15. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе физической культуры // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 68. - С. 182-190.
16. Смирнова Ю. В., Сайкина Е. Г., Ишунь-кин В. С. Кроссфит - новое направление фит-неса в физической подготовке спецподразделений России // Царскосельские чтения. -2017. - № 2. - С. 262-265.
17. Смирнова Ю. В., Ишунькин В. С. Возможности применения кроссфита в специальной физической подготовке сотрудников спецподразделений // ХХ Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. 20-21 апр. 2016 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб.: Изд-во ЛГУ им А.С. Пушкина, 2016. - С. 313-316.
18. Сорока А. С., Бурсова А. П. Метод круговой тренировки в силовой подготовке футболистов старшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Концепт. - 2014. -№ 30. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metod-krugovoy-trenirovki-v-silovoy-podgotovke-futbolistov-starshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.09.2019).
19. Хоули Э. Т., Френкс Б. Д. Оздоровительный фитнес. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 367 с.
Ю. И. Богатырева, А. Н. Привалов, И. Ю. Реброва
УДК 378.1
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ РАБОТОДАТЕЛЯМИ
Сдной из современных тенденции развития российского государства является принятый курс на цифровизацию ключевых сфер социально-экономической, производственно-технологической деятельности. Одним из базовых направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой в 2017 г., является проект «Кадры и образование» [2]. Реализация этого проекта поручена Центру компетенций Агентства стратегических инициатив. Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются:
1. Создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики.
2. Совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами.
3. Рынок труда должен опираться на требования цифровой экономики.
4. Создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
В программе определено количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями (1Т-направле-ниям) - 120 тыс. человек в год [2]. В связи с этим в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого проводится, начиная с 2004 года, планомерная работа по подготовке кадров для цифровой экономики в части подготовки 1Т-специалистов.
Проведя анализ рынка труда в Тульском регионе, выпускающей кафедрой информатики и информационных технологий были выбраны такие направления подготовки бакалавров [5, с. 95] в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее ФГОС ВО 3++):
09.03.03 Прикладная информатика (профиль Прикладная информатика в здравоохранении);
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (профиль Открытые информационные системы);
02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (профиль Информационные системы и базы данных).
Динамика набора на ИТ-направлениям подготовки на кафедре информатики и информационных технологий за пять последних лет представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика набора ИТ-специалистов на факультет математики, физики и информатики ТГПУ им. Л. Н. Толстого (чел.)
Профессиональная подготовка бакалавров вышеперечисленных 1Т-направлений обладает следующими психолого-педагогическими и организационными особенностями, заключающимися в чрезвычайно быстро меняющихся парадигмах и технологиях предметной области [6, с. 35], с одной стороны, и, с другой - в требованиях рынка готовить будущих профессионалов к решению конкретных задач в условиях цифровой экономики еще на этапе их обучения. И здесь немаловажную роль играют организации, предприятия, осуществляющие профессиональную деятельность
в смежных областях, при этом эффективность взаимодействия вузов и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастает.
Работодатели и обучающиеся, рассматривая образование как услугу, оценивают качество образования как потребители, и потому их оценка отличается от оценки государства и учебных заведений. Выпускник считает образование качественным, если оно позволяет ему успешно конкурировать на рынке труда, получить работу и успешно развивать карьеру. Работодателей при приеме выпускников на работу в первую очередь интересует не соответствие их подготовки требованиям ФГОС, а их профессиональная компетентность, способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде. Поэтому работодатели и студенты будут считать качество образования низким, если уровень подготовки выпускников не будет соответствовать требованиям производства и рынка труда [7].
Работодатели все активнее взаимодействуют с образовательными организациями, участвуя как в формировании заказа на подготовку специалистов нужного им профиля и квалификации, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. Цель настоящего исследования - поделиться опытом и обсудить проблемы организации системы взаимодействия выпускающей кафедры с потенциальными работодателями.
Разработка основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) -это очень важный этап подготовки выпускников кафедры. Проектирование ОПОП высшего образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ производится на основе двух подходов: компетентностного, который направлен на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности бакалавров, магистров; и модульного, включающего логически завершенную единицу учебного материала, целевую
программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей [4, с. 60-63].
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [1] закрепил как необходимое условие учет требований работодателей при разработке ФГОС ВО 3++, а именно п. 4.4.4. «Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях, должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники».
Стремительное развитие инфраструктуры ИТ-сферы, появление значительного количества рабочих мест для ИТ-специалистов практически во всех отраслях, введение штатных должностей администраторов и сотрудников ИТ-лабораторий в образовательных организациях, ИТ-специалистов в медицинских учреждениях и многих других отраслях вывели взаимодействие с потенциальными работодателями на новый уровень. В этот период наиболее активно заключаются договоры о сотрудничестве университета с потенциальными работодателями и социальными партнерами:
1. ООО «СофтЭксперт» (2012-2019 гг.);
2. ООО «СофтТехно» (с 2011 г. - бессрочно);
3. ООО «Кредо-С» (2014-2019 гг.);
4. ГАУ ТО «Центр информационных технологий» (2014-2020 гг.);
5. ГАУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» (2017-2019 гг.);
6. ООО «Максимастер» (2015-2020 гг.);
7. ООО «Девелопер софт» (2012 г. -бессрочно);
8. ГУЗ ТО «Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр» (2017 г. - бессрочно);
9. ООО «Ингейт Интернет Технологии» (2018 г.);
10. ПАО «Ростелеком» (2019-2021 гг.);
11. АО «Полема» (2019 г. - бессрочно).
Система эффективного взаимодействия
кафедры информатики и информационных технологий с предприятиями-работодателями на сегодняшний день выстроена по следующим направлениям:
1. Совершенствование образовательного процесса
1.1. Формирование перечня образовательных программ и корректировка соответствующих учебных планов, представление перечня профессиональных компетенций под каждое направление подготовки по запросу работодателей. Опыт совместной реализации образовательных программ позволяет учесть пожелания работодателей по формированию профессиональных компетенций будущих ИТ-специалистов и скорректировать реализуемые ООП в части формирования набора вариативных дисциплин.
1.2. Усиление практико ориентированной направленности образовательного процесса за счет увеличения зачетных единиц, отводимых на различные виды практик (производственная, технологическая). На кафедре информатики и информационных технологий приказом по университету руководители практик назначаются с обеих сторон: и со стороны вуза, и со стороны организации-работодателя, на базе которой проводится практика. Для прохождения практики за каждым обучающимся закрепляется наставник со стороны организации-работодателя из числа высококвалифицированных работников. Обучение студентов непосредственно на профильных предприятиях и организациях при условии технического и программного обеспечения учебного процесса - это возможность для работодателя непосредственно и систематически участвовать в процессе подготов-
20/у//-
(Ш\
ки кадров. Ярким примером реализации данного направления является поведение серии практических занятий в течение трех последних лет в ООО «СофтЭксперт».
1.3. Целевая подготовка магистрантов для конкретного работодателя, в том числе формирование учебных групп по заказу предприятий. В 2019 году состоялся набор на направление подготовки 09.04.03 Прикладная информатика направленность «Прикладная информатика и моделирование технологических процессов» совместно с АО «Поле-ма». По заказу предприятия сформирована группа магистрантов в количестве 7 человек, обучающихся на коммерческой основе по согласованному с предприятием учебному плану. При этом ведущие специалисты организации будут проводить занятия по утвержденному учебному плану по профильным и специальным дисциплинам. Совместно разрабатывается содержание дисциплин и практик, например, в учебный план включаются такие дисциплины, как:
- Моделирование свойств и характеристик металлов;
- Методология моделирования процессов порошковой металлургии;
- Основы инновационной деятельности;
- Информационное обеспечение проведения эксперимента.
Объединяются усилия в подборе мотивированного контингента. Работодатель в дальнейшем гарантирует трудоустройство выпускников.
1.4. Подготовка практико ориентированных курсовых и выпускных квалификационных работ и выполнение их обучающимися по заказу предприятий-работодателей, что обеспечивает актуальность, практическую значимость и способствует дальнейшему трудоустройству выпускника. В качестве примера приведем тематику работ, выполненных, в том числе, под руководством представителей работодателя:
- Разработка системы автоматизации продаж внешних банковских продуктов (акт о внедрении от ООО «Медоблако», зарегистрированная программа для ЭВМ: автор -И. И. Анисимов, научный руководитель -к.т.н., доцент А. К. Клепиков);
- Разработка математической модели и прототипа системы управления автомобильным трафиком на основе открытых данных (студент И. С. Карпов, научный руководитель - к.т.н., доцент А. Л. Екатериничев);
- Разработка подсистемы автоматизированного рабочего места логиста (студент И. М. Бордашов, научный руководитель -к.т.н., доцент И. В. Милько);
- Моделирование потоков заявок в вычислительной системе (студент Д. С. Лункина, д.т.н., профессор А. Н. Привалов).
1.5. Участие представителей потенциальных работодателей в учебно-воспитательном процессе - привлечение работодателей для преподавания отдельных дисциплин, руководства выпускными квалификационными работами, участие в государственной экзаменационной комиссии представителей компаний и организаций ИТ-отрасли. За последние 3 года к учебному процессу на кафедре информатики и информационных технологий были привлечены на условиях внешнего совместительства или по договору гражданско-правового характера 13 человек.
2. Трудоустройство и повышение конкурентоспособности обучающихся и выпускников.
2.1. Содействие трудоустройству выпускников. Успешное трудоустройство выпускников в соответствии с получаемой в вузе специальностью - важнейший критерий успешности образовательного процесса. Кафедра информатики и информационных технологий не только способствует трудоустройству выпускников «на выходе», но и создает условия для приобретения опыта работы в течение периода обучения в бакалавриате и магистратуре, тесного взаимодействия с работодателями студентов еще в ходе учебного процесса.
2.2. Организация производственных практик, выездных занятий. Кафедра информатики и информационных технологий постоянно усиливает практико-ориентированную направленность учебного процесса с целью получения бакалаврами и магистрантами практического опыта работы на предприятии.
2.3. Содействие развитию студенческих бизнес-проектов и предпринимательских инициатив. Кафедра содействует созданию студентами собственных инновационных проектов, понимая, что их успешность в бизнесе -это результат конкурентных преимуществ обучения в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Студенты ежегодно участвуют и побеждают в программе УМНИК [3, с. 263], реализуя там свои стар-тапы в сфере информационных технологий и программирования.
3. Научная и инновационная деятельность
Кафедра совместно с предприятиями - потенциальными работодателями ведет реализацию научных проектов, научно-технологических инициатив. Созданный в университете инжиниринговый центр «Цифровые средства производства» позволяет осуществить это в полном объеме, так как сотрудниками и преподавателями разрабатываются системы инженерного анализа (CAE), активно применяемые сегодня по всему миру. Обучающиеся ИТ-направлений подготовки участвуют в полном цикле исследований и разработки программного продукта, решают как научно-исследовательские задачи, так практические [4, с. 60-63]. Кроме того, бакалавры и магистранты IT-направлений получают опыт работы в команде, понимая свою роль и задачу, а также их место в общей задаче своей группы.
Представим тематику проектов, выполняемых под руководством сотрудников инжинирингового центра и студентами кафедры:
- Разработка прототипа программы нейронной сети с использованием базы данных;
- Разработка программы метода динамического программирования для решения усложненных задач;
- Модели, алгоритмы и программное обеспечение системы анализа и хранения изображений в системе видеонаблюдения (П. И. Поляков);
- Разработка программно-аппаратного комплекса диагностики развивающихся патологий новообразований на коже (А. Н. Усиков).
4. Организационные мероприятия
4.1. Участие представителей работодателей в работе студенческих научных конференций, олимпиад, круглых столов по проб-
лемам развития ИТ-отрасли, формированию кадров для цифровой экономики. Например, международная олимпиада по программированию на базе платформы «1С: Предприятие 8» совместно с компанией 1С (региональный этап, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 28.02.2019 г.); Финал VI Тульского областного конкурса программистов Tula CodeCup (20.10.2018).
4.2. Встречи с работодателями для обсуждения форм взаимодействия и заключений соглашений о сотрудничестве.
4.3. Проведение мастер-классов представителями ГАУ «Центр информационных технологий» и Министерства информатизации Тульской области на темы: «Актуальная практика и перспективы применения отечественных средств криптографической защиты информации в информационных системах» и «Угрозы информационной безопасности. Методы практического противостояния».
4.4. Организация и проведение курсов повышения квалификации и программ переподготовки совместно с компаниями-представителями работодателей, например, в 20192020 учебном году будет осуществлен первый набор на программу «Разработчик веб-проектов» совместно с ООО «CTELabs».
Если попытаться охарактеризовать проблемы взаимодействия кафедры с потенциальными работодателями, то такое взаимодействие можно условно определить как проблему соотношения науки и практики, или проблему соотношения качества даваемого образования с потребностью работодателя, его видением профессиональных качеств выпускника. Как должны сопрягаться практические требования и запросы потенциальных работодателей с образовательным процессом в вузах, который в принципе должен давать академическое, фундаментальное образование? Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к вузам (по улучшению качества подготовки выпускников). Однако, в свою очередь, сами работодатели не стремятся активно участвовать в учебном процессе, не обеспечивают будущему бакалавру (магистранту) достойную и квалифицированную практику. На сегодняшний день в вузах приоб-
20/у//-
тщ)
ретает особую важность вопрос о качественном и эффективном содержании производственных практик на базе предприятий-работодателей.
Для совершенствования системы партнер -ства с работодателями в дальнейшем планируется продолжить работу по расширению и укреплению сотрудничества с предприятиями и организациями, осуществляющими научные проекты и научно-технологические инициативы в целях реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Таким образом, выстроенная в университете эффективная система взаимодействия кафедры и потенциальных работодателей становится важным показателем качества и надежности подготовки кадров, одним из важнейших критериев конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
АННОТАЦИЯ
Взаимодействие выпускающей кафедры и работодателей сегодня становится важным показателем качества и эффективности деятельности вуза, одним из важнейших критериев его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В статье представлена система взаимодействия выпускающей кафедры информатики и информационных технологий с потенциальными работодателями. Описаны направления, технологии и формы привлечения работодателей к образовательной деятельности и учебно-воспитательному процессу в Тульском государственном педагогическом университет им. Л. Н. Толстого. Цель настоящего исследования - поделиться опытом и обсудить проблемы организации такого взаимодействия.
Ключевые слова: подготовка кадров, цифровая экономика, профессиональное обучение, потенциальные работодатели, ИТ-специалисты.
SUMMARY
The interaction of the graduating department and employers today is becoming an important indicator of the quality and effectiveness of the university, one of the most important criteria for its competitiveness in the market of educational services. The article presents the system of
interaction of the graduating department of computer science and information technology with potential employers. The directions, technologies and forms of attracting employers to educational activities and the educational process at the Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy. The purpose of this study is to share experience and discuss the problems of organizing such interaction.
Key words: training, digital economy, vocational training, potential employers, IT specialists.
ЛИТЕРАТУРА
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования: Федеральный закон Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72890/ (дата обращения: 18.08.2019).
2. Цифровая экономика Российской Федерации: программа, утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. - URL: http://static. government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4PsB79I5 v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 16.02.2019).
3. Богатырева Ю. И. Реализация сетевого взаимодействия в условиях ФГОС ВО при подготовке бакалавров направления «Прикладная информатика» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого / Ю. И. Богатырева, А. Н. Привалов // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: материалы XLIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2016. - С. 261-263.
4. Коваленко А. С. Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3. - С. 60-63. -URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1387/ (дата обращения: 13.03.2019).
5. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И., Романов В. А. Инжиниринговый центр как инновационный компонент профессиональной подготовки бакалавров ГГ-направлений // Образование и наука. Научный журнал. - 2019. -Т. 21. - № 7. - С. 90-111.
6. Реброва И. Ю., Богатырева Ю. И. Адаптация студентов факультета математики, физики и информатики к профессиональной деятельности: содержание и условия развития // Региональная научно-практическая конференция «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области». - Тула: ТулГУ, 2014. - С. 70-74.
7. Родин А. А., Минайлова Е. И. Из опыта подготовки квалифицированных кадров в области ГГ-технологий в соответствии с требованиями мировых стандартов // Педагогический поиск. - 2017. - № 7-8. - С. 34-37.
8. Участие работодателей в реализации образовательных программ и внешней оценке результатов обучения: по результатам внешних оценок качества, проведенных АККОРК в 2007-2011 годах [Электронный ресурс]. -URL: https://docplayer.ru/26570227-Uchastie-rabotodateley-v-realizacii-obrazovatelnyh-prog-ramm-i-vneshney-ocenke-rezultatov-obucheniya. html (дата обращения: 12.09.2019).
Г. Р. Рыбакова, В. П. Клочков, И. В. Кротова, Н. В. Малькова
УДК 37.026.3
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К МОДЕЛИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ше зависимости от современных тенденций в образовании создание дидактических средств традиционной (учебник) или инновационной формы (в цифровой среде) направлено на трансляцию обучающимся учебной информации. Существующие подходы к анализу учебной информации, содержанию образования, пониманию, усвоению информации на данном этапе развития технологий невозможны без применения компьютерных программ. Современность диктует новые направления в исследовании дидактических систем, присущих им связей, отношений, закономерностей. Помимо классического эксперимента или наблюдения, принятого в педагогике для анализа эффективности дидактических материалов, специалисты (Р. В. Майер [12]; Е. В. Соболева, Н. Л. Караваев [16] и др.) расширяют диапазон возможностей за счет таких методов моделирования, как текстовое (качественное), представляющее рассуждение с помощью языка, в том числе формализованного; математическое, базирующееся на использовании вычислительных операций; и компьютерное (имитационное), которое можно с полным правом считать разновидностью математического аналога.
Целью представленной работы является анализ наиболее значимых исследований, посвященных созданиям моделей, рассматривающих учебную информацию с разных позиций. В работе одного из авторов (Г. Р. Рыбакова и др. [14]) показан анализ целого ряда исследований, среди которых такие, как работа К. И. Бе-лоусова и Н. Л. Зелянской [1], где проведен