Научная статья на тему 'Организация взаимосвязи "предпрофиль-профиль" в виде образовательной среды'

Организация взаимосвязи "предпрофиль-профиль" в виде образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимосвязь "предпрофиль профиль" / предпрофильная подготовка / образовательная среда

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехов С. Е.

Предлагаемая образовательная среда, построенная на принципах преемственности изучаемого материала, ранней предпрофильной подготовки, позволяет связать предпрофильный и профильный этапы при изучении физики, показать значимость предмета для будущей профессиональной деятельности, облегчить выбор профиля. В статье охарактеризованы этапы построения образовательной среды «Предпрофиль профиль».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an educational sphere that is constructed according to the material"s continuity principle and helps to connect pre-profile and profile stages in physics study. This shows the importance of the subject for the future occupation and simplifies a profile"s choice. The stages of «Pre-profile -profile» sphere construction are characterized in the article.

Текст научной работы на тему «Организация взаимосвязи "предпрофиль-профиль" в виде образовательной среды»

С. Е. Орехов

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ «ПРЕДПРОФИЛЬ - ПРОФИЛЬ» В ВИДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Работа представлена кафедрой теории и методики преподавания физики Армавирского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. А. Дьякова

Предлагаемая образовательная среда, построенная на принципах преемственности изучаемого материала, ранней предпрофильной подготовки, позволяет связать предпрофильный и профильный этапы при изучении физики, показать значимость предмета для будущей профессиональной деятельности, облегчить выбор профиля. В статье охарактеризованы этапы построения образовательной среды «Предпрофиль - профиль».

The article presents an educational sphere that is constructed according to the material’s continuity principle and helps to connect pre-profile and profile stages in physics study. This shows the importance of the subject for the future occupation and simplifies a profile’s choice. The stages of «Pre-profile -profile» sphere construction are characterised in the article.

4 1 1

Происходящая в настоящее время перестройка всего школьного обучения - сложный и длительный процесс, существенным результатом которого должно стать созда-ние профильной школы в России. Как правило, профильное обучение начинается с 10-го класса. К сожалению, большинство учащихся 9-х классов испытывает затруднения при выборе профиля обучения, задача учителя - помочь решить эту проблему. Для подготовки к переходу на профильное обучение и адаптации учащихся к предстоящим изменениям была введена предпро-фильная подготовка, реализуемая в виде курсов по выбору.

Как же нужно готовить учащихся к выбору профиля? Каков должен быть набор курсов по выбору, даже если в школе всего 1-2 профиля? Должна ли быть достаточно жесткой связь «предпрофиль - профиль»? Ответив на последний вопрос утвердительно, рассмотрим основные свойства образовательной среды, обеспечивающей глубокую и прочную взаимосвязь предпрофиль-ного и профильного обучения. Такая среда должна облегчить обучение на профильном этапе, обеспечить системность профильной подготовки, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы в процессе выбора профиля у ученика не возникало трудностей и ошибок.

Учитель физики при подготовке учеников к выбору физического профиля обучения должен опираться на то, что знания по этому предмету имеют широкое применение во многих профессиях, расширяют кругозор учеников, формируют их мировоззрение; а также учитывать то, что ученики, выбирающие физический профиль обучения, должны будут сдавать ЕГЭ по физике. При разработке курсов по выбору учителя редко учитывают направленность профильной ступени (если таковая есть, но профильные классы часто дают подготовку к конкретным вузам - строительным, техническим и пр.), недостаточно уделяется внимания и ориентировке на будущую

профессию. На наш взгляд, предпрофиль-ная подготовка должна стать «трамплином» для дальнейшего обучения на профильной ступени и вместе с ней учитывать специфику предполагаемых для обучения вузов.

Анализ ситуации с предпрофильной подготовкой, сложившейся в настоящее время, позволил выявить следующие причины нежелания многих учащихся выбрать физический профиль обучения после предпрофильной подготовки (как следствие неудачной ориентационной работы):

1. Нет достаточных знаний. Глубокие знания по предмету позволяют ученику не опасаться углубленного изучения материала на профильном этапе, поэтому прочные познания и интерес к физике способствуют увеличению количества учащихся, выбравших физический профиль. Это означает, что предпрофильная подготовка не может начинаться в 9-м классе, учитель должен ориентировать учащихся на профильное обучение своему предмету еще в 7-8-х классах в рамках текущих уроков.

2. Неверная ориентация предпрофильной подготовки. Давно известно, что чаще всего падение интереса к физике в старших классах связано с усложнением материала, в 7-8-х классах учащиеся привыкли к его легкости и насыщенности экспериментами и не хотят изучать более сложный материал теоретической направленности в 9-м классе в рамках курса по выбору либо совершенствовать свое умение решать задачи по физике. Курсы по выбору занимательного характера (которые часто практикуют учителя) способствуют привлечению интереса к предмету, но далее элективные курсы для помощи в выборе будущей профессии должны иметь совершенно другое содержание: демонстрировать практическое значение физики в профессиональной деятельности человека, углублять знания по какому-то разделу и т. п. Учащиеся должны еще в период предпрофильной подготовки понять, что изучение физики в вузе

Организация взаимосвязи «предпрофиль - профиль» в виде образовательной среды

для получения выбранной профессии - это большая работа, но эта работа и профессия - очень интересны. Нужно найти «золотую середину» между занимательностью и серьезностью, сложностью материала курса по выбору, что имеет значение для профильного обучения.

Среда является сложной системой с множеством объектов и их связей, которыми можно управлять. Под образовательной средой мы понимаем систему внешних воздействий и внутренних мотивов обучаемых, направленных на формирование гармонично развитой личности, адаптированной к жизни в современном обществе. Чтобы сделать профильную школу более эффективной, образовательная среда «предпрофиль -профиль», на наш взгляд, должна отвечать следующим требованиям:

• обеспечить подготовку ученика к получению профессии и будущей трудовой деятельности;

• удовлетворить уровень познавательных потребностей учащихся;

• иметь прочные связи «предпрофиль -профиль» (через элективные курсы и курсы по выбору, творческие проекты, преемственность изучаемого материала);

• ориентировать на определенные профессиональные учебные заведения, учитывать специфику обучения в них.

При конструировании образовательной среды учителю физики необходимо максимально учитывать влияние школьных и внешкольных факторов, умело управлять ими, направлять все возможные средства на помощь ученикам в выборе профиля. В ходе анкетирования школьников и учителей при проведении педагогического эксперимента были определены две основные группы факторов, влияющих на выбор будущего профиля. Их можно условно раз -делить на школьные и внешкольные.

К внутришкольным факторам относятся: материально-техническая база школы; квалификация учителей; особенности коллектива класса; разнообразие элективных

курсов и курсов по выбору; мнение руководства школы, органов образования; возможная связь с вузами и др. профессиональными учебными учреждениями.

Нельзя недооценивать и значение внешкольных факторов, так как в некоторых случаях их влияние весьма велико. Основные из них: мнение родителей; посещаемые школьниками кружки и др. неформальные объединения; мнение сверстников, друзей; престижность будущей профессии; наличие вуза, предоставляющего возможность получить желаемую профессию в своем городе или районе.

Все вышесказанное позволяет обоснованно выстраивать взаимосвязь «предпрофиль - профиль». Взяв за основу структуру методической системы, мы выделяем следующие элементы модели образовательной среды, позволяющей обеспечить эффективную предпрофильную подготовку и успешный переход к профильному обучению:

• Мотивационно-целевой: знания для будущей профессии. Основной целью организации предпрофильной подготовки является подготовка ученика к выбору профиля обучения и, как следствие, - будущей профессии. Учитель физики должен помочь ученику в решении сложного вопроса -определении своих профессиональных интересов и способностей. Для этого необходимо при изучении материала часто обращаться к его практическому значению, к использованию физических знаний в разных профессиональных областях. Мы рекомендуем учителям физики обратить внимание на название курсов по выбору и их «рекламу», так как именно они играют одну из главных ролей при выборе. Например, возможно представление курса в виде неболь-шого буклета, в котором будет рассказано о каком-либо необычном явлении или историческом факте, которое привлечет интерес ученика и мотивирует выбрать именно этот курс. Название должно вызывать интерес, не пугать учеников сложными терминами, быть кратким и одновременно емким.

• Содержательный: «интересность» материала, взаимосвязь содержания изучаемого на предпрофильном и профильном этапах. Необходимо построить систему курсов по выбору, позволяющую реализовать преемственность с элективными курсами, а также дать учащимся, не избравшим далее физический профиль, прочные и разносторонние знания по физике, которые пригодятся в будущей жизни. Для организации взаимосвязи с профильным обучением система таких курсов должна, на наш взгляд, иметь логическое продолжение в электив -ных курсах, делая профильную подготовку непрерывной (9-11-е классы).

• Организационно-процессуальный: больше активности, больше самостоятельности, больше исследований. Курсы по выбору являются одним из главных средств профориентационной работы, помогающей найти ответ на главные вопросы ученика: какую профессию выбрать? Кем быть?. На уроках достаточно сложно учитывать индивидуальные познавательные потребности каждого ученика, для этого следует организовать индивидуальную или групповую исследовательскую работу, проблематика которой связана с возможной сферой профессиональной деятельности учащихся в будущем. Результаты таких проектов обязательно должны быть пред -ставлены на защиту и обсуждение, они могут войти в портфолио учащегося. Это позволит расширить знания об определенной

сфере профессиональной деятельности у большого количества учащихся, стимулировать интерес к исследовательской, поисковой работе. После представления такого проекта целесообразно организовать экскурсию, продолжающую данную тематику, где ученики смогут увидеть сущность профессии, ее особенности. Результатами такой деятельности является углубление знаний учеников, расширение их кругозора, повышение самооценки ученика, связанной с успешным выполнением сложной исследовательской работы и представления своего проекта к защите.

• Оценочно-результативный: портфолио достижений. Результаты работы в созданной среде могут быть представлены как в виде оценок, так и качественно (аттестат, продолжение обучения на физическом профиле, в перспективе - успешная сдача ЕГЭ, поступление в профессиональное учебное заведение и т. п.). Образовательная среда, построенная с учетом множества школьных и внешкольных факторов, позволяет организовать прочное взаимодействие с учеником, эффективно использовать ее возможности для достижения поставленной цели обучения, уменьшить спонтанность и необдуманность выбора профиля большин-ством учащихся.

Таким образом, в первом приближении модель образовательной среды «предпрофиль - профиль» выглядит следующим образом:

Внутришкольные и внешкольные факторы

Преимущественное значение на предпрофильном этапе Преимущественное значение на профильном этапе

Компоненты методической системы Предпрофильное Качественные и количественные изменения Профильное

Целевой Выбор профиля Осознанный выбор профиля Выбор профессии

Мотивационный Подготовка к правильному выбору профиля Осознание себя как будущего специалиста Подготовка к будущей профессии

Содержательный Курсы по выбору Системность, преемственность материала Углубленное изучение материала Элективные курсы

Организационно- процессуальный Небольшие исследования Развитие навыков исследовательской деятельности Работа над исследовательскими проектами

Оценочно- результативный Оценка успешности, портфолио Стремление получить профессию, стать специалистом высокого уровня Аттестат, ЕГЭ, поступление в учебное заведение

Предлагаемая нами модель образовательной среды позволяет организовать эффективную взаимосвязь предпрофильной и профильной ступеней обучения, работа в такой среде помогает ученикам определиться с дальнейшим направлением обучения и возможной будущей профессией. Организация единой профильной системы

(посредством образовательной среды) в основной и старшей школе позволяет повысить начальный уровень профессиональных ЗУН учеников, сэкономить учебное время, развить исследовательские способности учащихся, сделать переход к профильному обучению менее болезненным и сложным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.