Девисилов, А.В. Ильницкая и др. - М.: Высш. шк., 2009.
4. Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для гуманитар. вузов / В.Д. Зазулинский // Под ред. К.В. Хлопова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. - Краснодар: Изд-во «Лань», 2006.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-
СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, ВЫЗВАННОЙ АВАРИЕЙ НА ВОДОПОДЪЁМНОЙ СТАНЦИИ С ВЫБРОСОМ ХЛОРА
М.В. Гладких, студент магистратуры, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Управление безопасностью жизнедеятельности населения в чрезвычайной ситуации, вызванной аварией с выбросом хлора, рассмотрим на опыте тактико-специального учения, проведённого 27.08.2015 г. ГУ МЧС России по Воронежской области на ВПС-8 ООО «Росводоканал - Воронеж», расположенной на территории Железнодорожного района городского округа город Воронеж по адресу: ул. Куйбышева, 91б.
Наиболее вероятной причиной возникновения ЧС было принято нарушение требований безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ на площадке хлораторной.
Из-за неисправности грузоподъёмного механизма произошло падение контейнера с хлором весом 920 кг с последующей утечкой 500 кг хлора из образовавшейся продольной трещины.
Данная ЧС относится к химической обстановке второго типа (часть хлора мгновенно испаряется, образуя первичное облако паров смертельной концентрации; другая часть выливается на подстилающую поверхность, постепенно испаряясь и образуя вторичное облако с поражающей концентрацией).
На момент прибытия первого газоспасательного формирования ПДК хлора
-5
на территории погрузочно-разгрузочной площадки составило 200 мг/м .
Исходные данные для прогнозирования:
- количество хлора в повреждённой емкости: 920 кг;
- метеорологические условия: переменная облачность, без осадков, ветер северный 3-8 м/с; температура воздуха: +15 - +18 градусов;
- состояние атмосферы: изотермия.
Исходя из проведённых расчетов, параметры заражения хлором составили:
- глубина зоны смертельной концентрации: до 0,3 км; поражающей концентрации: до 1,01 км;
- продолжительности поражающего действия на открытой местности: около
45 минут.
Зона ЧС определена в границах: северная граница территории ВПС - 8, дом № 92 по ул. Пионерская, № 25 по ул. Клары Цеткин, № 5 по ул. Моховая с общим количеством населения 1680 чел., из них 335 детей.
Последствия: погибли 3 работника ВПС-8, получили отравление различных степеней интоксикации 4 работника ВПС - 8 и 348 жителей Железнодорожного района.
В соответствии с классификацией данная ЧС по масштабу является региональной. Решением губернатора Воронежской области на территории Железнодорожного района городского округа город Воронеж введён режим ЧС и установлен региональный уровень реагирования для органов управления и сил исполнительных органов государственной власти ВО и Воронежского городского звена ТП РСЧС.
Координирующим органом является КСЧ и ОПБ Правительства ВО, целью которого является:
- спасение в короткие сроки людей на аварийном объекте и в зоне заражения;
- локализация источника заражения, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия факторов, опасных для жизни и здоровья людей, экологии и препятствующих ведению спасательных и других неотложных работ;
- поддержание функционирования объекта.
Задача по защите населения и ликвидации ЧС выполнялась в 2 этапа. На первом этапе:
- оповещение и информирование населения о произошедшей ЧС, приёмах и способах защиты;
- поиск и спасение пострадавших;
- оказание доврачебной и первой медицинской помощи и эвакуация их в медицинские учреждения;
- вывод/вывоз персонала объекта и части населения из зоны заражения в безопасные места;
- развёртывание ПВР эваконаселения и организация мероприятий по его первоочередному жизнеобеспечению;
- локализация и обезвреживание разлива хлора;
- санитарная обработка людей;
- обезвреживание химического загрязнения одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, техники и территории;
- оперативно-следственные мероприятия;
- вывоз погибших в морг и утилизация погибших животных.
На втором этапе:
- возвращение эваконаселения в места постоянного проживания (по результатам исследований проб атмосферного воздуха);
- оказания необходимой специализированной медицинской и психологической помощи пострадавшим и их родственникам;
- сбор и уничтожение загрязнённых отходов;
- выплаты страховых компенсаций пострадавшим;
- вывод привлекаемых сил и средств.
Для проведения АСДНР была создана группировка сил и средств ТП РСЧС для решения следующих задач:
1. Поиск и спасение пострадавших, вывод из опасной зоны персонала ВПС
- 8;
2. Проведение поисково-спасательных работ в зоне химического заражения;
3. Оказание скорой медицинской помощи населению. Медицинская сортировка, эвакуация пострадавших в медицинские учреждения;
4. Организация и размещение, оказание специализированной психологической помощи в медицинских учреждениях;
5. Организация размещения и первоочередного жизнеобеспечения в ПВР (МБОУ СОШ № 36);
6. Подавление распространяющегося облака загрязнённого воздуха с помощью заградительных жидкостных завес;
7. Локализация утечки хлора из повреждённого контейнера, сбор и уничтожение загрязнённых отходов;
8. Проведение оперативно-следственных действий, судебно-медицинской экспертизы погибших;
9. Вывоз погибших в морг, выдача тел погибших родственникам.
По итогам проведённого тактико-специального учения можно дать следующие рекомендации;
- при подготовке личного состава пожарных частей, в зоне выезда которых расположены водоподъёмные станции, особое внимание уделять действиям при разливе хлора;
- в связи с близким расположением МБОУ СОШ № 36 от зоны химического заражения, ПВР целесообразно перенести в МБОУ «лицей № 9»;
- более детально прорабатывать вопрос взаимодействия с ГИБДД по регулированию дорожного движения на границах зоны химического заражения;
- привлекать председателей ТОС при проведении ПСР для уточнения количества проживающих граждан;
- активизировать работу по подготовке жителей прилегающих к ВПС домов по порядку действий при объявлении сигнала: «Химическая тревога»;
- проработать вопрос о возможности выдачи средств индивидуальной защиты жителям домов, попадающих в зону химического заражения, для постоянного хранения.
Список использованной литературы
1. Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Ч. 1. / -М: ВНИИ ГОЧС, 1999г. - 184 с.
2. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими
ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. РД52.04.253-90/ Ленинград гидрометиздат, 1991. - 24 с.
3. Семехин Ю.Г. Управление безопасностью жизнедеятельности/ Ю.Г. Семехин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007. - 218 с.
4. Гринин А.С., Экологическая безопасность/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков, -М: Изд-во «Фаир - пресс», 2002. - 326 с.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
С.А. Голев, заместитель начальника кафедры, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В целях обеспечения приемлемых для общества уровней риска необходимо уметь оценивать уровень локальных рисков, переходить от набора локальных оценок рисков (ущербов) к интегральной (комплексной) оценке риска (ущерба). Поэтому рассмотрим общее описание задач построения комплексной оценки, а затем рассмотрим методику получения рейтинговой оценки уровня риска и предполагаемого ущерба. Все это позволяет сформулировать и решить задачу построения оптимальной программы (комплекса мероприятий) обеспечивающей достижения приемлемого уровня риска.
Задачи комплексного оценивания, заключающиеся в переходе от детального к агрегированному описанию сложных систем, встречаются достаточно часто в практике управления социальными и экономическими системами. Например:
- определение качества функционирования трудовых коллективов (выбор лучшего) [2];
- выявление наиболее перспективных направлений научно-технического развития (иерархия приоритетов) [4];
- ранжирование инвестиционных проектов по их привлекательности (отбор наиболее эффективных проектов) [6];
- формирование критериев, характеризующих степень успешности в достижении поставленных целей при реализации региональных программ развития [5];
- построение приоритетов по законодательным инициативам, реализуемым в форме проектов или иных нормативных правовых актов [3].
Данные задачи как раз и относятся к классу задач комплексного оценивания сложных социально-экономических объектов (сценариев, программ развития, проектов, и др.). В настоящее время при решении задач такого типа применяются методики, в основе которых лежит построение матриц логической свертки, учитывающих предпочтения лица, принимающего решения (ЛПР), с последующим получением интегральных оценок (ИОР) или комплексных оценок (КО).
Принцип построения рейтинговых оценок заключается в использовании