Научная статья на тему 'Организация завоза скоропортящихся грузов на холодильный терминал станции отправления'

Организация завоза скоропортящихся грузов на холодильный терминал станции отправления Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
259
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОДООВОЩНЫЕ ГРУЗЫ / 5-ВАГОННЫЕ РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СЕКЦИИ / ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / УСКОРЕННЫЙ РЕФРИЖЕРАТОРНЫЙ ПОЕЗД / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТЕРМИНАЛ (ЛХТ)

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Маликов О. Б., Журабоев К. А.

Рассмотрены вопросы актуальности создания холодильных терминалов на станции региональных железнодорожных узлов с массовой погрузкой скоропортящихся грузов и технология работы такого терминала с входящим грузопотоком плодоовощной продукции, прибывающей на автотранспорте и после выполнения предварительных операций загружаемой в рефрижераторные вагоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Perishable Cargo Delivery to the Refrigerator Terminal at the Departure Station

The authors have considered the urgent problems of arranging the refrigerator terminals at a station of regional railway junctions characterized by mass loading of perishable goods and the technology of working of such a terminal with incoming cargo fl ow of fruit and vegetable goods delivered by road transport and loaded into refrigerator cars after performing preliminary procedures.

Текст научной работы на тему «Организация завоза скоропортящихся грузов на холодильный терминал станции отправления»

Инноватика - производству

55

На железных дорогах России есть немало примеров совмещения оборота пассажирских составов. Так, на Московской дороге совмещаются по обороту некоторые поезда, имеющие продолжительнее простои в пунктах формирования или оборота. При этом состав, прибывший в пункт назначения, например из Симферополя в Москву, не простаивает в ожидании отправления по графику на Симферополь, а сразу после экипировки подается под поезд в ближайшее по графику время, т. е. обслуживает другой маршрут, а после возвращения направляется в Симферополь. Аналогично поступают и на Октябрьской железной дороге. Например, по прибытии в Петербург поезда из Адлера его состав используют для поезда на Москву и после его возвращения в Петербург отправляют снова в Адлер. Такие примеры имеются и на других дорогах.

Заключение

Таким образом, совмещение оборота составов позволяет освоить тот же объем пассажиропотоков и обслужить то же число пассажирских поездов меньшим числом составов (или увеличить число поездов при том же числе составов), что существенно снижает дефицит вагонного парка и дает значительный экономический эффект за счет улучшения использования вагонов, уменьшения расходов на текущее содержание составов и снижает себестоимость перевозки пассажиров. Применение совмещенного оборота позволяет обеспечить перевозки пассажиров при нехватке подвижного состава. Поэтому следует постоянно искать возможности и создавать условия для совмещения оборота составов пассажирских поездов.

УДК 656.225.073.444

О. Б. Маликов, К. А. Журабоев

Петербургский государственный университет путей сообщения

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАВОЗА СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ НА ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТЕРМИНАЛ СТАНЦИИ ОТПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрены вопросы актуальности создания холодильных терминалов на станции региональных железнодорожных узлов с массовой погрузкой скоропортящихся грузов и технология работы такого терминала с входящим грузопотоком плодоовощной продукции, прибывающей на автотранспорте и после выполнения предварительных операций загружаемой в рефрижераторные вагоны.

плодоовощные грузы, 5-вагонные рефрижераторные секции, фермерские хозяйства, ускоренный рефрижераторный поезд, логистический холодильный терминал (ЛХТ).

Введение

В настоящее время в Узбекистане перевозка плодоовощных грузов железнодорожным транспортом осуществляется сразу после их сбора и в неохлажденном состоянии

из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, где можно выполнять предварительные операции со скоропортящимися грузами перед транспортировкой. К этим операциям относятся: холодильная обработка, пакетирование, таможенные процедуры.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

56

Инноватика - производству

Терминал, кроме того, дает возможность механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Решение этих вопросов требует научно обоснованных разработок по концентрации грузопотоков плодоовощной продукции на холодильных терминалах.

Еще в 1958 г. кандидат технических наук

А. Т. Дерибас провел исследования по кон -центрации грузовых работ со скоропортящимися грузами, с созданием опорных механизированных станций для широкого использования маршрутных перевозок. Результаты этой работы по ряду причин еще не получили должного воплощения и развития, хотя эффективность ее очевидна. В 1981 г. во ВНИИЖТе инженером Н. Н. Ибрагимовым разработана методика оптимального прикрепления поставщиков скоропортящихся грузов к станциям погрузки [1]. Организация перевозок скоропортящихся грузов с использованием холодильных терминалов и технология работы данного терминала до конца еще не изучена.

На основании статистических данных по производству фруктов и овощей в Узбе -кистане было выявлено, что каждое фермерское хозяйство ежегодно выращивает около 30 т свежих фруктов и овощей для экспорта в разные регионы Российской Федерации, а фермерских хозяйств в стране - более 16 тыс. [2].

Однако формирование маршрутных поездов грузопотоками от отдельных фермерских хозяйств и даже 5-вагонных рефрижераторных секций в этих условиях невозможно, так как для полной загрузки одной 5-вагонной секции необходимо собрать с фермерских хозяйств 160 т фруктов и овощей (средняя статистическая нагрузка одного рефрижераторного вагона принята равной 40 т). В фермерских хозяйствах не сразу собирают весь годовой урожай, а для загрузки одной 5-вагонной рефрижераторной секции нужно завезти на станцию, к месту загрузки рефрижераторной секции, плодоовощную продукцию примерно с 16-20 фермерских хозяйств.

Ускоренный рефрижераторный поезд может состоять из восьми 5-вагонных сек-

ций. Поэтому для полной загрузки целого рефрижераторного поезда понадобится свозить на станцию, к месту его погрузки, грузы примерно со 130-160 фермерских хозяйств, расположенных в нескольких десятках километров от этой железнодорожной станции. Расстояние от поля фермерских хозяйств до станции отгрузки колеблется от 20 до 60 км. Учитывая эти факторы, можно рассчитать средний простой рефрижераторных вагонов до полной загрузки их на станции и убытки железнодорожного транспорта от простоя вагонов.

1 Расчет простоя рефрижераторных вагонов на станции погрузки и на холодильном терминале

Недополученную прибыль железнодорожного транспорта от простоя рефрижераторных вагонов в ожидании загрузки их плодоовощной продукцией на станции отправления можно определить по формуле, разработанной авторами (тыс. руб.):

У = Q • т1 -Фож • N (1)

Ча • g • 24 • Л’

где Q - количество груза, загружаемое в вагоны для отправления, т (в 5-вагонную секцию - 160 т, в рефрижераторный маршрутный поезд - 1280 т); T - продолжительность одного рейса автомобиля по доставке плодоовощной продукции с фермерских хозяйств на станцию, ч (по исследованиям, составляет от 3-4 до 7-9 ч, включая время погрузки, взвешивания грузов и оформления документов при расстояниях от места расположения фермерских хозяйств до станции от 20 до 60 км); фож - расходы на техническое содержание рефрижераторного вагона и недополученные доходы при простое вагона в течение одних суток, тыс. руб./сут (по исследованиям, составляет для рефрижераторных вагонов 5-7 тыс. руб./ваг.-сут, расчет сделан путём деления доходов РЖД на количество вагонов, занятых грузовыми перевозками); N - число вагонов, простаивающих в ожидании окончания погрузки и

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Инноватика - производству

57

отправления (4 вагона для 5-вагонной секции и 32 вагона для маршрутного рефрижераторного поезда); qa - число поддонов с плодоовощами, загружаемое в автомобиль (принимаем 12 поддонов); g - масса одного поддона с плодоовощами, т (принимаем 0,45 т для поддона с грузом размерами 1200 х 800 х 1100 мм при загрузке 12 ящиков на поддон весом по 30-40 кг); 24 - число часов в сутках; A - число автомобилей, используемых для подвоза плодоовощей от фермерских хозяйств к загружаемым рефрижераторным вагонам на станции.

Подставляя численные значения в формулу (1), получаем расходы по простою рефрижераторных вагонов при погрузке в 5-ва-гонную секцию (табл. 1 и рис. 1) или в маршрутный рефрижераторный поезд (табл. 2) по существующей технологии с прямой перегрузкой грузов из автомобилей в вагоны.

Из табл. 1 и 2 и рис. 1 видно, что расходы по простою вагонов снижаются при увеличении числа автомобилей, которые подвозят грузы от фермерских хозяйств на станцию для погрузки в вагоны. Однако появляются

С руб./т

1

2

3

4

Рис. 1. Зависимость стоимости простоя вагонов С от числа автомобилей А, подвозящих грузы на станцию для прямой перегрузки плодоовощной продукции из автомобилей в 5-вагонную рефрижераторную секцию

дополнительные расходы на аренду или эксплуатацию автомобилей, которые пока не учитываются, так как они будут иметь

ТАБЛИЦА 1. Недополученная прибыль от простоя вагонов при прямой перегрузке грузов из автомобилей в 5-вагонную рефрижераторную секцию

Стоимость простоя вагонов Число автомобилей, подвозящих грузы от фермерских хозяйств

1 2 3 4 5

Всей 5-вагонной секции, тыс. руб. 207,4 103,7 69,1 51,8 41,5

В расчете на 1 т груза, Сож, руб. 1296 648 432 324 260

ТАБЛИЦА 2. Недополученная прибыль от простоя вагонов при прямой перегрузке грузов из автомобилей к маршрутному рефрижераторному поезду

Стоимость простоя вагонов Число автомобилей, подвозящих грузы от фермерских хозяйств

2 3 5 8 10

Всего маршрутного поезда, тыс. руб. 6637 4425 2655 1659 1327

В расчете на 1 т груза, Сож, руб. 5185 3457 2074 1296 1037

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

58

Инноватика - производству

место, хотя и в меньших размерах, при создании предлагаемых логистических холодильных терминалов на станциях.

Целесообразность создания холодильных терминалов рассматривается пока только с позиций сокращения простоя рефрижераторного подвижного состава.

Время простоя вагонов 5-вагонной рефрижераторной секции при погрузке продукции из холодильных камер логистического терминала (ч) определялось по следующей разработанной авторами формуле:

Сс =

Т • N

ож т ^

24

-Фож =

4 • 4 24

• 7 = 4,7,

а в расчете на 1 т груза: Сс = 4700 руб./ секция /160 т = 30 руб./т, где 160 т - общая масса грузов в 5-вагонной рефсекции.

Стоимость простоя рефрижераторных вагонов под грузовой операцией при загрузке маршрутного рефрижераторного поезда из восьми 5-вагонных секций продукцией из холодильных камер логистического терминала составит:

T = — ож 60

Тп-у • П1 + N

q • t G • гэ

+ T0 • n2

(2)

где Тпу - время подачи-уборки вагонов 5-вагонной секции с подъездного пути терминала, мин (принималось 30 мин); п1 - число маневровых операций с вагонами (подача и уборка); N - число грузовых вагонов в 5-вагоннной рефрижераторной секции (равно 4); qв - нагрузка вагона, т (принимается 40 т); t - время цикла работы электропогрузчиков при загрузке вагонов, мин (принималось 3 мин, включая взвешивание плодоовощной продукции); G - масса поддона с грузом, т (принималась 0,45 т); гэ -число электропогрузчиков, принимающих участие в погрузке груза в рефрижераторные вагоны (принималось равным 6 шт.); T0 - время начально-конечных операций при погрузке плодоовощной продукции в рефрижераторную секцию, мин (принималось 20 мин, включая осмотр вагона изнутри, открывание-закрывание дверей, составление вагонного листа); п2 - число начальноконечных операций; 60 - число минут в часе.

Подставляя численные значения величин в формулу (2), получаем время простоя 5-вагонной секции под грузовой операцией Тж = 4 часа а время простоя вагонов 4 х 4 вагона = 16 вагоно-часов.

Стоимость простоя рефрижераторных вагонов под грузовой операцией при загрузке 5-вагонной секции продукцией из холодильных камер логистического терминала составит, тыс. руб.:

Сс

Тож • 8 • Nr

24

4-8-4

24

= 37,6 тыс. руб.,

а в расчете на 1 т груза:

Сс = 37 600 руб./секция/1280 т = 30 руб./т,

где 1280 т - общая масса грузов в маршрутном рефрижераторном поезде из восьми 5-вагонных секций.

2 Экономия от сокращения простоя рефрижераторных вагонов под грузовыми операциями

При максимальной перерабатывающей способности логистического холодильного терминала по отгрузке пяти рефрижераторных секций в сутки в течение сезона из трех месяцев терминал может отправить по железной дороге в Россию около 60 тыс. т плодоовощной продукции:

Q = 3 мес./год • 25 сут • 5 секция/сут х х 160 т/секция = 60 тыс. т -

и при этом сэкономить только на сокращении простоя рефрижераторных вагонов:

от ДЭ = 60 тыс. т • (260 руб./т -

- 30 руб./т) • 10-3 = 13,8 млн руб.

до ДЭ = 60 тыс. т • (1296 руб./т -

- 30 руб./т) • 10-3 = 76 млн руб.,

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Инноватика - производству

59

здесь 260 руб./т и 1296 руб./т - стоимость простоя вагонов в расчете на 1 т грузов в условиях прямой перегрузки плодоовощной продукции из автомобилей в рефрижераторные вагоны при подвозке грузов от фермерских хозяйств на станцию отправления соответственно пятью и одним грузовым автомобилем (см. табл. 1); 30 руб./т - стоимость простоя вагонов в расчете на 1 т грузов при погрузке плодоовощной продукции в рефрижераторные вагоны из холодильных камер логистического терминала, расположенного на станции отправления.

Организация перевозки плодоовощной продукции в Россию в маршрутных рефрижераторных поездах при существующей технологии сбора продукции от фермерских хозяйств и прямой перегрузке грузов из автомобилей в рефрижераторные вагоны вообще неосуществима, так как маршрутный поезд должен будет стоять в ожидании полной загрузки на станции отправления в течение нескольких недель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Расчет параметров грузопотока, прибывающего на холодильный терминал с использованием автотранспорта

Предлагается следующая технология сбора плодоовощной продукции на местах заготовок в фермерских хозяйствах: фермеры собирают овощи и фрукты в деревянные обрешетки размерами 600 х 400 х 300 мм (размеры обрешеток для разных видов продукции могут быть уточнены). Запасы порожних обрешеток хранятся на холодильном терминале и поставляются в сроки, предусмотренные договорами на места сбора урожая по согласованию с фермерами, по календарному расписанию. На фермах хранится небольшой запас порожних обрешеток на объем сбора одного дня.

Масса груза в обрешетке может быть определена по формуле (кг):

g = а-р-5-/т-y (3)

где а - длина обрешетки (больший размер в плане), м; в - ширина обрешетки (меньший размер в плане), м; 5 - высота обрешетки, м; f - коэффициент заполнения тары грузом (f < 1); у - объемная масса фруктов и овощей, кг/м3.

Подставляя численные значения в формулу (3), получаем среднюю массу обрешетки с грузом, кг:

g = 0,6 • 0,4 • 0,3 • 0,9 • 450 ~ 30.

Число обрешеток с плодоовощной продукцией, помещающихся на стандартном плоском деревянном поддоне, можно определить с помощью следующих математических моделей [3], [4]:

- при укладке по способу 1 (длинная сторона обрешетки располагается вдоль длины поддона):

- при укладке по способу 2 (длинная сторона обрешетки располагается вдоль ширины поддона):

N = 8

a

в

(5)

здесь a, b - длина (больший размер в плане) и ширина (меньший размер в плане) поддона, на который укладывают обрешетки с плодоовощной продукцией в фермерских хозяйствах; c - высота укладки обрешеток с плодоовощной продукцией на поддоны; s - обозначение целой части числа, получающегося в результате выполнения действий в скобках.

Остальные обозначение - те же, что в формуле (3).

Подставляя численные значения величин в формулы (4) и (5), получаем число обрешеток, помещающихся на поддон:

- при укладке по способу 1:

N =8

1200

800

600 J [400 = 2 • 2 • 3 = 12;

1100

300

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

60

Инноватика - производству

- при укладке по способу 2:

N2 =sj1200lsj — l.sj1100l =

2 [ 400 J [600J [ 300 J

= 3 • 1 • 3 = 9.

Итак, выбираем способ укладки 1, при котором на поддон помещается большее число обрешеток с плодоовощной продукцией - 12.

Нагрузка на стандартный поддон 1200 х х 800 мм составит, кг:

G = N ■ g = 12 • 30 кг = 360,

где g = 30 кг - вес одной обрешетки с плодоовощной продукцией.

Плоские поддоны раскладываются в кузове автомобиля, и на них, после взвешивания каждой обрешетки с грузом, укладываются обрешетки - по 12 на каждый поддон. В кузове автомобиля работает один человек (водитель автомобиля - грузчик). В кузов автомобиля обрешетки с грузом подает тоже один рабочий - фермер или его работник.

Число поддонов с грузом, помещающееся в кузов автомобиля, можно определить по математической модели, аналогичной формулам (4) и (5), см. рис. 2:

N=еШ'е- *

a +

•1,

(6)

где L - длина кузова автомобиля; Ва - ширина кузова автомобиля; b, a - длина и ширина поддона соответственно; ^ и Х2 - зазоры

Рис. 2. Схема расположения поддонов 1200 х 800 мм с плодоовощной продукцией в кузове автомобиля (вид сверху)

между поддонами в кузове автомобиля; 1 -число ярусов по высоте в кузове автомобиля.

Подставляя численные значения в формулу (6), определяем число поддонов с плодоовощной продукцией в кузове автомобиля при доставке груза из фермерских хозяйств на логистический холодильный терминал.

Подставляя численные значения в формулу (2), определяем число поддонов с плодоовощной продукцией в кузове автомобиля при доставке груза из фермерских хозяйств на логистический холодильный терминал:

= J 5300 l.J 2500 1.1 =

а [800+50J [1200+30J

= 6 • 2 • 1 = 12.

Для технико-экономического обоснования маршрутов перевозок плодоовощной продукции из фермерских хозяйств на логистический холодильный терминал целесообразно рассматривать следующие варианты маршрутов автотранспорта:

- радиальные маршруты от холодильного терминала до фермерского хозяйства и обратно с загрузкой на каждом фермерском хозяйстве по 12 поддонов, т. е. до полной загрузки автомобиля;

- кольцевые маршруты от холодильного терминала в два и более фермерских хозяйства, с загрузкой в каждом фермерском хозяйстве по 2-6 поддонов с плодоовощной продукцией и доставка их на терминал.

Конкретные разработки маршрутов автотранспорта выполняются с учетом расположения холодильных терминалов в Узбекистане, схемы автомобильных дорог и размещения фермерских хозяйств в соответствующих регионах страны.

Заключение

Преимущества технического решения по созданию логистических холодильных терминалов на станциях отправления и промежуточному подвозу плодоовощной про-

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Инноватика - производству

61

дукции от фермерских хозяйств на эти терминалы состоят в следующем:

- сокращается время и стоимость простоя рефрижераторного подвижного состава под погрузкой;

- обеспечивается возможность температурной подготовки скоропортящихся грузов перед отправкой по железной дороге;

- совершенствуется доставка плодоовощной продукции из фермерских хозяйств на станцию погрузки по четкому ритму и календарному расписанию (так как терминал всегда готов принять грузы на временное хранение);

- повышается качество поставляемых на экспорт овощей и фруктов и сокращаются потери от их повреждения и порчи при транспортировках и перегрузках;

- сокращается трудоемкость переработки плодоовощной продукции на всей логистической цепи поставки грузов в Россию;

- упрощается таможенное оформление грузов, так как таможенные посты будут располагаться непосредственно на холодильных терминалах;

- совершенствуется технология сбора и погрузки плодоовощной продукции в фермерских хозяйствах и перевозки ее на холодильный терминал на поддонах в пакетированном виде, а возможно - и в рефрижераторных контейнерах.

Библиографический список

1. Методика оптимального прикрепления поставщиков скоропортящихся грузов к станциям погрузки / Н. Н. Ибрагимов // Труды МИИТа. -1981. - Вып. 676. - С. 105-109.

2. Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике: www.stat.uz.

3. Склады и грузовые терминалы / О. Б. Маликов. - СПб. : Бизнес-пресса, 2005. - 648 с.

4. Транспортно-грузовые системы / Н. П. Жу -равлев, О. Б. Маликов. - М. : Маршрут, 2006. -368 с.

УДК 656.078.1: 656.073.23 5.455

В. А. Телегина, А. А. Яньшин

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ОТДАЛЕННЫЕ РАЙОНЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Рассмотрены вопросы доставки продуктов питания в отдаленные районы Дальневосточного федерального округа, не имеющие хороших автодорог. Предлагается применение распределительного центра для сокращения стоимости груза в конечном пункте, координации и организации взаимодействия всех участников перевозочного процесса.

продукты питания, подвижной состав, распределительный центр, логистика.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.