Научная статья на тему 'Эффективное обучение врачей любой специальности для ликвидации острых состояний'

Эффективное обучение врачей любой специальности для ликвидации острых состояний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / POST-GRADUATE TRAINING OF DOCTORS / SIMULATION TRAINING / COMPETENCY-BASED APPROACH / CLINICAL EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суховская Владислава Валерьевна, Протопопова Наталья Владимировна, Павлова Татьяна Ивановна, Суховский Валерий Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ. Компетентностный подход к специалисту диктует новые требования к последипломной подготовке медицинских работников. Нередко врачи в обычной жизни сталкиваются с острыми состояниями, требующего неотложного лечения. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведены ретроспективное и перспективное исследования эффективности традиционной и инновационной систем подготовки врачей и места симуляционных тренингов в подготовке медицинских работников. По направлению акушерство-гинекология / неонатология за период 2011-2012 гг. по традиционной системе на кафедре прошли обучение 142 врача; за период 2013-2015 гг. по инновационной системе 223 врача. РЕЗУЛЬТАТЫ. Наибольшая степень владения практическими навыками и умения работать в команде были при системе подготовки, в которой симуляционные тренинги составляют 75%-89±4,2 баллов (P<0.05). Отмечена клиническая эффективность симуляционных тренингов в акушерстве и неонатологии: в Иркутской области в 2015 г. снизились показатели интранатальной гибели плода на 17,8%, ранней неонатальной смертности на 36,7%. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Симуляционные тренинги, не реже одного раза в год, являются необходимым компонентом в программах подготовки медицинских специалистов, которые позволяют отработать технику проведения манипуляций, протоколы ведения и командное взаимодействие при различных угрожающих жизни состояниях. Эффективность их заключается не только в высокой готовности специалистов к оказанию неотложной медицинской помощи, но и в четком соблюдении стандарта оказания медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Суховская Владислава Валерьевна, Протопопова Наталья Владимировна, Павлова Татьяна Ивановна, Суховский Валерий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT TRAINING OF DOCTORS FOR DEALING WITH CRITICAL PATIENT’S CONDITIONS

INTRODUCTION. The competency-based approach puts forward new demands for post-graduate training of health workers. Sometimes doctors deal with critical patient’s conditions requiring urgent treatment. METHODS. The retrospective and perspective researches of traditional and innovative training methods were carried out, and the role of simulation training of health workers was assessed. In 2011-2012, 142 health workers were trained in obstetrics and gynaecology based on the traditional methods, and in 2013-2015, 223 health workers were trained based on the innovative methods. RESULTS. The training system where simulation trainings are 75%-89±4.2 points (P<0.05) contributes to the possession of practical and teamwork skills to a greater degree. The efficiency of simulation trainings in obstetrics and neonatology was observed: in 2015, in Irkutsk oblast the number of intranatal fetal deaths decreased by 17.8%, neonatal deaths by на 36.7%. CONCLUSION. Annual simulation trainings are a prerequisite in training programs for health workers. They help master healthcare methods, patient management protocol and teamwork skills under life threatening conditions. They train health workers for rapid emergency healthcare and adherence to healthcare standards.

Текст научной работы на тему «Эффективное обучение врачей любой специальности для ликвидации острых состояний»

ич

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ MEDICAL AND BIOLOGICAL ASPECTS OF SAFETY

m

Оригинальная статья / Original article УДК: 614.8

ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ ЛЮБОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ОСТРЫХ СОСТОЯНИЙ

© В.В. Суховская*, Н.В. Протопопова*, Т.И. Павлова*, В.С. Суховский**

*Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, 664049, Россия, г. Иркутск, мр-н Юбилейный, 100. **Иркутский государственный медицинский университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.

РЕЗЮМЕ. ВВЕДЕНИЕ. Компетентностный подход к специалисту диктует новые требования к последипломной подготовке медицинских работников. Нередко врачи в обычной жизни сталкиваются с острыми состояниями, требующего неотложного лечения. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведены ретроспективное и перспективное исследования эффективности традиционной и инновационной систем подготовки врачей и места симуляционных тренингов в подготовке медицинских работников. По направлению акушерство-гинекология / неонатология за период 2011-2012 гг. по традиционной системе на кафедре прошли обучение 142 врача; за период 2013-2015 гг. по инновационной системе - 223 врача. РЕЗУЛЬТАТЫ. Наибольшая степень владения практическими навыками и умения работать в команде были при системе подготовки, в которой симуляционные тренинги составляют 75%-89±4,2 баллов (P<0.05). Отмечена клиническая эффективность симуляционных тренингов в акушерстве и неонатологии: в Иркутской области в 2015 г. снизились показатели интранатальной гибели плода - на 17,8%, ранней неонатальной смертности - на 36,7%. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Симуляционные тренинги, не реже одного раза в год, являются необходимым компонентом в программах подготовки медицинских специалистов, которые позволяют отработать технику проведения манипуляций, протоколы ведения и командное взаимодействие при различных угрожающих жизни состояниях. Эффективность их заключается не только в высокой готовности специалистов к оказанию неотложной медицинской помощи, но и в четком соблюдении стандарта оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: последипломная подготовка врачей, симуляционные тренинги, компетентностный подход, клиническая эффективность.

Формат цитирования: Суховская В.В., Протопопова Н.В., Павлова Т.И., Суховский В.С. Эффективное обучение врачей любой специальности для ликвидации острых состояний // XXI век. Техносферная безопасность. 2016. Т. 1. № 4. С. 79-84.

EFFICIENT TRAINING OF DOCTORS FOR DEALING WITH CRITICAL PATIENT'S CONDITIONS V.V. Sukhovskaya, N.V. Protopopova, Т.!. Pavlova, V.S. Sukhovskii

Irkutsk State Medical Academy of Post-Graduate Education,

*Суховская Владислава Валерьевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры перинатальной и репродуктивной медицины, e-mail: suhovvlada@mail.ru

Sukhovskaya Vladislava, Candidate of Medicine Sciences, Assistant of the Perinatal and Reproductive Medicine Department, e-mail: suhovvlada@mail.ru

^Протопопова Наталья Владимировна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой перинатальной и репродуктивной медицины, e-mail: igmapo.site@gmail.com

Protopopova Natalia, Doctor of Medicine, Professor, Head of the Perinatal and Reproductive Medicine Department, e-mail: igmapo.site@gmail.com

*Павлова Татьяна Ивановна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры перинатальной и репродуктивной медицины, e-mail: igmapo.site@gmail.com

Pavlova Tatiana, Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Perinatal and Reproductive Medicine Department, e-mail: igmapo.site@gmail.com

**Суховский Валерий Сергеевич, доктор медицинских наук, доцент, профессор второй кафедры внутренних болезней с курсами профессиональной патологии и военно-полевой терапии, e-mail: suhovvlada@mail.ru Sukhovskii Valeriy, Doctor of Medicine, Associate Professor, Professor of the Second Department of internal diseases with occupational pathology and military field therapy courses, e-mail: suhovvlada@mail.ru

в

Том 1, № 4 2016 Vol. 1, no. 4 2016

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ж

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ MEDICAL AND BIOLOGICAL ASPECTS OF SAFETY

Ш

100, m. Yubileiny, Irkutsk, 664049, Russia.

Irkutsk State Medical University,

1, Krassnogo Vosstaniya, Irkutsk, 664003, Russia.

ABSTRACT. INTRODUCTION. The competency-based approach puts forward new demands for post-graduate training of health workers. Sometimes doctors deal with critical patient's conditio ns requiring urgent treatment. METHODS. The retrospective and perspective researches of traditional and innovative training methods were carried out, and the role of simulation training of health workers was assessed. In 2011 -2012, 142 health workers were trained in obstetrics and gynaecology based on the traditional methods, and in 2013-2015, 223 health workers were trained based on the innovative methods. RESULTS. The training system where simulation trainings are 75%-89±4.2 points (P<0.05) contributes to the possession of practical and teamwork skills to a greater degree. The efficiency of simulation trainings in obstetrics and neonatology was observed: in 2015, in Irkutsk oblast the number of intranatal fetal deaths decreased by 17.8%, neonatal deaths - by на 36.7%. CONCLUSION. Annual simulation trainings are a prerequisite in training programs for health workers. They help master healthcare methods, patient management protocol and teamwork skills under life threatening conditions. They train health workers for rapid emergency healthcare and adherence to healthcare standards.

Key words: post-graduate training of doctors, simulation training, competency-based approach, clinical efficiency

For citation: Sukhovskaya V.V., Protopopova N.V., Pavlova T.I., Sukhovskii V.S. Efficient training of doctors for dealing with critical patient's conditions. XXI century. Technosphere safety. 2016. Vol. 1. no 4. pp. 79-84. (In Russian).

Введение

В ежедневной клинической практике врач любой специальности нередко встречается с острыми состояниями, требующими проведения неотложного лечения. Особые трудности возникают при оказании помощи беременной, родильнице или роженице в связи с атипичностью клинической картины заболеваний, часто представляющих собой непосредственную угрозу жизни. Характер и содержание неотложной помощи новорожденным при различных состояниях также имеют определенные особенности.

Угрожающие жизни ситуации, по данным ВОЗ, возникают у новорожденных в 25% случаев и включают их асфиксию,

преждевременные роды, рождение ребенка с врожденными пороками развития. Во время беременности у каждой десятой пациентки может развиться преэклампсия, вагинальное кровотечение или нарушение двигательной активности плода. В последние годы повысился, кроме того, риск инсульта при беременности, а также описан случай инфаркта миокарда у беременной в сроке 36 недель. Таким образом, каждому врачу, оказывающему помощь этим категориям пациентов, следует знать особенности течения патологии, принципы ее ранней диагностики на доклиническом этапе, стандарт оказания неотложной врачебной помощи.

Методы исследования

По данным при анонимном опросе респондентов - курсантов, проходивших повышение квалификации в высших учебных заведениях Российской Федерации в 2000-2014 гг., лекционные формы обучения занимают от 75 до 90% профессиональной подготовки медицинского персонала [1-3]. По исследованиям, проведенным в США, показано, что такая форма

подготовки специалистов имеет самый низкий процент усвоения полученной информации - от 25 процентов у активного слушателя до 10 процентов у пассивного слушателя [4, 5]. В связи с вышеизложенным, был предложен формат мини-лекции продолжительностью 20-30 минут с последующим переходом к активным формам обучения: деловые игры, медицинские симу-

Том 1, № 4 2016 Vol. 1, no. 4 2016

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

Ш

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ MEDICAL AND BIOLOGICAL ASPECTS OF SAFETY

m

ляции, семинары-обсуждения, демонстрация и обсуждение пациентов (при отсутствии конфликта интересов и соблюдении этических принципов и конфиденциальности полученной информации).

Целью исследования явилась оценка эффективности комбинированных форм обучения в усвоении программы повышения квалификации.

Задачи исследования:

1. Сравнить эффективность методик обучения врачей при проведении повышения квалификации по традиционной и инновационной системам;

2. Выяснить эффективность медицинских симуляционных тренингов;

3. Оценить готовность врачей к оказанию неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях в акушерстве и нео-натологии при различных системах подготовки;

4. Проанализировать изменение клинической практики на рабочем месте специалиста после проведенного обучения.

Дизайн исследования. Проведен ретроспективный и перспективный анализ различных методик обучения врачей на циклах повышения квалификации на кафедрах перинатальной и репродуктивной медицины ИГМАПО и профессиональной патологии ИГМУ за период с 2011 по 2015 годы. Так, в период с 2011 по 2012 гг. проводилась традиционная система подготовки: лекционный курс составлял 90%, активные методики обучения - 10%. С 2013 года в связи с открытием симуляционно-тренингового центра на клинической базе кафедры перинатальной и репродуктивной медицины в ГБУЗ «Иркутская областная

клиническая больница» начата инновационная система подготовки врачей акушеров-гинекологов и неонатологов. Она представлена двумя вариантами. В рамках цикла повышения квалификации лекции составляют 75%, симуляционные тренинги -25%, а в рамках стажировки - лекции в формате мини-лекций (в качестве брифинга или дебрифинга при проведении медицинской симуляции) - 25%, симуляционные тренинги - 75%. Врачи могут самостоятельно выбрать формат обучения в зависимости от собственных потребностей.

Оценка уровня усвоения полученных знаний проводилась на основании онлайн-тестирования и решения клинической ситуационной задачи в режиме реального времени по угрожающим жизни состояниям в форме деловой игры. Для неонатологов были предложены клинические ситуации: первичная реанимация доношенного и недоношенного новорожденных при тяжелой асфиксии в родильном зале, синдром ме-кониальной аспирации. Для врачей акушеров-гинекологов выбраны четыре клинические ситуации: приступ эклампсии, послеродовое кровотечение с геморрагическим шоком, эмболия околоплодными водами и экстрагенитальная патология в стадии декомпенсации. До приобретения медицинских симуляторов с высокой валидностью клинические навыки оценивались в форме деловой игры.

Статистическая обработка проведена с использованием критерия Bowker symmetry test и Stuart - Maxwell test в программе Attestat. Разница считалась достоверной при P<0,05.

Результаты исследования

По направлению акушерство-гинекология / неонатология за период 2011-2012 гг. по традиционной системе на кафедре прошли обучение 142 врача, за

период 2013-2015 гг. по инновационной системе - 223 врача. При этом по инновационной системе первого варианта прошли подготовку 82% врачей, а по второму

81

Том 1, № 4 2016 Vol. 1, no. 4 2016

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ж

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ MEDICAL AND BIOLOGICAL ASPECTS OF SAFETY

w

варианту - 18% специалистов.

При проведении традиционной подготовки коэффициент усвоения информации среди врачей зависел от исходного уровня знаний, места работы и необходимости использовать полученные знания в ежедневной практике.

Процент усвоения полученных знаний и навыков на основании онлайн-тестирования и деловой игры, проведенных после окончания курса подготовки по традиционной системе, составил 74±4,8 баллов, при инновационной системе - 78±3,6 баллов. При этом было отмечено, что наибольшая степень владения практическими навыками и умением работать в команде были после проведенных стажировок (второй тип инновационной системы) -89±4,2 баллов (Р<0.05). Это объясняется малой группой участников (до 4 человек), большим количеством повторов и обсуждением ошибок (дебрифинг) с возможностью последующего их исправления.

Медицинские симуляционные тренинги стали одной из обязательных частей подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования с 2010 года. Они позволяют отработать редко встречающиеся клинические ситуации и тем самым повысить готовность врачей к оказанию неотложной помощи при угрожающих жизни ситуациях.

Для оценки эффективности тренингов использованы следующие методы: видеофиксация при первом оказании медицинской помощи и после дебрифинга, оценочные листы и мнение эксперта. Оценочный лист является документированным показателем освоения протокола оказания помощи при предложенной клинической ситуации и включает в себя оценку диагностических и мануальных навыков, умение работать в команде.

Нами было выявлено, что эффективность медицинских симуляционных тренингов зависит от исходного профессионализма специалиста и типа лечебного учре-

ждения (амбулаторный или стационарный этап оказания медицинской помощи), от количества повторений клинической ситуационной задачи. Так, максимальный уровень усвоения выявлялся при целенаправленном выборе программы подготовки (высокий уровень мотивации специалиста); повторении клинической ситуации не менее трех раз; возможности обсудить ошибки с экспертом (использование оценочных листов). При отсутствии исходных мануальных навыков некоторым специалистам требовалась отработка одной и той же клинической ситуации семь раз (в 8% всех тренингов).

Готовность врачей к оказанию неотложной помощи при жизнеугрожающих состояниях в акушерстве-гинекологии и нео-натологии оценивалась по десятибалльной системе и проводилась на основании самооценки приобретенных навыков. Нами выявлена прямая корреляционная связь между количеством повторения одной клинической ситуации и готовности персонала: при однократном оказании неотложной помощи в предложенной клинической ситуации самооценка была 5,6±0,7 баллов, при двукратном - 6,5±0,4 баллов, при повторении три раза и более - 7,9±0,2 балла. Максимальной она была в случае оказания подобной помощи в реальных клинических условиях: 9,4±0,4 баллов. Не было обнаружено статистически значимых различий с мнением эксперта при оценке действий специалистов.

Нами проведен анализ клинической эффективности симуляционных тренингов в лечебно-профилактических учреждениях. Оценивались следующие параметры: частота антенатальной и интранатальной гибели плода; смертность доношенных и недоношенных новорожденных от асфиксии; частота гипотонических маточных кровотечений с развитием геморрагическго шока, приступов эклампсии в лечебном учреждении.

Наибольшая эффективность отме-

ISNN 2500-1582

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

Ш

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ MEDICAL AND BIOLOGICAL ASPECTS OF SAFETY

m

чалась после проведенных командных тренингов для специалистов из одного лечебно-профилактического учреждения: эффективное командное взаимодействие, межпрофессиональная коммуникация, общее понимание проблемы каждым членом аку-шерско-неонатальной бригады приводили к выраженным положительным результатам, в этих ЛПУ не наблюдалось ни одного из перечисленных осложнений.

В случае, если врач акушер-гинеколог или неонатолог из ЛПУ участвовал в симуляционных тренингах, нами также отмечались положительные тенденции: возможность «прожить» сложную клиническую ситуацию позволило лучше понять принципы маршрутизации беременных и своевременно переводить их на более высокий уровень оказания медицинской

помощи.

Регулярная отработка редко используемых в ежедневной практике мануальных навыков, отдельных клинических протоколов по потребностям ЛПУ (не реже одного раза в год), со сдачей экзамена в форме клинического сценария позволяют поддерживать необходимый уровень готовности медицинского персонала к оказанию неотложной медицинской помощи при угрожающих жизни ситуациях.

Так, в Иркутской области в 2015 г. снизились показатели интранатальной гибели плода - на 17,8%, ранней неонаталь-ной смертности - на 36,7%. Эффективными мероприятиями признаны: маршрутизация беременных, строгое соблюдение протоколов ведения и симуляционные медицинские тренинги.

Заключение

Симуляционные тренинги, не реже одного раза в год, являются необходимым компонентом в программах подготовки медицинских специалистов, которые позволяют отработать технику проведения манипуляций, протоколы ведения и командное взаимодействие при различных угро-

жающих жизни состояниях. Эффективность их заключается не только в высокой готовности специалистов к оказанию неотложной медицинской помощи, но и в четком соблюдении стандарта оказания медицинской помощи.

Библиографический список

1. Протасова И.Н., Подгрушная Т.С., Перьянова О.В., Хохлова О.Е., Рукосуева Т.В. Роль активных методов обучения в становлении профессионально-личностной компетентности будущего врача // Фундаментальные исследования. 2013. № 8. Часть 5. С. 1208-1211.

2. Сушко Н.Г. Активные формы обучения как необходимое условие успешной подготовки специалистов социально-ориентированных профессий // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Том 4. № 4. С. 726-731.

3. Хамматова Р.С. Применение интерактивных ме-

тодов в обучении // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 3. С. 126-161.

4. David Blumenthal, M.D., M.P.P Samuel O. Thier, M.D. TRAINING TOMORROWiS DOCTORS The Medical Education Mission of Academic Health Centers A Report of The Commonwealth Fund Task Force on Academic Health Centers / 2002. P. 111.

5. Salwani Ismail, Abdus Salam, Ahmed G Alattraghi et al. Evaluation of doctors' performance as facilitators in basic medical science lecture classes in a new Malaysian medical school. Adv med education practice. 2015; 6: 231-237.

References

1. Protasova I.N., Podgrushnaya T.S., Per'yanova O.V., training methods in professional and personal compe-

Khokhlova O.E., Rukosueva T.V. Rol' aktivnykh metod- tence development of a doctor]. Fundamental'nye issle-

ov obucheniya v stanovlenii professional'no-lichnostnoi dovaniya [Fundamental researches]. 2013, no. 8,

kompetentnosti budushchego vracha [The role of active part 5, pp. 1208-1211. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

83

Том 1, № 4 2016 Vol. 1, no. 4 2016

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ж

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ MEDICAL AND BIOLOGICAL ASPECTS OF SAFETY

w

2. Cushko N.G. Aktivnye formy obucheniya kak ne-obkhodimoe uslovie uspeshnoi podgotovki spetsialistov sotsial'no-oiientirovannykh professii [Active training forms as a prerequisite for successful training of socially oriented professionals]. Uchenye zametki TOGU [Scientific notes of TOGA]. 2013, v. 4, no. 4, pp. 726-731. (In Russian).

3. Khammatova R.S. Primenenie interaktivnykh metod-ov v obuchenii [Application of interactive methods in training]. Meditsinskoe obrazovanie i professionale razvitie [Medical education and professional develop-

Критерий авторства

Суховская В.В., Протопопова Н.В., Павлова Т.И., Суховский В.С. обладают на статью одинаковыми правами и несут ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 09.11.2016

ment]. 2016, no. 3, pp. 126-161. (In Russian).

4. David Blumenthal, M.D., M.P.P Samuel O. Thier, M.D. TRAINING TOMORROWiS DOCTORS The Medical Education Mission of Academic Health Centers A Report of The Commonwealth Fund Task Force on Academic Health Centers / 2002. P. 111.

5. Salwani Ismail, Abdus Salam, Ahmed G Alattraghi et al. Evaluation of doctors' performance as facilitators in basic medical science lecture classes in a new Malaysian medical school. Adv med education practice. 2015; 6: 231-237.

Authorship criteria

Sukhovskaya V.V., Protopopova N.V., Pavlova T.I., Sukhovskii V.S. have equal author's rights and responsibility for plagiarism.

Conflict of interest

The authors declare no conflict of interest.

Received on 09.11.2016

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.