Научная статья на тему 'Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере обращения с отходами как фактор устойчивого развития города'

Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере обращения с отходами как фактор устойчивого развития города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / WASTE MANAGEMENT / HARD HOUSEHOLD WASTE / STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситдиков С. А.

В статье на примере Санкт-Петербурга проанализированы роль и место деятельности по обращению с отходами в стратегии устойчивого развития города. Система обращения с твердыми коммунальными отходами рассматривается как потенциальная «точка устойчивости». Дан анализ проводящейся реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами, выявлены преимущества и недостатки предпринимаемых мер с точки зрения повышения устойчивости развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ситдиков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of interaction of power and entrepreneurial structures in the sphere of waste management as a factor of urban sustainable development (Russia, St. Petersburg)

Based on the case of St. Petersburg, the author analyzes the role and the place of waste management in the city’s strategy of sustainable development; management of household waste is seen as a potential “stability point” in this strategy. The author analyzes the ongoing reform of hard waste management, discusses advantages and drawbacks of the measures taken from the point of view of increasing the sustainability of development

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере обращения с отходами как фактор устойчивого развития города»

организация взаимодействия властных и предпринимательских

СТРУКТУР В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

С.А. Ситдиков,

заместитель генерального директора по коммерции ОАО «Автопарк № 6«Спецтранс»(г. Санкт-Петербург),

доктор экономических наук [email protected]

В статье на примере Санкт-Петербурга проанализированы роль и место деятельности по обращению с отходами в стратегии устойчивого развития города. Система обращения с твердыми коммунальными отходами рассматривается как потенциальная «точка устойчивости». Дан анализ проводящейся реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами, выявлены преимущества и недостатки предпринимаемых мер с точки зрения повышения устойчивости развития.

Ключевые слова: обращение с отходами, твердые коммунальные отходы, стратегия устойчивого развития

УДК 338.2

Современный взгляд на концепцию устойчивого развития формировался в течение нескольких десятков лет, но и сейчас продолжаются споры о том, что именно должно являться основой устойчивости. Традиционное определение понятия «устойчивости» развития основывается на соизмерении ресурсов, использующихся для удовлетворения текущих потребностей с ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей будущих поколений [4, 5]. В этом смысле английский термин «sustainability» может быть переведен как «сбалансированность», и это более точно будет отражать содержание концепции устойчивости: соблюдение баланса между развитием и сохранением окружающей среды, между текущими ресурсами и будущими. Первоначально концепция устойчивого развития была экологически детерминирована. В семидесятые годы прошлого столетия в центре внимания исследователей стояли вопросы, связанные с растущим негативным влиянием интенсивного экономического роста на природные системы, и, как следствие, с истощением природных ресурсов, перенаселением планеты, нехваткой продовольствия, и другими проблемами, обсуждавшимися в рамках модели «пределов роста», предложенной в докладе Римскому клубу, опубликованному в 1972 году [7].

К решению экологических проблем предлагалось подключить мировое сообщество в лице институтов ООН, правительства развитых государств, а также общественные структуры и международные организации. Этот период рассматривается как период институционального оформления реализации концепции устойчивого развития [3, 8]. В ООН были сформированы профильные комитеты, группа Всемирного банка стала выделять целевые кредиты на совершенствование необходимой инфраструктуры, в развитых государствах появились экологические министерства и ведомства.

В восьмидесятые и девяностые годы прошлого века концепция устойчивого развития продолжала развиваться в направлении расширения сферы применения, уточнения основных понятий и формирования механизмов практического использования.

Всемирный банк, являющийся финансовым институтом ООН, рассматривает устойчивое развитие с точки зрения управления активами, в качестве которых могут выступать не только и не столько физический капитал, но также человеческий и природный капиталы, развитие которых самоценно и не должно детерминироваться экономическим развитием, проявляющимся безудержным экономическим ростом [8, 15].

Существует и активно развивается «триединая» концепция устойчивого развития, в основе которой лежат три составляющие развития социальных систем: экологическая, экономическая и собственно социальная [8, 9]. Эта концепция положена, в частности, в основу Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», в качестве основного принципа которой декларируется научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства [11]. При этом экологический компонент в данном случае следует рассматривать в качестве универсального ограничителя хозяйственной

деятельности и социальной активности, экономику в качестве движущей силы реализации стратегии устойчивого развития, а социум — в качестве ресурса поддержки и главного бенефициара реализации политики устойчивого развития.

Существуют и дискуссионные моменты, связанные как с теоретическим обоснованием концепции, так и с проблемами ее практической реализации. Ряд ученых, ссылаясь на И.Р. Пригожина и других теоретиков, утверждают, что устойчивость социально-экономических систем в принципе не желательна и не достижима ввиду отсутствия у устойчивых систем потенциала развития как такового, а также ввиду неравномерности стартовых позиций различных стран, регионов и континентов [1, 4]. При этом, на наш взгляд, не учитывается тот факт, что концепция устойчивого развития не предполагает достижения некоего установленного уровня устойчивости, приближенного к идеальному, который необходимо достигнуть и сохранять, а предполагает совместную работу межгосударственных и государственных социально-экономических институтов, направленную на устранение наиболее критических системных противоречий в глобальном и региональном развитии и обеспечения управляемого характера факторов, вызывающих неустойчивость развития социальных систем. Ряд исследователей считает, что в настоящих условиях наиболее актуальной (особенно для региональных социально-экономических систем) является трактовка устойчивости с точки зрения обеспечения стабильности и надежности экономики в целом (без выдвижения на первый план экологических факторов) [4]. Отмечается, что в практике реализации концепции устойчивого развития существуют объективные трудности: отсутствие проверенных эффективных стратегий в этой области, перекос в пользу одного из трех компонентов, слабая адаптированность к реальным условиям состояния экономики конкретных государств и регионов [4, 5].

Разнообразие трактовок устойчивости развития, целей, задач и механизмов, связанных с ее достижением, позволяет говорить о том, что концепция устойчивого развития находится на этапе становления и требует дальнейшего обоснования и разработки необходимого инструментария. В свете вышесказанного устойчивое развитие следует рассматривать как:

— процесс, а не окончательное состояние социальной системы;

— безусловную самостоятельную ценность с точки зрения политики и целеполагания;

— объект управления и предмет планирования на межгосударственном, государственном, региональном и местном уровнях, при этом на каждом уровне решаются свои специфические задачи.

Исследователи подчеркивают, что центрами концентрации ресурсов развития, с одной стороны, и мощнейшими источниками давления на природную и социальную среду, с другой стороны, являются современные города [3, 4, 8]. Поэтому устойчивому развитию городов уделяется первостепенное внимание. Так, в Европе существует Хартия устойчивого развития европейских городов, принятая на первой Европейской конференции

Конечная цель

Устойчивое развитие за счет поддержания положительного баланса потребления и воспроизводства всех видов ресурсов

Универсальный ограничитель, индикатор, промежуточная цель

Экология

Движущая сила реализации стратегии устойчивого развития в сфере обращения с ТБО

Экономика

| Образование и

Образование ТБО утилизация ТБО

Управление процессами обращения с ТБО

Население

Производство

Органы власти и управления

Субъекты реализации стратегии устойчивого развития в сфере обращения с ТБО

Рис. 1. Модель стратегии устойчивого развития города в сфере обращения с отходами

по проблеме устойчивого развития больших и малых городов (г. Ольборг, Дания, 27 мая 1994 г.), которая ставит в качестве целей устойчивого развития, достижение стабильной экономики, социальной справедливости и устойчивости окружающей среды [3]. Хартией продвигается концепция, согласно которой на каждом этапе развития города как социально-экономической системы должны быть выявлены так называемые «точки устойчивости», воздействие на которые стабилизируют процесс перехода из одного состояния в другое и инициируют дальнейшее развитие. В таком случае задача управления заключается не в подавлении неустойчивости, а в воздействии на нее через точки устойчивости (стабильности) и придании развитию территориальной системы, определенной направленности, а при необходимости введении необходимых ограничений [3].

Мы считаем, что в качестве такой точки устойчивости применительно к развитию крупного города следует рассматривать, прежде всего, проблему обращения с отходами. Город, как сложная социально-экономическая система, может быть представлен в виде четырех взаимосвязанных компонентов:

1) природно-экологического (территория);

2) социального (население);

3) экономического (хозяйственный комплекс);

4) управляющего (органы власти и управления) [3, 4].

Все эти компоненты затрагивается деятельностью по обращению с отходами. Модель стратегии устойчивого развития города в сфере обращения с отходами представлена на рис. 1.

Как видно из рисунка, население, хозяйствующие субъекты и органы государственного управления (самоуправления) представляют из себя субъектов реализации стратегии, определяющей направления и механизмы развития системы обращения с отходами, включающей деятельность по сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов всех типов. В рамках настоящей статьи мы сосредоточимся на проблеме обращения с твердыми бытовыми отходами (или в последней интерпретации соответствующего закона — ТКО — твердыми коммунальными отходами [10]) как важнейшего направления обеспечения устойчивости развития современного города.

Деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами включает два взаимосвязанных элемента, которые принято рассматривать как этапы единого цикла:

1) сбор, накопление и первичная сортировка твердых коммунальных отходов в местах их производства с последующей транспортировкой и передачей операторам, занимающимися утилизацией;

2) утилизация отходов с использованием различных технологий.

К решению задач первого этапа привлекаются как производители отходов (домохозяйства, хозяйствующие субъекты), так и представители бизнеса, специализирующиеся на конкретных видах деятельности. Этот этап всегда характеризовался высоким уровнем конкуренции. Так, на территории Санкт-Петербурга в 2015-2016 гг. сбор и транспортировка отходов обеспечивались более чем тремястами специализированными организациями, из которых около пятидесяти имели лицензии на вывоз мусора от жилищного фонда [1].

Утилизация отходов — это ключевой элемент реализации стратегии устойчивого развития города. В зависимости от содержания стратегии и уровня развития технологий она может включать переработку и повторное использование отходов, их возврат в производственный цикл, извлечение из отходов полезных компонентов для последующего применения, сжигание с целью получения электроэнергии, а также складирование на полигонах.

Более подробно данные вопросы освещены автором в работе [9]. Здесь же отметим, что переработка ТКО обеспечивает их включение в коммерческий оборот, в котором отходы приобретают свойства товара, возникает рыночная конкуренция между участниками разных уровней системы обращения с ТКО за высокорентабельные отходы, а на рынки выходит востребованная продукция. В настоящее время по оценке специалистов, средний объем переработки отходов в Российской Федерации не превышает тридцати пяти процентов, из которых твердые коммунальные отходы составляют около пяти процентов, что приводит не только к росту объемов накопления отходов на полигонах, но и к потере полезной продукции, имеющей спрос на рынке [2]. Так, в Санкт-Петербурге объем отходов, из которых извлекаются востребованные на рынке вторичные ресурсы, составляет всего восемь процентов, а основной объём отходов транспортируется сразу на полигоны для дальнейшего захоронения [1].

Вторым распространённым способом утилизации наряду с переработкой является сжигание отходов с выработкой энергии

и тепла. Преимуществами такого способа являются низкое количество образующихся после сжигания остатков, относительная простота управленческой и технологической составляющих процесса, наличие разработанных и опробованных в ряде зарубежных стран технологий, хорошие условия для организации государственно-частных партнерств ввиду востребованности получаемых продуктов: электроэнергии и тепла [9].

И, наконец, самым неблагоприятным с точки зрения воздействия на все три составляющие устойчивого развития (экологическую, экономическую и социальную) является складирование отходов на полигонах.

В развитых европейских странах, таких как Германия и Дания, доля отходов, складирующихся на полигонах, составляет менее пяти процентов от их общего объема, при этом велика доля отходов, подвергающихся сжиганию с попутной выработкой электроэнергии. Страны же южной и восточной Европы практически все вырабатываемые отходы размещают на полигонах, доля их утилизации стремится к нулю. В настоящее время ведутся активные дискуссии о том, какой способ утилизации более перспективен — переработка или сжигание. Эти дискуссии, в частности, нашли отражение в докладе «Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России», представленном Рос-природнадзором [9]. В результате проведенного исследования нами сделан вывод о том, что для крупных городских агломераций наиболее перспективным является комплексный подход, сочетающий оба способа утилизации, в то время как у малых городов и поселений возникает необходимость выбора преимущественного подхода [9]. Для внедрения комплексного подхода необходимо выполнить ряд условий, главное из которых заключается в концентрации ресурсов и централизации управления системой обращения ТКО в городе и регионе. В связи с этим отметим, что в мировой и российской практике использовались и используются две основных организационно-экономические модели обращения с твердыми коммунальными отходами: централизованная и децентрализованная [4, 8].

Централизованная модель предполагает выбор единого оператора на все этапы цикла обращения с отходами от сбора до утилизации, либо на выполнение существенной части услуг (например, сбор-сортировку-транспортировку ТКО), в то время как децентрализованная модель подразумевает привлечение к каждому этапу цикла отдельного оператора. В последнем случае центрами затрат и центрами прибыли, связанными с деятельностью по обращению с ТБО, являются города в статусе муниципальных образований, и это до последнего времени было закреплено в российском законодательстве (Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплял за муниципалитетами организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов [12]). Как справедливо отмечает Ярцев Ю.В., этим же законом на органы муниципального управления возлагалась обязанность обеспечивать условия для опережающего развития малого и среднего бизнеса [14]. Таким образом, поддерживая децентрализованную модель, российское законодательство создавало основу для развития сферы обращения с отходами в контексте решения

задач социально-экономического развития региона — развития малого и среднего бизнеса, формирования благоприятной жилой среды, создания новых рабочих мест и решения других социально-экономических проблем [15].

Тем не менее, децентрализованная модель в текущих условиях показала низкую эффективность с точки зрения поддержки реализации стратегий устойчивого развития регионов. Главным недостатком децентрализованной модели применительно к текущему уровню развития системы самоуправления в Российской Федерации называется ресурсная недостаточность характеризующая большинство российских городов в статусе муниципальных образований (не говоря о других видах поселений), которая не позволяла создавать и эксплуатировать эффективные муниципальные системы обращения с ТБО [14]. В качестве главного преимущества передачи решения проблемы обращения с ТКО на уровень субъектов Федерации отмечается ее ресурсная обеспеченность и возможность организации централизованных региональных систем управления обращением с ТКО, включающих подсистемы мониторинга и учета отходов, изучения и формирования региональных рынков продукции переработки и высвобождающихся ресурсов [1, 2, 4].

В настоящее время в Российской Федерации проводится реформа системы обращения с ТКО, в основу которой положено внедрение централизованной модели за счет перевода управления циклом обращения с отходами с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации. Эту реформу по поставленным целям, ожидаемым эффектам можно считать направленной на повышение эффективности реализации концепции устойчивого развития на уровне крупного города и региона. Что же может дать предложенная реформа с точки зрения устойчивости развития? Это, прежде всего:

— устойчивость финансирования (устойчивая ресурсная база);

— лучшая возможность разработки и внедрения инновационных технологий (устойчивая технологическая база);

— формирование условий для применения комплексного подхода за счет использования комбинаций различных способов утилизации ТКО (устойчивость за счет гибкости и адаптивности развития системы).

В то же время специалисты отмечают потенциальные проблемы, с которыми может столкнуться внедрение централизованной модели обращения с ТКО. Это риск монополизации рынков работ и услуг в сфере обращения с ТКО, вытеснение малого бизнеса из этой деятельности, а также риск снижения востребованности местных трудовых, материальных, управленческих и прочих ресурсов города с последующими негативными экономическими и социальными последствиями [13, 14].

Для снижения рисков негативного воздействия перечисленных факторов необходимо: обеспечить разработку экономической модели реализации полного цикла обращения с ТКО на уровне субъектов РФ, которая учитывала бы интересы городов и других поселений в статусе муниципальных образований; создать условия конкуренции при выборе региональных и муниципальных операторов, а также создать условия для развития государственно-частного партнерства в сфере обращения с ТКО.

Литература

1. Алексеев А.А., Карлик А.Е., Махатадзе Л.П. Развитие региональной системы управления отходами: опыт проекта SE500 // Экономика и управление. — 2013. — N 4 (90).

2. Бутовский Р.О. Совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) на муниципальном уровне: обзор литературы. Электронный журнал «Местное устойчивое развитие». [Электронный ресурс] URL: http://fsdejournal.ru/node/508 (дата обращения: 01.08.2016).

3. Ветлугин С.Ю. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона на основе регулирования инвестиционной деятельности. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

4. Дорждеев А.В. Устойчивость и безопасность региона (методология и практика). — М.: ИЭ РАН, 2001.

5. Механизмы обеспечения устойчивого развития крупных городов и их глобальной сети (на примере г. Москвы): Отчет по мероприятию: «Создание и внедрение инновационной образовательной программы «Мониторинг и управление глобальными процессами в больших городах» в рамках деятельности Московской кафедры ЮНЕСКО МГУ по глобальной проблематике» / МГУ им. Ломоносова. — М., 2011.

6. Никитченко Е.К. В России и у мусора свой путь // Строительство и городское хозяйство. URL: http:// ecominus.ru/press/64/ (дата обращения: 12.09.2016).

1 9 1

7. Гвишиани Д.М. Пределы роста — первый доклад римскому клубу // Электронный журнал «Биосфера». — 2002. — № 2 / Экологический центр Института истории естествознания и техники РАН.

8. Устойчивое развитие: важнейшее понятие в современной энергетике. [Электронный ресурс] URL: http://novostienergetiki. ru/ustojchivoe-razvitie-vazhnejshee-ponyatie-v-sovremennoj-energetike/ (дата обращения: 05.09.2016).

9. Ситдиков С.А. Формирование системы взаимоотношений участников инвестиционно-строительного процесса в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на основе механизма государственно-частного партнерства // Вестник гражданских инженеров. — 2015. — № 6 (53). — С. 280-287.

10. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». С изменениями и дополнениями от 29 июня, 28 ноября, 29 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.rU/70831116/#ixzz4MJ0JQJkq (дата обращения: 05.09.2016).

11. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 3 июля 2016 года) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 05.09.2016).

12. Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 03.05.2011 №88-ФЗ). [Электронный ресурс] (дата обращения: 05.09.2016).

13. Шаповалов А. Накануне праздника мусор не выносят. Госдума лишает частный бизнес и ТСЖ возможности управлять отходами // Коммерсантъ. — 2014. — № 234 (24.12.2014). — С. 8.

14. Ярцев Ю.В. Переработка ТБО в контексте устойчивого развития: проблемы и перспективы // Ползуновский вестник. — 2011. — № 4-2.

15. Ястребов О.А., Яковлев Ю.В. Организация управления и размещения заказов в сложных проектах, реализуемых в форме государственно-частного партнерства. Материалы круглого стола Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы архитектуры и строительства» Санкт-Петербург, 20-21 декабря 2011 г. / Под общ. ред. Е.Б. Смирнова; СПбГАСУ. — СПб, 2011 — 90 с.

К ВОПРОСУ О СТИМУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОцИАЛьНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

С.С. Нипа,

научный сотрудник экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,

кандидат сельскохозяйственных наук [email protected]

В статье показана важность экологического обустройства урбанизированных территорий, ландшафтной рекультивации неудобных и нарушенных земель с целью вовлечения их в экологический каркас города и улучшения экологической обстановки. Отмечен синергетический эффект экологического и экономического развития городов, обозначенный понятием экологического левериджа.

Ключевые слова: урбанизация, экологическая экономика, экологический леверидж, городская среда, экологический каркас, овражно-балочные системы.

УДК 332.1, 330, 574.2 ББК 28.18, 65.28

В связи с глубокими экологическими и социальными последствиями технического прогресса, увеличением масштабов урбанизации и ростом численности городского населения все острее становится проблема рационального планирования территорий городов, в целях обеспечения их дальнейшего устойчивого развития, формирования и поддержания благоприятной среды для жизнедеятельности и здоровья человека.

В современную эпоху происходят интенсивные техногенные изменения окружающей человека среды. Если в начальный период своей эволюции человек приспосабливался к окружающему миру, в котором находил для себя пищу, одежду, жилище, используя все необходимое практически в неизмененном виде, а антропогенное воздействие на окружающую среду протекало медленно и малозаметно, то с развитием общества, науки и техники, взаимодействия между человеком и природой становятся все более обширными и сложными, приобретая в некоторых случаях конфликтные формы. Ю.М. Осипов считает, что преобразование природы в настоящее время стало делом настолько масштабным, постоянным и значительным по результатам, настолько вообще судьбоносным, что не говорить о хозяйственной демиургии уже стало невозможно. Тем более, что итогом преобразовательной деятельности человека вдруг стало создание целостной искусственной неприроды, сравнимой с окружающей человека природой, ей непосредственно противостоящей, если уже ее не поглощающей. Пришел срок,

когда неприрода, выражаясь несколько условно и образно, оказалась больше природы, правда, не всей, конечно, природы, а «околочеловековой» природы, в которой как раз существует и хозяйствует человек, которой он пользуется и которую упорно переделывает [5].

Экономическое, культурное, политическое и общественное развитие страны в значительной степени зависит от здоровья человека — здоровья нации. В соответствие с определением Всемирной организации здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Здоровье человека определяют многие социальные и природные характеристики, среди которых заметное положение занимает состояние окружающей среды.

Сохранение окружающей среды в ее «дочеловеческой» первозданности (разумеется, за пределами пространственной зоны активного хозяйственного освоения), ограждение ее от воздействия человеческого хозяйствования, невмешательства в естественно-природные процессы — цель вне экономического содержания. Ограниченность и замкнутость планетарной среды, в пределах которой эволюционно приспособился существовать человек (как биологический вид), в наш постиндустриальный век особо остро ставят проблему обеспечения сохранности этой глобально-планетарной среды вовсе не как средства или части экономики, а как пока что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.