 различных учреждений и организаций. Эти цифры убедительно доказывают эффективность взаимодействия гражданского общества и государства. Кроме того, реализовано большое число других проектов по защите и обеспечению прав граждан, но пока раздела по взаимодействию институтов гражданского общества и правоохранительных органов в структуре Общероссийского фронта нет [3]. Данную ситуа-

цию необходимо менять, так как обеспечение безопасности граждан является базовой ценностью и фундаментальным правом человека. Поэтому нужна эффективная система взаимоотношений государства и гражданского общества.

В настоящее время по инициативе государственной власти формируется законодательство, регулирующее деятельность институтов гражданского общества, а также формы и условия их функционирования. В качестве примера следует привести Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека». На него возлагаются следующие задачи, связанные с содействием Президенту Российской Федерации в сфере реализации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, защите законных интересов акторов гражданского общества: формирование процессов гуманизации общества, что возможно только при повышении уровня политической и правовой культуры народа; системный мониторинг с целью создания благоприятных условий функционирования институтов гражданского общества и более эффективной деятельности граждан по реализации своих интересов; создание полностью адекватной информационной картины о проблемах, стоящих перед гражданским обществом, и путях их решения; анализ законотворческой деятельности на предмет позитивной корреляции процессов правового регулирования и достижения целей, поставленных институтами гражданского общества; разработка плана мероприятий по системе взаимодействия институтов гражданского общества с иными общественными объединениями, а также органами государственной власти и местного самоуправления; создание механизма общественного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

т» ^ __^

В современной отечественной науке складываются два основных мнения по поводу правового режима регулирования взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества и иных субъектов данного вида правоотношений. Так, по мнению профессора М. Н. Баглая, «.. .в подлинно гражданском обществе, которое сейчас складывается в России, конституционное право не

может регулировать и устанавливать отношения человека с обществом, основы общественного строя, принципы гражданского общества, поскольку гражданское общество независимо от государства и стоит над ним, оно строится на признании свободы и инициативы человека, и объединении людей, как в политической, так и в экономической областях» [5, с. 18]. Полноценная реализация искомого принципа возможна только в развитом обществе с высоким уровнем правовой и политической культуры, которая может возникнуть исключительно в условиях эффективной системы воспитания и образования молодежи.

Н. С. Бондарь в свою очередь считает, что «гражданское общество - это не юридическая и не государственно-правовая категория; государство не может, не способно "учредить", "декретировать", "установить" своими законами желательный для него образ гражданского общества, поскольку гражданское общество - это порядок реальных общественных отношений, который складывается объективно» [6, с. 29]. Другое мнение заключается в том, что деятельность институтов гражданского общества носит общественно значимый характер и, соответственно, должна быть урегулирована нормами права, в которых отражена воля законодателя [7, с. 34-35]. Фактически вопрос можно поставить таким образом: возможно ли в российских условиях автономное существование гражданского общества с элементами его контроля в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления? Этот вопрос достаточно дискуссионный, но нельзя не согласиться с В. Н. Влазневым, сформулировавшим следующий тезис: «Уже давно стало общепризнанным, что правовое государство возможно только лишь в содружестве с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию» [8, с. 13]. Это мнение распространяется в том числе и на взаимодействие институтов гражданского общества с правоохранительными органами. Так, Закон «О полиции» указывает, что «полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан» [9], а без искомого взаимодействия реализация данной нормы попросту невозможна.

Особое внимание необходимо уделять взаимодействию правоохранительных органов

и молодежи. Подростки только лишь формируют систему ценностей, взглядов, убеждений, они наиболее подвержены как позитивному, так и негативному влиянию источников социализации, и кто сможет привить им понимание правовых и общественных ценностей, тот в дальнейшем сможет влиять на их поведение, которое будет либо противоправным, либо правомерным, что напрямую определит уровень национальной безопасности, степень криминализации общества и качество общественного порядка.

Для того чтобы обеспечить неформальное общение и взаимодействие правоохранительных органов и институтов гражданского общества, особенно в контексте привлечения молодежи к обеспечению общественного порядка, необходима система микрогрантов. Она предполагает использование наряду с патриотическим воспитанием систему конкретной материальной мотивации в формате: «дружить с полицией выгодно». Спектр привлечения молодежи к взаимодействию с полицией очень широк: от предоставления сертификатов в фитнес-клубы и секции единоборств до выдачи предметов одежды с логотипами клубов взаимодействия молодежи и полиции. Это позволит приступить к процессам возрождения системного взаимодействия населения и полиции, в том числе при формировании добровольной народной дружины по примеру Советского Союза, где дружинниками являлись несколько миллионов молодых человек, а на охрану общественного порядка ежедневно заступали несколько сотен тысяч добровольных народных дружинников. К тому же это обеспечит лучшую селекцию при поступлении молодежи в вузы МВД России и на службу в органы внутренних дел.

Следующий важный элемент исследования комплексного взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества -это анализ наиболее значимых форм сотрудничества и развития. Его цель - выявление наиболее эффективных методов воздействия в контексте трендов и динамики в изменении интересов и потребностей общества.

Консультативная форма должна дать адекватные представления и ожидания российского общества. Для реализации данного направления необходимы современные электронные технологии, следует наладить устойчивую

электронную связь между правоохранительными органами и населением, где в авангарде находятся наиболее прогрессивные субъекты гражданского общества.

Форма развития правотворческой инициативы должна обеспечить большую степень демократизма в работе органов местного самоуправления, в том числе участие граждан в борьбе с коррупцией и превышениями должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов.

Императивная форма распространяется как на членов гражданского общества, так и на сотрудников правоохранительных органов, она заключается в точном и неукоснительном соблюдении требований закона, направленных на регулирование их взаимоотношений.

Необходима длительная и кропотливая работа в формах развития, предусматривающих социально-политический протест. В России к настоящему времени не сложилась политическая традиция законно использовать свои права для проведения социально-политических акций, направленных на обращение внимания государства и общества на значимые проблемы и поиск путей их решения. Этой ситуацией пытаются воспользоваться политические силы, заинтересованные в дестабилизации политической, социальной и экономической систем России, которые только начинают демонстрировать способность к выходу из кризиса.

В рамках реализации форм информирования населения о расходах бюджетных средств необходим информационный ресурс, который позволит представителям гражданского общества контролировать освоение бюджетных денежных средств и качества реализации соответствующих проектов.

Говоря об электронных формах взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества, в том числе о создании групп и сообществ в социальных сетях и мес-сенджерах, стоит отметить, что в настоящее время это пространство очень активно осваивается различными субъектами, от экономических до криминальных. Правоохранительные органы занимают роль пассивных наблюдателей и зачастую проигрывают «битву» за умы молодежи, что приводит к фактам правонарушений, которые можно было предотвратить. Подобная профилактика заложила бы

основу для дальнейшего сотрудничества в вир- тизации страны и повышения эффективности

туальном пространстве, которое с каждым защиты национальных интересов. Контроль со

днем играет все большую роль в жизни рос- стороны гражданского общества за деятельно-

сийского общества. стью органов власти может обеспечить реше-

Таким образом, текущее состояние систе- ние проблем, связанных с нарушением теку-

мы взаимодействия между органами государ- щего российского законодательства, но следует

ственной власти, органами местного само- понимать, что это длительный процесс, рас-

управления и гражданским обществом в Рос- считанный на десятилетия, основу которому

сии находится на ранних стадиях формирова- необходимо заложить уже сегодня. ния, но имеет огромный потенциал демокра-

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/.

2. Проекты Общероссийского народного фронта. URL: http://onf.ru/projects.

3. Солоневич И. Л. Народная монархия. М., 2003.

4. Лидер Владимир Владимирович Путин. URL: http://onf.ru/leader/.

5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2013.

6. Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004.

7. Писарев А. Н. Единство публичной сущности и основных конституционно-правовых характеристик гражданского общества и государства в России как основа для развития форм (конституционно-правовых институтов) их взаимодействия // Институты гражданского общества: колл. монография / под общ. ред. Д. А. Пашенцева. М., 2017.

8. Влазнев В. Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

9. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 07.03.2018) URL: http:// www.pravo.gov.ru.

Bibliography

1. The Constitution of the Russian Federation (is accepted by popular vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of30.12.2008 № 7-FKZ, of05.02.2014 № 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FKZ). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

2. Projects of the all-Russian popular front. URL: http://onf.EN/projects.

3. Solonevich I. L. People's monarchy. Moscow, 2003.

4. Leader Vladimir Putin. URL: http://onf.ru/ leader/.

5. Baglay M. V. Constitutional law of the Russian Federation. Moscow, 2013.

6. Cooper N. S. Citizen and public authority: constitutional guarantee of rights and freedoms in local self-government. Moscow, 2004.

7. Pisarev A. N. The unity of public entities and the basic constitutional-legal characteristics of civil society and the state in Russia as a basis for the development of forms (constitutional and legal institutions) of their interaction // The Institutes of the civil society: collective monograph under the general ed. of D. A. Pashentsev. Moscow, 2017.

8. Glaznev V. N. Civil society as a subject of constitutional-legal study: abstract of dis. ... PhD in Law. Moscow, 2002.

9. Federal law of07.02.2011 № 3-FZ «On police» (as amended on 07.03.2018). URL: http:// www.pravo.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.