Научная статья на тему 'Организация взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию хищений денежных средств с объектов кредитно-финансовой системы'

Организация взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию хищений денежных средств с объектов кредитно-финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию хищений денежных средств с объектов кредитно-финансовой системы»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

организация взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию хищений денежных средств с объектов кредитно-

финансовой системы

УДК 351.74

В.Н. ДЕРЕВЛЕВ,

начальник УВД по г. Белгороду, полковник милиции

Происходящие в последние годы в России реформы вызвали коренную реорганизацию сферы кредитно-финансовой деятельности.

Одновременно в последние годы наблюдается значительный рост числа преступлений экономической направленности. Растет количество посягательств, совершаемых с целью хищения денежных средств, ценных бумаг и валюты.

Увеличилось количество краж, грабежей и разбойных нападе-ний, направленных на завладение денежными средствами, ценными бумагами и валютой предприятий, учреждений и организаций всех видов собственности.

В июне 2006 года в МВД России состоялся брифинг на тему «Основные тенденции состояния борьбы с корыстно-насильственными преступлениями (грабежами и разбоями)», на котором отмечалось, что уровень преступности в отношении объектов и сотрудников кредитно-финансовой сферы

остается высоким. Так, по итогам прошлого года на территории России совершено около 13 тысяч грабежей и 18 тысяч разбойных нападений на объекты банковской системы. Совершению данных преступлений способствовали грубые нарушения правил инкассации, транспортировки и хранения денежных средств, отсутствие качественной охраны и недостаточная техническая оснащенность объектов.

Поэтому в настоящее время остается актуальной проблема борьбы с хищениями денежных средств с объектов кредитно-финансовой сферы.

Эффективная деятельность аппаратов уголовного розыска в целом возможна лишь на основе всестороннего изучения этих преступлений путем анализа наиболее полной и объективной информации об обстоятельствах, обусловливающих их совершение в современных условиях.

Раскрытие любых преступлений зависит, в первую очередь, от степени готовности органа внутренних дел своевременно и полно включиться в организацию поисковых мероприятий. Требуется четкая система действий, проводимых с момента получения сигнала о преступлении до его раскрытия. Разумеется, такая система связана с оперативной обстановкой, в условиях которой органы внутренних дел осуществляют свою деятельность. Так, в городах с развитой коммуникационной сетью раскрытие преступлений по «горячим следам» осуществляется с привлечением нарядов патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны, оперативных групп поисковых подразделений, с использованием учетов, проверкой ранее полученных сигналов о намерении групп или лиц, подыскивавших объекты совершения краж.

В сельской местности, в условиях раз-

бросанности населенных пунктов, плохой связи между ними, когда нередко затруднена возможность передачи сообщения о совершенном преступлении, основная тяжесть раскрытия ложится на следственно-оперативную группу. Работа по раскрытию краж должна начинаться в момент приема сообщения дежурной частью органа внутренних дел. После выяснения характера преступления дежурный через заявителя, с учетом его возможностей, организует охрану места происшествия. Это особенно важно при значительной удаленности объекта кражи от места дислокации постоянных постов или маршрутов патрулирования. С учетом временного разрыва между получением сообщения и прибытием следственно-оперативной группы, патрульной машины или участкового уполномоченного, характер поручения, как правило, заключается в охране места преступления от посторонних, в сохранении видимых следов преступления от уничтожения или видоизменения естественным путем, случайными прохожими или транспортом. Если заявитель располагает какими-либо другими сведениями, имеющими отношение к краже, с учетом целесообразности дежурный ориентирует соответствующие мобильные и стационарные посты, сотрудников ГИБДД, иные милицейские наряды с целью перехвата или проверки возможных подозреваемых.

Следственно-оперативная группа в условиях крупного города является постоянно действующей, состоит из представителей большинства служб, необходимых при осмотре места происшествия и организации поисковых мероприятий, и способ-на в минимальный срок приступить к работе. В условиях небольшого органа внутренних дел в сельской местности комплектование группы требует значительного времени, особенно если в отделе нет некоторых категорий сотрудников, необходимых при осмотре (эксперты, кинологи).

Успех в раскрытии преступления по «горячим следам» во многом зависит от организованности действий всех сотрудников на месте преступления. Ответственным за осмотр места преступления является следователь. Оперативные работники оказывают ему помощь, выполняют его поручения. Но это не означает дублирование действий друг друга. Сложившаяся практика определяет следующие направления работы оперативных сотрудников на месте происшествия:

1. Определение границ и организация ох-

раны места кражи, если ранее это не было проведено.

2. Установление времени совершения преступления.

3. Установление и опрос всех лиц, первыми обнаруживших или оказавшихся на месте кражи.

4. Установление и опрос лиц, которым что-либо известно о преступниках, их приметах, направлении отхода. Данные сведения сообщаются в дежурную часть органа внутренних дел с целью организации их перехвата. С учетом обстоятельств принимается решение о преследовании преступников силами следственно-оперативной группы.

5. Обследование местности и строений, прилегающих к объекту кражи, а также пути движения преступников с целью возможного обнаружения вещественных доказательств.

6. Непосредственно изучается способ совершения кражи, предполагаемые орудия взлома. Особенно важно это при кра-жах из касс предприятий, учреждений, организаций. Для вскрытия сейфа (железного ящика) могут применяться газоэлектросварочная аппаратура, ключи, отмычки. В данном случае с помощью специалистов можно сделать выводы о квалификации преступника, его «профессиональных» навыках, физических способностях и т.д.

7. Изучается режим охраны, дислокация постов, состояние сигнализации, режим функционирования объекта, круг лиц, имевших доступ к нему.

8. Определяется время, необходимое для совершения преступления.

9. В ряде случаев представляется возможным определить следы, которые могут остаться на теле, одежде преступника при проникновении его в помещение во время взлома и соприкосновении с химическими ловушками.

10. Особенно тщательно выявляется похищенное: его приметы, номера, вес, габариты и другие специальные признаки.

11. Совместно со следователем и экспертами определяется: какие следы оставлены преступниками, их динамика, что позволяет в ряде случаев установить рост, возраст, пол человека, направление движения, использование транспортных средств, их характеристика.

12. Устанавливаются обстоятельства, способствующие совершению кражи (отключение или повреждение сигнализации, отсутствие по каким-либо причинам охраны, прерывание подачи электроэнергии, про-

ведение ремонта и т.д.). Устанавливаются и проверяются лица, имеющие отношение к установлению охранной сигнализации, ее ремонту, эксплуатации.

13. В зависимости от собственности объекта проверяется возможность симуляции кражи с целью сокрытия недостачи. Это относится, прежде всего, к тем объектам, где материально ответственные лица работают по найму.

14. При совершении краж из торговых объектов в сельской местности устанавливаются лица, ранее проживавшие в данном населенном пункте, выехавшие по каким-либо причинам, периодически посещающие его. Они могут выступать в качестве наводчиков.

15. При совершении краж денежных средств из касс предприятий, учреждений определяется круг лиц, знавших о наличии денег в кассе, порядок их хранения, план помещения, распорядок работы и т.д. Это относится и к лицам, ранее работавшим на данном объекте.

16. Подробно выясняются приметы лиц незнакомых, посе-щавших объекты перед совершением кражи. Это относится, прежде всего, к торговым объектам и кассовым помещениям.

17. Немаловажное значение в настоящее время имеет изучение характера взаимоотношений между владельцами коммерческой структуры, где совершена кража, а также с другими коммерческими структурами в финансовой деятельности, конкуренция и др.

18. В зависимости от объема и веса краденого выясняется возможность его вывоза, минуя охрану. При выяснении данного вопроса необходимо иметь в виду возможность транспортировки краденого железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в другие регионы или государства.

Во время работы на месте происшествия идет непрерывный обмен информацией, получаемой следователем при выполнении процессуальных действий, оперативным сотрудником, проводящим поисковые мероприятия, и другими сотрудниками, принимающими участие в раскрытии кражи. В условиях сельской местности особенно важно использование возможностей участковых уполномоченных, хорошо знающих местное население. Информация, выходящая за пределы возможностей отработки непосредственно следственно-оперативной группой, сообщается в орган внутренних дел для ее проверки и реализации.

После осмотра места происшествия, как

правило, проводится совместный анализ всей информации, ее полноты, достоверности, определяются упущения и способы их устранения вплоть до повторного осмотра. Существующая практика про-ведения такого анализа с участием руководителей органа внутренних дел позволяет подключить к раскрытию преступления другие службы.

В раскрытии преступления большое значение имеет ориентировка о нем. Она несет двойную функцию: поисковую - для сотрудников, непосредственно обслуживающих криминогенные объекты по сбыту краденого, работающих с агентурой, занимающихся личным сыском, и учетную - фиксирующую предметы кражи, способ ее совершения, инициатора розыска, что обеспечивает возможность получения информации в течение длительного времени широким кругом органов внутренних дел и подразделений. Это особенно важно при получении сообщений о преступной деятельности лиц или изъятии вещей, принадлежность которых не установлена. Ориентировки направляются в вышестоящие органы внутренних дел для постановки на учет, в соседние отделы, органы транспортной милиции, а также в те подразделения, на территории которых, по мнению инициатора, могут находиться лица, имеющие отношение к совершению преступления.

Одновременно из учетных служб может быть получена информация о наличии сведений по способу совершения преступлений, особых примет преступников (если они имеются), характерных предметов хищения. Это особенно важно в случаях серийных краж.

Определенное значение в раскрытии преступных посягательств на объекты кредитно-финансовой сферы имеет оперативное обслуживание мест концентрации криминогенного элемента. Как правило, эти объекты известны сотрудникам милиции, особенно участковым инспекторам. Наличие агентуры на таких объектах позволяет получать значительный объем информации о совершении преступлений, как с указанием конкретных фактов, так и косвенно свидетельствующих о причастности посетителей к совершению имущественных преступлений (наличие вещей сомнительного происхождения, денег и др.).

Пристального внимания заслуживают лица, задерживаемые и доставляемые в отделы внутренних дел, вытрезвители, спецприемники в тех случаях, когда у них обнаруживаются предметы, свидетельствующие,

что владелец может заниматься кражами (отмычки, наборы ключей, орудия взлома, деньги, ценные вещи, которых объективно у задержанного быть не должно).

Разумеется, что весь этот комплекс мер, особенно в масштабах крупного города, области, невозможно осуществить одному органу внутренних дел. Важное место занимает деятельность вышестоящих структурных подразделений, прежде всего уголовного розыска. Нужно, чтобы информация в отношении возможной причастности разрабатываемых и других лиц, по-павших в поле зрения работников милиции, была доведена до сведения соответствующим органам внутренних дел.

Ответственным моментом является реализация полученных сведений. Совместно со следователем анализируются полученные материалы, намечаются мероприятия по процессуальному закреплению доказательств производства обысков, выемок, задержания, их очередности. При необходимости заранее готовятся условия, в которых будет проводиться внутрикамерная разработка, подбирается агентура. При большом объеме работы составляется план с указанием конкретных исполнителей.

В ходе реализации многоэпизодных дел с большим количеством участников важно правильно скоординировать действия всех членов оперативной группы. Здесь должны подключаться руководители органов внутренних дел или служб, обладающие не только опытом работы, но и властными полномочиями для корректировки и подключения всех возможностей, необходимых для получения положительного результата.

Организация взаимодействия уголовного розыска с другими службами и подразделениями органов внутренних дел выступает непременным условием быстрого и полного раскрытия преступлений. Правильно организованное взаимодействие позволяет избежать дублирования в работе, в комплексе осуществлять оперативно-розыскные, следственные и иные мероприятия по выявлению и изобличению виновных лиц, рационально использовать силы, средства и методы органов внутренних дел.

Формы взаимодействия могут быть са-

мыми различными; выбор той или иной из них зависит от характера и направленности проводимых мероприятий:

- совместное изучение оперативной обстановки с выработкой на этой основе комплекса необходимых мер с внесением предложений по совершенствованию борьбы с каким-то конкретным видом преступлений;

- организация и осуществление общими силами рейдов по выявлению лиц, склонных к совершению преступлений, а также проведение с ними профилактической работы (с привлечением участковых инспекторов, инспекторов по профилактике и по делам несовершеннолетних). В зависимости от особенностей работы по тем или иным видам преступлений, аппараты уголовного розыска используют и другие формы взаимодействия при организации и проведении мероприятий по их предупреждению и раскрытию.

Организуя взаимодействие по раскрытию конкретных преступлений, сотрудники уголовного розыска информируют личный состав своего УВД, ОВД об обстоятельствах преступления, приметах преступников и получают из других служб интересующие их сведения; ориентируют патрульно-постовые наряды и участковых инспекторов милиции на установление и задержание подозреваемых лиц; разрабатывают согласованные планы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; совместно со следователем, участковыми инспекторами и другими работниками осуществляют необходимые мероприятия.

При выполнении запланированных мероприятий работникам уголовного розыска приходится зачастую взаимодействовать не только со следователями, участковыми инспекторами и сотрудниками службы профилактики, но и с работниками ГАИ, вневедомственной охраны, специальных учреждений милиции, аппаратов оперативной службы, БЭП и других служб; широко используют они и помощь общественности.

Все эти формы взаимодействия так или иначе проявляются при организации работы по раскрытию краж, грабежей и разбойных нападений на объекты кредитно-финансовой системы.

Статья поступила в редакцию 22.02.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.