Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / результат / методические материалы / электронное обучение / методическое объединение / информационно-образовательная среда / secondary vocational education / result / methodological materials / e-learning / methodical association / information – educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приказчикова Ольга Сергеевна, Гитман Елена Константиновна

В статье рассматривается механизм создания и работы региональных учебно-методических объединений преподавателей среднего профессионального образования Пермского края, приводится в пример опыт функционирования секции преподавателей дисциплин «Информатика» и «Электрои теплоэнергетика». Анализируются возможности взаимовыгодного сотрудничества преподавателей в процессе подготовки специалистов среднего звена. В статье подробно описываются основные направления деятельности методического объединения, такие как организация методической работы, проведение заседаний секции преподавателей, мероприятия по обмену педагогическим опытом. Большое внимание уделяется организации конкурсного движения для преподавателей и студентов, в том числе с привлечением социальных партнеров. Показано взаимодействие между социальными партнерами и преподавателями в организации и проведении олимпиад, а также конкурсов профессионального мастерства, потому что именно организация конкурсного движения педагогов способствует созданию условий для повышения профессионального мастерства в сфере информационно-коммуникативных технологий и развитию профессиональной компетентности педагогических работников. В статье рассматривается такое важное направление деятельности секции преподавателей как ведение в сети интернет информационной страницы как открытого электронного ресурса для обмена методическими материалами, отражения актуальной информации о проводимых мероприятиях, а также наличие собственного сайта для организации конкурсов, олимпиад и чемпионатов. Приводится пример создания банка методических материалов, размещенного в сети интернет, который ежегодно пополняется актуальной методической продукцией, конкурсными заданиями с эталонами ответов, что является актуальным направлением методической работы секции. Наличие такой информационно-образовательной среды позволяет повышать эффективность образовательного процесса преподавателей информатики и информационных технологий профессиональных образовательных организаций Пермского края, способствует их профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приказчикова Ольга Сергеевна, Гитман Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS INTERACTION IN THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the mechanism of creation and operation of regional educational and methodological associations of the secondary vocational education teachers in Perm region, experience of functioning of the section of teachers of the Department of Informatics and the Department of Electrical and Thermal Power Engineering. Examples of creating mutually beneficial cooperation of teachers in the process of training middle-level specialists are given. The article describes in detail the main activities of the methodological association, such as the organization of methodological work, meetings of the teachers' section, events for the exchange of pedagogical experience. Much attention is paid to the organization of a competitive movement for teachers and students, including with the involvement of social partners. The interaction between social partners and teachers in the organization and staging of Olympiads, as well as competitions of professional skills, is shown, as it is the organization of the competitive movement of teachers that contributes to the creation of conditions for improving professional skills in the field of ICT and the development of professional competence of teaching staff. Among other things, the article discusses such an important area of activity of the teachers' section as maintaining an information page on the Internet as an open electronic resource for the exchange of methodological materials, reflecting up-to-date information about events, as well as having its own website for organizing contests, Olympiads and championships. An example is given of creating a bank of methodological materials posted on the Internet, which is updated annually with relevant methodological products, competitive tasks with standards of answers, which is an actual direction of the methodological work of the section. The presence of such information and educational environment makes it possible to increase the efficiency of the educational process of teachers of computer science and information technology of professional educational organizations of Perm Region, and contributes to their professional growth.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 70-79. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 10. P. 70-79.

Научная статья УДК 377.3

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-10-70-79

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Ольга Сергеевна Приказчикова1 Елена Константиновна Гитман2

1,2Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия 1 prikazchikova_o s@pmkedu. pro

2Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, mygitman@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается механизм создания и работы региональных учебно-методических объединений преподавателей среднего профессионального образования Пермского края, приводится в пример опыт функционирования секции преподавателей дисциплин «Информатика» и «Электро- и теплоэнергетика». Анализируются возможности взаимовыгодного сотрудничества преподавателей в процессе подготовки специалистов среднего звена. В статье подробно описываются основные направления деятельности методического объединения, такие как организация методической работы, проведение заседаний секции преподавателей, мероприятия по обмену педагогическим опытом. Большое внимание уделяется организации конкурсного движения для преподавателей и студентов, в том числе с привлечением социальных партнеров. Показано взаимодействие между социальными партнерами и преподавателями в организации и проведении олимпиад, а также конкурсов профессионального мастерства, потому что именно организация конкурсного движения педагогов способствует созданию условий для повышения профессионального мастерства в сфере информационно-коммуникативных технологий и развитию профессиональной компетентности педагогических работников. В статье рассматривается такое важное направление деятельности секции преподавателей как ведение в сети интернет информационной страницы как открытого электронного ресурса для обмена методическими материалами, отражения актуальной информации о проводимых мероприятиях, а также наличие собственного сайта для организации конкурсов, олимпиад и чемпионатов. Приводится пример создания банка методических материалов, размещенного в сети интернет, который ежегодно пополняется актуальной методической продукцией, конкурсными заданиями с эталонами ответов, что является актуальным направлением методической работы секции. Наличие такой информационно-образовательной среды позволяет повышать эффективность образовательного процесса преподавателей информатики и информационных технологий профессиональных образовательных организаций Пермского края, способствует их профессиональному росту

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, результат, методические материалы, электронное обучение, методическое объединение, информационно-образовательная среда.

Для цитирования: Приказчикова О.С., Гитман Е.К. Организация взаимодействия преподавателей СПО в информационно-образовательной среде // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 70-79. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-70-79

Original article

ORGANIZATION OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS INTERACTION IN THE INFORMATION-EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

© Приказчикова О.С., Гитман Е.К., 2022

Olga S. Prikazchikova1 Elena K. Gitman2

1,2Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 1 prikazchikova_o s@pmkedu. pro

2Perm State National Research University, Perm, Russia, mygitman@gmail.com

Abstract. The article deals with the mechanism of creation and operation of regional educational and methodological associations of the secondary vocational education teachers in Perm region, experience of functioning of the section of teachers of the Department of Informatics and the Department of Electrical and Thermal Power Engineering. Examples of creating mutually beneficial cooperation of teachers in the process of training middle-level specialists are given. The article describes in detail the main activities of the methodological association, such as the organization of methodological work, meetings of the teachers' section, events for the exchange of pedagogical experience. Much attention is paid to the organization of a competitive movement for teachers and students, including with the involvement of social partners. The interaction between social partners and teachers in the organization and staging of Olympiads, as well as competitions of professional skills, is shown, as it is the organization of the competitive movement of teachers that contributes to the creation of conditions for improving professional skills in the field of ICT and the development of professional competence of teaching staff. Among other things, the article discusses such an important area of activity of the teachers' section as maintaining an information page on the Internet as an open electronic resource for the exchange of methodological materials, reflecting up-to-date information about events, as well as having its own website for organizing contests, Olympiads and championships. An example is given of creating a bank of methodological materials posted on the Internet, which is updated annually with relevant methodological products, competitive tasks with standards of answers, which is an actual direction of the methodological work of the section. The presence of such information and educational environment makes it possible to increase the efficiency of the educational process of teachers of computer science and information technology of professional educational organizations of Perm Region, and contributes to their professional growth.

Keywords: secondary vocational education, result, methodological materials, e-learning, methodical association, information - educational environment

For citation: Prikazchikova O.S., Gitman E.K. Organization of the secondary vocational education teachers interaction in the information-educational environment. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;10:70-79. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-70-79

Введение

Взаимодействие в сообществе специалистов всегда нацелено на эффективный результат. Коллективная работа в процессе взаимодействия - это труд группы людей, сосредоточенных вокруг какой-либо задачи, а работа в кругу коллектива - это работа с автономной единицей, внутри которой свои правила и взаимоотношения. Умение работать в коллективе является положительной характеристикой любого сотрудника, а тем более преподавателя, потому что сфера его деятельности лежит в интеллектуально -коммуникативной области [Шумовская 2011]. Такие специалисты высоко ценятся на рынке труда. Можно сказать, что взаимодействие не только приводит к увеличению продуктивной деятельности группы педагогов, но и способствует профессиональному росту каждого из них [Байдаков 2019; Галынская, Коростелева 2020; Звягинцева 2019].

Этой цели в образовательном сообществе способствует Региональное учебно-методическое объединение. Региональное учебно-методическое объединение (РУМО) представляет собой объединение представителей федеральных, региональных государственных, негосударственных и муниципальных образовательных организаций. Они создаются для участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в формировании предложений по разработке и внесению изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), примерные образовательные программы среднего профессионального образования (далее - примерные программы), координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в обеспечении качества и развития содержания среднего профессионального образования.

Основная часть

В Пермском крае региональные учебно-методические объединения создаются по укрупненным группам профессий, специальностей, а также по нескольким укрупненным группам профессий, специальностей (далее - укрупненная группа). Наименование укрупненной группы включается в его наименование. Министерством определяется председатель РУМО, состав формирует и утверждает председатель учебно-методического объединения. В состав такого объединения на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, и иных организаций, действующих в системе среднего профессионального образования, в том числе представители работодателей. Руководство деятельностью РУМО осуществляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью и представляет его по вопросам, относящимся к сфере деятельности методического объединения, в исполнительных органах государственной власти Пермского края, организациях. Региональным учебным методическим объединением при необходимости создаются советы, секции, рабочие группы, учебно-методические центры, отделения. Руководители советов, секций, рабочих групп, учебно-методических центров, отделений утверждаются приказами руководителей профессиональных образовательных организаций, на базах которых они созданы.

В своей деятельности РУМО и созданные в нем секции руководствуются следующей нормативно-правовой документацией:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. N0 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования [Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3].

2. Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе общего образования, утвержденного приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 113 (Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2019 г. № 54762 [Типовое положение от 13.03.2019 № 113].

3. Приказ Министерства образования и науки Пермского края «Об утверждении перечня региональных учебно-методических объединений педагогических работников, научных работников и работников профессиональных образовательных организаций Пермского края». Приказ издается ежегодно [Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 02.09.2015 № СЭД-26-01-04-734].

4. Приказ Министерства образования и науки Пермского края «О создании региональных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Пермского края» от 20.11.2020 № 26-01-06-562 [Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 20.11.2020 № СЭД-26-01-06-562].

Так, на базе ГБПОУ «Пермский машиностроительный колледж» создано и функционирует РУМО 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика». В рамках деятельности данного объединения функционирует три секции: секция преподавателей учебной дисциплины Информатика (далее секция преподавателей УД Информатика), секция преподавателей учебной дисциплины Математика, секция преподавателей учебной дисциплины Физика. В каждой секции приказом директора ГБПОУ ПМК назначен руководитель секции [Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 02.09.2015 № СЭД-26-01-04-734].

С сентября 2015 г. на базе Пермского машиностроительного колледжа функционирует секция преподавателей учебной дисциплины Информатика регионального учебно-методического объединения «Электро- и теплоэнергетика» Пермского края (https://pmkedu.pro/rumo/it) [Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 02.09.2015 № СЭД-26-01-04-734]. До 2015 г. секция преподавателей УД Информатика имела статус краевого методического объединения «Информатика». В работе секции принимает

участие порядка 150 преподавателей информатики и информационных технологий Пермского края, которые участвуют в конкурсах, готовят студентов для участия в конкурах и олимпиадах, осуществляют методическую работу, выступают с обменом педагогическим опытом.

Работа секции преподавателей УД Информатика РУМО «Электро - и теплоэнергетика» за указанный период осуществлялась в нескольких направлениях: организация методической работы, заседаний секции; организация конкурсного движения для студентов и преподавателей; работа с социальными партнерами; ведение информационной страницы секции на сайте ршкеёи.рго, создание сайта pmkrumo.ru для работы секции [Приказчикова 2022]. Важно понимать, что каждое из этих направлений является структурным элементом общей концепции командного взаимодействия преподавателей [Царькова 2016].

Развернём каждое из этих направлений более подробно, чтобы понять их сущность.

Организация методической работы, заседаний секции

Методическая работа в секции преподавателей УД Информатика является базовой и строится по нескольким направлениям. Это организация и проведение ежегодных заседаний секции по актуальным вопросам, в т.ч. с привлечением социальных партнеров. Далее отметим организацию работы преподавателей секции в рабочих группах по формированию методического материала (рабочих программ, методических указаний, учебных пособий, рабочих тетрадей и т. д.) с дальнейшей публикацией в банке методических разработок секции на сайте страницы. На данном этапе в банке методразработок в общем доступе находятся конкурсные материалы преподавателей на основании их согласий, а также материалы рабочих групп - лекции, материал для проведения самостоятельных, практических работ, оценочные материалы, презентационные материалы и многое др. Следующим видом деятельности является проведение конференции для преподавателей «Информационная компетентность и информационная грамотность: от теории к практике» (2015, 2016, 2017, 2021 г.г.). По итогам конференций издается сборник с материалами преподавателей, который публикуется на странице секции в сети Интернет. Важным компонентом методической работы преподавателей секции является проведение обучающих семинаров для педагогов, в том числе с привлечением социальным партнеров, таких как компания Аскон-Кама, ЗАО ТелекомПлюс.

Стоит отметить и еще один компонент, который способствуют организации методической работы секции в разных направлениях. Это разработка площадки для проведения конкурсов и олимпиад, а также реализация системы выдачи сертификатов (ЬЦр://ршкгишо. ги). Проведение семинаров, проведение заседаний секций в разных форматах способствует организации командного взаимодействия педагогов. Особо следует отметить работу преподавателей в рабочих группах, что является эффективным инструментом для обмена педагогическим опытом, разработки методического продукта [Звягинцева 2019; Шляпина, Герасимова 2018].

Организация конкурсного движения для студентов и преподавателей

Очень важно уметь адекватно оценивать результаты своей работы и правильно ставить задачи для дальнейшего развития как в своей профессиональной деятельности, так и в процессе обучения студентов. Поэтому большое внимание уделяется конкурсному движению и проводится значительное количество мероприятий для студентов и преподавателей, многие из которых стали традиционными. Информация о проводимых мероприятиях оперативно размещается на сайте ршкеёи.рго - РУМО - Информатика (https://pmkedu.pro/rumo/it).

Мы считаем, что в любой профессии конкурсы профессионального мастерства являются объективным срезом профессиональной грамотности специалиста. В секции преподавателей УД Информатика такой конкурс для преподавателей информатики и информационных технологий проводится ежегодно с 2016 г. Создание условий для повышения профессионального мастерства в сфере ИКТ, развитие профессиональной

компетентности педагогических работников по вопросам обновления содержания образования, создание условий для совершенствования сетевого взаимодействия среди преподавателей секции - это одни из основных задач конкурса профессионального мастерства. Задания конкурсов и ответы к ним после проведения публикуются на сайте для того, чтобы преподаватели могли оценить свои работы, подготовиться к будущим конкурсам, а возможно и увидеть те функции программ, которые ими не были использованы. В качестве членов жюри конкурса профессионального мастерства неоднократно привлекались специалисты с предприятий, что, на наш взгляд, делают такие конкурсы наиболее полезными.

Также традиционным стал конкурс методических разработок по информатике и информационным технологиям (проводится с 2015 г. ежегодно). Конкурс позволяет решать множество задач:

- активизация творческого потенциала преподавательского состава и сотрудников профессиональных образовательных организаций;

- создание условий для внедрения новых стандартов образования через развитие инновационной образовательной среды;

- содействие активному внедрению современных технологий и инновационных методик в образовательный процесс путем взаимодействия преподавателей и методистов образовательных организаций;

- выявление, поощрение и популяризация успешного педагогического опыта работы педагогов по повышению качества подготовки квалифицированных рабочих и служащих; специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Конкурс уже традиционно проводится по номинациям «Учебно-методический комплекс дисциплины», «Учебное пособие», «Курс лекций или сборник практических работ», «Учебное занятие по информатике/информационным технологиям», «Внеучебное мероприятие по информатике/информационным технологиям». В 2020 г. с учетом требований времени появилась номинация «Курс в системе электронного обучения». Многие конкурсные материалы с согласия преподавателей опубликованы в банке методических разработок секции для использования всеми желающими преподавателями информатики и ИТ ПОО Пермского края в своей работе.

Еще одно мероприятие, на котором преподаватели имеют возможность продемонстрировать свой педагогический опыт - Фестиваль педагогических идей среди преподавателей информатики и информационных технологий (проводится ежегодно с 2016 г). Какие задачи фестиваля мы считаем основными? Прежде всего, это обобщение педагогического опыта преподавателей; представление методических идей преподавателей; презентация инновационного педагогического опыта и обмен им; совершенствование профессионально-педагогического мастерства преподавателей; а также расширение диапазона профессионального общения.

В рамках своего выступления на фестивале преподаватель должен продемонстрировать инновационный опыт, реализацию педагогической и методической идеи, применение методического приема или метода обучения, показать воспитательно-развивающий потенциал занятия. Неизменно интересно проходят фестивали, где участникам предлагается подготовить выступление по актуальным темам: «Свободное программное обеспечение и его применение в образовательном процессе», «Цифровизация образования», «Методика использования цифровых образовательных ресурсов в работе преподавателя информатики». Материал педагогов также представлен для дальнейшего использования в работе на сайте секции преподавателей УД Информатика. Охват преподавателей информатики и ИТ ПОО Пермского края в конкурсах профессионально мастерства ежегодно составляет от 50 до 90 человек.

Для студентов ежегодно проводится большое количество краевых мероприятий по информатике и информационным технологиях. Большой отклик всегда получает конкурс творческих проектов для обучающихся по информационным технологиям (проводится с

2015 года ежегодно). Тематика конкурсов достаточно разнообразна и актуальна времени: «Клянемся помнить!», «Экологические проблемы нашего города», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Информационные технологии в моей профессиональной деятельности», «Информатика в лицах», «My World Skills», «My profession is the profession of future, because...». Неоднократно конкурс творческих проектов было организован и проведен совместно с секцией преподавателей УД Иностранный язык, что позволило студентам рассматривать свою будущую профессию через призму английского языка, рассмотреть интеграцию иностранного (английского) языка и профессиональных знаний и умений.

Важным мероприятием является проведение ежегодной краевой олимпиады по информационным технологиям. Олимпиада проводится по нескольким номинациям. Задания и решения всех олимпиад по всем номинациям «Информационные технологии», «КонсультантПлюс в профессиональной деятельности», «Компьютерная графика и проектирование» - опубликованы на сайте для дальнейшего использования преподавателями в работе. Олимпиада традиционно проводится при участии социальных партнеров - ЗАО «ТелекомПлюс», ООО «Аскон-Кама», которые выступают и в качестве разработчиков, и в качестве членов жюри, и в качестве спонсоров. Что повышает значимость итогов всей олимпиады.

Авторской разработкой двух секций - секцией преподавателей УД Информатика и УД Иностранный язык, стало проведение чемпионата IT-English с 2016 г. Чемпионат стал авторской разработкой двух секций. Задания, которые предстоит выполнять студентам во время чемпионата, являются интеграцией двух отраслей и реализации межпредметных связей учебных дисциплин, направленных на будущую профессиональную деятельность -информационные технологии и английский язык. Конкурсные задания предусматривают проверку знаний по отдельным разделам учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»: информационные технологии; операционные системы; основы алгоритмизации и программирования; программное обеспечение, с учетом профессиональной терминологии, отражающей знания в области учебной дисциплины «Английский язык». Чемпионат получил большой отклик среди студентов и преподавателей, количество участников ежегодно увеличивается и на сегодняшний день составляет более 700 студентов, которых готовит более 200 преподавателей. Следует отметить, что учитывается не только личное первенство, но и командное первенство - по условиям чемпионата преподаватель выставляет команду в составе 10 человек [Приказчикова 2022].

Используя опыт совместного проведения мероприятий с другими секциями, в 2018 г. совместно с секцией преподавателей УД Математика был проведен конкурс «Решение математических задач средствами MS Excel». Студентам предстояло решить различные математические задачи, используя электронные таблицы, что позволило продемонстрировать углубленные знания по математике и информатике.

Следующим компонентом работы со студентами является организация и проведение ежегодной конференции для студентов «Инновации естественнонаучного и гуманитарного мира» с 2017 года. Цель конференции - раскрытие творческого потенциала студентов, стимулирование поисковой активности в студенческой среде, создание площадки обмена инновационным опытом студентов, обмена научными знаниями и практическим опытом по различным направлениям исследований студентов профессиональных образовательных организаций города Перми и Пермского края. Конференция проводится совместно с секциями преподавателей УД Математика, УД Информатика, УД Физика, УД Иностранный язык, правовых дисциплин.

Конференция проводится в два этапа. На первом (заочном) этапе проходит отбор работ, которые отвечают критериям актуальности; имеют элемент новизны исследуемой проблемы и оригинальность излагаемого материала; имеют исследовательскую и практическую значимость; глубину проработки поставленной задачи и самостоятельность исследований и т. д. На втором этапе проходит защита проектов в очном формате, выявляются лучшие

результаты исследовательской практической деятельности и научно -технического творчества студентов. По итогам работы конференции публикуется сборник тезисов, который доступен к изучению любым желающим.

Командное взаимодействие проявляется в совместной разработке конкурсных заданий, определении критериев экспертной оценки и общей организации мероприятий. Именно работа в команде дает возможность эффективного достижения результата [Галынская, Коростелева 2020; Звягинцева 2019].

Работа с социальными партнерами

Как уже неоднократно отмечалось выше, секция преподавателей УД Информатика РУМО «Электро- и теплоэнергетика» ведет постоянное сотрудничество с учебным центром «Грани», ЗАО «ТелекомПлюс», компания D-Link, ООО «АСКОН-КАМА». Сотрудники компаний выступают на заседаниях секции, принимают участие в качестве разработчиков заданий олимпиады, членов жюри олимпиады и конкурсов профессионального мастерства преподавателей. Специалисты из ТелекомПлюс проводят обучение преподавателей секции (пресс-релизы мероприятий представлены на сайте ГБПОУ ПМК).

Ведение информационной страницы секции на сайте pmkedu.pro, создание сайта pmkrumo.ru для работы секции.

За период работы секции преподавателей УД Информатика на сайте ГБПОУ «Пермский машиностроительный колледж» pmkedu.pro создана своя страница -https://pmkedu.pro/rumo/it1, на которой представлен план работы секции на учебный год. Также на сайте своевременно отражается информация о проводимых мероприятиях: положения, программы мероприятий, протоколы, задания, наградные документы. Существует и оперативно заполняется реестр выданных наградных документов, по которым всегда оперативно можно отследить подлинность любого наградного сертификата/диплома/грамоты (реестры ведутся с 2016 года). Обновляется информация об активности участия преподавателей информатики и ИТ Пермского края в мероприятиях, проводимых секцией -участие в заседаниях секции, участие в конкурсах для преподавателей, участие преподавателей в подготовки студентов для участия в конкурсах/олимпиадах.

С 2018 г. на сайте создана страница «Банк методических разработок секции». Банк наполнен конкурсными работами преподавателей, материалами работы рабочих групп. Такое подробное отражение работы преподавателей секции на сайте позволяет пользоваться методической продукцией, разработанной преподавателями с учетом современных требований; принимать участие в краевых мероприятиях, конкурсах; принимать участие в работе заседаний секции, рабочих групп и т. д. [Королюк 2020]. Когда для проведения конкурсов и чемпионатов встал вопрос о необходимости наличия информационного портала, который бы позволял автоматизировать процесс регистрации на мероприятия, процесс загрузки конкурсных работ, то вопрос был решен с помощью создания сайта pmkrumo.ru, на котором развернута LMS Moodle. Наличие такого сайта является существенным подспорьем в работе председателя секции преподавателей УД Информатика. На сайте преподаватели и студенты могут самостоятельно зарегистрироваться для участия в том или ином конкурсе и принять в нем участие.

Следует отметить, что наличие собственного сайта секции -pmkrumo.ru, наличие информационной страницы секции https://pmkedu.pro/rumo/it позволяет успешно функционировать секции, осуществлять работу преподавателей секции, в т.ч. и в дистанционном формате, что позволяет решать большинство образовательных, методических и др. задач, которые стоят перед секцией преподавателей УД Информатика [Болотова 2018; Кириллова 2019; Степанян 2019]. Ряд представленных на сайте методических материалов секции разработаны командами преподавателей из разных учебных заведений ПОО Пермского края эффективно применяются в образовательном процессе.

1 Ранее сайт ГБПОУ ПМК располагался по другому адресу, страница секции http://old.pmkedu.pro/umo_3.htm

Заключение

Представленный опыт взаимодействия преподавателей Регионального учебно -методического объединения Пермского края позволяет нам утверждать, что создание информационно-образовательной среды преподавателей позволяет качественно повышать эффективность образовательного процесса [Николаева 2018], стимулировать интеллектуальную деятельность как преподавателей, так и студентов. Комплексная коллективная работа показывает измеряемый результат компетенции и способствует профессиональному росту преподавателей.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования.

2. Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе общего образования, утвержденного приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 113 (Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2019 г. № 54762)

3. Приказ Министерства образования и науки Пермского края «Об утверждении перечня региональных учебно-методических объединений педагогических работников, научных работников и работников профессиональных образовательных организаций Пермского края» от 02.09.2015 № СЭД-26-01-04-734.

4. Приказ Министерства образования и науки Пермского края «О создании региональных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Пермского края» от 20.11.2020 № СЭД-26-01-06-562.

5. Байдаков А.Н. Лидерство и командообразование: учебное пособие [Электронный ресурс]. Ставрополь: СтГАУ, 2019. 132 с. URL: https://e.lanbook.com/book/169721 (дата обращения: 25.02.2022).

6. Болотова М.И. Информационная среда университета как условие повышения качества образования // Высшее и среднее профессиональное образование в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы развития: матер. 12-ой Междунар. научн.-практ. конф., Казань, 17 мая 2018. / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань: ООО «Редакционно-издательский центр «Школа»,

2018. C.39-45.

7. Галынская Ю.С., Коростелева Н.А. Развитие навыков командной работы преподавателей // Качество подготовки специалистов в техническом университете: проблемы, перспективы, инновационные подходы: матер. V Междунар. научн.-методической конференции, Могилев, 19-20 ноября 2020. Могилев: Могилевский государственный университет продовольствия, 2020. C. 297-299.

8. Звягинцева О.С. Командная работа и коммуникации: учебное пособие [Электронный ресурс] / О.С. Звягинцева. Ставрополь: СтГАУ, 2019. 184 с. // Лань: электронно-библиотечная система. URL: https://eianbook.com/book/169725 (дата обращения: 25.02.2022).

9. Кириллова Ю.П. Роль информационных технологий в формировании медиакультуры преподавателя колледжа // Перспективы и возможности использования информационных технологий в науке, образовании и управлении: матер. Всероссийской науч.-практ. конф., Астрахань, 24-27 сентября

2019. / под ред. М.В. Коломиной. Астрахань: ИП Сорокин Роман Васильевич, 2019. C. 85-88.

10. Королюк И.Э. Принципы формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 141-145.

11. Николаева Е.Н. Системная интеграция новых технологий в образовательную деятельность колледжа // Образование: ресурсы развитии. Вестник ЛОИРО. 2018. № 2. C. 76-78.

12. Приказчикова О.С. Электронная информационно-образовательная среда секции преподавателей УД Информатика РУМО Электро- и теплоэнергетика Пермского каря // Информационная компетентность специалиста и информационная культура специалиста: от теории к практике: матер. IV краевой заочной научн.-практ. конф., Пермь, 2022. Пермь: ГБПОУ ПМК, 2022. C.54-61.

13. Степанян Г.Г. Информационно-образовательная и медийная среда образовательного пространства в СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. C. 293-297.

14. Царькова Е.А. Федеральные учебно-методические объединения СПО: взгляд на проблемы и перспективы развития в системе среднего профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 7 (26). C. 10-12.

15. Шляпина Ю.В., Герасимова Н.О. Создание единой информационной образовательной среды (на примере колледжf предпринимательства и права) // Наука и общество: проблемы современных исследований: матер. XII междун. науч. практ. конф., Омск, 27 апреля 2018 / под ред. А.Э. Еремеева. Омск: Изд-во «Омская гуманитарная академия», 2018. C. 126-132.

16. Шумовская А.Г. Командная работа как условие формирования креативной компетентности будущего педагога [Электронный ресурс] // MagisterDixit. 2011. № 1. С. 137-141. ISSN 2226-2156 // Лань: электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/294976 (дата обращения: 25.02.2022).

References

1. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2012 g, no. 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law of the Russian Federation dated December 29, 2012, no. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. Stat'ya 19. Nauchno-metodicheskoe i resursnoe obespechenie sistemy obrazovaniya. (In Russ.).

2. Tipovoe polozhenie ob uchebno-metodicheskikh ob"edineniyakh v sisteme obshchego obrazovaniya, utverzhdennogo prikazom Ministerstva Prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii [Model regulation on educational and methodological associations in the system of general education, approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation]. 13.03.2019, no. 113. (In Russ.).

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Permskogo kraya «Ob utverzhdenii perechnya regional'nykh uchebno-metodicheskikh ob"edinenii pedagogicheskikh rabotnikov, nauchnykh rabotnikov i rabotnikov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsii Permskogo kraya» [Order of the Ministry of Education and Science of the Perm Territory "Combining the list of submissions of educational and methodological associations of pedagogical workers, researchers and employees of professional educational organizations of the Perm Territory"]. 02.09.2015, no. SED-26-01-04-734. (In Russ.).

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Permskogo kraya «O sozdanii regional'nykh uchebno-metodicheskikh ob"edinenii v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya Permskogo kraya» [Order of the Ministry of Education and Science of the Perm Territory "On the creation of regional educational and methodological associations in the system of secondary vocational education in the Perm Territory"]. 20.11.2020, no. SED-26-01-06-562. (In Russ.).

5. Baidakov A.N. Liderstvo i komandoobrazovanie: uchebnoe posobie [Leadership and Team Building]. Stavropol', StGAU, 2019, 132 p. (In Russ.). Available at: https://e.lanbook.com/book/169721 (accessed: 25.02.2022).

6. Bolotova M.I. Informatsionnaya sreda universiteta kak uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya [The university's information environment as a condition for improving the quality of education]. Vysshee i srednee professional'noe obrazovanie v nachale 21 veka: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya, Kazan', OOO «Redaktsionno-izdatel'skii tsentr «Shkola», 2018, pp. 39-45. (In Russ.).

7. Galynskaya Yu.S., Korosteleva N.A. Razvitie navykov komandnoi raboty prepodavatelei [Developing Teacher Teamwork Skills]. Kachestvo podgotovki spetsialistov v tekhnicheskom universitete: problemy, perspektivy, innovatsionnye podkhody, Mogilev, Mogilevskii gosudarstvennyi universitet prodovol'stviya, 2020, pp. 297-299. (In Russ.).

8. Zvyagintseva O.S. Komandnaya rabota i kommunikatsii: uchebnoe posobie [Teamwork and Communications]. Stavropol', StGAU, 2019, 184 p. (In Russ.). Available at: https://e.lanbook.com/book/169725 (accessed: 25.02.2022).

9. Kirillova Yu.P. Rol' informatsionnykh tekhnologii v formirovanii mediakul'tury prepodavatelya kolledzha [The role of information technology in shaping the media culture of a college teacher]. Perspektivy i vozmozhnosti ispol'zovaniya informatsionnykh tekhnologii v nauke, obrazovanii i upravlenii, Astrakhan', IP Sorokin Roman Vasil'evich, 2019, pp. 85-88. (In Russ.).

10. Korolyuk I.E. Printsipy formirovaniya gotovnosti prepodavatelya kolledzha k organizatsii virtual'noi obrazovatel'noi sredy [Principles of forming the readiness of a college teacher to organize a virtual educational environment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 69-3, pp. 141-145. (In Russ.).

11. Nikolaeva E.N. Sistemnaya integratsiya novykh tekhnologii v obrazovatel'nuyu deyatel'nost' kolledzha [ystem Integration of New Technologies into College Education Activities]. Obrazovanie: resursy razvitii. VestnikLOIRO, 2018, no. 2, pp. 76-78. (In Russ.).

12. Prikazchikova O.S. Elektronnaya informatsionno-obrazovatel'naya sreda sektsii prepodavatelei UD Informatika RUMO Elektro- i teploenergetika Permskogo karya [Electronic information and educational environment of the section of teachers of UD Informatics of RUMO Electric and Heat Power Engineering of Perm Square]. Informatsionnaya kompetentnost'spetsialista i informatsionnaya kul'tura spetsialista: ot teorii kpraktike, Perm, GBPOU PMK, 2022, pp. 54-61. (In Russ.).

13. Stepanyan G.G. Informatsionno-obrazovatel'naya i mediinaya sreda obrazovatel'nogo prostranstva v SPO [Information, educational and media environment of the educational space in the SPO]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 62-1, pp. 293-297. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Tsar'kova E.A. Federal'nye uchebno-metodicheskie ob"edineniya SPO: vzglyad na problemy i perspektivy razvitiya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Federal Educational and Methodological Associations of the Open Arts: a look at the problems and prospects of development in the system of secondary vocational education]. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire, 2016, no. 7 (26), pp. 10-12. (In Russ.).

15. Shlyapina Yu.V., Gerasimova N.O. Sozdanie edinoi informatsionnoi obrazovatel'noi sredy (na primere kolledzha predprinimatel'stva i prava). [Creation of a unified information educational environment (using the example of College of Entrepreneurship and Law)]. Nauka i obshchestvo: problemy sovremennykh issledovanii, Omsk, Omskaya gumanitarnaya akademiya, 2018, pp. 126-132. (In Russ.).

16. Shumovskaya A.G. Komandnaya rabota kak uslovie formirovaniya kreativnoi kompetentnosti budushchego pedagoga [Teamwork as a condition for the formation of creative competence of the future teacher]. MagisterDixit, 2011, no. 1, pp. 137-141. (In Russ.). Available at: https://e.lanbook.com/journal/issue/294976 (accessed: 25.02.2022).

Информация об авторах О. С. Приказчикова - аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

Е.К. Гитман - доктор педагогических наук, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the authors O.S. Prikazchikova - Graduate Student, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

E.K. Gitman - Grand Ph.D. (Education), Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm State University.

Статья поступила в редакцию 11.01.2022; одобрена после рецензирования 28.01.2022; принята к публикации 25.02.2022.

The article was submitted 11.01.2022; approved after reviewing 28.01.2022; accepted for publication 25.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.