Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
трудоустройство / занятость / организация / содействие занятости / зарубежный опыт / служба занятости / employment / employment / organization / employment promotion / foreign experience / employment service.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каримова Гузель Юрисовна, Фаизова Кристина Александровна

В статье изучен опыт России и ряда зарубежных стран в вопросах организации занятости и трудоустройства населения. Сделан вывод о том, что в целях эффективной организации занятости и трудоустройства населения как внутри страны, так и за рубежом необходимо внедрение опыта по организации непрерывного дополнительного профессионального образования, благодаря которому появится возможность как трудоустройства в рамках действующих предприятий и организаций, так и осуществления самозанятости через организацию предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EMPLOYMENT AND EMPLOYMENT OF THE POPULATION: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

The article examines the experience of Russia and a number of foreign countries in the organization of employment and employment of the population. It is concluded that in order to effectively organize employment and employment of the population both within the country and abroad, it is necessary to introduce experience in organizing continuous additional professional education, thanks to which there will be an opportunity for both employment within existing enterprises and organizations, and self-employment through the organization of entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_68 УДК 349.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ORGANIZATION OF EMPLOYMENT AND EMPLOYMENT OF THE POPULATION: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

КАРИМОВА Гузель Юрисовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и трудового права Института права Уфимского университета науки и технологий. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131. E-mail: k021@mail.ru;

ФАИЗОВА Кристина Александровна,

ассистент кафедры экологического и трудового права Института права Уфимского университета науки и технологий. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131. E-mail: k021@mail.ru;

KARIMOVA G.J.,

associate professor, department of environmental and labor law, Institute of law, Ufa university of science and technology, candidate of legal sciences. Republic of Bashkortostan, Ufa, Dostoevsky str., 131. E-mail: k021@mail.ru;

FAIZOVA K.A,

assistant at the Department of Environmental and Labor Law Institute of Law Ufa University of Science and Technology. Republic of Bashkortostan, Ufa, Dostoevsky str., 131. E-mail: k021@mail.ru

Краткая аннотация: В статье изучен опыт России и ряда зарубежных стран в вопросах организации занятости и трудоустройства населения. Сделан вывод о том, что в целях эффективной организации занятости и трудоустройства населения как внутри страны, так и за рубежом необходимо внедрение опыта по организации непрерывного дополнительного профессионального образования, благодаря которому появится возможность как трудоустройства в рамках действующих предприятий и организаций, так и осуществления самозанятости через организацию предпринимательской деятельности.

Abstract: The article examines the experience of Russia and a number of foreign countries in the organization of employment and employment of the population. It is concluded that in order to effectively organize employment and employment of the population both within the country and abroad, it is necessary to introduce experience in organizing continuous additional professional education, thanks to which there will be an opportunity for both employment within existing enterprises and organizations, and self-employment through the organization of entrepreneurial activity.

Ключевые слова: трудоустройство, занятость, организация, содействие занятости, зарубежный опыт, служба занятости.

Keywords: employment, employment, organization, employment promotion, foreign experience, employment service.

Для цитирования: Каримова Г.Ю., Фаизова К.А. Организация занятости и трудоустройства населения: опыт России и зарубежных стран //Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 68-71. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_68.

For citation: Karimova G.J., Faizova K.A. Organization of employment and employment of the population: the experience of Russia and foreign countries // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 68-71. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_68.

Статья поступила в редакцию: 15.10.2023

Вопросами организации трудоустройства населения в России, а также в ее субъектах на конкретных территориях ведает Федеральная служба по труду и занятости населения в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [1] (далее - Закон о занятости). Данная служба функционирует на основании Положения о Федеральной службе по труду и занятости населения [3]. Основными функциями, которые реализует данная служба в сфере труда и занятости, являются: контроль и надзор в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы; оказание государственных услуг в содействии занятости населения и защиты от безработицы; контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ; контроль по урегулированию коллективных трудовых споров.

В муниципальных образованиях действуют отделения службы занятости, так называемые Центры занятости населения, которые выступают важнейшим инструментом социально-правовой защиты безработных граждан. Эти центры оказывают безработным гражданам услуги по содействию в трудоустройстве, самозанятости, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации, в том числе с «использованием цифровых технологий для организации системы обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала», а также психологическое консультирование безработных.

Также в соответствии со ст. 24 Закона о занятости, органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Помимо этого, согласно ст. 24.1 Закона о занятости организуется содействие в трудоустройстве инвалидов. Так, при осуществлении содействия занятости инвалидов органами службы занятости совместно с работодателями обеспечиваются индивидуальный подход, а также мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов. Следует отметить, что для России характерны взаимосвязь

и сотрудничество как с внутриуниверситетскими (например, Центр глубинной психологии, центр трудоустройства, кафедра реабилитации и здоровья человека), так и вневузовскими (государственными центрами реабилитации, центрами занятости) структурами и учреждениями [11].

Государственная политика России в сфере трудоустройства ориентирована на специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство), профориентацию, самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы) (4 и 6% - НПД - налог на профессиональный доход); содействие самозанятости, устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях, помощь в смене профессии особые программы содействия занятости [12].

В настоящее время на организацию занятости и трудоустройства в России влияет сочетание многогранных экономических, политических и социальных факторов. Специфика текущей ситуации заключается в том, что негативное воздействие санкций на разные отрасли экономики носит неравномерный характер, что приводит к усилению структурного неравенства с нехваткой рабочей силы в одних отраслях и избытком рабочей силы в других [9]. Так, с 2020 года экономика нашей страны, в том числе и рынок труда, во-первых, подверглись неожиданному наступлению коронавирусной пандемии, и во-вторых, сильному санкционному давлению со стороны западных стран.

В феврале 2022 года, с началом проведения специальной военной операции Россией на территории Украины, экономика нашей страны пострадала от новых санкционных ограничений, введенных Соединенными Штатами и европейскими странами.

В таких условиях государство вынуждено принимать нерыночные инструменты корректирующего воздействия, включая также организационно-правовые меры воздействия.

Для смягчения ситуации на рынке труда, в основном, использованы правовые инструменты, среди которых следует отметить: Постановление Правительства РФ от 30 марта 2022 г. № 511 [6], Указ Президента РФ от 02 марта 2022 г. № 83 [2], Постановление Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 413 «О внесении изменений в приложение № 35 к государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» [5], Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 537-р [8], Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 376 [4], Постановление Правительства от 13 мая 2022 г. № 867 «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» [7]. Так, в рамках последнего постановления, органы службы занятости населения теперь используют единую цифровую платформу в целях содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных государственных услуг в области содействия занятости населения.

Рассмотренные выше меры по содействию трудоустройства населения сегодня продолжают дополняться и актуализироваться. На основании предпринятых Президентом РФ и Правительством РФ меры, можно заключить, что меры по стабилизации рынка труда и занятости оперативны и масштабны, своевременно дополняются в ходе развития ситуации. На правовом уровне эти меры включают в себя административные и финансовые инструменты регулирующего воздействия государства на рынок труда в стране с целью поддержки и работников, и работодателей.

Зарубежными странами также накоплен определенный опыт решения подобных задач, в том числе в сфере организации занятости и трудоустройства населения, который может быть адаптирован для применения на территории Российской Федерации с целью повышения эффективности государственной политики в сфере занятости населения, как в долгосрочной перспективе, так и для решения первоочередных проблем. Так, в США внедряются программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; социальное страхование безработицы. Американское правительство также поддерживает инициативы крупных компаний в сфере переподготовки рабочих сил посредством предоставления определенных налоговых льгот. Лицам, потерявшим работу под влиянием либерализации торговли в США, также предоставляются гранты на переподготовку и повторное трудоустройство [10].

В Канаде на уровне провинций организованы национальные электронные доски объявлений о вакансиях, а также оказание услуг по составлению резюме.

В Японии вопросы содействия занятости регулируются тремя законами такими как Закон о трудовых нормах, о профсоюзах и Закон о регулировании трудовых отношений. В данной стране действует система страхования занятости лиц, которые потеряли работу в результате глобализации или по другим причинам получают страховые выплаты, которые являются своего рода «пособием по безработице» в других странах. Правительство выступает как страховщик и осуществляет выплату работодателям в качестве социального страхования.

В Европейском Союзе, на рынке труда для достижения полной занятости внедрен принцип «flexicurity», означающий соблюдение двух принципов на рынке труда: гибкость и безопасность. Принцип гибкости предполагает формирование у работников такой способности, которая позволяет ему следовать инновациям в процессе организации производства, уметь принять неординарные решения в условиях кризиса, изменять график работы в определенных условиях, и быть готовым к трудовой мобильности в условиях появления новых трудовых возможностей. Концепция безопасности в этом случае гарантирует сохранения рабочего места и дохода работников при нарастании влияния внешних факторов на трудовую деятельность.

Теперь хотелось бы остановиться на трудовом праве Германии. Основными источниками трудового законодательства Германии являются Гражданский кодекс, Общий закон о равном обращении, Закон о неполном рабочем дне и занятости на ограниченный срок, Закон о минимальной заработной плате, Закон о защите от несправедливого увольнения, Закон о минимальном отпуске для работников и др.

Большинство законов и нормативных актов о занятости применяются только к работникам, находящимся на иждивении. Термин «занятость» традиционно не определялся законом. Однако в параграфе 84 Коммерческого кодекса Германии ("Handelsgesetzbuch") упоминается термин «самозанятость». Самозанятый человек - это тот, кто обычно может организовать свою работу (род занятий) и самостоятельно определять свое рабочее время. Работающее лицо и, следовательно, находящееся на личном иждивении, - это лицо, которое не может этого

делать и которое - по этой причине - обычно классифицируется как наемный работник, если только он / она не работает на другое лицо на основании частноправового контракта [13].

То же определение и концепция также отражены в параграфе 611 Гражданского кодекса Германии. Он гласит: «Трудовой договор обязывает работника выполнять работу на службе у другого лица, находящегося в личной зависимости и подчиняющегося инструкциям других лиц. Право издавать инструкции может касаться содержания, исполнения, времени и места выполнения работы. Те, кто по существу не свободен в организации своей деятельности и определении своего рабочего времени, связаны инструкциями. Степень личной зависимости также зависит от характера соответствующей деятельности. Чтобы определить, существует ли трудовой договор, необходимо всесторонне рассмотреть все обстоятельства. Если фактическое осуществление договорных отношений показывает, что это трудовые отношения, указание в контракте не имеет значения».

Необходимо проводить различие между работником и так называемым «лицом, подобным работнику» (arbeitnehmerahnliche person). Для того, чтобы считаться лицом, подобным работнику, работник должен быть экономически независим от своего работодателя и социально нуждаться в защите (см. юридическое определение в параграфе 12a Закона № 1 о коллективных переговорах (Tarifvertragsgesetz)). К этим лицам некоторые законы применяются не в полной мере, такие как Закон о непрерывном вознаграждении или Закон о борьбе с несправедливым увольнением [14].

Несколько иные источники трудового законодательства существуют во Франции. Среди них мы можем выделить следующие:

1. Трудовой кодекс (Code du travail) - это основной закон, регулирующий трудовые отношения во Франции. Он содержит нормы о правах и обязанностях работников и работодателей, условиях труда, защите занятости и т.д.

2. Коллективные договоры - во Франции широко распространена практика заключения коллективных договоров между профсоюзами и работодателями. Эти договоры устанавливают дополнительные права и гарантии для работников в конкретной отрасли или предприятии.

3. Судебная практика - решения судов по трудовым спорам также являются важным источником трудового права. Высокий апелляционный суд (Cour de cassation) является высшим судебным органом по трудовым делам.

4. Зарегистрированные соглашения - в дополнение к коллективным договорам, во Франции также существует возможность заключения зарегистрированных соглашений (conventions de branche) между представителями отраслей и профсоюзами. Эти соглашения устанавливают минимальные стандарты и правила для отрасли.

Все работники во Франции защищены трудовым законодательством. Любое лицо, выполняющее оплачиваемую работу в контексте отношений подчинения, классифицируется, как наемный работник и защищено нормами трудового законодательства.

Следует отметить, что по закону не требуется, чтобы трудовые отношения были оформлены посредством трудового договора. Однако коллективное соглашение, применимое к трудовому договору, может требовать письменной формы. В любом случае трудовой договор, заключенный не в письменной форме, считается контрактом на полный рабочий день и на неопределенный срок. Таким образом, срочные контракты и контракты с частичной занятостью должны быть оформлены в письменной форме с указанием конкретной информации, предусмотренной законом.

Кроме того, в соответствии с законодательством Европейского Союза, работодатель обязан при любых обстоятельствах информировать работников в течение их первой недели работы о личности сторон, их месте работы, названии должности (или описании работы), дате начала действия контракта, продолжительности и условиях испытательного срока, составляющих элементах оплаты, частоте и методе оплаты, а также об их рабочем времени и условиях сверхурочной работы (если предполагается, что это обычные ежедневные или еженедельные рабочие часы).

Работники также должны быть проинформированы в течение одного месяца с момента начала работы о следующем: размере оплачиваемого отпуска; праве на обучение; полной процедуре, которой следует следовать в случае прекращения договорных отношений (продолжительность периода уведомления); и, где применимо, о действующих коллективных соглашениях и удостоверениях органов социальной защиты, собирающих социальные взносы.

Таким образом, на практике настоятельно рекомендуется составлять трудовой договор. Кроме того, этот трудовой договор должен быть составлен на французском языке. В противном случае компания не сможет воспользоваться его условиями в отношении своих сотрудников.

Как и в случае с любым контрактом, трудовой договор должен быть выполнен добросовестно. Поэтому работники обязаны выполнять работу, указанную в контракте, лично и добросовестно и следовать инструкциям, данным их работодателем. Кроме того, они не должны действовать вразрез с интересами компании и, в частности, не должны участвовать в каких-либо актах конкуренции. Они также обязаны соблюдать конфиденциальность любой информации, которую они узнают в ходе выполнения своих обязанностей.

Работодатели, в свою очередь, обязаны соблюдать свои обязательства по отношению к работникам и, в частности выплачивать им соответствующую заработную плату. Они также должны обеспечить адаптацию своих сотрудников к их должностям и, когда это применимо, прохождение надлежащей подготовки и собеседование со своим начальником не реже одного раза в два года. Работодатели обязаны защищать здоровье и безопасность своих работников. Несоблюдение работодателем своих обязательств по отношению к своим работникам может позволить им добиться расторжения своего трудового договора и, таким образом, получить как свои выплаты по окончании контракта (выплата вместо срока уведомления, пособие при увольнении), так и убытки за несправедливое расторжение.

Работодатели обязаны соблюдать следующие минимальные условия найма:

- минимальная заработная плата: заработная плата, выплачиваемая работодателем, не может быть меньше национальной минимальной заработной платы (SMIC). С 1 августа 2022 года общий ежемесячный SMIC при 35-часовой рабочей неделе составляет 1678,95 евро. В коллективном соглашении, применимом к трудовому договору, может также быть указана минимальная заработная плата в зависимости от классификации работника, предусмотренной применимыми коллективными переговорами.

- рабочее время: установленное законом рабочее время составляет 35 часов в неделю. Однако работники могут работать сверх установленного законом рабочего времени либо разово (сверхурочно), либо в рамках определенного режима рабочего времени. Особые правила применяются как к сверхурочной работе, так и к режиму рабочего времени. За редкими исключениями, работники не должны работать более: 48 часов в неделю; в среднем 44 часа в неделю в течение 12 недель подряд; и 10 часов в день.

Кроме того, за редким исключением, работники должны отдыхать не реже одного раза в неделю в течение 24 часов подряд и не должны работать по воскресеньям.

- оплачиваемый отпуск: работники имеют право на оплачиваемый отпуск продолжительностью 25 дней в год, а также на государственные праздники (около 10 дней в году)[15].

В таких развитых странах как Австралия Дания, Швеция и Великобритания, организована система «обязательного повторного трудоустройства» для соискателей в случае безуспешного поиска работы. Такая система заставляет работодателя, в условиях набора новых работников, отдавать предпочтение раннее освобожденным работникам при наборе рабочей силы на новых позициях.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, в России можно использовать опыт некоторых зарубежных стран в части создания отдельного реестра освобожденных работников для организации повторного их трудоустройства по соответствующим квалификациям отраслей экономики. В свою очередь, это также позволяет работодателям оперативно найти опытного специалиста.

В целом, несмотря на положительные сдвиги, организационная политика занятости и трудоустройства во многих государствах на сегодняшний день охватывает разрозненность организационно-правовых мер. Изучение опыта зарубежных стран показало, что для решения этой проблемы необходимо на регулярной основе проводить системный анализ состояния занятости и трудоустройства в стране с целью качественного прогнозирования изменения ее структуры на фоне тенденций социально-экономических явлений в стране. Помимо этого, для эффективной организации занятости и трудоустройства населения как внутри страны, так и за рубежом необходимо внедрение положительного опыта по организации непрерывного дополнительного профессионального образования, благодаря которому появится возможность как трудоустройства в рамках действующих предприятий и организаций, так и осуществления самозанятости через организацию предпринимательской деятельности.

Библиография:

1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2023.

2. Указ Президента РФ от 02 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2023.

3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 (ред. от 18.05.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // СПС «КонсультантПлюс», 2023.

4. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 376 (ред. от 29.05.2023) «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 и 2023 годах» // СПС «КонсультантПлюс», 2023.

5. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 413 «О внесении изменений в приложение № 35 к государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СПС «КонсультантПлюс», 2023.

6. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2022 г. № 511 (ред. от 23.08.2023) «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах» // СПС «КонсультантПлюс», 2023.

7. Постановление Правительства от 13 мая 2022 г. № 867 «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (в ред. от 24.03.2023 № 471) // СПС «КонсультантПлюс», 2023.

8. Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 537-р (ред. от 20.12.2022) «О выделении Роструду из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2022 г. бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда» // СПС «КонсультантПлюс», 2023.

9. Голубцов Г.С. Понятие занятости и правового регулирования в сфере труда и занятости населения // Закон. Право. Государство. 2022. № 3(35). С. 222-225.

10. Кодирзода Д.Б., Исломидинзода А.А. Зарубежный опыт совершенствования структуры отраслевой занятости населения // Государственное управление. 2022. № 4-1(58). С. 23-36.

11. Практики инклюзивного профессионального образования и сопровождения трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом: экспертный обзор / Е. И. Аксенова, Т. И. Бонкало. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. 98 с.

12. Шпилькина Т.А., Филимонова Н.Н., Артамонова Л.С. Государственная политика в области занятости и безработицы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 8. С. 207-211.

13. Коммерческий кодекс Германии в скорректированной редакции, опубликованной в Федеральном вестнике законов, часть III, номер 4100-1, с последними изменениями, внесенными статьей 1 Закона от 19 июня 2023 г. (BGBl. 2023 I № 154) // https://www.gesetze-im-internet.de/hgb/_84.html [Электронный ресурс] (дата

обращения 12.10.2023)

14. https://iclg.com/practice-areas/employment-and-labour-laws-and-regulations/germany. [Электронный ресурс] (дата обращения 12.10.2023)

15. https://iclg.com/practice-areas/employment-and-labour-laws-and-regulations/france [Электронный ресурс] (дата обращения 12.10.2023)

References:

1. Law of the Russian Federation of April 19, 1991 No. 1032-1 (ed. of 12/28/2022) "On employment in the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus", 2023.

2. Decree of the President of the Russian Federation of March 02, 2022 No. 83 "On measures to ensure the accelerated development of the information technology i n-dustry in the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus", 2023.

3. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 30, 2004 No. 324 (ed. dated 05/18/2023) "On approval of the Regulations on the Federal Service for Labor and Employment" // SPS "ConsultantPlus", 2023.

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated March 16, 2022 No. 376 (ed. dated 05/29/2023) "On the specifics of the organization of the provision of public services in the field of employment in 2022 and 2023" // SPS "ConsultantPlus", 2023.

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated March 19, 2022 No. 413 "On Amendments to Appendix No. 35 to the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy" // SPS "ConsultantPlus", 2023.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of March 30, 2022 No. 511 (ed. of 08/23/2023) "On the specifics of the legal regulation of labor relations and other directly related relations in 2022 and 2023" // SPS "ConsultantPlus", 2023.

7. Government Decree of May 13, 2022 No. 867 "On the Unified digital platform in the field of employment and labor relations "Work in Russia" (ed. dated 03/24/2023 No. 471) // SPS "ConsultantPlus", 2023.

8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 537-r dated March 18, 2022 (ed. dated 12/20/2022) "On allocating budget allocations to Rostrud from the Reserve Fund of the Government of the Russian Federation in 2022 for the implementation of measures aimed at reducing tension in the labor market" // SPS "ConsultantPlus", 2023.

9 Golubtsov G.S. The concept of employment and legal regulation in the sphere of labor and employment of the population // Law. Right. State. 2022. No. 3 (35). pp. 222-225.

10. Kodirzoda D.B., Islomidinzoda A.A. Foreign experience of improving the structure of sectoral employment of the population // Public administration. 2022. No. 4-1(58). pp. 23-36.

11. Practices of inclusive vocational education and employment support for persons with disabilities in Russia and abroad: expert review / E. I. Aksenova, T. I. Bonkalo. M.: GBU "NIIOZMM DZM", 2023. 98 p.

12. Shpilkina T.A., Filimonova N.N., Artamonova L.S. State policy in the field of employment and unemployment // Economics and business: theory and practice. 2023. No. 8. pp. 207-211.

13. The Commercial Code of Germany as amended, published in the Federal Journal of Laws, Part III, number 4100-1, with the latest amendments made by Article 1 of the Law of June 19, 2023 (BGBl. 2023 I No. 154) // https://www.gesetze-im-internet.de/hgb/_84.html [Electronic resource] (accessed 12.10.2023)

14. https://iclg.com/practice-areas/employment-and-labour-laws-and-regulations/germany . [Electronic resource] (accessed 12.10.2023)

15. https://iclg.com/practice-areas/employment-and-labour-laws-and-regulations/france [Electronic resource] (accessed 12.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.