Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОБОТА-СИМУЛЯТОРА НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОБОТА-СИМУЛЯТОРА НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОРЕАЛИСТИЧНАЯ СИМУЛЯЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В НЕОНАТОЛОГИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киселева Лариса Григорьевна, Буланов Роман Леонидович

Снижение показателя младенческой смертности является одной из важных задач службы охраны материнства и детства, поэтому особое значение имеет оказание квалифицированной медицинской помощи новорожденным, включая респираторную стабилизацию преждевременно рожденных детей. В статье представлен опыт использования высокореалистичного робота недоношенного ребенка в обучении врачей по программе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киселева Лариса Григорьевна, Буланов Роман Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF A TRAINING USING PRETERM NEWBORN HIGH REALISTIC SIMULATION

Reducing the infant mortality rate is one of the important tasks of the maternal and child health service, therefore, it is of particular importance to provide qualified medical care to newborns, including respiratory stabilization of premature babies. The article presents the experience of using a highly realistic robot of a premature baby "Little Pavlik" at the stage of postgraduate medical education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОБОТА-СИМУЛЯТОРА НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОБОТА-СИМУЛЯТОРА НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО

Киселева Л.Г., Буланов Р.Л.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 163069, г. Архангельск, Российская Федерация

Снижение показателя младенческой смертности является одной из важных задач службы охраны материнства и детства, поэтому особое значение имеет оказание квалифицированной медицинской помощи новорожденным, включая респираторную стабилизацию преждевременно рожденных детей. В статье представлен опыт использования высокореалистичного робота недоношенного ребенка в обучении врачей по программе повышения квалификации.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Киселева Л.Г., Буланов Р.Л. Организация занятия с применением робота-симулятора недоношенного новорожденного // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 8-14. РОI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-1-8-14 Статья поступила в редакцию 07.01.2022. Принята в печать 06.03.2022.

Ключевые слова:

высокореалистичная

симуляция;

образование

в неонатологии;

современные

образовательные

технологии;

недоношенный

ребенок

ORGANIZATION OF Ä TRAINING USING PRETERM NEWBORN HIGH REALISTIC SIMULATION

Kiseleva L.G., Bulanov R.L.

Northern State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 163069, Arkhangelsk, Russian Federation

Reducing the infant mortality rate is one of the important tasks of the maternal and child health service, therefore, it is of particular importance to provide qualified medical care to newborns, including respiratory stabilization of premature babies. The article presents the experience of using a highly realistic robot of a premature baby "Little Pavlik" at the stage of postgraduate medical education.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Keywords:

high-fidelity simulation; education in neonatology; modern educational technologies; premature newborn

For citation: Kiseleva L.G., Bulanov R.L. Organization of a training using preterm newborn high realistic simulation. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (4): 8-14. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-12-4-8-14 (in Russian) Received 07.01.2022. Accepted for publication 06.03.2022.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ежегодно в мире происходит около 15 млн преждевременных родов. Примерно 11% новорожденных появляется на свет раньше срока (до 37 нед гестации) [1, 2]. Оказание высококачественной медицинской помощи недоношенному ребенку в родовом зале представляет комплекс безотлагательных мероприятий, требующий командной работы неонатальных специалистов [3]. Современное образование врачей основано на классической практико-ориентированной системе обучения с применением инновационных технологий в области имитации реальности, включая тренажеры с функциями моделирования различных клинических сценариев. К преимуществам симуляци-онного обучения относят приближенность к реальным условиям работы врача, разбор ошибок при многократном повторении практических навыков, развитие логического и клинического мышления, формирование навыка командной работы [4]. Кроме того, симуляция позволяет осваивать профессиональные навыки в максимально безопасной для пациентов среде, что ведет к популяризации этого метода обучения [5, 6].

Цель исследования - представить опыт применения высокореалистичной симуляции при обучении врачей педиатрической службы респираторной стабилизации преждевременно рожденных детей с малоин-вазивным введением сурфактанта.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

На базе федерального аккредитацион-ного центра ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России реализуется 36-часовая программа повышения квалификации «Реанимация и стабилизация новорожденных в родильном зале», которая включает модуль оказания помощи преждевременно рожден-

ным детям с отработкой навыков введения сурфактанта. С 2021 г. на практическом занятии применяется комплекс «Кроха Павлик», состоящий из манекена недоношенного ребенка 27 нед гестации с инновационными функциональными возможностями (VI уровень реалистичности), компьютера оператора и монитора жизненных функций. В исследование включены 28 врачей педиатрической службы, оказывающих помощь детям в родильном зале (врачи - реаниматологи, неонатологи, педиатры). Для объективной оценки практических действий врачей в процессе командного тренинга использованы чек-листы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

При организации учебного процесса созданы условия для формирования и закрепления навыков врачей по оказанию помощи недоношенному ребенку путем создания ситуаций, приближенных к реальности, с отработкой тактильного контакта при работе с симулятором.

Виртуальный тренажер имеет высокореалистичную анатомию живого новорожденного, что, по отзывам слушателей цикла, придает эмоциональный компонент тренингу (рис. 1). Робот-симулятор программируется в соответствии с клиническим сценарием (преждевременные роды в 27-28 нед с неполной антенатальной профилактикой респираторного дистресс-синдрома), что позволяет медицинским работникам погружаться в учебный процесс. Система управляется с помощью компьютера, который по беспроводной связи передает по Wi-Fi сигналы на робот-симулятор новорожденного и в автоматическом режиме выводит показатели на монитор жизненных параметров (рис. 2).

Оператор управляет учебным процессом с использованием 30-анимаций, что повышает объективность оценки действий

слушателей. Высокореалистичные верхние дыхательные пути, изготовленные 3Р-при-нтером на основании магнитно-резонансных снимков реальных пациентов, позволяют отрабатывать навыки эндотрахеаль-ной интубации с введением сурфактанта инвазивным и малоинвазивным способом. Робот снабжен датчиками автоматического определения положения эндотрахеаль-ной трубки при интубации, определения правильной позиции и глубины введения пупочного венозного катетера. Кожа манекена может становиться синюшной либо гиперемированной (в зависимости от заданных оператором параметров), имеется возможность определять пульсацию на пупочной артерии и конечностях, проводить аускультацию дыхательных, сердечных и кишечных шумов. Имеется возможность задавать патологические паттерны дыхания, такие как раздувание крыльев носа, парадоксальное дыхание, втяжение грудины, а также выполнять искусственную вентиляцию легких, изменяя в реальном режиме времени физиологические и патологические параметры дыхательной системы.

Практическое занятие позволяет реализовать 3 уровня симуляционного обучения: визуальный, тактильный и реактивный [4]. Визуальный уровень позволяет врачам понять последовательность действий выполнения манипуляций, тактильный -воспроизвести и отработать практические навыки на муляже, реактивный уровень подразумевает реакции робота-симулятора на типовые действия слушателя. Учебный модуль включает реальное медицинское оборудование, что делает обстановку максимально приближенной к родильному залу стационара. Помещение учебного практикума оборудовано системой видеонаблюдения для контроля и проведения дебрифинга.

Рис. 1. Высокореалистичный робот-симулятор «Кроха Павлик»

Организация симуляционного тренинга включает 4 этапа.

1. Подготовка оснащения (оборудование, средства для аудио- и видеозаписи, презентация для теоретической части).

2. Подготовка методического материала с разработкой сценария клинического случая и чек-листов (табл. 1, 2).

3. Обсуждение сценария среди преподавателей.

4. Подготовка раздаточного материала для участников тренинга (преподаватель-инструктор, преподаватель-оператор, курсанты - роль лидера и ассистента).

При проведении практического занятия соблюдаются 5 этапов симуляционного обучения. I этап - входной контроль для вы-

Рис. 2. Комплекс: манекен недоношенного ребенка, компьютер оператора и монитор жизненных функций

явления наиболее проблемных моментов теоретических знаний курсантов, принцип «перевернутого класса» позволяет сосредоточить внимание на действиях обучаемых при проведении тренинга. II этап - брифинг, включающий информацию о ходе занятия и его компонентах: брифинг, тренинг, де-брифинг, постановка целей и учебных задач практического занятия, краткое обсуждение теоретических аспектов темы, разъяснение основных принципов работы и технических возможностей симуляционного оборудования, слушатели знакомятся с размещением расходных материалов. После брифинга преподаватель демонстрирует видеозапись с эталонным исполнением навыка с пояснениями, после чего курсантам предлагается самостоятельно выполнить задание. III этап (основной) - проведение тренинга, который включает знакомство с клинической ситуацией, хронометраж сценария, соблюдение преподавателем и оператором динамического характера симуляционного обучения. IV этап -дебрифинг, который представляет анализ, разбор опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения практического навыка. Данный этап включает видеотрансляцию в режиме реального времени для включения

всей группы в процесс обучения, просмотр видеозаписи действий участников тренинга с анализом действий и разбором ошибок, что позволяет идентифицировать сильные и слабые стороны врачей. Профессиональное программное обеспечение для системы видеонаблюдения в практикуме позволяет получить объективную оценку всех выполненных действий.

В период дебрифинга отмечены следующие основные ошибки лидеров команд - 7 (25%) слушателей [95% доверительный интервал (ДИ) 0,13-0,43] несвоевременно принимали решение о титровании кислорода в газовой смеси при изменении показателя сатурации крови кислородом. Отмечено, что при извлечении ларингоскопа 5 (17,9%) врачей (95% ДИ 0,08-0,36) не фиксировали катетер к верхней челюсти, что увеличивало риск его смещения и неправильного введения сурфактанта.

8 (28,6%) слушателей (95% ДИ 0,15-0,47), выполняющих роль ассистента, наиболее часто допускали ошибки в отношении своевременности постановки и измерения глубины введения желудочного зонда при респираторной стабилизации недоношенного ребенка. 11 (39,3%) врачей (95% ДИ 0,23-0,57) подавали лидеру ларингоскоп в нерабочем положении. Самостоятельно извлекали катетер из стерильной упаковки 10 (35,7%) ассистентов (95% ДИ 0,20-0,54). Выявленные типичные ошибки устранялись при закреплении практических навыков на этапе повторных тренингов.

V этап - обратная связь является важным показателем эффективности работы и служит для совершенствования и коррекции учебного занятия. Все участники отметили высокую эмоциональную насыщенность и реалистичность обстановки при прохождении модуля оказания помощи

Таблица 1. Чек-лист респираторной стабилизации недоношенного ребенка и малоинвазивного введения сурфактанта в родильном зале (роль лидера)

Действия Да Нет

После отсроченного пережатия пуповины выполнена оценка по шкале Апгар

на 1-й минуте жизни ребенка

Проведена санация ротоглотки (озвучено наличие большого количества

околоплодных вод в ротовой полости)

Проведение респираторной поддержки с постоянным положительным

давлением в дыхательных путях с помощью Т-коннектора

Выполняется титрование кислорода в газовой смеси в соответствии

с заданной оператором сатурацией кислорода

Выполнена оценка по шкале Апгар на 5-й минуте жизни ребенка

Введение мононазальной канюли (интубационной трубки 2,5) в носовой ход

Правильная техника ларингоскопии

Жесткий катетер для введения сурфактанта извлечен из стерильной упаковки

и введен за голосовую щель, зафиксирован пальцем к верхней челюсти

ребенка

Ларингоскоп извлечен левой рукой, не смещая катетер

Мониторинг состояния ребенка в период введения сурфактанта

малоинвазивным способом и подготовка к переводу в отделение

Таблица 2. Чек-лист стабилизации недоношенного ребенка и малоинвазивного введения сурфактанта в родильном зале (роль ассистента)

Действия Да Нет

Включен Апгар-таймер

Ребенок помещен в «гнездо» во влагосберегающий пакет, установлен датчик

пульсоксиметра на предплечье правой верхней конечности

Установлен кожный температурный датчик, надета шапочка, глаза ребенка

прикрыты шапочкой

Выполнена правильная установка желудочного зонда через 3 мин с начала

респираторной стабилизации Т-коннектором

Вскрыта стерильная упаковка в области коннектора интубационной трубки

(размер 2,5) и подана врачу

Фиксация мононазальной канюли лейкопластырем

Подан ларингоскоп с включенным освещением

Набраны в шприц предварительно согретый сурфактант и воздух

Вскрыта стерильная упаковка в области проксимального конца жесткого

катетера для введения сурфактанта и подана врачу

Подсоединен шприц к дистальной части катетера, введены медленно

(60-120 с) сурфактант и воздух из шприца

преждевременно родившемуся ребенку, что позволяет лучше усваивать теоретическую и практическую составляющие тренинга. Оптимальная величина интервалов между тренингами, необходимая для поддержания

навыков и актуальных алгоритмов действий, в настоящее время не установлена, но 89,3% слушателей высказали пожелание пройти повторное обучение через 4-6 мес, 10,7% - через 1 год.

ОБСУЖДЕНИЕ

Использование современных технологий обучения является основополагающей частью повышения профессиональных и личностных компетенций медицинских работников, позволяет повысить качество оказания медицинской помощи новорожденным. Командный тренинг является мощным обучающим фактором и дает максимально эффективные результаты в симуляционном обучении. Стрессовые ситуации, возникающие при решении имитирующих реальность клинических задач, улучшают закрепление знаний и формирование практических навыков. Эмоциональное состояние обучающегося может быть вызвано сильным возбуждением при достижении успеха или негативными эмоциями при неудаче, но в обоих случаях повышается мотивация продолжать тренинг, чтобы добиться успеха или его повторить.

Командное взаимодействие способствует развитию лидерских качеств участников, формированию клинического мышления при оценке динамично меняющейся клинической ситуации, а также присутствует живое общение, которое невозможно заменить никакими техническими средствами [7]. Эмоциональные компоненты робота-симулятора (стонущее парадоксальное дыхание) стимулируют висцеральный, поведенческий и рефлексивный уровни эмоциональной системы для реалистичного переживания игры. Внутренний

(висцеральный) уровень отвечает за автоматические первичные качества человеческих эмоций, которые почти полностью находятся вне нашего контроля. Поведенческий уровень относится к контролируемым аспектам человеческой деятельности путем бессознательного анализа ситуации для разработки целенаправленных стратегий повышения эффективности (предупреждение ухудшения состояния и летального исхода недоношенного ребенка). Рефлексивный уровень отвечает за размышление, осознанное мышление и изучение новых концепций (ответственность за действия в игре и их последствия) [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение высокореалистичной симуляции при обучении врачей респираторной стабилизации и заместительной терапии сур-фактантом у недоношенных детей является перспективным направлением в эффективности образовательного процесса в обучении врачей по программе повышения квалификации. Различные клинические сценарии способствуют применению теоретических знаний при решении практических задач, закреплению навыков и умений, выработке адекватных коммуникативных навыков при работе в команде, развивают аналитическое мышление, а также формируют профессиональное поведение без последствий для здоровья ребенка.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Киселева Лариса Григорьевна (Larisa G. Kiseleva)* - кандидат медицинских наук, доцент кафедры неонатологии и перинатологии ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России, Архангельск, Российская Федерация E-mail: kis2720yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-2478-6987

*Автор для корреспонденции.

Буланов Роман Леонидович (Roman L. Bylanov) - кандидат медицинских наук, директор федерального аккредитационного центра, доцент кафедры неонатологии и перинатологии ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России, Архангельск, Российская Федерация E-mail: bulanovrl0gmail.com https://orcid.org/0000-0003-4514-9717

ЛИТЕРАТУРА

1. Liu L., Oza S., Hogan D., Chu Y., Perin J., Zhu J. et al. Global, regional, and national causes of under-5 mortality in 2000-15: an updated systematic analysis with implications for the Sustainable Development Goals // Lancet. 2016. Vol. 388 (10063). Р. 3027-3035. DOI: https://www.doi.org/10.1016/S 0140-6736(16)31593-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Walani S.R. Global burden of preterm birth // Jnt. J. Gynecol. Obstet. 2020. Vol. 150. Р. 31-33. DOI: https://www.doi. org/10.1002/ijgo.13195

3. Versantvoort J., Kleinhout M., Ockhuijsen H., Bloemenkamp.,Vries W., Hoogen A. et al. Helping Babies Breathe and its effects on intrapartum-related stillbirths and neonatal mortality in low-resource settings: a systematic review // Arch Dis Child. 2020. Vol. 105. Р. 127-133. DOI: https://www.doi.org/10.1136/archdischild-2018-316319

4. Кузина Н.В., Кузина Л.Б., Сулимов К.Т. Симуляционное обучение при подготовке кадров высшей квалификации и в дополнительном профессиональном образовании: К вопросу о дефинициях и структуре процесса // Современное образование. 2018. № 2. С. 118-139. DOI: https://www.doi.org/10.25136/2409-8736.2018.2.26542

5. Ходус С.В., Олексик В.С., Барабаш И.В., Пустовит К.В. Влияние ситуационной тревожности обучающихся на оценку компетенций в симулированных условиях // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 3 (25). С. 36-37. DOI: https://www.doi.org/10.46594/2687-0037_2020_3_1245

6. Gavin N., Satin A. Simulation Training in Obstetrics // Clin. Obstet. Gynecol. 2017. Vol. 60, N 4. Р. 802-810. DOI: https://www.doi.org/10.1097/GRF.0000000000000322

7. Куликова Д.Н. Роль преподавателя в современном образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 69-72.

8. De Maria J., Вryson E., Mooney T. et al. Adding emotional stressors to training in simulated cardiopulmonary arrest enhances participant performance // Med Educ. 2010. Vol. 44. Р. 1006-1015. DOI: https://www.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2010.03775.x

REFERENCES

1. Liu L., Oza S., Hogan D., Chu Y., Perin J., Zhu J., et al. Global, regional, and national causes of under-5 mortality in 2000-15: an updated systematic analysis with implications for the Sustainable Development Goals. Lancet. 2016; 388 (10063): 3027-35. DOI: https://www.doi.org/10.1016/S 0140-6736(16)31593-8

2. Walani S.R. Global burden of preterm birth. Jnt J Gynecol Obstet. 2020; 150: 31-3. DOI: https://www.doi.org/10.1002/ ijgo.13195

3. Versantvoort J., Kleinhout M., Ockhuijsen H., Bloemenkamp.,Vries W., Hoogen A., et al. Helping Babies Breathe and its effects on intrapartum-related stillbirths and neonatal mortality in low-resource settings: a systematic review. Arch Dis Child. 2020; 105: 127-33. DOI: https://www.doi.org/10.1136/archdischild-2018-316319

4. Kuzina N.V., Kuzina L.B., Sulimov K.T. Simulation training in the training of highly qualified personnel and in additional professional education: On the issue of definitions and structure of the process. Sovremennoe obrazovanie [Modern education]. 2018; (2): 118-39. DOI: https://www.doi.org/10.25136/2409-8736.2018.2.26542 (in Russian)

5. Hodus S.V., Oleksik V.S., Barabash I.V., Pustovit K.V. The influence of situational anxiety of students on the assessment of competencies in simulated conditions. Virtualnie tekhnologii v meditsine [Virtual technologies in medicine]. 2020; 3 (25): 36-7. DOI: https://www.doi.org/10.46594/2687-0037_2020_3_1245 (in Russian)

6. Gavin N., Satin A. Simulation Training in Obstetrics. Clin Obstet Gynecol. 2017; 60 (4): 802-10. DOI: https://www.doi. org/10.1097/GRF.0000000000000322

7. Kulikova D.N. Role of lecturer in modern educational process. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2012; (8): 69-72. (in Russian)

8. De Maria J., Vryson E., Mooney T., et al. Adding emotional stressors to training in simulated cardiopulmonary arrest enhances participant performance. Med Educ. 2010; 44: 1006-15. DOI: https://www.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2010.03775.x

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.