Научная статья на тему 'Организация защиты населения при авариях на объектах хранения и уничтожения химического оружия'

Организация защиты населения при авариях на объектах хранения и уничтожения химического оружия Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — С.Я. Тронин, Е.М. Мещеряков, М.Н. Хромов

Одной из основных задач, решение которой определено Законом [1], является обеспечение безопасности населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объекта хранения и уничтожения химического оружия. В таких зонах в случае возможной аварии с выбросом (выливом) отравляющего вещества (ОВ) может оказаться от 8 до 20 тыс. человек в зависимости от размера зоны химического заражения и плотности проживания населения в районе объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — С.Я. Тронин, Е.М. Мещеряков, М.Н. Хромов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация защиты населения при авариях на объектах хранения и уничтожения химического оружия»

УДК 623.488 : 623.459.004.74

Организация защиты населения при авариях на объектах хранения и уничтожения химического оружия

Кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник ФЦ ВНИИ ГОЧС С. Я. Тронин, кандидат военных наук, заместитель начальника управления ФЦ ВНИИ ГОЧС Е. М. Мещеряков, начальник отдела

фц внии гочс М. Н. Хромов

Одной из основных задач, решение которой определено Законом [1], является обеспечение безопасности населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объекта хранения и уничтожения химического оружия. В таких зонах в случае возможной аварии с выбросом (выливом) отравляющего вещества (ОВ) может оказаться от 8 до 20 тыс. человек в зависимости от размера зоны химического заражения и плотности проживания населения в районе объекта.

Мероприятия по организации защиты населения при выбросах (выливах) ОВ излагаются в «Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», который разрабатывается Органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В отдельный раздел этого плана вынесены следующие положения: выявление и оценка химической обстановки, координация действий территориальных органов, оповещение населения, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты, использование убежищ, проведение эвакуации населения, медицинское обеспечение населения и применение медицинских средств индивидуальной защиты, охрана зоны заражения, поддержание общественного порядка, первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения.

Выявление и оценка химической обстановки осуществляются путем прогнозирования, полученный прогноз уточняется по данным химической разведки и контроля. Для прогнозирования химической обстановки используется следующая информация: тип ОВ, объем аварийного выброса (вылива), характер разлива на подстилающую поверхность, метеорологические условия. В настоящее время проведены расчеты возможной глубины заражения атмосферного воздуха при «свободном» разливе вещества в случае аварийных выбросов ОВ (VX, зарин, зоман, люизит, иприт, фосген). Расчеты выполнены для следующих условий: масса высво-

бодившегося вещества от 0,1 до 50 т, скорость ветра 1, 2, 3 и 4 м/с, состояние атмосферы — инверсия, конвекция и изотермия. Установлены поправочные коэффициенты для различных температур окружающей среды. Путем расчетов определяется также время подхода облака зараженного воздуха к конкретному району, городу, поселку в зависимости от скорости ветра и состояния атмосферы.

Для проведения химической разведки и контроля используются войсковые средства химической разведки и анализа, находящиеся на снабжении войск гражданской обороны: приборы ВПХР, ППХР, ПГО-11, ПРХР, УПГК (универсальный прибор газового контроля), экспресс лаборатория «Пчелка» и другие.

Координация действий по проведению аварийно-спасательных и ликвидационных работ в случае возникновения аварий с выбросом (выливом) отравляющих веществ осуществляется органами управления и должностными лицами, уполномоченными на решение необходимых задач [2]. Органами управления являются комиссии по чрезвычайным ситуациям, постоянно и временно создаваемые органы, предназначенные для руководства работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций и управления задействованными формированиями. К ним относятся:

на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабы военных округов;

на территориальном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

на местном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям объектов.

Схема 1. Порядок оповещения о возникновении аварийного пролива отравляющих веществ на объектах хранения и уничтожения химического оружия.

1—8 — очередность оповещения;-основное оповещение;----------дублирующее оповещение;

-------------оповещение только при неблагоприятном прогнозе химической обстановки; оповещение только в

случае особо большого размера аварийного пролива ОВ

В нормативном порядке установлены мероприятия по взаимодействию начальника объекта хранения и уничтожения химического оружия с территориальным Органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (см. таблицу), порядок оповещение населения о возникновении аварийной ситуации (схема 1), схема взаимодействия Министерства по чрезвычайным ситуациям России с другими министерствами и ведомствами (схема 2).

В соответствии с [3, 4] во всех населенных пунктах, расположенных в 15-ти километровой зоне вокруг объектов уничтожения химического оружия, размещаются системы и информационные пункты экологического мониторинга.

Наиболее эффективной защитой населения в случае распространения облака ОВ является использование убежищ. Убежища должны располагаться в пределах населенного пункта. В качестве убежища могут использоваться подвалы и первые этажи зданий, не имеющие окон. Воздух очищается от ОВ и подается в убежище с помощью фильт-ровентиляционной установки. Помещения убежища оборудуются всем необходимым для жизнеобеспечения людей на все время пребывания в нем. Допустимое (расчетное) количество человек, которые могут находиться в убежище, зависит от плотности населения и объема помещения, оборудованного системой очистки воздуха.

Мероприятия по взаимодействию начальника объекта хранения и уничтожения химического оружия Цель Задача Мероприятие

ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ

Определение системы мероприятий, позволяющих исключить или максимально ослабить воздействие ОВ на людей и окружающую среду.

1. Своевременное определение угрозы или факта возникновения аварии, связанных с ОВ, и оповещение населения и персонала объектов, расположенных в зоне защитных мероприятий.

2. Подготовка и приведение в готовность сил и средств для ликвидации аварии.

1. Прогнозирование возможной химической обстановки в случае аварии.

2.Оповещение населения и персонала объектов об угрозе или возникновении аварии.

Создание группировки сил и средств для ликвидации аварии.

3. Разведка очага аварии, маршрутов 1. Проведение химической разведки вывода и эвакуации населения из зон химического заражения. зон химического заражения.

2. Проведение химического контроля заражения объектов окружающей среды.

4.Защита населения от паров ОВ. 1. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты. 2. Вывод и эвакуация населения военного городка.

ЭТАП ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Организация и обеспечение дейст- Проведение аварийно-спасательных Взаимодействие сил и средств воин-вий по скорейшей ликвидации чрез- и других неотложных работ в очагах ской части объекта хранения (унич-вычайной ситуации. поражения ОВ. тожения) и РСЧС при ведении ава-

рийно-спасательных и других неотложных работ.

* РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций.

Таблица

с территориальным Органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС)

Вопросы взаимодействия, определяемые

объектом Органом управления по делам ГОЧС

НАСЕЛЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ

Исходные данные для прогнозирования. Определение населенных пунктов и объектов, попа-

дающих в зону возможного заражения.

1. Населенные пункты и объекты, подлежащие оповеще- 1. Населенные пункты и объекты, подлежащие оповеще-

нию воинской частью. нию Органом управления ГОЧС.

2.Сигналы оповещения. 2.Схема связи объектов с Органом управления ГОЧС.

3. Порядок оповещения населения, объектов и штаба 3. Порядок проведения тренировок по оповещению насе-

ГОЧС об угрозе или возникновении аварии. ления о факте аварии.

1.Силы и средства объекта для ликвидации последствий 1.Силы и средства РСЧС, привлекаемые для ликвидации

аварии и их возможности. аварии и их возможности.

2. Порядок рекогносцировки объекта с командирами 2.Сроки готовности формирований для выполнения за-

(начальниками) территориальных формирований РСЧС*, дач.

привлекаемых для ликвидации последствий аварии.

1.Силы, средства, районы и маршруты химической раз- 1. Порядок, силы и средства ведения химической развед-

ведки. ки, маршруты эвакуации.

2. Порядок обмена информацией со штабом ГОЧС о 2. Порядок передачи данных о химической обстановке.

химической обстановке.

Методы обнаружения ОВ в воздухе, грунте, воде. Места расположения лабораторий и порядок проведе-

ния анализов.

Требуемое количество средств индивидуальной защиты Порядок и места выдачи противогазов.

для гражданского населения.

1.Численность населения жилого городка, подлежащего 1. Маршруты эвакуации.

эвакуации. 2. Район (пункт) размещения эвакуируемых.

2. Количество автотранспорта, выделяемого для эвакуа- 3. Выделяемый автотранспорт.

ции. 4.Сроки эвакуации.

3. Пункт сбора людей и посадки на автотранспорт. 5.Организация первоочередного жизнеобеспечения.

С ВЫБРОСОМ (ВЫЛИВОМ) ОТРАВЛЯЮЩЕГО ВЕЩЕСТВА

1.Для подразделений (формирований), 1. Пункты санитарной обработки личного состава и спе-

в т.ч. территориальных органов РСЧС — очередность циальной обработки техники, ответственный исполни-

ввода в очаг поражения. тель.

2.Для подразделений (формирований) химической раз- 2.Для подразделений (формирований) охраны общест-

ведки — районы (маршруты) химической разведки зоны венного порядка — режим допуска людей и транспорта,

заражения, ответственный исполнитель за проведение организация вывода (вывоза) населения и пострадав-

работ, порядок обмена информацией. ших, ответственный исполнитель.

З.Для спасательных подразделений (формирований) - 3.Для медицинских формирований - порядок вывоза

районы розыска и оказания помощи пострадавшим, пострадавших в медицинские учреждения.

пункты сбора пострадавших.

4.Для подразделений (формирований), участвующих в

обеззараживании местности и сооружений, - районы и

объекты работ, пункты перезарядки дегазирующими

веществами и растворами, ответственный исполнитель.

Министерства Российской Федерации

Иные Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации

Министерство обороны

Министерство природных ресурсов

Министерство сельского хозяйства

Министерство здравоохранения

МЧС РФ

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба лесного хозяйства России

4-»

Российское агентство боеприпасов при Президенте Российской Федерации

Комитеты и организации при Правительстве Российской Федерации

Правительственная комиссия по выбору районов для размещения объектов уничтожения химического оружия на Российской Федерации

Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию

Схема 2. Схема взаимодействия МЧС России с различными министерствами, ведомствами и организациями в чрезвычайных ситуациях на объектах хранения и уничтожения химического оружия

При планировании эвакуационных мероприятий учитываются:

— ориентировочное количество людей, эвакуируемых соответствующими органами, а также личным транспортом;

— состав и задачи, возлагаемые на соответствующие органы и организации, порядок их развертывания;

— сроки подачи транспорта для эвакуации пострадавших и населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— пункты сбора, маршруты и районы эвакуации.

Задачами системы медицинского обеспечения являются:

— формирование сил и средств для оказания первой медицинской, доврачебной и врачебной помощи пострадавшим в очаге поражения (количество и состав санитарных

дружин, санитарных постов, бригад скорой и специализированной медицинской помощи и т.д.);

— подготовка сил и средств, в том числе санитарного транспорта, к вывозу пострадавших из зоны заражения;

— определение мест размещения и наличия коечной сети для пораженных людей, пунктов по оказанию медицинской помощи пострадавшим;

— сопровождение транспорта с эвакуируемыми из зоны заражения, оказание эвакуируемым медицинской помощи;

— обеспечение населения индивидуальными аптечками, а также медицинскими средствами индивидуальной защиты от конкретного ОВ.

В круг функций сил охраны зоны заражения и поддержания общественного порядка входят:

— доведение информации до населения об опасности поражения и рекомендаций по применению мер и средств защиты;

— обеспечение правильного входа и выхода из убежищ, полного их заполнения;

— поддержание общественного порядка в военных городках, населенных пунктах, в местах посадки эвакуируемых и на маршрутах эвакуации;

— обеспечение регулирования движения на маршрутах эвакуации;

— оцепление зон возможного химического заражения путем выставления на дорогах контрольно-пропускных пунктов и оперативных заслонов;

— организация охраны имущества граждан в период и после завершения эвакуации.

Вопросами жизнеобеспечения эвакуируемых в районе размещения занимается, как правило, администрация исполнительной власти соответствующих населенных пунктов. План первоочередных мероприятий жизнеобеспечения населения составляется заблаговременно, согласовывается с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями и вступает в действие по распоряжению председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, всесторонняя, тщательная подготовка рабочего персонала, задействованного в ликвидации хими-

ческого оружия, министерств, ведомств, организаций, органов исполнительной власти населенных пунктов позволит снизить вероятность поражения населения в случае возможного выброса (вылива) отравляющих веществ на объектах хранения и уничтожения химического оружия и свести риск к минимальному значению.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Об уничтожении химического оружия». Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-Ф3.

2. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113.

3. «О первоочередных мерах по подготовке к выполнению международных обязательств России в области уничтожения запасов химического оружия». Распоряжение Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 304-рп.

4. «О состоянии защиты населения, проживающего вблизи химически опасных объектов и ее совершенствованию». Приказ Министра МЧС России от 14 ноября 1994 г. № 723.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.